Главная / Математика / Программа кружка " Юный математик" для учеников 5-7 классов.

Программа кружка " Юный математик" для учеников 5-7 классов.


Управление образования Администрации Ветлужского района

Муниципальное образовательное учреждение

Новопокровская средняя общеобразовательная школа







ПРОГРАММА


кружка


«Юный математик»


Составитель: Торопова Галина Владимировна

учитель математики,

МОУ Новопокровская средняя

общеобразовательная школа.


















с. Новопокровское

2010г





Содержание



  1. Введение…………………………………………………….2

  2. Пояснительная записка…………………………………….3

  3. Цели и задачи программы…………………………………3

  4. Условия реализации программы………………………….6

  5. Ожидаемые результаты……………………………………6

  6. Учебно-тематический план………………………………..7

  7. Содержание программы…………………………………...8

  8. Методическое обеспечение………………………………..9

  9. Список необходимого оборудования…………………….10

  10. Список литературы ………….…………………………….11

















Введение.

В конце 20 века многие традиционные формы работы со способными учащимися по математике: факультативы, кружки, олимпиады, школы при вузах и т.п. во многих регионах России деградировали. Популярность математики стала резко снижаться. Проведённое в 1995 году международное тестирование учащихся по математике показало, что данные у нас печальные. В то время как в конце девяностых мы входили в пятёрку лучших стран мира. Свои позиции в олимпиадном движении Россия удерживает только благодаря нескольким регионам, где высокая математическая подготовка обеспечивается благодаря сохранению традиций внеклассной и внешкольной работы по математике.

Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы по математике с учащимися 5 – 6 классов, с 7 класса их, как правило, заменяют факультативы, но кружки так, же могут проводиться.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки организуются как для сильных учащихся, так и для всех желающих. Занимаясь в кружке, более подготовленные дети будут знакомиться с различными приёмами решения трудных заданий, а ученики со средним уровнем подготовки по предмету, через интересные, занимательные формы работы будут расширять свой кругозор и стремиться повысить интерес к данному предмету.







Пояснительная записка.

В МОУ Новопокровская средняя общеобразовательная школа на протяжении 7 лет работает кружок по математике «Юный математик» для детей от 10 лет.

Цель: заинтересовать учеников дополняющими учебный материал сведениями о математике, о математиках, выработать у них навыки устного счёта, развивать начала математического и логического мышления, расширить кругозор и, главное пробудить желание заниматься одной из основных наук.

Задачи:

Образовательные:

  • Рассмотрение интересных, занимательных фактов из истории математики;

  • Рассмотрение различных способов решения нестандартных задач по математике;

  • Подготовка к олимпиадам;

  • Углубление и расширение знаний учащихся по предмету;

  • Привитие интереса детей к решению математических заданий.

Воспитательные:

  • Воспитание настойчивости, инициативы;

  • Формирование потребности в самореализации.

Развивающие:

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.

Существуют два подхода к организации кружка.

Первый подход применим в том случае, когда кружки состоят из секций. Этот подход реализуется в крупных школах при большом количестве учащихся. В данном случае и работу секций можно планировать по отдельности

Второй подход применим при малом количестве учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся всё же разнообразны. Поэтому необходимо проводить кружковые занятия в различных формах.

Основные форы проведения кружковых занятий:

1. Комбинированное тематическое занятие.

Примерная структура данного занятия.

  1. выступление учителя(или доклад кружковца) по избранному вопросу.

  2. Основная часть – решение задач по определённой теме, причём в числе этих задач должны быть и достаточно трудные. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

  3. решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов, проведение математических игр и развлечений. Здесь можно заслушать небольшие сообщения учителя или учеников по некоторым вопросам( биография видных математиков, интересные факты из истории математики, интересные приёмы устного счёта).

  4. Ответы на вопросы учеников и домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры. При такой форме организации занятия всё оно посвящено какому – то соревнованию, конкурсу. В качестве примера можно привести такие мероприятия:

* нестандартная олимпиада(драка, хоккей и т. д.);

* математическая карусель;

* математический бой;

* математическая регата и т.д.

3. Заслушивание рефератов учащихся.

4. Разбор школьной или районной олимпиады: анализ ошибок, сделанных кружковцами.

5. Решение задач на разные темы( чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, либо при повторении).

Также могут быть и другие формы, получившие меньшее распространение на практике, например:

  • изготовление моделей для уроков математики (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков);

  • Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой;

  • Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике.

Условия для реализации программы.

1. Необходимо, чтобы прослеживалась связь содержания программы кружка с изучением программного материала.

  1. Необходимо использование занимательности.

  2. Необходимо использование исторического материала.

  3. Учёт желаний учащихся.

  4. Наличие необходимой литературы у учителя.

Ожидаемый результат.

После прохождения курса кружкового занятия, ученики должны

Знать:

  1. Интересные факты из истории математики и биографии знаменитых математиков.

  2. Различные приёмы решения нестандартных задач.

  3. Интересные приёмы устного счёта.

Уметь:

  1. Применять различные приёмы решения, в ходе решения олимпиадных задач.

  2. Составлять сообщения и доклады по указанным темам.

  3. Делиться полученной информацией с друзьями.


Учебно-тематический план.

Тема.

Кол. часов

1.

2.

3.



4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


15.


16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Как возникло слово « математика».

Цифры у разных народов.

Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа».

Игра « Перекладывание карточек».

Решение олимпиадных задач.

Метрическая система мер.

Решение логических задач матричным способом.

Стихотворная страничка. Арифметика.

Простые числа.

Происхождение математических знаков.

Приёмы устного счёта.

Задачи – шутки.

Геометрические иллюзии.

Литературная страничка . « О происхождении дробей».

Математические мотивы в художественной литературе.

Интересные свойства чисел.

Задача – счёт «Бездельник и чёрт».

Задача, приписываемая Л. Эйлеру.

Математические мотивы у Дж. Свифта.

Из истории интересных чисел. Число П.

Число Шахерезады.

Задачи со спичками.

Устный счёт в сказках.

Игра « Астрономия на координатной плоскости».

Проценты в прошлом и настоящем.

Математические кроссворды.

Биографическая миниатюра.

Викторина « Знаешь ли ты великих математиков».

1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.

3 ч

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


1 ч.


1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

3 ч.

1 ч.


Всего 36 часа.



Содержание программы.


.

Краткое содержание.

т

п

1.

Постановка целей и задач кружка, планы на год.

*


2.

Рассказы на математические темы.

*


3.

4.

Поиск ответов на вопросы конкурсов. Знакомство с занимательными стихотворениями.

*

*

5.

Знакомство с приёмами устного счёта. Показать различные способы олимпиадных задач.

*

*

6.

Знакомство с метрической системой мер.

*


7.

Решение различных задач в игровой форме.


*

8.

9.

10.

Рассказы на математические темы. Рассмотреть стихотворения и высказывания, связанные с математическими понятиями.

*


11.

Рассмотреть различные приёмы устного счёта.

*

*

12

Решение занимательных задач.


*

13.

14.

15.

16.

Рассказы на математические темы, знакомство с интересными фактами, связанными с математическими понятиями, которые встречаются в литературных произведениях.

*

*

17.

18.

19.

Решение занимательных задач в игровой форме.

Знакомство с различными высказываниями математиков о математике.

*

*

20.

21.

Рассмотреть интересные факты из жизни чисел.

*


22.

Рассмотреть различные задания со спичками.

*

*

23.

Рассмотреть различные приёмы устного счёта.

*

*

24.

25.

Решение занимательных задач.


*

26.

Составление вопросов для математических кроссвордов.

*

*

27.

Знакомство с биографиями великих математиков.

*


28.

Нахождение ответов на вопросы викторины. Подведение итогов.

*

*


Методическое обеспечение.


Форма занятий.

Приёмы и методы.

Оснащение занятий.

1.

Беседа.

Репродуктивный.

Наглядность.

2.

Беседа.

Репродуктивный.

Наглядность.

3.

4.

Практикум.

Практическая работа.

Бумага, ручка.

5.

Решение задач.

Поисковый, исследовательский, практическая работа.

Бумага, ручка.

6.

Беседа.

Лекция.

Презентация.

7.

Практикум.

Практический.

Бумага, ручка.

8.

9.

10.

Беседа.

Рассказ, наглядный.

Презентация.

11.

Практическая работа

Проблемно – поисковый.

Бумага, ручка.

12.

Практическая работа.

Рассказ, самостоятельная работа.

Бумага, ручка.

13.

14.

15.

16.

Беседа, поиск, практическая работа.

Рассказ, наглядный, логический.

Бумага, ручка.

17.

18.

19.

Практическая работа.

Рассказ, практический.

Бумага, ручка.

20.

21.

Беседа.

Рассказ.

Презентация. Наглядный материал.

22.

Практическая работа.

Практический.

Бумага, ручка.

23.

Беседа.

Наглядный.

Бумага, ручка.

24.

25.

Конкурс, игра.

Проблемно – поисковый, наглядный, логический.

Бумага, ручка.

26.

Викторина, конкурс.

Практический, поисковый.

Бумага, ручка

27.

Беседа.

Репродуктивный.

Презентация.

28.

Викторина.

Проблемно – поисковый, наглядный.

Бумага, ручка.






Список необходимого оборудования.

  1. Канцелярские принадлежности. (Карандаши, ручки, бумага, клей, гуашь, папки-скоросшиватели, файлы).

  2. Столы -5шт.

  3. Стулья-10шт.

  4. Шкаф для методических пособий.

  5. Компьютер.

  6. Сканер.

  7. Принтер.

  8. Стенды.

  9. Методические пособия.

























Список литературы.


  1. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьёва «Занятия школьного кружка 5 – 6 классы». –М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2007 год.

  2. А, В, Фарков «Математические кружки в школе 5 – 8 классы». – М. «Айрис – пресс», 2007 год.

  3. Г. И. Григорьева «Нестандартные задачи по математике 5 – 6 классы». – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004 год.

  4. Г. И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». – М. ООО «Глобус», 2008 год.

  5. М.Е. Козина, О. М. Фадеева «Математика 5 – 11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля». – Волгоград Издательство «Учитель», 2008 год.

  6. Журналы «Математика в школе» .



Программа кружка " Юный математик" для учеников 5-7 классов.
  • Математика
Описание:

Математический кружок - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия во внеурочное время.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки организуются для всех учащихся, желающих заниматься в них. Более подготовленные дети знакомяться с различными приёмами решения более трудных задач. А ученики со средним уровнем математической подготовки будут расширять свой кругозор, и как следствие будет повышаться интерес к такому сложному предмету как математика. Курс расчитан на учеников 5-7 классов.

Автор Торопова Галина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 887
Номер материала 33282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓