Главная / История / Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский




Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина











ПРОГРАММА КРУЖКА

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

для учащихся 6-9-х классов основной школы


Автор и руководитель кружка:

учитель истории и обществознания

МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17

г. Клина Московской области

Романова Валентина Александровна



Всего занятий……….. 34 часа

в том числе

-изучения нового материала ………….. 27 часов

-экскурсии, посещение музеев………….. 4 часа

-формы контроля . в том числе………... 3 часа

мониторинг…………………………… 1 час

защита рефератов. проектов ……….. 2 час









Пояснительная записка к программе


Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей региона и родного края лишь упомянуты или в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 6- 9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории..

Курс рассчитан на изучение краеведения в 6-9 классах всего 34 часа. Из них на изучение теоретического материала отводится 27 часов. Остальное время рекомендуется использовать для проведения уроков-экскурсий, встреч со знаменитыми людьми и т.п.3 часа на промежуточный и итоговый контроль знаний.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека; честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ и Московской области: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Московском крае, прошлое храмов и монастырей, деяния местных святых, восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.

В результате изучения курса исторического краеведения ученики должны знать:

  • памятники истории и культуры: здания, сооружения, памятные места и предметы связанные с важнейшими историческими событиями в жизни парода, развитие общества, государства, революционным движением, гражданской и отечественной войнами, развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

  • памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов

  • Принимать участие в охране памятников истории и культуры. Ученики должны знать: памятники археологии - городища, курганы, останки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, старинные предметы, участки археологических раскопок древних населенных пунктов. Ученики должны знать: принадлежность к определенной эпохе памятников градостроительства и архитектуры:архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, хромы, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные; остатки древней планировки и застройки городов и др. населенных пунктов, сооружения гражданской, военной. промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, декоративно прикладного, садово-паркового искусства.

  • Ученики должны ориентироваться во всех видах памятников искусства, а также иметь представление о документальных памятниках: письменных, исторических, кинофотодокументах, звукозаписях, фольклоре, музыке, о редких печатных изданиях и др.

Среди методов обучения историческому краеведению могут использоваться:

  • лекции,

  • беседы,

  • встречи с интересными людьми,

  • ролевые игры,

  • конкурсы, викторины,

  • диспуты,

  • экскурсии,

  • экспериментальные формы и методы обучения учитель выбирает опираясь на возраст учащихся, а также учитывая особенности своего села, города, района.

Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы опираясь на собственный ответ и подготовленность учащихся в классе, местные достопримечательности. Допускается изменение последовательности изучения разделов программы. К преподаванию исторического краеведения могут привлекаться работники местных музеев, энтузиасты-краеведы.


Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ исторических источников;

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

-написание рефератов с последующей защитой в рамках «Дня науки»

-проектная деятельность..


При изучении курса учащиеся могут выбрать:

-объект изучения;

-вид отчетных работ;

-литературу для подготовки докладов и рефератов.

- использовать Интернет- технологии;

-участвовать в «Дне науки».


Форма итоговой отчетности:

Итоговая конференция и защита рефератов и проектов.







Цель и задачи

Целью данного курса является активизация познавательного интереса учащихся к отечественной и региональной истории и создание условий приобретения разновозрастными учащимися умений, требуемых их годом обучения в основной школе.

Задачи:

  1. Обучающие. Ознакомить учащихся с базовыми знаниями по региональному краеведнию грамматике, лексике и фонетике английского языка. Сформировать навыки

  2. Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы,

  3. Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения.

  4. Социокультурные. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям родного края, способствовать социализации личности ученика.


Развертывание краеведческих знаний осуществляется со следующими ориентирами:

  • создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;

  • обеспечивается преемственности между курсами базового и краеведческого блока материалов по истории отечества основной средней школой, исключая прямое дублирование учебного материала, но осуществляя возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленного изучения в новых связях на более высоком уровне.

Задачи:

  • Обучающие. Ознакомить учащихся с базовыми знаниями по региональному краеведению , определить закономерности и особенности развития государства и его субъектов на уровне региона, района, города.

  • Развивающие. Развивать навыки диалогической и монологической речи, долговременную память, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы,

  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду, культуру общения.

  • Социокультурные. Прививать интерес к жизни, культуре, традициям родного края, способствовать социализации личности ученика, помочь профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

Для реализации целей и задач используются различные формы работы

  • фронтальные,

  • групповые,

  • парные,

  • индивидуальные

  • различные виды контроля тестирование, собеседование, защита реферата или проектной работы


Требования к уровню подготовки обобщенные виды знаний и умений,

1. Знание фактов:

1.1. Хронологические знания (датировка событий, последовательность расположения событий во времени).

1.2. Знания по исторической географии.

1.3. Персоналии.

1.4. Памятники культуры.

2. Знание основных понятий и умение работать с ними.

3. Знание общепринятых суждений о прошлом и исторических закономерностях.

4.Овладеть навыками различного вида:

  • вести диалог и выстраивать собственные монологические высказывания;

  • понимать особенности и специфику развития края, области, района и города в определенный исторический период;

  • выполнять проектные работы и рефераты, делать доклады и сообщения по теме

  • вести исторические экскурсии.


Результатом изучения данного курса должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений и навыков, в том числе:

  • выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;

  • конспектировать/несколько источников по одной проблеме/;

  • описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;

  • сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;

  • участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;

  • вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;

анализировать конкретные жизненные ситуации и планировать практические действия.

Учащиеся по окончании занятий

    • увеличат свой объём знаний по истории родного края

    • смогут успешно вести экскурсии в школьной комнате Памяти, по городу,

    • участвовать в Дне науки и научно- практических краеведческих конференциях..


Данные занятия способствуют

  • расширению кругозора учащихся,

  • пополнению их учебного материала,

  • развитию различных видов памяти,

  • улучшению культуры речи,

  • умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.


Для реализации программы используются УМК:

  1. Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ.- Клин: Издательский дом ООО «Арт- Сити», 2005.

  2. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  3. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  4. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2003.








Основная содержательная линия и место курса

«Историческое краеведение» в учебном плане системы дополнительного образования в школе

В настоящее время значительное количество часов в учебном плане средней общеобразовательной школы отводится на так называемый региональный компонент. В связи с этим во всех республиках и в большинстве краев и областей РФ уже изданы учебники и учебные пособия по местной истории.

Рабочая программа кружка создана на основе учебной программы курса “Историческое краеведение”, разработанной преподавателями Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области доктором исторических наук, профессором Т.В. Осиновой и В.В. Семеновым. Авторы, рассматривая историю Подмосковья как часть истории России, вместе с тем выявили в ее рамках учебные вопросы, отражающие специфику процессов, протекавших в регионе. Их решение призвано сформировать у учащихся понимание того, как общие тенденции развития страны по-разному отражались в истории ее регионов и, в том числе, в истории Московского края.

Сквозной нитью, связывающей отдельные темы в единое целое, выступает проблема выбора, перед которым история часто ставила жителей Московского края

При рассмотрении проблем современной истории Московского края акцент сделан на активизации способности учащихся анализировать действительность, применяя умения и навыки, отработанные на уроках истории. Ученики знакомятся с массивом разнообразной статистической информации, всесторонне характеризующим современное состояние Московской области и Клинского края (демографические процессы, положение дел в различных отраслях хозяйства, уровень жизни населения и т.п.; все данные приведены в сравнении со средними показателями по России и Москве). Эти задания также выполняют и функцию итогового контроля. Вместе с тем предусмотрен и контроль на тестовой основе, а также выполнение обобщающих заданий по отдельным аспектам истории Подмосковья.. Многочисленные задания по работе с ними позволяют разнообразить учебную деятельность, сделать ее интересной и для учеников, и для учителя.

Программа кружка создана с использованием элементов развивающего обучения, которое, как известно, нацеливает учащихся на совместный с учителем поиск ответов на учебные вопросы и решение учебных задач на основе имеющихся источников информации. Каждый тема занятия посвящена отдельному вопросу истории Московской области и Клинского края.


Содержание данной программы

  • расширяет содержательный блок исторических знаний;

  • создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

  • обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

  • создает возможности для формирования ценностных ориентиров в области социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

  • дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.





Рекомендуемая структура занятия

1. Вводно-мотивационная, часть (около 10 мин). На этом этапе преподаватель увязывает общероссийскую проблематику и особенности региональной истории; в совместной деятельности формулируется учебный вопрос, нацеленный на выявление специфики нашего региона, и этот вопрос фиксируется учащимися в тетрадях.

2. Этап собственно учебной деятельности (15-20 мин). На этом этапе учащиеся работают преимущественно самостоятельно, выполняя задание по работе с текстом параграфа и (при необходимости и по желанию учителя) другие задания, содержательно связанные с основным учебным вопросом. Учитель на этом этапе урока выполняет роль консультанта, оказывая помощь тем учащимся, у которых возникают сложности, и проверяя тех, кто раньше других справился с работой.

3. Этап контроля и коррекции (около 15 мин). Учитель проверяет правильность выполнения заданий (устный опрос) и в случае необходимости корректирует полученный результат. При отборе контрольных заданий использованы материалы Единого экзамена по истории России. Представлен список источников и литературы.


В основе структурирования занятий лежит проблемно-диалогический принцип объединения изучаемых тем по истории Московской области и Клинского края с привлечением материалов наиболее близких учащимся, что должно стимулировать их интерес к изучаемому предмету.


Учебно - тематический план


занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Наш край: история и современность.

1

2

История области

1

3

История района

1

4

История города

1

5

Расселение славян в Московском крае.Экскурсия.

1

6

Древний Клин. Начальный период.

1

7

Московский край в период раздробленности и во время монголо-татарского нашествия.

1

8

Период раздробленности в Клинском крае. (Х-ХIII в)

1

9

Объединения русских земель вокруг Москвы

1

10

Клин средневековый.

1

11

Московский в XVI-XVII вв. )-

1

12

Клинский край в Смутное время

1

13

Крупнейшие монастыри в Подмосковье

1

14

Клин православный(город)

1

15

Клин православный(район).Экскурсия

1

16

Особенности социально-экономического развития Подмосковья в ХVIIIIХ в. )

1

17

Клин ямщицкий.. Образование Клинского уезда.

1

18

Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья-)

1

19

«Гроза двенадцатого года» в нашем крае.

1

20

Подмосковье в истории русской культуры XVIII — нач. XX века.

1

21

Подмосковные усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.-


1

22

Клинские усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.-

1

23

Подмосковье и Клинский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Клинский край в революции 1905-1907 г.

1

24

Установление Советской власти в Подмосковье и Клинском уезде-

1

25

Московская область и Клинский район в конце_20-х - в 30-е годы.

1

26

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны-

1

27

Клинский район в годы Великой Отечественной войны-.Экскурсия

1

28

Клинчане- Герои Советского Союза.


29

Социально-экономическое развитие Подмосковья и Клинского района в 40-е - 80-е годы

1

30

Подмосковье в конце XX- начале ХХ1 вв.

1

31

Клинский район в конце XX- начале ХХ1 вв.

1

32

Замечательные люди Клинского края. Экскурсия

1

33-34

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция по защите краеведческих проектов, рефератов

2


Содержание программы

Введение.1 час. Наш край: история и современность.


Тема_1. История области. 1 час.


Понятия: “губерния”, “область”. Их происхождение и смысловое содержание. Памятники прошлого на территории области. Документы по истории области, Герб области, ее символика. Территория области. Изменение ее границ. Карты разных лет. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения. Его национальный состав. Занятия жителей области. Земледелие. Животноводство. Заводы. Фабрики. Техника и технология производства. Торговля. Транс" порт. Связь. Страницы боевого прошлого области. Участие ее жителей в защите Отечества. Герои-земляки. Развитие культуры. Образование. Наука. Библиотеки. Музеи. Театр. Средства массовой информации. Религия. Роль церкви в жизни области. Экономические, научные, культурные связи области с другими регионами страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Города и области-побратимы. Органы власти и управления в области. Традиции жителей области.

Тема 2. История района-1 час.


Районирование прежде и теперь. Понятия “уезд”, “район” их происхождение и содержание. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района, изменение ее границ. Географическое положение и природные условия. Изменение численности населения, его национальный состав. Герб района, его символика. Основные этапы истории района. Современные изменения в жизни района. Проблемы и перспективы развития. Место района в хозяйстве и культуре области. История районного центра и отдельных населенных пунктов. Органы власти и управления. Общественные организации. Быт и обычаи населения. Традиции жителей района.

Тема. 3. История города. 1 час.


Города и их функции. Роль городов в развитии экономики, материальной и духовной культуры городов. Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания о родном городе. Происхождение названия. Памятники и достопримечательности. Его история в названиях улиц и площадей. Герб города, его символика. Географическое положение и природные условия. Территория города, ее рост. Изменение численности населения, национальный состав. Город -укрепленный пункт. Центр ремесла и торговли. Характеристика различных классов, сословий, различных этнических групп городского населения в разные периоды. Улицы, районы, слободы, поселки, посады и 'г.п. Участие жителей в общественно-политической жизни. Развитие культуры. Образование, школы, Библиотеки. Музеи. Роль церкви в жизни города. Город, административный центр района (области). Экономические и культурные связи с селом, другими регионами страны, ближним и дальним зарубежьем. Труд граждан города - перспективы их жизни и развития. Почетные граждане города. История родного города - часть истории края. Отечества.

.Тема 4. Подмосковье и Клинский край в древности и в период феодальной раздробленности Руси (Х-ХIII в)-4 часа

Расселение славян в Московском крае. Древний Клин. Начальный период. Территория нынешнего Подмосковья и Клинского в составе русского государства - Возникновение городов. Размещение и укрепление городов. Хозяйство края.

Феодальная раздробленность. Подмосковные земли в составе Владимиро-Суздальского княжества. Основание Москвы, Дмитрова, Перемышля, Владение Новгорода: Волок Ламский, Владение Смоленска - Можайск. Рязанские города и земли: Коломна, Зарайск. Кремли - как древние памятники военного искусства. Подмосковье в период нашествия Батыя.

Тема. 5_Подмосковье и Клинский край в период создания российского государства (ХIVV в.) )-2 часа

Формирование территории Московского княжества в XIV в. Выделение в его составе удельных княжений. Феодальная воина во второй четверти XIV в. Возникновение и развитие городов: Серпухова, Верея, Звенигорода, Радонежа, Рузы, Можайское, Дмитровское, Волоцкое удельные княжества. Тверские города: Клин, Микулин.

Тема 6 Московский и Клинский край в XVI-XVII вв. )-2 часа

Административное деление. Уезды, станы, волости. Московский уезд. Другие города и уезды Подмосковья. Сельское хозяйство, Системы землевладения. Крупнейшие вотчинники в Московском крае. Старинные села. Ремесло и торговля. Пути сообщения. Подмосковье в борьбе с иноземными захватчиками в XVI-ХVII в. Отражение татарской агрессии. Борьба с польскими интервентами в нач. XVII в.

Тема 7. Крупнейшие монастыри в Подмосковье. Клин православный. -3 часа

Историко-краеведческое значение сохранившихся комплексов бывших монастырей в наши дни. Троице-Сергиев монастырь и его история. Возникновение монастыря, его роль в политической жизни страны в ХIV-XVI вв. Владения монастыря. Героическая оборона монастыря от польских интервентов в начале XVII века. Историко- художествепный комплекс Троице-Сергиевой лавры: этапы его сформирования. Лавра в XVIII - нач. XX в. Сергиев Посад. Монастыри в годы Советской власти. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Другие монастыри на территории Подмосковья; Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоколамский, Воскресенский на Истре и другие мужские и женские монастыри. Их возникновение и история. Монастыри как архитектурные памятники. Клин православный

Тема 8. Особенности социально-экономического развития Подмосковья и Клинского края в ХVIIIIХ в. )-2 часа

Развитие с/х. Подмосковная крепостная деревня. Разложение и кризис феодально-крепостнической системы. Развитие промыслов в Подмосковье. Художественные промыслы (Гжель, Федоскино, Жостово, Богородское и др.). Ремесло и торговля. Пути сообщения. Реформа 1861 в Подмосковье и социально-экономическое развитие края в пореформенную эпоху. “Раскрестьянивание” подмосковной деревни. Возникновение крупных промышленных центров. Текстильное производство. Развитие машиностроения:

Коломна, Подольск, Люберцы, Мытищи.

Тема 9. Отечественная война. 1812 г. и ее отражение в памятниках Подмосковья-)-2 часа

Бородинское сражение и его историческое значение. Бородинское поле и его историческое памятники. Бородинский военно-исторический музей. Тарутинский лагерь. Сражение под Малоярославцем. Исторические памятники Тарутина и Малоярославца. Партизанское движение в 1812 г в Подмосковье. Герои 1812 года и их отражение в названиях населенных пунктов Подмосковья, в памятниках истории и культуры.

Тема 10. Подмосковье в истории русской культуры XVIII — нач. XX века. Подмосковные и Клинские усадьбы ХVIII - нач ХХ вв.- 2 часа


Усадьбы как историко-художественные комплексы. Их историко-краеведческое значение. Обилие “дворянских гнезд” в Подмосковье в крепостническую эпоху. Комплексы наиболее крупных усадеб, сохранившиеся до наших дней: Горенки, Глинки, Никольское-Гагарино, Пахра-Яковлевское, Яропо-лец, Виноградове, Гребнево, Остафьево, Марфино, Вороново, Абрамцево, Архангельское и др. Возникновение усадеб, их история. Коллекции живописи. Творчество иностранных и крепостных мастеров. Подмосковье в истории русской литературы и искусства. А.С. Пушкин в Подмосковье. Захарове, Яропо-лец, Лопасня. Мемориальные места и памятники Подмосковья, связанные с жизнью и деятельностью И.И. Новикова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, П.И. Чайковского, Е.И. Танеева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.М. Пришвина. Усадьбы в наши дни.


Тема 11. Подмосковье и Клинский край в истории русского революционного движения Подмосковье и Клинский край в революции 1905-1907 г. -1 час

Декабристы в Подмосковье. Революционеры-демократы в Подмосковье. Деятельность народнических организаций в Московской губернии. Зарождение и развитие рабочего движения в крупных промышленных центрах Московской губернии. Его особенности. Морозовская стачка. Тема

Рабочее движение в ходе революции. Железнодорожники Москвы и Подмосковья в декабрьском восстании 1905 г. Крестьянское движение. Марковская “Крестьянская республика”.

Тема 12. Установление Советской власти в Подмосковье и Клинском уезде- 1 час

1917 г. в Подмосковье. Мирный и вооруженный путь борьбы за Советскую власть. Установление власти Советов в отдельных городах и уездах Московской губернии. Преобразования в Подмосковье в первые годы Советской власти.

Тема 13. Московская область и Клинский район в конце_20-х - в 30-е годы.-1 час

Образование Московской области в январе 1929 г. Ее территория н административное деление в 30-е годы. Промышленность области в годы первых пятилеток. Развитие старых промышленных центров (Коломна, Серпухов, Богородск, Орехово-Зуево, Павлово-Посад и др.) и возникновение новых (Вос-кресенск, Электросталь, Красногорск и др. С/х в годы коллективизации (особенности, проблемы). Культура и народное образование области в 20 - 30-е годы. Разрушено культовых памятников.

Тема 14. Подмосковье и Клинский район в годы Великой Отечественной войны-3 часа

Битва под Москвой в 1941 г. Бои на подступах к Москве в октябре-ноябре 1941 г. Героические подвиги защитников Москвы. Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г. Разрушения на временно оккупированной территории. Партизанское движение в Подмосковье. Формирование и состав партизанских отрядов в городах и районах Московской области. Герои Подмосковья.

Использование мемориальных и военно-исторических музеев в историко-краеведческой работе и военно-патриотическом воспитании.

Тема 15. Социально-экономическое развитие Подмосковья и Клинского района в 40-е - 80-е годы. -1 час

Восстановление народного хозяйства Подмосковья. Промышленность Подмосковья: крупнейшие промышленные центры и ведущие промышленные предприятия Подмосковья. Сельское хозяйство области: специфика с/х производства в Московской области, его основные отрасли. Передовые хозяйства в аграрном секторе Подмосковья. Наука и наукограды Подмосковья;

(особенности развития): Дубна, Троицк, Протвино, Пущине, Черноголовка, и др. Население Подмосковья и тенденции демографического развития. Развитие культуры и народного образования. Повышение жизненного уровня жителей Подмосковья. Культура и культурные центры области.

тема 16. Подмосковье в и Клинский район в конце XX- начале ХХ1 вв. Знаменитые люди и почетные граждане. -3 часа

Особенности социально-экономического развития. Трудности становления рыночной экономики. Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Демографическая ситуация. Связь Подмосковья с другими регионами страны, странами ближнего и дальнего зарубежья. /

Итоговое занятие. /2 часа/

Научно-практическая конференция по защите краеведческих проектов, рефератов.



Контрольно-измерительные материалы

Вариант I

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть АI

К каждому заданию части АI дано 5 ответов, из которых только ОДИН верный. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ.


А1. На территории Московской области найдены памятники ... культуры

1) ананьинской; 2) трипольской; 3) катакомбной; 4) срубной; 5) фатьяновской.

А2. Основой славянского населения Московской области стали

1) кривичи; 2) словене ильменские; 3) вятичи; 4) радимичи; 5) ляхи.

А3. Вся территория современной Московской области вошла в состав Русского централизованного государства в

1) середине XII в.; 2) XIII в.; 3) конце XIV в.; 4) начале XVI в.; 5) начале XVII в.

А4. В период раздробленности территория Московской области не входила в состав … княжества

1) Владимиро-Суздальского; 2) Смоленского; 3) Рязанского; 4) Черниговского; 5) Галицко-Волынского.

А5. Город, основанный Юрием Долгоруким...

1) Дмитров; 2) Коломна; 3) Можайск; 4) Серпухов; 5) Клин.

А6. Юрий Дмитриевич (брат Василия I)...

1) присоединил к Москве Коломну; 2) захватил Можайский удел; 3) отразил вторжения Ольгерда; 4) стал первым серпуховским князем; 5) стал князем Звенигородским и Галицким.

А7. Временной резиденцией великокняжеского и царского двора в первой половине XVI века был город...

1) Клин; 2) Можайск; 3) Дмитров; 4) Зарайск; 5) Коломна.

А8. Монастырь, основанный величайшим русским святым, благословившим Дмитрия Донского на Куликовскую битву

1) Саввино-Сторожевский; 2) Новоиерусалимский; 3) Иосифо-Волоцкий; 4) Троице-Сергиев; 5) Николо-Угрешский.

А9. В XVIII в. в Московском крае развивалась(ось)

1) текстильная промышленность; 2) машиностроение; 3) химическая промышленность; 4) металлургия; 5) скотоводство.

А10. Орган губернского управления, созданный в результате реформ XVIII в.

1) губернская коллегия; 2) губернское земское собрание; 3) губернская земская управа; 4) губернская дума; 5) губернское дворянское собрание.

А11. Московская губерния была образована в ... году

1) 1649; 2) 1708; 3) 1769; 4) 1781; 5) 1798.

А12. Дворянская усадьба, как правило, включала

1) ремесленные мастерские; 2) обзорную площадку; 3) школу; 4) больницу; 5) тюрьму.

А13. К усадьбе Архангельское имеют отношение следующие факты

1) была временной императорской резиденцией; 2) относилась к числу «хозяйственных» («доходных»); 3) посещалась крупнейшими деятелями русской культуры; 4) пережила расцвет в эпоху Петра Великого; 5) была разрушена в советское время.

А14. В боях с французами у Вереи русскими войсками командовал генерал

1) Багратион; 2) Милорадович; 3) Дорохов; 4) Денисов; 5) Ермолов.

А15. К деятельности династии фабрикантов Морозовых имеют отношение следующие факты

1) дворянское происхождение основателя династии; 2) получение государственной субсидии на открытие первой фабрики; 3) падение прибыли после отмены крепостного права; 4) смелое внедрение технических новинок; 5) создание совместного производства с иностранными предпринимателями.

А16. Для промышленности Московской губернии во второй половине XIX в. характерно

1) быстрый рост фабричных и кустарных сел; 2) преобладание металлургии и машиностроения по объему производства; 3) отсутствие иностранных капиталовложений; 4) существенный промышленный рост в западных и северо-западных районах губернии; 5) сокращение численности рабочих благодаря внедрению новых технологий.

А17. Правильное соотнесение названия населенного пункта и распространенного среди его жителей промысла

1) Гжель – расписная керамика; 2) Жостово – башмаки; 3) Федоскино – расписные подносы; 4) Талдом – узорные платки; 5) Павловский посад – лаковая миниатюра.

А18. Для сельского хозяйства второй половины XIX в. характерно

1) избыток земли у крестьян; 2) низкий уровень налогообложения; 3) быстрое разрушение общины; 4) отсутствие существенных различий в уровне дохода между крестьянами; 5) нищенская жизнь большинства крестьян.

А19. Для русской крестьянской избы XIX в. были характерны

1) фарфоровая посуда; 2) три и более комнаты; 3) шкафы и буфет; 4) бани; 5) соломенные крыши.

А20. К Московскому земству имеет отношение следующее положение

1) земцы стремились поставить под контроль полицию и губернатора; 2) дворяне имели в уездных и губернском собраниях незначительное представительство; 3) земцы активно участвовали в либеральном движении; 4) земства контролировали работу промышленных предприятий на подведомственной территории; 5) органы власти не вмешивались в работу Московского земства.

А21. Морозовская стачка...

1) привела к национализации фабрики; 2) произошла в 1885 г.; 3) происходила под руководством партии большевиков; 4) сопровождалась уничтожением машин; 5) закончилась массовым расстрелом рабочих.

А22. С целью установления своей власти в Московской области в 1917 г. большевики создавали

1) Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; 2) комитеты бедноты; 3) революционные трибуналы; 4) военно-революционные комитеты; 5) чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией.

А23. Первые выборы в Московское губернское и уездные собрания состоялись в ... году

1) 1861; 2) 1865; 3) 1885; 4) 1889; 5) 1905.

А24. В начале 1920-х годов в Московском крае был(а) построен(а)

1) железная дорога Москва – Нижний Новгород; 2) Каширская электростанция; 3) завод швейных машин в Подольске; 4) канал Москва – Волга; 5) машиностроительный завод в Коломне.

А25. Командир дивизии, сражавшейся с немецко-фашистскими войсками на Бородинском поле

1) В.Г. Клочков; 2) В.И. Полосухин; 3) Л.М. Доватор; 4) В.В. Талалихин; 5) К.К. Рокоссовский.

А26. В ходе боев под Москвой немецко-фашистские войска оккупировали город

1) Дмитров; 2) Серпухов; 3) Кашира; 4) Подольск; 5) Волоколамск.

А27. Герои-панфиловцы совершили свой подвиг

1) у города Клин; 2) у деревни Петрищево; 3) у разъезда Дубосеково; 4) в небе над Подольском; 5) на Можайской линии обороны.

А28. На северо-востоке Московский области распространен(о) производство

1) художественного текстиля; 2) народной игрушки; 3) художественного фарфора; 4) кружевов на коклюшках; 5) плетеных корзин и легкой мебели.

А29. Московская область образовалась в ... году (годах)

1) 1929; 2) 1935-1936; 3) 1959; 4) 1960-1961; 5) 1995.

А30. Развитие Московской области в 1990-е гг. характеризуется...

1) падением промышленного производства; 2) ростом рождаемости и падением смертности; 3) ростом числа занятых в промышленности; 4) ростом доли государственной и муниципальной собственности; 5) падением уровня безработицы.

А31. В ХХ веке переименовывался город, который ныне носит название

1) Раменское; 2) Наро-Фоминск; 3) Хотьково; 4) Ногинск; 5) Электросталь.

А32. Выдающийся скульптор, автор «Березки», уроженец г. Зарайска

1) С.В. Иванов; 2) А.С. Голубкина; 3) И.И. Лажечников; 4) В.Н. Татищев; 5) В.И. Чуйков.

А33. Русский просветитель XVIII в., масон и книгоиздатель, похоронен в с. Авдотьино

1) С.В. Иванов; 2) Н.И. Новиков; 3) И.И. Лажечников; 4) В.Н. Татищев; 5) И.И. Пущин.

А34. Правильное соотнесение имени великого деятеля истории и культуры и географического названия, с ним связанного

1) М.Е. Салтыков-Щедрин – с. Мелехово; 2) М. Горький – с. Шахматово; 3) А.А. Блок – с. Горки; 4) П.И. Чайковский – г. Клин; 5) А.П. Чехов – с. Спас-Угол.


Часть АII

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых имеются несколько (2, 3 и более) правильных ответов. Отвечая на эти задания, выберите все правильные, на Ваш взгляд, ответы.


А35. В XVII веке сохранили оборонное значение города …

1) Можайск, 2) Дмитров, 3) Зарайск, 4) Коломна, 5) Верея.

А36. В конце XVIII в состав современной Московской области не входили города …

1) Верея; 2) Зарайск; 3) Кашира; 4) Серпухов; 5) Можайск.

А37. Еще до октябрьского восстания большевистские советы фактически обладали властью в городах …

1) Коломна, 2) Дмитров, 3) Подольск, 4) Талдом, 5) Волоколамск.

А38. В довоенный период (1918-1941) статус города получили …

1) Павловский Посад, 2) Наро-Фоминск, 3) Электросталь, 4) Егорьевск, 5) Богородск.

А39. К наукоградам можно отнести города …

1) Дубна, 2) Люберцы, 3) Мытищи, 4) Балашиха, 5) Троицк

А40. Новоиерусалимский монастырь …

1) стал центром старообрядчества, 2) был построен по инициативе патриарха Никона, 3) представлял собой точную копию Иерусалимского храмового комплекса, 4) с 1917 г. стал резиденцией патриарха, 5) был разрушен в ходе Великой Отечественной войны.

Часть В

Ответом на задание в части В является слово или словосочетание, необходимое по смыслу.


В1. Фамилия командира самого большого крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года

В2. Фамилия великого советского физика, руководившего строительством центра ядерных исследований в Дубне.

В3. Название проездной пошлины в Древней Руси - …

В4. Название остатков древних укрепленных поселений - …

В5. Определите последовательность периодов истории Московского края. Ответ запишите буквами, не делая пробелов между ними, например АБВГД.

А. Присоединение территории края к Древнерусскому государству.

Б. Дьяковская культура железного века.

В. Славянская колонизация.

Г. Возникновение расцвет и гибель фатьяновской культуры.

Д. Господство охотников и рыболовов новокаменного века.

Часть С

Дайте развернутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.


С1. Чем знаменито в истории России село Молоди вблизи современного города Чехова?

С2. Какие вы можете вспомнить факты отечественной истории XIXVI вв., связанные с г. Коломна?

С3. Почему славянская колонизация территории Московского края носила мирный характер?

С4. Что определяло рост или упадок городов Подмосковья в XVIII в.?

С5. Почему вторая половина XVIII в. стала временем расцвета усадебного строительства в Подмосковье?

Вариант II

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть АI

К каждому заданию части АI дано 5 ответов, из которых только ОДИН верный. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ.


А1. На территории Московской области найдены памятники ... культуры

1) льяловской; 2) трипольской; 3) катакомбной; 4) срубной; 5) зарубинецкой.

А2. На территории современной Московской области в древности жило славянское племя

1) кривичей; 2) полян; 3) угров; 4) радимичей; 5) древлян.

А3. Первые упоминания о Клине, Серпухове, Кашире относятся к … веку.

1) XI; 2) XII; 3) XIII; 4) XIV; 5) XV.

А4. В период раздробленности территория Московской области не входила в состав … княжества

1) Владимиро-Суздальского; 2) Полоцкого; 3) Рязанского; 4) Черниговского; 5) Смоленского.

А5. Самый древний город Московского края...

1) Дмитров; 2) Коломна; 3) Можайск; 4) Серпухов; 5) Волоколамск.

А6. Владимир Храбрый...

1) присоединил к Москве Коломну; 2) захватил Можайский удел; 3) отразил вторжения Ольгерда; 4) был удельным серпуховским князем; 5) стал князем Звенигородским и Галицким.

А7. Городом, подвергшимся страшному разорению опричников, был(а)...

1) Клин; 2) Можайск; 3) Дмитров; 4) Зарайск; 5) Коломна.

А8. Монастырь, прославившийся героической обороной во время Смутного времени

1) Саввино-Сторожевский; 2) Новоиерусалимский; 3) Старо-Голутвин; 4) Троице-Сергиев; 5) Николо-Угрешский.

А9. В XVIII в. в Московском крае развивалась(ось)

1) скотоводство; 2) машиностроение; 3) химическая промышленность; 4) металлургия; 5) огородничество.

А10. Орган губернского управления, созданный в результате реформ XVIII в.

1) губернская коллегия; 2) губернское правление; 3) губернская земская управа; 4) губернская дума; 5) губернское земское собрание.

А11. «Белые слободы» в городах Подмосковья были ликвидированы в ... году

1) 1649; 2) 1708; 3) 1769; 4) 1781; 5) 1798.

А12. Дворянская усадьба, как правило, включала

1) ремесленные мастерские; 2) больницу; 3) школу; 4) церковь; 5) тюрьму.

А13. К усадьбе Архангельское имеют отношение следующие факты

1) была владением императорской семьи; 2) содержалась благодаря труду крепостных крестьян; 3) относилась к числу «хозяйственных» («доходных»); 4) пережила расцвет в конце XIX – начале ХХ вв.; 5) была разрушена в советское время.

А14. Самым большим партизанским отрядом в Отечественную войну 1812 г. командовал(а)

1) Сеславин; 2) Курин; 3) Дорохов; 4) Денисов; 5) Кожина.

А15. К деятельности династии фабрикантов Морозовых имеют отношение следующие факты

1) крестьянское происхождение основателя династии; 2) получение государственной субсидии на открытие первой фабрики; 3) падение прибыли после отмены крепостного права; 4) большие капиталовложения в металлургию и машиностроение; 5) создание совместного производства с иностранными предпринимателями.

А16. Для промышленности Московской губернии во второй половине XIX в. характерно

1) упадок фабричных сел; 2) преобладание текстильной промышленности по объему производства; 3) отсутствие иностранных капиталовложений; 4) существенный промышленный рост в западных и северо-западных районах губернии; 5) сокращение численности рабочих благодаря внедрению новых технологий.

А17. Правильное соотнесение названия населенного пункта и распространенного среди его жителей промысла

1) Гжель – башмаки; 2) Жостово – расписные подносы; 3) Федоскино – расписная керамика; 4) Талдом – узорные платки; 5) Павловский посад – лаковая миниатюра.

А18. Для сельского хозяйства второй половины XIX в. характерно

1) избыток земли у крестьян; 2) низкий уровень налогообложения; 3) быстрое разрушение общины; 4) распространение отходничества; 5) высокий уровень жизни большинства крестьян.

А19. Для русской крестьянской избы XIX в. были характерны

1) фарфоровая посуда; 2) три и более комнаты; 3) шкафы и буфет; 4) огромная печь; 5) железные крыши.

А20. К Московскому земству имеет отношение следующее положение

1) земцы уделяли большое внимание развитию здравоохранения и образования; 2) дворяне имели в уездных и губернском собраниях незначительное представительство; 3) земцы активно участвовали в революционном движении; 4) земства контролировали работу промышленных предприятий на подведомственной территории; 5) органы власти не вмешивались в работу Московского земства.

А21. Морозовская стачка...

1) сопровождалась уничтожением машин; 2) произошла в 1905 г.; 3) происходила под руководством партии большевиков; 4) была подавлена с помощью войск; 5) закончилась массовым расстрелом рабочих.

А22. С целью установления своей власти в Московской области в 1917 г. большевики создавали

1) Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; 2) комитеты бедноты; 3) революционные трибуналы; 4) военно-революционные комитеты; 5) чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией.

А23. Должности земских начальников в Московской губернии были учреждены в ... году

1) 1861; 2) 1865; 3) 1881; 4) 1889; 5) 1905.

А24. В 1930-е годы в Московском крае был(а) построен(а)

1) железная дорога Москва – Нижний Новгород; 2) Каширская электростанция; 3) завод швейных машин в Подольске; 4) канал Москва – Волга; 5) машиностроительный завод в Коломне.

А25. Политрук, под руководством которого приняли бой герои-панфиловцы

1) В.Г. Клочков; 2) В.И. Полосухин; 3) Л.М. Доватор; 4) В.В. Талалихин; 5) С.И. Солнцев.

А26. В ходе боев под Москвой немецко-фашистские войска оккупировали город

1) Дмитров; 2) Серпухов; 3) Можайск; 4) Подольск; 5) Талдом.

А27. Зоя Космодемьянская совершила свой подвиг

1) в городе Клин; 2) в деревне Петрищево; 3) у разъезда Дубосеково; 4) в небе над Подольском; 5) на Можайской линии обороны.

А28. На востоке Московский области распространен(о) производство

1) художественного текстиля; 2) народной игрушки; 3) художественного фарфора; 4) кружевов на коклюшках; 5) плетеных корзин и легкой мебели.

А29. Первые прямые выборы главы Московской области состоялись в ... году (годах)

1) 1929; 2) 1935-1936; 3) 1959; 4) 1960-1961; 5) 1995.

А30. Развитие Московской области в 1990-е гг. характеризуется...

1) ростом промышленного производства; 2) ростом рождаемости и падением смертности; 3) ростом числа занятых в промышленности; 4) ростом доли государственной и муниципальной собственности; 5) ростом уровня безработицы.

А31. В ХХ веке переименовывался город, который ныне носит название

1) Раменское; 2) Рошаль; 3) Хотьково; 4) Подольск; 5) Электросталь.

А32. Выдающийся художник, автор картины «Смерть переселенца», уроженец г. Руза

1) С.В. Иванов; 2) А.С. Голубкина; 3) И.И. Лажечников; 4) В.Н. Татищев; 5) В.И. Чуйков.

А33. Декабрист, друг А.С. Пушкина, похоронен в г. Бронницы

1) П.И. Пестель; 2) К.Ф. Рылеев; 3) Н.М. Муравьев; 4) С.П. Трубецкой; 5) И.И. Пущин.

А34. Правильное соотнесение имени великого деятеля истории и культуры и географического названия, с ним связанного

1) М.Е. Салтыков-Щедрин – с. Спас-Угол; 2) М. Горький – с. Шахматово; 3) А.А. Блок – с. Горки; 4) П.И. Чайковский – с. Мелехово; 5) А.П. Чехов – г. Клин.


Часть АII

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых имеются несколько (2, 3 и более) правильных ответов. Отвечая на эти задания, выберите все правильные, на Ваш взгляд, ответы.


А35. В XVII веке утратили оборонное значение города …

1) Можайск, 2) Дмитров, 3) Зарайск, 4) Коломна, 5) Богородск.

А36. К середине XIX века утратили свое экономическое значение города …

1) Богородск, 2) Дмитров; 3) Клин, 4) Коломна; 5) Павловский Посад

А37. Раньше других объявили о полном взятии власти большевиками … Советы

1) Талдомский, 2) Клинский, 3) Орехово-Зуевский, 4) Сергиев-Посадский, 5) Богородский.

А38. В довоенный период (1918-1941) статус города получили …

1) Павловский Посад, 2) Дубна, 3) Электросталь, 4) Егорьевск, 5) Яхрома.

А39. К наукоградам можно отнести города и поселки…

1) Егорьевск, 2) Пущино, 3) Черноголовка, 4) Балашиха, 5) Талдом

А40. Новоиерусалимский монастырь …

1) стал центром старообрядчества, 2) был построен по инициативе патриарха Никона, 3) представлял собой точную копию Иерусалимского храмового комплекса, 4) с 1917 г. стал резиденцией патриарха, 5) был разрушен в ходе Великой Отечественной войны.

Часть В

Ответом на задание в части В является слово или словосочетание, необходимое по смыслу.


В1. Имя основателя московской княжеской династии.

В2. Фамилия великого советского физика, руководившего строительством центра ядерных исследований в Дубне.

В3. Название города, обязанного своим возникновением развитию фундаментальной науки - …

В4. Название водораздела между верховьями двух рек, по которому в старину перетаскивали суда - …

В5. Определите последовательность периодов истории Московского края. Ответ запишите буквами, не делая пробелов между ними, например АБВГД.

А. Присоединение территории края к Древнерусскому государству.

Б. Дьяковская культура железного века.

В. Славянская колонизация.

Г. Возникновение расцвет и гибель фатьяновской культуры.

Д. Феодальная раздробленность.


Часть С

Дайте развернутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.


С1. Чем знаменита в истории России деревня Деулино вблизи Троице-Сергиева монастыря?

С2. Какие вы можете вспомнить факты отечественной истории XIXVI вв., связанные с г. Дмитровым?

С3. Почему в период феодальной раздробленности Московский край захлестнули междоусобицы?

С4. Почему во второй половине XIX в. очень быстро развивалась промышленность Подмосковья?

С5. Почему Подмосковье стало одним из центров влияния большевиков и их опорной базой на пути к власти?


Ключ


Ответы на задания частей А и В

Номера тестов


I

II

А1

5

1

А2

3

1

А3

4

4

А4

5

2

А5

1

5

А6

5

4

А7

2

1

А8

4

4

А9

1

5

А10

5

2

А11

2

1

А12

2

4

А13

3

2

А14

3

2

А15

4

1

А16

1

2

А17

1

2

А18

5

4

А19

5

4

А20

3

1

А21

2

4

А22

4

4

А23

2

4

А24

2

4

А25

2

1

А26

5

3

А27

3

2

А28

2

1

А29

1

5

А30

1

5

А31

4

2

А32

2

1

А33

2

5

А34

4

1

А35

13

24

А36

23

23

А37

13

35

А38

23

35

А39

15

23

А40

25

25

В1

Курин

Даниил

В2

Курчатов

Курчатов

В3

мыт

наукоград

В4

городище

волок

В5

ДГБВА

ГБВАД


Ответы на задания части С

I вариант

Номера тестов

Ответы

С1

здесь в 1572 г. было разгромлено войско крымского хана

С2

три любых факта из перечисленных: первое летописное упоминание в XII в.; борьба владимиро-суздальских и рязанских князей за Коломну; битва с монголо-татарами в 1237 г.; сбор русских войск перед Куликовской битвой; постройка Успенского собора как памятника Куликовской битвы; строительство каменного кремля в XVI в.

С3

миролюбие финно-угров; сельскохозяйственный, а не военный характер славянской колонизации; много свободной земли для расселения славян

С4

«назначение» уездными центрами, развитие торговли и промышленности

С5

дворяне получили «вольность»; эксплуатация крепостных давала огромные доходы; владельцы усадеб стремились подчеркнуть свою самостоятельность; усадьбы противостояли хаосу окружающего мира – достаточно указать любые три причины


II вариант

Номера тестов

Ответы

С1

здесь в 1618 г. было подписано перемирие с поляками, означавшее окончание интервенции

С2

три любых факта из перечисленных: основание Юрием Долгоруким в XII в.; разорение монголо-татарами; присоединение к Москве при Дмитрии Донском; столица последнего удельного княжества в России, уничтоженного в период опричнины

С3

край разбогател благодаря развитию торговли, ремесла и земледелия

С4

смелое внедрение технических новинок; развитие транспортной сети; жестокая эксплуатация рабочих; поддержка правительства – достаточно указать любые три причины

С5

простые ответы на сложные вопросы; успехи агитации среди тыловых солдат; сплоченная партийная организация








БИБЛИОГРАФИЯ


Литература по историческому краеведению для учащихся

1. Город Клин и храмы Клинского района. / Сост. Пэнежко п. - Владими 2003.

2. Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ. Автор А.М. Ильин. - Клин, 2005.

  1. Стариков В.И. Клин и его окрестности. М., 1977.

  2. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  3. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

Литература по историческому краеведению для учителя

1. Закон РФ об образовании 1992 г.

2. Закон Московской области об образовании 1996г.

3. Временный государственный образовательный стандарт:

Образовательная область: Общество (история и социальные дисциплины). М., 1993 г.

4. Об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон Союза СССР 1976 г.

5. Об уголовной ответственности на нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон Союза СССР 1991 г.

6. Основы школьного краеведения. Уч. пособие, Петрозаводск, 1977 г.

7. Матюшин Т.Н. “Историческое краеведение". М., 1987 г.

8. Вяземский Е.Е. “Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ". М., 1991 г.

9. Тягаев А.Ф. “Краеведческий музей в трудовом воспитании". 1984, № 5.

10. Фатеева В.И. “Школьные музеи (Восп. Школьников) 1983, № 4. 11. Сейненский А.Е. “Школьные музеи: из опыта работы". М., 1977.

12. Города Подмосковья 3 ч. М., 1984 г.

13. Чернышев В.И. Усадьбы России М., 1992.

14. Серп и молот..

15 Подмосковные известия.

16. Романова В.А. О героях былых времен... - Серп и молот, 2007, 29 ноября, 2007.

  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

  2. Холодковский В.В. Дом в Клину.- М., 1976.



Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
  • История
Описание:

Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и события, связанные с историей региона и родного края лишь упомянуты или в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, Изучение курса как самостоятельного курса в рамках дополнительного образования учащихся 6- 9-х классов создает условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории..

Курс рассчитан на изучение краеведения в 6-9 классах всего 34 часа. Из них на изучение теоретического материала отводится 27 часов. Остальное время рекомендуется использовать для проведения уроков-экскурсий, встреч со знаменитыми людьми и т.п.3 часа на промежуточный и итоговый контроль знаний.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Автор Романова Валентина Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 23815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓