Главная / Другое / Программа кружка " Основы православной культуры" ( " Шкатулка для души")

Программа кружка " Основы православной культуры" ( " Шкатулка для души")

Пояснительная записка

Воспитание – многогранный процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поступки человека. Не только школа, но и вся окружающая действительность – семья, общественность, печать, радио, кино, телевидение – все воздействует в той или иной мере на ребенка, является  источником его нравственного развития.

И все-таки именно на школу возложены сложные и многообразные вопросы воспитания школьника. Ведь школа не только место, где дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование личности школьника, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,

а в современных условиях она приобретает особое значение.
Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. Духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.
Философ и  мыслитель Гёте говорил, что до 14 лет ребёнку нужно стараться показывать только положительные образы и образцы культуры, чтобы произошло срастание отроческой

души с ними как с родными и должными. Тогда чувство красоты и чистоты при встрече с образами уродливыми, лживыми и развращающими будет внутренним обличием и стражем – породит брезгливость и отторжение, что и является признаком иммунитета ко всему низкому и пошлому.
Именно школьный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения. Именно школа это тот островок в нашем сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви ближнему.
Школьный возраст – это время, когда закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности.
Православный кружок “Основы православной культуры” (“ Шкатулка для души”) – один из способов донести детям идеи доброты и нравственности.

В данной программе даются элементарные понятия в области Православия и Библейской истории, далее эти понятия дополняются. Объемы их расширяются при более глубоком осмыслении. В данном курсе изучаются: история Ветхого и Нового Заветов, основные понятия Православия, его этика, праздники, богослужения, даются знания о Православной церкви, об устройстве храмов, о православном искусстве. Православное образование прошлых столетий дало обществу многочисленных святых, великих людей России, создало великое государство российское, русскую культуру, литературу, живопись и многое другое, что на протяжении многих столетий является духовной основой жизни многих поколений людей.
Актуальность программы: в условиях современного общества все более актуальным становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, ответственности за судьбу своего отечества. Необходимо прививать детям младшего школьного возраста нравственные и духовные качества. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к традициям и обычаям русского народа к своей национальной культуре. Необходимо вернуться к извечным ценностям русского народа-мягкости, скромности, всепрощению, целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному ее осмыслению. В основе этих ценностей – православие.

Новизна программы: Воспитание сердца – это сложная педагогическая задача. Если с воспитанием ума отчасти проще – легче привить правильные мысли, открыть правильное мировоззрение, то воспитание сердца – гораздо более трудная проблема. Заложить в детские души учащихся нравственные качества, такие как любовь к ближнему, милосердие, сострадание и т.д.
Цель программы: дать надежные нравственные ориентиры, вытекающие из православных народных традиций: формировать у учащихся духовно-нравственные качества личности, патриотические и эстетические чувства.

Задачи программы:

  • усвоение учащимися элементарных понятий в области Православия и Библейской истории;

  • развитие интереса к изучению культуры, обычаев и обрядов Русской Православной церкви;

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • воспитание у учащихся нравственных качеств, таких как милосердие, сострадание, любви к ближнему

Программа ориентирована на детей 4-7 классов общеобразовательной школы.

Поэтому для эффективной работы по данной теме будут учитываться психологические возростные особенности детей:

  • преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

  • воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

  • опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

  • для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков;

  • опорой для наглядно – образного мышления могут стать просмотры фильмов и мультфильмов православной тематики.



Программа кружка “ Основы православной культуры”

рассчитана на 288 часов ( два года обучения):

1 год обучения:

Раздел I. По страницам библейских историй. Ветхий Завет ___44____ч.

Раздел II. По страницам библейских историй. Новый Завет ___67___ч.

Раздел III. Как Русь стала Православной ___33____ч.

2 год обучения:

Православие в русской культуре _144ч.

Занятия проводятся во внеурочное время: четверг ( 16.00 – 18.00ч.) и суббота ( 12.00 – 14.00ч.). Формы проведения занятий различны: учебные занятия, экскурсии, беседы, чтение Библейских сюжетов, тематическое рисование, практические занятия, просмотр Библейских сюжетов, дискуссии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику приобщиться к истокам православной культуры. В процессе работы обязательно отслеживать результативность, заинтересованность детей, изучать мотивацию. Необходимо накапливать методический и дидактический материал, который потом можно использовать.


Учащиеся должны знать:

  • элементарные понятия в области Православия и Библейской истории;

  • православные праздники;

  • устройство православного храма;

  • обычаи;

  • православное искусство.



Учащиеся должны уметь:



  • рассказать о православных праздниках;

  • уметь различать православное искусство;

  • уметь рассказывать Библейские сюжеты;

  • обладать:
    устойчивым интересом к православной культуре;
    высоким уровнем познавательной активности.






Формы подведения итогов реализации данной программы:



  • Входящий контроль позволяет определить необходимые сведения об уровне подготовки ребенка, о его интересах и т.д. (игры, диагностика нравственной воспитанности).

  • Промежуточный контроль позволяет проследить уровень полученных знаний (викторина, конкурс рисунков), проводится он в середине года.

  • Итоговый контроль включает в себя игры – викторины, публичные выступления. В приложениях к программе, мы приводим примеры контроля «Рождественская викторина», «Пасхальная викторина», практическое занятие, тематическое рисование.

Методическое обеспечение программы:


Формы занятий:

  • игры-викторины;

  • тематические выставки;

  • тематическое рисование;

  • праздники;

  • заочные путешествия;

  • экскурсии;

  • просмотр православных фильмов и мультфильмов по темам занятий.

Дидактический материал:

  • презентации по темам;

  • иллюстрации ;

  • Священные книги ( Библия для детей, Евангилее, Ветхий Завет,Новый Завет);

  • репродукции картин;

  • аудиозапись;

  • схемы скинии и храма.



Техническое оснащение:


  • компьютер;

  • проектор.

Формы проведения физкультминуток и рефлексии

В течение занятия меняются формы деятельности, обязательно проводятся минутки отдыха. Завершается занятие использованием различных видов рефлексии: «Мишень настроения», «Подари улыбку», «Цвет моего настроения»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

Основы православной культуры “

(Шкатулка для души)

1 – ый год обучения


п/п

Тема

занятия

Кол – во

часов

Програмное

содержание

Теоретические занятия

Практические занятия

Дата

проведения

Раздел I. По страницам библейских историй. Ветхий Завет

план

факт

1

Священное писание. Ветхий Завет.

1

Знакомство с планом работы.

Священное Писание – Библия. Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет»

«Ветхий Завет» был написан до рождества Иисуса Христа.

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.




2

3

4

5

Как все начиналось. История творения.

4

Познакомить детей с днями творения мира. Показать им и объяснить, что все прекрасное( природа) – все это сотворено Богом. Воспитывать трепетное, уважительное отношение к окружающей природе, вызвать у детей восхищение Его творением и желание заботиться обо всем живом.


Чтение. Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 1-2. Сотворение мира).

Прослушивание “ Времена года “ П.И. Чайковский.

Изобразительная деятельность на тему

Мир природы”.




6

Просмотр православного мультфильма о Сотворении мира.

1

Просмотр православного мультфильма о Сотворении мира.


Просмотр православного мультфильма о Сотворении мира.



7

8


Творческое занятие по теме

Сотворение мира”


2

Изобразительная деятельность по теме “ Сотворение мира” ( акварель)


Изобразительная деятельность по теме “ Сотворение мира”



9

10

Жизнь первых людей.

2

Познакомить детей с библиейской историей повествующей о жизни первых людей Адамом и Евой. И на примере этой истории показать, как огорчается Бог, когда люди не прислушиваются к Его повелениям.


Развитие детского мышления, внимания и память, умение пересказывать.

Чтение.Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 2-3. В Эдемском саду, Грехопадение человека)




11

Просмотр православного мультфильма“ Адам и Ева”

1

Просмотр православного мультфильма“ Адам и Ева”

Беседа

Просмотр православных мультфильмов “ Адам и Ева”



12

13


Библиейская история. Каин и Авель.

2

Познакомить с библейской историей, повествующей о жизни двух братьев Каине и Авеля. Помочь детям понять, что Господь видит нас на всяком месте, знает наши дела, наши сердца и мысли. Обратить их внимание на честность по отношению к своим поступкам.


Чтение.Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 4. Каин и Авель)

Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим и друг к другу.




14

Просмотр православного мультфильма “ Каин и Авель”

1

Просмотр православного мультфильма “ Каин и Авель”

Беседа

Просмотр православного мультфильма “ Каин и Авель”



15

16

17

18

Библейская история. Потоп.

4

Познакомить с библейской историей, рассказывающей о семье Ноя, о его необычном путешествии, о дожде, обрушившемся на землю и о том, как строго поступает Господь с людьми нарушающими Его заповеди и показать детям, что только те, кто повинуется Богу, остаются в безопасности под Его защитой.


Чтение.Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 6,7,8,9,10)

Формирование у детей навыков послушания старшим, и Слову Божьему, нормы хорошего поведения.


Просмотр православного мультфильм на библейский сюжет “ Потоп”



19

20

Творческое занятие на тему “ Ковчег Ноя”


2

Творческое занятие на тему “ Ковчег Ноя”


Выбор воспитанника

( поделка или изобразительная деятельность)



21

22

Библейская история. Вавилонская башня.

2

Рассказать о строительстве Вавилонской башни. Показать на примере этой библейской истории, что хвастовство – плохое качество человека. Хваствливых людей не любят ни люди, ни Бог.


Чтение.Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 11)





23

Просмотр “ Вавилонская башня”

1

Просмотр “ Вавилонская башня”

беседа

Просмотр “ Вавилонская башня”



24

25


Библейская история. Призвание Аврама.

2

Библейская история. Призвание Аврама.

Чтение.Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея. Бытие. ( гл. 12,13,14,15)





26

27

28


Библейская история. Рождение Моисея и его призвание

3

Рассказать о рождении Моисея и его призвании

Чтение.Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Моисея. Исход. ( гл. 2,3,4,5,6,7,8 …- изобранное)





29

30

31

32

33

34


О жизни христианской 10 заповедей Закона Божия.

6

Выстраивать логичный рассказ по теме занятия. Два вида любви: любовь к Богу и к человеку

Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых угодников Божиих.

Чтение.Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Моисея. Исход. ( гл. 20)







35

Викторина Десять заповедей

1

Викторина Десять заповедей

Викторина Десять заповедей




36

37

38


Урок нравственности: понятие греха

3

Встреча со священником. Понятие “греха”.


Встреча со священником.



39

40

41

42




Работа над презентациям по теме “ Десять заповеде”

4

Практическая, проектная деятельность

Презентации

Проектная деятельность.



43

44


Экскурсия в храм

2

Экскурсия в церковь: понятие о Боге. Бог- Отец, Бог-Сын ,Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи


Экскурсия в храм




Раздел II. По страницам библейских историй. Новый Завет

45

46


Священие писание. Новый Завет.

2

Рассказать, что Новый Завет является Священным Писанием для христиан всего мира. Книга составляет главную часть Библии – собрания священных книг, написанных в разные эпохи разными людьми под воздействием Святого Духа и потому признаваемых Церковью в качестве богодуховенных.

Главным действующим Лицом является Иисус Христос – Сын Божий. Новый завет включает четыре Евангелия, в которых описаны чудеса и притчи Христа, богословксий смысл Его жизни и учении.

Вводное занятие раздела




47

48

49

50

История Рождества

4

Рождество – это день рождения Божьего Сына. Познакомить их с тем, где Он родился и как. Порадоваться вместе с детьми об этом событии.

Матерь Господа нашего Дева Мария – Матерь Божия.

Просмотр православных мультфильма




Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея “ Святое Благовествование” ( гл. 1, 2)

Развитие у детей разговорной речи, детского мышления и память.




Просмотр полотен художников, посвященных рождению Иисуса Христа.




51

52

Рождественская поделка на тему

Рождество Христово”


2

Рождественская поделка на тему

Рождество Христово”


Работая над Рождественской поделкой, учить детей аккуратности в работе, развивать детское творчество, умение доводить начатое дело до конца.


Рождественская поделка на тему

Рождество Христово”




53

54

55

Прослушивание духовного песнопения “ Рождество Христово”

3

Прослушивание духовного песнопения “ Рождество Христово”

Разучивание текста песнопения

Прослушивание рожественских песнопений



56

57

Изготовление ангела ( поделка)

2

Изготовление ангела ( поделка)

Поделка Ангел

Изготовление ангела

( поделка)



58

59


Детство Иисуса Христа

2

Рассказать о детстве Иисуса. Вызвать у детей желание быть похожим на Него.

Воспитывать послушание, трудолюбие. Воодушевить их не лениться, а с радостью делать то, что велят или просят их старшие.




60

61

62

63


Иоанн Креститель. Крещение Иисуса.

4

Рассказать детям библейскую историю, об Иоанне Крестителе о его служении. Объяснить, какое поручение Бог дал Иоанну, и как он его выполнил. Показать, как важно быть исполнительным и добросовестным и всегда выполнять то, что вам поручили.

Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея “ Святое Благовествование” ( гл. 3)



Развивать у детей разговорную речь, память, умение пересказывать.

Просмотр полотен художников, посвященных крещению Иисуса Христа.




64

65

Иисус в пустыне

2

Рассказать детям о пребывании Иисуса в пустыне, о тех трудностях, которые Он преодолел. Объяснить им, что у любого человека в жизни бывают трудности.

Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея “ Святое Благовествование” ( гл. 4)

Воспитывать в детях волевые черты характера.





66

67

68

69


Нагорная проповедь Иисуса Христа

4

В ней Господь Иисус Христос высказал всю суть Своего учения. Самое основное это «Заповеди блаженства», но кроме них есть еще много других поучений. Нагорная проповедь начинается Заповедями блаженства, а кончается «Притчей о благоразумном строителе» (Матфея 7:24-27) которая нас учит на каком основании нужно строить нашу жизнь и что именно во время беды ясно видно преимущество жизни по заповедям Закона Божия.






Чтение. Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея ( гл. 5,6,7)

Прослушивание Нагорная проповедь



70

71


Урок нравственности: привычки полезные и вредные

2

Встреча со священником.

Что такое привычка. Какие привычки полезные и вредные. Воспитание характера.


Встреча со священником.




72

73

74

75


Чудеса Иисуса Христа

4

(1) Первое чудо Иисуса Христа, (2) Исцеление расслабленого при овчей купели, (3) Воскрешение дочери Иаира, (4) Воскрешение сына Наинской вдовы, (5) Укрощение бури на Галилейском озере и исцеление Гадаринского бесноватого, (6) Чудесное насыщение народа пятью хлебами, (7) Хождение Иисуса Христа по водам, (8) Исцеление дочери Хананеянки, (9) Исцеление десяти прокаженных. 

Показать детям, как важно не забывать благодарить за то добро, которое для вас делают люди, но особенно нужно быть благодарными Богу.


Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея “ Святое Благовествование” ( гл. 8, 9)

Воспитывать чувства благодарности.




76

77


Библейская история. Избрание апостолов

2

Рассказать, как Иисус выирал себе учеников, кем они были, чем занимались. Помочь детям понять, как важно иметь надежных друзей. Убедить их быть верными друзьями, всегда помогать друг другу, не обижать никого, всегда мириться. Открыть им истину, что Иисус хочет и их иметь в качестве учеников и быть им Другом. Побудить принять Иисуса как друга.


Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея “ Святое Благовествование” ( гл. 10,11)





78

79

80

81


Библейская история. Притчи Иисуса Христа

4

(1) О сеятеле, (2) О богатом и Лазаре, (3) О милосердном самарянине, (4) О милосердном царе и безжалостном заимодавце, (5) Мытаре и фарисее, (6) О блудном сыне, (7) О десяти девах, (8) О талантах,

(9) О злых виноградарях,

(10) О благоразумном домостроителе. 

Чтение. Новый Завет. . Евангелие от Матфея

( гл. 13 )





82

83

Просмотр фильма “ Иисус Христос – сын Божий”

2

Просмотр фильма “ Иисус Христос – сын Божий”

Викторина

Просмотр фильма “ Иисус Христос – сын Божий”



84

85

86

87


Работа над иллюстрациям к притчам Иисуса Христа

4

Работа над иллюстрациям к притчам Иисуса Христа


Изобразительная деятельность



88

89

90

91

92

93

Чудесная любовь Иисуса. Пасха

6

Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Предательство Иуды. Распятие и смерть Господа Иисуса Христа. Погребение Господа Иисуса Христа. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Пасха Христова.

Рассказать детям о любви Христа. Показать, что Иисус очень нас любит, для этого Он умер за нас и воскрес. Помочь детям понять любовь Божью.

Работа с текстом

Чтение



94

95

96


Пасхальный сувенир

3

Практическая, творческая деятельность над поделкой на тему “ Пасхальный сувенир”


Практическая, творческая деятельность над поделкой на тему “ Пасхальный сувенир”




97

98

99


Пасхальные народные песни

3

Прослушивание и разучивание пасхальных народных песен

Прослушивание пасхальных народных песен

Разучивание пасхальных народных песен



100

101


Библейская история. Добрый Пастырь

2

Познакомить детей с билейской историей о добром Пастыре, пояснить им, что как пастух любит и заботится о своих овцах, так Иисус любит нас, даже знает каждого из нас по имени. Как пастырь заботится об овцах, так и Иисус, Спаситель мира, заботится о тех, которые примут Его в сердце своем и последуют заповедям Его в своей жизни.

Побуждать детей не огорчать Иисуса плохими поступками.



Просмотр фильма




Раздел III. Как Русь стала Православной

102

103

104


Посещение русских земель первым апостолом

3

Святой апостол Андрей Первозванный. “Повесть временных лет”. Крестовоздвиженский храм в Киеве. Матфий.

Работа с текстом




105

106

107


Почитание на Руси Андрея Первозванного

3

Храмы в честь святого Андрея Первозванного. Орден Андрея Первозванного. Патры. АлександроНевская Лавра.

Просмотр фильма




108

109


Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

2

Создатели славянского алфавита. Словенские Кирилл и Мефодий. Святые равноапостольные учителя Константин Философ. Солунь. Салоники. Кириллица.

Создатели славянского алфавита. Словенские Кирилл и Мефодий. Святые равноапостольные учителя Константин Философ. Солунь. Салоники. Кириллица.




110

Просмотр фильма о создателях славянского алфавита

1

Просмотр фильма о создателях славянского алфавита.

Просмотр фильма о создателях славянского алфавита.







111

112

113

114


Восточные славяне до принятия христианства

4

Языческие верования, почитания языческих богов, языческие праздники.

Презентация




115

116

Творческая работа Обереги

2

Что такое “ оберег”, его предназначение.


Творческая работа

Обереги



117

118

119

120


Иллюстрация к языческим праздникам

4

Иллюстрация языческих праздников, дошедших до наших дней.

Иллюстрации

Изобразительная деятельность



121

122

123

124

Святая равноапостольная княгиня Ольга

4

Аскольд и Дир. Святая равноапостольная княгиня Ольга

( Елена). Святослав. Византия.

Работа с текстом.

Презентация

Работа с текстом.




125

126

127

128


Святой равноапостольный князь Владимир

4

Святой равноапостольный князь Владимир ( Василий). Святые мученики Иоанн и Федор. Царевна Анна.

Работа с текстом.

Презентация

Работа с текстом.




129

130

131


Крещение Руси

3

Просвещение. Обучение книжное. Десятина. Рака. Князь Владимир Красное Солнышко.


Работа с текстом.



132

140

Выездные мероприятия

/ в течение года/

8






141

144

Проведение праздников

/ в течение года/










4








Второй год обучения


Православие в русской культуре

1

2

3

4

Русская Православная Церковь

4

Святитель Михаил. Святитель Иов. Автокефалия. Поместная Церковь. Священный Синод. Патриаршество. Епархия, благочиние, приход.

Работа с текстом

Работа с текстом



5

6

7

8


Что такое Церковь. Соборность.

4

Соборность. Апостольский Собор. Вселенские Соборы. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Порядок чести.

Работа с текстом

Работа с текстом



9

10

11

Государственная и культурообразующая религия в России

3

Симфония. Государственная религия. Венчание на царство. Культурообразующая религия.


Просмотр фрагментов “Венчания на власть”.



12

13

Государственный герб России, флаг.

2

Государствообразующий народ. Государственные символы. Держава и скипетр. Святой Георгий Победоносец. Штандарт.

Презентация, фильм




14

15

16

17

Православный храм. Как устроен храм.

4

Держава, апсида. Часовня. Зодчие. Алтарь, неф, придел, главка, притвор. Паперть.

Заочная экскурсия

Изобразительная деятельность. Храм Божий.



18

19

20

21


Иконостас

4

Красный угол. Божница. Деисис. Запрестольный образ. Царские врата. Храмовая икона.

Заочная экскурсия




22

23


Экскурсия в храм

2

Экскурсия в храм. Бог – Творец нашего мира, нашего общего дома


Экскурсия в храм



24

25

26

27


Священно служители и их роль в храме

4

Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.




Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.





28

29


Иконопись. Первая икона Иисуса Христа.

2

Первая икона Иисуса Христа.

Первая икона Иисуса Христа.




30

31


Иконопись Руси. Иконописный образ Пресвятой Богородицы.

2

Иконописный образ Пресвятой Богородицы.

Иконописный образ Пресвятой Богородицы.




32

33


Иконопись Руси. Иконы святого Георгия Победоносца.

2

Иконы святого Георгия Победоносца

Иконы святого Георгия Победоносца

Просмотр и изобразительная деятельность



34

35

Рамочка для иконы

2

Практическая, творческая деятельность.


Рамочка для иконы.



36

37

38

39

Русская духовная музыка

4

Церковная музыка, певческие жанры, основные церковные песнопения – псалмы ветхозаветного царя Давида.


Прослушивание



40

41

42

43

Православные песнопения – это распетые молитвы.

4

Православные песнопения – это распетые молитвы.

Прослушивание

Разучивание песнопения



44

45

46


Встреча со священно служителем

3

Встреча со священно служителем:Отношение человека и Бога. Молитва – разговор с Богом. Служение людям.


Встреча со священно служителем:Отношение человека и Бога. Молитва – разговор с Богом. Служение людям.



47

48

49

50


Создатели русской православной культуры. Иконописцы.

4

Иконописцы ( преподобный Алипий Печерский, Андрей Рублев)

Иконописцы ( преподобный Алипий Печерский, Андрей Рублев)

Просмотр фильма по теме занятия.

Беседа



51

52


Создатели русской православной культуры. Композиторы.

2

Композитор Д.С. Бортнянский

Знакомство с жизнью и творчеством композитора Д.С. Бортнянского

Прослушивание



53

54


Создатели русской православной культуры. Архитекторы.

2

Архитектор К.А. Тон

Знакомство с работой архитектора К.А. Тон




55

56


Создатели русской православной культуры.Нестор – летописец.

2

Нестор – летописец

Работа с текстом

Работа с текстом



57

58

59

60


Защитники русской православной культуры.

4

А.И. МусинПушкин, П.Д. Барановский, Д.С. Лихачев

Работа с текстом

Работа с текстом.

Беседа.



61

62


Стихи на православную тему

2

Чтение и разучивание стихов на православную тему

Чтение

Разучивание



63

64

65

66

67

68


Таинства Православной Церкви

6

Таинства Православной Церкви: Евхаристия ( Святое Причащение), Крещение, Миропомазание, Покаяние ( Исповедь), Брак ( Венчание), Священство. Священническая благодать.

Презентация, просмотр фильма




69

70


Встреча со священником

2

Урок нравственности.


Встреча со священно служителем



71

72

73

74

75

76


Богослужение в Православной Церкви

6

Как возникло Богослужение. Райское богослужение. Культ. Суточный, богослужебный круг. Полунощница, Утреня, Вечерня, Повечерие. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг.

Как возникло Богослужение. Райское богослужение. Культ. Суточный, богослужебный круг. Полунощница, Утреня, Вечерня, Повечерие. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг.





77

78

79


Встреча со священиком

3

Встреча со священиком. Богослужение в Церкви.





80

81

82

83

84

85

Молитва в русской культуре

6

Молитва в русккой культуре (И.С. Никитин, А.А. Афанасьева, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчев). Просительно – покаянная молитва. Благодарственная молитва. Славословие. Молитвенное состояние

Работа с книгой. Чтение молитвы.

Разучивание благодарственной молитвы.



86

87

88


Правила поведения в храме.

3

Знакомство с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи.

Знакомство с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи

Экскурсия в храм



89

90

91

92




Церковные колокола

4

Виды колоколов. Набат, всполох. Вече. Кандия, звонец. Лирика. Епископ Павлин Милостивый Нольский. Клепало, било. Очепный и язычный способы звона.


Экскурсионный фильм



93

94


Колокололитейное искусство

2

Иван Федорович Моторин, Михаил Моторин. Царь – колокол. Царский серебряный колокол.

Иван Федорович Моторин, Михаил Моторин. Царь – колокол. Царский серебряный колокол.

Экскурсионный фильм



95

96


О чем поют колокола

2

Саввино – Сторожевский монастырь. Александр Григорьев. Благовест. Перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Ростовские колокола. Красные колокола.

Прослушивание колокольных звонов

Умение различать колокольные перезвоны



97

98

99

100


Монашеский подвиг

4

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Антоний Великий. Иноческое отшельничество, скит. Пахомий Великий. Общежительное иночество, киновия. Монашеский подвиг.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Антоний Великий. Иноческое отшельничество, скит. Пахомий Великий. Общежительное иночество, киновия. Монашеский подвиг.

Изобразительная деятельность по теме занятия



101

102


Просмотр фильма

2

Монашеский подвиг.


Просмотр фильма.



103

104


Монастыри – стражи духовности и земли Русской

2

Свято – Троицкая, Сергиева Лавра. Спасо – Андроников монастырь. Иноческое старчество. Свято – Введенская Оптима пустынь.

Свято – Троицкая, Сергиева Лавра. Спасо – Андроников монастырь. Иноческое старчество. Свято – Введенская Оптима пустынь.




105

106


Заочная экскурсия в Свято – Троицкую, Сергиеву Лавру

2

Просмотр экскурсионного фильма

Просмотр экскурсионного фильма




107

108

109


Дом и семья в православной традиции

3

Малая Церковь. Фарисейство. Гордыня.

Дом и семья в православной традиции




110

111


Изобразительная деятельность на тему “ Моя семья”

2

Изобразительная деятельность на тему “ Моя семья” ( гуашь)


Изобразительная деятельность на тему

Моя семья”



112

113

114

115

116

117

Святые образы семейного благочестия

6

Святые Петр и Феврония Муромские. Ефросиния и Давид.

День памяти святых Петра и Февронии.

Просмотр фильма.




Чтение.

Просмотр фильма.



118

119

120


О семейной святости святой Императорской семьи

3

Святые царственные мученики Николай II, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Ипатьевский дом.



Просмотр фильма



121

122

Русь святая. Дом Богородицы.


Дом Пресвятой Богородицы. Святая Русь. Русский дух.

Дом Пресвятой Богородицы. Святая Русь. Русский дух.




123

124

125

126

Защитница земли Русской

4

Державная икона Божией Матери, “ Взыскание погибших”, “ Всех скорбящих радости”, Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Донская икона Пресвятой Богородицы. Китеж.

Просмотр презентации по иконам Божьей матери, их значение.

Беседа



127

128

129

Изобразительная деятельность.Богородица.

3

Изобразительная деятельность.Богородица.


Изобразительная деятельность.Богородица.



130

131

132

133

Славянский алфавит – кириллица

4

Две славянские азбуки кириллица и глаголица.” Сказание о письменах” черноризца Храбра. Старославянский язык, церковнославянский язык. Церковнославянский язык как национальная святыня.

Чтение: Евангелие от Иоанна гл.1




134

135

136

137

Работа над презентациями, проектами по темам года

4

Работа над презентациями, проектами по темам года

Работа с разными информационными источниками.

Работа над презентациями, проектами по темам года



138

139

140

141

142

143

Выездные мероприятия, конкурсы

6




В течение года


144

Итоговое занятие.

1

Просмотр и защита презентаций и проектов по темам года


Просмотр и защита презентаций и проектов по темам года





Список использованной литературы






п/п

Наименование издания

1

Моя первая книга о России: Науч. – поп.изд. для детей / Художник. А. Арматынская, В.А. Горячева, Н.В. Данильченко и др. – М.: ЗАО “ РОСМЭН – ПРЕСС” 2010. – 96с.

2

Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области, учебно – методическое пособие. Областной духовно – патриотический центр “ Арское “, Ульяновск, 2012. – 139с.

3

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. В 2ч Ч. 2/ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др.; под ред. А.Я. Данилюка. – М. : Просвещение, 2011. – 142с. – ( Работаем по новым стандартам)

4

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство: беседы, викторины, олимпиады -Волгоград, учитель,2007;


5

Великие русские картины: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом « Литера”, 2007. – 96с.:ил. – ( Серия « Моя Родина – Россия).


6

Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России: учебное пособие для 4 класса / А.В. Бородина. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство “ Экзамен”, 2010. – 208с.: цв.ил. ( Серия “ История религиозной культуры”)

7

Учебно – методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 220с.: ил.

8

Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. 4 класс. Пособие для учителя / А.В. Бородина. – М.: Издательство “ Экзамен”, 2012. – 139с.

9

Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета “ Православная культура” в 5-6 классах / Т.В. Рыжова. – Ульяновск:ИНФОФОНД, 2006. – 136с.: ил.

10

Методические рекомендации по организации личностно – ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно – методических комплексов для средней школы “ Православная культура” /Т.В. Рыжова. – Ульяновск:ИНФОФОНД, 2006. – 148с.: илл.

11

Жития русских святых:месяцеслов. – М.:Издательство “ Ниола – Пресс”, 2009 – 192с.: ил.

12

Русская семья: от рождения к вечности. – М: Издательство “ Белый Город”, 2008 – 358с.:ил.

13

Христианское вероучение для детей. – М.: Издательство “ Протестант”, 1993 – 208с.Скуледж Мариан М. ( изучение Священного Писания: история Ветхого и Нового Заветов).

14

Рождество Христово – вечной жизни свет” ( сборник методических разработок и литературных произведений) Новоспасский Спасо – Преображенский Кафедральный собор, 2013г., 64с.

15

Сборник материалов I Межрегиональной научно – практической конференции “ Духовно – нравственное воспитание. Обобщение опыта” В рамках 9 Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”

16

Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области ( по материалам конкурсных работ VIII Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Руст святую!” ( учебно – методическое пособие), Ульяновск, 2013г., 217с.



















































































































Календарно-тематический план работы кружка
«В мире православия»

Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы внеурочной деятельности необходимо наличие учебного кабинета, оснащенного экраном, компьютером, проектором.
В состав методического обеспечения входят иллюстрации, схемы, макеты скинии и храма, презентации к занятиям, музыкальное сопровождение, видеофильмы, мультфильмы.
Формы проведения физкультминуток и рефлексии
В течение занятия меняются формы деятельности, обязательно проводятся минутки отдыха. Завершается занятие использованием различных видов рефлексии: «Мишень настроения», «Подари улыбку», «Цвет моего настроения»
Предполагаемые результаты реализации программы
Включение в занятия разных форм работы (беседы, игры, практические занятия, праздники) будут способствовать формированию духовно-нравственной личности.
В целях изучения уровня сформированности нравственных знаний, убеждений, поведения, можно провести диагностику «Графическая запись состояния воспитанности» по методическому пособию «Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков» автор Т.А.Шилова, Айрис-пресс,2004 год. Думаем, использование системы работы по данной теме, повысит уровень воспитанности, разовьет интерес к народным и православным традициям русского народа.
Христос говорил о детях, что «их есть царствие Небесное». Он сказал это потому, что дети непосредственны, добры, открыты. Маленький ребенок, увидев другого человека, улыбается, тем самым говоря: «Я рад тебя видеть!» Дети готовы идти на контакт, хотят учиться, заниматься. И ничего лучше, чем православные ценности быть не может. Это проверено веками.

Список литературы для учителя
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий – П.: Никол.-Волосовский монастырь,1999.
Священник Максим Козлов. Закон Божий – М.: Сретенский монастырь «Новая книга» «Ковчег», 1998.
Бахметева А.Н.. Жития святых для детей. Сентябрь-октябрь – М.: Сретенский монастырь, 1997.
Бахметева А.Н.. Жития святых для детей. Март-апрель – М.: Сретенский монастырь, 1997.
Харитонова О.К., под ред. прот. Виктора Дорофеева. Основы православной культуры в первом классе – М.: Изд.дом «Покров», 2002.
Харитонова О.К., под ред. прот. Виктора Дорофеева. Основы православной культуры для дошкольников – М.: Изд.дом «Покров», 2002.
Основы православной культуры и этики, 1 год обучения: методическое пособие. -моленск, 2004.
Православная культура в школе. Сентябрь: учебно-методическое пособие для учителя общеобразовательных школ. – М., 2003.
Список литературы для детей
Протоиерей Александр Соколов. Библия для детей. – С.-Пб.: Изд. «Голос», 1991.
Бахметева А.Н.. Жития святых для детей. Сентябрь-октябрь – М.: Сретенский монастырь, 1997.
Бахметева А.Н.. Жития святых для детей. Март-апрель – М.: Сретенский монастырь, 1997.
Журнал «Святой родник». Православное чтение для всей семьи. № 10 (21) Октябрь 2012. – М., 201
Шмелев И.С. Лето Господне. – М.: Сибирская благозвонница, 2011.
Журнал «Святой родник». Православное чтение для всей семьи. № 10 (21) Октябрь 2012. – М., 2012.
Детям о православной вере. Книга 1. / Составитель 3. Зинченко. – СПб., 2003.

Комментарии закрыты.



5


Программа кружка " Основы православной культуры" ( " Шкатулка для души")
  • Другое
Описание:

Православный кружок  “Основы православной культуры” (“ Шкатулка для души”) – один из способов донести детям идеи доброты и нравственности.

                В данной программе даются элементарные понятия в области Православия и Библейской истории, далее эти понятия дополняются. Объемы их расширяются при более глубоком осмыслении. В данном курсе изучаются: история Ветхого и Нового Заветов, основные понятия Православия, его этика, праздники, богослужения, даются знания о Православной церкви, об устройстве храмов, о православном искусстве. 

 

Автор Храмова Марина Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1269
Номер материала 22794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓