Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
дополнительного
образования детей «Центр детского творчества»
Менделеевского
муниципального района Республики Татарстан
Программа дополнительного
образования.
Кружок «Школа юного лингвиста»
(на 2014-2015 гг)
Составитель: учитель русского
языка и
литературы Павлова Марина
Михайловна
МБОУ «Тихоновская СОШ»
Менделеевского муниципального
района РТ
Тихоново 2014
Пояснительная
записка
Кружок «Школа юного лингвиста» - это самодеятельное объединение
учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся
систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных
компетентностей.
Задачи
курса:
1. закрепить формирование знаний о качествах идеальной речи;
2. способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
3. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
4. продолжить формирование творческого мышления;
5. подготовить к успешному выступлению на олимпиадах различного
уровня;
6. способствовать развитию товарищества, умения работать группе;
7. воспитание инициативы, целеустремленности;
8. научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
9. способствовать усвоению основных базовых знаний по русскому языку;
формированию ключевых понятий русского языка; освоению литературных норм:
орфоэпических, грамматических, синтаксических, лексических и
лексико-фразеологических, стилистических;
Основные
принципы организации кружка:
- принцип индивидуального
подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи
обучения с жизнью.
Образовательный
продукт – творческий проект,
конспект, тезисы.
Формы,
методы, средства: обучение на основе
опыта и сотрудничества, учет индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся,
интерактивность (ролевые игры, тренинги)
В результате
изучения курса учащиеся должны уметь:
· самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками,
подбирать материал;
· умение логически связывать сведения из разных разделов курса
русского языка.
· вступать в
контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата
общения;
· отбирать
языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;
· высказываться
целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;
· адекватно
и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные
средства общения;
· соблюдать
этикетные правила в процессе речевого общения
Образовательные
результаты изучения данного курса
могут быть выявлены и оценены
в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных
тем, рецензирование ответов обучающихся);
- тематический контроль (практические работы по отдельным темам,
тематические зачеты и т.д.);
- зачетный практикум (индивидуальное или групповое выполнение
(устное или письменное) обязательных практических заданий, связанных с
прикладным аспектом тем курса);
- обобщающий контроль:
Оценивание
результатов изучения предлагается проводить по традиционным «Нормам оценки
знаний, умений и навыков учащихся».
Учебно-тематический
план
№
|
Название
темы
|
Форма
проведения
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
В мире
языкознания и литературы (25 ч)
|
1.
|
Диагностическая
олимпиада.
|
Олимпиада
|
|
|
2.
|
Ученые-лингвисты.
Доклады учащихся.
|
Лекция, беседа
|
|
|
3.
|
Комплексный анализ
художественного текста. План.
|
Лекция, составление плана
|
|
|
4.
|
Комплексный анализ
художественного текста. Опыт анализа.
|
Конспект, анализ
|
|
|
5.
|
Тропы.
Работа с текстом: выявление художественных средств языка.
|
конспект
|
|
|
6.
|
Тропы.
Работа с текстом: выявление художественных средств языка.
|
Тестирование, работа в группах
|
|
|
7.
|
Творческая работа.
Создание сочинения-миниатюры по данному началу (по начальным строкам миниатюр
Пришвина) с использованием тропов.
|
Сочинение-миниатюра
|
|
|
8.
|
Крылатые
слова и выражения. Фразеологизмы
|
Тезисы
|
|
|
9.
|
Культура
речи. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
|
Тезисы
|
|
|
10.
|
Культура речи.
Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского
языка.
|
конспект, беседа
|
|
|
11.
|
Тестовая работа по
культуре речи.
|
Тестирование
|
|
|
12.
|
Образность речи. Виды
тропов и стилистических фигур
|
обучение на основе индивидуальных
особенностей и потребностей учащихся
|
|
|
13.
|
Речевые
ошибки. Учимся редактировать.
|
Собственное решение
проблемы, тезисы
|
|
|
14.
|
Текст.
Смысловые отношения между предложениями текста.
|
Практикум
|
|
|
15.
|
Микротема. Тематические
группы слов.
|
Работа в малых группах
|
|
|
16.
|
Текст
как средство самовыражения автора. Сопоставительный анализ текстов.
|
Обучение на основе
опыта и сотрудничества
|
|
|
17.
|
Анализ миниатюр М. М.
Пришвина с точки зрения членения текста на абзацы.
|
Анализ собственных сочинений
|
|
|
18.
|
Интеллектуальный
марафон «Знатоки грамматики».
|
Игра
|
|
|
19.
|
Лингвистические
знания о тексте как структуре. Анализ текста с точки зрения основных
признаков текста.
|
Доклады
|
|
|
20.
|
Художественный стиль
и публицистический стили речи
|
Чтение,в ыделение особенностей
|
|
|
21.
|
Типы речи.
Лингвистический анализ текста-повествования. Особенности композиции.
|
Анализ текста
|
|
|
22.
|
Изобразительно-выразительные
средства языка.
|
Беседа, записи в тетради
|
|
|
23.
|
Стилистические
фигуры. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические
приемы антитезы.
|
Беседа, работа с текстами
|
|
|
|
Активизация словаря.
Синонимы, синонимические ряды, градация. Перифраза.
|
Работа со словарем, упражнения
|
|
|
24.
|
Описание. Анализ
поэтического текста.
|
Анализ текстов
|
|
|
25.
|
Сочинение (Аксаков
«Оттепель». Бунин «Оттепель»).
|
Написание сочинения
|
|
|
Устная
разговорная речь (13 ч)
|
26.
|
Устная разговорная речь
|
Лекция, беседа
|
|
|
27.
|
Беседа как жанр устной
разговорной речи. Её цель и типы
|
Лекция
|
|
|
28.
|
Структурно-содержательная
организация беседы
|
Составление таблицы
|
|
|
29.
|
Интервью. Языковая
специфика жанра.
|
Беседа, тезисы
|
|
|
30.
|
Виды интервью
|
Практикум
|
|
|
31.
|
Практикум по теме
«Интервью»
|
Практикум
|
|
|
32.
|
Практикум по теме
«Интервью»
|
обучение на основе опыта
и сотрудничества
|
|
|
33.
|
Рассказ, история.
Отличительные признаки жанра
|
обучение на основе опыта
и сотрудничества
|
|
|
34.
|
Практикум по теме
«Рассказ»
|
Практикум
|
|
|
35.
|
Практикум по теме
«История»
|
практикум
|
|
|
36.
|
Классификация
юмористических ситуаций и текстов.
|
обучение на основе опыта
и сотрудничества
|
|
|
37.
|
Языковая игра, языковая
шутка как способ создания комического
эффекта.
|
обучение на основе опыта
и сотрудничества
|
|
|
38.
|
Практикум «Языковая
игра и шутка»
|
практикум
|
|
|
Занимательная
грамматика (30 ч)
|
39.
|
Можно
ли писать без букв?
|
Беседа, лингвистические
задачи
|
|
|
40.
|
Буквы
понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные.
|
Работа в группах
|
|
|
41.
|
«Кто
лучше знает падежи?»
|
Беседа, игра
|
|
|
42.
|
Сочини
сказку.
|
практикум
|
|
|
43.
|
Словесные
раскопки.
|
обучение на основе индивидуальных
особенностей и потребностей учащихся
|
|
|
44.
|
Как они пишутся?
(Знакомство с орфографическими словарями)
|
работа в малых группах
|
|
|
45.
|
«Рождается внезапная
строка» (Речетворческий тренинг. Слово-магнит)
|
Тренинг
|
|
|
46.
|
Можно
ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова
|
Конспект, беседа
|
|
|
47.
|
«Тезки
наоборот»
|
Практикум
|
|
|
48.
|
Давайте
поиграем! (Лингвистические игры).
|
Составление схемы
|
|
|
49.
|
О
словах разных, одинаковых, но разных.
|
Беседа, составление скороговорок
|
|
|
50.
|
«Рождается
внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)
|
Конспект
|
|
|
51.
|
Фонетика
– это интересно.
|
Практикум
|
|
|
52.
|
Сочинения-миниатюры:
«Весенняя симфония», «Песня веселого ручейка».
|
Анализ миниатюр
|
|
|
53.
|
Давайте
поиграем! (Лингвистические игры).
|
Игры
|
|
|
54.
|
Прочь с дороги!
(Поговорим о сквернословии).
|
Беседа, анкетирование
|
|
|
55.
|
Как вас зовут?
|
Беседа, доклады
|
|
|
56.
|
История моей фамилии.
|
Лекция, беседа, доклады
|
|
|
57.
|
Сочини сказку (Сказки
на лингвистические темы).
|
Написание собственной сказки
|
|
|
58.
|
Диалектизмы рядом с
нами.
|
Лекция, упражнения
|
|
|
59.
|
Как придумать
рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»).
|
Конспект, написание рассказа
|
|
|
60.
|
Что такое десница?
|
Беседа, круглый стол
|
|
|
61.
|
Давайте поиграем!
(Лингвистические игры).
|
Игра
|
|
|
62.
|
Откроем шкатулку с
богатствами русского языка.
|
Лекция, беседа
|
|
|
63.
|
«Рождается внезапная
строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).
|
Тренинг
|
|
|
64.
|
Секреты орфографии
|
Беседа, тестирование
|
|
|
65.
|
Давайте поиграем!
(Лингвистические игры).
|
Игра
|
|
|
66.
|
КВН «Мы-лингвисты»
|
Групповая работа
|
|
|
67.
|
Зачетное задание
|
Реферат
|
|
|
68.
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
Список
использованной литературы:
1. Сотова И.А. Речевые ошибки.
//РЯШ. – 2005. - №2.
2. Ивченков П.Ф. Учимся
редактировать. // РЯШ. – 1995. - №6.
3. Калганова Т.А. Сочинения
различных жанров в старших классах. – М., 2000.
4. Нефедова Р.М. Приобщаем к
словесности. // РЯШ. – 2001. - №3.
5. Нефедова Р.М. Имена
прилагательные изобразительное как средство языка. // РЯШ. – 2000. -№6.
6. Чаплыгина И.Д. Организация
внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
7. Никитина Е.И. Раздумья по
поводу комплексного анализа текста. // РЯШ. – 2001. - №4.
8. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная
строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
9. Синицын В.А. Праздник творчества на
уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
10. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку
средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
11. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной
работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
12. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в
сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004.
- №5.
13. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных
видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. -
№2.
14. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. //
РЯШ. – 1994. - №2.
15.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на
основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.