Главная / Начальные классы / программа кружка "Умелые руки"

программа кружка "Умелые руки"

ПРОГРАММА

кружка

«Умелые руки»

4 класс

Автор: учитель начальных классов Назаркина Татьяна Владимировна

Казахстан Северо-Казахстанская область Тайыншинский район

г. Тайынша КГУ «Средняя школа № 3 г. Тайынша»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед современным учителем стоит задача создать личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.

Цели кружковой работы

  • 1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

  • 2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

  • 3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.



Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

  • способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;

  • самостоятельно выполнять чеканку;

  • контролировать правильность выполнения работы.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Вводная беседа (1 час).

Работа с бисером (12 часов).

  • Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

  • Плетение веточек для дерева.

  • Изготовление ствола из гипса.

  • Искусство бонсай.

Работа с бумагой и бросовым материалом (3 часа).

  • Изготовление настольных органайзеров из картонных трубок (подбор, изготовление выкроек, сбор и декорирование)

Изготовление топиариев (10 часов).

  • Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

  • Изготовление основы, ствола, гипсование и декор.

Художественное творчество (7 часов)

  • Лепка из пластики.

  • Выполнение работ в технике монотипии.

  • Симметричное вырезание.

  • Квиллинг

Подведение итогов (1 час).

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • применение линогравюры, монотипии, туши;

  • применение чеканки в жизни;

  • Календарно - тематическое планирование

Тема

часы

сроки

1

1

Вводное занятие

1


Работа с бисером (12 часов)

2

1

Знакомство с инструментами для бисероплетения

1


3

2

Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

1


4-7

3-6

Изготовление веточек в петельной технике

4


8-9

7-8

Сбор веточек

2


10

9

Изготовление ствола из гипса

1


11-12

10-11

Декорирование композиции

2


13

12

Обмен опытом

1


Работа с бумагой и бросовым материалом (3 часа)

14

1

Работа по составлению основы для органайзера

1


15

2

Изготовление фактурного покрытия

1


16

3

Декор изделия

1


Изготовление топиариев (10 часов)

17

1

Виды топиариев. Материалы и инструменты

1


18

2

Основа для кроны

1


19

3

Изготовление ствола.

1


20

4

Крепление топиария в горшочке

1


21-23

5-7

Декор кроны

3


24-25

8-9

Декорирование горшочка

2


26

10

Обмен опытом

1


Художественное творчество (7 часов)

27

1

Знакомство с пластикой и её свойствами. Лепка роз и листьев.

1


28

2

Монотипия

1


29

3

Изготовление бирочек

1


30-31

4-5

Симметричное вырезание

2


32-33

6-7

Квиллинг

2


34

1

Подведение итогов (1 час)

1




Список литературы.

  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

  • М.А.Гусакова “Аппликация”

  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

  • Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  • Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

  • Н.М.Конышева “Умелые руки”




программа кружка "Умелые руки"
  • Начальные классы
Описание:

ПРОГРАММА

кружка

«Умелые руки»

4 класс

Автор: учитель начальных классов Назаркина Татьяна Владимировна

Казахстан Северо-Казахстанская область Тайыншинский район

г. Тайынша        КГУ «Средняя школа  № 3 г. Тайынша»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед современным учителем стоит задача создать личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.

Цели кружковой работы

·         1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

·         2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

·         3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

 

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи

·      развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

·       учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

·      способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;
  • самостоятельно выполнять чеканку;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Вводная беседа (1 час).

Работа с бисером (12 часов).

  • Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).
  • Плетение веточек для дерева.
  • Изготовление ствола из гипса.
  • Искусство бонсай.

Работа с бумагой и бросовым материалом (3 часа).

  • Изготовление настольных органайзеров из картонных трубок (подбор, изготовление выкроек, сбор и декорирование)

Изготовление топиариев (10 часов).

  • Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
  • Изготовление основы, ствола, гипсование и декор.

Художественное творчество (7 часов)

·         Лепка из пластики.

·         Выполнение работ в технике монотипии.

·         Симметричное вырезание.

·         Квиллинг

Подведение итогов (1 час).

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение линогравюры, монотипии, туши;
  • применение чеканки в жизни;

·         Календарно - тематическое планирование

Тема

часы

сроки

1

1

Вводное занятие

1

 

Работа с бисером  (12 часов)

2

1

Знакомство с инструментами для бисероплетения

1

 

3

2

Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

1

 

4-7

3-6

Изготовление веточек в петельной технике

4

 

8-9

7-8

Сбор веточек

2

 

10

9

Изготовление ствола из гипса

1

 

11-12

10-11

Декорирование композиции

2

 

13

12

Обмен опытом

1

 

Работа с бумагой и бросовым материалом (3 часа)

14

1

Работа по составлению основы для органайзера

1

 

15

2

Изготовление фактурного покрытия

1

 

16

3

Декор изделия

1

 

Изготовление топиариев (10 часов)

17

1

Виды топиариев. Материалы и инструменты

1

 

18

2

Основа для кроны

1

 

19

3

Изготовление ствола.

1

 

20

4

Крепление топиария в горшочке

1

 

21-23

5-7

Декор кроны

3

 

24-25

8-9

Декорирование горшочка

2

 

26

10

Обмен опытом

1

 

Художественное творчество (7 часов)

27

1

Знакомство с пластикой и её свойствами. Лепка роз и листьев.

1

 

28

2

Монотипия

1

 

29

3

Изготовление бирочек

1

 

30-31

4-5

Симметричное вырезание

2

 

32-33

6-7

Квиллинг

2

 

34

1

Подведение итогов (1 час)

1

 

               

 

Список литературы.

·      Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

·      С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

·      А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

·      М.А.Гусакова “Аппликация”

·      М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

·      Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

·      Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

·      М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

·      Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

·      Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

·      Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

·      Н.М.Конышева “Умелые руки”

 

 

 

Автор Назаркина Татьяна Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1351
Номер материала 47459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓