Главная / ИЗО, МХК / программа кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница"

программа кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница"

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Нижне-

Нарыкарская СОШ»

_________ В.А. Воробьев

«___» _________ 2011 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по воспитательной работе

___________А.П. Баранов

«___» __________ 2011 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

д. Нижние Нарыкары









Программа кружка

декоративно- прикладного искусства

«Марья-искусница»

для учащихся 5-8 классов



Уфимцева Татьяна Михайловна,

учитель изобразительного искусства,

I квалификационная категория








д. Нижние Нарыкары

Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

2011 год.



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

«Марья-искусница»

Направление

Художественно-эстетическое

Классификация

По функциональному предназначению - познаваельно-прикладная

По форме организации - групповая

По времени реализации - годичная

По возрастным особенностям - для учащихся 5-8 классов

Составитель программы

Уфимцева Татьяна Михайловна

Рецензент


Учредитель

Управление образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» д. Нижние Нарыкары

Адрес учреждения

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район д. Нижние Нарыкары , ул. Школьная, д. 8

География

Октябрьский район д. Нижние Нарыкары

Целевая группа

Наполняемость: 10 чел.

Возрастная категория: 5-8 класс.

Обоснование для разработки программы

Устав МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»

Программа развития МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»

Программа работы с одаренными детьми

 Цель программы

 

  • формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры; развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

 


Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать креативность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • развитие познавательного мышления на основе приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, стремление изучать, ценить народное художественное и декоративно –прикладное творчество;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.

 Сроки реализации


1год

Режим занятий

 

3 занятия в неделю по 1,5 часа

Ожидаемые результаты

 


В результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся должны получить:

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно-прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и. т. п);

  • об уникальных русских народных промыслах;

  • в области композиции, формообразовании, колорита, декора, дизайна;

  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой и инкрустацией;

  • о технике вышивки, низания и плетения бисером;

  • о народных росписях и их отличительных особенностях;

  • об организации проектной деятельности.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательность в ведении работы (замысел, композиция, дизайн, эскиз, выбор материала и техники исполнения);

  • лепить на основе традиционных приемов народной игрушки, применять разные формы лепки;

  • вышивать бисером по ткани 2 – 3 способами.

  • низать бисером в различной технике исполнения;

  • свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного орнаментов;

  • вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.











Программа кружка

декоративно- прикладного искусства

«Марья-искусница»


Руководитель:

Уфимцева Татьяна Михайловна, учитель изобразительного искусства.

Учреждение:

МОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»



«Научить видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, развить в детях эстетическое восприятие - это одна из самых уникальных возможностей общения «отцов и детей», средство передачи мастерства одного поколения другому.

Удивительно выразительно писал об этом великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, который создал труды по теории и методике воспитания детей «Сердце отдаю детям»: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Нельзя не учесть подобное наставление в разработке учебных программ по декоративно-прикладному искусству в школе. На мой взгляд, этому соответствует разработанная мною программа курса декоративно-прикладного искусства».



Татьяна Михайловна Уфимцева
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы:


Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Развитие индивидуальных способностей к творчеству в условиях коллективной деятельности.

  • Создание предпосылок для самосовершенствования личности учащегося.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ предмета, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа содержит разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, приобщение к которым вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, креативного мышления, творческой индивидуальности.


Цели программы:

  • формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры;

  • развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:


Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать креативность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • развитие познавательного мышления на основе приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, стремление изучать, ценить народное художественное и декоративно –прикладное творчество;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.


Структура программы:

  1. Программа кружка декоративно-прикладного искусства основана на принципах последовательности, наглядности, разнообразности колорита и декора.

  2. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практическим применением с индивидуальным подходом.

  3. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности – фронтальное объяснение в сочетании с групповой и индивидуальной практической работой.


В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с папье-маше.

  2. Роспись по керамике.

  3. Лепка из глины, соленого теста.

  4. Работа с тканью: вышивание крестом, гладью; аппликация.

  5. Работа с бисером: вышивка, низание, вязание, плетение, инкрустация.

  6. Работа с берёстой: аппликация; плетение; резьба.

  7. Творческий проект.

  8. Творческие мероприятия: экспозиции, экскурсии.


Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект.

  2. Связь с современностью.

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

  4. Выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.

Предполагаются различные развивающие упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей и их кругозор. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. С первых же занятий дети приучаются работать в слаженном и четком ритме коллективного труда.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах и на выставках.


Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется из состава учащихся 5 - 8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 5- 10 человек.

Режим работы кружка – 3 занятия в неделю по 1,5 часа.


Характеристика ожидаемых результатов.

В результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся должны получить:

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно-прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и. т. п);

  • об уникальных русских народных промыслах;

  • в области композиции, формообразовании, колорита, декора, дизайна;

  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой и инкрустацией;

  • о технике вышивки, низания и плетения бисером;

  • о народных росписях и их отличительных особенностях;

  • об организации проектной деятельности.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательность в ведении работы (замысел, композиция, дизайн, эскиз, выбор материала и техники исполнения);

  • лепить на основе традиционных приемов народной игрушки, применять разные формы лепки;

  • вышивать бисером по ткани 2 – 3 способами.

  • низать бисером в различной технике исполнения;

  • свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного орнаментов;

  • вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Номер темы


Тема


Общее количество часов

Распределение часов

Теоретические часы

Практические часы


1.



Вводное занятие


2


1


1


2.


Вышивка по ткани.

1) Вышивание гладью. Виды глади. Техника исполнения.

2) Вышивание «крестиком». Способы выполнения «крестиков».



12



6



2



1



10



5



3.


Работа с берёстой.

1) Плетение шкатулок, корзинок, декоративных тарелок из берёсты.

2) Аппликация берёстой. Изготовление панно.

3) Изготовление аксессуаров из берёсты.




12




6



8






4




1



2






8




5



6




4.


Художественная обработка ткани.


1) Аппликация по ткани различными материалами.

2) Вышивка лентами, тесьмой, пайетками.






10


6





2


1





8


5


5.


Лепка. Глина


1) Изучение народных промыслов глиняной игрушки: дизайн, техника.

2) Изготовление игрушек.

3) Гжельская керамика: майолика; дымковская игрушка.

4) Роспись готовых изделий.




5





5


3




12




2





1


1




2




3



4


2




10


6.


Работа с бисером:


1) Вышивание бисером по ткани с элементами низания.

2) Плетение бисером.

3) Вязание бисером.





17



20


20




2



3


3




15



17


17


7.


Работа с папье-маше.


1) Изготовление из папье-маше предметов домашнего обихода, игрушек.

2) Роспись готовых изделий.





4




4




1




1




3




3


6.


Творческий проект.



14


2


12


7.


Экспозиция, экскурсии.



5


-


5



ИТОГО:


171


32


139










программа кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница"
  • ИЗО, МХК
Описание:

    Цель данной программы: формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры;развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства. 

Программа содержит разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, приобщение к которым  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, креативного мышления, творческой индивидуальности. 

          Программа предназначена для учащихся 5-8 классов.

 

Автор Уфимцева Татьяна Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2739
Номер материала 31952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓