Главная / Начальные классы / Программа коррекционно - развивающих занятий

Программа коррекционно - развивающих занятий

Областной конкурс инновационных программ


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА_ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ №3

ГОРОДА КОСТРОМЫ



Утверждаю

Директор МОШИС(п)ОО №3

Смирнова А. А. ___________

«____» __________________







Программа

коррекционно-развивающих занятий

в 1-4 классах







Подготовила Белякова

Лариса Николаевна

учитель начальных классов




Кострома

2009-2010

Содержание.

I. Введение

Пояснительная записка.

II. Коррекционно-развивающие занятия.

1 класс

-Пояснительная записка

-Тематическое планирование

-Примерное занятие

2 класс

-Пояснительная записка

-Тематическое планирование

--Примерное занятие

3 класс

-Пояснительная записка

-Тематическое планирование

4 класс

-Пояснительная записка

-Тематическое планирование

III. Литература

Введение.

В национальной образовательной инициативе « Наша новая школа», уделяется особое внимание на создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно в образовательном учреждении на начальной и основной ступени образования работают специальные (коррекционные) VII вида класса для детей с задержкой психического развития, в которых обучается 19% детей. Из них 85% - дети, воспитывающиеся вне семьи (в детских домах, в центре реабилитации несовершеннолетних), 15% воспитываются в семьях, имеющих те или иные проблемы:

-в приемных семьях,

-в неполных семьях,

-в неблагополучных семьях,

-в многодетных семьях,

-в малообеспеченных семьях.

Наибольшую группу из них представляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:

  • социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации);

  • физиологическими (тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.).

Но такие дети обучаются не только в классах КРО. Такие дети обучаются и в общеобразовательных классах.

А в сельских и малокомплектных школах в одном классе обучаются дети как подлежащие обучению в общеобразовательном классе, так и дети с ЗПР (задержкой психического развития).

Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.

Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществлении переноса усвоенного на другие предметы и действие при выполнении последующих заданий.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

-формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

-уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

-развитие общеинтеллектуальных навыков;

-активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

-развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;

-индивидуализации обучения;

-комплексное воздействие на развитие эмоциональной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Данная программа предназначена как для учителей и воспитателей, работающих в коррекционно-развивающих, так и в общеобразовательных классах, а также для педагогов-психологов.

Программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для организации целенаправленного систематического развития учащихся младшего школьного возраста (1-4 класс). Она направлена на всестороннее развитие учащихся. Основным видом деятельности для младшего школьного возраста является учеба, поэтому данная программа создает условия для развития личности ребенка, выявления его достижений на раннем возрастном этапе.

Предлагаемые игровые упражнения предполагают активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Основной целью развивающих заданий является развитие ребенка или группы детей до уровня возрастных норм состояния школьно-значимых функций.

Эти задания также зарекомендовали себя как действенное средство «подтягивания» развития детей, так как, опираясь на интерес и привычные для них виды деятельности (игровую, предметно-практическую, художественную). Одновременно ставят их каждый paз перед все более сложными условиями и целями деятельности.

В классах с задержкой психического развития, просто необходимо проводить дополнительные занятия, которые проходят в игровой форме. Так как на этих занятиях ребята чувствуют себя «успешными», у них все получается, у детей формируется мотивация к дальнейшему обучению.

Программа хорошо сочетается с какой-либо дидактико-методической системой (традиционной, развивающей). Продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, речевом развитии, она обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Программа мобильна, поддается корректировке.

Составляя данную программу, были проанализированы существующие на сегодняшний день программы по данной тематике. Одни программы содержат лишь общие рекомендации направления по работе с детьми с задержкой психического развития, другие предназначены для специализированных школ. Поэтому, исходя из выше сказанных причин, и возникла необходимость разработки программы для работы с детьми с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательной школы.


Новизна данной программы в следующем: у данной программы широкий спектр применения.

  • Коррекционные занятия (час факультатива, если нет, то на самоподготовке во вторую половину дня в условиях интерната);

  • Вкрапления в уроки;

  • Группа продленного дня;

  • При дистанционном обучении детей, находящихся на индивидуальном обучении;

  • Малокомплектные школы.

Подбор заданий и упражнений ведется учителем в зависимости от результатов диагностики. Работа ведется в тесном сотрудничестве со специалистами: педагогом-психологом, учителем - логопедом.

Работа строится на основе следующих принципов:

-диагностика учащихся в начале и конце года;

-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;

-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;

-познавательно- личностное развитие учащихся.


Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Письма Управления специального образования Минобразования России «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятель­ности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата (чтобы ребенок выучил таблицу умножения и др.). Главное — создать условия, в максимальной степени способствующие развитию ребенка. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по группам. В группе по 6-7 человек (с каждой группой 1 раз в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.

Цель программы: коррекция и формирование психических функций, речевых умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  3. .Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.

  4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  5. .Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

  6. Развитие речи, владение техникой речи.

  7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.


Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:

-диагностика учащихся в начале и конце года;

-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;

-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;

-познавательно- личностное развитие учащихся;

-развитие самостоятельности детей;

-занимательность, наглядность, доступность;

-ориентация на соревновательность;

-связь теории с практикой.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

1 КЛАСС

Пояснительная записка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Учащиеся, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Поэтому необходимо научить детей или откорректировать правильное речевое дыхание.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр на речевое дыхание необходим постоянный контроль над правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

-выдоху предшествует сильный вдох через нос

-"набираем полную грудь воздуха";

-выдох происходит плавно, а не толчками;

-во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос,

-выдыхать следует, пока не закончится воздух;

-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Используемые на занятиях игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Основные трудности на первом этапе обучения письму и чтению обусловлены: фонематическим недоразвитием речи, несформированностью процессов анализа и синтеза звукового состава слова, недостаточностью грамматических представлений и низким объёмом словарного запаса. Поэтому в содержание занятий 1 класса включены упражнения на работу со словом. Упражнения проходят в игровой форме.

В занятия включены игры и упражнения на развитие познавательных процессов:

-ощущений

-восприятия

-памяти

-внимания

-мышления

-воображения

Необходимой частью коррекционно-развивающих занятий, являются упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук. Так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Уровень развития мелкой моторики, один из показателей интеллектуальной готовности. В первом классе предлагаются упражнения на закрепление изучаемых букв.

В тематическом планировании предлагаются примерные задания и игры на каждый урок. Их число можно как увеличить, так и уменьшить в зависимости подготовленности группы.

Учащиеся должны уметь:

-Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.

-Различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова.

-Делить слово на слоги, выделять в слове ударный слог, переносить слово по слогам, вычленять слова из предложения.

-Устно составлять текст из трёх- пяти предложений на определенную тему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

п\п

Дыхательная и речевая гимнастика

Развитие умений и навыков чтения

Развиваемые психологические процессы


Методики и задания

Развитие мелкой моторики пальцев

1.

упр. «Лети бабочка», чистоговорка, скороговорка

игра «Назови звук»

Словесные обозначения предметов

Слуховые ощущения

Назови предметы




Узнай по звуку

Нарисуй по клеточкам букву «А» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

2.

упр.«Ветерок», чистоговорка, скороговорка

определите сколько слогов в слове

Внимание (сосредоточенность)


Зрительные ощущения


Выполни команду


Какого цвета? Цветные полоски

Нарисуй по клеточкам букву «Б» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

3.

упр. « Осенние листья», чистоговорка, скороговорка

игра «Буква убежала»

Артикуляция


Пространственные представления

Произнеси чисто


Раскрась правильно

Нарисуй по клеточкам букву «В» и лепка из пластилина этой буквы заштрихуй,

4.

упр. «Листопад», чистоговорка, скороговорка

игра «Домашняя энциклопедия»

Фонетико-фонематическое восприятие

Пространственные представления

Понятийное мышление

Найди ошибку


Назови одним словом


Конкретизация

понятий

Нарисуй по клеточкам букву «Г» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

5.

упр. «Летите птички», чистоговорка, скороговорка

игра « Буква заблудилась»

Выполнение словесных поручений


Самоконтроль


Слуховое восприятие

Учись слушать и выполнять

Учитель - ученик, ученик - учитель

Послушай звуки Назови и проверь постукиванием


Нарисуй по клеточкам букву «Д» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

6.

упр. «Катись карандаш», чистоговорка, скороговорка

игра «Прятки», чтение слоговых таблиц

Внимание (объем)


Осязательные ощущения

Кто точнее нарисует?

Шершавые дощечки

Нарисуй по клеточкам букву «Е» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

7.

упр. «Веселые шарики», чистоговорка, скороговорка

игра «Полсловечка», чтение слоговых таблиц

Память (непосредствен­ная вербальная)


Пространственные представления

Магнитофон


Переверни рисунок


Что? Где?

Нарисуй по клеточкам букву «Е» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

888

упр. «Воздушный шарик», чистоговорка,скороговорка

игра «Сад-огород», чтение слоговых таблиц

Внимание (сосредоточенность)


Память (непосредствен­ная вербальная)

Слушай звуки улицы

Поиграем в индейцев»

Угадай, кто говорит

У кого ряд длиннее?

Нарисуй по клеточкам букву «Ж» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

9.

упр. «День рождения», чистоговорка, скороговорка

игра «Строим город», чтение слоговых таблиц

Память (двигательная)

Пространственные представления


Понятийное мышление

Телеграфисты


Куда указывают стрелки?


Подбери картинки

Нарисуй по клеточкам букву «З» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

10.

упр. «Мыльные пузыри», чистоговорка, скороговорка

игра «По грибы», чтение слоговых таблиц

Анализ образца

Память (непосредствен­ная зрительная)

Внимание (устойчивость)

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец

Найди картинку

Перепутанные линии

Нарисуй по клеточкам букву «И» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

11.

упр. «Бумажный флажок», чистоговорка, скороговорка

игра «игра « Домино со словами»», чтение слоговых таблиц

Образное мышление

Память (непосредствен­ная зрительная)

Цветная сказка


Запомни точно

Нарисуй по клеточкам букву «Й» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

12.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «»Цепочки слов, чтение слоговых таблиц

Память (непосредствен­ная зрительная)

Пространственные представления

Понятийное мышление

Нарисуй по памяти

Выполни правильно


Вордбол

Нарисуй по клеточкам букву «К» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

13.

дыхательная гимнастика чистоговорка, скороговорка

игра «Цветик - семицветик», чтение слоговых таблиц

Пространственные представления


Выполнение словесных поручений

Понятийное мышление

Где этот домик?


Чей узор лучше?

Нарисуй по клеточкам букву «Л» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

14.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка


игра «Лесенка», чтение слоговых таблиц

Анализ образца


Слуховые ощущения

Раскрась правильно

Шумящие коробочки

Нарисуй по клеточкам букву «М» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

15.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Мячики», чтение слоговых таблиц

Осязательные ощущения


Внимание (переключение)

Шершавые дощечки


Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры

Нарисуй по клеточкам букву «Н» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

16.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Рифмочки», чтение слоговых таблиц

Анализ образца

Зрительное восприятие формы


Осязательные ощущения

Путаница


Найди одинаковые


Назови фигуры

Тяжелые коробочки

Нарисуй по клеточкам букву «О» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

17.

дыхательная гимнастика, чистоговорка скороговорка

игра «Что лишнее», чтение слоговых таблиц

Мышление(абстрагирование)

Память (непосредствен­ная зрительная)

Найди одинаковые

Запомни и найди

Запомни и нарисуй

Нарисуй по клеточкам букву «П» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

18.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Слово рассыпалось», чтение слоговых таблиц

Зрительный анализ

Словесный синтез

Понятийное мышление

Назови одним словом

Конкретизация понятий

Вордбол

Нарисуй по клеточкам букву «Р» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

19.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Имена», чтение слоговых таблиц

Внимание (устойчивость)

Осязательные ощущения

Зрительный анализ


Тяжелые коробочки

Крестики, точки Пишущая машинка


Нарисуй по клеточкам букву «С» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

20.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка,

игра «Универсам», чтение слоговых таблиц

Зрительный анализ

Внимание (переключение)

Пространственные представления


Сгруппируй буквы



Синхронный счет

Нарисуй по клеточкам букву «Т» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

21.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Угощение для зверей», чтение слоговых таблиц

Мышление (анализ)

Анализ образца

Зрительно-двигательные координации

Найди отличия
Дорисуй

недостающие
детали

Нарисуй по клеточкам букву «У» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

22.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Поваренок», работа с таблицами Швайко

Внимание (распределение)

Мышление (сравнение)

Сравнение слов Учимся сравнивать


Нарисуй по клеточкам букву «Ф» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

23.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Путаница», чтение слоговых таблиц

Пространственные представления

Анализ и синтез (анаграммы)

Внимание (переключение, устойчивость)

Поставь значки


Отгадай слова


Называй и считай Алфавит

Нарисуй по клеточкам букву «Х» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

24.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Библиотека», упражнения с таблицами Шульте


Звуковой синтез

Внимание (объем)

Пространственные представления

Подбери слова

Найди слоги

Говори правильно

Нарисуй по клеточкам букву «Ц» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

25.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Магазин одежды», чтение слоговых таблиц

Понятийное мышление


Память (двигательная)


Пространственные представления

Вордбол



Телеграфист


Где спрятались игрушки

Нарисуй по клеточкам букву «Ч» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

26.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Найди четвертое», работа с таблицами Швайко

Мышление (синтез)


Мышление (установление закономерностей)


Наблюдательность

Составление предложений


Найди девятый





Все ли ты увидел?

Нарисуй по клеточкам букву «Ш» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

27.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Составь цепочку слов», чтение слоговых таблиц

Мышление (сравнение)

Зрительное восприятие формы

Память (непосредственная зрительная)

Найди одинаковые и отличающиеся

Составь фигуру

Запомни картинки Запомни порядок

Нарисуй по клеточкам букву «Щ» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

28.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Фотоглаз», чтение слоговых таблиц

Мышление (сравнение)


Мышление (синтез)


Зрительно-двигательные координации

Найди одинаковые


Назови предмет


Молния Речка

Нарисуй по клеточкам букву «Ъ» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

29.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Восстанови слово», работа с таблицами Швайко

Мышление (сравнение)

Саморегуляция

Зрительное восприятие формы

Сравни предметы

Образец и правило

Загадочные контуры

Нарисуй по клеточкам букву «Ы» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

30.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Словесное лото», Работа с предложением «Буква убежала»

Внимание(в условиях кол­лективной деятельности)

Зрительное восприятие

Анализ образца

Мышление (абстрагиро­вание)



Делаем вместе

Найди фото

Нарисуй так же

Покажи одинаковые

Нарисуй по клеточкам букву «Ь» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

31.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Слово рассыпалось», чтение «Маятник»

Мышление (синтез)

Мышление (установление закономерностей)

Наблюдательность

Составление предложений

Найди девятый



Все ли ты увидел?

Нарисуй по клеточкам букву «Э» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

32.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Прятки», упражнения с таблицами Шульте

Понятийное мышление

Память (двигательная)

Пространственные представления

Вордбол


Телеграфист

Где спрятались игрушки

Нарисуй по клеточкам букву «Ю» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

33.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Чудесные превращения», работа с таблицами Швайко

Пространственные представления

Анализ и синтез (анаграммы)

Внимание (переключение, устойчивость)

Поставь значки


Отгадай слова


Называй и считай Алфавит

Нарисуй по клеточкам букву «Я» и заштрихуй, лепка из пластилина этой буквы

34.

дыхательная гимнастика, чистоговорка, скороговорка

игра «Слогоежка», чтение «Маятник»

Внимание(в условиях кол­лективной деятельности)

Зрительное восприятие



Делаем вместе

Найди фото

Нарисуй так же

Обведи и заштрихуй


Примерное занятие.

Цель: развивать умение составлять слова из слогов, учиться определять порядок слов в слове, развивать зрительный анализ, словесный синтез, понятийное мышление.

1.Орг. момент.

Создаем хорошее настроение:

-Улыбнитесь, скажите, пожалуйста, друг другу добрые слова

2. Речевая зарядка.

  1. «Мы дышим»: «Гуси шипят.»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

  1. «Произнеси верно».

Ша-ша-ша - школа наша хороша.

Шу-шу-шу – в школу я спешу.

Шу-шу-шу – без ошибок я пишу.

Шо-шо-шо – учусь я хорошо!

  1. «Учимся скороговорить».

Саша шапкой шишки сшиб.

3. Работа над развитием речевых умений и навыков.

-Ребята, а какое время года у нас сейчас?

-Зима.

-А что бывает только зимой?

-Мороз, снег, вьюга, метель.

- Вот и к нам в класс залетела вьюга. И навела здесь свои порядки, все разбросала. Посмотрите на ваши парты. Там были сложены слова. А теперь все перепуталось. Сложите, пожалуйста, снова слова. Работайте в парах. (Игра «Слова рассыпались»)

4.Физкультминутка.

5. Задания на развитие когнитивной сферы.

-Вьюга не только слова разбросала. Посмотрите на рисунки на ваших партах. Что вы видите?

Задание 1.Игра «Кто наблюдательнее?»

Материал к заданию: индивидуальные листы бумаги с изображением различных объектов.

Ученикам раздаются листы с изображениями различных предметов, животных, птиц, в которых не хватает некоторых деталей. Например, петух без гребешка, белка без хвоста, дверь без ручки и др. Нужно определить недостающие детали и дорисовать их.

Задание 2. Игра «Вордбол».

-Ребята, а чем можно заняться только зимой?

-Кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.

-Сейчас мы с вами поиграем в снежки.

Учащиеся делятся на 2 команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Каждый участник по очереди бросает мяч ученику из другой команды и называет какое-либо слово, относящееся или не относящееся к заданному учителем понятию. Если слово относится к названному понятию, ученик мяч ловит. Теперь он называет слово и бросает мяч участнику другой команды. Если слово не относится к заданному понятию, мяч отбивается. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Примерные темы: «Зимние вещи - не зимние вещи», «Сказочные герои - не сказочные герои», «Ягоды - не ягоды» и т. д.

6. Развитие мелкой моторики.

А теперь отдохните. Возьмите карандаши и заштрихуйте один из рисунков. (Звучит спокойная музыка)

7. Подведение итогов занятия.

2 КЛАСС.

Пояснительная записка.

Во втором классе продолжается работа над речевыми умениями и навыками. Занятия содержат игры с предложениями.

Цель данных упражнений:

-формирование умения правильно строить предложения;

-формирование навыка осмысленного чтения предложений;

-учить понимать прочитанное;

-пополнение словарного запаса;

-развитие речи;

-развитие мышления, внимания.

Структура занятий:

-речевая зарядка (дыхательные упражнения, проговаривание чистоговорок, проговаривание скороговорок);

-упражнения на развитие речевых навыков и умений (игры с предложениями и упражнения на повышение скорости чтения);

-упражнения на развитие когнитивной сферы учащихся;

-упражнения на развитие мелкой моторики (рисование фигур по клеточкам, штриховка).

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова - по слогам) в темпе 30-40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;

-составлять небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями;

-составлять предложения из отдельных слов;

-восстанавливать деформированный текст.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

п\п

Развитие умений и навыков чтения

Развитие когнитивной сферы

Методики и задания

1.

игра «Продолжи предложение», упражнение «Бросок – засечка»


Внимание (распределение)

Память слуховая

Мышление наглядно-образное

-Подсчитай правильно

Повтори цифры

Найди путь

2.

игра «Загадки», чтение «Молния»


Пространственные представления

Мышление наглядно-образное

Куда ускакал зайчик?

Полянки

3.

игра «Урок в саду», таблицы Шульте

Произвольность

Пространственные представления

Память зрительная

Память вербальная

Летает — не летает

Выполняй правильно

Запомни и напиши


4.

игра «Снежный ком», таблицы Швайко

Мышление (установление закономерностей)

Память вербальная

Найди фигуры

Слова, начинающие­ся с одной буквы

5.

игра «Предложение рассыпалось», упражнение «Бросок –засечка»

Пространственные представления

Память логическая

Психомоторика

Выше, слева, правее, снизу

Соседнее, через одно

объедини слова

Сделаем бусы

6.

игра «Слово потерялось», чтение «Спринт»

Мышление наглядно-образное

Внимание (устойчивость)

Мышление (синтез)

Полянки

Назови по порядку

7.

игра «Что не так?», таблицы Шульте

Мышление (установление закономерностей)

Мышление (анализ)

Психомоторика

Найди фигуры

Раздели на части

Кто точнее?

8.

игра «Урок на стройке», чтение «Молния»

Восприятие зрительное

Мышление (анализ)

Слуховые ощущения

Назови буквы

Какой? Какая? Какие?

Шумящие коробочки

9.

игра «Я- артист», чтение «Спринт»

Внимание (распределение)

Осязательные ощущения

Вычеркивай буквы и слушай

Сколько знаков,

Разложи вслепую

10.

игра « Выставка картин», таблицы Шульте

Мышление (анализ и синтез)

Память зрительная

Внимание

Отгадай слова

Нарисуй по памяти

Запретный номер

11.

игра «Составь пословицы», упражнение «Бросок –засечка»

Произвольность

Мышление (нахождение общих признаков)

Психомоторика

Графический диктант

Поиск общего

Попади в свой кружок

12.

игра «Урок на кухне», таблицы Швайко

Пространственные представления

Мышление наглядно-образное

Мышление (гибкость)

Найди пирамиду Нарисуй кресло

Полянки

Заселение дома

13.

игра «Игра в прятки», чтение «Спринт»

Мышление (установление закономерностей)

Память зрительная

Мышление (анализ)

Найди фигуры

Точно такие

Раскрашивание фигур Заполни рисунок

14.

игра «Урок на лугу», таблицы Шульте

Пространственные представления

Память слуховая

Память зрительная

Шарики в трубочке Подбери заплатку

Повтори и добавь

Найди образец

15.

игра «Поиск в тексте заданных слов», упражнение «Бросок –засечка»

Мышление (выделение существенного)

Мышление (анализ)

Ощущения слуховые

Выбери главное

Найди подходящий треугольник

Шумящие коробочки

16.

игра со «цветными слогами », «Клюква», чтение «Спринт»

Мышление (анализ и синтез)

Пространственные представления

Воображение

Отгадай слова

Диктант пространст­венных действий

Волшебный лес

17.

игра «Делай раз, делай два», чтение «Молния»

Память опосредованная

Мышление (установление закономерностей)

Шершавые дощечки

Подбери картинку

Найди фигуры

Рукопожатие

18.

игра со «цветными слогами », «Стройка»

Ощущения слуховые

Внимание (устойчивость, переключение)

Мышление наглядно-образное

Шумящие коробочки

Крестики, точки

Раздели квадрат

19.

игра «Вставь окончания», таблицы Шульте

Ощущения осязательные

Память опосредованная

Ощущения зрительные

Тяжелые коробочки

Подбери картинку

Цветовая угадайка

20.

игра «Игра в прятки», чтение «Спринт»

Внимание (распределение)

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Делаем вместе

Найди отличающиеся

Найди девятый


21.

ролевое чтение «Радиоспектакль», чтение «Спринт»

Память опосредованная

Мышление наглядно-образное

Восприятие слуховое

Зашифруй предложение

Ленточки

Назови и проверь постукиванием

22.

корректировка деформированных предложений, чтение «Молния»

Память вербальная

Пространственные представления

Найди слова

Что изменилось?

Что не изменилось?

Превращение фигур

23.

чтение перевернутого текста, таблицы Шульте

Мышление (анализ)

Мышление (синтез)

Психомоторика

Дорисуй рисунок

Что здесь изображено?

Иголка и нитка

24.

работа с приложением игра «Найди слово», упражнение «Бросок – засечка»

Мышление (анализ)

Мышление наглядно-образное

Ощущения осязательные

Найди футболистов в одинаковой форме

Цирк

25.

работа с приложением игра «Какие звери спрятались», чтение «Спринт»

Память опосредованная

Ощущения зрительные

Произвольность

Зашифруй предложение

Цветовая угадайка

Зеваки

26.

игра «Делай раз, делай два», упражнение «Бросок –засечка»

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Ощущения мышечные

Найди одинаковые, разное

Найди девятый

Рукопожатие

27.

игра «Слово потерялось», таблицы Шульте

Мышление (обобщение)

Мышление (установление закономерностей)

Ощущения осязательные

Четвертый лишний

Найди фигуры

Тяжелые коробочки

28.

игра «Вставь окончания», чтение «Спринт»

Внутренний план действия

Память опосредованная

Произвольность

Совмести фигуры

Запомни фигуры

Замри!

29.

игра «Снежный ком», таблицы Швайко

Внимание (распределение)

Мышление (абстрагиро­вание)

Пространственные пред­ставления

Вычеркивай буквы и слушай

Посмотри вокруг

Где находится чайник?

30.

ролевое чтение «Радиоспектакль», чтение «Молния»

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Восприятие зрительное

Найди отличающиеся

Найди девятый

Загадочные контуры

31.

игра «Что не так?», таблицы Шульте

Мышление (выделение существенного)

Мышление (анализ)

Ощущения слуховые

Выбери главное

Найди подходящий треугольник

Шумящие коробочки

32

игра «Ребусы», чтение «Спринт»

Мышление (анализ и синтез)

Пространственные представления

Воображение

Отгадай слова

Диктант пространст­венных действий

Волшебный лес

33.

игра «Я - артист», упражнение «Бросок – засечка»

Мышление (установление закономерностей)

Мышление (анализ)

Психомоторика

Найди фигуры

Раздели на части

Кто точнее?

34.

игра «Ребусы», чтение «Молния»

Восприятие зрительное

Мышление (анализ)

Слуховые ощущения

Назови буквы

Какой? Какая? Какие?

Шумящие коробочки


Примерное занятие.

Цель: коррекция звукопроизношения, формирование плавного длительного выдоха, развитие зрительной произвольной памяти, развитие зрительно-двигательных координаций, развитие слуховых ощущений, пополнение словарного запаса детей.

  1. Орг. момент.

- Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.

2. Вводная часть.

  1. Найди пары рисунков, связанных между собой, и соедини их линией.

hello_html_m269c78df.jpghello_html_e436f9a.jpghello_html_5b9bc450.jpghello_html_6781583.jpg




hello_html_m42fea69b.jpghello_html_26c4456d.jpghello_html_m78e25cf1.jpghello_html_m6cd6560b.jpg




-Как вы думаете, какая из картинок сегодня актуальна?

-О чем мы сегодня поведем речь?

-А точней мы отправимся в путешествие в зимний лес.

-Дети, что мы с вами делаем на развивающих занятиях?

-А сегодня что будем делать?

- Посмотрите за окно, что вы там видите? (Идет снег).

-Давайте и мы с вами сделаем снегопад.


  1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снег идёт!».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Учитель раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

  1. -Чтобы создать хорошее настроение скажем чистоговорку.

Ма, ма, ма, ма, ма, ма, ма!

На дворе идет зима.

Ме, ме, ме, ме, ме, ме, ме!

Мы готовились к зиме!

Мо, мо, мо, мо, мо, мо, мо!

Продается эскимо.

Му, му, му, му, му, му, му!

А кому? Кому? Кому?

Мы, мы, мы, мы, мы, мы, мы!

Нам,- сказали мамы.

Ма, ме, ми, мо, му, мы, ма!

Ай, да вкусная зима!

3.Основная часть.

-Мы с вами, ребята, отправимся на экскурсию в зимний лес.

-Чтобы не заблудиться в лесу мы возьмем с собой карту. (На доске нарисована карта). Мы постараемся отыскать в лесу ……..кого из животных вы видите на рисунке? Как вы думаете, какую ошибку допустил художник?

hello_html_490452d0.jpg


-Первый пункт нашего назначения вы найдете, пользуясь этой схемой.(На доску вывешивается схема пути. В дальнейшем к каждому направлению вывешивается схема. Дети выходят и показывают путь на карте. А идя по лесным дорожкам, встают из-за парт и показывают как передвигается данное животное).

  1. ЗАЯЦ.

-Чей это домик? Отгадайте загадку.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? .... (Зайка)

-Заяц много бегает по лесу в поисках пищи. А затем пишет заметки, что увидел. Только нам с вами надо расшифровать заячий язык.

3 м и а.

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.

(команды получают по детали от Снеговика)


  1. БЕЛКА.

-Идем дальше. К кому мы теперь отправимся в гости?

-Определите по схеме и отгадайте (На доске буквы А Б К Е Л).

-Ребята давайте посмотрим, как вы различаете звуки. Посмотрите у вас в коробочках орешки . Давайте поиграем в игру.

Игра «Шумящие коробочки».

Материал к заданию: на каждую пару 2 ящика, в каждом из которых находится по б небольших одинако­вых коробочек. Каждая коробочка в наборе имеет разные наполнители (горох, гречка, песок и др.) и поэтому изда­ет различные шумы - от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Коробочки в одном ящике окрашены в один цвет, в другом - в другой (можно ис­пользовать коробочки, содержащиеся внутри шоколадно­го яйца «Киндер-сюрприз», подобрав их по цвету).

Ученик берет по одной коробочке из каждого ящика, трясет их и сравнивает между собой. Если шумы не сов­падают, коробочка откладывается в сторону. Это про­должается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом: Нужно найти пары всех коробочек.


  1. hello_html_38b6d574.gifВОЛК.

-Идем дальше. К кому мы теперь отправимся в гости? (На доске ребус).

-Охотясь на опушке за зайцами, волк видел , как дети лепили снеговиков. А теперь не может точно вспомнить, что держал каждый снеговик? Помогите, пожалуйста, волку. (Приложение).

  1. ЛИСА.

-Идем дальше. К кому мы теперь отправимся в гости?

-Отгадайте загадку.

Хитрая плутовка

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?... (лиса)


Игра «Танграм».

-Сложите силуэт лисы.


  1. МЕДВЕДЬ.

-Идем дальше. К кому мы теперь отправимся в гости?

-Отгадайте шифрограмму: АНИСИЦ, ОВОРАН, ЬДВМЕЕД, ЬНЕСИГР.

- Какое слово лишнее? Медведь.

-Ребята, что медведь делает зимой? Как вы думаете, он видел снеговиков? Давайте сделаем рисунок снеговика специально для медведя. (В альбомах по штриховке рисуют снеговика и штрихуют).


4. Заключительная часть.

За каждый этап выполненной работы вы получали деталь. Сложите, пожалуйста, детали. Что у вас получилось?

  1. Рефлексия.

- Ребята, покажите, пожалуйста, какое у вас настроение?

3 КЛАСС.

Пояснительная записка.

В третьем классе, продолжая работу над речевыми умениями и навыками, включены упражнения по работе над текстом. Данные упражнения проходят в игровой форме (по методике Сущевской Светланы Александровны).

Тексты с «хвостами» о животных.

Почему и как это - тексты с «хвостами»? Очень просто. Почти у всех животных есть хвосты. А здесь собраны рассказы о животных. В текстах и предложениях тоже есть «хвосты», т.е. концовки. И эти «хвосты» перепутались или потерялись. Поэтому будет очень интересно «навести порядок» - соединить начала и концовки предложений или сочинить свои «хвостики».

Для отработки навыков осмысленного беглого чтения и развития связной речи предложена система заданий:

-расставить предложения или части текста в правильной последовательности;

-расположить рисунки по порядку;

-выборочно прочитать предложение или часть текста для ответа на вопрос;

-пересказать текст по картинкам;

-пересказать текст по опорным словам;

-составить вопросы к предложениям или к тексту;

-связать начала и концовки предложений;

-определить, какой рисунок лишний или неверный, объяснить своё мнение и составить маленький рассказ по этой картинке.

Тексты для чтения «шиворот-навыворот».

Шиворот-навыворот могут быть шубки, шапки, рубашки, носки... и даже рассказы для детского чтения. Только одежда выворачивается наизнанку случайно или по неумелости, а тексты подготовлены шиворот-навыворот специально. И сделано это для того, чтобы ребёнок читал не механически, а вдумывался в смысл прочитанного.

Представлены задания на:

-исправление смысловых ошибок в тексте и в рисунке;

-составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов-подсказок. (Ключевые слова помещены в столбик около каждого рисунка, иллюстрирующего эпизод рассказа.)

Принцип чтения текстов с «прятками»:

-сначала надо прочитать обычный текст, а затем такой же текст, но с пропущенными в некоторых словах слогами.

Чтение предложений, включающих слова с пропущенными последними слогами, - это хорошее упражнение и для формирования навыка осмысленного чтения, и для отработки правильного употребления окончаний с целью точной связи слов в предложении.

Структура занятий:

-речевая зарядка (дыхательные упражнения, проговаривание чистоговорок, проговаривание скороговорок);

-упражнения на развитие речевых навыков и умений (работа с текстом, упражнения на повышение скорости чтения);

-упражнения на развитие когнитивной сферы учащихся;

-упражнения на развитие мелкой моторики (рисование фигур по клеточкам, штриховка)


Учащиеся должны уметь:

- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50 – 60 слов в минуту;

-осознанно читать про себя;

-устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;

- различать предложения по интонации;

-озаглавливать текст;

- восстанавливать деформированный текст.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.


п\п

Развитие умений и навыков чтения1

Развитие когнитивной сферы

Методики и задания2

1.

Работа над текстом с «хвостом» «Умная галка», чтение в темпе скороговорки

Память опосредованная

Мышление логическое

Произвольность движений


Запомни фигуры

Логический квадрат

Обведи точно

2.

придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам « Где растут сосиски?», многократное чтение

Мышление обобщение

Память опосредованная

Мышление (установление закономерностей)

Четвертый лишний

Письмо инопланетянина

Найди девятый

3.

Найди в тексте «Небылицы» «У нас во дворе», чтение «Буксир»

Внутренний план действий

Мышление (установление закономерностей)

Внимание (устойчивость)

Поверни квадрат

Найди девятый

Пишущая машинка

4.

Работа над текстом с «прятками» «Леша и Барбос», чтение «Губы»

Мышление (ассоциативное)

Мышление (обобщение)

Воображение

Свяжи слова

Четвертый лишний

Закончи рисунок

5.

Работа над текстом с «хвостом» «Хитрая рыба», чтение перевернутого текста

Внутренний план действия

Произвольность движений

Муха

Бери осторожно

6.

придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам « Большое спасибо»,

Память зрительная

Мышление (вербально - смысловое)

Пространственные представления

Запомни сочетания фигур

Раздели на группы

Фигуры и значки


7.

Работа над текстом с «прятками» «Встреча», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Мышление (словесно – логическое)

Внутренний план действия

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Выбери главное

Совмести фигуры

Знай свой темп

8.

Работа над текстом с «хвостом» «Олениха», чтение в темпе скороговорки

Мышление (аналогии)

Внутренний план действия

Произвольность движений

Назови четвертое слово

Муха

Запретное движение

9.

Найди в тексте «Небылицы» «В деревне», многократное чтение

Мышление (сравнение)

Произвольность (помехо­устойчивость интеллек­туальных процессов)

Воображение

Одинаковое, разное

Не путай цвета

Что это?

10.

Работа над текстом с «прятками» «Зоопарк»,

Память (опосредованная)

Мышление

Объедини по смыслу

Найди фигуры

11.

Работа над текстом с «хвостом» «Друзья», чтение «Губы»

Пространственные представления

Мышление вербально - смысловое

Память (непосредствен­ная зрительная)

Учись уменьшать и увеличивать

Объедини пословицы

Запомни и нарисуй

12.

придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам «Кто быстрее?», чтение перевернутого текста

Внутренний план действия

Мышление (сравнение)

Поверни квадрат

Найди одинаковые

13.

Работа над текстом с «прятками» «Лошадка», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Мышление (логическое)

Внимание (устойчивость)

Чувство времени

Логический квадрат

Назови по порядку

Дружный хлопок

14.

Работа над текстом с «хвостом» «Котята» чтение «Спринт»,

Мышление (синтез)

Внимание (переключение)

Составь слова

Отыщи числа

15.

Найди в тексте «Небылицы» «Зимой в лесу», чтение в темпе скороговорки

Воображение

Пространственные представления

Мышление (абстрактно-логическое)

Волшебники

Где какая полоскав Кольца

Говорим по - марсиански



16.

Работа над текстом с «прятками» «Чудесная елка», многократное чтение

Мышление (логическое)

Произвольность (помехо­устойчивость интеллек­туальных процессов)

Поезд

Не путай цвета

17.

Работа над текстом с «хвостом» «Медведь», чтение «Буксир»

Мышление (установление -закономерностей)

Мышление (сравнение)

Внутренний план действий

Найди девятый

Найди одинаковые


18.

придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам «Дикая уточка», чтение «Губы»

Внутренний план действия

Чувство времени

Память опосредованная

Совмести фигуры

За одну минуту

Письмо

инопланетянина

19.

Работа над текстом с «прятками» «Котенок», чтение перевернутого текста

Память опосредованная вербальная

Внутренний план действия

Объедини по смыслу

Поверни квадрат

20.

Работа над текстом с «хвостом» «Волчиха», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Память (непосредственная слуховая)

Пространственные представления

Произвольность движений

Добавь слово

Раскрась фигуру

Флажок


21.

Найди в тексте «Небылицы» «На улице», чтение «Спринт»

Внутренний план действия

Мышление (синтез)


Муха

Что здесь изображено?


22.

Работа над текстом с «прятками» «Дупло», «Птенчики», чтение в темпе скороговорки

Внимание (переключение)

Мышление (наглядно-образное)

Произвольность движений

Отыщи числа

Преврати в квадрат

23.

придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам «Про хвосты», многократное чтение

Мышление вербально- смысловое

Пространственные представления


Воображение

Подбери слова

Найди недостающий квадрат

Закончи рисунки

24.

Работа над текстом с «прятками» «Гриша и гуси», чтение «Буксир»

Мышление вербально- понятийное

Мышление вербально- смысловое

Слуховое восприятие

Пятый лишний

Объясни значение

Назови и проверь постукиванием

25.

упражнение « Восстанови текст», чтение «Губы»

Внутренний план действия

Мышление (установление закономерностей)

Память (непосредственная)

Этажи

Найди девятый

Какой цвет?

26.

упражнение «Экспресс- опрос», чтение перевернутого текста

Мышление вербально- понятийное

Внимание устойчивость

Расположи слова

27.

упражнение «Фотоглаз», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Мышление вербально- понятийное

Память (опосредованная)

Чувство времени

Расположи слова

Запомни слова

Дружный хлопок

28.

упражнение « Восстанови текст», чтение в темпе скороговорки

Память (логическая)

Произвольность (помехо­устойчивость интеллекту­альных процессов)

Найди правило и запомни

Найди смысл

29.

упражнение «Экспресс- опрос», многократное чтение

Мышление (понятийное)

Воображение

Пространственные представления

Вордбол

Поставь изображения

Развертка

30.

упражнение «Фотоглаз», чтение «Буксир»

Мышление (установление закономерностей)

Мышление (вербально- понятийное)

Произвольность движений

Найди фигуры

Расположи слова

Замри

31.

упражнение « Восстанови текст», чтение «Губы»

Внимание (переключение)

Мышление (наглядно-образное)

Произвольность движений

Отыщи числа

Преврати в квадрат

32.

упражнение «Фотоглаз», чтение перевернутого текста

Мышление вербально- смысловое

Пространственные представления

Воображение

Подбери слова

Найди недостающий квадрат

Закончи рисунки

33.

упражнение «Экспресс- опрос», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Память (непосредственная слуховая)

Пространственные представления

Добавь слово

Раскрась фигуру


34.

упражнение « Восстанови текст», чтение «Спринт»

Внутренний план действия

Мышление (синтез)


Муха

Что здесь изображено?


4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

В четвертом классе в разделе работы над речевыми умениями и навыками ведется работа над выразительным чтением:

-упражнения на постановку логического ударения;

-упражнения на соблюдение необходимых пауз

-упражнения на повышение и понижение тона голоса;

-соблюдение правильной интонации в повествовательном предложении;

-соблюдение правильной интонации в вопросительном предложении;

-соблюдение правильной интонации в восклицательном предложении.

Структура занятий:

-речевая зарядка (дыхательные упражнения, проговаривание чистоговорок, проговаривание скороговорок);

-упражнения на развитие речевых навыков и умений (работа над выразительным чтением, упражнения на повышение скорости чтения);

-упражнения на развитие когнитивной сферы учащихся;

-упражнения на развитие мелкой моторики (рисование фигур по клеточкам, штриховка)

Учащиеся должны уметь:

-читать вслух сознательно правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;

-осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;

-передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость тон мелодика паузы логические ударения)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.


п\п

Развитие умений и навыков чтения

Развитие когнитивной сферы

Методики и задания3

1.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Спринт»

Мышление вербально – понятийное

Мышление (абстрагирование)

Расположи слова

Форма - цвет

2.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Губы»


Мышление вербально – понятийное

Пространственные представления

Воображение

Назови слова

Разноцветный коробок

Закончи рисунок

3.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение скороговоркой

Мышление вербально – понятийное

Память (опосредованная)

Подбери общее понятие

Запомни фигуры

4.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Буксир»

Мышление вербально – смысловое

Пространственные представления

Память (непосредственная)

Пословицы

Лишний кубик

Запомни и нарисуй

5.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение перевернутого текста

Внутренний план действия

Мышление вербально – понятийное

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Совмести фигуры

Подбери общее понятие

Подбери общее понятие

6.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Спринт»

Мышление вербально – понятийное

Мышление (сравнение)

Мышление (установление закономерностей)

Найди рядоположное слово

Одинаковое, разное

Найди девятый

7.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Губы»

Мышление вербально – смысловое

Пространственные представления

Воображение

Подбери пословицу

Найди одинаковые кубики

Тропинка

8.

Упражнения на расстановку пауз

Чтение скороговоркой

Мышление вербально - понятийное

Произвольность движений

Найди рядоположное слово

Невидящие» и «неслышащие»

9.

Упражнения на расстановку пауз

Чтение «Буксир»

Мышление вербально – смысловое

Мышление вербально – понятийное

Осязательное восприятие

Объясни значение

Целое – часть

Палочка – узнавалочка

10.

Упражнения на расстановку пауз

Чтение перевернутого текста

Память (непосредственная)

Мышление вербально – смысловое

Пространственные представления

Запомни сочетания фигур

Подбери пословицу

Раскрась кубики

11.

Упражнения на расстановку пауз

Чтение «Спринт»

Мышление вербально - понятийное

Мышление вербально – смысловое

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Целое – часть

Найди значения слов

Вырезай точно

12.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение «Губы»

Мышление вербально – причинное

Мышление (установление закономерностей)

Найди причину и следствие

Найди фигуры

13.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение скороговоркой

Мышление вербально – смысловое

Произвольность (помехоустойчивость)

Назови причину

Найди значения слов

Найди смысл

14.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение «Буксир»

Память опосредованная

Мышление вербально - понятийное

Письмо

инопланетянина

Отрицание

15.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение перевернутого текста

Мышление вербально – смысловое

Мышление (абстрагирование)

Пространственные представления

Произвольность движений

Форма - цвет

Раскрась кубик

Кто точнее?

16.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение «Спринт»

Внутренний план действия

Мышление логическое

Совмести фигуры

Поезд

17.

Работа над интонацией в повествовательном предложении

Чтение «Губы»

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

18.

Работа над интонацией в повествовательном предложении

Чтение скороговоркой

Мышление вербально - смысловое

Мышление (сравнение)

Подбери слово, противоположное по смыслу

Найди одинаковые

19.

Работа над интонацией в вопросительном предложении

Чтение «Буксир»

Мышление вербально – смысловое

Мышление (абстрагирование)

Подбери слово, противоположное по смыслу

Только одно свойство

20.

Работа над интонацией в вопросительном предложении

Чтение перевернутого текста

Память (непосредственная)

Мышление вербально - понятийное

Пространственные представления

Какого цвета?

Вордбол

Найди одинаковые кубики

21.

Работа над интонацией в восклицательном предложении

Чтение «Спринт»


Память опосредованная

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Письмо

инопланетянина

Вырезай точно

22.

Работа над интонацией в восклицательном предложении

Чтение «Губы»

Внутренний план действия

Мышление (установление закономерностей)

Произвольность движений

Муха

Найди фигуры

Попади в свой кружок

23.

Чтение предложений с перечислительной интонацией

Чтение скороговоркой

Мышление (анализ через синтез)

Мышление (абстрагирование)

Пространственные представления

Разгадай ребусы

Только одно свойство

Развертка куба

24.

Чтение предложений с перечислительной интонацией

Чтение «Буксир»

Внимание (устойчивость)

Произвольность (помехо­устойчивость интеллекту­альных процессов)

Отыщи числа

Найди смысл

25.

Чтение предложений с перечислительной интонацией

Чтение перевернутого текста

Мышление логическое

Произвольность движений

Поезд

«Невидящие» и «неслышащие»

26.

Чтение предложений с обращением

Чтение «Спринт»

Мышление вербально – понятийное

Мышление наглядно-образное

Произвольность движений

Отрицание

Ленточки

Знай свой темп

27.

Чтение предложений с обращением

Чтение «Губы»

Мышление вербально – понятийное

Мышление (абстрагирование)

Подбери общее понятие

Только одно свойство

28.

Чтение предложений с прямой и косвенной речью

Чтение скороговоркой

Мышление вербально – понятийное

Мышление (абстрагирование)

Подбери общее понятие

Форма - цвет

29.

Чтение предложений с прямой и косвенной речью

Чтение «Буксир»

Мышление (установление закономерностей)

Память непосредственная

Память вербально - смысловая

Найди девятый

Точно такие

Объедини по смыслу и запомни

30.

Упражнение “Лишних слов не говорить!”

Чтение перевернутого текста

Мышление вербально - смысловое

Внимание (устойчивость)

Произвольность движений

Подбери следующее

Стенографы

Зеваки

31.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

Чтение «Спринт»

Мышление (установление закономерностей)

Память опосредованная

Найди фигуры

Письмо

инопланетянина

32.

Упражнение “Лишних слов не говорить!”

Чтение «Губы»

Память (непосредственная)

Мышление вербально - понятийное

Пространственные представления

Какого цвета?

Вордбол

Найди одинаковые кубики

33.

Упражнения на расстановку пауз

Чтение скороговоркой

Осязательное восприятие

Палочка - узнавалочка

34.

Упражнения на постановку логического ударения.

Чтение «Буксир»

Мышление вербально – смысловое

Мышление (абстрагирование)

Пространственные представления

Произвольность движений

Форма - цвет

Раскрась кубик

Кто точнее?

Литература

  1. Письмо Управления специального образования Минобразования России от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» (вестник №15 2003 г.).

  1. Закон РФ «Об образовании» ст. 50 п. 10.

  1. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01 г. ч. 2 п. 30.

  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии» от 12.03.1997 г.

  3. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №212 от 10.03.200 г.

  4. Нормативные документы и методические рекомендации по организации коррекционно – развивающего обучения./Сост. Ляпунова Г. А. – К., 2005.

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/Под ред. С. Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004.

  6. Програмно - методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение/ Сост. С. Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998.

  7. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Зотова М.К. Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе. Новосибирск, 1990.

  8. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. 1999. № 8.

  9. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития / Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

  10. Дудъев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.

  11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

  12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб. 1998.

  13. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89».,2008

  14. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М.,1997

  15. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. – В. «Учитель», 1997..

  16. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

  17. Тукачева С. И. Коррекционно-развивающие занятия. 3-4 классы. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004.

  18. Сущевская С.А. Тексты с хвостами. ИД КАРАПУЗ.2004.

  19. Сущевская С.А. Тексты с прятками. ИД КАРАПУЗ.2004.

  20. Сущевская С.А. Тексты шиворот навыворот. ИД КАРАПУЗ.2004.



1 Сущевская С.А. Тексты с хвостами. ИД КАРАПУЗ.2004

Сущевская С.А. Тексты с прятками. ИД КАРАПУЗ.2004

Сущевская С.А. Тексты шиворот навыворот. ИД КАРАПУЗ.2004


2 Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89».,2008


3 Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89».,2008


г. Кострома МОШИС(п)ОО №3 учитель: Белякова Лариса Николаевна

Программа коррекционно - развивающих занятий
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа предназначена как для учителей и воспитателей, работающих в коррекционно-развивающих, так и в общеобразовательных классах, а также для педагогов-психологов.

Программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для организации целенаправленного систематического развития учащихся младшего школьного возраста (1-4 класс). Она направлена на всестороннее развитие учащихся. Основным видом деятельности для младшего школьного возраста является учеба, поэтому данная программа создает условия для развития личности ребенка, выявления его достижений на раннем возрастном этапе.

Предлагаемые игровые упражнения предполагают активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Основной целью развивающих заданий является развитие ребенка или группы детей до уровня возрастных норм состояния школьно-значимых функций.

Эти задания также зарекомендовали себя как действенное средство «подтягивания» развития детей, так как, опираясь на интерес и привычные для них виды деятельности (игровую, предметно-практическую, художественную). Одновременно ставят их каждый paз перед все более сложными условиями и целями деятельности.

 Программа хорошо сочетается с какой-либо дидактико-методической системой (традиционной, развивающей). Продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, речевом развитии, она обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Программа мобильна, поддается корректировке. 

 

Автор Белякова Лариса Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2365
Номер материала 29108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓