Главная / Директору-завучу / Программа кружка (дополнительное образование)

Программа кружка (дополнительное образование)

  1. Пояснительная записка


Общая характеристика. Программа «Юный велосипедист (интегрированный курс)» предназначена для учащихся 1 – 4 классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

За основу для разработки данной программы взяты:

  • рекомендации по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения»;

  • методические рекомендации»Организация работы по безопасности движения с учащимися младшего школьного возраста», составитель Е.Г. Яковлева;

  • программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма, авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отделаСкипкро Н.В., 2011г.

Программа рассчитана на 64 часов обучения для детей 7-14-летнего возраста. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на 3 лет.

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине детей, являются недисциплинированность учащихся, незнание или несоблюдение ими правил дорожного движения.

Главная задача взрослых – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, уметь мгновенно анализировать ситуацию на дороге, правильно применять полученные знания.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальны ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения.

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  • Повысить интерес школьников к велоспорту.

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Место в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов.

Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:

доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

В ходе реализации программы задействованы следующие межпредметные связи: литература, история, ОБЖ, технология, математика, медицина, информатика.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностные результаты можно сформулировать через формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

  • делать выбор: как поступить, в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (далее – УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;

  • обнаруживать и формулировать проблемы в решении дорожно-транспортных ситуаций;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы по решению дорожно-транспортных ситуаций, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

3. Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения о поведении себя и других в дорожно-транспортных ситуациях;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы и находить совместно с другими ответы;

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

  • формирование рефлексивных умений;

  • предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Предметные результаты обучающихся в начальной школе детализированы по классам сформированности следующих универсальных учебных действий:

Первый год обучения

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко – далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; объяснять свой путь от дома до школы; определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко – далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: выделять из многообразия объектов транспортное средство; выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков; различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); различать сигналы светофора и объяснять их значение; группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Второй год обучения

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: сравнивать предметы по их положению в пространстве;

определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко – медленно; близко – быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе – дальше, рядом, около и пр.); различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в Правилах дорожного движения3 (далее - ПДД); различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».


Третий год обучения

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы

Для повышения познавательной активности включены в занятия с учащимися игровые элементы, развивая их воображению, используются небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании (по Г.И. Щукиной): методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

При организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного поведения детей и подростков важно учитывать основные положения по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования. Деятельность всего образовательного учреждения должна быть направлена на интеграцию содержания следующих направлений развития личности во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования: социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Программа кружка «Юный велосипедист» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Основными направлениями изучения правил безопасности велосипедиста и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).

2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).

3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

в школе: внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);

совместной работой школы, учреждений дополнительного образования детей, органов ГИБДД и др.: участие во всех совместных профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;

в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком (воспитание законопослушного участника дорожного движения на личном примере);

средствами массовой информации: разъяснение правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.

При завершении ознакомления с каждой темой программы проводится мониторинг знаний учащихся по данной теме в различной форме: устный опрос, тест, игра, викторина и др.

Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению правил дорожного движения строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Изучая правила дорожного движения, отрабатывая изученное, на практике, дети и подростки осознают важность изучения и соблюдения правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.

Отличительными чертами педагогики в аспекте воспитания являются:

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности школьников;

  • создание условий для свободного выбора каждым учащимся направления и вида продуктивной деятельности;

  • системно-деятельностный характер содержания внеурочной деятельности;

  • личностно-ориентированный подход к школьникам, создание «ситуации успеха» для каждого;

  • признание за обучающимся права на пробу и ошибку в решении, в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранных им видов деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка;

  • учет особенностей, специфики и условий образовательной организации и образовательной среды.

При организации деятельности по формированию культуры безопасного поведения детей и подростков используются возможности других образовательных организаций: дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и подростков, организаций культуры и спорта.

Формы обучения младших школьников ПДД:

  • тематические занятия

  • игровые уроки

  • практические занятия в «городах безопасности»

  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД

  • настольные, дидактические и подвижные игры, беседы

  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;

  • Конкурсы рисунков и стенгазет

  • Конкурсы агитбригад по ПДД

  • Игра «Безопасное колесо»;

  • Посвящение первоклассников в пешеходы

  • Проведение уроков по ПДД

Совместная работа с отделом ГИБДД

  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.

  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.

  • Совместное планирование деятельности с ГИБДД.

Организация работы отряда ЮИД

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД

  • Составление и распространение памяток ребенок и дорога

  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера

  • Совместные праздники, конкурсы

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;

  • правила движения по загородной дороге;

  • все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;

  • все сигналы светофора и их значение;

  • правила перехода проезжей части;

  • правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части;

  • перейти улицу, дорогу с односторонним движением;

  • выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки

  • праздники

  • театрализованные представления

  • соревнования

  • конкурсы

  • агитбригады





  1. Содержание программы

1 класс

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, система мероприятий по формированию культуры безопасного поведения детей и подростков на дорогах включена и в планы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. В рамках данной деятельности обучающиеся не только и не столько получают новые знания о правилах дорожного движения, сколько учатся анализировать, действовать, принимать решения в дорожно-транспортных ситуациях.

Данная деятельность выходит за рамки учебного процесса и существенно отличается от урочных форм, но при этом соблюдаются требования об осуществлении интеграции содержания и форм урочной и внеурочной деятельности обучающихся по вопросам безопасного поведения. Можно чередовать учебную и внеурочную деятельность в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).


п/п

Блок занятий

Цели и задачи

Минимум содержания

Количество часов

Теория

Практика

Город, район в котором мы живем.

  • Повторить ПДД, изученного.

  • Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

  • Нулевой срез знаний.

  • Опасности на улицах и дорогах.

  • Проезжая часть дороги.

  • Неожиданности улицы без интенсивного движения.

10

2

Мы идём в школу

  • Обучить учащихся выбирать безопасный маршрут в школу.

  • Научить переходить проезжую часть на этом отрезке пути.

  • Закреплять навыки безопасного движения.

  • Составление маршрута от школы до дома. Инсценировка эпизодов «На улице», «Скажите, как пройти». Конкурс на лучший рисунок по теме

3

2

Пешеходом, водителем, пассажиром.

  • Формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта;

  • О правилах пользования общественным транспортом.

  • Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине;

10

3

Наземный пешеходный переход. Светофор.

  • Формировать представления младших школьников о безопасном переходе улиц и дорог.

  • Закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог.

  • Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

  • Правила перехода улицы;

  • Перекресток, виды перекрестков;

  • Пешеходный переход;

8

2

Знаки и их обозначение

  • Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу.

  • Рассказать о знаках сервиса.

  • Чтение художественной литературы по теме.

  • Выход на улицу с интенсивным движением для изучения дорожных знаков.

  • Рисование дорожных знаков.

8

2

Мы учимся соблюдать правила движения

  • Повторить знакомые школьникам правила движения пешеходов по улицам и дорогам

  • Формировать представления младших школьников о безопасном переходе улиц и дорог.

  • Закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог..

  • Основные правилами дорожного движения. Рассказ об особенностях движения транспорта и пешеходов по мокрой и скользкой улице.

6

3

Обобщающее занятие (настольные игры)

  • Закреплять знания и представления младших школьников о безопасном поведении на улицах и дорогах.

  • Проконтролировать и обобщить знания, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения.

  • Закрепление знания учащихся по правилам дорожного движения с помощью настольных макетов и игр.


1

2

Заключительное занятие по пройденному материалу

  • Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения, подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

  • Игры по теме.

  • Закрепление знаний по правилам дорожного движения на макетах

1

1


ИТОГО:



64


2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) приразной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.


п/п

Блок занятий

Цели и задачи

Минимум содержания

Количество часов

Теория

Практика

1.

Дорожная этика. Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.

(нулевой срез знаний)

  • Повторить ПДД, изученного.

  • Отработка навыков безопасного поведения в группах и колоннах.

  • Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила для пешеходов. Правила поведения участников дорожного движения. Дисциплина пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов – необходимые условия безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения – за-кон для всех участников дорожного. Правила для пешеходов. Где и как переходить улицу. Правила движения пешеходов по загородным дорогам и в городе. Правила движения групп детей и колонн пешеходов. Обозначение колонн пешеходов при движении в светлое и темное время суток.

5

2

2.

История появления автомобиля и правил дорожного движения.

Знакомство с различными видами транспорта.

  • Составление маршрута от школы до дома. Инсценировка эпизодов «На улице», «Скажите, как пройти». Конкурс на лучший рисунок по теме

5

1

3.

Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров. Остановочный путь автомобиля.

Познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам, объяснить обязанности пассажиров транспорта.

  • Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

8

2

4.

Я иду по улице

  • Углубить знания учащимися правил поведения на улице.

  • Научить школьников переходить нерегулируемый перекресток.

  • Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части, в зоне остановки, на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрестка, возле дома, пешеход идет вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.

10

5

5.

Мы велосипедисты

  • Изучение правил водителей велосипедов.

  • Знакомство с устройством велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.

  • Обучение навыкам маневрирования.


  • Виды велосипедов (дорожные, спортивные). Устройство велосипеда. Проверка снаряжения велосипеда и технического состояния. Как разобрать и собрать велосипед. Устранение неисправностей. Правила маневрирования на велосипеде: действия на перекрестке, поворот налево, направо, остановка.

10

6

6.

Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах

  • Практическое закрепление знаний и умений управлять велосипедом, знать правила дорожного движения велосипедиста

  • Отработка элементов маневрирования. Фигурное вождение: змейка, слалом, восьмерка, «желоб», коридор из досок, «качели». Сборка-разборка велосипеда: установка колес и цепи, закрепление ручного тормоза, закрепление крыльев, выявление неисправностей). Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.

1

6

7.

Обобщающее занятие (практическое тестирование в автогородке)

  • Закреплять знания и умения безопасного вождения велосипеда

  • Закрепление знания учащихся по правилам дорожного движения с помощью настольных макетов и игр.



2

8.

Заключительное занятие по пройденному материалу

  • Проверка знаний, умений и навыков изученного за год материала

  • Контрольное тестирование

1



ИТОГО:



64


3 класс

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.


п/п

Блок занятий

Цели и задачи

Минимум содержания

Количество часов

Теория

Практика

1.

Наш путь в школу. Новые маршруты (нулевой срез знаний)

  • Повторить ПДД, изученного.

  • разбор наиболее безопасных маршрутов в школу, магазин и другие места следования детьми.

  • Теоретические и практические занятия перехода улиц, посадки в транспорт

1

2

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий

  • Объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах.

  • Научить школьников переходить нерегулируемый перекресток.

  • Закреплять навыки безопасного движения.

  • Беседа о причинах несчастных случаев. Анализ ДТП инспектором ГИБДД

  • Отработка навыков на тренировочных макетах и па улицах города

5

8

3.

Движение учащихся группами и в колонне

Ознакомить школьников с правилами движения по улицам и дорогам группами

  • Теоретические и практические занятия перехода улиц, посадки в транспорт

5

8

4.

Труд водителя

Познакомить учащихся с трудом водителя

  • Беседа с водителем (машины, автобуса, трамвая).

  • Изучение правил перевозки на транспорте

5

2

5.

Езда на велосипеде. Движение групп велосипедистов

  • Познакомить учащихся с правилами водителей велосипедов

  • Изучить дорожные знаки для велосипедистов.

  • Повторить правила перевозки на мотоциклах пассажиров


  • . Дорожные знаки и правила для велосипедистов

  • Знакомство с дополнительными требованиями к движению велосипедистов. Закрепление изученных

10

6

6.

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях

  • Изучение правил поведения при пользовании грузовыми автомобилями

  • Закрепление знаний по правилам пользования транспортными средствами

  • Знакомство с назначением номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Экскурсия по городу с целью закрепления полученных знаний

4

4

7.

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами

  • Изучить правила поведения учащихся на улицах и дорогах при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных сигналом «сирена».

Знакомство правилами перевозки и с сигналами регулировщика

2

1

8.

Заключительное занятие по пройденному материалу: Практические занятия на специальной площадке

  • Проверка знаний, умений и навыков изученного за год материала

  • Контрольное тестировани


1


ИТОГО:



64


3.Уровни воспитательных результатов.

Первый уровень воспитательных результатов - приобретение социального знания об общественных нормах – правилах дорожного движения, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения на улицах и дорогах в обществе и т.п., первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни (например, ситуации и причины детского дорожно-транспортных происшествий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания – правил дорожного движения и повседневного опыта безопасного поведения.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта безопасного поведения на дорогах и в транспорте, формирование позитивного отношения к базовым общественным ценностям безопасности участников дорожного движения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие участников между собой, а также их взаимодействие с другими детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в образовательных учреждениях, т.е., в среде воспитанников, в которой происходило подтверждение приобретённых социальных знаний через информационную, пропагандистскую, шефскую деятельность отряда ЮИД (или не подтверждение), первая практическая оценка (или отвержение).

Третий уровень воспитательных результатов предполагает приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия – представление информации, пропаганда безопасного поведения на дорогах среди других детей, подростков и взрослых норм социального поведения, социально приемлемых моделей поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится ответственным за свою безопасность и безопасность других людей, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой образовательной среде.

4.Рекомендации к проведению экскурсий по району города.

Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.

Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.

Экскурсия по городу в1классе.

Цель: практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрестка.

Оборудование: два красных флажка.

План экскурсий. (План экскурсий ежегодно составляется примерно одинаково, поэтому лишь раз остановлюсь на нем подробно.)

1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением опасных мест).

2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:

а) перекрестков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц);

б) регулируемых перекрестков (указать, пересечение каких улиц, какими средствами регулируется движение).

3. Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.

4. Вводная беседа:

а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами перехода регулируемых перекрестков;

б) напомнить правила перехода регулируемых перекрестков.

5. Наблюдения:

а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрестке;

б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрестке;

в) проследить движение пешеходов на перекрестке;

г) зафиксировать нарушения правил пешеходами.

6. Текущая беседа:

а) пояснение при посещении каждого перекрестка;

б) контрольные вопросы после пояснения.

7. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрестке.

8. Заключительная беседа. Разбор ошибок, подведение итогов экскурсии.

9.Фамилия, имя, отчество сопровождающих экскурсию. Какая работа выполняется сопровождающими.

Контрольные вопросы. (Обсуждения после экскурсии.)

1. Какие автомобили вы видели на улице?

2. Что такое перекресток?

3. Какой перекресток называется регулируемым?

4. Как надо переходить регулируемый перекресток?

5. Где движется транспорт?

6. Почему автомобили, едущие навстречу друг другу, не сталкиваются?

Экскурсия по городу во 2 классе.

Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.

Контрольные вопросы.

1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?

2.Как мы это делали?

3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?

4.Почему нельзя было перебегать улицу?

5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?

6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?

7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?

8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?

Экскурсия по городу в 3 классе.

Цель: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. Учащихся на экскурсии сопровождает звено юных инспекторов движения, родители. Время экскурсий не следует выбирать в часы «пик» на транспорте.

Перед экскурсией учитель напоминает порядок следования в группе. В заключение он задает вопросы и оценивает, как учащиеся самостоятельно восприняли увиденное во время экскурсии.

Контрольные вопросы.

1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?

2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?

3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?

4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?

5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

6.Почему все пешеходы идут по тротуару?

7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?

8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?

9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?

5.Организация уроков контроля знаний учащихся.

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. Во 2, 3 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».


Используемые источники:

  • Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009 – 192с. – (Мастерская учителя)

  • Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 2010.

  • Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 2010.

  • «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

  • «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

  • Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 2009г.

  • Дорожная азбука.- М., 1974.

  • Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 2010.

  • Материалы газеты «Добрая дорога детства».

  • Правила дорожного движения. – М., НИП2012.

  • «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.

  • Энциклопедия «Все обо всем».

  • Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

  • Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

  • Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.

  • Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.


Программа кружка (дополнительное образование)
  • Директору-завучу
Описание:

Программа «Юный велосипедист (интегрированный курс)» предназначена для учащихся 1 – 4  классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

За основу для разработки данной программы взяты:

·      рекомендации по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения»;

 

·      методические рекомендации»Организация работы по безопасности движения с учащимися младшего школьного возраста», составитель Е.Г. Яковлева; 

Автор Мокрецова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 617
Номер материала 41095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓