Главная / Начальные классы / Программа кружка "Умелые ручки".

Программа кружка "Умелые ручки".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ИЗОПЛИТ

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ



Согласовано Утверждаю

На заседании МС школы Приказ от _____ 2013 г.

__________ 2013 г. директор школы

Протокол №______ от ______ __________________

Председатель МС Шлякова М. Н.







Программа

кружка

"Умелые ручки".









Алексеева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов.









2013


«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.


Пояснительная записка.


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

  Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год (34 часа). Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.

 В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с бросовым материалом», «Рукоделие из ниток», «Работа с соленом тестом», «Работа с тканью».

     В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.


Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.


Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.


Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;


Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.


Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.


Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

    

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздников.








Содержание курса

1.Вводное занятие

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с разными инструментами. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д. ). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.


2. «Работа с природным материалом». (3 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.


3. «Работа с пластилином». (4 часа)

Пластилин — искусственный пластичный материал для лепки. Он предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. Лепка из пластилина способствует развитию фантазии и трудовых навыков.


4. «Работа с бумагой и картоном». (8 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.


5. «Работа с бросовым материалом». (7 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  


6. «Рукоделие из ниток». (4 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.


7. «Работа с соленом тестом» (4 часа)

С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье. Уникальный материал - соленое тесто: экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Его можно использовать в технике коллажа, раскрашивать после приклеивания, лепить из цветного и тонированного теста, включать в композиции различные предметы (бусины, бисер, природный материал).

Занятия с соленым тестом комплексно воздействуют на развитие ребенка – повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук, способствует усидчивости и внимательности, а также раскрывают в ребенке творческое начало.


8. «Работа с тканью». (2 часа)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

9. Отчётная выставка – ярмарка работ школьников

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставке – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.




















Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.










































Календарно-тематическое планирование

(34 часа)


п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

Дата

проведения

план

по факту







1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1 час



«Работа с природным материалом». (3 часа)



2.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1 час



3.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1 час



4.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1 час



«Работа с пластилином»(4 часа)

5.

«Печатаем» рисунки

Лепка

1 час



6.

«Рисуем» жгутиками

Лепка

1 час



7.

Беседа «Пластилинография». «Весёлые» зверушки

Лепка из отдельных частей

1час



8.

«Раскрашиваем» с помощью пластилина

Лепка

1час



«Работа с бумагой и картоном». (8 часов)


9.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

1 час



10.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1 час



11.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

1 час



12.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1 час



13.

Дерево настроения

Скручивание бумаги

1 час



14.

«Ангелочек»

Бумагапластика

1 час



15.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание

1 час



16.

Снежинки-балеринки

Моделирование, вырезание

1 час



«Работа с бросовым материалом». (7 часа)

17.

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

1 час



18.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1 час



19.

«Добрая коровушка»

Моделирование.

1 час



20.

Поделки ватные, такие приятные.

Аппликация из ваты и бумаги.

1 час



21.

Поделка из перьев и пуха «Лебёдушка».

Аппликация из перьев и пуха.

1 час



22.

Игрушка из капсулы киндер – сюрприза.

Моделирование, конструирование

1 час



23.

Игрушка из скорлупы яйца.

Аппликация, роспись

1 час



«Рукоделие из ниток». (4 часа)



24.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час



25.

Открытка «Сердечко»

Изонить

1 час



26

Изготовление закладки из ниток

Плетение




27.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час



«Работа с соленым тестом». (3 часа)

28.

Брелки «Ягодка», «Бабочка», «Машинка»

Лепка.

1 час



29.

Цветное тесто. Божья коровка.

Лепка.

1 час



30.

Цветное тесто. Гусеница.

Лепка.




31.

Цветное тесто. Черепаха.

Лепка.




«Работа с тканью». (2 часа)



32.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1 час



33.

Мягкая игрушка «Кот-мечтатель»

Шитье.

1 час



«Отчётная выставка – ярмарка работ школьников»

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.


1 час



































Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  • фломастеры

цветные карандаши

  • ножницы канцелярские с закругленными концами

  • кисточка для клея и красок

  • иголки швейные

  •  доски для работы с пластилином

Материалы:

  •  пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  • картон белый и цветной

  • ткань: ситец однотонный и цветной

  • перья

  • капсулы киндер – сюрприза

  • вата

  • нитки швейные – белые, черные и цветные

  • шерстяная пряжа

  • клей ПВА

  • ватные диски

  • природный материал (шишки, желуди, листья и т.д.)

  • бросовый материал (стружку карандашные, фантики и т.д.)

 









































Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

  1. О. В. Белякова «Поделки из природного материала» - Москва АСТ. 2010

  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 2001 г.

  3. М.А. Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

  4. М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

  5. Н.Н. Губенко «Пластилиновые фигурки животных», Эксмо-Пресс, 2012 г

  6. Н.С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  7. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.

  8. Г.И. Долженко «Поделки из бумаги и оригами», Академия Развития, 2011 г

  9. В. Преображенская «Поделки из ниток, пуговиц, бусин», Рипол-Классик, 2012 г.

  10. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/361645/

  11. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

  12. С. Ю. Ращупкина «Лоскутное шитье и аппликация», Рипол-Классик, 2011 г

  13. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009

  14. Т. Носова «Подарки и игрушки своими руками», Мозаика-Синтез, 2010 г

  15. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

  16. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

  17. С. Шухова «Поделки из всякой всячины» - Москва: Айрис-Пресс, 2008. 

  18. Е. Скоробогатова, З. Сомичева «Пластилиновая Азбука», Оникс, 2008 г.

  19. Ж.Ю. Шквыря «Поделки из бумаги», Клуб семейного досуга, 2011 г

  20. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов Автор: перевод с польского Прушковской М. Издательство: Мой мир ГмбХ &Ко 2006


Программа кружка "Умелые ручки".
  • Начальные классы
Описание:

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

 

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Автор Алексеева Надежда Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 724
Номер материала 42958
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓