СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР
Директор МБОУ «Сарашевская СОШ»
___________Р.Ф.Шайдуллина
___________ А.Ф.Айтакова
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Гимнастика для ума»
Возраст обучающихся: 3-4
классы.
Срок реализации: 2
года.
Автор:Халилова
Гульнара Ясавиевна, учитель начальных классов
МБОУ «Сарашевская СОШ
им.Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»
Пояснительная
записка
Актуальность программы определена тем, что
младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться
развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная
программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не
менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание
программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание
занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и
т.д.
Творческие
работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их
возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна
из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.
Цель, задачи и
принципы программы:
Цель:
Ø
развивать математический образ мышления
Задачи:
Ø
расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
Ø
расширять математические знания в области
многозначных чисел;
Ø
содействовать умелому использованию символики;
Ø
учить правильно применять математическую
терминологию;
Ø
развивать умения отвлекаться от всех качественных
сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Ø
уметь делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли.
Принципы
программы:
Ø
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Ø
Научность
Математика
– учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Ø
Системность
Курс
строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим
(решение математических задач).
Ø
Практическая направленность
Содержание
занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Ø
Обеспечение мотивации
Во-первых,
развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,
во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на
олимпиадах по математике.
Ø
Реалистичность
С
точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 68 занятий.
Ø
Курс ориентационный
Он
осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия
в кружке должны помочь учащимся:
Ø
усвоить основные базовые знания по математике; её
ключевые понятия;
Ø
помочь учащимся овладеть способами
исследовательской деятельности;
Ø
формировать творческое мышление;
Ø
способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах ,
играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø
решение занимательных задач;
Ø
оформление математических газет;
Ø
участие в математической олимпиаде, международной
игре «Кенгуру»;
Ø
знакомство с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
Ø
проектная деятельность
Ø
самостоятельная работа;
Ø
работа в парах, в группах;
Ø
творческие работы
Примерное содержание занятий кружка «Гимнастика для
ума»
Первый
год
- Математика –
царица наук.
- Как люди
научились считать.
- Интересные приемы
устного счёта.
- Решение
занимательных задач в стихах.
- Упражнения с
многозначными числами (класс млн.)
- Учимся отгадывать
ребусы.
- Числа-великаны.
Коллективный счёт.
- Упражнения с
многозначными числами (класс млр.)
- Решение ребусов и
логических задач.
- Задачи с
неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки-
смекалки.
- Игра «Знай свой
разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум
«Подумай и реши.
- Задачи с
изменением вопроса.
- Проектная
деятельность «Газета любознательных»
- Решение
нестандартных задач.
- Решение
олимпиадных задач.
- Решение задач
международной игры «Кенгуру»
- Математические
горки.
- Наглядная
алгебра.
- Решение
логических задач.
- Игра «У кого
какая цифра»
- Знакомьтесь:
Архимед!
- Задачи с
многовариантными решениями.
- Знакомьтесь:
Пифагор!
- Учимся
комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с
многовариантными решениями.
- Математический
КВН
Учебно-тематическое
планирование
на
первый год занятий кружка «Гимнастика для ума»
Наименование
тем курса
|
Всего
ча
сов
|
В
том числе
|
Виды
деятельности
|
Форма
контроля
|
лекция
|
П/ р
|
С/ р
|
1. Вводное занятие «Математика – царица
наук»
|
1
|
1
|
|
|
|
|
2. Как люди
научились считать.
|
|
|
1
|
|
выполнение
заданий презентации «Как люди научились считать»
|
|
3. Интересные приемы устного счёта.
|
|
|
|
|
устный счёт
|
|
4. Решение занимательных задач в стихах.
|
|
|
|
1
|
работа в группах:
инсценирования загадок, решение задач
|
|
5. Упражнения с многозначными числами (класс
млн.)
|
|
|
1
|
|
работа с
алгоритмами
|
|
6. Учимся отгадывать ребусы.
|
|
|
|
1
|
составление
математических ребусов
|
конкурс на лучший
математический ребус
|
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
|
|
|
|
1
|
решение теста
-кроссворда
|
проверочный тест
|
8. Упражнения с многозначными числами (класс
млр.)
|
|
|
1
|
|
работа с
алгоритмом
|
контрольный тест
|
9. Решение ребусов и логических задач.
|
|
|
|
1
|
самостоятельная
работа
|
мини-олимпиада
|
10. Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными.
|
|
|
1
|
|
составление схем,
диаграмм
|
|
11. Загадки- смекалки.
|
|
|
1
|
|
составление
загадок, требующих математического решения
|
конкурс на лучшую
загадку-смекалку
|
12. Игра «Знай свой разряд».
|
|
|
|
1
|
работа с таблицей
разрядов
|
тест
|
13. Обратные задачи.
|
|
|
|
1
|
работа в группах
«Найди пару»
|
познавательная
игра «Где твоя пара?»
|
14. Практикум «Подумай и реши».
|
|
|
1
|
|
самостоятельное
решение задач с одинаковыми цифрами
|
|
15.Задачи с изменением
вопроса.
|
|
|
|
|
инсценирования
задач
|
конкурс на лучшее
инсценирование математической задачи
|
16. «Газета любознательных».
|
3
|
1
|
|
2
|
проектная
деятельность
|
конкурс на лучшую
математическую газету
|
17.Решение
нестандартных задач.
|
|
|
1
|
|
решение задач на установление
причинно-следственных отношений
|
|
18.Решение олимпиадных задач.
|
|
|
|
1
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная
олимпиада
|
19.Решение задач международной игры
«Кенгуру»
|
|
|
|
1
|
решение заданий
повышенной трудности
|
школьная
олимпиада
|
20. Математические горки.
|
|
|
1
|
|
решение задач на
преобразование неравенств
|
конкурс на лучший
«Решебник»
|
21. Наглядная алгебра.
|
|
|
|
1
|
работа в группах:
инсценирование
|
|
22.Решение
логических задач.
|
|
|
1
|
|
схематическое
изображение задач
|
|
23..Игра «У кого какая цифра»
|
|
|
|
1
|
творческая работа
|
|
24.Знакомьтесь: Архимед!
|
|
|
|
1
|
работа с
энциклопедиями и справочной литературой
|
создание на
бумаге эскизов слайдов будущей презентации
|
25.Задачи с
многовариантными решениями.
|
|
|
|
|
работа над
созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
|
|
26.Знакомьтесь: Пифагор!
|
|
1
|
|
|
работа с
информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
|
викторина
|
27.Задачи с многовариантными решениями.
|
|
|
1
|
|
Работа в парах по
решению задач
|
|
28.Математический КВН
|
|
|
1
|
|
работа в группах
|
|
29. Круглый стол «Подведем итоги»
|
|
|
|
|
коллективная
работа по составлению отчёта о проделанной работе
|
анкетирование
|
Второй
год
- Проектная
деятельность «Великие математики»
- Геометрические
упражнения
- Упражнения с
чертежей на нелинованной бумаге
- Игра
«Удивительный квадрат»
- Преобразование
фигур на плоскости
- Задачи-смекалки
- Симметрия фигур
- Соединение и
пересечение фигур
- Познавательная
игра «Семь вёрст…»
- Вычисление площади
фигур
- Объём фигур
- Логическая игра
«Молодцы и хитрецы»
- Конструирование
предметов из геометрических фигур
- Проектная
деятельность «Зрительный образ квадрата»
- Учимся разрешать
задачи на противоречия.
- Игра «Гонка за
лидером: меры в пословицах»
- Открытие нуля
- Экскурсия в
компьютерный класс
- Компьютерные
математические игры
- Международная
игра «Кенгуру»
- Конкурс знатоков
(1 тур)
- Конкурс знатоков
(2 тур)
- Конкурс знатоков
(итоговый тур)
- Школьный тур
олимпиады
Учебно-тематическое
планирование
на
второй год занятий кружка «Гимнастика для ума»
Наименование
тем курса
|
Всего
ча
сов
|
В
том числе
|
Виды
деятельности
|
Форма
контроля
|
лекция
|
П/ р
|
С/ р
|
1. Вводное занятие «Математика – царица
наук»
|
1
|
1
|
|
|
разгадка
«математических фокусов»
|
|
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)
|
|
|
|
1
|
групповая работа,
решение
нестандартных задач
|
|
3. Проектная деятельность «Великие
математики»
|
4
|
1
|
|
3
|
работа со
словарями, энциклопедиями
|
конкурс буклетов
о великих математиках
|
4. Геометрические упражнения «Путешествие в
Страну Геометрию»
|
|
|
1
|
|
запись
геометрических понятий, решение геометрических заданий
|
|
5. Упражнения с чертежей на нелинованной
бумаге.
|
|
|
|
1
|
практическая
работа
|
выставка «Я –
чертёжник!»
|
6. Игра «Удивительный квадрат».
|
|
|
|
1
|
работа в группе,
решение упражнений с квадратами
|
|
7. Преобразование фигур на плоскости.
|
|
|
1
|
|
конструирование
фигур на плоскости из различного материала
|
|
8. Задачи-смекалки.
|
|
|
1
|
|
решение
нестандартных задач
|
|
9. Симметрия фигур.
|
|
|
|
1
|
создание
мини-альбома «Узоры геометрии»
|
выставка альбомов
«Узоры геометрии»
|
10.Соединение и
пересечение фигур.
|
|
|
|
1
|
вычерчивание геометрических
фигур
|
|
11.Познавательная
игра «Семь вёрст…»
|
|
|
|
1
|
решение
нестандартных заданий на меры длины
|
|
12.Вычисление
площади фигур.
|
|
|
|
1
|
создание
мини-проекта «Наш школьный стадион»
|
|
13.Объём фигур.
|
|
|
|
1
|
проведение
вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный
стадион»
|
защита проекта
|
14.Логическая
игра «Молодцы и хитрецы»
|
|
|
1
|
|
решение задач на
упорядочивание множеств
|
|
15.Конструирование
предметов из геометрических фигур.
|
|
|
1
|
|
мини-проект «Наша
детская площадка»
|
|
16.Проектная
деятельность «Зрительный образ квадрата».
|
4
|
1
|
|
3
|
работа над
проектом «Наша детская площадка»
|
защита проекта
|
17.Школьный тур
олимпиады
|
|
|
|
1
|
решение заданий
повышенной трудности
|
|
18. Международная игра «Кенгуру»
|
|
|
1
|
|
Решение нестандартных
математических заданий
|
|
19. Открытие нуля.
|
|
|
1
|
|
исследовательская
работа «Почему так?»
|
|
20. Экскурсия в
компьютерный класс.
|
|
1
|
|
|
экскурсия
|
конкурс рисунков
«Наш школьный компьютерный кабинет»
|
21.Компьютерные
математические игры.
|
|
|
|
1
|
сообщения о
домашних компьютерных математических играх
|
|
22. Конкурс
знатоков (отборочный тур)
|
|
|
|
1
|
решение
нестандартных заданий
|
|
23.Учимся комбинировать элементы знаковых
систем.
|
|
|
1
|
|
составление
суперпримеров
|
защита работ «Мой
суперпример – самый лучший!»
|
24. Конкурс
знатоков (итоговый тур)
|
|
|
|
1
|
решение
нестандартных заданий
|
|
25. Учимся
разрешать задачи на противоречия.
|
|
|
1
|
|
решение игровых
заданий «Богатыри и разбойники»
|
|
26. Игра «Гонка
за лидером: меры в пословицах»
|
|
|
|
1
|
повторение единиц
измерения
|
|
27. Анализ проблемных ситуаций во
многоходовых задачах.
|
|
|
1
|
|
решение задач
повышенной сложности
|
|
28. Сочинение «Место математики в моей
жизни»
|
|
|
|
1
|
творческая работа
|
|
ИТОГО:
28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В.
Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
- Агафонова И.
Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для
детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю.,
Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И.
Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего
характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э.
Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г.
Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как
научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П.
Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся
математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 –
4 классы. М., 2004
- Методика работы с
задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная
школа» Ежемесячный научно-методический журнал. 200-2007 гг.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.