Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПрограмма кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница"

программа кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница"

Скачать материал

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Нижне-

Нарыкарская СОШ»

_________ В.А. Воробьев

«___» _________ 2011 г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по воспитательной работе

___________А.П. Баранов

«___» __________ 2011 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

д. Нижние Нарыкары

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка

 декоративно- прикладного искусства

«Марья-искусница»

для учащихся 5-8 классов

            

 

 

Уфимцева Татьяна Михайловна,

учитель изобразительного искусства,

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

д. Нижние Нарыкары

Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

2011 год.

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

«Марья-искусница»

Направление

Художественно-эстетическое

Классификация

По функциональному предназначению -  познаваельно-прикладная

По форме организации - групповая

По времени реализации - годичная

По возрастным особенностям - для учащихся 5-8 классов

Составитель программы

        Уфимцева Татьяна Михайловна

Рецензент

Учредитель

       Управление образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» д. Нижние Нарыкары

Адрес учреждения

      Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район д. Нижние Нарыкары , ул. Школьная, д. 8

География

       Октябрьский район д. Нижние Нарыкары

Целевая группа

      Наполняемость: 10 чел.

      Возрастная категория: 5-8 класс.

Обоснование для разработки программы

      Устав МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»

      Программа развития МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»

      Программа работы с одаренными детьми

 Цель программы

 

*    формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры; развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы

 

 

            Обучающие:

*      закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства;

*      знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;

*      раскрыть истоки народного творчества;

*      совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

*      приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

                       

Развивающие:

*   пробуждать креативность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

*   развитие познавательного мышления на основе приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, стремление изучать, ценить народное художественное  и декоративно –прикладное творчество;

*   формирование творческих способностей, духовной культуры;

*   развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

                        Воспитывающие:

*      осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

*      воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

*      создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.

 Сроки  реализации

 

      1год

Режим занятий

 

       3 занятия в неделю по 1,5 часа

Ожидаемые результаты

 

 

      В результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся  должны получить:

                   знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  • о месте и роли  декоративно-прикладного  искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно-прикладного искусства (лепка,  роспись, резьба и. т. п);
  • об уникальных русских народных промыслах;
  • в области композиции, формообразовании, колорита, декора, дизайна;
  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;
  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных  промыслов;
  • о способах  аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой и инкрустацией;
  • о технике вышивки, низания и плетения бисером;
  • о народных росписях и их отличительных особенностях;
  • об организации проектной деятельности. 

                   умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательность в ведении работы (замысел, композиция, дизайн, эскиз, выбор материала и техники исполнения);
  • лепить на основе традиционных приемов народной игрушки, применять разные формы лепки;
  • вышивать бисером по ткани 2 – 3 способами.
  • низать бисером в различной технике исполнения;
  • свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного орнаментов;
  • вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка

 декоративно- прикладного искусства

«Марья-искусница»

 

Руководитель:

Уфимцева Татьяна Михайловна, учитель изобразительного искусства.

Учреждение:

 МОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ»

 

Надпись:   	«Научить видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, развить в детях эстетическое восприятие - это одна из самых уникальных возможностей общения «отцов и детей», средство передачи мастерства одного поколения другому.
	 Удивительно выразительно писал об этом великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, который создал труды по теории и методике воспитания детей «Сердце отдаю детям»: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
	Нельзя не учесть подобное наставление в разработке учебных программ по декоративно-прикладному искусству в школе. На мой взгляд, этому соответствует разработанная мною программа курса декоративно-прикладного искусства». 

Татьяна Михайловна Уфимцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы:

 

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

*      Возрождения утраченной в период технократии духовности.

*      Формирования  у учащихся целостной картины мира.

*      Развитие индивидуальных способностей к творчеству в условиях коллективной деятельности.

*      Создание предпосылок для самосовершенствования личности учащегося.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ    предмета, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа содержит разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, приобщение к которым  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, креативного мышления, творческой индивидуальности.

 

Цели программы:

*    формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры;

*    развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

 

                        Обучающие:

*      закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства;

*      знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, колорита, дизайна, декоративно–прикладного искусства;

*      раскрыть истоки народного творчества;

*      совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

*      приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

                       

Развивающие:

*   пробуждать креативность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

*   развитие познавательного мышления на основе приобщения к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, стремление изучать, ценить народное художественное  и декоративно –прикладное творчество;

*   формирование творческих способностей, духовной культуры;

*   развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

                        Воспитывающие:

*      осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

*      воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

*      создавать предпосылки для самостоятельного детского творчества.

 

Структура программы:

                          I.            Программа кружка декоративно-прикладного искусства основана на принципах последовательности, наглядности, разнообразности колорита и декора.

                       II.            Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практическим применением с индивидуальным подходом.

                    III.            Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности – фронтальное объяснение в сочетании с групповой и индивидуальной практической работой.

 

В программу включены следующие разделы:

1)      Работа с папье-маше.

2)      Роспись по керамике.

3)      Лепка из глины, соленого теста.

4)      Работа с тканью: вышивание крестом, гладью; аппликация.

5)      Работа с бисером: вышивка, низание, вязание, плетение, инкрустация.

6)      Работа с берёстой: аппликация; плетение; резьба.

7)      Творческий проект.

8)      Творческие мероприятия: экспозиции, экскурсии.

 

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1.      Исторический аспект.

2.      Связь с современностью.

3.      Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

4.      Выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.

Предполагаются различные развивающие упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей и их кругозор. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. С первых же занятий дети приучаются работать в слаженном и четком ритме коллективного труда.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах и на выставках.

 

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется из состава учащихся 5 - 8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 5- 10 человек.

Режим работы кружка – 3 занятия в неделю по 1,5 часа.

 

Характеристика  ожидаемых результатов.

            В результате деятельности кружка в течение года обучения учащиеся  должны получить:

                   знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  • о месте и роли  декоративно-прикладного  искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно-прикладного искусства (лепка,  роспись, резьба и. т. п);
  • об уникальных русских народных промыслах;
  • в области композиции, формообразовании, колорита, декора, дизайна;
  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;
  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных  промыслов;
  • о способах  аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой и инкрустацией;
  • о технике вышивки, низания и плетения бисером;
  • о народных росписях и их отличительных особенностях;
  • об организации проектной деятельности. 

                   умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательность в ведении работы (замысел, композиция, дизайн, эскиз, выбор материала и техники исполнения);
  • лепить на основе традиционных приемов народной игрушки, применять разные формы лепки;
  • вышивать бисером по ткани 2 – 3 способами.
  • низать бисером в различной технике исполнения;
  • свободно рисовать кистью элементы растительного, геометрического и зооморфного орнаментов;
  • вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов.

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

Номер темы

 

Тема

 

Общее количество часов

Распределение часов

Теоретические часы

Практические часы

 

1.

 

 

Вводное занятие

 

2

 

1

 

1

 

2.

 

Вышивка по ткани.

1) Вышивание гладью. Виды глади. Техника исполнения.

2) Вышивание «крестиком».         Способы выполнения «крестиков».

 

 

12

 

 

6

 

 

2

 

 

1

 

 

10

 

 

5

 

 

3.

 

Работа с берёстой.

1) Плетение шкатулок, корзинок, декоративных тарелок из берёсты.

2) Аппликация берёстой. Изготовление панно.

3) Изготовление аксессуаров из берёсты.

 

 

 

12

 

 

 

6

 

 

8

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

8

 

 

 

5

 

 

6

 

 

 

4.

 

Художественная обработка ткани.

 

1) Аппликация по ткани различными материалами.

2) Вышивка лентами, тесьмой, пайетками.

 

 

 

 

 

10

 

6

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

8

 

5

 

5.

 

Лепка. Глина

 

1) Изучение народных промыслов глиняной игрушки: дизайн, техника.

2) Изготовление игрушек.

3) Гжельская керамика: майолика; дымковская игрушка.

4) Роспись готовых изделий.

 

 

 

5

 

 

 

 

5

 

3

 

 

 

12

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

          

          

4

 

2

 

 

 

10

 

6.

 

Работа  с бисером:

 

1) Вышивание бисером по ткани с элементами низания.

2) Плетение бисером.

3) Вязание бисером.

 

 

 

 

17

 

 

20

 

20

 

 

 

2

 

 

3

 

3

 

 

 

15

 

 

17

 

17

 

7.

 

Работа с папье-маше.

 

1) Изготовление из папье-маше предметов домашнего обихода, игрушек.

2) Роспись готовых изделий.

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

3

 

6.

 

Творческий проект.

 

 

14

 

2

 

12

 

7.

 

Экспозиция, экскурсии.

 

 

5

 

-

 

5

 

 

ИТОГО:

 

171

 

32

 

139

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка декоративно-прикладного искусства "Марья - искусница""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Цель данной программы: формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры;развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства. 

Программа содержит разнообразные виды декоративно-прикладного искусства, приобщение к которым  вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, креативного мышления, творческой индивидуальности. 

          Программа предназначена для учащихся 5-8 классов.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Русская народная вышивка
  • 02.10.2020
  • 202
  • 3
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Искусство Гжели
  • 02.10.2020
  • 207
  • 1
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Искусство Гжели
  • 02.10.2020
  • 223
  • 1
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 645
    • DOCX 41.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уфимцева Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Уфимцева Татьяна Михайловна
    Уфимцева Татьяна Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2712
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 932 человека из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 11 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов