Главная / Начальные классы / Программа кружка "Народное творчество"

Программа кружка "Народное творчество"

МБОУ «Знаменская СОШ»







Программа кружка


« Народное творчество»


1 -2 классы


Руководитель: Васильева Татьяна Яковлевна






























2012-2013 учебный год



Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых древних видов искусства.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали: о происхождении промыслов, открывая для себя новые пути в жизни, обогащая свой внутренний мир, позволяя с пользой провести свободное время.

Обучение в кружке проходит по нескольким направлениям (работа с бумагой, работа с текстилем, бисероплетение, изонить) и направлено на воспитание художественной культуры, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Так как все ребята разные по своему развитию, умению и навыкам в работе, то разные направления, помогают им определиться в каком – то конкретном виде искусств, и в тоже время изучить другие виды. Одному удается работа, связанная с усидчивостью и мелкой моторикой, у другого развито образное и пространственное мышление, и ему необходимо постоянно что-то придумывать, конструировать, находить неожиданные варианты в работе. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический взгляд у детей, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и в выборе будущей профессии. Каждый блок программы учит чему-то новому, интересному, иногда даже неожиданному применению знакомых нам вещей.


Цель обучения:

- содействовать развитию духовно-нравственных основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- уважение к труду, творчеству и созиданию, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость и трудолюбие;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


Обучение предполагает решение следующих основных задач:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-привить любовь к традиционному народному искусству;

-сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

-развить художественно-творческие способности учащихся;

- сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

- обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.


Изучение декоративно-прикладного творчества направлено на достижение следующих целей:

овладение начальными трудовыми навыками и умениями, опытом по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценкой своей работы;

развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; безопасными приемами труда

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям и результатам их труда;

получение опыта применения полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности.

Программа реализуется следующим образом: в 1 классе-1час в неделю (34 часа в год); 2 класс-1час в неделю (34 часа в год)

Методы обучения и формы занятий:

В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Формы подведения итогов:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

в классе,

в школе,


Предполагаемые результаты:

1 уровень

Знать и понимать:

- начальные представления о правила поведения в обществе, взаимодействие обучающегося с учителем и коллективом;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- некоторые виды декоративно прикладного творчества

Уметь:

- различать виды декоративного творчества;

- осознавать приоритет основ труда, творчества, создания нового ;

- правильно вести себя в обществе, взаимодействовать в коллективе и с учителем в сообществе, уметь сотрудничать и оказывать необходимую взаимопощь;

- организовывать рабочее место под руководством учителя;

- понимать вопросы и задания учителя;


2 уровень

Знать и понимать:

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для себя видах творческой деятельности;

- историю возникновения изучаемых видов декоративного творчества;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- материал и инструменты, используемые в конкретной технике

Уметь:

-формулировать познавательную цель, оценивать свои действия и поступки при помощи учителя;

- участвовать в коллективном общении, соблюдать правила поведения;

- видеть красоту в окружающем мире;

- организовывать рабочее место;

- соблюдать технику безопасности;

- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;

- выполнять элементарные навыки работы в изучаемых техниках;

- сопоставить результаты с образцом;


3 уровень

Знать и понимать

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труду, трудолюбие;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- основные технологические понятия и приемы работы изучаемых видов творчества;

- последовательность выполнения изделия по технологическим картам , схеме, рисунку;

- назначение применяемых инструментов и приспособлений, правильно работать с ними, соблюдая технику безопасности;

Уметь:

- наблюдать эстетические объекты в природе и социуме;

- осуществлять поиски, выделять конкретную информацию, как с помощью учителя, так и самостоятельно;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, планировать свою рабочую деятельность с учетом имеющихся ресурсов;

- видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия;

-выполнять изделия в соответствии со своим возможностями;

- находить неожиданные варианты в работе и применять их;

- экономично относится к материалу, оборудованию и инструментам



Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством учителя дает возможность коллективной деятельности, в результате чего появляется интерес к творчеству. Использование комбинированного вида занятий позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, так как включенность в процесс способствует повышению интереса к занятиям.

Результатом творческой деятельности является итоговая выставка работ обучающихся, также планируется участие в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства.


Программа кружка предназначена дляобучающихся начальной школы. Она рассчитана на 34часа по одному часу в неделю. Программа рассчитана на 2 года.

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты


- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметныерузультаты

Регулятивные


- выбирать художественные материалы, средства художественнойвырази-тельности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.




Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные


- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и восприни-мать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;


Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные


-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятель-ности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.


Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.









Оборудование и материалы для работы:

Картон (цветной, белый)

Цветная бумага.

Клей ПВА, кисточка для клея

Бисер разного цвета.

Леска, мононить.

Ножницы, наперсток.

Иглы среднего размера.

Нитки (мулине, обычные, тонкая шерстяная пряжа).

Ткань (хлопчатобумажная, льняная гладкоокрашенная).

Портновские мелки.


Дидактический материал:

Раздаточный материал для вышивки по картону.

Схемы для работы с бисером.

Лекала для изготовления мягких игрушек.

Приспособления для работы с бумагой (зубочистки, пластинки, крышки)

Образцы готовых изделий.

Схемы основных приемов работы с бумагой.





Учебно- тематический план

1 класс


разделы


Количество часов

всего

теория

практика

  1. Работа с бумагой

8

2

6

  1. Работа с текстилем

8

2

6

  1. Бисероплетение.

10

2

8

VI. Изонить.

8

2

6

итого

34

8

26



Учебно- тематический план

2 класс

разделы


Количество часов

всего

теория

практика

  1. Работа с бумагой

8

1

7

  1. Работа с текстилем

8

1

7

  1. Бисероплетение.

10

2

8

VI Волшебная изонить.

8

1

7

итого

34

5

29





Содержание тем

1 класс

  1. Работа с бумагой. (8 часов)


Вводная беседа.(1 часа)

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения ножниц. Экскурсия по кабинету.


История бумаги. Технология работы с бумагой. (1 часа)

Основные теоритические сведения

История создания бумаги ее дальнейшее распространение и применение. Свойства бумаги и картона. Основные способы работы с бумагой. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе.

Практические работы

Основные приемы нарезки и кручения бумаги в различные фигуры, складывание бумаги, работа с клеем. Способы оформления работ.


Изготовление осенней открытки. (2 часа)

Основные теоритические сведения

Экскурсия на природу, сборка листьев, травинок. Обсуждение и разбор листьев (форма, цвет, особенности).

Практические работы

Изготовление листьев из бумаги, придание им формы, цвета. Оформление открытки.


Элементы оригами(4 часов)

Основные приемы складывания бумаги. Виды бумаги для работы в технике оригами. Изготовление корзинки, лотоса, снежинки.

Практические работы

Освоение основных приемов работы в технике оригами (условные обозначения, точность в соединении сторон). Работа с бумагой.

Варианты объектов.

Изготовление корзинки, лотоса, снежинки.


II. Работа с текстилем (8 часов)


Изучение стежков. (2часа)

Основные теоритические сведения

Виды ткани. Инструменты и приспособления при ручных работах с тканью. Техника безопасности при ручных работах. Название стежков.

Практические работы

Определение ткани для работы. Изготовление образцов ручных стежков (вперед иголка, сметочный, петельный). Завязывание узелков, закрепление строчки.

Варианты объектов.

Изготовление образцов ручных стежков (вперед иголка, сметочный, петельный).

Изготовление игольницы. (2 часа)

Основные теоритические сведения

Шаблон. Способы выкраивания деталей на ткани, припуски на швы.

Практические работы

Выкраивание игольницы, ее сборка, виды оформления.

Варианты объектов.

Игольница.

Изготовление мягкой игрушки из перчатки. (2 часов)

Основные теоритические сведения

Возникновение игрушек, их значение в жизни ребенка. Виды материалов для изготовления игрушек. Способы наполнения, соединения деталей. Виды оформления игрушек.

Практические работы

Изготовление игрушки из строительной перчатки и квадратного платка. Оформление игрушек.


Изготовление игрушки «Бабка травница». (2 часа)

Основные теоритические сведения

Значение куклы в жизни человека. Выкройка. Виды используемой ткани.

Практические работы

Раскрой деталей для игрушки. Сборка деталей. Оформление работы.

Варианты объектов.

«Бабка травница»




III.Бисероплетение. (10 часа)


История бисероплетения. Основные техники плетения.(1 часа)

Основные теоритические сведения

История возникновения бисера. Виды бисера.Основные виды и техники плетения. Техника безопасности при ручных работах. Правила работы с бисером.Требования к качеству готового изделия.

Практические работы

Освоение приемов плетения в одну и две нити.


Плетение в одну нить. (3 часов)

Основные теоритические сведения

Приминение фенички в жизни, ее разновидности и способы плетения.

Практические работы

Плетение фенички узкой и широкой с использованием бисера разных цветов. Работа со схемой.


Параллельное объемное плетение. (7 часов)

Основные теоритические сведения

Особенности параллельного плетения на леске. Объемное плетение и его применение в быту.

Практические работы

Плетение брелока на леске по выбору обучающихся.

Варианты объектов.

Мышь, крокодил, рыбка, жук.





Волшебная изонить. (8 часов)


Изонить. Основные приемы работы в технике изонить. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе. Основные приемы работы – заполнение углов, круга, различных фигур. Правила расположения схемы и нанесения на объект труда.

Практические работы.

Заполнение углов, круга, различных фигур. Правила техники безопасности при ручных работах


Изготовление картины «одуванчик». (2 часа)

Основные теоритические сведения

Нанесение схемы. Подготовка картона к вышивке.Правила техники безопасности при ручных работах.

Практические работы

Изготовление картины.

Изготовление открытки ко дню рождения. (2 часа)

Основные теоритические сведения

Что подарить и как выбрать подарок. Праздники.

Практические работы

Выбор рисунка ко дню рождения. Подготовка картона. Выполнение работы.

Варианты объектов.

Изготовление открытки по выбранному рисунку.

Итоговая выставка работ .(2часа)

Подготовка и проведение итоговой выставки.





Содержание тем

2 класс

I. Работа с бумагой. (8 часов)


Вводная беседа. (1 часа)

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

План работы на учебный год.


Технология работы с бумагой. (5 часа)

Модульное оригами.

Основные теоритические сведения

Понятие модульное оригами. Особенности работы в технике модульного оригами. Правила безопасности. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, используемых при работе.

Практические работы

Основные приемы заготовки бумаги для различных форм, складывание бумаги (условные обозначения, точность в соединении сторон).Способы соединения и сборки деталей. Способы оформления работ.

Варианты объектов.

Изготовление корзинки, лотоса, тюльпана.


Изготовление цветов из бумаги. (2часа)

Основные теоритические сведения

Виды цветов, их цветовая гамма. Понятие шаблон, композиция. Правила техники без-опасности при ручных работах. Правила работы с салфеткой.Способы оформления работ.

Практические работы

Основные приемы изготовления цветов из бумаги и салфетки, их сборка, дополнения.

Варианты объектов.

Картины: «пион», «ромашка»,


II. Работа с текстилем (8 часов)


Изготовление игрушки из квадратного лоскута (2часа)

Основные теоритические сведения

Виды ткани. Инструменты и приспособления при ручных работах с тканью. Техника безопасности при ручных работах. Правила раскроя и соединения деталей. Оформление работы.

Практические работы

Определение ткани для работы. Раскрой квадрата. Последовательность соединения деталей. Набивка игрушки и оформление.

Варианты объектов.

кот


Изготовление игрушек по шаблону. (3 часа)

Основные теоритические сведения

Изготовление нескольких игрушек по одному шаблону. Шаблон. Способы выкраивания деталей на ткани, припуски на швы.

Практические работы

Выкраивание игольницы, ее сборка, виды оформления.

Варианты объектов.

Мышь, ежик.


Изготовление брелока. (3 часа)

Основные теоритические сведения

Понятие и назначение брелока. Его виды. Варианты оформления.

Практические работы

Подбор брелока по выбору обучающихся, раскрой, сборка деталей.

Варианты объектов.

Различные виды брелока.








  1. Бисероплетение. (10 часа)


Параллельное плетение на проволоке (10 часов)

Основные теоритические сведения

Особенности работы с проволокой. Техники плетения используемые при плетении из проволоки. Техника безопасности при ручных работах. Требования к качеству готового изделия.

Практические работы

Плетение из бисера на проволоке по выбору обучающихся.

Варианты объектов.

Изготовление бабочек, цветов.




Волшебная изонить. (8 часов)


Изонить. Ажурные картинки (6 часов)

Основные теоретические сведения

Подготовка к работе. Заполнение сложных фигур. Узоры и композиции.Правила подбора рисунка. Перевод на картон схемы. Увеличение или уменьшение рисунка. Правила техники безопасности при ручных работах.

Практические работы.

Заполнение комбинаций из углов и простых фигур. Правила техники безопасности при ручных работах

Варианты объектов.

Открытки – «морская тематика», «цветы», «бабочки», сердечки.

Картины – «цветочные фантазии», «корабли», «звезды», возможны работы по собственным эскизам.


Итоговая выставка работ .(2часа)

Подготовка и проведение итоговой выставки.


VI. Список литературы.


  1. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Санкт – Петербург, 2003.

  2. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра. Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

  3. Ляукина М.В. Подарки из бисера. Москва,2004.

  4. Быстрицкая А. П. Бумажная филигрань. Москва, «Айрис – пресс», 2007.

  5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, 2000.

  6. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Лоскутики. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  7. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Азбука шитья. Москва, «ЭКСМО – пресс», 1998.

  8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани. Ярославль, 2000.

  9. Бурундукова Л. Волшебная изонить. Москва, «АСТ-ПРЕСС»,2009.

  10. Леонова О. Рисуем нитью. Санкт – Петербург, 2005.

  11. Якубова А. Мягкая игрушка. Санкт – Петербург, 2005.















































































Программа кружка "Народное творчество"
  • Начальные классы
Описание:

  Декоративно-прикладное искусство - один из самых древних видов искусства.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства.  Очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали:  о происхождении промыслов, открывая для себя новые пути в жизни, обогащая свой внутренний мир, позволяя с пользой провести свободное время.

Обучение в кружке проходит по нескольким направлениям (работа с бумагой, работа с текстилем, бисероплетение, изонить) и направлено на воспитание художественной культуры, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию     На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический взгляд у детей, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки.     Каждый блок программы учит чему-то новому, интересному, иногда даже неожиданному применению знакомых нам вещей. 

Автор Васильева Татьяна Яковлевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1048
Номер материала 43668
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓