Главная / Технология / Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству

Муниципальная казенная общеобразовательная школа №3

п. Михайловка Черемховского района Иркутской области






Программа кружка

«Переделкин и К0»







Составила

учитель технологии

высшей кв. категории

МКОУ СОШ №3

п. Михайловка

Архарова С.А.










п. Михайловка

2014г

Пояснительная записка

Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых вещах: соломке, травинке, кусочке ткани…

С давних времён у хорошей хозяйки в доме находилось применение любому лоскутку ткани, много шедевров лоскутной техники созданы руками народных мастериц. Насколько разнообразна цветовая палитра и структура тканей, настолько разное и. иногда, необычное применение каждому лоскуточку - это и красивые лоскутные одеяла, и разнообразные прихватки, и фрагменты одежды, выполненные в лоскутной пластике. Много интересных вещей можно сделать из обычного лоскутка, особое место можно отвести изготовлению куклы из лоскутного материала…

Игрушка занимает важное место в жизни ребёнка. Она друг, советчик и хранитель детских тайн. Дети с интересом занимаются изготовлением игрушек своими руками. Материал об изготовлении игрушки широко освещён в различных источниках. Однако очень мало информации о куклах на каркасе, которые наиболее эстетичны внешне и востребованы детьми. Кроме того, именно куклы на каркасе помогут ребёнку полностью воплотить мечту, изготовить игрушку своими руками. Ведь благодаря каркасу, а чаще всего это самый доступный проволочный каркас, можно добиться в изготовлении игрушки более сложных форм и эстетической привлекательности.

Программа предполагает приобщение девочек 5-11 классов к увлекательнейшему и красивейшему ремеслу владения лоскутной техникой шитья «пэчворк» и изготовления кукол на проволочном каркасе. Именно в этом возрасте у девочек формируется настойчивое желание создавать красивые, стильные и непохожие на других украшения, игрушки и просто забавные вещички. Так почему бы не направить это желание в нужное русло и не привить детям навыки создания не просто игрушки, а куклы, например, в национальном костюме, которая вызывает гордость не просто за выполненную работу, но и за те истоки, которые связывает каждого ребёнка с его национальными корнями!

На занятиях будет проведён конкурс эскизов кукол и изделий из лоскутного материала, образы которых дети выберут по своему замыслу, и в течение работы кружка, дети изготовят различные поделки в лоскутной технике шитья «пэчворк»: прихватки, панно, сумки и др. мелкие швейные изделия и выполнят модели кукол на проволочном каркасе.

Особенностью изученного курса является переработка вторичного сырья и изучение новой технологии изготовления кукол на каркасе.

Проект «Переделкин и Ко», получил финансовую поддержку по итогам проведения конкурса «Губернское собрание общественности Иркутской области».

Цель программы:

Создание условий для развития художественно творческих способностей учащихся посредством изготовления кукол на каркасе.

Задачи:

  • способствовать развитию интересов учащихся к народным традициям, через изучение истории лоскутной техники и истории создания куклы;

  • создание условий для формирования художественно-творческой активности;

  • воспитывать уважение к труду, способствовать приобретению практического опыта, соответствующего собственным интересам;

  • способствовать развитию навыков создания игрушки своими руками.

Программа обучения состоит из модулей «История создания кукол», «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Лоскутная пластика» и «Технология изготовления кукол на каркасе». Количество часов, отводимых на реализацию данного курса в соответствии с программой, - 60 часов (из них 20 ч. – теоретическая часть и 40 ч. – практическая часть).

Обучение основывается на следующих педагогических принципах

- личностно-ориентированного подхода (самобытность и уникальность каждого ученика);

- природосообразности (возрастные особенности учащихся);

- культуросообразности (приобщение к культурным ценностям).

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный.

Формы организации работы: проектная деятельность, индивидуальная работа и работа в разновозрастных группах, которая ориентирована на создание атмосферы взаимопомощи внутри группы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснения и практическое упражнение); практическое упражнение под руководством педагога по закреплению навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, творческая деятельность в разновозрастных группах.

Критерии оценки: способность работать самостоятельно при изготовлении изделий и выполнении творческих работ, наличие эстетически красивых изделий у каждого члена кружка к концу занятий.

Способы учёта знаний и умений: защита творческих работ.

В кружке будут заниматься дети 5-11 классов разных возрастных групп от 11 до 16 лет, что послужит хорошим подспорьем для создания оптимального темпа работы и атмосферы взаимопомощи и способствует настрою на совместную деятельность.

Состав группы: постоянный. Набор обучающихся: свободный.

Наполняемость групп – 12-15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

После окончания курса учащиеся должны

знать:

  • требования техники безопасности при работе с проволокой;

  • технологию изготовления кукол на каркасе;

  • способы обработки материала бывшего в употреблении и подготовки к использованию;

уметь:

  • делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные изделия с использованием технологии изготовления кукол на каркасе;

  • выполнять все стадии изготовления изделия.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:

Оборудование: электрические швейные машины и машины с ручным приводом, эл. утюги, компьютер, интерактивная доска.

Материалы, инструменты, приспособления: ножницы, ручные иглы, нитки, лоскуты ткани, кожи, листы бумаги А4, шаблоны из картона, поролон, проволока, клей «Мастер», тесьма, сутаж, фурнитура, пряжа различных цветов.

  1. Стенды:

    • коллекция кукол на каркасе;

    • коллекция изделий, выполненных в лоскутной технике;

    • коллекция тканей.

  2. Работы учащихся из методического фонда.

  3. Методические альбомы (технологическая карта изготовления изделия, шаблоны и выкройки деталей изделия, схемы сборки лоскутных полотен, схема проволочного каркаса);

  4. Диски с презентациями «История лоскутка», «Технология изготовления кукол на каркасе», «Банк готовых изделий».













































Тематический план

Наименования разделов и тем

Кол-во часов


Кол-во часов

на теорет.

часть

Кол-во часов

на практ.

часть

Дата

1

Введение.

2

1

1


2

Общие сведения.

«История лоскутка»




3



1



2


3

Элементы материаловедения.

6

2

4


4

Элементы машиноведения.

6

2

4


5

Лоскутная пластика

12

4

8


6

Технология изготовления

кукол на каркасе.

30

10

20


6

  • Изготовления каркаса куклы и обмотка.

6

2

4


6

  • Изготовление деталей туловища, рук, головы.

6

2

4


6

  • Изготовление фигуры

куклы.

6

2

4


6

  • Оформление лица и изготовление волос.

6

2

4


6

  • Изготовление костюма для куклы (бельё, одежда, обувь).

6

2

4


6

  • Оформление композиции

2

1

1


7

Защита творческих работ

3

1

2



Итого:

60ч

20ч

40ч




Содержание программы (60ч.)

Введение (2 ч.)

Теоретические сведения (1ч). Предмет курса, ознакомление с планом работы, программой, правилами безопасного труда. Презентация «Банк готовых изделий».

Практическая часть (1ч). Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного творчества.

Общие сведения «История лоскутка» (3ч).

Теоретические сведения (1ч).

Ознакомление с истоками формирования народных традиций при создании лоскутных изделий. Изделия из лоскутного материала. Презентация «История лоскутка».

Практические сведения (2ч). Зарисовка эскизов лоскутных изделий и кукол на каркасе, выбор модели, составление плана работы над творческой работой, взависимости от выбранной модели.

Элементы материаловедение (6ч).

Теоретические сведения (2ч). Информация о тканях, используемых при изготовлении лоскутных изделий, кукол на каркасе. Выбор ткани для творческого процесса. Советы и рекомендации по использованию материалов и швейных изделий, бывших в употреблении.

Практические сведения (4ч). Выбор образцов ткани для творческого процесса: распознавание видов ткани, подбор ткани в нужной цветовой гамме. Составление коллекции образцов из лоскутков разных по структуре тканей.

Элементы машиноведение (6ч.)

Теоретическая часть (2ч). Правила безопасного труда при ручных работах, при работе на швейной машине, при влажно-тепловой обработке изделий. Технология выполнения образцов швов, используемых при изготовлении кукол на каркасе.

Практическая часть (4ч). Упражнения по работе на швейной машине, изготовление образцов строчек и образцов ручных, машинных швов, используемых при создании кукол на каркасе, способы соединения лоскутного материала.

Лоскутная пластика (12ч)

Теоретическая часть (4ч). Особенности изготовления изделий в технике «печворк». Цветовая гармония в работе с лоскутками. Основные элементы композиции.

Практическая часть (8ч). Подготовка материала. Раскрой и сортировка материала. Способы соединения. Выбор и создание композиции.

Технология выполнения изделий в лоскутной технике (30 ч.)

Теоретическая часть (10ч). Особенности изготовления кукол на проволочном каркасе. Презентация «Технология изготовления кукол на каркасе». Этапы работы по созданию кукол на каркасе.

Практическая часть (20ч).

Изготовление кукол в технологической последовательности:

  1. Соединение мелких и крупных деталей.

  2. Оформление изделия.

  3. Окончательная влажно-тепловая обработка и чистка изделий.

  4. Соединение в композицию.

Защита творческих работ (2ч).

Практическая работа (1ч) Оформление выставки творческих работ.

Теоретические сведения (2ч). Проведение защиты творческих работ. Выставка работ учащихся.

  • Защита творческих работ

Как правило, защиту проектов устраивают в форме выставки работ учащихся. Презентацию работ учащиеся проводят либо индивидуально, либо группами. Защита творческих работ призвана приучить учащихся к доказательному обоснованию предлагаемых ими методических решений и глубокому пониманию выполненной работы.

Каждому учащемуся дается 5-7 минут для выступления, в котором излагаются:

1. Что было выполнено конкретно как непосредственно по изделию, так и в пояснительной записке;

3. Что нового, интересного внесено лично учащимся в работу, то есть придумано им самим, а не взято из литературы или рекомендаций учителя.

4. Как можно использовать выполненную работу.

Защита работы проводится перед специальной комиссией (состав комиссии - 3-4 человека). Членами комиссии могут быть учителя технологии, других школьных дисциплин, представитель администрации.

Защита проводиться перед всеми членами кружка, что позволяет ознакомить коллектив с работой, сделать определенные выводы каждым учащимся по своей работе в сравнении с другими.

Присутствующие преподаватели и учащиеся могут задавать вопросы выступающему, высказывать свое мнение после выступления.

Вопросы и объяснения должны быть по существу творческой работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по выполнению работы.

Результаты защиты оцениваются после того, как будут выслушаны все выступающие, сообщаются после окончания обсуждения, с указанием лучших работ, замеченных недостатков в работе каждого учащегося. Желательно, чтобы защита творческих работ превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учителя и ученики получили удовлетворение от проведения, чтобы школьники после защиты шли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующую работу еще более интересной и совершенной.

  • Критерии оценивания выполненных работ

    • четкость и доступность изложения материала;

    • соответствие темы работы ее содержанию;

    • актуальность и практическая значимость работы;

    • эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

    • умение использовать различный материал при создании изделий;

    • культура выступления на защите работы.

Учащиеся старшего возраста могут выполнить творческую работу в виде проекта. Для этого необходимо наряду с изделием выполнить пояснительную записку, в которой необходимо раскрыть сущность поставленной проблемы.

  • Содержание пояснительной записки к проекту

Обоснование темы проекта и формулировка задач

Излагается сущность проекта; постановка проблемы..

Разработка опорной схемы размышления

Анализ предстоящей деятельности; разработка «звездочки обдумывания».

Разработка различных вариантов выполнения проекта

История проекта; рисунки, схемы и эскизы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков.

Выбор оптимального варианта

Выбор из многих вариантов наиболее подходящего.

Подбор материалов и оборудования

Выбор ассортимента материалов и оборудования для реализации проекта.

Разработка технологического процесса

Составление технологической карты, эскизов, чертежей; осуществление конструирования и моделирования.

Организация рабочего места

Подбор и размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений.

Экономико-экологическое обоснование

Рассчитывается себестоимость изделия.

Окончательный вариант проекта































Литература для педагога:

  1. Ворошилова Т.Е. Шейте сами. – Красноярск: Красноярец, 1992.- 126с:

  2. Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: игрушки в подарок. – М.: Эксмо, 2005 – 160 с. ил.

  3. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. Для учащихся. - М.: Просвещение,1993 – 87 с. ил.

  4. Муханова И.В. Лоскутное шитьё. Мозаика и аппликация, традиции. – М.: Мич., 1998.- 118с.: ил.

  5. Обучение технологии в средней школе 5-11 кл.: Метод. пособие. – М.:ВЛАДОС, 2003.

  6. Программы. Для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение, технология. 5-11 кл. / Под. Ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1997.

  7. Сборник проектов по курсу «Технология»: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлов, И.Л. Петрова. Дж.Питт, И.А. Сасова/ под редакцией И.А. Сасовой. – М.: вентана_Графф, 2003.- 144с.: ил.

  8. Технология. Методика обучения технологии 5-9 кл.: Метод. пособие /А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая/ – М.: Дрофа 2003.

Литература для учащихся:

  1. Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: игрушки в подарок. – М.: Эксмо, 2005 – 160 с. ил.

  2. Феррари В.И. Мягкая игрушка своими руками.- М.: Мир книги, 2002.- 214с.: ил.



















Приложения

Приложение 1 «Инструкционная карта изготовления куклы на каркасе»

п/п

Последовательность выполнения работы

Инструменты и приспособления

Изготовления каркаса куклы и обмотка.

  1. Придание формы каркаса туловища, рук, головы. Края каркаса нужно оформить небольшими петельками, затем обмотать синтетическим ватином, трикотажем, фиксируя нитками.

40- 50 см медной или алюминиевой проволоки, пассатижи, ножницы, сантиметровая лента

Изготовление деталей туловища, рук, головы.

  1. Раскрой и подготовка деталей кроя к работе (проверка качества деталей кроя).

  2. Смётывание деталей.

  3. Стачивание деталей.

  4. Вывернуть детали на лицевую сторону, через оставленное отверстие. ВТО

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, портновский мел, швейная машина, утюг, гладильная доска, сантиметровая лента.

Изготовление фигуры куклы.

  1. Натягивание деталей на обмотанный каркас.

  2. Соединение деталей туловища, рук, головы стежками постоянного назначения.

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, портновский мел, сантиметровая лента.

Оформление лица.

  1. Наметить места расположения глаз, рта.

  2. Выполнить и оформить расположение черт лица.

Ножницы, портновский мел, цветные мелки, цветные карандаши, акварель, игла для ручных работ, см. лента.

Изготовление волос.

  1. Обозначить линию волос.

  2. Изготовление волос, используя пряжу.

  3. Сделать стрижку, причёску.

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, портновский мел, сантиметровая лента

Изготовление белья для куклы.

  1. Проверка качества деталей кроя.

  2. Смётывание деталей.

  3. Стачивание деталей.

  4. Обмётывание швов.

  5. ВТО.

5. Отделка изделия кружевом.

6. Окончательная обработка изделия.

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, портновский мел, сантиметровая лента швейная машина, гладильная доска, утюг.

Изготовление костюма.

  1. Смётывание деталей.

  2. Стачивание деталей.

  3. Обмётывание швов

  4. ВТО.

  5. Отделка изделия тесьмой, вышивкой.

  6. Пришивание пуговиц, бисера, стекляруса.

7.Окончательная обработка изделия.

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, портновский мел, сантиметровая лента швейная машина, гладильная доска, утюг.

Изготовление башмачков.

  1. Смётывание деталей.

  2. Стачивания деталей башмачка.

  3. ВТО

  4. Пришивание отделочного шнура и пуговиц.

Ножницы, игла для ручных работ, булавки, сантиметровая лента, гладильная доска, утюг, портновский мел.





























Приложение 2 «Изготовление кукол на каркасе»

« Схема каркаса из проволоки для изготовления куклы»

09

















«Оформление головы куклы»

  • Схема утяжки головы куклы

09

  • Способы изготовления деталей глаз кукол

14



















«Оформление головы куклы»

  • Способы изготовления причёски для кукол


0909


0909





















Приложение 3

«Поэтапное изготовление изделия – кукла на каркасе «Ваня»

hello_html_4d4d7799.gif

































Приложение 4

«Словарь терминов»

Декоративно-прикладное искусство – это народное искусство, уходящее корнями в толщу веков. Искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными ценностями и удовлетворяющих прямые практические потребности.

Игрушка народная – вид декоративно-прикладного искусства, широко распространенный в разных странах мира, появившийся очень давно и имеющий развитие и в наши дни.

Пэчворк – соединение в одном изделии лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре. Применяется для изготовления декоративных одеял, подушек, ковриков, прихваток (для посуды), одежды, а также для отделки и украшения изделий.

Инструменты для выполнения ручных работ: ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента.

Приспособления – манекен, лекала, колышек, булавки, резец, линейка, угольник.

Инструменты для выполнения машинных и ВТО работ: швейная машина с ручным или электроприводом, эл.утюг.

Приспособления - гладильная доска, проутюжильник.

Модель – образец изделия, созданного модельером, художником, конструктором.

Эскиз – рисунок, по которому создаётся изделие.

Колорит - это система цветовых сочетаний, являющаяся одним из важнейших средств эмоциональной выразительности. В зависимости от преобладания того или иного тона различают светлый, тёмный. Тёплый и холодный, спокойный и напряженный. Яркий и блеклый колорит.

Орнамент – чередование символов, рисунков в чёткой последовательности. Различают круговой и линейный орнамент, т.е. рисунок направлен по кругу или выстроен в чёткую линию.

Аппликация - один из популярнейших жанров декоративно - прикладного искусства. Техника его проста и доступна всем: вырезание и закрепление на определенном фоне различных фигур. Аппликацией можно украсить одежду, игрушки, панно, сувениры.










Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству
  • Технология
Описание:

Программа предполагает приобщение девочек 5-11 классов к увлекательнейшему и красивейшему ремеслу владения лоскутной техникой шитья «пэчворк» и изготовления кукол на проволочном каркасе. Именно в этом возрасте у девочек формируется настойчивое желание создавать красивые, стильные и непохожие на других украшения, игрушки и просто забавные вещички. Так почему бы не направить это желание в нужное русло и не привить детям навыки создания  не просто игрушки, а  куклы, например, в национальном костюме, которая вызывает гордость не просто за выполненную работу, но и за те истоки, которые связывает каждого ребёнка с его национальными корнями!

 

 На  занятиях будет проведён конкурс эскизов кукол и изделий из лоскутного материала, образы которых дети выберут по своему замыслу,  и в течение работы кружка, дети изготовят различные поделки в лоскутной технике шитья «пэчворк»:  прихватки, панно, сумки и др. мелкие швейные изделия и выполнят модели кукол на проволочном каркасе. 

Автор Архарова Светлана Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 797
Номер материала 21605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓