Главная / Логопедия / Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ___»


Согласовано

Руководитель методического объединения _______________________



Согласовано

Заместитель директора

по УВР


______________________

Утверждаю

Протокол педагогического совета №6

Директор школы


_______________________





КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


___________________ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ__________________

(наименование учебного предмета (курса)

______________________начальная ступень общего образования______________________ 1 класс_____________________

(уровень, ступень образования)

_________________________2014-2015уч.год_________________________

(срок реализации программы)



1 класс

Авторская

Е.В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии», - М.: ГНОМ, 2006.



Авторская


УМК ученика: Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии. Е.В.Мазанова, - М.: ГНОМ, 2010







Количество часов всего: 87 , в неделю 3 , всего 33 учебных недели


Учитель: Проворова Ирина Вениаминовна

Учитель-логопед первой квалификационной категории


2014 - 2015 учебный год














1. Пояснительная записка

Обоснование - Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (дисграфия, обусловленная ОНР-3 уровня). Информированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Название программы - коррекционная работа по предупреждению дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи 3 уровня

Рабочая программа рассчитана на 87 ч

Учебное пособие: рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Программа составлена для обучащиюхся 2а классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня

УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Козырева, 2006 г)

УМК обучающегося - рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО):

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.

  3. Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

  4. Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :

Знать:

- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и
многозначных слов;

  • как дифференцировать оппозиционные звуки;

  • как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;

- обобщающие понятия предметов, явлений природы. Уметь:

-Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на

минимальном базовом уровне. -Обобщать и классифицировать предметы. -Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании

существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на

их окончание. - Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки. -Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками. -Восстанавливать деформированные предложения и текст.

Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

  • работа в логопедических тетрадях;

  • организация и проведение занятий в игровой форме. Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:

научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • Игровые,

  • наглядно-демонстрационне,

  • словесные. Принципы логопедической работы:

  • наглядность,

  • доступность,

  • системность,

  • комплексность,

  • принцип развития,

  • онтогенетический принцип. Формы организации деятельности учащихся:


  • групповая

  • работа в парах

  • индивидуальная

4. Сводная таблица по видам контроля



Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 Четверть

Год

итого

Проведение диагностик речи и письма

1

1

(промежу

точная)


1


3

Количество плановых проверочных работ

1

1

1

1

4

4

5. Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении трех взаимосвязанных этапов:

I этап

  1. Обучение связности высказывания:

  2. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:

3. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:

II этап

1. Усвоение языковых средств межфразовой связи:

  1. Работа над словообразованием менее продуктивных моде лей:

  2. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения:

/// этап Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения: S закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами

существительными в косвенных падежах; J согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах; S согласование местоимений с существительными.

6. Календарно-тематический план



Тема занятий Содержание

Часы

Ш

Слово. Словосочетание. Предложение.

А

Развитие навыков словообразования (22 часа)

1

Родственные слова

Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов, знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию

2


Слово. Однокоренные слова

2

Корень слова

Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родствен-

2


Словообразование




ных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов


3

Приставка.

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении

3


Образование слов при



помощи приставок

приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания.

Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами


4

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений

3


Образование слов при



помощи суффиксов

различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов


5

Мофологический состав

Закрепление знаний о корне,

2


слова

приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов


6

Закрепление понятий о

10

Предлоги Предлоги -в-на Предлоги -на-над Предлоги -к -от Предлоги -в-из Предлоги -от - из Предлоги - со Предлоги -в -у (проверочная работа)

предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога


Б

Развиты

е навыков словоизменения (16 часов)

1

Слова - предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение

2


Образование



множественного числа

изучаемых слов при помощи



существительн ых

схемы. Обогащение номинативного словаря


8

Практическое

Знакомство с понятием

2


употребление

числа. Словоизменение.


существительных в

Устранение аграмматизма в




форме единственного и

устной речи. Тренировка в



множественного числа

словоизменении




существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)


9

Практическое

Знакомство с понятием рода.

2


употребление

Соотнесение



существительных

существительного



разного рода

определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления


10

Употребление

Знакомство с падежами

10


существительных в

существительных.



косвенных падежах

Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма



(проверочная работа)

падежных окончаний в устной речи


В

Развил

те навыков согласования (29 часов)

11

Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор

признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.

2

12

Согласование

Развитие словаря признаков.

2


прилагательных с

Работа по словоизменению и



существительными в

согласованию. Соотнесение



роде и числе

рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами


13

Согласование

Согласование

10


прилагательных с

существительных с



существительными в

прилагательным в роде.



падеже

Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных





в устной речи


14

Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

1

15

Согласование глагола с

Работа по словоизменению.

2


существительным в

Соотнесение числа



числе

существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия


16

Согласование глагола с

Согласование глагола с

2


существительным в

существительным в роде.



роде

Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами


17

Согласование глагола с

Знакомство с тремя

4


существительным во времени

временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола, по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий


18

Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных

6


(по итогам -проверочная работа)

с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи


II


Предложение (10 часов)

19

Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений

5



различного типа. Установление в сложных





предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст


20

Состав предложения

Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в

5


(проверочная работа)

предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями


III


Текст (3 часа)

21

Работа с текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его призна-

3


(проверочная работа)

ками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста


1. Планирование контроля.

Проведение ире- и пост-тестов (письменные ответы на задания тестового типа).



№ раздела по теме

Тема

Месяц

№6

Словообразование

октябрь

№ 10

Словоизменение

декабрь

№ 18

Согласование

март

№21

Предложение, текст

апрель


2. Список литературы:

для учителя

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.

  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.

  3. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004

  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

  5. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

  6. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» ACT, M., - 2002г.

  7. Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.

  8. Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.- глава 6 - М., 2004г

  9. Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.

  10. Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией

  11. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

  12. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.

  13. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

  14. Трубникова. Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.

Для ученика

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.

  2. Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь работать со словом»., М., 2006.

  3. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.

Приложение

Содержание приложения:

  • Диагностика речи (сентябрь)

  • Диагностика письменной речи (май)

  • Проверочная работа № 1

  • Проверочная работа № 2

  • Проверочная работа № 3


Диагностика речи (сентябрь)


ПРОТОКОЛ

индивидуального логопедического обследования

Дата обследования___________________________ Логопед _________________________________________

ФИО _______________________________________________________________________________________

Дата рождения ___________________Где проходил д/ш подготовку? _______________________________

ИО родителей _______________________________________________________________________________ Адрес _______________________Телефон _______________ Возраст во время обследования ___________

Состояние здоровья: зрение ________слух _________ Возраст на момент поступления в школу________

Наличие хронических заболеваний______________________________________________________________


Состоит ли на учете ( у кого?) __________________________________________________________________

  1. Фонематический анализ

1) Отобрать картинки по первым звукам слов (12 картинок). Баллы _____________

Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С


2) Придумать слова, которые начинаются со звуков: Баллы______________

р

с

ш

п

д

т








3) Повтори фразы (объем слухоречевой памяти): Баллы _____________

(14 сл.) Часы висят на стене. Чашка стоит на столе. ________________________________________________

(16 сл.) Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы. _______________________________________

(18сл.) Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. _______________________________________

Баллы _____________

2. Нарушение звукопроизношения:_________________________________________________________


3. Аналитико-синтетическая деятельность:

4) Звуковой (позиционный) анализ слова СЛОН. Баллы ___________

Первый звук_______, последний звук ______ , гласный_______,

5) Повторить слова (слоговой анализ): Баллы ___________

Сковорода ___________________________ Строительство ___________________________

Кинотеатр ___________________________ Фотографироваться ________________________

Милиционер _________________________ Велосипедист _____________________________


6) Грамматические представления. Исправить ошибки: Баллы_____________

Согласование слов.

Красивый машина стоит перед дома. _________________________________________________________

Мальчик пишет шариковый ручка.


7 ) Времена глагола. Баллы_____________

Девочка вчера будет читать книгу. ___________________________________________________________

Ты был там завтра? ________________________________________________________________________

Все старики когда-то молодыми будут. _______________________________________________________


8) Произвольное внимание и переключаемость Баллы____________

Повторить цифровой ряд 3 6 8 9; в обратном порядке. _____________________________________

4. Изобразительно-графические способности. Срисовать геометрические фигуры. Баллы_________

9) Ведущая рука _________________________
















5. Развитие функционального базиса:

10) Латерализация . С закрытыми глазами выполнить задания. Баллы__________

Левой рукой дотронуться до правого уха._______________________________________________

Правой рукой показать правый глаз. ___________________________________________________


11) Динамический праксис. Баллы__________

Повторить серию «Кулак – ладонь» __________________________________________________


12) Сукцессивные способности. Баллы__________

Времена года. _____________________________________________________________________

Дни недели. _______________________________________________________________________


13) Повторить ритмы: простой ( Х ХХ, ХХ Х) ___________________ Баллы __________

сложный ( Х ХХ ХХХ, ХХХ ХХ Х)____________


  1. Словарный запас.

14) Назвать предметы одним словом. Баллы __________

_________________ ________________ ________________ мебель овощи

куртка яблоко самолет _____________ ____________

шарф груша автобус _____________ ____________

платье апельсин мотоцикл _____________ ____________

брюки лимон корабль _____________ ____________


15) Назови предметы Баллы __________


Тарелка

Блюдце

Миска

Чашка

Стакан

Кружка

Стул

Табурет

Кресло











16) Игра «Наоборот» (знание антонимов) Баллы ___________

чистый - ___________________ длинный - ______________________

веселый - __________________ низкий - ______________________

умный - ____________________ узкий - ________________________

7. Связная речь. 17) Рассказ по серии из 3 картинок: Баллы____________






Вывод:



Чтение: а) прочитать буквы А О У Э Ы Я Ё Ю Е И ________ Т Н К С П ________

б)прочитать фразу: Папа купил шкаф, стол и два стула. __________________________________________________________________________________

в) пересказать;

Общее впечатление :

Ребенок: активный, гиперактивный, заторможенный;

Эмоционально устойчивый, эмоционально лабильный (капризный, импульсивный, тревожный, замкнутый, обидчивый),

Учебную помощь принимает легко, с затруднением, по-разному.

Заключение логопеда:

Диагностика письма – 1 класс (май).


Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:

  • способности к символизации;

  • фонемного анализа и синтеза;

  • метаязыкового анализа и синтеза, т.е. вычленения или объединения единиц речи.

1 тест

Написать под диктовку заглавные (большие) буквы.

Т П Б В Д Г Р У Ч Е З Н Ю


1. Ошибка в написании деталей – 1 балл.


2 тест

Написать под диктовку слова (Слово произносить один раз).

Луна, книга, белка, машина, деньги, роща.


1.Ошибка – 1 балл.


3 тест

Исправить ошибки, списать правильно.

Коска попешала са мышгой.

Задание для предварительного разбора:

Сопака лешала во творе.


1.Неисправленная ошибка –1 б.

2.Неправильно исправленная ошибка – 1 балл.


4 тест

Соединить слоги в слова, списать правильно.

Со ба ка ле жит о ко ло д е ре ва.

Задание для предварительного разбора:

Де воч ка иг ра ла воз ле до ма.


1.Ошибка в соединении слогов – 1 балл.


5 тест

Отделить слова друг от друга вертикальной чертой, списать правильно.

Белкажилавдупле.

Задание для предварительного разбора:

Птицапоётпесню.


1.Ошибка в вычленении слов – 1 балл.


6 тест

Отделить предложения друг от друга вертикальной чертой. Списать правильно.

Наступила весна прилетели птицы выросла зелёная трава.

Задание для предварительного разбора:

Наступила зима пошёл снег.


1. Выделено 1 предложение – 1 балл.

2.Неправильно выделены предло-жения – 2 балла

2. Нет большой буквы или точки в нужном месте при списывании– 1 балл.


7 тест

Списывание – проверяется по всей работе

(3-6 тесты).


1.Каждая ошибка в словах– 1 балл.


8 тест

Каллиграфия – проверяется по всей работе.

1.Исправления, грязь – 3 балла.

2.Колебания в выборе букв –2 балла.

3. Нестабильный почерк – 1 балл.


Критерии оценки состояния письма:


0 – 3,5 балла - письмо в норме

4 - 7,5 баллов - проявления дисграфии

8 и выше - дисграфия







Инструкция к диагностике письма – 1 класс.


Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, запоминать, самостоятельно работать, ваше умение красиво и аккуратно писать.

Это не контрольная работа, а просто работа, которая покажет, чего вы достигли за первый год учебы в школе.

Постарайтесь писать, как можно лучше.


1 тест.

  • Запишите заглавные буквы через запятую.

  • Я буду называть букву, только один раз.

  • Если вы не помните, как писать букву, вместо нее поставьте точку.


2 тест.

  • Я буду диктовать слова так, как они пишутся, только один раз.

  • Слушайте, запоминайте.

  • Пишите слова через запятую.


Работаем в карточках.

3 тест.

  • Прочитайте предложение так, как оно написано на доске:

Сопака лешала во творе.

  • Надо исправить согласные, которые не подходят к этим словам.

  • Зачеркиваем неправильную согласную, сверху пишем правильную букву.

  • Теперь выполняем самостоятельно похожее задание в карточке.

  • Когда найдете все ошибки, спишите предложение правильно.


4 тест.

  • Прочитайте слоги, написанные на доске:

Де воч ка иг ра ла воз ле до ма.

  • Надо карандашом соединить слоги в слова (провести горизонтальную черточку).

  • Выполните самостоятельно похожее задание в карточке.

  • Спишите предложение правильно.

5 тест.

  • Прочитайте то, что написано на доске:

Птицапоётпесню.

  • Отделите карандашом одно слово от другого(провести вертикальную черточку).

  • Выполните самостоятельно похожее задание в карточке.

  • Спишите предложение правильно.


6 тест.

  • Прочитайте текст, написанный на доске:

Наступила зима пошёл снег.

  • Отделите карандашом одно предложение от другого (вертикальной чертой).

  • В начале предложения напишите большую букву, в конце предложения поставьте точку.

  • Выполните самостоятельно похожее задание в карточке.

  • Спишите текст правильно.

Проверочная работа №1 (раздел «Словообразование»)


1. Выдели одинаковую часть в словах

Кот, , котята, котёнок.

Лист, листок, листочек.

  1. Преврати большие предметы в маленькие с помощью волшебников -ик-,-ищ-,-ин-.

Рука, нога, дом, стол, нос, усы, кот.

Проверочная работа № 2 (раздел «Словоизменение») 1. 1. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.




Лошадь - седло Собака - цепь


БЕЗ ЧЕГО?

Кастрюля - крышка Машина- руль



Корабль - паруса

-

2. Прочитай пары слов и составь с ними предложения. Образец: петух -
забор, Петух сидит на заборе.

Девочка - дверь, мальчик - брюки, бабочка - колокольчик.


Проверочная работа № 3

1. Составь предложения и запиши их в тетрадь.

Лампу, стола, со, убрали.

Кошка, котенком, спят, с, на, крыше.

В, мы, видели, со, слона, слоненком, зоопарке.

Проверочная работа №4 (Дифференциация оппозиционных согласных,
текст)

/. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета.

Первая прогулка

На тропинку из кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним

второй цыпленок. А потом и цыплята. Вот показалась мама-курица. Она

посмотрела по сторонам и повела своих цыплят на прогулку.

2. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши
последнее предложение.

Лето

Вот лето. Митя с отцом на сенокос. Весь день мальчик. Пока

папа траву, Митя ягоды в лесу, — рыбу в ближайшем пруду, в душистом

сене. Вечером они домой. Счастливый Митя с жаром обо всем маме.



Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников
  • Логопедия
Описание:

 

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (дисграфия, обусловленная ОНР-3 уровня). Информированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой фор­ме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Программа разработана на основе материала Е.В.Мазановой "Коррекция аграмматической дисграфии". Она может быть реализована в работе с младшими школьниками с речевыми нарушениями.

в программу внесены следующеу разделы:

1. Пояснительная записка

2. Сводная таблица по видам контроля

3. Календарно-тематическое планирование

4. Приложение

Автор Проворова Ирина Вениаминовна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Планирования
Просмотров 1723
Номер материала 6659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓