Главная / География / Программа кружка " Мой край - Сибирь"

Программа кружка " Мой край - Сибирь"

hello_html_mfba7693.gifМуниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дома детского творчества



Рассмотрена и одобрена Утверждаю

На заседании педагогического совета ДДТ Директор Дома детского творчества

Протокол № от / Т.В. Жук/


Программа объединения










Программа рассчитана на детей среднего и старшего возраста

Срок реализации программы – 2 год


Автор программы: Сергеева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования


Туруновка 2012





Пояснительная записка



«Только став патриотом своей малой родины, своего края,
можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и
постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации»

И.В. Шахматова

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, исследовательскую и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2012 году Новосибирская область празднует своё 75-летие . Внимание к этому факту истории будет способствовать росту интереса к истории Сибирского региона и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами постороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Сибири, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Края. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Программа дополнительного образования рассчитана на один год в количестве 72 часов, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 8-11 классов , она построена с учетом интеграции содержания курса: “Сибирь – родная сторона”, краеведческих материалов школьного музея, а также на практическую направленность сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей региона; знакомство с культурой и изучением истории края. Способствует развитию творческих способностей у учащихся, проявляющих повышенный интерес к гуманитарным наукам, и предлагает углублённое изучение истории, экономики и природы края, предполагает повышение уровня знаний и эрудиции в области истории и географии, выходящих за пределы учебных программ. Программа даёт возможность получить навыки исследовательской работы. Наполняемость группы 10 человек. Возраст обучающихся от 13 до 17 лет. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников.


В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 2 ч. с перерывом 5-10 минут. (четверг – 2 часа.) Занятия кружка проходят по следующей схеме: организационный момент, постановка задач на период работы, теоретическая или практическая работа. Занятия проводятся в музейной комнате, кабинетах географии и информатики, а также на местности

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.

Фронтальная форма - предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма - предполагает индивидуальную работу с обучающимся.

Групповая форма – позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Особым приемом при организации групповой работы, является ориентирование учеников на создание « творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.








I:\Б флеш\Картинки\клипарт\clipart\ученики\1schoolgirl10-med.jpg










Цель программы:



Расширить и обогатить знания школьников о родных местах, привитие им любви и уважения к истории и культуре родного края, воспитанию патриотических чувств, интереса и любви к его удивительно богатому художественному творчеству, а также повысить ответственность за сохранение традиций народного искусства.


Задачи:



1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;

2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;

3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;

4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;

5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

7. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо региона и России.


hello_html_1afcea0e.png



Содержание программы



Мой край - Сибирь” является выполнением общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры области, района, села. Проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческой деятельности.

Деятельность школьников по программе “Мой край - Сибирь” определяется тематическими блоками:

  • Летопись родных мест

  • Родословие

  • Военные события

  • Природное наследие

  • Этнография.



занятия

Тема занятия

Количество часов

Мой край - СИБИРЬ



72

1

Организация работы кружка


1


Летопись родных мест

12


2-7

Исчезнувшие села и деревни района. Загадки топонимики

6

8- 13

Наши земляки

6

Родословная


8


14 - 17

Семейные традиции и обряды

4

18 - 21

Семейные обряды

4

Военные события


10


22 - 25

Великая Отечественная война

4

26 - 27

Современные военные конфликты

2

28 - 31

Мемориал

4

Природное наследие


8


32 -35

Тайны природы

4

36 -39

Природа в опасности!

4

Этнография


12


40 - 43

Культурные традиции Сибири

4

44 -52

Фольклор

8

53 - 66

Участие в конкурсах краеведческой

направленности

14


67 - 70

Творческий отчет


4


71-72

Подведение итогов


2






hello_html_m7f1cbcaa.gif




























Учебно – тематический план






п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические
занятия

Практические
занятия

в классе

на местности


Мой край - СИБИРЬ

72





1

Организация работы кружка





1

2

Летопись родных мест

12


2

4

6

3

Родословная

8


2

4

2

4

Военные события

10


1

3

6

5

Природное наследие

8


2

2

4

6

Этнография

12


1

3

8

7

Участие в конкурсах

краеведческой

направленности

14


4

6

4

8

Творческий отчет

4



4


9

Подведение итогов

2


2


10

Участие в районных семинарах по краеведению

В течение учебного года


Примечание. К теоретическим занятиям относятся следующие виды занятий: научно-исследовательские и литературно-творческие. Практические занятия включают экспедиционную, оформительскую и организационно-массовую деятельность кружка.




Умения и навыки:





Программа по дополнительному образованию “Мой край - Сибирь” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;

  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Формы контроля




Предполагаемые результаты программы “Мой край - Сибирь” включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам,);

  • ;тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.


Предполагаемый результат:





  • Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.

  • Воспитание у детей любви к своей малой Родине.

  • Развитие чувства патриотизма.

  • Наличие у детей экологических знаний.

  • Сплочение детского коллектива.

  • Развитие активности детей, их творческих способностей.

  • Сбор материала для школьного музея.



Литература:





  • Бабошина Е.Б. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган, 1992;

  • . Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово, 1994;

  • . Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск, 1994;

  • . Савенков А. И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005;

  • Куфтина О.В. Русские фольклорные традиции,- Волгоград,2009 г.

  • Ватаман В.П. Мир народной культуры, - Волгоград, 2009 г

  • Экологическое воспитание – программные методические разработки Новосибирск 1993 г.

  • М.С. Коган «Я люблю тебя, Россия», « Календарь народных традиций», НИПКПРО, кафедра педагогики (СD- диски)

  • Интернет ресурсы



hello_html_4909d97.png








Учебно-материальная база




Для реализации программы имеется:

  • фотоаппарат

  • компьютер,

  • сканер

  • принтер

  • телевизор,

  • видеокамера,

  • мультимедийный проектор,

  • классные комнаты, музей,

  • Энциклопедии, книги.




computer_girl









Воспитательная работа




п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

1

Инструктаж по технике безопасности

Октябрь, март

2

Беседа « Что такое терроризм»

Ноябрь

3

Беседа «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях»

Декабрь

4


Подготовка мероприятий по православным праздникам: Рождество, Новый год по старому стилю, Масленица. (совместно с Туруновским МЦК)

Январь

5

« Широкая Масленица» встречаем Масленицу всем селом ( совместно с Туруновским МЦК)

Февраль-март


6

Родительское собрание:

« Цели и задачи кружковой работы по краеведению»

«Результативность работы в кружке»


Сентябрь


май

7

Участие во внеклассных мероприятиях школы

В течение года

8

Участие в конкурсах различного уровня, по тематике краеведения




hello_html_m1ebe2261.png


Программа кружка " Мой край - Сибирь"
  • География
Описание:

Кружковая работа учителя географии неотъемлимая часть внеурочной деятельности.Совмещая работу руководителя школьного музея и учителя географии эта деятельность является подспорьем в работе. Дети узнают не только географию своего края, но и историю своей области, района, села.Знакомятся и соприкасаются с культурой, традициями своей малой родины.Тем самым пополняя не только свои знания по предмету,но и развивают  различные навыки: оформительские, исследовательские, общения и другие. Умение составлять вопросы для интервью, выступать на публике.Многие кружковцы закончили очно-заочную школу журналистики на базе районного дома детского творчества ( из 10кружковцев-6).

Автор Сергеева Ольга Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 660
Номер материала 26895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓