Главная / Музыка / Программа кружка " Вокальное пение"

Программа кружка " Вокальное пение"

Пояснительная записка


Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, а также заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе «Вокальное пение», является частью художественно - эстетического творчества. Музыкально - эстетическое воспитание и вокально – техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребёнок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается « чувство локтя», доверие к партнёру и уважение к нему, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов детей в области вокально - хорового образования и воспитания, так и в области досуга, общения, концертно – исполниельской и музыкально - сценической деятельности. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширение концертно – исполнительской деятельности воспитанников кружка. Задача педагогов дополнительного образования - организация свободного времени детей с пользой для их развития и воспитания. Опираясь на опыт и исследования современных авторов В.М. Мозгового, Е.Д. Худенко, которые доказывают необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной деятельности, разрабатываются рабочие программы педагогов дополнительного образования. Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст занятий по музыкальному воспитанию на уровне кружковой работы сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию обучающихся, воспитанников формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Данная программа имеет следующие разделы: -пояснительная записка; - учебно-тематический план образовательной области кружок художественно эстетического направления « Вокальное пение»; - содержание программы кружка «Вокальное пение»; - контрольно-измерительный материал к образовательной области кружок художественно - эстетического направления « Вокальное пение»; - мониторинг образовательной области « Вокальное пение»; - учебно-методический комплекс к программе; -приложение. Учащиеся на занятиях знакомятся с основными правилами пения и охраны голоса. На занятиях закладываются все основные навыки звукообразования. Формируется правильный певческий звук: легкий, полетный, звонкий. Проводится работа по выработке правильного певческого дыхания. Уделяется внимание выработке ровного звучания гласных на всех звуках диапазона детского голоса, осуществляется работа над дикцией и артикуляцией. Осуществляется работа по формированию концертно - исполнительских навыков, анализа исполняемого произведения. Осуществляется формирование навыков коллективного певческого творчества: интонационной слаженности ( унисона), единообразной манеры звукообразования, ритмической и темповой слитности, динамической одноплановости, одновременности исполнения начала и конца пропеваемого слова, музыкальной фразы, следования дирижерскому жесту.



Цель программы:

1.Формирование музыкально – певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.Создание эффективной системы организации коррекционной работы с обучающимися младшего и среднего школьного возраста средствами музыки во внеурочное время; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся, воспитанников.

Общие коррекционные задачи:

- углублять знания детей в области музыки;

- обучить детей вокальным навыкам;

-привить навыки сценического поведения;

- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

- развивать музыкально – эстетический вкус;

-развивать музыкальные способности детей;

-создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации учащихся.

Основные задачи при занятиях с обучающимися, воспитанниками во внеурочное время

- Организовать участие детей в художественно-музыкальной деятельности в соответствии с потребностями в коррекции имеющихся нарушений.

-Осуществлять средствами музыки и движений необходимую профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах.

-Активизировать потенциальные возможности детей в музыкально-эмоциональном развитии.

- Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства.

- Создать более благоприятные условия для социокультурной адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно - эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов, ансамблевого исполнительства.

Программа базируется на принципах:

Гуманизации: - занятия в подгруппах представляют педагогу возможность использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку для оптимально возможного усвоения программного курса;

- при организации образовательного процесса учитываются интересы, желания, способности и возможности учащихся участвовать в тех или иных видах программной деятельности;

Возможность корректирования репертуарного плана программы в зависимости от уровня певческого и эмоционального развития вокальной группы; Разноуровневости: - с учётом уровня вокальных данных формируются учебные группы и осуществляется подбор репертуара;

Доступности: - программа ориентирована на всех детей, желающих заниматься певческим искусством независимо от их способностей;

- соответствие учебного материала, репертуарных произведений возрасту, интересам и уровню подготовки учащихся;

Систематичности и последовательности:

-программа построена по типу «от простого к сложному»; - опора на пройденное при изучении нового;

-система проверки знаний, умений, навыков;

Активности и способности к деятельности:

- предполагает активную роль учащихся при руководящей роли педагога;

Развития личности:

- программа представляет возможности для творческой самореализации личности учащихся через концертно – исполнительскую деятельность;

Возрастные особенности.

В кружке учащиеся начинают заниматься вокальным пением с 7-10 лет. Этот возрастной период детский голосовой аппарат находится в стадии формирования, а значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки звукообразования, которые получают своё развитие в дальнейшем. Охрана детского голоса – первостепенная задача педагога. 11-12 лет – предмутационный период , 13-15 лет – мутационный. В это время характерно пропадание верхних голосов, быстрая утомляемость. Поэтому в программу включены беседы о правилах охраны голоса; Выбор репертуарных произведений, упражнений осуществляется с учётом диапазона детских и юношеских голосов, возрастных, психофизических особенностей учащихся.

Срок реализации программы – 3 года.

Виды и формы организации занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями. Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.  Материал программы состоит из следующих разделов:

- музыкально – теоретическая подготовка;

- вокально – хоровая работа;

- концертно – исполнительская деятельность.

Методы и приёмы работы.

Методы формирования сознания учащегося:

- показ;

- объяснение;

- инструктаж;

- разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащихся:

-самостоятельная работа;

- иллюстрация.

Методы стимулирования познания и деятельности:

- поощрение;

-контроль; - самоконтроль;

- оценка;

- самооценка;

- одобрение словом.

Коррекционные методы:

- проговаривание отдельных фраз, напевов;

- работа над дикцией, ударением.

1 год обучения ( мл. группа) – количество часов в неделю - 1 час.

Общее количество часов в год – 34 часа.

2 год обучения (ср. группа) – количество часов в неделю - 2 часа.

Общее количество часов в год – 68 часов.

3 год обучения (ст. группа) – количество часов в неделю - 1,5 часа.

Общее количество часов в год – 51 час.

Все занятия вокального кружка строятся по схеме:

- прослушивание музыкального произведения;

- разбор текста песни;

- работа с труднопроизносимыми словами;

- разучивание музыкального произведения;

-работа над выразительностью исполнения.

Обеспечение программы

- специализированный кабинет;

-аккордеон;
- музыкальные произведения в СД записи;

- таблицы, плакаты;

-портреты композиторов;

-детские музыкальные инструменты  (бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)

Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

-одно-, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: баян, балалайку, фортепиано, скрипку, флейту; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. Учащиеся должны уметь

-верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательным при пении к указаниям учителя, понимать дирижёрские жесты; -петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку, сидеть или стоять прямо, ненапряжённо; -исполнять песни и простые вокально - хоровые упражнения Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

-одно -, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать названия женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; -знать и применять правила сценической культуры. Учащиеся должны уметь:

-верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательным при пении к указаниям учителя, понимать дирижёрские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку, сидеть или стоять прямо, ненапряжённо; - использовать в пении приобретённые певческие навыки; - слитно произносить песенный текст;

- исполнять песни и вокально- хоровые упражнения в диапазоне ре ( до) первой октавы – до второй актавы.

Требования к уровню подготовки учащихся 3-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно - ,двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму; -средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать названия женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; - знать и применять правила сценической культуры;

- правила пения и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:

-верно, петь выученные песни. Знать их названия и авторов; - быть внимательным при пении к указаниям учителя;

-петь напевно, легко, светло- без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку;

- использовать в пении приобретённые певческие навыки;

- петь с музыкальным сопровождением и без него;

- общаться в социуме в процессе концертной деятельности. Прогнозируемый результат:

1 год обучения:

- освобождение от психологической и физической скованности в обстановке группового общения

- запуск механизмов рефлексии

- обретение коммуникативных навыков

- петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно - уметь во время пения сохранять певческую установку

- отличать звуки по высоте

- пение попевок и песенок с точным воспроизведением мелодии - петь с группой и самостоятельно

- умение слушать музыкальные произведения

-умение различать средства музыкальной выразительности Прогнозируемый результат:

2 год обучения:

- расширение сферы самореализации

- выразительное пение без напряжения, лёгким подвижным звуком

- соблюдение при пении правильного дыхания

- отчётливое произношение слов

- правильная передача мелодии

- точное выполнение ритмического рисунка

- формирование сценической культуры

- выразительное пение без напряжения, лёгким подвижным звуком - точно выполнять ритмический рисунок

Прогнозируемый результат:

3 год обучения:

- расширение сферы самореализации

- выразительное пение без напряжения, лёгким подвижным звуком - соблюдение при пении правильного дыхания

- отчётливое произношение слов

-правильная передача мелодии

-точное выполнение ритмического рисунка

- формирование сценической культуры

- уметь слушать вокальную и инструментальную музыку

- точно выполнять ритмический рисунок

- петь согласованно пределах ре – си первой октавы

- одновременно начинать и заканчивать пение , петь громко и тихо, в разных темпах.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КРУЖОКА ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ». Учебно-тематический план образовательной области кружка художественно-эстетического направления « Вокальное пение» 1-й год обучения.

п/п

Разделы

Общее

количество часов


В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Музыкально – теоретическая подготовка.

2

1

1

3

Певческая установка

2

1

1

4

Дикция и артикуляция

3

2

1

5

Работа над репертуаром

15

15

-

6

Музыкально-исполнительская работа

2

1

1

7

Сводные репетиции

3

2

1

8

Работа с солистами

2

2

-

9

Концертная деятельность

3

3

-

10

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-

ИТОГО 34 28 6






Учебно-тематический план образовательной области кружка художественно-эстетического направления « Вокальное пение» 2-й год обучения.


п/п

Разделы

Общее

количество часов


В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

3

-

3

3

Певческая установка

3

2

1

4

Звукообразование. Муз.

штрихи

3

2

1

5

Дыхание

3

2

1

6

Дикция и артикуляция

3

2

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

3

2

1

8

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9

Ритм

3

2

1

10

Сценодвижение

5

4

1

11

Работа над репертуаром

30

28

2

12

Концертная деятельность

6

6

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-

ИТОГО 68 54 14







Учебно-тематический план образовательной области кружка художественно-эстетического направления « Вокальное пение» 3-й год обучения.


п/п

Разделы

Общее

количество часов


В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

3

1

2

3

Певческая установка

3

2

1

4

Звукообразование. Муз.

штрихи

3

2

1

5

Дыхание

3

2

1

6

Дикция и артикуляция

3

2

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

3

2

1

8

Музыкально-исполнительская работа

4

3

1

9

Ритм

3

2

1

10

Сценодвижение

3

3

-

11

Работа над репертуаром

15

15

-

12

Концертная деятельность

5

5

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-

ИТОГО 51 41 10







Содержание программы:

1-й год обучения

Вводное занятие.

Организационное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.

Распорядок работы кружка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях кружка « Вокальное пение».

Музыкально - теоретическая подготовка.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Форма работы: индивидуальная.

Тема 2.Развитие музыкального слуха, памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами.

Тема 3.Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием « темп», « метр». Игра на детских ударных музыкальных инструментах.

Вокально – хоровая работа.

Тема 1. Прослушивание голосов.

Прослушивание голосов с музыкальным сопровождением и без него.

Тема 2. Певческая установка.

Работа над выработкой умений, правильного поведения во время занятий.

Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с

основами плавного экономичного дыхания во время пения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнения на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма работы: фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.

Отчётливое произношение слов, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма работы: индивидуальная, игровая деятельность.

Тема 5. Работа с солистами. Индивидуальная работа по развитию певческих голосов. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией. Форма работы: индивидуальная. Тема 6. Сводные репетиции. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Форма работы: коллективно – фронтальная. Концертно – исполнительская деятельность. Концертные выступления, участие в смотрах художественной самодеятельности, фестивалях, конкурсах. План концертной деятельности составляется с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Выездные мероприятия. Посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей. Итоговое занятие. Отчётный концерт, поощрение более активных кружковцев.











Содержание программы:

2-й год обучения

Вводное занятие.

Организационное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.

Распорядок работы кружка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях кружка « Вокальное пение». Форма работы: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкально теоретическая подготовка.

Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Определение в песнях фразы, запева и припева. Различие высоких и низких звуков, длительности звуков. Форма работы: беседа, фронтальная, индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, памяти.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами.

Форма работы: практическая, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием « метр», « темп». Игра на ударных музыкальных инструментах. Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Форма работы: практическая, дидактические игры.

Вокально - хоровая работа. Тема 1. Прослушивание голосов.

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанников. Форма работы: индивидуальная .

Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Знакомство с положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Контроль за певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, игровая, практическая.

Тема 3.Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата . Упражнения на дыхание. Развитие вокально – хоровых навыков. Форма работы: коллективно – фронтальная. Тема 4. Дикция. Отчётливое произношение слов, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма работы: индивидуальная, игровая деятельность.

Тема 5. Работа с солистами. Индивидуальная работа по развитию певческих голосов. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией. Форма работы: индивидуальная. Тема 6. Сводные репетиции. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Форма работы: коллективно – фронтальная. Концертно – исполнительская деятельность. Концертные выступления, участие в смотрах художественной самодеятельности, фестивалях, конкурсах. План концертной деятельности составляется с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Выездные мероприятия. Посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей. Итоговое занятие. Отчётный концерт, поощрение более активных кружковцев.



Содержание программы:

3-й год обучения

Вводное занятие.

Организационное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.

Распорядок работы кружка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях кружка « Вокальное пение».

Музыкально – теоретическая подготовка. Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Определение в песнях фразы, запева и припева. Определение основных средств выразительности в произведениях. Развитие звуковысотного слуха. Развитие чистоты интонации. Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Использование упражнений на развитие звуковысотного слуха. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Развитие чувства ритма. Знакомство с понятием « метр», « темп». Игра на детских музыкальных инструментах. Обучение движениям в темпе музыкального произведения.

Форма работы: фронтальная, практическая, игровая.

Вокально – хоровая работа. Тема 1. Прослушивание голосов. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанников. Форма работы: индивидуальная . Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Знакомство с положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Контроль за певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, игровая, практическая.

Тема 3.Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата . Упражнения на дыхание. Развитие вокально – хоровых навыков. Форма работы: коллективно – фронтальная.

Тема 4. Дикция. Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.

Форма работы: индивидуальная. Концертно – исполнительская деятельность. Концертные выступления, участие в смотрах художественной самодеятельности, фестивалях, конкурсах. План концертной деятельности составляется с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Выездные мероприятия. Посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей. Итоговое занятие. Отчётный концерт, поощрение более активных кружковцев.









Примерный вокальный и музыкальный репертуар

1 год обучения


- Русские народные прибаутки: « Андрей – воробей», « Динь- дон», « У кота – воркота», « Скок – скок» и др - Русская народная песня « Тень – тень» . - Белорусская народная песня « Сел комарик» - Русская народная песня « В хороводе были мы» - Немецкая народная песня « Соловей и лягушка» - Ц. Кюи « Кукушка», « Осень». - Ж. Металлиди, сл. И Демьянова « Кукушкин подарок», « Кот мореход», « Спит луна» - М. Парцхаладзе ,сл. П. Синявского « Мяу – мяу» - Муз. и сл. Е. Гомоновой « Солнышкино платьице», « Пингвинёнок», « Осень» - Муз. и сл. Е. Горбинина « Нарисую этот мир», « Капризная песенка», « Ёжик» - П. И. Чайковский « Детский альбом» - Колыбельные русские народные песни - Русские, украинские, белорусские народные танцы « Барыня», « Гопак», « Бульба» - Д. Кабальевский « Три марша» - Н. Леви « Вальс» - Д. Кабалевский « Клоуны» - Р. Шуман « Смелый наездник» - С. Прокофьев « Ходит месяц над лугами» - Е. Тиличеева « Снегири» - Е. Тиличеева « Гармошка»

Примерный вокальный и музыкальный репертуар

2 год обучения -Русская народная песня « Комарочек» обр. А. Абрамского - Русская народная песня « На горе – то калина» - Русская народная песня « А я по лугу» - Русская народная песня « Дрёма» - Литовская народная песня « Птичий ужин» обр. Т. Попатенко - Польская народная песня « Охотничья» обр. М. Фекельмана - Ц. Кюи , сл. М. Плещеева « Осень» - Ц. Кюи , сл. М. Баратынского « Зима» - Попатенко « Скворушка прощается» - А. Моцарт, сл. Овербена « Тоска по весне» - Г. Струве « Пестрый колпачок» - Е. Зарицкая « Где зимуют зяблики», « Белоснежка» - Д. Воскресенский « Почемучкин возраст», « Мама», « С добрым утром» - П. И. Чайковский « Детский альбом» - Д. Кабалевский « Счастье», « Школьные годы» - К. Сен – Санс « Карнавал животных» Примерный вокальный и музыкальный репертуар

3 год обучения - Ю. Чичков « детство – это я и ты» - Г. Струве « Школьный корабль» - Е. Птичкин « Песня – твой верный друг» -Е. Крылатов « Прекрасное далёко» - Русская народная песня « Из – за гор выплывает речка Енисей» - Е. Птичкин « Художник Дед Мороз» - Ю. Чичков « Здравствуйте, здравствуйте» - В. Герчик « Уходит в море пароход» - Г. Струве « Весёлое эхо» - Н. А. Римский – Корсаков опера « Снегурочка»


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КРУЖОК ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ».

Тест № 1 .

1 Какие три вида искусства тесно связаны между собой?

А) Архитектура Б) Музыка В) Живопись

Живопись Театр Литература

Литература Литература Музыка

2 Кто написал оперу « Снегурочка»?

А)В. Суриков Б)А. Пушкин В) Н. Римский- Корсаков

3 Как звали царя в опере « Снегурочка»?

А) Царь Ротозей Б) Царь Мизгирь В) Царь Берендей.

4 В каком году родился Н. А. Римский – Корсаков?

А) 1856 Б) 1844 В) 1904

5 Первое образование Н Римского- Корсакова

А) Врач Б) Учитель В) Моряк

6 Музыка – это искусство…..

А) Звуков Б) Красок В) Слов

7 Опера- это музыкальный жанр...

8 Кантата – это…..

9 Ария – это…

10 Ариозо- это…

Тест № 2 .

1.Композитор – это тот, кто...

а) сочиняет музыку

б) слушает музыку

в) исполняет музыку

2. В какой песне есть строки « Славься Отечество, наше свободное»?

а) « Моя Россия»

б) « Гимн России»

в) « Здравствуй Родина моя»

3. Как называется ансамбль из четырёх исполнителей?

- квартет

- соло

- трио

-дуэт

3. Назови русских композиторов

- М.П.Мусоргский

- Э. Григ

- Л.В. Бетховен

- В.А.Моцарт

- М.И. Глинка -Н. А. Римский – Корсаков



Тест № 3 . 1. Чем играют на струнно-смычковых инструментах? 1) палочкой 2) щипком 3) смычком 4) медиатром

2. Сколько струн имеют струнно-смычковые инструменты? 1) 3 2) 6 3) 4 4) 7

3. Какой инструмент издает звук похожий на человеческий голос? 1) флейта 2) скрипка 3) труба 4) барабан

4. В какую группу входит самое большое количество инструментов? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые

5. Сколько инструментов входит в деревянно-духовую группу? 1) 5 2) 4 3) 6 4) 3

6. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра? 1) 10 2) 50 3) 100 4) 1000

7. Какая группа является фундаментом оркестра? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые

8. Кто управляет оркестром? 1) дирижер 2) скрипач 3) пианист 4) трубач

9. Какая группа напоминает нам о военных сигналах и о походных маршах? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые

10. Соотнесите названия групп симфонического оркестра и музыкальных инструментов 1) струнно- смычковые а) флейта 2) деревянно- духовые б) скрипка 3) ударные в) труба 4) медно-духовые г) барабан

11. В состав струнного квартета не входит… 1) флейта 2) виолончель 3) скрипка 4) альт

12. Звук, какого инструмента напоминает голос пастушьего рожка. 1) труба 2) валторна 3) флейта 4) гобой

13. Инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых затянут кожей –1) барабан 2) там-там 3) литавры 4) бубен

14. Какая группа инструментов делится на две подгруппы? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые

15. К какой группе инструментов относятся литавры? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые

16. Звук, какого музыкального инструмента напоминает птичьи трели? 1) флейта 2) виолончель 3) скрипка 4) фагот

17. Звук, какого инструмента напоминает бас или баритон? 1) флейта 2) гобой 3) кларнет 4) фагот

18. На сколько основных групп делится симфонический оркестр? 1) 5 2) 4 3) 6 4) 2

19. К какой группе инструментов относится кларнет? 1) деревянно-духовые 2) ударные 3) струнно-смычковые 4) медно-духовые





hello_html_m4297f7c3.pnghello_html_md8e0a55.pnghello_html_dabf72b.pnghello_html_m44fea358.png

А Б В Г

hello_html_22e29ffd.pnghello_html_ed695f6.pnghello_html_4289f3a0.pnghello_html_m21218595.png

Д Е Ж З

hello_html_47349ef5.pnghello_html_m16523474.pnghello_html_384f5a48.pnghello_html_m3a4c1d0e.png

И К Л М

20. Соотнесите правильно буквы и названия музыкальных инструментов

1)Литавры 2)Труба 3) Домра 4) Валторна 5)Тромбон 6)Треугольник 7) Ложки 8)Гобой 9)Арфа 10)Скрипка 11)Баян 12) Рояль

21. Назовите инструменты, которые дополнительно входят в состав симфонического оркестра___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 22. Какой музыкальный инструмент самый большой и может заменить целый оркестр _____________________________________________________________________________











Проверочные вопросы:

1. Что такое диапазон?

2. Что такое темп? Какие бывают темпы?

3. Какие динамические оттенки Вы знаете?

4. Какой инструмент получил название по динамическим оттенкам?

5. Какие произведения Л.В. Бетховена вы знаете?

6. Фольклор это-

7. Какие произведения И. С. Баха Вы знаете?

8. Какие произведения П.И. Чайковского Вы знаете?

9. Как называется современная музыка предназначенная для

отдыха, развлечений?

10. Ансамбль из четырёх человек называется-

11. Знак молчания в музыке-

12. Самый низкий мужской голос-

13. Импровизация это-

14. Сколько исполнителей в квинтете?

15. Что такое музыкальный стиль и какие стили вы знаете?





Диагностика

Диагностика уровня развития певческих навыков проводится в форме педагогического анализа в конце учебного года.

Низкий. Имеет слабые навыки вокального пения. Поет, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряжённое.

Средний. Интонирует чисто, но не солист. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное.

Высокий. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, самостоятельно исправить неточные интонации.



















МОНИТОРИНГ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КРУЖОК ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ».

1 год обучения

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.































































































































Условные обозначения:

1 – представление о музыкальных жанрах;

2 – знание названий музыкальных инструментов;

3 – знание музыкальных терминов;

4 – представление о средствах музыкальной выразительности;

5 – ориентировка в задании;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – соблюдение певческой установки;

8 – знание правил пения;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – умение называть авторов произведений и их названия.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.;

Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.;

Несформированный – 20 и ниже.


Мониторинг образовательной области

КРУЖОК ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ».

2 год обучения

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.































































































































Условные обозначения:

1 – представление о музыкальных жанрах;

2 – представление об одно-, двух-, трёхчастных произведениях;

3 – представление о куплетной форме произведения;

4 – умение соблюдать правила ТБ;

5 – соблюдение норм поведения на занятии;

6 – знание музыкальных терминов ;

7- умение исполнять произведения под фонограмму;

8 – знание музыкальных инструментов;

9- знание и применение правил сценической культуры;

10 – использование при пении певческих навыков.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.;

Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.;

Несформированный – 20 и ниже.



Мониторинг образовательной области

КРУЖОК ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ».

3 год обучения

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.































































































































Условные обозначения:

1 – представление о музыкальных жанрах;

2 – представление об одно-, двух-, трёхчастных произведениях;

3 – представление о куплетной форме произведения;

4 – умение соблюдать правила ТБ;

5 – соблюдение норм поведения на занятии;

6 – знание музыкальных терминов ;

7- умение исполнять произведения под фонограмму;

8 – знание музыкальных инструментов;

9- знание и применение правил сценической культуры;

10 – использование при пении певческих навыков.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.


Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.;

Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.;

Несформированный – 20 и ниже.

Учебно - методический комплекс к программе:

  1. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа./ И. А. Агапова, М. А. Давыдова– М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

  2. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа./ И. А. Агапова, М. А. Давыдова – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

  3. Агапова, И.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины./ И. А. Агапова, М. А. Давыдова — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI  век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта./ Ю. Б. Алиев – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

  5. Дешкова, И.П. Загадки Терпсихоры / И. П. Дешкова – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.

  6. Михайлова, М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М. А. Михайлова– Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  7. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М. А. Михайлова– Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

  8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.

  9. Покровский, Б.А. Путешествие в страну Опера./ Б. А. Покровский– М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).

  10. Радынова, О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч./ О. Радынова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

  11. Радынова, О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч./ О. Радынова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

  12. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

  13. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

  14. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я./ Э. И. Финкельштейн– М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

  15. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

  16. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

  17. Суязова, Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./ Г. А. Суязова. Изд. «Учитель» Волгоград

  18. Кагарлицкая, А.С. Музыкально – ритмические занятия в школе для детей с недостатками в развитии / А.С. Кагарлицкая, Н.А.Тугова, Н.И. Шелгунова М. «Просвещение»,1992г.

  19. Яхнина, Е.З. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими отклонение в развитии./ Е.З. Яхнина. М. Владос,2003г.

  20. Драп, М.Н. Программа и поурочное планирование занятий ритмикой для младших школьников с трудностями в обучении./ М.Н. Драп, Н.П.Филатова, Омск 2003г.

  21. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно – развивающее обучение начальные классы. Дрофа М. 2000

Приложение.

« Прекрасен мир поющий». Праздник для детей, занимающихся в кружке вокального пения 1 год обучения

Цель. Создать радостную, доброжелательную атмосферу праздника, которая способствует успешному вхождению ребенка в мир музыки.

Задачи.

  • Обобщить знания детей о вокальном искусстве.

  • Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение попевок, песен, стихов, игры на музыкальных инструментах.

  • Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным.

Предварительная работа.

  • Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

  • Заучивание стихов по теме праздника.

  • Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

  • Выкладывание на фланелеграфе ритма.

  • Слушание аудиокассет “Театральные шумы”.

Оформление зала: на центральной стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами.

Атрибуты и элементы костюмов: для девочек-ноток семь ярких платьев разного цвета, семь корон с нотами. Фланелеграф с нотным станом, нотки, карточки с изображением предметов, которые предлагается распознать по звуку, детские музыкальные инструменты.



ХОД ПРАЗДНИКА

Музыкальный руководитель. Сегодня мы собрались с вами на необычный праздник. Я, надеюсь, что мы с ребятами подарим вам улыбку, радость и хорошее настроение.

Хочу открыть для вас секрет:
Без песни настроенья нет.
И чтоб для вас ее сложить,
Хочу я нотки пригласить.

Под музыку песни “Домисолька” О.Юдахиной дети входят в музыкальный зал, встают полукругом.

Музыкальный руководитель.

Между речкой и болотом,
В нотном доме жили ноты.
Ключ скрипичный помогал,
Двери в доме отпирал.

Рано утром на работу
Расходились эти ноты.
Кто в театр, а кто в кино,
Где работали давно.

И по знаку дирижера
Ноты дружно, ноты хором
И танцуют, и поют –
Это главный нотный труд!

Нотка 1.

Мы – нотки веселые,
Нас – ровно семь.
И спутать нельзя нас,
Поверьте, ни с кем!
Поем, веселимся.
Танцуем, играем,
На праздник веселый
Мы всех приглашаем!

Музыкальный руководитель.

Ну что же, праздник мы начнем,
И песню мы для вас споем.

Хлопайте в ладоши” слова и муз. Е.Зарицкой

Нота 2.

Кто очень любит музыку,
Тот встретит нас везде.
Мы – ноты, звуки музыки
Расскажем о себе.

Каждая нотка представляет себя

Я – нота “До”
Я – нота “Ре”
Я – нота “Ми”
Я – нота “Фа”
Я – нота “Соль”
Я – нота “Ля”
Я – нота “Си”

Музыкальный руководитель.

Вот, познакомились мы с вами,
И будем добрыми друзьями.

Девочка.

Если б музыка исчезла вдруг,
Потускнели б краски
И весь мир вокруг.
Мы уверены и всем хотим сказать:
“Музыка” нас учит рисовать!

Песенка художника” муз. И.Пономарева, сл. В.Малкова

Музыкальный руководитель. А теперь познакомимся поближе с нашими очаровательными веселыми нотками.

Выходит нота До (с выходом каждой ноты музыкальный руководитель выкладывает на нотном стане соответствующую ноту).

Нота До.

Вот я, к примеру, нота До
Известна всем уже давно.
Начало я всему – как дом,
Давайте, песенку споем!

Дети поют несколько попевок на ноте До.

Музыкальный руководитель.

Вот нотка Ре  – соседка До
Известна также вам давно.

Да, музыка повсюду.
Везде она слышна
Но все ли ее слышат?
Понятна ли она?
Ребята и родители!
Посоревноваться не хотите ли?
Разные звуки сейчас будут звучать,
Что это такое, должны вы угадать.

На столе лежат карточки с изображением предметов, объектов, природных явлений. Дети слушают запись аудиокассеты, где слышны следующие записи:

  • домашние животные (собаки, кошки, лошади);

  • птицы и насекомые;

  • погода: ливень, гром, дождь, ветер;

  • бытовые шумы;

  • транспорт.

Учащийся выбирает карточку с услышанным звуком и показывает детям.

Проводится игра “Что ты слышишь”

Нота Ре.

Дружит со взрослыми,
Дружит с детьми
Славная нота по имени Ми
Милая нота
Веселая Ми
Песенку нашу в подарок возьми.

Песня “Осень наступила” С. Насауленко.

Музыкальный руководитель.

Вот здесь на стане, посерединке
Живет хорошенькая нотка.

Выходит нота Фа.

Нота Фа.

Очень рада я гостям.
Все вокруг звучит, поет,
Музыка во всем живет.
Сочинять люблю я песни,
Что, попробуем все вместе?

Сочиняют песни на заданные стихи, песенная импровизация вопрос-ответ.

Музыкальный руководитель.

Отгадайте-ка, ребятки,
Эту трудную загадку:
Фасоль – но не зеленая,
Соль, но не соленая.
Что это?

Правильно! Соль – так зовут соседку Фа.

Нота Соль.

Я предельно вежлива
Занимаюсь я, сольфеджио.

Музыкальный руководитель выкладывает с помощью полосок определенный ритм попевки, дети должны прохлопать ритмический рисунок на деревянных ложках.

Музыкальный руководитель.

Кто мила и так нежна?
Ну, конечно, нота Ля.

Нота Ля.

Для настройки я нужна,
Всех главнее нота Ля.
Заменю я все слова,
Можно песни петь на ля.

Песня “Птичка” Ю.Энтин, Д.Тухманов.

Музыкальный руководитель.

Кого хочешь здесь, спроси,
Прекрасней нет, чем нота Си
Живет очень высоко,
Почти совсем, как нота До.

Нота Си.

Надоело наверху,
Вниз я быстро побегу,
Вниз и вверх, туда-сюда.
Нотки, вы со мною?

Ноты. Да!

Поют гамму.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си,
Сели нотки на такси,
А потом на самолет.
Вот как ноткам всем везет.

Звучит “Песенка о гамме” Г.Струве.

Музыкальный руководитель.

Будем с нотами дружить,
Песни новые учить.
Мир поющий так чудесен,
Много в нем прекрасных песен!

Звучит песня “ С музыкой дружат все дети Земли”. Слова и музыка Т.Шикаловой

Музыкальный руководитель. Ну что ж, концерт окончен… Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит… И будет долго, долго еще звучать. Для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Мы каждый день с волненьем будем ждать,
Когда все вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять.



Тема занятия: «Веселые нотки»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм.

Задачи занятия:

  • развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

  • воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа.

  • Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

  • Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

  • Слушание музыки П.И. Чайковский “Марш деревянных солдатиков”.

Мотивация:учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление класса: на доске изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница»

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие: «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

  1. Вступительное слово учителя.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

  1. Работа по теме занятия.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

  1. Голосовые упражнения («Лошадка», «Поезд», Самолет»).

Одна нота хочет вернуться в свой домик.До

Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют.

Мы с вами тоже распоемся. Повторить правила пения

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

  1. Распевание

    1. «Горошина» - работа над дикцией и динамикой:

  • Четкая дикция;

  • Штрихи

  • Работа над динамикой;

    1. «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

  • Работа над дыханием;

  • Построение трезвучия

  • Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули нотуре.

Нота прикрепляется на нотный стан.

Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно?

  1. Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина

( желающие солисты у доски).

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается.А сейчас – новое задание.

  1. Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.

2.

3.

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной. Хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты.

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах.

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

  1. Физминутка.

Исполнение песни «Про следы» из м/ф «Маша и медведь»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

  1. Исполнение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, динамика).

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? ( Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII. Рефлексия.

Учитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Поют «Прощальная»:







































Тема: «В каждой лесенке – песенка»

План занятия:

1. Распевка, приветствие.

2.   По ступенькам красивых мелодий – повторение ранее выученных песен:

 3.   «У каждой ноты есть дом» - повторение нотной записи,

пение песен по нотам, разгадывание ребусов с нотами. 

4.   «Секреты волшебных ключиков» - элементарные знания по музыкальной грамоте (знаки альтерации – диез, бемоль, бекар)

5.   «Я учусь петь» - разучивание песни «Нотный бал»

6. «Мы играем и поем - очень весело живем» - повторение изученных игр, песен по караоке, ответы на музыкальные тесты, загадки.

7.«В мире удивительных звуков и образов» - используя ранее полученные знания по музыкальной грамоте, анализируем прослушанные вокальные и инструментальные произведения.

8.   Подведение итога занятия.

Исполняется песня «Что мы Родиной зовем». 

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

3.Загадки:

Чтоб пыл веселья не угас

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

К загадкам поскорее. 

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком ………..



У какого инструмента

Есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно

Это славный наш ……..

Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент тут очень хрупкий

Называется …………..



Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный,

Как звуков ясен перелив,

В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,

Играет нежно ……….

 Сверху кожа, снизу тоже,

На весь дом голосит……

7. Окончание

Концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит.

И будет долго – долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искрится радугой – дугой,

Как будто нам «жар птицу» в руки дали

И напоили всех живой водой.

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце негасимой,

Как океан, безбрежною она.

Тот каждых день с волненьем будем ждать

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять.

Звучит песня «Что мы Родиной зовем». 

4. «Секреты волшебных ключиков».

К нам на занятие пришли в гости музыкальные знаки.

Давайте познакомимся:

 «Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Бемоль. Я такой важный, солидный, что ноту унижаю, ой, простите, понижаю.

Ь - БЕМОЛЬ

  

Стоит только мне появиться, как ноты сразу пригибают голову, становятся ниже. И звучат ниже. На целых полтона. Это черные клавиши чуть левее белой.

Например: 

Слышите, нота с Ь звучит ниже. Это самое маленькое различие по высоте между соседними звуками. И равно оно полутону. А расстояние между соседними белыми клавишами – тон. Только между МИ и ФА, СИ и ДО = 1/ 2 тона.»  

- Я – Знак Диез, похожий на кусок веревочной лесенки. –

Я не такой вредный, как Бемоль, По мне нотки могут подниматься вверх, как по лесенке, и становиться выше на 1/2 тона.

# - ДИЕЗ

Знак пишут так: две вертикальные палочки, и поперек них еще две чуть с наклоном. Играются ноты с диезом чёрными клавишами чуть правее от белой клавиши.  - А я – знак самый хитрый! Называюсь - БЕКАР. Стоит мне появиться , как Бемоль и Диез сразу же исчезают, а нотки звучат по – прежнему. Я, Бекар, отменяю эти знаки.

- БЕКАР

  5. «Я учусь петь». 

А сейчас, давайте, все вместе исполним песню композитора Георгия Струве

«Нотный бал»

 На пяти весёлых строчках танцевали

Ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си, как в бальном зале.

Но на этот нотный бал ключ скрипичный не позвал

Знаки важные: диез, бемоль, бекар. 

Припев: Нотный бал! Бал – мажор!

Ключ скрипичный – дирижер!

 Знак диез, узнав про бал, расхохотался,

Знак бемоль на всех друзей обиженно ругался.

А бекар суровым был, танцевать он не любил

И веселый нотный праздник отменил. 

Припев: Нотный бал! Бал – мажор!

Ключ скрипичный – дирижер 

Но не долго на друзей сердились знаки,

Ведь диез, бемоль, бекар совсем не задаваки.

Снова все вернулись в зал, продолжая нотный бал.

Сам свое решенье отменил бекар. 

Припев: Нотный бал! Бал – мажор!

Ключ скрипичный – дирижер

 









Тема: Основы вокального искусства

Цель занятия: познакомить с основами вокального искусства. Задачи: 1. Познакомить с устройством и работой голосового аппарата (дыхательный аппарат, артикуляционный аппарат, резонаторы).

2.  Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.

3. Начать разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

                                          План занятия

1.Знакомство с правилами поведения на занятии.

2.Беседа о правилах гигиены и охраны певческого голоса.

3.Певческая позиция во время пения.

4.Знакомство с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения. Дыхательная гимнастика Э. Чарели.

5.Знакомство с понятием артикуляция. Артикуляционный массаж В. Емельянова.

6.Знакомство с понятием резонаторы.

7.Освоение вокальных упражнений для начинающих певцов.

8.Разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

                                           Ход занятия

Организационный момент: приветствие «Добрый день!», знакомство.

Ребята, сегодня мы с вами проведём открытое занятие «Вокальная азбука».

Кто из вас знает, что такое вокал?  (Ответы детей)

 Что такое вокал?

С итальянского языка vocale означает голосовое пение. Вокальное искусство – это мастерство владения певческим голосом. Сегодня мы с вами попытаемся сделать первые шаги в освоении вокальной азбуки. Будем учиться правильно и красиво петь.

                Правила поведения на занятии:

1.На занятии должна быть тишина, потому, что лишние звуки мешают красиво петь.

2.Чтобы спросить, или ответить на вопрос, нужно поднят

                      Беседа о значении голоса и его охране

Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.  Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и  развивать.  Что такое голос?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук. А если не беречь голос, напрягать его громкой болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или после долгого бегания складки воспаляются и голос становиться грубым и сиплым. Занятия пением помогают укреплять голосовые складки – связки, способствуют развитию и охране голоса. Тем, кто решил укреплять и развивать свой голос, занимаясь пением, надо запомнить следующие правила о том, как беречь голос.





                                     Как беречь голос:

1. Никогда не кричать;

2. Не пить холодную воду из под крана, особенно сразу после пения;

3. Не есть семечки (от семечек голос становится сиплым);

4. Если простыл – молчать.

(Памятку о том, как беречь голос, вы, ребята, получите в конце занятия.)      Как правильно держать «корпус» - тело во время пения?

                                     Певческая позиция:

1. Сидеть на половинке стула, с опорой ног на полу;

2. Сидеть дальше друг от друга;

3. При пении (сидя или стоя) спина должна быть прямой, плечи опущены, подбородок опущен.

Чтобы научиться петь, нужно  правильно дышать во время пения.

             Знакомство с особенностями певческого дыхания

 Строение органов дыхания

   Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие опираются на нижние рёбра.  Давайте провёдем линию от одного ребра до другого. Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это опора певческого дыхания. Когда делаем вдох -  нижние рёбра расширяются. Получается, что воздуха  при таком дыхании поступает  больше, чем при поверхностном вдохе верхушкой лёгкого.

Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Эго называют ещё «брюшным», то есть  живот как бы надувается и спускается.

Поучимся правильно  дышать во время пения.

 Правила певческого дыхания

  1.  Выдохнуть воздух.

  2.  Закрыть рот и вдохнуть  через нос (плечи не поднимать!).

  3.  Задержать дыхание.

  4.  Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.

Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.

                  «Наши плечи неподвижны,

                    Носом дышим еле слышно

                    Вдох – дыханье задержать

                    И спокойно выдыхать»

Сделаем упражнения на активизацию носового вдоха.    









Кроссворды                     

Интересным на занятиях кружка для школьников явля­ется и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкаль­ной тема­тике. Только предварительно учитель должен показать принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно наглядно продемонст­рировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и впи­сывать ответы в нужные клеточки.

1. Кроссворд «О ком поётся в песенке»

Если все слова в кроссворде будут отгаданы правиль­но, то в столбце можно будет прочесть имя героини на­родной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».

1.      Песня, которая убаюкивает (колыбельная).

2.      Песня, танец, марш – это музыкальные... Кто? (киты).

3.      Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это на­зывается ... (ансамбль).

4.      Музыкальный «кит», под который удобно шагать (марш).

1.      коЛыбельная

2.        кИты

3.      анСамбль

4.        мАрш

Контрольное слово по вертикали – «лиса», героиня рус­ской народной песни «Уж как шла лиса по травке».



2. Кроссворд « Герой музыкальной сказки»

Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки компо­зитора С. С. Прокофьева.

1.      Музыкальная страна, в которой все поют (опера).

2.      Музыкальный «кит» (песня).

3.      Увертюра М. И. Глинки «Арагонская... (хота)».

4.      Большая песня главного героя (ария).

 

1.          оПера

2.          пЕсня

3.        хоТа

4.      ариЯ

Если слова будут вписаны правильно, то в выделен­ном вертикальном столбце можно прочесть имя героя му­зыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» – Петя.

3. Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»

Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспом­нить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Если все слова в кроссворде будут вписаны правиль­но, то в столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.

1.      Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки (Руслан).

2.      Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила» (Чер­но­мор).

3.      Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Люд­мила» (Пушкин).

4.      Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила» (Баян).

 

1.        РуслАн

2.            ЧеРномор

3.      ПушкИн

4.            БаЯн

Слово по вертикали – «ария».

4. Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного орке­стра»

Впишите в горизонтальные линии названия музыкаль­ных инструментов народного оркестра. Подсказкой послу­жит впи­санное в кроссворд по вертикали слово «народ­ный».

1.      – – – н

2.      – – – а

3.      – – р – – – –  

4.      – о – – –

5.      д – – – –

6.      – – – – н

7.      – – – – – ы

8.      – – – – й – –

 

1.      Инструмент, получивший название по имени древне­рус­ского певца-сказителя (баян).

2.      Древнейший струнно-щипковый инструмент (лира).

3.      Этот инструмент считается главным в струнной груп­пе симфонического оркестра, но он есть и среди народ­ных инструментов. Его так и называют – народная... (скрипка).

4.      На этом инструменте часто играли пастухи. Это пас­ту­ший... (рожок).

5.      Струнный инструмент, напоминающий балалайку (домра).

6.      Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натяну­той на обруч с бубенчиками. Играть на нём можно уда­ром или потряхиванием (бубен).

7.      Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по стру­нам специальными ложечками (цимбалы).

8.      Дудочка с голосом жалобного высокого звучания (жа­лейка).







5. Кроссворд «Жанры народных песен»

В каждую строчку этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях пе­репу­таны.

Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.

до   тру   вые       (трудовые)

рядо   об   вые     (обрядовые)

чес   кие   лири    (лирические)

е   водны   хоро   (хороводные)

ричес   кие   исто (исторические)

 

 























ПРОШИТО И ПРОНУМЕРОВАНО И СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ ______ЛИСТОВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

И,Н, ДЕШЕВЫХ





ПРОШИТО И ПРОНУМЕРОВАНО И СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ ______ЛИСТОВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

И,Н, ДЕШЕВЫХ






ПРОШИТО И ПРОНУМЕРОВАНО И СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ ______ЛИСТОВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

И,Н, ДЕШЕВЫХ




ПРОШИТО И ПРОНУМЕРОВАНО И СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ ______ЛИСТОВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

И,Н, ДЕШЕВЫХ




ПРОШИТО И ПРОНУМЕРОВАНО И СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ ______ЛИСТОВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

И,Н, ДЕШЕВЫХ






64



Программа кружка " Вокальное пение"
  • Музыка
Описание:

     Дополнительная  образовательная  программа  по кружковой  раб«Вокальное пение», является  частью  художественно - эстетического творчества.   Музыкально - эстетическое  воспитание  и   вокально  – техническое  развитие  школьников должны  идти  взаимосвязано  и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку.  В кружке вокального пения  органически сочетаются  фронтальное  воздействие  руководителя  на  учащихся, индивидуальный подход, влияние  на  каждого ученика коллектива.            Каждый  ребёнок  пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.                                                                                                                                    В условиях коллективного исполнения  у школьников  развивается « чувство локтя», доверие  к  партнёру  и уважение к нему, способствует преодолению проявлений  индивидуализма  школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации  взаимоотношений  ученика  и коллектива.    

   Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей  и  запросов детей в области  вокально - хорового образования и воспитания, так и в области досуга, общения,  концертно – исполниельской и музыкально - сценической деятельности.                                                                                Тематическая направленность программы позволяет наиболее  полно реализовать творческий  потенциал  ребёнка, способствует  развитию  целого комплекса умений, совершенствованию  певческих  навыков, помогает реализовать потребность в общении.                 

    Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширение концертно – исполнительской  деятельности  воспитанников кружка.      Задача  педагогов  дополнительного образования - организация свободного времени детей с пользой для их развития и воспитания. Опираясь на опыт и исследования современных авторов В.М. Мозгового, Е.Д. Худенко, которые доказывают необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной деятельности, разрабатываются рабочие программы педагогов  дополнительного образования.     Широкое  культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст занятий по музыкальному воспитанию на уровне кружковой работы сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию обучающихся, воспитанников формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

 Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.                              Данная программа имеет следующие разделы:                                                                  -пояснительная записка;                                                                                                    - учебно-тематический план образовательной области кружок художественно  эстетического направления « Вокальное пение»;                                                           - содержание программы кружка «Вокальное пение»;                                                  - контрольно-измерительный материал к образовательной области кружок  художественно - эстетического направления « Вокальное пение»;                                     - мониторинг образовательной области « Вокальное пение»;                                   - учебно-методический  комплекс   к  программе;                                                            -приложение.                                                                                                    Учащиеся на занятиях  знакомятся с основными правилами пения и охраны голоса.  На занятиях закладываются все основные навыки звукообразования.  Формируется правильный  певческий звук:  легкий, полетный, звонкий. Проводится работа по выработке правильного певческого дыхания. Уделяется внимание выработке ровного звучания гласных на всех звуках диапазона  детского голоса, осуществляется работа над дикцией  и артикуляцией.  Осуществляется работа по формированию  концертно - исполнительских навыков, анализа исполняемого произведения. Осуществляется формирование навыков коллективного певческого творчества: интонационной слаженности  ( унисона), единообразной манеры звукообразования, ритмической и темповой слитности, динамической одноплановости,  одновременности  исполнения  начала и конца  пропеваемого слова, музыкальной фразы, следования дирижерскому жесту.           

 

 

Цель программы:

1.Формирование музыкально – певческих навыков  и основ сценического   поведения обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья. 2.Создание эффективной системы организации коррекционной работы с  обучающимисямладшего и среднего школьного возраста средствами музыки во внеурочное время; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся, воспитанников.

      Общие коррекционные задачи:   

- углублять знания детей в области музыки;

- обучить детей вокальным навыкам;

-привить навыки сценического поведения;

- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

- развивать музыкально – эстетический вкус;

-развивать музыкальные способности детей;

-создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации учащихся.

     Основные задачи при занятиях с обучающимися, воспитанниками                                              во внеурочное время

 - Организовать участие детей в художественно-музыкальной деятельности в соответствии с потребностями в коррекции имеющихся нарушений.

  -Осуществлять средствами музыки и движений необходимую профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах.

-Активизировать потенциальные возможности детей в музыкально-эмоциональном развитии.

- Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства.

-  Создать более благоприятные условия для социокультурной  адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Автор Баталова Екатерина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 4135
Номер материала 16794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓