Главная / Логопедия / Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей с тяжелой речевой патологией

Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей с тяжелой речевой патологией











Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей с тяжелой речевой патологией


реализуемая учителем-логопедом


Е.А. Баландиной














1. Пояснительная записка.

Программа предназначена для коррекции нарушений речи дошкольников с диагнозом ОНР, ФФНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни), фонетико-фонематическом недоразвитии в разных возрастных группах детского сада.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.


2 Нормативные документы:

-«Дошкольное образование России в документах и материалах».
Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.Министерство образования РФ, Москва, 2001 г.

- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах- психологах»
(о продолжительности рабочего дня учителя- логопеда)
с. 137 – 140.

-Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях, с. 220-221.

- Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1.
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 13.01.96г. №12 – ФЗ.

- Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.
ж/л «Вестник образования» № 10 – 1996 г.

- Конвенция о правах ребенка. ж/л «Вестник образования» №10 – 1991г.

- Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ж/л «Вестник образования» 1999 г.
-«Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка». Ж/л "Вестник образования" №16 – 2000 г.

- Должностные обязанности учителя-логопеда


3.Основная цель логопедической работы:

Создание единого коррекционно-образовательного пространства в семье и ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников.



4.Задачи:

4.1 Проведение ежегодного логопедического обследования детей группы, определение динамики речевого развития каждого ребенка.

4.2 Составление индивидуального коррекционно-развивающего плана работы каждого (совместно с воспитателем).

4.3 Организация коррекционно-развивающего процесса в

группе:

- развитие тонкой моторики рук;-

-формирование фонетического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

-обогащение словарного запаса;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие слоговой структуры речи;

-развитие просодической стороны речи (темпа, ритма, голоса, выразительности);

-формирование связной речи;

-обучение грамоте;

-совершенствование психологической базы речи (внимания, памяти и мышления).

4.5. Профилактическая работа и пропаганда

логопедических знаний:

-участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций по вопросам коррекции недостатков речи;

-индивидуальные консультации;

-показ открытых занятий с детьми;

-ведение индивидуальных логопедических тетрадей.


5. Принципы

Логопедическая работа строится на основе общих педагогических принципов, имея свою специфику.

5.1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип) Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее.

5.2. Комплексность

Таблица 1 «Проблемное поле развития детей»

Физическое развитие

Развитие познавательной сферы личности

Развитие эмоионально-волевой сферы личности


Познавательные процессы

Речевое развитие


- недостаточное развитие мелкой моторики;

- недостаточное развитие мелкой моторики;

- недоразвитие артикуляционного аппарата.

НАРУШЕНИЕ:



- мышления;

- внимания;

- памяти;

- воображения;

- ощущения



звукопроизношения;

лексико-грамматической стороны речи;

фонематического восприятия; несформированность фразовой речи;

ограниченность словарного запаса;

нарушение понимания обращенной речи.


- проявление агрессивности;

- повышенная тревожность;

- проблемы коммуникативного взаимодействия;

- низкая произвольная регуляция деятельности;

- бедность социального опыта ;

- несформированность базисного доверия к миру, осознания собственного «Я».

Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.

5.3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.

5.4. Опора на сохранное звено Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5.5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать


5.6 Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении.

5.7.Поэтапность.

Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

  • диагностика(обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)

  • коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка Органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.

  • оценка и контрольоцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецедивов.

5.8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален.

5.9. Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих.


6. Направления деятельности:

Программа фронтальных логопедических занятий имеет следующие направления:

- формирование лексико-грамматических категорий;

- развитие связной речи;

- развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;

- обучение грамоте


7. Наполняемость групп и периодичность логопедических занятий.

Наполняемость группы –10-14 детей.

(Группы формируются с учетом специфики речевого диагноза)


Нарушение речи

Периодичность занятий

Наполняемость групп

ОНР

4 раза в неделю третий период обучения – 5 раз в неделю

5-6 человек

ФФНР

4 раза в неделю третий период обучения – 5 раз в неделю

5-6 человек


Индивидуальные занятия с детьми проводятся ежедневно – 15 минут.

Подгрупповые занятия проводятся ежедневно (с учетом группы нарушенных звуков) , подгруппы детей формируются по 2-3 человека.


8.Взаимодействие с воспитателем:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей,
а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Функции воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.


9.Взаимодействие с семьей:

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Изучение семьи

  • жилищные условия семьи;

  • возраст, образование матери и отца ребёнка;

  • супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);

  • состав семьи и структура родственных связей ;

  • полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

  • поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.

  • Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы

  • (коллективные формы работы):

- Родительские собрания;

- Консультации, семинары;

- Стендовые консультации

- Фронтальные открытые занятия

-Видеотека


Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы

(индивидуальные формы работы)


- Индивидуальные практикумы;

- Домашняя библиотечка

- Записки- рекомендации

- Индивидуальные беседы

- Просмотр индивидуальных занятий

-Тетрадь для домашних заданий


10. Взаимодействие с психологом:

Коррекция психических процессов детей

11. Взаимодействие с медицинским работником:


- изучение медицинских карт;

-своевременное медикаментозное лечение по назначению психоневролога












12 .Учебный план логопедической работы с детьми старшей специализированной группы (ОНР,ФФНР, первый год обучения )




















Коррекционно-логопедическая работа ведется по программе:


- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая, группа детского сада)»;


Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006352 с.

ISBN 5-89814-356-4


С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.


На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.


На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.


На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.




На индивидуальных занятиях с детьми проводится:


1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);


2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);


3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);


4. Постановка звуков разными способами;


5. Автоматизация звуков в речи;


6. Дифференциация звуков в речи;


7. Обогащение словарного запаса;


8. - закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.











ПЕРИОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Содержание Этапов работы по преодолению речевых трудностей

Количество занятий (нед.)

Период 1

Сентябрь, октябрь, ноябрь


Адаптация к условиям специализированной группы



Диагностика речевых навыков


Фронтальные



Подгрупповые



Индивидуальные


(2 первых недели сентября)


(3-4 неделя сентября)


2 занятия в неделю

(25 минут)


25 занятий в нед

(15 минут)


25 занятий в неделю (15 минут)


Период 2

Декабрь, январь, февраль

Фронтальные




Подгрупповые



Индивидуальные

3 занятия

(25 минут)



20 занятий

(15 минут)


20 занятий

(15 минут)



Период 3

Март, апрель, май

Фронтальные




Подгрупповые




Индивидуальные

5 занятий

(25 минут)



15 занятий

(15 минут)


15 занятий

(15 минут)




13. Содержание образовательной программы


Учебно-тематический план логопедической работы с детьми старшей и подготовительной группы (ОНР, ФФНР)

Дети 1 год обучения ( для средней группы)

Период


Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Развитие понимания речи


Учить детей находить предметы, игрушки.

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».


Развитие активной подражательной речевой деятельности


Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию:

голосам животных;

звукам окружающего мира;

звукам музыкальных инструментов.


Развитие внимания, памяти, мышления


Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

II, III

Развитие понимания речи


Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).


Развитие активной подражательной речевой деятельности


Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).


Развитие внимания, памяти, мышления


Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.

Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

3 красных кубика и 1 синий;

кукла, клоун, Буратино — шапка;

шуба, пальто, плащ — шкаф;

красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)


В итоге логопедической работы дети должны научиться:

понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Дети 2 год обучения (либо 1-ый год, если обучение ребенок начал со старшей группы)

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь,октябрь, ноябрь, декабрь

Развитие понимания речи



Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.



Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка



Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).



Развитие самостоятельной фразовой речи



Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.

II, III Январь, февраль, март, апрель, май, начало июня

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка



Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).



Развитие самостоятельной фразовой речи



Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Заучивать короткие двустишия и потешки.

Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.



Развитие произносительной стороны речи



Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).

Лексические темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.



Дети 3 ий год обучения (либо 2 год – подоготовительная группа)

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка


Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи


Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.


Формирование произносительной стороны речи


Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II

Декабрь, январь, февраль,

Формирование лексико-грамматических средств языка


Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи


Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».


Формирование произносительной стороны речи


Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III

Март Апрель, май,

Формирование лексико-грамматических средств языка


Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

Уточнять значения обобщающих слов.


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи


Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);

с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).

Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложений:

простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).


Формирование произносительной стороны речи


Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»).



В итоге логопедической работы дети должны научиться:

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа;

владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.



Дети с ФФНР

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь,

Совершенствование произносительной стороны речи


Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л’], [j], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.).

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).

Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.


Развитие лексико-грамматических средств языка


Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка).

Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.

Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище). Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный).

Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный).

Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка).

Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий).


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи


Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.

Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами.

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета.

Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения.

Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Развивать произвольное внимание, слуховую память.

Закреплять понятия «звук», «слог».

Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д.

Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у — утка).

Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков.

Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: an.

Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак.

Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот.

Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па.

Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки.

Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые.

Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов.

Развивать оптико-пространственные ориентировки.

Развивать графо-моторные навыки.


Декабрь, январь, февраль,

III

Март Апрель, май,

Совершенствование произносительной стороны речи


Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л’], [j], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.).

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).

Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.

Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.


Развитие лексико-грамматических средств языка


Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка).

Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.

Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище). Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный).

Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный).

Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.

Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка).

Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий).


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи


Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.

Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами.

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).

Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета.

Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).

Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения.

Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.

Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Развивать произвольное внимание, слуховую память.

Закреплять понятия «звук», «слог».

Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д.

Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у — утка).

Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков.

Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: an.

Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак.

Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот.

Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).

Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па.

Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки.

Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые.

Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов.

Развивать оптико-пространственные ориентировки.

Развивать графо-моторные навыки.


II

Январь, февраль, март, апрель, май

Совершенствование произносительной стороны речи


Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т’] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т. д.).

Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р’], [ч], [щ]).

Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски.


Развитие лексико-грамматических средств языка


Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы).

Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище).

Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).

Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов.

Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).

Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный).

Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи.

Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже.

Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи (молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать).

Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — веселый — веселиться — веселящийся).

Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками).


Развитие самостоятельной фразовой речи


Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними.

Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения.

Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:

с распространением предложений;

с добавлением эпизодов;

с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета).

Заучивать стихотворения, потешки.

Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении).

Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин.

Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами.

Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих.


Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения


Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки.

Совершенствовать графо-моторные навыки.

Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук».

Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.

Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] — [ш], [с] — [з], [п] — [б] и т. д.).

Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации.

Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.

Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот).

Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.

Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.

Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).

Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать.

Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).

Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.

Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.



В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

свободно составлять рассказы, пересказы;

владеть навыками творческого рассказывания;

адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

фонематическое восприятие;

первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

графо-моторные навыки;

элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).



13. Методическое обеспечение образовательной программы:

13.1 Методические разработки – издания, содержащие конкретные материалы в помощь педагогам,

13.2 Альбомы – издания, содержащие рисунки, фотографии, картинки, сопровождаемые краткими пояснительными текстами и предназначенные для учебных целей. восприятия и понимания изображененного.

13.3 Рабочая тетрадь. В рабочей тетради ребенок сам или с помощью родителей рисует, штрихует, обводит контуры предметов, раскрашивает и т.д.

13.4 Тетради для закрепления произношения звуков (серия тетрадей по закреплению произношения звуков (авт. Н.В. Гальская). Стихи, чистоговорки, веселые рисунки, помещенные в таких тетрадях, делают трудную для ребенка работу по исправлению звукопроизношения интересной и увлекательной.

13.5 Карточки-картинки незаменимы на занятиях по развитию и коррекции речи, они помогают обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, выполнять группировку, классификацию изображенных предметов.


14. Документация учителя-логопеда.


Учитель-логопед ведет следующую документацию:

- Планы работы: перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

- Список – протокол зачисления воспитанников в группу и выпуска;

- Речевая карта на каждого воспитанника группы;

-Индивидуальная тетрадь для занятий и взаимосвязи с родителями;

- Тетрадь взаимосвязи с воспитателями;

- Журнал консультаций;

- Отчет логопеда.

15. Литература


1.Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 352 с.


2. Филичева,Т.Б Чиркина. Г.В. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая, группа детского сада)»;





Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей с тяжелой речевой патологией
  • Логопедия
Описание:

Программа предназначена для коррекции нарушений речи дошкольников с диагнозом ОНР, ФФНР.

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни), фонетико-фонематическом недоразвитии в разных возрастных группах детского сада.

      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

      Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

 

      В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Автор Баландина Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1159
Номер материала 25835
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы