Главная / Начальные классы / Программа кружка "Моя первая экология", 2 класс

Программа кружка "Моя первая экология", 2 класс

Рабочая программа кружка

«Моя первая экология».


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Моя первая экология» составлена для учащихся 2 класса на основе рабочей программы В.А.Симаковой «Моя первая экология» и рабочей программы, составленной работниками Тульского областного экзотариума «Учимся в зоопарке».

Кружок «Моя первая экология» реализует социальное направление внеурочной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе.

Задачи:

- воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры;

- развитие познавательного интереса к окружающему миру природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.

Формы занятий: игра, творческая мастерская, занятие-проект, викторина, эстафета, познавательная беседа, исследование, экскурсия, занятие-встреча.

Общая характеристика курса.

«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.

Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитие у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода через посещение занятий в Тульском областном экзотариуме.

Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).

Описание места курса в учебном плане.

Кружок «Моя первая экология» реализует социальное направление внеурочной деятельности учащихся, занятия кружка проводятся из расчёта 1ч в неделю, 35ч в год.

Описание ценностных ориентиров содержания занятий курса:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


Личностные результаты освоения курса:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметные результаты освоения курса:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты освоения курса:

- в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

- в познавательной сфере – наличие представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

- в трудовой сфере – владение навыками ухода за домашними питомцами;

- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.












Содержание курса.


Раздел программы

Количество часов

Содержание курса


1.

Первые шаги по тропинке открытий.

5

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

Наблюдение – основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф.Тасси.

2.

Природа в наших ощущениях.

7

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба.

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Использование различных оптических приборов – ручных луп, микроскопов – для изучения различных микро- и макрообъектов. «Микроскоп» из пластикового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

Игра «Давайте познакомимся».

3.

Геометрия живой природы.

6

Что такое симметрия? Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Определение типа симметрии с помощью зеркала.

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога, раковины). Спиральное расположение отдельных органов растений и животных: расположение листьев, почек. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в почке).

Такие разные листья: строение листьев растений (листовая пластинка и черешок). Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими объектами окружающего мира.

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

4.

Природа и её обитатели.

4

Учимся планировать наблюдение за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. Изучаем условия обитания растений.

Наблюдаем за животными: наблюдение за птицами, домашними питомцами по согласованному с учителем плану.

Всё связано со всем. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Что и кто влияет на живой организм? Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.

Чья «столовая»? Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

Подвижные игры «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».

5.

Лесные ремёсла.

6

Лес в работе народных умельцев: традиционные народные промыслы, связанные с лесом (резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение).

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

Лес – кормитель и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

Животные и растения в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным.

Экскурсия в библиотеку «Животные и растения в русских народных сказках».

Экскурсия на выставку пейзажной живописи.

6.

Учимся в зоопарке.

7

Главное – приспособиться. В гостях у Мухи-Цокотухи. Домашние любимцы. Государство Царевны-Лягушки. Родственники динозавров. Что имеем – сохраним! Наши маленькие соседи: животные Тульской области.


ИТОГО:

35



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

учащихся.


Раздел программы

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Первые шаги по тропинке открытий.

- работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;

- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;

- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);

- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;

- составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя)

2.

Природа в наших ощущениях.

- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

- проводить наблюдения за природными объектами;

- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;

- изготавливать простейшие модели приборов;

- составлять описания объекта изучения;

- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;

- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта

3.

Геометрия живой природы.

- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

- соотносить форму и свойства различных природных объектов;

- выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;

- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды

4.

Природа и её обитатели.

- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;

- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных

5.

Лесные ремёсла.

- приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;

- различать предметы наиболее известных народных промыслов;

- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве

6.

Учимся в зоопарке.

- приводить примеры наиболее характерных представителей насекомых, паукообразных, земноводных, пресмыкающихся;

- приводить примеры животных Тульской области;

- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности животных, связанные с их образом жизни, средой обитания




























Название темы

Коли-чество часов

Форма

проведения

Результат

Дата



1.

I четверть

Первые шаги по тропинке открытий

Готовимся наблюдать и изучать. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.



1



Познавательная беседа.






Представление об оборудовании, необходимом для работы на природе, правилах ведения полевого дневника.




2.

Какие качества необходимы юному исследователю. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

1

Дискуссия.

Представление о качествах, необходимых юному исследователю.


3.

Наблюдение – основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

1

Дискуссия.

Представление о наблюдении как основном методе работы на природе.


4.

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1

Игра.

Выполнение упражнений для развития наблюдательности.


5.

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф.Тасси.

1

Познавательная беседа.

Знакомство с правилами поведения на природе.



1.

Природа в наших ощущениях.

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром.


1

Наблюдение.

Представление об органах чувств, с помощью которых человек связан с окружающей средой.


2.

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

1

Игра.

Выполнение упражнений дл тренировки зрительного восприятия.


3.

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета – основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба.

1

Исследование.

Карта исследования «Цвета и формы природных объектов».


4.

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.


1

Познавательная беседа.

Представление о выразительности линий и форм живых организмов.


Название темы

Коли-чество часов

Форма

проведения

Результат

Дата


5.

II четверть

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.


1


Вернисаж.


Выставка рисунков.


6.

Использование различных оптических приборов – ручных луп, микроскопов – для изучения различных микро- и макрообъектов. «Микроскоп» из пластикового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

1

Практическая работа.

Изготовленный своими руками микроскоп.


7.

Экскурсия №1 в Тульский областной экзотариум. Главное – приспособиться. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Экскурсия.

Представление о разнообразии приспособлений животных к окружающей среде, защите от врагов, добыванию пищи.


8.

Игра «Давайте познакомимся».

1

Игра.

Небольшое выступление (рассказ) об одном животном.



1.

Геометрия живой природы.

Что такое симметрия? Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Определение типа симметрии с помощью зеркала.


1


Исследование.


Умение определять тип симметрии живых объектов с помощью прямоугольного карманного зеркальца.


2.

Экскурсия №2 в Тульский областной экзотариум. В гостях у Мухи-Цокотухи. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Экскурсия.

Представление об особенностях


3.

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.

1

Исследование.

Карта исследования «Лучевая симметрия в природе».



4.

III четверть

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога, раковины). Спиральное расположение отдельных органов растений и животных: расположение листьев, почек. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в почке).


1


Исследование.


Карта исследования «Примеры спирали в живой и неживой природе».


5.

Такие разные листья: строение листьев растений (листовая пластинка и черешок). Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими объектами окружающего мира.

1

Исследование.

Проект «Геометрические фигуры и формы листьев: сравнение».


6.

Экскурсия №3 в Тульский областной экзотариум. Домашние любимцы. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Экскурсия с практической частью и творческими заданиями.

Знакомство с правилами содержания некоторых домашних питомцев.


7.

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

1

Исследование.

Карта исследования «Степень густоты кроны деревьев и кустарников».


Название темы

Коли-чество часов

Форма

проведения

Результат

Дата

8.

Организм и среда обитания: выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

1

Игра.

Представление о зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.



1.

Природа и её обитатели.

Учимся планировать наблюдение за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. Изучаем условия обитания растений.


1


Творческий отчёт.


Карта наблюдений за растением.


2.

Экскурсия №4 в Тульский областной экзотариум. Государство Царевны-Лягушки. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Костюмированное занятие.

Представление об особенностях образа жизни и развития земноводных, их характерными чертами и отличиями от других систематических групп.


3.

Наблюдаем за животными: наблюдение за птицами, домашними питомцами по согласованному с учителем плану.

1

Творческий отчёт.

Карта наблюдений за животным.


4.

Всё связано со всем. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Что и кто влияет на живой организм? Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.


Познавательная беседа.

Представление о взаимоотношениях между различными видами живых организмов.


5.

Экскурсия №5 в Тульский областной экзотариум. Родственники динозавров. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Костюмированное занятие.

Знакомство с разнообразием, особенностями образа жизни и развития пресмыкающихся, их характерными чертами и отличиями от других систематических групп.



6.

IV четверть

Чья «столовая»? Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. Подвижные игры «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».

1

Исследование.

Карта исследования «Чья «столовая»?»



1.

Лесные ремёсла.

Лес в работе народных умельцев: традиционные народные промыслы, связанные с лесом (резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение).


1


Занятие-встреча.


Представление о народных промыслах, связанных с лесом.


2.

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.



1

Творческая мастерская.

Роспись деревянной заготовки игрушки.


Название темы

Коли-чество часов

Форма

проведения

Результат

Дата

3.

Экскурсия №6 в Тульский областной экзотариум. Что имеем - сохраним! (ИОТ-02.08.44-08)

1

Эстафета.

Систематизация экологических знаний.


4.

Животные и растения в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным.

1

Исследование.

Карта исследования «Животные и растения, наделяемые положительными и отрицательными человеческими качествами».


5.

Экскурсия №7 в библиотеку. Животные и растения в русских народных сказках. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Экскурсия.

Карта исследования «Животные и растения в русских народных сказках».


6.

Экскурсия №8 на выставку пейзажной живописи. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Экскурсия.

Представление о пейзажной живописи.


7.

Экскурсия №9 в Тульский областной экзотариум. Наши маленькие соседи: животные Тульской области. (ИОТ-02.08.44-08)

1

Викторина.

Представление о некоторых животных Тульской области.


8.

Лес-кормилец и врачеватель: лесное «меню». Лекарственные растения леса.

1

Викторина.

Знакомство с простыми рецептами из лесного «меню», лекарственными растениями леса.
































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты:

- программа (Сборник программ внеурочной деятель: 1-4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012);


1

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием рабочей программы).

Необходимое для фронтальной и индивидуальной работы.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) о природе.

Печатные пособия.

Плакаты, фотографии к основным разделам программы.

По 1 каждого вида.

Иллюстративные материалы (репродукции картин, альбомы и др.).

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

1

Персональный компьютер.

1

Экспозиционный экран.

1

Мультимедийный проектор.

1

ЖК-панель.

1

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике рабочей программы.

Необходимое для выполнения программы.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Лупа.

15

Компас.

1

Микроскоп.

1

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержание рабочей программы.

Необходимое для работы в парах.

Натуральные объекты.

Коллекция плодов и семян растений.

1

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

1

Живые объекты: комнатные растения.

Необходимое для выполнения программы.

Игры и игрушки.

Наборы карандашей, красок, альбомов, пластилин, цветная бумага и др.

По количеству учащихся.





















Программа кружка "Моя первая экология", 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа кружка «Моя первая экология» составлена для учащихся 2 класса на основе рабочей программы В.А.Симаковой «Моя первая экология» и рабочей программы, составленной работниками Тульского областного экзотариума «Учимся в зоопарке».

Кружок «Моя первая экология» реализует социальное направление внеурочной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе.

Задачи:

- воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры;

- развитие познавательного интереса к окружающему миру природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.

 

Формы занятий: игра, творческая мастерская, занятие-проект, викторина, эстафета, познавательная беседа, исследование, экскурсия, занятие-встреча.

Автор Варикова Светлана Валентиновна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1271
Номер материала 6979
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓