Главная / Технология / Программа кружка по технологии

Программа кружка по технологии

Муниципальное образовательное учреждение Берёзовская кадетская (казачья) средняя общеобразовательная школа – интернат

Даниловского муниципального района Волгоградской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Берёзовской КСОШ

_______________ Дорофеев Н. Н.

Педагогический совет

МОУ Берёзовской КСОШ

_________ от _______ 2010 г.





Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Экодизайн»







Возраст детей: 10- 13 лет

Срок реализации – 2 года

Автор: учитель технологии и ИЗО

Стадникова Людмила Анатольевна



ст. Берёзовская, 2010 г.





«Дизайнерское образование детей –
это не формирование потребителей,

не инструктаж будущих дизайнеров.

Его предназначение – способствовать
развитию будущих поколений, а если это так,
то процессы дизайнирования представляются

более важными, чем его результаты»
Ейшии Хино, профессор из Японии

Актуальность программы

Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.

Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Сейчас дизайнер должен не только проектировать сами изделия, но и обеспечивать связь между ними, анализируя не только потребительские функции предмета, знаковую, декоративную, эстетическую, но и утилизационную функцию. Дизайнер может предусмотреть цикл существования изделия: производство – потребление – переработка. Таким образом, в каждом объекте должна быть запрограммирована возможность его использования в качестве сырья для изготовления нового изделия. Замкнутый цикл – так же, как в природе!

Дети от рождения подготовлены к занятиям дизайном – они лишены присущей взрослым скованности. Целью обучения программы «Экодизайн» является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.

Программа кружка «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у учащихся способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас никого уже не удивляет выражение «мусорный дизайн».

Цель программы: научить учащихся изготовлению полезных, красивых предметов интерьера, используя различные материалы (вторичное сырье, природные материалы.

Задачи программы:

  • развитие творческого мышления и воображения;

  • развитие способности организовывать и планировать свою работу, оценивать ее результаты, внедрять их в жизнь, представлять и защищать их.

Программа состоит из 3 предметных блоков. Первый – «Изобразительная грамота» - направлен на изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции, как способов выражения проектной идеи. Второй – «Материаловедение» - базируется на знакомстве со свойствами разных материалов и использовании их прикладных возможностей на практике. Выделение темы «Материаловедение» в отдельный блок связано со спецификой программы: необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами. Для тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др. Третий – «Проектирование», где знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде применяется при реализации собственных дизайн - разработок.

30 % учебных часов отведено на теоретические занятия, а 70 % - на практические. Именно такое разделение в пользу практических занятий сделано с учетом общей перегруженности современных школьных предметов информацией, тогда как, по известному выражению Василия Сухомлинского, «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Задача занятий в кружке экодизайна состоит не только в том, чтобы все дети овладели элементами проектирования, но и в воспитании у каждого кружковца разумного отношения к миру природы и искусственной среде, умения самостоятельно ставить и решать вопросы, чего так не хватает в наше время.

Программа рассчитана на учащихся 10 – 13 лет.

Рок реализации программы: 2 года

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п



Раздел программы

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

теория

практика


Вводное занятие

1

1

1

1

1

Основы изобразительной грамоты

13

31

13

31

2

Материаловедение

13

31

13

31

3

Проектирование

13

31

13

31


Заключительное занятие

1

1

1

1

Всего:

41

95

41

95

136

136



Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие (1ч.)

Цели и задачи кружка «Экодизайн». Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.

Практические занятия (1 час).

Игры-тренинги.

Предметный блок «Изобразительная грамота» (44ч.)

Теоретические сведения

РИСУНОК:

  • Линия и ее возможности.

  • Линии разной толщины.

Практические занятия

  • «Дорисуй изображение»

  • «Что напоминают несколько точек, произвольно размещенных на листе»

  • «Есть ли у линии характер?» и др.

  • Рисование осенних (зимних) деревьев.

  • Выполнение рисунков из геометрических фигур

Теоретические сведения

ЖИВОПИСЬ

КОМПОЗИЦИЯ

  • Заполнение плоскости листа.

  • Целое и его часть.

  • Ритм как способ организации композиции.

  • Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела.

  • Детальное изучение природных форм, их рассматривание.

  • Соответствие силуэтной формы и декора.

  • Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.


Практические занятия

  • «Какой фигуры не хватает?»

  • «На что похожа эта фигура/геометрическая форма?».

  • Упражнение «Разбитый кувшин».

  • Выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаши, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами).

  • Обогащение силуэтной формы декором («Украсим посуду/полотенце»).

  • Составление изображения из геометрических фигур или из природных элементов.

  • Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему: транспорт, крепость и пр.

    Предметный блок «Материаловедение» (44 ч.)

БУМАГА

Теоретические сведения

  • Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.

  • Способы соединения бумаги: с помощью клея, степлера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.


Практические занятия

  • «Что напоминает смятая бумага?».

  • Изучение основ техники «оригами».

  • Изготовление несложных игрушек-самоделок из бумаги: цветы, животные, кораблики, самолетики и пр.

  • Изготовление игрушки «бильбоке» («Поймай пуговицу») на основе бумажного стаканчика.

ТКАНЬ

Теоретические сведения

  • Приемы работы с мягкими не осыпающимися тканями (фетр).

  • Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).

    Практические занятия

  • Выполнение несложных самоделок: подушка для иголок, декоративное панно, подвеска-кулон, «пальчиковая» кукла и пр.
    ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА

Теоретические сведения

Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.

Практические занятия.

  • Изготовление игрушек-самоделок «Рыбка», «Попугай», «Катамаран», «Автомобиль» и др.

Предметный блок «Проектирование» (44 ч.)

«Кукольный театр»

Теоретические сведения

  • Знакомство с особенностями и устройством театрального действа.

  • Его значение в древности и сегодня.

Практические занятия

  • Изготовление сказочных персонажей с использованием бросового материала.















































Содержание программы второго года обучения

Предметный блок «Изобразительная грамота» (44 ч.)


Теоретические сведения

РИСУНОК:

  • Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера.

  • Понятие формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или иной формы (замкнутого пространства).

  • Свет и тень в рисунке. Объемное изображение.

  • Понятие перспективы. Линия горизонта.

  • Перспектива на плоскости.

  • Передача плановости в пространстве путем загораживания (кулисная перспектива).

  • Понятие линейной перспективы: точка схода, точка зрения.

Практические занятия

  • рисование светотеневых изображений простых бытовых предметов.

  • Изображение пространства «Пароходы в море».

  • Изображение условной трехмерной формы на двухмерной плоскости листа бумаги.

  • Выполнение рисунков с перспективными изображениями «Город моей мечты».

  • Наброски фигуры человека в покое и в движении.

  • Иллюстрации к русским народным сказкам.


Живопись, композиция

Теоретические сведения

  • Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций отдельных частей.

  • Симметричные формы: роль оси симметрии в построении формы. Ритм – повторение и чередование элементов.


Практические занятия

  • Изготовление игры «Танграм».

  • Коллективная работа «Самый красивый город».

  • Монотипия с графической доработкой «Мир насекомых».

  • Декоративная композиция «Коврик».


Предметный блок «Материаловедение» (44 ч.)

КАРТОН

Теоретические сведения

  • Разновидности картона (тонкий, плотный, гофрокартон).

  • Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и пр.

  • Способы соединения картона с разными материалами.

Практические занятия

  • Выполнение несложных игрушек-самоделок из картона и с использованием других материалов (пуговицы, ткань, полиэтиленовая пленка и пр.

ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА (и другие синтетические материалы)

Теоретические сведения


  • Приемы работы с выбранным утильсырьем: резание, плавление и пр.

  • Изменение конструкции: отнимание, наращивание и др. способы трансформации традиционной формы.

Практические занятия

  • Изготовление игрушек-самоделок, придуманных видов транспорта и др. устройств из искусственного утильсырья.

Предметный блок «Проектирование» (44 ч.)

«Кукольный театр»

Теоретические сведения

  • Знакомство с традиционными кукольными театрами разных стран: куклы-марионетки, куклы-бибабо (куклы-перчатки), театр теневых кукол и др.

  • Выразительные возможности сконструированной объемной формы.

  • Связь основной формы и деталей.

Практические занятия

  • Изготовление персонажей к сказке в избранной конструктивной пластической манере.

























Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. П е р е в е р з е в Л. Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент. – М.: „Техническая эстетика”, 2005, № 6.

  2. П р е т т е М., К а п а л ь д о А. Творчество и выражение. – М.: «Юный художник», 1985.

  3. С з а б о в а С и л ь в и я Экоигры в школе и вне школы, „Информационное агентство ", Ростов, 2005.

  4. С и д о р е н к о В. Ф. Вопросы о программе развития дизайна. – М.: „Техническая эстетика, 2005, № 4.



Программа кружка по технологии
  • Технология
Описание:

     Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна.

     Программа кружка «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручного материала, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у учащихся способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.

Автор Стадникова Людмила Анатольевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1398
Номер материала 10308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓