Главная / Начальные классы / Программа кружка "Занимательная грамматика" для 4 класса

Программа кружка "Занимательная грамматика" для 4 класса

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»


Рассмотрено на заседании Утверждаю

предметного методического объединения Директор школы:

протокол №_____ _____________Е. В. Туренко

от «_____» августа 2014 г протокол педагогического совета №__

Руководитель МО: от «____» сентября 2014 г.

________________Г. Г. Рудько






Рабочая программа

по кружку

«Занимательная грамматика»

для 4 класса.




Составитель рабочей программы:

Немец Татьяна Петровна,

учитель начальных классов.

Год составления: 2014 г.










г. Нижневартовск












1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла­нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля».

1.1. Рабочая программа по кружку «Занимательная грамматика» разработана для учащихся 4В класса, хореографический профиль общеобразовательной школы. Направление программы: интеллектуальное и общекультурное Тип программы: образовательный

1.2. Цель программы: расширение знаний программы курса «Русский язык» используя нетрадиционную и внеурочную формы работы, применение умений и навыков в нестандартных ситуациях. 1.3. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год (на 2014-2015 учебный год)

1.4. Основные принципы отбора материала

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретен­ных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана в соответствии с принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности.

Сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности обеспечивает устойчивость орфо­графического навыка, и организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить и закрепить те знания, которые важны при изучении русского языка.

1.5. Ожидаемые результаты

  • Учащиеся должны:

- Уметь применять знания с уроков русского языка на практике и в нестандартных ситуациях. – Уметь составлять и записывать словосочетания, предложения и тексты различного характера.

- Уметь решать речевые и языковые задачи.

- Знать правила написания слов и предложений и применять их для проверки.

- Различать орфограммы слов, части слова, части речи.

1. 6. Контроль и оценка результатов.

Формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-публичные выступления ребёнка;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение теоретических и практических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

1.7. Специфика класса. В классе обучается 27 учащихся: По исследованиям на начало учебного года в 4 классе, учащиеся показали следующий результат:

  • высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 29,5 %, средний уровень мотивации- у 16 учащихся -62,5 %, низкий уровень мотивации- 4 ученика-8%.

  • Учащиеся 4В класса способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием-14 человек, 58%.

  • Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-20 человек, 83%

  • Умеют контролировать свою деятельность по результату:

на среднем уровне - 62,5 % , на низком уровне -17% , на высоком - 21%.

  • Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне – 14 человек, 71%, у 29% учащихся – уровень ниже среднего.

  • Учащиеся 4 В класса имеют средний уровень работоспособности.

1.8. Художественно- эстетическая направленность.

Данная программа учитывает особенности учащихся 4В класса. Класс имеет хореографическое направление. Дети активны, любят танцевать, заниматься творчеством. Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы. Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Большое внимание на занятиях кружка уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок (занятие) –это творческий процесс постижения нового. Технологически урок(занятие) выстраивается по схемам: впечатление – понимание – принятие; переживание - отношение-освоение; осмысление – обобщение. Художественно-эстетическое направление рассматривается через внеклассную работу по предмету « русский язык». Рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, обогащение устной и письменной речи учащихся фразеологическими оборотами и видами устного народного творчества; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Эстетическая направленность предмета выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность. Рассмотрение произведений русского и современного искусства в художественном классе позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические чувства, видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Произведения искусства позволяют ввести ребенка в мир новых образов, которые он прежде не видел или заставляют увидеть знакомое совсем по- иному, с иной точки зрения.

2. Общая характеристика

2.1. В основу программы легла нормативно-правовая база: Закон РФ «Об образовании», федеральная программа развития образования, национальная доктрина образования в России, концепция модернизации российского образования.

В данной программе за основу были взяты теоретические и методические идеи программы кружка «Мой могучий русский язык», изложенные в научных и науч­но-методических работах Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А., Журжиной Ш.В. и Костроминой Н.В.

2.2. Цели программы: обеспечить полноценные знания терминологии русского языка, правил и принципов, умение анализировать материал изучаемый на уроках русского языка в 1-4 классах, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать; расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи программы: научить учащихся самостоятельно

- Находить и исправлять ошибки.

- Списывать тексты.

- Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов и перед согласными.

- Находить способы проверки безударных гласных в корне слова.

- Знать словарные слова.

Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.

Обучающие : - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - совершенствование знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие : - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие : - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

2.3. Общая характеристика учебного процесса. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся. Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии: - технология разноуровневого обучения; - развивающее обучение; - технология обучения в сотрудничестве; - коммуникативная технология. В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разно-уровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели - 34ч.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Русский язык».

4. Ценностные ориентиры содержания курса
Основной целью кружковых занятий является развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Расширение знаний по русскому языку способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Кружковая работа по русскому языку у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На внеклассных занятиях по русскому языку ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

5.1. Личностными результатами  кружковой деятельности учащихся являются следующие умения и качества:

  • Эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; 

сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, 

стремиться к совершенствованию собственной устной и письменной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к изучению языка; Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, логические и поисковые задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами  кружковой деятельности учащихся является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно по заданной теме формулировать цели кружковой деятельности;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем или в группе учащихся;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем и учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат логические и поисковые задания, проблемно-диалогическая технология.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

- Признаки гласных и согласных звуков.

- Буквы русского алфавита.

- Родственные слова.

- Антонимы, многозначные слова.

- Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

- Делить слова на слоги.

- Подбирать родственные слова.

- Объединять слова в группы.

- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

- Составлять текст по вопросам учителя.

- Работать со словарями.

- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

6. Тематическое планирование:

Дата

урока

Тема

Кол. часов

Способы достижения цели,

виды учебной деятельности.

01.09-06.09

08.09- 13.09

1-2

Повторение. Текст.

Предложение. Слово.

2

Формирование лингвистической интуиции. Работа в парах по составлению предложений с опорой на пары слов.

15.09-20.09

22.09-27.09

3-4

Предложение. Словосочетание. Текст.

2

Групповая работа на составление текста из предложений с опорой на установление характера взаимосвязей

29.09-04.10

06.10-11.10

5-6

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

2

Упражнения на формирование умения осуществлять группировку по нескольким признакам.

13.10-18.10

20.10-25.10

7-8

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

2

Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование нового уровня инициативы и самостоятельности.

27.10-01.11

10.11-15.11

9-10

Правописание безударных гласных в корне слова.

2

Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера.

17.11-22.11

24.11-29.11

11-12

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

2

Коллективная фронтальная работа над данной орфограммой, направленная на формирование логичной, аргументированной речи.

01.12-06.12

08.12-113.12

13-14

Правописание приставок.

Предлог и приставка.

2

Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять группировку по нескольким признакам.

15.12-20.12

22.10-27.12

15-16

Разделительный мягкий и твердый знак. Морфемный анализ слова.

2

Выполнение в парах упражнений поискового характера на правописание разделительного ь и ъ знаков.

12.01-17.01

19.01-24.01

17-18

Служебные части речи.

Синтаксис.

2

Индивидуальная самостоятельная работа на развитие воображения, парная работа по решению речевых задач путем анализа заданного образца.

26.01-31.0

02.02-07.02

19-20

Имя существительное. Словарные диктанты.


2

Самостоятельная работа по решению логически-поисковых заданий, развитие навыков контроля и самоконтроля.

09.02-14.02

16.02-21.02

24.02-28.02


21-22-23-

Имя прилагательное. Словарные диктанты.


3

Коллективная и самостоятельная работа на тренировку зрительной памяти. Выполнение в парах упражнений поискового характера.

02.03-07.03 09.03-14.03

16.03-21.03


24

25-26


Глагол. Найди и исправь ошибки.


3

Индивидуальная и парная работа на формирование стремления к размышлению и поиску, развитие чувств уверенности в своих силах.

30.03-04.04

06.04-11.04

13.04-18.04


20.04-25.04

27.04-02.05




04.05-08.05

11.05-16.05

27

28-29


30

31-




32

33

Местоимения и наречия.

Словарные диктанты.



Текст и его части. Построение и исправление текста.



Работа с деформированным текстом. Списывание.

3




2






2

Индивидуальная и парная работа, направленная на поиск закономерностей.


Индивидуальная самостоятельная работа на развитие концентрации внимания, парная работа по решению задач путем анализа заданного образца.


Самостоятельная работа по решению логически-поисковых заданий, развитие навыков контроля и самоконтроля. Оценка учителя.

18.05-23.05



34

Викторина «Мой могучий русский язык»

1

Групповая работа на нахождение верных решений в нестандартных ситуациях.



Итого

34 ч




7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

7. 1. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: Пособие для индивидуальной работы в школе и дома для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

  • 2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  • 3.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  • 4.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  • 5.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  • 6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. «Просвещение», 1991г.

  • 7.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Донецк. ПКФ “БАО”,1997г.

  • 8.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  • 9.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  • 10. В.Т. Голубь, Контроль и учет знаний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. Воронеж. 2014 год.

7.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения относятся:

  • Интерактивная доска, проектор, телевизор, магнитные доски;

  • компьютер ( с выходом в Интернет). Ноутбуки (мобильный кабинет.)

наличие лингвистических словарей; измерительные приборы.

  • наличие карточек с играми и заданиями настольные и демонстрационные на магнитных носителях;

  • наличие дидактических тетрадей, текстов для работы на занятиях. Слайды, аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие тематике программы.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.

Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках. Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе:

Учебное электронное издание «Начальная школа. 1-4 классы» -ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.

7.3. Рекомендуемая литература

Словари и справочники:

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку.

Панов Б. Г. «Школьный грамматико–орфографический словарь русского языка»,

«Орфограммы в таблицах и схемах», Тихомирова Л. Ф.»Развитие логического мышления детей», «Развитие познавательных способностей детей», Ушакова О. Д. «Пословицы, стихи и загадки о русском языке», «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», «Орфографический разбор слова», «Почему так говорят», «Орфографический словарь».

  • Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.

  • Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.

Васильева М.А., Суворова Г.В. Проверочные работы по русскому языку в начальных классах

9



Программа кружка "Занимательная грамматика" для 4 класса
  • Начальные классы
Описание:

 Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла­нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу  в 4  классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля».                                                                              Рабочая программа по  кружку «Занимательная грамматика» разработана для учащихся     4В класса,  хореографический профиль общеобразовательной школы. Направление программы: интеллектуальное и общекультурное                                                                       Тип программы: образовательный

Автор Немец Татьяна Петровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2896
Номер материала 20707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓