Научно
образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи»
Московского
государственного гуманитарного университета
имени
М.А.Шолохова
Самостоятельная
работа
Тема: «Программа коррекционной работы с
учащимися»
Выполнил : Слушатель курса
«Комплексная программа реабилитации
школьника с ограниченными возможностями здоровья»
Зверева Татьяна Сергеевна
Учитель математики МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 9» г.Воскресенска Московской области
Москва
2012
Работа педагога
включает в себя не только непосредственное преподавание предмета учащимся, но и
воспитательную работу. В связи с этим мной используется в педагогической
деятельности программа коррекционной работы с учениками.
Содержание и формы
коррекционной работы:
• наблюдение за
учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
• поддержание
постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником,
администрацией школы, родителями;
• составление
психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов
наблюдения, беседы, где отражаются особенности его личности, поведения,
межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности
интеллектуального развития и результаты учёбы, основные виды трудностей при
обучении ребёнка;
• контроль успеваемости
и поведения учащихся в классе;
• формирование такого
микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся чувствовал
себя комфортно;
• ведение документации
(дневник классного руководителя, карты наблюдения за учениками);
• организация
внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества
коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
— обучение детей (в
процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных
признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
— использование более
медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
— использование
упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием
успешного обучения детей, нуждающихся в коррекции, является организация
групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую
работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Цель
коррекционно-развивающих занятий — коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного
материала и проведением воспитательной работы.
Задачи, решаемые при
коррекционно-развивающей работе:
• формирование
положительной мотивации к обучению;
• повышение уровня
общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
• воспитание умения
общаться, развитие коммуникативных навыков.
Коррекционные работа
проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных
пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные
занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Однако
указанное в таблице №2 количество недельных часов (2 часа-первый час
коррекционные занятия по предмету и второй час - классный час для проведения
воспитательных мероприятий), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в
нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя.
На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут,
поскольку занятия ведутся индивидуально или в небольших группах (поскольку
классы КРО включают в себя до 12 человек, подобная коррекционная работа
допустима).
Индивидуальные и
групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время (на
классных часах, коррекционных занятиях или внеурочных мероприятиях).
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить
таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных
занятий осуществляется в диагностической тетради учителя. На одной стороне
заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и
присутствующие обучающиеся, на другой - содержание (тема) занятия с каждым
учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по
списку).
Таблица
№1
Список
учащихся
|
Что пройдено
|
Что задано на дом
|
Иванова Н.
|
1. Развитие тонкой моторики ведущей руки.
2. Развитие произвольного внимания
|
Списать
из учебника русского языка фрагмент текста не менее 150 слов
|
Петров
А.
|
1.
Развитие логики при решении головоломок
2.Работа с информацией, представленной в разных формах
|
Решить
головоломку со спичками
|
Сидоров В.
|
1. Развитие внимания при решении логических задач
2. Развитие абстрактного мышления при просмотре картины
|
Решить
2 логические задачи с обоснованием
|
Комаров А.
|
1.Упражнения в подборе рифмуемых слов.
2. Развитие произвольного внимания
|
Составить
10 рифм
|
При организации
коррекционных работы следует исходить из возможностей ребенка: задание должно
лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах
коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание
успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания
следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Построение
коррекционно-развивающих занятий на примере отдельных тем математики по неделям
обучения приведено в Таблице №2.
Таблица
№2
Сроки проведения
занятий
(1 час в неделю)
|
Содержание учебных программ
(5
класс)
|
Планируемые результаты коррекционной работы
|
Предметные
|
Личностные
|
1 неделя
2 неделя
3 неделя
и т.д. по учебной программе
|
Основные представления о дробях, действия с обыкновенными
дробями
Представление о неправильной дроби и смешанных числах
Операции над неправиль-ными дробями и смешанными числами,
теоретическая основа знаний по данным темам
|
Иметь представление о дробях, уметь оперировать с дробями
Уметь определять неправильную дробь, уметь переводить
неправильную дробь в смешанное число
Уметь оперировать с неправильными дробями и смешанными числами
|
Принимать и сохранить учебную задачу; формулировать собственное
мнение
|
Выражать собственное мнение, отстаивать личную позицию
|
|
|
Правильно выражать свои мысли, четко составлять предложения при
построении речи
|
Результатом
коррекционной работы является достижение ребенком планируемых результатов
освоения Образовательной программы. Данную программу я использовала в своей
работе, что привело к качественному усвоению материала и улучшению результатов
обучения за учебный год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.