Программа
кружка по математике « Математика ».
(
индивидуальный маршрут, 2 часа в неделю)
Составила:
Погорелая Светлана Николаевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №12
Ст.
Павловская 2014.
1. Пояснительная
записка.
Актуальность программы
определена тем, что учащиеся13-16 лет должны иметь мотивацию к обучению
математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа
позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики
на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Творческие
работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет
ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и
осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах
и участвовать в различных конкурсах.
Специфическая
форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети
получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Основными
целями проведения занятий являются:
· привитие
интереса обучающихся к математике;
· углубление
и расширение знаний по математике;
· развитие
математического кругозора, мышления, исследовательских умений
обучающихся;
· воспитание
настойчивости, инициативы.
Задачи:
учебные:
• закрепить опыт
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе
задач, требующих поиска путей и способов решения;
• формировать
умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить
эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
развивающие:
• развитие любознательности,
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
• развитие
внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитательные:
- воспитать творческую
активность обучающихся в процессе изучения математики;
- способствовать
повышению интереса к математике, развитию логического мышления;
-воспитание
настойчивости, инициативы.
Программа разработана на
основе авторской программы внеурочной деятельности кружка «Занимательная
математика» Погорелой С.Н.
Предполагаемые
результаты:
знать основные
приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять изученные
понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач
из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора, компьютера;
уметь
работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с
применением математической терминологии и символики, использовать различные
языки математики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
успешно
выступать на математических соревнованиях.
Режим
работы:
Программа
рассчитана на 1год обучения в объёме 68 часов для 13-16 летнего возраста
обучающихся.
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Название
тем
|
Кол-во
часов
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
выездные
|
1 год обучения
|
1.
|
Элементы
теории графов.
|
6
|
1.15
|
4.45
|
|
2.
|
Решение
задач на сообразительность.
|
6
|
2.10
|
3.50
|
|
3.
|
Осевая
и центральная симметрия.
|
6
|
0.45
|
5.15
|
|
4.
|
Задачи
– головоломки.
|
6
|
1.50
|
4.10
|
|
5.
|
Решение
геометрических задач.
|
8
|
1.55
|
7.05
|
|
6.
|
Построения
циркулем и линейкой.
|
4
|
1.15
|
1.45
|
|
7.
|
Решение
занимательных задач.
|
6
|
1.55
|
4.05
|
|
8.
|
Теория
вероятностей.
|
8
|
2.20
|
5.40
|
|
9.
|
Задачи
на развитие воображения.
|
8
|
1.35
|
6.25
|
|
10.
|
Решение
олимпиадных задач.
|
6
|
1.45
|
4.15
|
|
11.
|
Арифметические
ребусы.
|
4
|
0.55
|
3.05
|
|
|
Итого
|
68
|
15
|
53
|
|
3.РЕФЕРАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1.
Элементы теории графов. (6 часов)
Теория:
Теория графов. Соотношение между числом рёбер и степенями
вершин графов. Практическое применение графов.
Практика:
Вычерчивание фигур одним росчерком. Задачи на применение графов. Графы в жизни
человека.
2.
Решение задач на сообразительность. (6 часов)
Теория:
Лист Мёбиуса. Интересные приемы устного счета.
Взаимное расположение предметов.
Практика:
Решение задач.
3.
Осевая и центральная симметрия.(6часов)
Теория:
Построение фигур, симметричных данным. Симметрия на
координатной плоскости. Симметрия вокруг нас.
Практика:
Решение задач.
4.
Задачи – головоломки.(6 часов)
Теория:
Кривые Дракона. Страна цифр и знаков. Волшебные клеточки.
Практика:
Решение задач.
5.
Решение геометрических задач.(8 часов)
Теория:
Треугольник. Свойства квадрата. Задачи на разрезание. Задачи со спичками.
Практика:
Решение задач.
6. Построения циркулем и линейкой. (4часа)
Теория:
Построение окружности, вписанной в треугольник. Циклоида и гипоциклоида.
Практика:
Решение задач. Выполнение построений.
7.
Решение занимательных задач.(6часов)
Теория:
Решение задач со сказочным сюжетом. Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными. Логические лабиринты.
Практика:
Решение задач
8.
Теория вероятностей. (8часов)
Теория:
Решение обратных задач. Вероятность классическая. Выбор пары. Понятие о жеребьёвке.
Вероятность геометрическая.
Практика:
Отработка навыков решения задач. Решение задач.
9.
Задачи на развитие воображения.(8часов)
Теория:
Математическая мозаика. Нестандартные задачи. Решение задач-смекалок. Задачи с
изменением вопроса.
Практика:
Отработка навыков решения задач-смекалок. Решение задач.
10.
Решение олимпиадных задач. (6часов)
Теория:
Диагонали прямоугольника. Знакомство с магическими треугольниками. Обратные
задачи.
Практика:
Решение задач.
11.
Арифметические ребусы.(4часа)
Теория:
Решение ребусов и логических задач. Решение задач с
многовариантными решениями.
Практика:
Решение задач.
4. ФОРМЫ И ВИДЫ
КОНТРОЛЯ
Название
темы
|
Вид
контроля
|
Форма
проведения
|
Сроки
|
Проверка
знаний обучающегося за текущий период.
|
Контрольная
работа
|
тест
|
декабрь
|
Проверка
знаний обучающегося за год.
|
Контрольная
работа
|
олимпиада
|
апрель
|
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Формы
проведения занятий подобраны в соответствии возрастным особенностям школьников.
При этом учитывается интерес школьников к изучаемому предмету в данном
возрасте. Их увлечённость игровыми формами проведения занятий, позволяет
включать в учебную дисциплину теоретические и практические занятия, турниры,
исследовательские задания. Имеются условия и место для изучения курса
«Математика».
Особое внимание в курсе «Математика» уделяется содержанию задач. Подбор задач
направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного,
ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так,
чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса
школьников к математике.
Характер
материала определяет назначение внеурочной деятельности. Занимательность
математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в
каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или
самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух
палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки
заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру
воображений.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать
свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата,
проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только
мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества,
необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом
он не трудился.
6.Список
литературы, рекомендуемый педагогу
1. Сборник
задач и занимательных упражнений по математике 5-9 классы/сост. И.И.Баврин,
Москва «Владос» 2013
2. Живая
математика. Я.И.Пелерман. Москва АСТ – Астрель 2003
3. Занимательная
арифметика. Я.И.Пелерман. Москва ОЛМА Медиа Групп 2013
4. Олимпиадные
задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения
конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). /
автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
5. Спивак
А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
- Спивак А. В. Тысяча и одна задача по
математике. М.: Просвещение, 2002.
- РС СД – ROM Занимательная математика. Я.И. Пелерман
7.Список литературы,
рекомендуемый детям
1.Теория
вероятностей невероятная. А.Э.Бирюк, Москва – 2014. Народное образование.
2.Теория
вероятностей невероятная. А.Э.Бирюк, Москва – 2014. Народное образование.
3.Предметная
неделя математики. Т.Г.Власова, Ростов-на Дону «Феникс» 2009
4. Дополнительные
занятия по математике. Г.Н.Титов., И.В.Соколова, Краснодар 2013,Кубанский
государственный университет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.