Главная / Технология / Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»






Авторская педагогическая разработка

адаптационная, комбинаторная, радикальная

hello_html_25232413.gifнужное подчеркнуть



«Умелые ручки»

название



Форма учебная, воспитательная программа, УМП,концепция, методические рекомендации





Автор разработки:

Номаконова

Александра Петровна

учитель технологии

МБОУ «СОШ №17»










г.Усолье-Сибирское

2014 год




«Без зачатков положительного и прекрасного

нельзя выходить человеком в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь» Ф.М.Достоевский.


Пояснительная записка

Видеть красоту предметов декоративно -  прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

     В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа кружка «Умелые ручки».

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, но не перестаёт быть и в наше время неисчерпаемым источником. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений и развивается не только в памяти о прошлом, но и в обретении настоящего живого переживания образа. Прошлое в народном творчестве преобразуется, но не умирает, всегда сохраняет полноту живого цельного мира, формирует культурную память.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Основу декоративно-прикладного искусства составляет ручной творческий труд.

Разработка призвана ознакомить учениц с широким кругом технологических знаний по декоративно-прикладному искусству, способствовать их политехническому, экономическому и экологическому образованию, воспитывать потребность в труде как в источнике не только материального благополучия, но и духовного развития; формировать убежденность, что свободный, независимый труд – главное условие подлинной свободы личности.

Актуальность. Упор в программе кружка «Умелые ручки» сделан на развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся, что в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у учениц компетенции в области декоративно – прикладного искусства и изучение народных традиций в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс создания работ в технике «Вышивка лентами», «Ручное ковроткачество» и других видов работ по декоративно-прикладному творчеству. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества: познакомить с историей вышивки, нетрадиционными способами получения ковровых изделий; освоить технологические приёмы мастерства; применять их на практике.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности детей, воспитанию воли и характера;

  • формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;

  • обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом художественных средств;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных в технике ковроткачества, художественная вышивка;

  • знакомству детей с историей развития этих видов декоративно-прикладного искусства, с народными традициями в данных направлениях.

Программа «Умелые ручки» рассчитана на пять лет и включает в себя следующие разделы:

1.Нетрадиционные способы получения ковровых изделий: ручное ковроткачество, с использованием ткацкой иглы; гильоширование (художественная обработка ткани, основанная на сварном соединении деталей); ворс на сетке, с использованием крючка.

2. Художественная вышивка: бисером, лентами, нитками.

3. Лоскутное шитьё


Основные цели и задачи образовательного процесса.

Цели:

  • Познакомить учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области декоративно-прикладного творчества.

  • Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности.

  • раскрыть перед учениками социальную роль декоративно – прикладного народного искусства.

  • Формировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками.

  • Познакомить учащихся с нетрадиционным способоми получения меха, художественной вышивкой.

  • Познакомить с цветом и его ролью в цветовом круге, гармоничном сочетании цветов, контрастов в цвете.

  • Создать условия для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками при выполнении творческих работ.

  • Развивать творческий потенциал.

Задачи

Образовательные:

  • Формирование специальных знаний по предмету (получение ковровых изделий нетрадиционными способами, художественная вышивка с использованием различных материалов, лоскутное шитьё, выполнение творческих работ).

  • Научиться пользоваться специальной литературой для получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства разных стран.

  • расширять и углублять знания учащихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, изобразительное искусство, история, химия;

  • Соблюдение технологической последовательности при выполнении творческих работ;

  • Приобретение технических знаний, умений и навыков в выполнении практических изделий;

  • формировать умение самостоятельной разработки и выполнение творческих проектов в технике "Ковроткачество», «Вышивка».

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно – прикладному творчеству;

  • Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению, культуры поведения и общения в коллективе;

  • Формирование потребности добросовестного отношения к труду, аккуратности в работе;

  • Формирование умения проектировать свое будущее с позиции нравственно, эстетически и интеллектуально развитой личности;

  • Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культу

Развивающие:

  • Расширение кругозора;

  • Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

  • Раскрепощение ребенка;

  • Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления;

  • Развитие проектных способностей на основе полученных знаний о прошлом, осмысление этих знаний с позиции настоящего и конструирования идеала своего будущего.

  • Развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, особенного, единичного).

  • Развитие стремления самостоятельно сделать законченную и художественно оформленную вещь.

  • Развитие мелкой моторики кисти рук.

Система диагностики.

Комплектация учебных групп проводится с учетом:

а) возраста обучающихся

б) уровня подготовленности

в) направленности интересов

На основе анализа, проблем и индивидуальных особенностей учащихся подбираются темы образовательной программы, устанавливается уровень сложности, смена форм и методов учебного процесса.

На начальном этапе обучения все диагностические данные заносятся в журнал, дополняются сведения об успехах в творчестве.

В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками и приёмами работы в данном направлении требуется:

- знание школьной программы по предмету

  • дополнительное время на изучение

  • усидчивость, собранность

Большое влияние уделяется внутреннему миру каждого обучающегося: интересы и занятия ребенка, успехи в школе, его здоровье. Очень часто на занятиях наблюдается у детей быстрая утомляемость, пассивность, потеря интереса к работе, поэтому приходится с такими учениками проводить индивидуальную работу, переключать их внимание на другие темы, повышающие интерес к восприятию программного материала.


Формы и методы проведения занятий.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов), использованием презентаций по темам. Основное место отводится практическому обучению, которое включает выполнение графических зарисовок, поэтапность технологических операций, создание различных изделий по декоративно-прикладному искусству, которые должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера и т.д. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий, избирается общий совместный и наиболее интересный и правильный вариант выполнения изделия.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с учениками строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, тактичного отношения к личности ребенка. Важен индивидуальный подход.

В первые два года обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично поисковые (в форме игры или конкурса). Последующие года обучения носят исследовательский характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний и умений по разделам

Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг друга, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом.

Уровень знаний учащихся всех групп оценивается в процессе выставок, конкурсов, викторин, различных мероприятий.


Традиционная схема организации занятий:

  • Анализ посещаемости и назначение дежурных.

  • Сообщение темы, демонстрации методических пособий.

  • Практическая деятельность.

  • Показ лучших работ и анализ ошибок.

Принципы контроля. Учет результатов работы.

  • Старательность и настойчивость в работе.

  • Систематичность

  • Индивидуальный подход, хорошее владение техникой работы

  • Достижение конечного результата

  • Поощрение

  • Самостоятельность и оригинальность замысла

  • Ведение журнала: учет посещаемости

  • Участие в школьных, городских выставках, конкурсах и получение дипломов, почетных грамот.

Массовая работа.

Конкурсы и викторины в виде соревнования.

Участие в различных выставках

День открытых дверей.

Содержание программы «Умелые ручки» реализуется на основе следующих методов:

  • проблемно поисковый метод;

  • метод коллективного осмысления;

  • частично - поисковый метод;

  • объяснительно и иллюстративный метод;

  • проектный метод.

При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся.

Формы проведения итогов реализации кружковой программы «Умелые ручки» и критерии оценки.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств (любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков).

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:

  • Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

  • Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

  • Контрольные работы на время. Устраиваются для проверки навыков выполнения . умения подбирать цвета, самостоятельно выполнять практическую работу по заданной теме.

  • После нескольких изученных приемов работы с различным инструментом предусматриваются занятия по повторению правил техники безопасности при работе с инструментом, оборудованием и др.

  • Проведение выставок изделий, с обсуждением каждой выполняемой работы.

  • Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в муниципальных, региональных конкурсах и выставках.


Ожидаемые результаты.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

 

1 год обучения

     Учащиеся должны знать:

  • виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в вышивке, лоскутном шитье и при создании ковриков на сетке;

  • характерные особенности ковровых изделий выпускаемой промышленностью;

  • возможности использования пряжи, ниток для создания композиций;

  • роль цвета и принципы формообразования, композиции.

  • технологические приемы вышивания простых швов, лоскутного шитья, получения ворса на сетке;

   Учащиеся должны уметь:

  • подготавливать инструменты и приспособления к работе;

  • составлять несложные композиции для вышивания, аппликаций и ковриков;

  • переводить рисунок для вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки к работе, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать нитки мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

  • составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок;

  • размещать и использовать выполненные работы в интерьере дома;

 

2 год обучения

    Учащиеся должны знать:

  • историю развития и возможности техники вышивки бисером;

  • инструменты, материалы, приспособления для вышивки;

  • способы перевода рисунка на ткань;

  • приёмы вышивки бисером или блёстками;

  • правила ухода за изделиями с отделкой бисером, блёстками.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать и составлять рисунки для вышивки;

  • пользоваться инструментами;

  • подбирать материал для вышивки бисером;

  • выполнять основные приемы вышивки бисером и блестками;

  • выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой бисером;

  • оформлять готовую работу

 3 год обучения

 Учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • сведения о народных промыслах России;

  • основы материаловедения (волокна химического происхождения);

  • характерные особенности ковровых изделий, выпускаемых промышленностью;

  • ручные приемы получения искусственного меха;

  • историю применения лент для украшения одежды и быта;

  • инструменты и приспособления, ленты для вышивки;

  • способы закрепления шва;

  • основные приёмы ухода за готовыми изделиями

Учащиеся должны уметь:

  • Правила безопасности труда и личной гигиены;

  • Сведения о народных промыслах России;

  • Основы материаловедения (волокна химического происхождения);

  • Характерные особенности ковровых изделий, выпускаемых промышленностью;

  • Ручные приемы получения искусственного меха.

  • Историю применения лент для украшения одежды и быта;

  • Инструменты и приспособления, ленты для вышивки;

  • Способы закрепления шва.

 

 









Тематический план

1-й год обучения


п/п

Т Е М А

Кол-во часов

Всего

Теор.

Прак.

Введение




История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов




Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты)




Применение вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Выбор изделия.




Технология ручной вышивки




Отделка края вышитого изделия.




Лоскутное шитьё




Нетрадиционные способы получения ковровых изделий. Коврик на сетке.




Использование ковровых изделий в оформлении интерьер




Изготовление коврика на сетке




Оформление и отделка изделий.










И Т О Г О:





Программа 1-го года обучения.

Введение

Общие сведения о вышивке. Народные ремесла и промыслы России. Виды вышивок. Квалификационные требования к профессии вышивальщицы. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки.

История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов

Сведения по истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Вышивальные промыслы России. Крестьянская и городская вышивки. Характерные черты изучаемого вышивального промысла (используемый материал, цветовая гамма, количество сложений нити, приемы вышивки).

Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты)

Общие сведения о древней вышивки (материалы, инструменты, характерные орнаменты). Крестьянская и городская вышивки в средние века (возникновение пялец и совершенствование их конструкции, появление металлической иглы, различия крестьянской и городской вышивок по используемому оборудованию, тканям, нитям, орнаменту). Появление машинной вышивки и вышивальных фабрик в конце 19-20 в. Развитие вышивальных промыслов России. Профессия «вышивальщица».

Применение вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Выбор изделия

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой (салфетки, картины, блузки). Выбор изделия.

Технология ручной вышивки

Способы перевода вышивки на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки. Понятие об односторонней и двусторонней вышивке. Счетная и свободная вышивки. Технологии выполнения швов: стебельчатый, тамбурный, роспись, козлик. Односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная гладь.

Отделка края вышитого изделия

Способы отделки края вышитого изделия. Обработка угла. Мережки. Технология выполнения мережек. Обработка вышитого изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка).

Лоскутное шитьё

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Технология изготовления изделий из лоскутков, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение вида ткани, определение направления долевой нити на ткани. Техника лоскутного шитья. Изготовление прихватки. Составление эскиза, варианты композиций. Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Беседа о роли изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере. Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка

Нетрадиционные способы получения ковровых изделий. Коврик на сетке. Способы получения ворсового полотна нетрадиционным способом. Вышивка ковровой иглой. Использование вязального крючка, швейной машины, иглы при изготовлении ковровых изделий. Нетрадиционные приемы.

Использование ковровых изделий в оформлении интерьер

Отделка интерьера жилища ковровыми изделиями. Выбор рисунка для выполнения коврика.

Изготовление коврика на сетке

Подготовка сетки, пряжи. Способы перевода рисунка на ткань. Приёмы работы крючком, иглой. Правила выполнения петлистого стежка. Техника выполнения петлистого стежка. Художественное и декоративное решение композиции на сетке.

Оформление и отделка изделий.

Обработка изнаночной стороны. Оформление коврика.

Предлагаемые изделия для выполнения творческих проектов:

  1. Коврики для ванной комнаты.

  2. Детский коврик.

  3. Картины – миниатюры.

  4. Чехлы для диванных подушечек.

  5. Салфетки

  6. Прихватки

Перечень лабораторно – практических заданий при выполнении проектов:

  1. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.

  2. Приёмы работы с инструментами

  3. Способы получения ворсового полотна нетрадиционным способом, технология вышивки, технология лоскутного шитья. Приемы выполнения.

  4. Цветовая гармония. Композиция. Контраст.

  5. Выбор рисунка. Увеличение (уменьшение) рисунка.

  6. Перевод рисунка на сетку.

  7. Оформление изделий.






Тематический план

II - й год обучения



п/п

ТЕМА

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.


Вводное. Из истории бисера.





Технология выполнения простых приёмов вышивки





Способы выполнения шитья по счёту





Вышивка блестками





Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, зубцы)








Творческий проект. Составление эскиза





Планирование технологического процесса





Технологический процесс





Защита





ИТОГО:





Программа II-го года обучения.


Вводное. Из истории бисера

Задачи и план работы курса. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

Родословная стеклянной бусинки. Венецианские бусы и бисер. Наследие индийских племен. Развитие бисерного искусства в России. “Золотой век” русского бисера. Демонстрация иллюстраций, изделий в материале. Знакомство с инструментами и материалами. Требования ТБ.

Технология выполнения простых приемов вышивки

Организация рабочего места.

Приемы работы и правила выполнения:

шитья в прокол (шов вперед иголка, шов за иголку), шитья вприкреп.

Практическая работа: Вышивание бисером приемами в прокол, шитья вприкреп.

Способы выполнения шитья по счёту

Приёмы работы и правила выполнения вышивки шитьём по счёту (прямые или косые стёжки шва полукрест).

Практическая работа: Выполнение образов приёмом вышивка на счёту.

Украшение косметички (или другой вещи) вышивкой бисером. (Небольшой мотив).

Вышивание блёстками

Приёмы нашивания блёсток на ткань с помощью бисера. Украшение изделия стеклярусом. Применение вышивки блёстками в различных изделиях.

Практическая работа: украсить косметичку ( или другой предмет) вышивкой используя блёстки.

Оформление изделий бисером (бахрома, фестоны из петель, ажурными зубцами).

Приёмы оформления края изделия бахромой, фестонами из петель, ажурными зубцами используя бисер, бусины или стеклярус. Правила их выполнения. Изделия, в которых использованы эти приёмы.

Творческий проект. Составление эскиза.

Материалы, инструменты для выполнения эскизных работ, использование готовых фрагментов. Практическая работа: Составление эскиза.

Планирование технологического процесса. Технологический процесс

Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение гигиены труда и правил ТБ.

Защита

Форма представления защиты. Логичность, четкость и ясность изложения. Наглядность. Самоанализ. Реклама.



Предлагаемые изделия для выполнения творческих проектов:

  1. Картины – миниатюры.

  2. Косметички

  3. Украшение одежды

Перечень лабораторно – практических заданий при выполнении проектов:

  1. Пробные упражнения по выполнению элементов оформления края

бисером и стеклярусом.

  1. Составление эскиза.

  2. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.

  3. Приёмы работы с инструментами

  4. Выбор рисунка. Увеличение (уменьшение) рисунка.

  5. Перевод рисунка на ткань

  6. Оформление изделий.





























Тематический план

III-й год обучения.



п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

Вводное занятие.





Нетрадиционные способы получения ковровых изделий.





Использование ковровых изделий в оформлении интерьера.





Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.





Выполнение изделий в технике «Гильоширование».





Оформление и отделка изделий.





Вышивка лентами. Вводное занятие.




Техника вышивания шёлковой лентой. Общие сведения




Швы и техника. Тамбурный шов.





Розы из лент




Работа над созданием панно «Букет».





Окончательная обработка изделия.    





ИТОГО:





Программа III -го года обучения.

Вводное занятие.

Общие сведения о художественном ковроткачестве. Народные ремесла и промысла России. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для ручного ковроткачества.

Нетрадиционные способы ковроделия.

Способы получения ворсового полотна нетрадиционным способом. Вышивка ковровой иглой. Использование вязального крючка, швейной машины, иглы при изготовлении ковровых изделий. Нетрадиционные приемы.

Использование ковровых изделий в оформлении интерьера.

Отделка интерьера жилища ковровыми изделиями. Выбор изделия для выполнения творческого проекта.

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

Понятие «Эскиз», «Рисунок», «Композиция». Основные и составные цвета, теплые и холодные, контраст. Подбор рисунка для изделия. Цветовое решение. Подбор материала, пряжи. Волокна химического происхождения.

Выполнение изделий в технике гильоширования.

Подготовка ткани, пряжи. Способы перевода рисунка на ткань. Заправка пряжи в трубочку. Оплавление пряжи на огне. Фиксация вязкой горячей капли на ткани (по рисунку). Последовательность заполнения элементов рисунка ворсом (пряжей). Соединение пряжи разных оттенков. Художественное и декоративное решение композиции на ткани. Роль черного цвета в ковровых изделиях.

Оформление и отделка изделий.

Виды и способы оформления отделки изделий (бахрома, кисти, обметывание, рамка и др.).

Вышивка лентами. Вводное занятие.

Общие сведения о вышивке лентами. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вышивке лентами.

Техника вышивания шёлковой лентой. Общие сведения.

Заправка ленты в иглу, закрепление ленты на ткани. Стежки при вышивании шёлковой лентой

Швы и техника. Тамбурный шов.

Способы перевода рисунка на ткань. Предварительная разметка с помощью специальных мелков. Простейшие стежки: за иголку, кружевной, петля, тамбурный. Закрепление лент.

Розы из лент.

Выбор ленты для изготовления объёмной розы. Технологическая последовательность изготовления плиссированной розы, скрученной. Профессиональные советы. Применение розы для украшения.

Работа над созданием панно «Букет».

Создание композиции. Схемы узоров. Цветы из узелков. Перевод рисунка на ткань. Вышивание панно с применением изученных способов выполнения швов.

Окончательная обработка изделия.

Требование к готовому изделию. Оформления изделия в рамку.  

  



Предлагаемые изделия для выполнения творческих проектов:

  1. Картины – миниатюры.

  2. Чехлы для диванных подушечек.

  3. Панно из роз

Перечень лабораторно – практических заданий при выполнении проектов:

  1. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.

  2. Приёмы работы с инструментами

  3. Способы перевода рисунка

  4. Способы получения ворсового полотна способом «Гильоширование»

  5. Приемы выполнения роз из шёлковых лент.

  6. Цветовая гармония. Композиция. Контраст.

  7. Выбор рисунка. Увеличение (уменьшение) рисунка.

  8. Перевод рисунка на ткань.

  9. Заполнение элементов рисунка пряжей с использованием крючка.

  10. Создание панно «Букет»

  11. Оформление изделий.














         

Литература.

  1. Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл., Москва «Просвещение», 1992 .

  2. Современное узорное ткачество. Н.С. Королева, Л.А. Кожевникова, издательство «Легкая индустрия», Москва, 1970 .

  3. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие». Научное издание «Большая Российская энциклопедия», Москва, 1999 .

  4. Научно-методический журнал «Школа и производство» №4 – 2002г., №7 – 2005г.

  5. А.А. Пинский Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента. профильная школа – 2003г.

  6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Технология". Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004г.

  7. Т.В. Челышева Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область "Искусство" учебно – методическое пособие. М.: 2003г.

  8. М.Б. Романовская Метод проектов. Образовательная область "Технология". М.: 2002г

  9. Кирякина С.Б. Бисер и изделия из него // Рукоделие. АО Асцедент.,1994.

  10. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия .-М.,2003.

  11. Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка.-М.,1972.

  12. Анцыгина А.А. Учимся вышивать.-Чебоксары., 1992.

  13. Аполозова Л. Украшения из бисера. М., - 1999.

  14. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия .-М.,2003.

































15


Программа кружка "Умелые ручки"
  • Технология
Описание:

Программа кружка "Умелые ручки" призвана ознакомить учениц с широким кругом технологических знаний по декоративно-прикладному искусству, способствовать их политехническому, экономическому и экологическому образованию, воспитывать потребность в труде как в источнике не только материального благополучия, но и духовного развития; формировать убежденность, что свободный, независимый труд – главное условие подлинной свободы личности.

Актуальность. Упор в программе кружка  «Умелые ручки» сделан на развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся, что в настоящее время является одной из наиболее  актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у учениц компетенции в области декоративно – прикладного искусства и изучение народных традиций в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

Автор номаконова александра петровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 809
Номер материала 9236
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓