УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
«Нижне-
Нарыкарская СОШ»
_________ В.А.
Воробьев
«___» _________
2011 г.
|
|
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
директора по воспитательной работе
___________А.П.
Баранов
«___» __________
2011 г.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная
школа»
д. Нижние Нарыкары
Программа кружка
декоративно- прикладного искусства
«Марья-искусница»
для
учащихся 5-8 классов
Уфимцева
Татьяна Михайловна,
учитель
изобразительного искусства,
I
квалификационная категория
д.
Нижние Нарыкары
Октябрьский
район
Ханты-Мансийский
автономный округ-Югра
2011
год.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
|
«Марья-искусница»
|
Направление
|
Художественно-эстетическое
|
Классификация
|
По
функциональному предназначению - познаваельно-прикладная
По форме
организации - групповая
По времени
реализации - годичная
По возрастным особенностям - для учащихся
5-8 классов
|
Составитель программы
|
Уфимцева Татьяна Михайловна
|
Рецензент
|
|
Учредитель
|
Управление
образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района
|
Название учреждения
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Нарыкарская средняя
общеобразовательная школа» д. Нижние Нарыкары
|
Адрес учреждения
|
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район д. Нижние Нарыкары , ул. Школьная, д. 8
|
География
|
Октябрьский район д. Нижние Нарыкары
|
Целевая группа
|
Наполняемость: 10 чел.
Возрастная
категория: 5-8 класс.
|
Обоснование для разработки программы
|
Устав МКОУ
«Нижне-Нарыкарская СОШ»
Программа
развития МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»
Программа
работы с одаренными детьми
|
Цель программы
|
формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной
и духовной культуры; развитие художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.
|
Задачи программы
|
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами
и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать креативность в области народного,
декоративно-прикладного искусства;
развитие познавательного мышления на основе
приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный
образ, стремление изучать, ценить народное художественное и декоративно
–прикладное творчество;
формирование творческих способностей, духовной
культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных
ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.
|
Сроки реализации
|
1год
|
Режим занятий
|
3 занятия
в неделю по 1,5 часа
|
Ожидаемые результаты
|
В результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся должны
получить:
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и
личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни
человека;
- о видах декоративно-прикладного искусства (лепка, роспись,
резьба и. т. п);
- об уникальных русских народных промыслах;
- в области композиции, формообразовании, колорита, декора,
дизайна;
- о главных отличительных признаках художественного образа
произведений народного искусства;
- об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных
промыслов;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа),
сочетание аппликации с вышивкой и инкрустацией;
- о технике вышивки, низания и плетения бисером;
- о народных
росписях и их отличительных особенностях;
- об организации проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательность в ведении работы (замысел, композиция,
дизайн, эскиз, выбор материала и техники исполнения);
- лепить на основе традиционных приемов народной игрушки,
применять разные формы лепки;
- вышивать бисером по ткани 2 – 3 способами.
- низать бисером в различной технике исполнения;
- свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического
и зооморфного орнаментов;
- вести исследовательскую деятельность в рамках разработки
творческих проектов.
|
Программа кружка
декоративно- прикладного искусства
«Марья-искусница»
Руководитель:
Уфимцева Татьяна Михайловна,
учитель изобразительного искусства.
Учреждение:
МОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы:
Цели и задачи дополнительного образования направлены на
то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации
личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она
разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования
и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и
«технология», наряду с общими идеями:
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
Формирования у учащихся целостной картины мира.
Развитие индивидуальных способностей к творчеству в условиях
коллективной деятельности.
Создание предпосылок для самосовершенствования личности учащегося.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается
художественный образ предмета, слова, основы художественного изображения,
символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими
ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в
процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа содержит разнообразные виды
декоративно-прикладного искусства, приобщение к которым вводит ребенка в
удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, креативного мышления, творческой
индивидуальности.
Цели программы:
формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной
и духовной культуры;
развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами
и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать креативность в области народного,
декоративно-прикладного искусства;
развитие познавательного мышления на основе
приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ,
стремление изучать, ценить народное художественное и декоративно –прикладное
творчество;
формирование творческих способностей, духовной
культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных
ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.
Структура программы:
I.
Программа кружка декоративно-прикладного
искусства основана на принципах последовательности, наглядности,
разнообразности колорита и декора.
II.
Изучение каждой темы завершается изготовлением
изделия, т.е. теоретические знания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением с индивидуальным подходом.
III.
Программа предполагает работу с детьми в форме
занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной
творческой деятельности – фронтальное объяснение в сочетании с групповой и
индивидуальной практической работой.
В программу
включены следующие разделы:
1)
Работа с папье-маше.
2)
Роспись по керамике.
3)
Лепка из глины, соленого теста.
4)
Работа с тканью: вышивание крестом, гладью;
аппликация.
5)
Работа с бисером: вышивка, низание, вязание,
плетение, инкрустация.
6)
Работа с берёстой: аппликация; плетение; резьба.
7)
Творческий проект.
8)
Творческие мероприятия: экспозиции, экскурсии.
Содержание всех
разделов построено по следующему алгоритму:
1.
Исторический аспект.
2.
Связь с современностью.
3.
Освоение основных технологических приемов,
выполнение учебных заданий.
4.
Выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ.
Предполагаются различные развивающие упражнения, задания,
обогащающие словарный запас детей и их кругозор. Информативный материал,
небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической
частью, так и во время работы. С первых же занятий дети приучаются работать в
слаженном и четком ритме коллективного труда.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в
поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме
декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение.
Кружок комплектуется из состава учащихся 5 - 8 классов. Оптимальное количество
детей в группе для успешного освоения программы – 5- 10 человек.
Режим работы кружка – 3 занятия в неделю по 1,5 часа.
Характеристика ожидаемых результатов.
В
результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся должны
получить:
знания:
- о
материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены
при обработке различных материалов;
- о
месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- о
видах декоративно-прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и. т. п);
- об
уникальных русских народных промыслах;
- в
области композиции, формообразовании, колорита, декора, дизайна;
- о
главных отличительных признаках художественного образа произведений
народного искусства;
- об
особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
- о
способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание
аппликации с вышивкой и инкрустацией;
- о
технике вышивки, низания и плетения бисером;
- о народных росписях
и их отличительных особенностях;
- об
организации проектной деятельности.
умения:
- работать
нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательность
в ведении работы (замысел, композиция, дизайн, эскиз, выбор материала и
техники исполнения);
- лепить
на основе традиционных приемов народной игрушки, применять разные формы
лепки;
- вышивать
бисером по ткани 2 – 3 способами.
- низать
бисером в различной технике исполнения;
- свободно
рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного
орнаментов;
- вести
исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Номер
темы
|
Тема
|
Общее
количество часов
|
Распределение
часов
|
Теоретические
часы
|
Практические
часы
|
1.
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Вышивка по ткани.
1) Вышивание
гладью. Виды глади. Техника исполнения.
2) Вышивание
«крестиком». Способы выполнения «крестиков».
|
12
6
|
2
1
|
10
5
|
3.
|
Работа с
берёстой.
1) Плетение
шкатулок, корзинок, декоративных тарелок из берёсты.
2) Аппликация берёстой.
Изготовление панно.
3) Изготовление
аксессуаров из берёсты.
|
12
6
8
|
4
1
2
|
8
5
6
|
4.
|
Художественная обработка ткани.
1) Аппликация
по ткани различными материалами.
2) Вышивка лентами, тесьмой, пайетками.
|
10
6
|
2
1
|
8
5
|
5.
|
Лепка. Глина
1) Изучение
народных промыслов глиняной игрушки: дизайн, техника.
2) Изготовление
игрушек.
3) Гжельская
керамика: майолика; дымковская игрушка.
4) Роспись
готовых изделий.
|
5
5
3
12
|
2
1
1
2
|
3
4
2
10
|
6.
|
Работа с бисером:
1) Вышивание
бисером по ткани с элементами низания.
2) Плетение
бисером.
3) Вязание бисером.
|
17
20
20
|
2
3
3
|
15
17
17
|
7.
|
Работа с папье-маше.
1) Изготовление
из папье-маше предметов домашнего обихода, игрушек.
2) Роспись готовых изделий.
|
4
4
|
1
1
|
3
3
|
6.
|
Творческий проект.
|
14
|
2
|
12
|
7.
|
Экспозиция, экскурсии.
|
5
|
-
|
5
|
|
ИТОГО:
|
171
|
32
|
139
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.