Муниципальное
образовательное учреждение Берёзовская кадетская (казачья) средняя общеобразовательная
школа – интернат
Даниловского
муниципального района Волгоградской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МОУ Берёзовской КСОШ
_______________ Дорофеев Н. Н.
Педагогический совет
МОУ Берёзовской КСОШ
№ _________ от _______ 2010 г.
Образовательная
программа
дополнительного
образования детей
«Экодизайн»
Возраст
детей: 10- 13 лет
Срок
реализации – 2 года
Автор:
учитель технологии и ИЗО
Стадникова
Людмила Анатольевна
ст.
Берёзовская, 2010 г.
«Дизайнерское образование детей –
это не формирование потребителей,
не инструктаж будущих дизайнеров.
Его предназначение – способствовать
развитию будущих поколений, а если это так,
то процессы дизайнирования представляются
более важными,
чем его результаты»
Ейшии Хино, профессор из Японии
Актуальность программы
Экология – наука о взаимоотношениях между
живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества
по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению
экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей
среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного
окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная
деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам
красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне,
нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна.
Сейчас дизайнер должен не только проектировать сами изделия, но и обеспечивать
связь между ними, анализируя не только потребительские функции предмета,
знаковую, декоративную, эстетическую, но и утилизационную функцию. Дизайнер
может предусмотреть цикл существования изделия: производство – потребление –
переработка. Таким образом, в каждом объекте должна быть запрограммирована
возможность его использования в качестве сырья для изготовления нового изделия.
Замкнутый цикл – так же, как в природе!
Дети от рождения подготовлены к занятиям дизайном –
они лишены присущей взрослым скованности. Целью обучения программы «Экодизайн»
является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение
спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается
незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется,
осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и
окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в
нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.
Программа кружка «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных
самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья
вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ
для кружков дизайна, акцент делается на развитие у учащихся способностей именно
к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая,
используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся
бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома,
двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже
проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не
удивляет выражение
«мусорный дизайн».
Цель программы:
научить учащихся изготовлению полезных, красивых предметов интерьера,
используя различные материалы (вторичное сырье, природные материалы.
Задачи программы:
·
развитие творческого мышления и
воображения;
·
развитие способности организовывать и
планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь,
представлять и защищать их.
Программа состоит из 3 предметных
блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ
графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной
идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами
разных материалов и использовании их прикладных возможностей на практике. Выделение
темы «Материаловедение» в отдельный блок связано со спецификой программы:
необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в
переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами. Для
тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как
бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др.
Третий
– «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и
искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - разработок.
30 % учебных часов отведено на
теоретические занятия, а 70 % - на практические. Именно такое разделение в
пользу практических занятий сделано с учетом общей перегруженности современных
школьных предметов информацией, тогда как, по известному выражению Василия
Сухомлинского, «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Задача
занятий в кружке экодизайна состоит не только в том, чтобы все дети овладели
элементами проектирования, но и в воспитании у каждого кружковца разумного
отношения к миру природы и искусственной среде, умения самостоятельно ставить и
решать вопросы, чего так не хватает в наше время.
Программа
рассчитана на учащихся 10 – 13 лет.
Рок
реализации программы: 2 года
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Раздел программы
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
|
Вводное
занятие
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Основы
изобразительной грамоты
|
13
|
31
|
13
|
31
|
2
|
Материаловедение
|
13
|
31
|
13
|
31
|
3
|
Проектирование
|
13
|
31
|
13
|
31
|
|
Заключительное занятие
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Всего:
|
41
|
95
|
41
|
95
|
136
|
136
|
Содержание
программы первого года обучения
Вводное
занятие (1ч.)
Цели и задачи кружка «Экодизайн». Организационные вопросы. Правила поведения в
кружке. Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при
чрезвычайных ситуациях.
Практические
занятия (1 час).
Игры-тренинги.
Предметный
блок «Изобразительная грамота» (44ч.)
Теоретические
сведения
РИСУНОК:
·
Линия
и ее возможности.
·
Линии
разной толщины.
Практические
занятия
·
«Дорисуй
изображение»
·
«Что
напоминают несколько точек, произвольно размещенных на листе»
·
«Есть
ли у линии характер?» и др.
·
Рисование
осенних (зимних) деревьев.
·
Выполнение
рисунков из геометрических фигур
Теоретические
сведения
ЖИВОПИСЬ
КОМПОЗИЦИЯ
·
Заполнение
плоскости листа.
·
Целое
и его часть.
·
Ритм
как способ организации композиции.
·
Понятие
«формы»: основные геометрические фигуры и тела.
·
Детальное
изучение природных форм, их рассматривание.
·
Соответствие
силуэтной формы и декора.
·
Выявление
композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Практические
занятия
·
«Какой
фигуры не хватает?»
·
«На
что похожа эта фигура/геометрическая форма?».
·
Упражнение
«Разбитый кувшин».
·
Выполнение
заданий разными художественными материалами: графическими (карандаши,
фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными
(аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами).
·
Обогащение
силуэтной формы декором («Украсим посуду/полотенце»).
·
Составление
изображения из геометрических фигур или из природных элементов.
· Создание
объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные
коробки) на тему: транспорт, крепость и пр.
Предметный блок «Материаловедение» (44 ч.)
БУМАГА
Теоретические
сведения
·
Приемы
работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.
- Способы
соединения бумаги: с помощью клея, степлера, скотча, а также щелевое
соединение, плетение и пр.
Практические
занятия
·
«Что
напоминает смятая бумага?».
·
Изучение
основ техники «оригами».
·
Изготовление
несложных игрушек-самоделок из бумаги: цветы, животные, кораблики, самолетики и
пр.
·
Изготовление
игрушки «бильбоке» («Поймай пуговицу») на основе бумажного стаканчика.
ТКАНЬ
Теоретические
сведения
·
Приемы
работы с мягкими не осыпающимися тканями (фетр).
·
Способы
их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).
Практические занятия
·
Выполнение
несложных самоделок: подушка для иголок, декоративное панно, подвеска-кулон,
«пальчиковая» кукла и пр.
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
Теоретические
сведения
Приемы
работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.
Практические
занятия.
·
Изготовление
игрушек-самоделок «Рыбка», «Попугай», «Катамаран», «Автомобиль» и др.
Предметный
блок «Проектирование» (44 ч.)
«Кукольный театр»
Теоретические
сведения
·
Знакомство
с особенностями и устройством театрального действа.
·
Его
значение в древности и сегодня.
Практические
занятия
- Изготовление
сказочных персонажей с использованием бросового материала.
Содержание
программы второго года обучения
Предметный
блок «Изобразительная грамота» (44 ч.)
Теоретические
сведения
РИСУНОК:
·
Рисунок
– основа творческой деятельности дизайнера.
·
Понятие
формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или иной формы
(замкнутого пространства).
·
Свет
и тень в рисунке. Объемное изображение.
·
Понятие
перспективы. Линия горизонта.
·
Перспектива
на плоскости.
- Передача
плановости
в
пространстве путем загораживания (кулисная перспектива).
- Понятие
линейной перспективы: точка схода, точка зрения.
Практические
занятия
·
рисование
светотеневых изображений простых бытовых предметов.
·
Изображение
пространства «Пароходы в море».
·
Изображение
условной трехмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги.
·
Выполнение
рисунков с перспективными изображениями «Город моей мечты».
·
Наброски
фигуры человека в покое и в движении.
·
Иллюстрации
к русским народным сказкам.
Живопись, композиция
Теоретические
сведения
·
Целое
и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей.
- Симметричные
формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и
чередование
элементов.
Практические
занятия
·
Изготовление
игры «Танграм».
·
Коллективная
работа «Самый красивый город».
·
Монотипия
с графической доработкой «Мир насекомых».
·
Декоративная
композиция «Коврик».
Предметный
блок «Материаловедение» (44 ч.)
КАРТОН
Теоретические
сведения
·
Разновидности
картона (тонкий, плотный, гофрокартон).
·
Приемы
работы: сгибание, отрывание, вырезание и пр.
·
Способы
соединения картона с разными материалами.
Практические
занятия
·
Выполнение
несложных игрушек-самоделок из картона и с использованием других материалов
(пуговицы, ткань, полиэтиленовая пленка и пр.
ПЛАСТИКОВАЯ
БУТЫЛКА
(и другие синтетические материалы)
Теоретические
сведения
·
Приемы
работы с выбранным утильсырьем: резание, плавление и пр.
·
Изменение
конструкции: отнимание, наращивание и др. способы трансформации традиционной
формы.
Практические
занятия
·
Изготовление
игрушек-самоделок, придуманных видов транспорта и др. устройств из
искусственного утильсырья.
Предметный
блок «Проектирование» (44 ч.)
«Кукольный
театр»
Теоретические
сведения
·
Знакомство
с традиционными кукольными театрами разных стран: куклы-марионетки,
куклы-бибабо (куклы-перчатки), театр теневых кукол и др.
·
Выразительные
возможности сконструированной объемной формы.
·
Связь
основной формы и деталей.
Практические
занятия
·
Изготовление
персонажей к сказке в избранной конструктивной пластической манере.
Л
И Т Е Р А Т У Р А:
1. П е р е в
е р з е в Л. Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент. – М.:
„Техническая эстетика”, 2005, № 6.
2. П р е т т
е М., К а п а л ь д о А. Творчество и выражение. – М.: «Юный художник», 1985.
3. С з а б о
в а С и л ь в и я Экоигры в школе и вне школы, „Информационное агентство
", Ростов, 2005.
4. С и д о р
е н к о В. Ф. Вопросы о программе развития дизайна. – М.: „Техническая
эстетика, 2005, № 4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.