Главная / История / Программа кружка "Школа юного экскурсовода"

Программа кружка "Школа юного экскурсовода"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя общеобразовательная школа № 47

пос. Фролищи Володарского района

Нижегородской области


Утверждаю: Принята директор МБОУ СОШ№47

Педагогическим советом _____________С.Г.Задорожных

Протокол №

« »___________ 2012г. « »____________2012 г.


Перспективная образовательная подпрограмма внеурочной кружковой деятельности « Школа юного экскурсовода »

( возрастная группа – 14-17 лет )





ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЯКОВЧУКОВОЙ ГАЛИНОЙ ВИКТОРОВНОЙ











п. Фролищи 2012 г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А


Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Это особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла, ориентированного на получение в будущем профессии творческого характера.

Данная подпрограмма является составной частью программы кружка «Наследие» и предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края и музееведением. Она предполагает использование музейной педагогики, особенностей профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности; введение старинных предметов в современную среду ребенка; дает интереснейший материал для развития ассоциативного мышления. Поскольку базой для ее реализации будут экспозиционные стенды школы, территория музея под открытым небом Флорищева пустынь, то фундаментальной основой курса становится краеведение.

В словосочетании «Школьный экскурсовод» ключевым является слово экскурсовод. Профессиональный экскурсовод обладает рядом качеств, умений, навыков, присущих представителям данной профессии. Вместе с тем нельзя игнорировать эпитет «школьный» т.к. данная программа предусматривает подготовку экскурсоводов для аудитории, состоящей, прежде всего, из школьников и обучающихся объединений дополнительного образования.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, что возможно понять через поисковую и исследовательскую деятельность.

Отличительной особенностью данной подпрограммы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает установление и выявление многообразных связей предметного мира; освоение методики исследовательской работы.

Музейно- образовательное пространство- это среда для развития сенсорных способностей: чувства ритма, цвета, света, пространства и т.д. Работа с музейными предметами и различными архитектурными ансамблями, а также другими формами бытовой народной культуры особенно способствует развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности.

В процессе знакомства с народной культурой в среднем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края.

Режим работы по реализации программы 3 часа в неделю; 108 часов в год для ребят средней и старшей возрастных групп, у которых наиболее ярко выражены желание и способности к экскурсионной деятельности.

Реализация программы предусматривает следующий режим занятий:

3 часа в неделю, но по мере необходимости может корректироваться. Количество занимающихся в группе- 10 - 15 человек.


Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению культурно-исторического наследия родного края, подготовка экскурсоводов для школьного музея и музея под открытым небом Флорищева пустынь.


В процессе обучения предполагается решение следующих задач:

Воспитательные:

- воспитание чувства сопричастности к системе культурных, природных ценностей, истории родного края.

Развивающие:

- развитие потребностей в здоровом образе жизни, эстетической восприимчивости к прекрасному;

- создание условий для самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками

Обучающие:

- накопление знаний по краеведению, формирование туристских умений и навыков, приобретения опыта практической экскурсионно-просветительской деятельности;

- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

-формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

Углубленное знакомство учащихся с историей своей страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.

Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение музеев, выставок, творческие встречи, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.

Программа комплексная, включает в себя следующие разделы: «Туристская подготовка», «Подготовка школьного экскурсовода», «Экскурсионная деятельность», «Поисково-исследовательская работа».При изучении раздела «Туристская подготовка» приобретаются навыки самообслуживания, подготовки и проведения путешествия, без которого невозможна поисковая работа, а также навыки организационной работы (организация и проведение туристско-краеведческих конкурсов, соревнований).

«Поисково-исследовательская работа» позволит пополнить и наглядно представить материал по истории родного края, архитектурного ансамбля, школы на экспозиционных стендах в помещении учебного заведения, компьютерных презентациях, на интернет сайте Frolishi.kraeved.narod.ru.

При изучении разделов программы «Экскурсионная деятельность», Флорищева пустынь – Федеральный памятник культурного наследия. Происходит накопление знаний, необходимых для разработки экскурсии по данной тематике.

И, наконец, изучение раздела «Подготовка школьного экскурсовода» даёт возможность обучающимся достичь определённого уровня профессиональной деятельности, который позволит или проводить образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов школы, членов других объединений дополнительного образования.


Механизм реализации подпрограммы: через экскурсионно- массовую работу, поисково- исследовательскую работу музея, , через классные часы о Памятных датах России, через встречи с ветеранами войны и труда выпускниками нашей школы. кружковую деятельность, работу школьного научного общества, через памятные даты школы, сложившиеся за почти сорокалетнюю


Ожидаемые результаты :Осмысление ребенка себя как части своей школы, Родины, ее патриота.


Требования к уровню подготовки


В результате изучения данной программы учащиеся должны

знать:


  • основные сведения по истории и православию, географии и культуре своего поселка и края;

  • историю и архитектурные особенности ансамбля Флорищева пустынь;

  • историю возникновения и развития своей школы;

  • алгоритмы работы с историко-краеведческими материалами;

  • технологию разработки и проведения экскурсии;

  • методические материалы маршрутов экскурсий;

  • основы туризма и спортивного ориентирования;

  • нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе;

  • требования к месту бивака;

  • правила оказания первой медицинской помощи.


уметь:

  • пользоваться краеведческой литературой;

  • уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;

  • овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии;

  • описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему;

  • применять навыки проектной и поисково-исследовательской деятельности в практической работе;

  • уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт другого времени, поколений, наций;

  • вести диалог, работать с разной категорией слушателей;

  • пользоваться топографической картой;

  • ориентироваться на местности;

  • выбирать место для привала, ночлега, ставить палатку, разжигать костер, приготовить пищу;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • уметь составить отчёт о походе, уметь организовать судейство на туристских соревнованиях с младшей возрастной группой.


Этапы педагогического контроля


Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.



Учитывая сложность экскурсионной работы для обучающихся, экскурсия является общим итогом работы всех обучающихся, которые работают в течении года над созданием экскурсии как творческая группа. Личный вклад каждого обучающегося определяется его способностями и возможностями.

По окончании курса обучающиеся, сдавшие зачёты, получают удостоверения «Школьный экскурсовод».

Условия реализации:

Для успешного выполнения программы необходимы:

  • оборудованный кабинет с видеотехникой, подбором специальной литературы и наглядными пособиями, телевизором, видеомагнитофоном и др. техническими средствами.

  • туристское снаряжение ( коврики, рюкзаки, спальные мешки, палатки, аптечка, хознабор)

  • канцелярские принадлежности

  • автобус для выездных учебно-познавательных экскурсий






















Примерный учебно-тематический план

туристского объединения «Школьный экскурсовод»

1 год обучения

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

3 часа


1 раз


3 часа


108 часов




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

общее

кол-во

уч. часов

в том числе:

теоретических

практических

I

Подготовка школьных экскурсоводов

30

17

13


Введение

2

2


1

Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и области

3

3


2

Роль и значение экскурсии.

3

3


3

Классификация экскурсий

4

3

1

4

Классификация экскурсионных объектов

4

2

2

5

Экскурсионные объекты и маршруты Володарского района

4

3

1

6

Изучение экскурсионных объектов населённого пункта

6


6

7

Составление карточек экскурсионного объекта

4

1

3

II

Поисково-исследовательская работа

40

10

30

1

Край, где родился и вырос

8

2

6

2

История в фотодокументах

8

2

6

3

Школьные годы чудесные…

8

2

6

4

Дом, в котором я живу

8

2

6

5

Голубое ожерелье окрестностей

8

2

6

III

Туристская подготовка

25

6

19

1

Организация и проведение похода, путешествия, экспедиции

18

3

15

2

Подведение итогов похода, путешествия, экспедиции

2

1

1

2

Правила проведения в туристско-краеведческих походах и экспедициях

5

2

3

IV

Творческая мастерская

13

3

10


и т о г о :

108

36

72


Содержание программы

туристского объединения «Школьный экскурсовод»

1 год обучения


Раздел I. Подготовка школьного экскурсовода

1. Введение

1.1 Возникновение и развитие экскурсионного дела в стране и республике.


1.2 Роль и значение экскурсий.

Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы (урок-экскурсия).

Практическое занятие:

Экскурсия в один из музеев города.


1.3Классификация экскурсий:

по содержанию – обзорные (многоплановые), тематические;

по месту проведения – городские, загородные, производственные, музейные;

по способу проведения – пешеходные, транспортные;

по форме проведения – экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсия-урок и т.д. Учебная экскурсия. Пробная экскурсия.

Практическое занятие:

Учебные экскурсии по Сыктывкару и его окрестностям и их анализ.


1.4 Классификация экскурсионных объектов:

по содержанию – одноплановые (растения, животные, произведения живописи и т.д.), - многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником и т. д.);

по функциональному значению: основные, дополнительные, демонстрирующие и комментирующие и т. д.;

по степени сохранности.

Практическое занятие:

Экскурсии по Сыктывкару и его окрестностям и их анализ.


1.5 Экскурсионные объекты и маршруты Володарского района

История, культура, искусство, население и экономика Володарского района как объекты краеведческой деятельности.

Практическое занятие:

Экскурсии, походы, учебно-познавательные поездки в близлежащие музеи.


1.6 Изучение экскурсионных объектов населённого пункта: исторические, архитектурные, промышленные, научные, культурные, природные.

Практическое занятие:

Работа с документальными источниками и литературой, работа с картой. Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка рефератов и сообщений.


1.7Составление карточек экскурсионных объектов

Правила составления карточек экскурсионных объектов. Особенности описания природных экскурсионных объектов.

Практическое занятие:

Работа над составлением карточек экскурсионных объектов.


Раздел II. Поисково –исследовательская работа

2.1 Знакомство с научными методами: исследование, анализ литературы (рецензирование).

Индивидуальная работа по написанию творческих работ.

Участие в краеведческих конференциях.

2.2 Изучение природы, истории, культуры родного края.

2.3 Основные архитектурные памятники и достопримечательности нашего района, поселка.

Практические занятия: Работа с литературой, иллюстративным материалом.

2.4 Индивидуальная работа.

Индивидуальные консультации. Корректировка текстов экскурсий, рефератов. Индивидуальное прослушивании учебных экскурсий


Раздел III. Туристская подготовка


3.1 Организация и проведение походов, экспедиций, путешествий.

Определение цели похода, экспедиции.

Подготовка документации: заполнение маршрутной книжки, работа с картой, составление меню, раскладка снаряжения и продуктов по рюкзакам, распределение обязанностей. Основы безопасности и правила поведения в природной среде. Гигиена в походе. Профилактика травматизма и заболеваний.

Практическое занятие:

Упаковка походного рюкзака, организация бивака на местности, устройство костровища, приготовление пищи.


    1. Подведение итогов похода, экспедиции, путешествия

Требования к отчёту, рекомендации по составлению отчёта.

Практическое занятие:

Составление письменного отчёта согласно «Методическим рекомендациям».


    1. Правила проведения в туристско-краеведческих походах, экспедициях

Основы безопасности и правила поведения в природной среде. Гигиена в походе. Профилактика травматизма и заболеваний.

Примерный учебно-тематический план

туристского объединения «Школьный экскурсовод»

2 год обучения



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


продолжительность занятия

периодичность в неделю

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

3 часа


1 раз


3 часа


108 часов




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование разделов и тем

общее

кол-во

уч. часов

в том числе:

теоретических

практических

I

Подготовка школьного экскурсовода

56

14

42

1

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий


2

4

2

Тема и цель экскурсии


2

4

3

Изучение темы экскурсии


2

4

4

Отбор экспонатов (экскурсионных объектов) и составление маршрута.


2

4

5

Работа над содержанием экскурсии


2

8

6

Экскурсионные методы и приёмы (методика проведения экскурсии)


2

4

7

Отработка и сдача экскурсии


2

6

8

Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода



8

II

Туристская подготовка

30

10

20

1

Организация и проведение похода, экспедиции, путешествия


4

4

2

Организация и судейство краеведческих слётов, соревнований


2

2

3

Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края.


4

14

III

Поисково-исследовательская работа

8

2

6

IV

Участие в массовых мероприятиях

4


4

V

Учебно-познавательные поездки, экспедиции

10


10


и т о г о :

108

26

82



Содержание программы

туристского объединения «Школьный экскурсовод»

2 год обучения


Раздел I. Подготовка школьного экскурсовода


1. Введение. Профессия – экскурсовод. Требования к экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой)


1.2 Основные принципы подготовки и проведения экскурсий

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность.

Практическое занятие:

Прослушивание экскурсии в школьном музее, историко-краеведческом музее, экскурсии по городу (на выбор).


1.3 Тема и цель экскурсии

Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели.

Практическое занятие:

Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели.


1.4 Изучение темы экскурсии

Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов (объектов).

Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов.

Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.

Практическое занятие:

Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам; составление летописи основных событий и картотеки экспонатов (объектов)

по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов (объектов) и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах (объектах).


1.5 Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута

Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление маршрута экскурсии.

Практическое занятие:

Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии, отбор экспонатов по подтемам экскурсии; расстановка карточек экспонатов (объектов) в соответствии с отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.

Экскурсия в один из музеев города и ее анализ.


1.6 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста)

Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам (объектам). Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание.

Практическое занятие:

Прослушивание экскурсии в национальном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам); формировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.


1.7 Экскурсионные методы и приёмы.

Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мыслительной реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы.

Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, его варианты и условия использования. Использование «портфеля» экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.

Практическое занятие:

Отработка методики показа и анализа группы экспонатов (объектов), использование приёмов демонстрации, сравнение экспонатов, цитирование; составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.


1.8 Отработка и сдача экскурсии

Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии.

Практическое занятие:

Индивидуальная или групповая отработка маршрута, содержания, методов и приёмов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсии; прослушивание и обсуждение всех подготовленных экскурсий, проведение пробных экскурсий (для каждого - по одному объекту или эпизоду).


1.9 Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода

Учёт замечаний и предложений. Прослушивание других экскурсоводов. Рецензирование экскурсий друг у друга.


Раздел II. Туристская подготовка


    1. Организация и проведение похода, путешествия.

Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний, полученных в школе, приобретения трудовых навыков и воспитании самостоятельности, чувства коллективизма.

Техника безопасности в туристском путешествии. Снаряжение и документация для походов. Выбор места и цели похода, путешествия. Изучение района путешествия. Распределение обязанностей между членами туристской группы. Организация быта, соблюдение санитарно-гигиенических правил в туристском походе, путешествии.

Составление отчёта о путешествии.


2.2 Организация и судейство туристско-краеведческих слётов, соревнований

Виды соревнований. Основная документация соревнований. Судейские бригады, их права и обязанности. Краеведческие конкурсы, их виды, оценка.

Подведение итогов соревнований и слётов.

Практическое занятие:

Участие в организации и судействе туристско-краеведческих соревнований для младших школьников.


    1. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края.

Общегеографическая характеристика Нижегородского края. История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Нижегородский край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.

Экскурсионные объекты на территории области: исторические., архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Литература по изучению своего края.

Практическое занятие:

Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.


Раздел III. Поисково –исследовательская работа


История становления области, района, малой родины. История, культура, искусство, население и экономика как объекты краеведческой деятельности. Обзор литературы о крае.

История и современное состояние центров сосредоточения жизни: учебные заведения, научные, культурные центры, религиозные центры, спортивные сооружения. История их возникновения.

Памятники истории и архитектуры и их изучение.


Знаменитые люди края, их роль в истории Нижегородчины.

Природа окрестностей. Растительный, животный мир, охраняемые территории, виды природного комплекса.

Практические занятия:

Экскурсии в музеи, работа с литературой, встречи с интересными людьми.



Выбор темы исследовательской работы. Краеведческие источники по теме исследования. Проблема, гипотеза, цель, задачи исследовательской работы. Требования к оформлению и защите исследовательской работ.

Практические занятия:

Индивидуальные консультации. Прослушивание выступлений друг друга, их анализ. Участие в конкурсах, конференциях.


Раздел V. Учебно-познавательные поездки, экспедиции.


Путешествия по Нижегородскому краю, России – увлекательнейшее занятие, воспитывающее чувство гордости за нашу Родину. Роль путешествий, экспедиций в формировании активной жизненной позиции, в потребности получать знания. Углублении знаний, полученных в школе, приобретение трудовых навыков и воспитание самостоятельности, чувства коллективизма во время учебно-познавательных поездок и экспедиций.




Методическое обеспечение

программы «Школьный экскурсовод»


Раздел программы



Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитатательного процесса

Формы подведения итогов

Подготовка

школьного экскурсовода.


Лекция, практическое занятие, работа в библиотеке, музее,

семинар,

консультации специалистов,

самостоятельная работа,

экскурсии,

учебно-познавательные экскурсионные поездки


Словесный метод.

Практический метод: работа с литературой, краеведческими источниками, письменные работы (конспект, выписки, составление текста экскурсии);

Наглядный метод (просмотр, фотографий, видеофильмов, схем, отчетов о походах, поездках, использование «портфеля экскурсовода», работа по его пополнению.

Активная форма познавательной деятельности (обсуждение сообщений, докладов, рефератов, участие в конференциях, конкурсах, подготовка и защита рефератов, творческих работ, текстов экскурсий или их фрагментов, обмен впечатлениями после экскурсий, (творческих встреч).


Тестирование.

Творческие работы, выступления на конкурсах, конференциях.

Написание реферата, описание экскурсионного объекта (1г. об.),

защита учебной экскурсии (2 г. об.)



Туризм и ориентирование


Лекция, беседа, индивид. и групповые консультации, практические занятия,

соревнования,

походы, поездки

Словесный метод, работа с книгой.

Практический метод: упражнения (тренировка), письменная работа (выписки, письменные ответы) Наглядный метод:

использование открыток, буклетов, картосхем, путеводителей, фотографий).

Тестирование,

участие в

организации,

проведении и судействе туристско-краеведческих соревнований, конкурсов для младших школьников.,

отчет о походе, поездке.







Изобразительное искусство РК

( 1 г. об.)


Лекции, беседы,

экскурсии,

посещения выставок,

практические занятия,

самост. работа с литературой



Словесный метод.

Практический метод: работа с литературой, краеведческими источниками, письменные работы;

Наглядный метод (работа с иллюстрациями, репродукциями произведений , фотографиями

скульптурных и архитектурных памятников ,

Выполнение тестовых заданий по теме или написание сочинений по темам раздела.


Флорищева пустынь- памятник архитектуры XVII века

(2 г. об.)

Лекции, беседы,

Экскурсии ,

пр.занятия,

самостоятельная работа с литературой



Словесный метод.

Практический метод: работа с литературой, краеведческими источниками. Наглядный метод (просмотр, фотографий, видеофильмов, схем)

Выполнение тестовых заданий, творческая работа, реферат
















Список литературы


  1. Работа школьных музеев (методические рекомендации), 1987.

  2. О сборе, учете и хранении памятников истории и культуры (рекомендации для руководителей поисковой работы учащихся и школьных музеев).

  3. Как организовать работу школьного краеведческого музея. Пермь, 1980г.

  4. Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974г.

  5. Дьякова Р., Емельянов Б. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998

  6. Музей и школа. М., Просвещение, 1988г.

  7. Сейнейский А.Е. Музей воспитывает юных, М., Просвещение, 1988г.

  8. Краеведение, М., Просвещение, 1987г.

  9. Огородников Б. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО, М. 1983г.

  10. Туризм в школе М., 1983г.

  11. Карманный справочник туриста. М, 1982г

  12. Историко-культурный атлас РК М.: Изд. «Дрофа», 1997г.

  13. Изобразительное искусство РК. М., ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2001г.


Рекомендуемые ученикам материалы

  1. Агафонов, С. Л. Горький, Балахна, Макарьев / С. Л. Агафонов.-М., 1987.

  2. Арзамас : путеводитель. — Горький, 1978.

  3. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей / архимандрит Макарий. — Н. Новгород, 1999.

  1. Афоныиин, С. В. Городецкий пряник : сказы и сказки / С. В. Афоньшин ; предисл. В. Кочеткова ; худ. Б. Диодоров. — М. : Современник, 1981.

  2. Бабошина Е.Б.Краеведение и школа:к постановке проблемы обучения.-Курган, 1992.

6. Боткин, М. Ф. Юность Гайдара/ М. Ф. Балакин, С. Ф. Кирил-люк. — Горький, 1987.

  1. Бубнов, Ю. Н. Архитектура города Горького / Ю. Н. Бубнов, О. В. Орельская. — Горький, 1986.

  2. Горнева Р. Город Дзержинск: экскурсионный очерк/Р. Горнева. – Горький, 1985.

  3. Города нашей области. – Горький: Волго-Вят. кн.изд – во, 1974.

  4. Гусева, Т. В. Древний Городец по материалам новых раскопок / Т. В. Гусева // Записки краеведов. — Горький, 1983.

  5. Елисеев, А. О чем рассказывает кремль / А. Елисеев // Рассказы о родном городе / А. Елисеев. — Горький : Горьковское кн. изд-во, 1958

  6. Карпенко, В. Ф. Алена Арзамасская / В. Ф. Карпенко. — Н. Новгород, 2004

  7. Карпенко, В. Ф. Преподобный Серафим Саровский / В. Ф. Карпенко. — Н. Новгород, 2003

  8. Кирьянов, И. А. Нижегородский кремль / И. А. Кирьянов. — Горький, 1961.

  9. Михайло-Архангельский кремлевский собор (1628—1631 гг.), обелиск в честь К. Минина и Д. М. Пожарского (1828 г.) // Филатов, Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV — начала XX в. / Н. Ф. Филатов. — Н. Новгород: Ред.-изд. центр «Нижегородские новости», 1994.

  10. Организация проектной деятельности в школе: система работы /авт.-сост. С.Г.Щербакова и др..- Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Орлов, С. А. Флорищева пустынь / С. А. Орлов. — Н. Новгород, 2002

  12. Памятники истории и древнего зодчества (XIII — начало XVIII в.) : памятники Нижнего Новгорода // Земля Нижегородская : пособие по изучению историко-культурного наследия родного края для учителей средних школ и ПТУ/ Р. И. Орлова, Т. В. Черторицкая. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1988.

  13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008

  14. Родина хохломы : очерки истории Ковернинского края. — Н. Новгород, 2000.

  15. Савенков А.И.Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.- М.:Генезис, 2005.

  16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М.,АРКТИ, 2003.

  17. Филатов, Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV — начала XX в. / Н. В. Филатов. — Н. Новгород, 1994

  18. Храмцовский, Н. И. Краткий очерк и описание Нижнего Новгорода / Н. И. Храмцовский. — Н. Новгород, 2005.

  19. Школьная проектная лаборатория / авт.-сост.Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина.-Волгоград: Учитель, 2009.

  20. Шумилкин, С. М. Архитектурный ансамбль монастыря Флорищева пустынь / С. М. Шумилкин // Записки краеведов. — Горький, 1985.



Программа кружка "Школа юного экскурсовода"
  • История
Описание:

Данная подпрограмма является составной частью программы кружка «Наследие» и предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края и музееведением. Она предполагает использование музейной педагогики, особенностей профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности; введение старинных предметов в современную среду ребенка; дает интереснейший материал для развития ассоциативного мышления. Поскольку базой для ее реализации будут экспозиционные стенды школы, территория музея под открытым небом Флорищева пустынь, то фундаментальной основой курса становится краеведение.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, что возможно понять через поисковую и исследовательскую деятельность.

            Отличительной особенностью данной подпрограммы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает установление и выявление многообразных связей предметного мира; освоение методики исследовательской работы.

 

Автор Яковчукова Галина Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1373
Номер материала 35864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓