Факультативный курс по технологии
Изделия из глины
Пояснительная записка
Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития
эстетической культуры личности является использование народного искусства в
педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому
воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной
ценностью.
Декоративность,
выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – вот характерные
особенности произведений народно декоративно прикладного искусства.
Огромную роль в
воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка.
Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и
целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и
яркость, и внешняя броскость.
Программа кружка «Изделия из глины» программа развития
детей через погружение в процесс лепки
и росписи глиняных изделий.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке
через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и
взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других
людей.
Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной
пластики – очень органично взаимодействуют со всеми направлениями
познавательной и декоративно-прикладной деятельности.
Глина – это благодатный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки,
творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности,
эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится
твёрже, уверенней, движения точнее. Именно поэтому так важны занятия по лепке
для воспитанников с ограниченными возможностями.
Художественно-творческая
деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор
ребенка, реализует познавательные интересы, развивает их личность детей.
Цель программы:
- развитие художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
-
знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством;
- формировать умения
лепить и расписывать различные изделия из глины;
- развитие творческого
мышления, коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности,
обогащение словаря, развитие мелкой моторики.
Формы работы на занятиях
различны: коллективная, групповая или индивидуальная в зависимости от задач,
материалов и индивидуальных особенностях детей.
Содержание
занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным
путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок
и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник
получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для
осуществления собственного замысла.
При
составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и
постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования,
труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для
зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает
теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных
программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от
умения и навыков младших школьников. В программе «Глиняные превращения»
выделены 2 раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 34 часов.
Примерный тематический план
|
Раздел
|
Название темы
|
Количество часов
|
всего
|
теории
|
практики
|
Работа с глиной
|
Вводное занятие:
Декоративно-прикладное искусство»
|
1
|
1
|
|
Подготовка глины к работе. Знакомство со
свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины
|
2
|
1
|
1
|
Лепка «Декоративных
изделий»
|
5
|
1
|
4
|
Лепка «Дымковских игрушек»
|
4
|
1
|
3
|
Лепка «Филимоновские
лошадки»
|
3
|
|
3
|
Роспись глиняных изделий
|
Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»
|
1
|
1
|
|
Роспись посуды
|
5
|
|
5
|
Ознакомление с основными узорами дымковских игрушек.
|
1
|
1
|
|
Роспись игрушек.
|
6
|
|
6
|
Ознакомление с основными узорами филимоновских
игрушек
|
1
|
1
|
|
Роспись игрушек.
|
5
|
|
5
|
Итого:
|
34
|
7
|
27
|
Вводное
занятие: Декоративно-прикладное искусство»
Сообщение детям исторической справки
о возникновении глиняной игрушки.
Подготовка глины к работе. Знакомство со свойствами
глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины.
Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление
особенностей материала.
Приемы лепки: скатывание, раскатывание,
сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание.
Положение рук. Работа пальцев.
Лепка «Декоративных изделий».
Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий.
Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением лепки. Консультирование во время
работы.
Лепка «Дымковских игрушек»
Рассматривание различных фигурок
дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и
второстепенных деталей. Подробное объяснение выполнения фигуры, с показом
последовательности.
Лепка «Филимоновские лошадки»
Рассматривание и анализ образец.
Деление глины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки
каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.
Занятие Ознакомление с гжельским промыслом»
Познакомить детей
с историей гжельского промысла.
Роспись посуды.
Формировать умения детей украшать глиняные изделия гжельскими узорами.
Ознакомление с основными узорами дымковских
игрушек.
Рассмотреть с
детьми декоративные элементы дымковской росписи: точки, круги, прямые и
волнистые линии.
Роспись игрушек.
Учить расписывать объемные игрушки дымковскими узорами.
Ознакомление с основными узорами филимоновских игрушек.
Познакомить детей с декоративными элементами (точки, круги, ёлочки,
солнышко). И цветовой гаммой (желтый, зелёный, синий, красный и малиновый)
филимоновской росписи.
Роспись игрушек.
Учить расписывать объемные игрушки филимоновской
росписиью.
Материалы и оборудования для организации занятии:.
глина,
гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак
Инструкция по технике безопасности при работе с
глиной:
1.
перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки
2.
нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом
сидящего человека
3.
при работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках
4.
на рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки.
5.
при завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных
стеллажах
6.
после обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и
убирается в специальную ёмкость
7.
по окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
Ожидаемые результаты.
Должны
знать:
1.
технику безопасности
2.
технологию лепки разными способами
3.
особенности последовательной работы
4.
росписи ДПИ
Должны
уметь:
1.
пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой
2.
применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте
3.
самостоятельно выполнять изделия средней сложности
4.
правильно применять расцветку в покраске изделий
Литература
И.Я.
Богуславской «Дымковская игрушка»
Гольдштейн
А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979
Горичева
В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
Давыдов
В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального
обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992
Дулькина
Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
Кузин
В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996
Н.М.
Конышевой «Лепка в начальных классах»
Сокольникова
Н.М. «Изоб. искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002
Таран
ауданы әкімдігі білім беру бөлімі» ММ
ГУ «Отдела
образования Тарановского района»
Согласовано Утверждено
ИО руководителя ГУ «Отдел
образования на педагогическом совете
акимата Тарановского района» №
1 от 2 августа
______________________________ Директор_____________________
Бисембаев Т Ж
Ткаченко Г И
Келісілген
Бекітілген
«Таран ауданы
әкімдігі 2 тамыздағы
№ 1
білім беру бөлімі»
ММ педагогикалық кеңесте
__________________
Мектеп
директоры__________
БисембаевТ.Ж.
Ткаченко Г.И.
Технология
бойынша факультатив
курсы
5-сынып
Тақырыбы
«Саз ойыншығы»
Факультативный курс по
технологии
(5
класс)
Тема
«Глиняная игрушка»
Авторы:
технология пәнінің мұғалімі
Василенко
Владимир Владимирович
Автор:
Василенко
Владимир Владимирович
учитель технологии
«Таран
ауданы әкімдігі Білім беру бөлімінің
Май
орта мектебi» КММ
КГУ
«Майская средняя школа Отдела образования
акимата
Тарановского района»
2014
жыл
2014
год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.