Главная / Технология / Программа кружка Художественного вязания крючком и спицами «ВЕСЕЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»

Программа кружка Художественного вязания крючком и спицами «ВЕСЕЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»











КРУЖОК

Художественного вязания

крючком и спицами

«ВЕСЕЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»


1 год – «Основы вязания крючком и спицами»

2 год – «Вязаные игрушки и аксессуары»


Программа.

Учитель Кузнецова С.В.










ГОУ ЦО № 825


Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Бла­городные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание ста­новится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Уче­ников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты бу­дущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком и на спицах актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть соб­ственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризу­ется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных мо­делей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами.


Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ре­меслу. Имущество и деньги так ненадежны в этом мире. Золото и серебро – лишь опас­ность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же не­иссякаемо как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесло».

Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является под­линно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный про­стор для фантазии, для творчества.
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и об­раз окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.

В кружке воспитанники начинают вязать спицами и крючком для себя, для своих младших сестренок и братишек, для родственников и друзей. Вяжут игрушки, сал­фетки, одежду для себя и кукол. Учитывается индивидуальный запрос, желание ребенка, которое возникает здесь и сейчас. Занимаясь вязанием, ребенок имеет воз­можность применять знания, полученные в школе, а также приобретает навыки: развивает образное и пространственное мышление, моторику пальцев рук, творче­скую фантазию, т.е. ребенок имеет возможность проявлять себя.
Выставки детских работ демонстрируют достигнутые успехи, являются стимулом к даль­нейшей работе, а также отчетом перед родителями занимающихся. Демонстрируются все связанные работы.


Задачами кружка являются: развитие эстетического вкуса и творческих способно­стей, воспитание детей в культурно-духовных традициях русского народа; обучение основам декоративного вязания, вязания крючком и спицами и другим видам декоративного творчества; ознакомление с народными промыслами, традициями женского рукоде­лия, развитие навыков прикладного искусства; организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полу­ченные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах. 

 Задачи кружка:

1.     Образовательные:

-      познакомить с историей и развитием художественного вязания, с народными промыслами, традициями женского рукоделия;

-      обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инстру­ментами;

-      познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

-      научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

-      обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

-       научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2.     Воспитательные:

-      привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творче­ства, эстетическое отношение к действительности;

- обучение основам декоративного вязания и другим видам де­коративного творчества;

-      воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение до­вести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, эко­номичное отношение к используемым материалам;

-      привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

-       развить образное мышление;

-       развить внимание;

-       развить моторные навыки;

- разви­ть творческие способности;

-       развить навыки прикладного творчества;

-       развить фантазию;  

- выработать эстетический и художественный вкус;

-      организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.


Программа «Художественное вязание крючком и спицами» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Про­грамма разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных уч­реждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.


В программе используются межпредметные связи с другими образовательными облас­тями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, по­лученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотно­сти вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, мате­матики.


В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточ­ного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся.

В рамках отведённых часов занятий по основным темам предполагается 2 уровня сложности.

Программа рассчитана на 2 года обучения – 68 часов занятий. В группу 1-го года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков вязания крючком и спицами. В группу 2-го года обучения ходят дети, умеющие вязать. Программа разработана для учащихся 9-13 лет, количество детей в группе 5 – 10 человек. Режим работы кружка – 1 раз в неделю по 1 часу.

 

В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традицион­ном понимании, существуют уровни обученности: I уровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения про­граммы предполагается выход учащихся на IIIIV уровни обученности; участие в вы­ставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяс­нительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуа­ционный.


В конце обучения учащиеся должны:

 

 

ЗНАТЬ

 

 

УМЕТЬ

Правила поведения, ТБ.

 

 

  Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.

 

Инструменты и материалы.

 

 

 

  Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

 

 

 

 

 

 

 

  Основные способы вывязы­вания петель.

 

 

 

 

  Условные обозначения, по­нятие «раппорт».

 

 

 

  Основы цветоведения.

 

  Способы вязания по кругу.

 

 

Основные мерки, правила измерения.

 

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

 

  Виды ручных трикотажных швов, их применение.

 

Последовательность изго­товления изделий.

 

 

Последовательность выпол­нения ВТО и заключитель­ную отделку готовых изде­лий.

Правила ухода за трикотаж­ными изделиями.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками и спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

 

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

 

 

Правильно пользоваться вязальными крючками, швей­ными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

 

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воз­душная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

 

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над пе­ремычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под пе­ремычку, под продолжение перемычки сзади, подхваты­вая одну из нитей перемычки.

 

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журна­лов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-тех­нологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

 

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

 

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изде­лия.

 

Снимать и записывать мерки.

 

 

Правильно определять плотность по горизонтали и верти­кали; рассчитывать количество петель и рядов для вяза­ния деталей изделий.

 

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

 

Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.

 

Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изде­лий.

 

 

 

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их со­гласно правилам.

 



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

кружка «ВЕСЕЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»

4 часа в неделю


ТЕМА

занятия

Содержание занятий

I

Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и материалами для ручного вязания. Правила техники безопасности.

II

История вязания.

2

Знакомство учащихся с историей вязания, инстру­ментами и пряжей.

III

Основные приемы вязания

3

Характеристика начального ряда, приемы набора петель и провязывания первого ряда.



4

Характеристика лицевых и изнаночных петель. Вывязывание начального ряда, образцов лицевых и изнаночных петель.



5

Чулочная вязка.



6

Платочная вязка. Условные обозначения.



7

Резинка



8

Накиды. Две петли вместе.



9

Убавление петель. Прибавление петель.



10

Край изделия. Закрепление вязаного полотна.



11

Расчет петель.



12

Орнамент.



13

Узорное вязание. Простые узоры спицами.



14

Узоры, вязаные на спицах.



15

Узоры, вязаные на спицах.

IV

Вывязывание шарфа.

16

Подбор узора вязания для шарфа. Расчет петель на шарфик.



17

Вывязывание шарфика.



18

Вывязывание шарфика.



19

Отделка изделия.



20

Изготовление кистей.

V

Носки.

21

Приемы вязания на пяти спицах. Технология вывязывания резинок, их разновидность.



22

Расчет петель по снятым меркам.



23

Правила вывязывания пятки, правила спуска.



24

Спуск петель на мыске, закрепление петель.



25

Вывязывание второго носка.



26

Вывязывание второго носка.

VI

Варежки.

27

Правила снятия мерок для вывязывания варежек. Правила вывязывания большого пальца.



28

Вывязывание варежек. Вывязывание резинки, большого пальца.



29

Вывязывание мыска варежки. Закрытие и закрепление петель.



30

Вывязывание второй варежки.



31

Вывязывание второй варежки.

VII

Шапочка.

32

Правила снятия мерок для вывязывания шапочки. Расчет петель. Подбор рисунка или узора вязки. Вязание образца.



33

Вывязывание шапочки.



34

Правила снятия петель, как лучше закончить изделие.



35

Отделка готового изделия.

VIII

Основы вязания крючком.

36

Основы вязания крючком. Воздушная петля. Набор цепочки воздушных петель. Вязание столбика без накида.



37

Основные петли крючком. Условные обозначения.



38

Простые узоры, вязаные крючком.



39

Узоры крючком.

IX

Прихватка.

40

Выбор прихватки. Разбор схемы вязания. Вязание изделия.



41

Вязание изделия.



42

Отделка готового изделия

X

Косметичка или футляр для телефона, очечник, связанные крючком.

44

Выбор изделия, узора для вязания, изготовление изделия.



45

Вязание изделия.

XI

Варежки, связанные крючком.

46

Снятие мерок. Подбор ниток, орнамента. Вывязывание большого пальца.



47

Вывязывание варежек.



48

Обвязывание края варежек.



49

Вывязывание второй варежки.



50

Вывязывание второй варежки.

XII

Салфетка.

51

Выбор салфетки для вязания. Разбор узора для вязания. Подбор ниток. Начало вязания салфетки.



52

Вязание салфетки.



53

Вязание салфетки.



54

Накрахмаливание и сушка готового изделия.

XIII

Летняя кофточка, связанная на спицах.

55

Снятие мерок. Расчет петель для кофточки реглан. Подбор узора для вязания. Начало вязания.



56

Вязание кофточки.



57

Вязание кофточки.



58

Вязание кофточки.



59

Вязание кофточки.



60

Сборка изделия.



61

Отделка готового изделия.

XIV

Вязание прихватки-панно.

62

Выбор и изготовление прихватки.



63

Вязание прихватки

XV

Вязание игрушки - цыпленка

64

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

XVI

Вязание цветочка.

65

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



66

Изготовление игрушки.

XVII

Вязание солнышка.

67

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



68

Вязание игрушки.



69

Вязание игрушки.

XVIII

Вязание гусеницы.

70

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



71

Вязание игрушки.



72

Вязание игрушки.



73

Отделка и сборка игрушки.

XIX

Изготовление карандашницы.

74

Порядок работы, необходимые материалы. Изготовление изделия.



75

Изготовление изделия.



76

Изготовление и сборка изделия.

XX

Черепашка «амигуруми»

77

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



78

Вязание игрушки.

XXI

Подставка под горячее «Звезда» или «Лужайка»

79

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.



80

Вязание изделия.

XXII

Новогодняя игрушка.

81

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



82

Изготовление игрушки.



83

Изготовление игрушки.

XXIII

Тапочки-зайчики

84

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление изделия.



85

Изготовление изделия.



86

Изготовление изделия.



87

Сборка и отделка тапочек.

XXIV

Подушка – игрушка.

88

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление. Вязание панциря.



89

Вязание туловища.



90

Вязание головы, лап.



91

Сборка изделия.



92

Отделка подушки

XXV

Валентинки.

93

Вязание валентинок.

XXVI

Вязаные яйца для Пасхи.

94

Выбор рисунка, изготовление изделия.

XXVII

Помпоны и кисточки.

95

Изготовление мартиничек.

XXVIII

Игрушка.

96

Выбор игрушки. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



97

Изготовление игрушки.



98

Изготовление игрушки.



99

Сборка игрушки.



100

Отделка игрушки

XXIX

Игрушка.

101

Выбор игрушки. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.



102

Изготовление игрушки.



103

Изготовление игрушки.



104

Сборка игрушки.



105

Отделка игрушки

XXX

Сумка летняя.

106

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.



107

Вязание сумки.



108

Вязание сумки.



109

Сборка изделия.



110

Отделка изделия.

XXXI

Пояс

111

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.



112

Изготовление изделия.



113

Изготовление изделия.

XXXII

Грелка на заварной чайник

114

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.



115

Изготовление изделия.

XXXIII

Шаль или палантин

116

Выбор изделия. Выбор узора вязания. Спицы или крючок.



117

Вязание изделия.



118

Вязание изделия.



119

Вязание изделия.



120

Вязание изделия.



121

Вязание изделия.



122

Отделка изделия.



123

Изготовление кистей или помпонов

XXXIV

Летняя кофточка-топ, связанная крючком

124

Выбор изделия. Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление.



125

Вязание изделия.



126

Вязание изделия.



127

Вязание изделия.



128

Сборка изделия.



129

Отделка изделия.

XXXV

Изделие по желанию

130

Выбор изделия, подбор ниток, схемы вязания, изготовление изделия.



131

Вязание изделия.



132

Вязание изделия.



133

Сборка и отделка изделия.

XXXVI

Выставка работ учащихся.

134

Подготовка и организация выставки.



135

Подготовка и организация выставки.


Выставка работ учащихся.

136

Проведение выставки.


ВВЕДЕНИЕ

Ручное вязание на спицах и крючком— один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом: И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей, используемых в различные сезоны года. На занятиях кружка дети знакомятся с историей художественного вязания, применяемыми в нем орнаментами, свойствами ниток и трикотажного полотна, овладевают основными приемами вязания, особенностями ухода за готовыми изделиями и их хранения.

При правильной организации занятий ручное вязание способствует развитию художест­венного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи, вооружает навыками общест­венно полезного труда. В кружке школьники изготовляют различные изделия как для себя, так и для нужд кружка — образцы узоров, детали изделий, которые используются в качестве наглядных пособий. Большое внимание следует уделять и изготовлению декоративных изделий, украшающих быт, и сувениров. В них с наибольшей полнотой проявляется индивидуальный вкус хозяйки, теплота ее рук. Изделия, выполненные школьниками, служат отчетным материалом работы кружка. Ими оформляют выставки, представляют на конкурсы.


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Организация и планирование

Обучение в кружке художественного вязания на спицах в соответ­ствии с программой планируется на два учебных года: 1 год – «Основы вязания крючком и спицами»; 2 год – «Вязаные игрушки и аксессуары».

Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа. Изделия, выполняемые на втором году обучения, крупные и трудоемкие, поэтому достаточно один раз в неделю проводить занятия с кружковцами.

В кружки художественного вязания рекомендуется привлекать учащихся с V по IX классы. Дети более младшего возраста с программой второго года обучения справляются с трудом, так как для них сложны работы по построению чертежей, у них не хватает усидчивости при вы­полнении более крупных изделий. Учащиеся десятых классов, как правило, второй год обучения не заканчивают.

Набор в кружки в школах проводят в начале учебного года (конец августа, начало сентября). Предварительно вывешивают объяв­ление о приеме в кружок, в котором указывают возраст ребят, а также место и время проведения занятий. В местах, где ведется запись, желательно оформить небольшой стенд с изделиями по профилю ра­боты кружка. Руководитель кружка записывает фамилию, имя желаю­щего заниматься, а также класс, домашний адрес и те­лефон. Записавшемуся в кружок рекомендуется выдать памятку, в которой указывается название кружка, режим его работы, место проведения занятий, а также фамилия, имя и отчество руководителя.

Группы кружка рекомендуется комплектовать с учетом возраста ребят. В каждой должно быть не более 5—10 человек. В группах выбирают старосту, который будет помогать руководителю кружка следить за посещаемостью учащихся, выполнять его поручения, назначать дежурных.

Подведение итогов учебного года проводится в форме отчетной выставки работ кружковцев. Представленные на выставку работы должны иметь подписи с фамилиями кружковцев и руководителя, указанием номера школы и возраста ребят. Выставочные работы обсуждаются жюри и получают оценку.

На заключительном занятии руководитель кружка подводит итоги полученных знаний и умений, отмечает лучшие работы, а также дает советы детям, как в дальнейшем совершенствовать свое мастерство.


О проведении занятий

Учащиеся будут активно работать в кружке, творчески, аккуратно выполнять задания, хорошо посещать занятия только в том случае, если дело, которым они занимаются, их увлекает, вызывает живой интерес. Поэтому руководителю с первых же дней необходимо наладить контакт с кружковцами, заинтересовать их. Учащиеся должны воспринимать занятия в кружке не как дополнительную нагрузку, а как творческий отдых.

Изучение теоретических вопросов по каждой теме должно пред­шествовать выполнению практических работ. Поскольку детей больше интересует практическая работа, теоретические вопросы рекомендуется освещать в краткой, доступной форме, учитывая возраст ребят. Не следует загружать кружковцев записями и выполнением сложных чертежей.

Можно рекомендовать следующее построение занятий:

  1. Организационный момент — 3 мин.

  2. Проверка выполнения работ — 5 мин.

  1. Изучение нового материала: теоретические сведения - 12 мин.

  2. Практические работы — 20 мин.

  1. Уборка помещения — 5 мин.

Изучение теоретических вопросов проводится фронтально. Руко­водитель излагает новый материал, сопровождая рассказ демонстра­цией образцов изделий, чертежей и др.

В процессе выполнения практической работы проводится инди­видуальный инструктаж.

Руководитель кружка должен контролировать выполнение работы учащимися. Типичные ошибки, обнаруженные в процессе проверки заданий, разбираются со всей группой. Это способствует закреплению знаний и умений учащихся.

Работу рекомендуется строить так, чтобы на каждом очередном занятии кружковцы получали новые знания в проработках изделия или деталей, в выполнении новых образцов узоров. Это будет под­держивать интерес к работе. Однако надо учитывать, что проработка большого количества новых образцов утомляет детей. В течение учебного года желательно выполнить 40—50 образцов узоров, постепенно усложняя технику вязания. По каждому виду петель желательно давать два-три узора.

На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которой делают краткую запись приемов проработки изделий, деталей и образцов узоров. Связанные образцы узоров закрепляют в альбоме и нумеруют.

Надо учитывать индивидуальные способности кружковцев. К тем, кто быстрее и лучше выполняет задания, можно предъявлять повы­шенные требования. Если у ученика не ладится работа, то нельзя постоянно подчеркивать это, иначе можно отбить желание к работе.

Такому ученику надо помочь, при удобном случае похвалить его, что поднимает настроение, трудоспособность, вселяет уверенность.

Если ученик способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, то руководитель кружка должен помочь ему в проработке этого изделия.

Надо постоянно развивать творческие способности детей. Важно, чтобы они сами продумывали узор, фасон, а руководитель направлял их советами.

Большое внимание следует уделять воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, аккуратно посещать занятия, помогать отстающим товарищам, выполнять общественные нагрузки — участвовать в оформлении выставок, изготовлении наглядных пособий и т. д. Из числа наиболее активных кружковцев, проявляющих особый интерес к занятиям, готовят пионеров-инструкторов. По желанию , они могут быть направлены в пионерский лагерь для ведения кружковой работы в процессе отдыха. С этими кружковцами руководитель дополнительно проводит занятия. Пионеры-инструкторы должны хорошо усвоить программу летней работы кружка, овладеть методикой передачи своего опыта.

Руководителю рекомендуется наладить связь с родителями, приглашать их на отчетные выставки детей.


Требования безопасного труда.

С первых же дней занятий руко­водитель кружка должен ознакомить кружковцев с правилами безопас­ного выполнения работ. Со спицами и крючком надо обращаться осторожно, не подносить их близко к лицу, хранить в коробочках или пеналах.

Спицы и крючок не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить палец. Острые концы спиц и крючков можно затупить с помощью абразивного бруска или напильника.

В работе приходится пользоваться утюгом. Для проведения влажно-тепловой обработки изделий необходимо отвести определенное место. Утюг надо ставить на специальную подставку, следить за исправностью его шнура, за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. По окончании работы не забывать выключать утюг. Хранить его надо в вертикальном положении.

Ниже приводятся краткие рекомендации по содержанию занятий и их проведению. Разбивка материала по занятиям дана примерная. В зависимости от степени подготовки детей и от того, как они усваивают материал, изучению тех или иных вопросов может быть отведено большее количество времени.

Кружок первого года обучения

Вводное занятие

Руководитель знакомится с группой, рассказывает о режиме работы кружка, правилах поведения. Учащиеся не должны без уважительных причин пропускать занятия, так как это ведет к отставанию от группы и нарушает последовательность изучения материала. Следует разъяснить кружковцам, что с инструмен­тами, материалами и наглядными пособиями надо обращаться очень бережно. Важно также подчеркнуть, что выполнять работу надо очень аккуратно, чтобы готовое изделие получилось чистым, красивым. Для этого незавершенное изделие должно храниться между занятиями в специальном мешочке. Руки перед работой надо вымыть; если они потеют, их надо мыть и в процессе работы. На колени во время работы рекомендуется положить кусочек ткани, для того чтобы не пачкать изделие (особенно светлое) и предохранить одежду от шерстяных ворсинок.

Руководитель рассказывает о программе первого и второго годов обучения, показывает вязаные изделия, альбомы с образцами узоров, детали и чертежи. Знакомство с наглядными пособиями, как правило, вызывает у детей большой интерес и желание овладеть искусством вязания. Педагог дает детям высказаться и отвечает на интересующие их вопросы.

Руководитель рассказывает о правилах соблюдения техники безопасности при работе на занятиях кружка и дома с крючком, спицами, иголками, ножницами и т.д.

Занятие 1

Цель. Кратко ознакомить учащихся с историей вязания, инстру­ментами и пряжей.

Содержание.

История вязания.

Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероят­но, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад. В XII веке вязать научились испанцы и итальянцы, век спустя — французы, шотландцы и англичане. Работали в основном спицами: деревянными, костяными^ металлическими. Вязали чулки, носки, перчатки. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев — вязаный берет. Во Франции начиная с XIII века стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в XIVXV веках научи­лись вязать колпаки (капюшоны), носки и даже верхнюю одежду.

Постепенно вязание стало известно всей Европе. Начали открываться цехи по изготовлению шелковых чулок. Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно мужчины.

В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станок с крючко­выми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравне­нию с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент — игла с крючком на конце — сохранились в современных вязальных машинах.

В конце XVIII века во Франции была изобретена круглая трикотаж­ная машина, на которой получается полотно в виде трубки. Из него затем выкраивали детали изделий и сшивали.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижнегородской губернии с конца XIX — начала XX века стало распространяться вязание сапожек, украшенных цветоч­ными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбина­ций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII веке. Здесь изготовляют платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные — из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узора, легкостью и высочайшим мастер­ством исполнения. Такой платок размером 2X2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение. Небольшие артели вязальщиков объединились теперь в крупный комбинат.

В настоящее время трикотажное производство в нашей стране развивается быстрыми темпами. Оно оснащается мощными, высоко­производительными машинами, позволяющими постоянно увеличивать количество и повышать качество трикотажных изделий. Они любимы всеми, так как не стесняют движений, хорошо растягиваются и вновь приобретают первоначальную форму, не мнутся, обладают способностью сохранять тепло, мягкостью и гигроскопичностью. Производственное изготовление трикотажа имеет неограниченные возможности. Несмотря на это, многие увлекаются ручным вязанием, позволяющим иметь абсолютно индивидуальные вещи. К тому же вязание — прекрасный отдых за работой.

Знакомство с инструментами, пряжей, требованиями безопасного труда. Руководитель показывает различные виды ниток, объясняет, в каких случаях используют ту или иную пряжу, сколько ниток нужно для того или иного изделия (об этом руководитель будет говорить почти на всех занятиях, когда речь пойдет о конкретных изделиях). Он демонстрирует различные виды спиц, рассказывает об их применении и правилах безопасной работы со спицами.

Учащиеся записывают, что нужно для работы.

Занятия 23

Цель. Ознакомить учащихся с техникой вязания: набором петель начального ряда, вывязыванием лицевой, изнаночной петель, а также с закреплением последнего ряда петель.

Содержание. Руководитель объясняет назначение начального ряда петель, знакомит с техникой его выполнения. Затем показывает приемы вывязывания лицевой петли. Ее можно выполнять двумя способами (лицевой и лицевой скрещенной). Следует остановиться на выполнении лицевой петли первым способом. Педагог показывает, как вывязывают краевые петли. Затем дети усваивают технику вязания изнаночной петли, которую также можно выполнять двумя способами (изнаночной и изнаночной скрещенной). Следует остановиться на первом способе. Руководитель рассказывает о технике закрепления последнего ряда петель, показывает, как это делается.

Кружковцы выполняют практическую работу. Руководитель инструк­тирует каждого ученика.

Следует сразу же обращать внимание школьников на плотность вязания полотна. Петли должны скользить по спице свободно, но вторая спица не должна проходить в эти петли. На конкретных примерах учитель объясняет значение номера спиц и правильность выполнения петли. Если дети вяжут слишком туго или слабо, надо помочь им исправить эту ошибку.

С первых же занятий необходимо обращать внимание на осанку, правильное положение корпуса ученика, положение его рук (сгиб в локтях) и положение пальцев, а также на правильность их движения.

Практическая работа. Выполнение набора петель начального ряда, вывязывание лицевой и изнаночной петель, закрепление последнего ряда петель.

Занятия 4—5

Цель. Ознакомить детей со свойствами трикотажного полотна и особенностями основных переплетений; научить их выполнению.

Содержание. Руководитель рассказывает о свойствах трикотаж­ного полотна и особенностях основных переплетений: чулочного, платочного вязания и двухлицевого (резинки).

Гладкое однолицевое вязание, или чулочное, имеет ярко выраженную лицевую и изнаночную стороны. С лицевой стороны видны отрезки петель в виде палочек, с изнаночной в виде дуг (см. рис. 33). Гладкое однолицевое вязание распускается с любой стороны (сверху вниз и снизу вверх). Недостаток этого вида вязания заключается в том, что оно закручивается с краев, поэтому края изделия, их отделку нельзя выполнять чулочным вязанием. Гладкое однолицевое вязание растягивается по ширине и длине.

Двухизнаночное! вязание, или платочное, получается в результате чередования ряда лицевых и изнаночных петель. Обе стороны этого вязания похожи на изнаночную сторону однолицевого вязания (см. рис. 34). Двухизнаночное вязание распускается с обеих сторон, растягивается в ширину и длину. Оно не закручивается с краев, поэтому его используют для вязания платков (откуда и название — платочное), а также для отделки краев изделий.

Двухлицевое вязание, или ластик (резинка), образуется путем чередования лицевых петельных столбиков с изнаночными (см. рис. 35). Двухлицевыми оно называется потому, что обе его стороны в свободном состоянии сходны с лицевой стороной гладкого однолицевого вязания.

Двухлицевое вязание распускается в обратном направлении, т. ё. сверху вниз. С краев оно не закручивается и обладает большой эластичностью (откуда и произошло слово «ластик»), упругостью и растяжимостью по ширине. В связи с этими свойствами это переплетение используют при вязании таких частей в изделии, которые должны плотно прилегать к телу и в то же время при необходимости хорошо растягиваться.

Руководитель знакомит кружковцев с понятием «раппорт» узора и краткой записью его. Дает запись основных узоров (чулочного, платочного, резинки).

Практическая работа. Вывязывание образцов.

Занятия 610

Цель. Ознакомить детей с сочетанием лицевых и изнаночных петель; научить вязанию рельефных узоров.

Содержание. Педагог показывает образцы узоров с сочетанием лицевых и изнаночных петель, а также рельефные и плоские узоры в изделиях, дает запись рельефных узоров: с 1-го по 9-й (они приведены далее в книге).

Практическая работа. Вывязывание рельефных узоров с 1-го по 9-й.

Занятия 1113

Ц е л ь. Рассказать детям о цвете, его значении в одежде, показать приемы вязания плоских узоров.

Содержание. Ознакомление детей с сочетанием цвета в одежде, помощь в выборе пряжи для изделия; запись раппортов узоров с 10-го по 13-й образец.

Практическая работ а. Вывязывание плоских узоров.

Занятия 1432

Цель. Научить детей вязать шарф и показать вывязывание орнаментов.

Содержание. Определение размера шарфа, подбор узора с учетом < данной пряжи, расчет петель для данного изделия, вывязывание шарфа, отделка его.

Значение орнаментов, применение их в изделиях, техника вязания орнамента и вышивка его.

Практическая работа. Вывязывание изделия и образцов орнаментов, их вышивка.

Занятия по следующим темам (вязание шапочки, носков и других изделий) строятся аналогично.

15


Программа кружка Художественного вязания крючком и спицами «ВЕСЕЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»
  • Технология
Описание:

Данная программа рассчитана на два года занятий. Задачами кружка являются: развитие эстетического вкуса и творческих способно­стей, воспитание детей в культурно-духовных традициях русского народа; обучение основам декоративного вязания, вязания крючком и спицами и другим видам декоративного творчества; ознакомление с народными промыслами, традициями женского рукоде­лия, развитие навыков прикладного искусства; организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полу­ченные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах. 

Автор Кузнецова Светлана Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3999
Номер материала 53632
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓