Главная / Школьному психологу / Программа кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)

Программа кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)

Программа кружка по психологии «Я в мире профессий»


Пояснительная записка


Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональноепризвание.


Программа курса «Я в мире профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.


Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.


Особенность программы состоит в том, что занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. 


Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.








Задачи программы:


 психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);


 психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;


 моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.


Основные принципы программы:


— принцип гуманизации
  приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;


— принцип индивидуализации
  учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;


— принцип социализации
  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.


















Ожидаемые результаты и способы их проверки

Реализация программы способствует у подростков выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

Ценностно-смысловые компетенции:

развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Учебно-познавательные компетенции:

ставить цель и организовывать ее достижение;

самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

решать учебно-познавательные проблемы;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;

самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Коммуникативные компетенции:

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Структура программы.


Программа рассчитана на 36 академических часов в год, по 1 часу в неделю.

В программе 3 блока:

  1. введение в мир профессий;

  2. основы профессионального выбора;

  3. планирование профессионального пути.

Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути. 


Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.


По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.



























Список литературы


1.
 Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.


2.
 Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.


3.
 Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.


4.
 Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с


5.
 Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.


6.
 Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.


7.
 Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.


8.
 Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.


9.
 Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.


10.
 Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.


11.
 Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.


12.
 Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.









































Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

I

Введение в мир профессий.

1.

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

Семинар-практикум

Ступени алгоритма выбора профессии

2.

Типы профессий по предмету труда

1

Семинар с элементами лекции

Список предметов по предмету труда

3.

Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

Ступени выбора профессии (для подростков)

II

Основы профессионального выбора.

4.

Склонности и интересы

2

Практическая работа. Тестирование

«Карта интересов»

5.

Способности

2

Практическая работа. Тестирование

Перечень своих способностей.

6.

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

2

Практическая работа. Тестирование

Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки

7.

Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

Таблица « Три фактора»

8.

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

Ступени выбора профессий

9.

Мышление и развитие мышления

2

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию мышления

10.

Память и внимание, их развитие 

2

Семинар-практикум

Рекомендации по улучшению памяти и внимания

11.

Воображение и его роль в профессиональной деятельности

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воображения

12.

Темперамент и его виды 

1

Семинар с элементами лекции

Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента

13.

Характер

2

Семинар-практикум

Рекомендации по формированию характера

14.

Общение — основа человеческого бытия

1

Семинар с элементами лекции, тренинга

Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»

15.

Невербальное общение

1

Семинар-практикум

Таблица жестов

16.

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

Рекомендации по профилактике и решению конфликтов

17.

Правила поведения в конфликте

1

Семинар-практикум

Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации»

18.

Воля

1

Семинар-практикум

Рекомендации по развитию воли, как управлять собой

19.

Эмоции и чувства

1

Семинар-практикум

Алгоритм работы с отрицательной эмоцией

20.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)

III

Планирование профессионального пути.

21.



Развитие умений по принятию решений

3

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)

22.

Планирование профессионального пути

2

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

23.

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

2

Урок-смотр знаний

Профессиограмма


ИТОГО

34




Список литературы
1.
 Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
2.
 Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
3.
 Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
4.
 Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с
5.
 Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
6.
 Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
7.
 Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
8.
 Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
9.
 Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
10.
 Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
11.
 Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
12.
 Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.


















































Учебно – тематический план

Кружка «Я в мире профессий»

п/п

Содержание

Количество часов


дата


Iчасть.

теория

практика


1

Урок самопознания и откровенности.

Цель – самопознание, тренировка способности к самораскрытию.

1



2

Мой внутренний мир

Цель – осознание своего внутреннего мира.

1



3

Личность.

Цель – показать неповторимость, уникальность личности.

1

1


4

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. Цель – обобщить знания о себе.

1

1


5

В человеке все должно быть прекрасно.

Цель – формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе.

1



6

Жизненные ценности.

Цель – пробудить интерес к поиску смысла жизни.

1



7

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности. Цель – анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.

1

1


8

Исследование самооценки. Цель – научить оценивать себя и успешность своих действий.

1



9

Самореализация. Цель – научить открывать свои способности и использовать их.

1

1


10

Личностный профиль. Цель – выявление общего личностного потенциала.

1



11

Игровые пробы. Цель – определить лидерские качества личности учащихся.

1



12

Что? Где? Когда? Цель – информировать о форме профессиональной подготовки.

1



13

Моя жизнь. Цель – формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

1

1



II часть.




14

Внутренний мир человека и система представлений о себе. Цель – знакомство с внутренним миром человека, осознание себя.

1



15

Профессиональные и жизненные планы.

Цель – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути.

1



16

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении. Цель – определение самооценки.

1



17

Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. Цель – определение свойств нервной системы и соотнесение их с будущей профессией.

1

1


18

Профессиональные интересы, склонности и способности и их роль в выборе профессии. Цель – определение интересов, склонностей и способностей.

1

1


19

Определение профессиональных предпочтений. Цель – определение профессиональных предпочтений.

1



20

Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда. Цель – понятие о профессиях и специальностях.

1

1


21

Знакомство с профессиограммой. Цель – раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

1



22

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. Цель – осознание мотивов выбора профессии.

1

1


23

Учебные заведения. Цель – знакомство с учебными заведениями.

1



24

Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда. Цель – формирование способности определять профессиональные цели.

1

1


25

Устраиваемся на работу по правилам. Цель – умение устраиваться на работу.

1

1


26

Итого часов в год: 36 ч

25

11




Программа кружка по психологии «Я в мире профессий» (8-9 классы)
  • Школьному психологу
Описание:

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональноепризвание.

Программа курса  «Я в мире профессий» направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Автор Бережнова Нина Станиславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1663
Номер материала 46458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓