Главная / Другое / Программа кружка "Школа юного лингвиста"

Программа кружка "Школа юного лингвиста"



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан










Программа дополнительного образования.

Кружок «Школа юного лингвиста»

(на 2014-2015 гг)










Составитель: учитель русского языка и

литературы Павлова Марина Михайловна

МБОУ «Тихоновская СОШ»

Менделеевского муниципального района РТ












Тихоново 2014

Пояснительная записка


  1. Кружок «Школа юного лингвиста» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Задачи  курса:

  1. закрепить формирование знаний о качествах идеальной речи;

  2. способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;

  3. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  4. продолжить формирование творческого мышления;

  5. подготовить к успешному выступлению на олимпиадах различного уровня;

  6. способствовать развитию товарищества, умения работать группе;

  7. воспитание инициативы, целеустремленности;

  8. научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

  9. способствовать усвоению основных базовых знаний по русскому языку; формированию ключевых понятий русского языка; освоению литературных норм: орфоэпических, грамматических, синтаксических, лексических и лексико-фразеологических, стилистических;

Основные принципы организации кружка:

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Образовательный продукт – творческий проект, конспект, тезисы.

Формы, методы, средства: обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся, интерактивность (ролевые игры, тренинги)


В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;

  • умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

  • вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;

  • отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;

  • высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;

  • адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;

  • соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения


Образовательные результаты изучения данного курса

могут быть выявлены и оценены в рамках следующих форм контроля:

  • текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных тем, рецензирование ответов обучающихся);

  • тематический контроль (практические работы по отдельным темам, тематические зачеты и т.д.);

  • зачетный практикум (индивидуальное или групповое выполнение (устное или письменное) обязательных практических заданий, связанных с прикладным аспектом тем курса);

  • обобщающий контроль:

Оценивание результатов изучения предлагается проводить по традиционным «Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся».


Учебно-тематический план

Название темы


Форма проведения


Дата проведения

План

Факт

В мире языкознания и литературы (25 ч)

1.

Диагностическая олимпиада.

Олимпиада



2.

Ученые-лингвисты. Доклады учащихся.

Лекция, беседа



3.

Комплексный анализ художественного текста. План.

Лекция, составление плана



4.

Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.

Конспект, анализ



5.

Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.

конспект



6.

Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.

Тестирование, работа в группах



7.

Творческая работа. Создание сочинения-миниатюры по данному началу (по начальным строкам миниатюр Пришвина) с использованием тропов.

Сочинение-миниатюра



8.

Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы

Тезисы



9.

Культура речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Тезисы



10.

Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

конспект, беседа



11.

Тестовая работа по культуре речи.

Тестирование



12.

Образность речи. Виды тропов и стилистических фигур

обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся



13.

Речевые ошибки. Учимся редактировать.

Собственное решение проблемы, тезисы



14.

Текст. Смысловые отношения между предложениями текста.

Практикум



15.

Микротема. Тематические группы слов.

Работа в малых группах



16.

Текст как средство самовыражения автора. Сопоставительный анализ текстов.

Обучение на основе опыта и сотрудничества



17.

Анализ миниатюр М. М. Пришвина с точки зрения членения текста на абзацы.

Анализ собственных сочинений



18.

Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики».

Игра



19.

Лингвистические знания о тексте как структуре. Анализ текста с точки зрения основных признаков текста.

Доклады



20.

Художественный стиль и публицистический стили речи

Чтение,в ыделение особенностей



21.

Типы речи. Лингвистический анализ текста-повествования. Особенности композиции.

Анализ текста



22.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Беседа, записи в тетради



23.

Стилистические фигуры. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы.

Беседа, работа с текстами




Активизация словаря. Синонимы, синонимические ряды, градация. Перифраза.

Работа со словарем, упражнения



24.

Описание. Анализ поэтического текста.

Анализ текстов



25.

Сочинение (Аксаков «Оттепель». Бунин «Оттепель»).

Написание сочинения



Устная разговорная речь (13 ч)

26.

Устная разговорная речь

Лекция, беседа



27.

Беседа как жанр устной разговорной речи. Её цель и типы

Лекция



28.

Структурно-содержательная организация беседы

Составление таблицы



29.

Интервью. Языковая специфика жанра.

Беседа, тезисы



30.

Виды интервью

Практикум



31.

Практикум по теме «Интервью»

Практикум



32.

Практикум по теме «Интервью»

обучение на основе опыта и сотрудничества



33.

Рассказ, история. Отличительные признаки жанра

обучение на основе опыта и сотрудничества



34.

Практикум по теме «Рассказ»

Практикум



35.

Практикум по теме «История»

практикум



36.

Классификация юмористических ситуаций и текстов.

обучение на основе опыта и сотрудничества



37.

Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.

обучение на основе опыта и сотрудничества



38.

Практикум «Языковая игра и шутка»

практикум



Занимательная грамматика (30 ч)

39.

Можно ли писать без букв?

Беседа, лингвистические задачи



40.

Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные.

Работа в группах



41.

«Кто лучше знает падежи?»

Беседа, игра



42.

Сочини сказку.

практикум



43.

Словесные раскопки.

обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся



44.

Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)

работа в малых группах



45.

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. Слово-магнит)

Тренинг



46.

Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова

Конспект, беседа



47.

«Тезки наоборот»

Практикум



48.

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

Составление схемы



49.

О словах разных, одинаковых, но разных.

Беседа, составление скороговорок



50.

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)

Конспект



51.

Фонетика – это интересно.

Практикум



52.

Сочинения-миниатюры: «Весенняя симфония», «Песня веселого ручейка».

Анализ миниатюр



53.

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

Игры



54.

Прочь с дороги! (Поговорим о сквернословии).

Беседа, анкетирование



55.

Как вас зовут?

Беседа, доклады



56.

История моей фамилии.

Лекция, беседа, доклады



57.

Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).

Написание собственной сказки



58.

Диалектизмы рядом с нами.

Лекция, упражнения



59.

Как придумать рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»).

Конспект, написание рассказа



60.

Что такое десница?

Беседа, круглый стол



61.

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

Игра



62.

Откроем шкатулку с богатствами русского языка.

Лекция, беседа



63.

«Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).

Тренинг



64.

Секреты орфографии

Беседа, тестирование



65.

Давайте поиграем! (Лингвистические игры).

Игра



66.

КВН «Мы-лингвисты»

Групповая работа



67.

Зачетное задание

Реферат



68.

Итоговое занятие





Список использованной литературы:

1. Сотова И.А. Речевые ошибки. //РЯШ. – 2005. - №2.

2. Ивченков П.Ф. Учимся редактировать. // РЯШ. – 1995. - №6.

3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2000.

4. Нефедова Р.М. Приобщаем к словесности. // РЯШ. – 2001. - №3.

5. Нефедова Р.М. Имена прилагательные изобразительное как средство языка. // РЯШ. – 2000. -№6.

6. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.

7. Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. // РЯШ. – 2001. - №4.

8. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.

9. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

10. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.

11. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.

12. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.

13. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.

14. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.

15.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.



Программа кружка "Школа юного лингвиста"
  • Другое
Описание:

Кружок  «Школа юного лингвиста» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Кружок рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в году). 

На каждом уроке дополнительного образования предусматриваются различные виды и формы работ: лекции, практические занятия, тренинги, игры, доклады и много другого познавательного. 

 

 

Автор Павлова Марина Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 709
Номер материала 51598
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓