Главная / Начальные классы / Программа кружка "Моё рукотворчество" (4 класс)

Программа кружка "Моё рукотворчество" (4 класс)

Общекультурное развитие и воспитание



Программа кружка «Моё рукотворчество»


Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной творческой деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Она раскроет секреты разнообразных видов мастерства, поможет по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни; разбудит фантазию, подтолкнёт к активному творческому поиску и созиданию. Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы».

Задачи кружка:

Образовательные

  • формирование умений, связанных с художественно – образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

Развивающие

  • развитие наблюдательности, умению видеть характерные эстетичес-кие признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;

  • развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

Воспитательные

  • приобщать учащихся к основам рукоделия;

  • воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.


Программа рассчитана на два часа в неделю.

Общее количество часов в год: 4 класс – 68 часов.

Формы работы: выставки, тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, устные журналы, презентации готовых работ.



Содержание программы

«Природные материалы»

Природные материалы донского края (листья, цветы, плоды, семена, ветки, кора), их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из цельных растительных форм и приемы их составления. Характерные особенности растительных форм.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность.

Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасности работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации.

Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм ( листьев, цветов, трав), объемные композиции из природных материалов.


«Пластичные материалы»

Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе.

Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изуче-нию свойств пластичных материалов.


«Бумага и картон»

Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации. Правила и приемы работы.

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.


«Проволока и фольга»

Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приемы работы с прово-локой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приемов.

Упражнения на обработку проволоки (сгибание, скручивание); обработка фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.


«Текстильные материалы»

Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетения. Украшения одежды. Аппликация из текстильных материалов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов. Материал и образ. Изготовление куклы путем скручивания ткани.


Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на уроке;

отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях ;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

договариваться сообща;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих знаний и умений.

Ученик должен знать:

  • Роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • Виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

  • Назначение сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластические, текстильных);

  • Взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

  • Личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

Ученик должен уметь:

  • Владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности;

  • Определить материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

  • Определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

  • Подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать технику безопасного труда;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

  • Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом;

  • Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

  • Уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

  • Рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.


Прогнозируемый результат

В процессе занятий по программе «Моё рукотворчество» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

  • повышение уровня социально – бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

  • формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

  • совершенствованию мелкой и крупной моторики рук.


Календарно – тематическое планирование «Мое рукотворчество»


п/п

Дата проведения

Тема занятия

К-во часов

планир.

фактич.




Природные материалы – 16 ч

1-2



Листопад в ладошках (сбор даров природы)

2

3-4



Знакомство с флористикой. Аппликация «Летний луг»

2

5-6



Аппликация из природных материалов

2

7-8



Аппликация из засушенных листьев «Лесная поляна»

2

9-10



Композиция «У рябины именины»

2

11-12



Композицией «Тенистая аллея»

2

13-14



Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

2

15-16



Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

2




Пластичные материалы – 14 ч

17-18



Знакомство со скульптурными материалами. Пластилиновый фон

2

19-20



Процарапывание на пластилине «Рыбки в аквариуме»

2

21-22



Фантазия из пластилиновых «колбасок»

2

23-24



Рисование на пластилине «Сказочный лес»

2

25-26



Работа с пластилином в технике «плоская лепка»

2

27-28



Объемные поделки из шаров, вытянутых шаров

2

29-30



Изготовление чайного сервиза

2




Бумага и картон – 18 ч

31-32



Бумагопластика – цветочные мотивы «Сирень»

2

33-34



Бумагопластика – цветочные мотивы «Хризантема»

2

35-36



Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: чудо – дерево

2

37-38



Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: береза

2

39-40



Симметричное вырезание из бумаги: узор в квадрате

2

41-42



Бумагопластика «Кактус»

2

43-44



Бумагопластика «Корзина с цветами»

2

45-46



Бумагопластика «Ветка яблони»

2

47-48



Аппликация из салфеток

2




Текстильные материалы – 12 ч

49-50



Моделирование из ниток куклы

2

51-52



Моделирование из ниток лошадки

2

53-54



Аппликация из распущенного трикотажа «Кудрявая шерстка»

2

55-56



Аппликация из распущенного трикотажа «Гусеница»

2

57-58



Изготовление аппликации из ниток «Донские мотивы»

2

59-60



Материал и образ. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

2




Проволока и фольга – 8 ч

61-62



Изготовление фигурок зайчик, лошадка, рыбка

2

63-64



Изготовление цветов из проволоки разного сечения

2

65-66



Выполнение объемной фигуры из фольги (космонавт)

2

67-68



Объемные изделия из фольги

2



Литература:

  1. Перевертень Г.И. Техническое творчество М.: Просвещение,1988

  2. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах М.: Просвещение, 1985

  3. Цирулик Н.А. Ручное творчество Самара: «Учебная литература»,2006

  4. Цирулик Н.А. Уроки творчества Самара: Изд.»Федоров», 2000

  5. Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

  6. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 2005.

  7. Косминская В. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 2005.

  8. Мульи А. Рукоделие в школе. – М.: Просвещение, 1999.


Программа кружка "Моё рукотворчество" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Организация  внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной творческой деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.

Она раскроет секреты разнообразных видов мастерства, поможет по - новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни; разбудит фантазию, подтолкнёт к активному творческому поиску и созиданию. Содержание  программы направлено на выявление и развитие  способностей детей к различным видам деятельности. Программа  представлена в виде взаимосвязанных разделов: « природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы».

Автор Темникова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 723
Номер материала 27537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓