Главная / Биология / Программа клуба «Родничок» 5 класс

Программа клуба «Родничок» 5 класс

Программа клуба

«Родничок»

В современных условиях экологическому образованию предстоит сыграть важную роль - сформировать новую личность, умеющую жить в гармонии с природой, обществом и собой, человека, обладающего экологическим мышлением, экологической нравственностью. Важнейшее место в системе экологического образования и воспитания детей принадлежит школе, учителям, способным к организации систематического процесса формирования экологической культуры учащихся, их ответственного отношения к окружающему миру.

В школе создаются условия для реального воплощения идей экологического образования и воспитания учащихся. Осуществляют поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии экологического образования и воспитания учащихся. Поэтому, для целенаправленного экологического просвещения в школе вместе с детской районной библиотекой организован клуб «Родничок.

Цели и задачи клуба


  1. Расширить и углубить усвоения основных положений, программ по биологии, географии, экологии.

  2. Повысить уровень теоретической и практической подготовки детей в области экологии.

  3. Совершенствовать практические и умения и навыки исследовательской и природоохранной деятельности, полученные на уроках и во внеклассных мероприятиях.

Развивающие:

  • Развивать способности наблюдать живой объект в многообразии жизненных проявлений

  • Создавать условия для развития элементов личной позиции ребенка в решении экологических проблем.

  • Развивать экологический кругозор детей овладения навыками простейших методов экологических исследований.

  • Развивать у детей чувство причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.


Методические:

  • Создать условия для экологического образования детей, с этой целью.

  • Организовать самостоятельную исследовательскую и художественно творческую работу – индивидуально и в группах.

  • Проводить беседы, конкурсы, викторины и другие мероприятия для пропаганды экологического воспитания.

  • Использовать в работе различные методы исследования: наблюдение, измерение, моделирование, проектирование, эксперимент, анализ причинно- следственных связей.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование экологической культуры школьников

  • Воспитание патриота и гражданина

  • Способствовать развитию социальной активности детей, предоставить детям возможность повысить значимость своей деятельности.


План мероприятий клуба «Родничок»

Февраль.

Экологический час « Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда».


Март.

Викторина ко дню кошек «Мой ласковый и нежный зверь».


Апрель.


Игровая программа ко дню птиц «Пернатые друзья».


Май.


Экологическая игра « Тайны и загадки природы».


Сентябрь.

Экологический урок на тему « С мечтой о море».


Октябрь.


Конкурс для любителей собак « Мой друг».


Ноябрь.


Урок экологии « Жалобная книга природы».


Декабрь.


Познавательная программа о лошадях « Тройка мчится, тройка скачет.»











Ко дню домашних животных (30 ноября).


Здравствуйте, ребята! Сегодняшнюю встречу мы посвятим домашним животным. Каких дом. жив-ных вы знаете?

( Кошка, собака, коза, овца, свинья, гусь, козел, петух, куры, утки, лошадь, баран, индюк, пчелы и др.)

Многие дом. жив- ные живут с человеком очень давно – несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, сделали своими надежными помощниками и друзьями. Дом. животные дают человеку молоко, яйца, мясо и шерсть, мёд, пух. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю, путешествовать. Трудно было бы человеку без дом. животных , а может быть без них он просто бы не смог выжить. Сначала мы о самых известных и всеми любимых дом животных – кошках и собаках.

Кошка.

Происхождение кошачьих имеет многовековую историю. Около 30- 35 млн. лет тому назад достигли большого разнообразия и широкого распространения древние хищники семейства вивиеровых. Некоторые из них послужили исходными формами современных видов дом. кошек.

Неоспоримые доказательства мирного сосуществования кошки с человеком относятся к Древнему Египту, где кошки представлены в гравировках и росписях, сделанных в 3-м тысячелетии до н.э. Это явное свидетельство, что животное играло большую роль в религиозной культуре египтян. Конечно, кошка могла ловить грызунов, которые опустошали египетские зернохранилища, но, как ни странно, была приручена не из за своей способности охотника. С самого начала ей предназначалась роль объекта культа, религиозного символа или даже божества.

Без сомнения, дом. кошки – это самые многочисленные и распространенные представители кошачьих. Кошки опекались и охранялись египтянами, которые запретили торговлю кошками и их экспорт. Первые кошки достигли средиземноморских берегов незаконно с торговыми судами и древнеримскими легионами.

Когда в 6-м веке н.э. кошки попали на Восток, их радушно приняли. В домах стали держать по нескольку кошек.

А в Европе кошка появилась лишь в 5- 7м веках и по началу были большой редкостью. За их убийство или кражу грозило суровая кара. В те времена европейские страны страдал от набегов крыс и мышей, поэтому кошки быстро распространились по всей Европе. Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.

Собака.

Много тысяч лет тому назад дикая собака подошла к костру первобытного человека и стала его верным другом. Человек кочевал с места на место, добывая средства к существованию. Помогала ему в этом собака, великолепное чутье которой, быстрота ориентации делали её неоценимым союзником людей. Разнообразие человеческой деятельности, в которой собака находит применение, и направленный отбор привели к выведению необходимых пород.

В переводе с греческого « киноз» - значит собака. Впервые изображения борзых с явными признаками одомашнивания появились в Древнем Египте. Именно там четвероногие питомцы пользовались наибольшим почетом и уважением. Когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур. Тело умершего пса бальзамировали и торжественно относили на специальное кладбище.

В Германии в средние века собака, особенно черная вызывала суеверные чувства: немцы полагали, что они состоят в близком родстве с чертом.

В Англии во 2- м столетии н.э. стоимость гончей приравнивалась к цене раба.

В древние века персы использовали собак в боевых порядках своих войск.

А в Древней Руси собака также была одним из самых почитаемых животных – за её кражу налагался большой штраф. Это правило действовало с 6-го века, когда Ярослав Мудрый издал первый свод законов.

С приходом цивилизации и ростом городов мир живой природы становится для людей всё недоступнее. А ведь без ощущения своей причастности ко всему живому на Земле человеку становится холодно и неуютно. Так в доме появляются комнатные растения и домашние животные.

А теперь давайте проверим хорошо ли вы знаете дом. животных.



Блиц вопросы.


  1. Порода дом. птиц , выведена лично бабой- Ягой. Ловят и доставляют хозяйке на ужин непослушных детей. ( Гуси- лебеди )

  2. Сын златогривой кобылицы. Неказист, но очень умен, говорит стихами и даёт своему хозяину дельные советы. ( Конёк – горбунок).

  3. Кот, мелкий мошенник, имеет привычку сеять чужие денежки на Поле Чудес. Любит притворяться добрым и слепым. ( Кот Базилио ).

  4. Личный кот дяди Фёдора. Экономист . ему бы в министерстве работать. Завел себе корову, пьёт молоко и ест сметану. ( кот Матроскин )

  5. Непослушный щенок девочки Элли. Из за него она не успела спрятаться, когда налетел ураган, который поднял их домик и сбросил прямо на колдунью Гингему. ( Тотошка )

  6. Главный министр подземной страны, которого мальчик Алёша спас от неминуемой смерти. ( Чёрная курица )

  7. Древнерусский кот. Композитор – песенник. Автор множества колыбельных песен, убаюкает кого хочешь.( кот Баюн )

  8. Кто является стражем Дадонова царства? ( Золотой петушок )

  9. Простая работница сельского хозяйства создаёт изделие из драгоценного металла. Её хозяева пробуют его на прочность. Внезапно появляется некто и разбивает ценное произведение. Кто этот злодей? ( мышка )

  10. Квартет дом. животных под управлением юноши, влюблённого в принцессу. Что это за животные? ( кот, петух, пёс, осёл. « Бременские музыканты».)


Молодцы справились с первым заданием. А теперь …


« Зашифрованная плетёнка»

Половина букв в плетёнке «выпали». Вы должны, применив логику отгадать слово по оставшимся буквам.




По горизонтали:


К


Р


Ц



О


О


А

Л


Ш


Д



О


А


А

К


О


И



( Курица, корова, лошадь, собака, кролик)


По вертикали:



И


К


Щ

Е


А


О



Д


Ш


Н

У


А


Ё



К


А


К


( Петух, индюк, баран, кошка, козёл, щенок.)

Викторина « Про кого так говорят ?»


В повседневной жизни мы часто слышим сравнения с животными. Давайте отгадаем про кого так говорят :

  1. Упрямый как …( баран, осёл)

  2. Ласковый как …(котёнок)

  3. Лохматый как…(пёс)

  4. Бородатый как…( козёл)

  5. Кроткая как…( овечка)

  6. Надутый как…( индюк)

  7. Грязный как…(поросёнок)

  8. Злой как…( собака)

  9. Работает как… (лошадь, вол)

10 . Пёстрый как… (попугай)

11. Драчливый как… ( петух)

12. Трудится как …( пчёлка)

А сейчас проверим вас на внимательность.

Загадки – обманки. Будьте внимательны, эти загадки не простые, с подвохом.


Знает даже и малыш

Что Матроскин это –… ( не мышь, а кот)


Это правда, а не враки:

Мягкий пух дают нам… ( не раки, а гуси)


Клюв и шпоры есть для драки,

Петушатся очень… ( не раки, а петухи)


Во дворе, за домом хлев

По утрам мычит там … (не лев, а корова)


Подрастёт щенок потом

Станет верным он … ( не котом, а псом)


А у нас чуть раньше срока

Родила котят… ( не сорока, а кошка)


Звонко цокают подковы

На копытах у … ( не коровы, а коня)


Червяков клюют и крошки

Во дворе, за домом … (не кошки, а куры)


Будят песней утром рано

Всю деревню два … ( не барана, а петуха)

А теперь у меня вот такое вам задание. Нужно собрать стихотворение по порядку. Я раздам вам листочки с номером, а вы должны по порядку прочитать стихотворение о наших любимцах.

1.

Едва мы чуть -чуть обогнали мартышку.

К высотам прогресса направив шаги,

2.

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордашка, хвост и четыре ноги.

3.

Порою с пути нам случается сбиться.

Кругом темнота и не видно не зги.

4.

Но нам не дадут насовсем заблудиться

Мордашка, хвост и четыре ноги.

5.

Пусть в чаще свирепые хищники воют

Тебе не страшны никакие враги,

6.

« Не бойся, мы рядом !» - тебя успокоят

Мордашка, хвост и четыре ноги.

7.

А если порою тоска тебя гложет

( Бывает такая тоска, хоть беги )

8.

Поверь, что тебе никто не поможет как

Мордашка, хвост и четыре ноги.

9.

Маленечко мяса, маленечко каши…

Короче, влезать не придётся в долги !

10.

Матрасик в углу. И вот они наши

Мордашка, хвост и четыре ноги.







Собаки, кошки, лошади, коровы… Как часто мы их видим, как хорошо их знаем! И всё же не всегда представляем себе какую решающую роль они сыграли в истории человечества.

А ведь без домашних животных люди просто бы не смогли существовать. Далеко не все знают, что животные , которых изучают различные специалисты, остаются во многом загадочными.

Об истории собак и кошек, лошадей, коров и других дом. жив- ных , об сложном и долгом пути к человеку, об использовании дом. жив-ных в самых разнообразных областях деятельности людей, об удивительных открытиях и о взаимоотношениях людей с дом. жив- ными – обо всём этом вы всегда см

Экологический час

«Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда».


Добрый день, дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча будет посвящена водным ресурсам и их обитателям. Ведь большую часть нашей планеты занимает вода. В океанах содержится 97% всей волы Земли, в ледниках 2%, оставшиеся 1% - это реки и озёра.

¾ всей поверхности Земли покрыто водой.

В России много рек и озёр. Кажется, что воды хватит всем и навсегда. Но как мы относимся к этому богатству? Очень неразумно: строим плотины, запруды. Распахиваем землю до самого берега, уничтожаем кустарники и леса, что приводит к загрязнению наших рек. А ещё нужно припомнить стоки с заводов, ядохимикаты с полей, мытьё автомобилей в реке, канализационные стоки, мусорные свалки. И так далее. Но что попусту печалиться и возмущаться? Лучше пусть каждый из нас будет делать для нашей земли что может. Сейчас вы ещё учитесь в школе и что вы можете сделать – это больше узнавать о жизни на нашей планете. Грамотный, знающий человек скорее поймёт, что природе во вред, а что – в помощь. А чтобы вам не было скучно получать знания, мы с вами поиграем и заодно узнаем много интересного. Для этого нам нужно сформировать 3 команды по 6 человек. (Набираются команды.)

В каждом конкурсе и в каждой игре будет ПОБЕДИТЕЛЬ; участник, занявший 2 МЕСТО и ПРОИГРАВШИЙ. Участник, занявший 1 место, приносит своей команде 3 очка, 2 место – 2 очка, а проигравший – 1утешительное очко. По окончании этого мероприятия мы узнаем команду- победителя. Итак, начинаем.

Я вызываю по одному игроку от каждой команды. Им предстоит попробовать свои силы в игре «Ловцы жемчуга». За каждый правильный ответ участники получают 1 очко. Победит участник, набравший наибольшее количество очков.


Игра « Ловцы жемчуга»


  1. В одной известной басне И.А. Крылова раку и щуке груз помогал тащить…

А) Гусь Б) Утка

В) Лебедь Г) Пеликан


  1. Как в сказке « Золотой ключик» называется харчевня, где обедали лиса Алиса, кот Базилио и Буратино?

А) «Трёх карасей» Б) «Трёх пескарей»

В) «Трёх лещей» Г) «Трёх окуней»


  1. Эта утка ( показать) имеет такое же название, как и фамилия известного русского писателя:

А) Толстой Б) Гоголь

В) Даль Г) Бунин


  1. Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С.Я.Маршака ?

А) Щука Б) Краснопёрка

В) Карп Г) Сазан


  1. Одного из персонажей « Поднятой целины» М. Шолохова звали…

А) Губарь Б) Носарь

В) Щукарь Г) Карасятник


  1. Какой сказочный персонаж ловил рыбу собственным хвостом?

А) Заяц Б) Лиса

В) Волк Г) Медведь


  1. В одном из произведений М. Е. Салтыкова - Щедрина пескарь был…

А) Премудрым Б) Прекрасным

В) Предприимчивым Г) Преуспевающим


  1. Как называется известная повесть А. С. Грина?

А) «Летящая над водой» Б) «Плывущая по морям»

В) «Идущая по берегу» Г) «Бегущая по волнам»


  1. Как называется подводная лодка капитана Немо в романе Ж. Верна «20 тысяч лье под водой» ?

А) «Спрут» Б) «Каракатица»

В) «Наутилус» Г) «Аргонавт»




10. Как называется остров, мимо которого проплывали корабли в царство славного Салтана ?

А) Буян Б) Буран

В) Туман Г) Дурман


( Итоги конкурса.)

А теперь мы поиграем в игру « Чудесный остров» ( она похожа на телеигру « Поле чудес».)

«Чудесный остров»


  1. Так в старину называли морской залив. ( Подсказка: так называется стихотворение А. С. Пушкина) (Лукоморье- 9букв)


  1. Человек, который пьёт много воды или чая.(Водохлёб – 8букв)


  1. Древний сосуд для воды, которого изображали в виде зверя, птицы или всадника. (Подсказка: Теперь этим словом обозначают знак зодиака в гороскопе.)( Водолей – 7 букв)


  1. Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.(Заводь – 6 букв.)


  1. В славянской мифологии – сказочный старик, живущий в воде, её хозяин. ( Водяной – 7 букв.)

А теперь мы разомнемся и проверим кто у нас самый ловкий.

Игра « Спасение утопающего»

Правила игры: игроки пытаются поймать ртом яблоко из таза с водой. Кто сделает это быстрее, тот и получает балл. ( таз, яблоки- 3шт.)


Вопросы на тему водных ресурсов.


Это задание для капитанов команд.

  1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? ( 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.)

  2. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море)

  3. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? ( озеро Байкал)

  4. Как называются начало и конец реки? ( Исток и устье)

  5. В роднике вода – всегда . А откуда она в нём? ( родник питают подземные воды.)

  6. У какого водоёма бывают рукава?( У реки – притоки )


Конкурс рисунков «что спрятано на дне океана?»

На эту тему каждая команда должна нарисовать совместными усилиями рисунок. Рисунок предоставляется на суд жюри.


Кроссворд «Морские обитатели».

  1. Пять морских ежей схватила

Я в подводной глубине

И спокойно проглотив их

Ярче вспыхнула на дне.

( Звезда морская)

  1. В порыве гнева штормовой бросок

Его швырнул с волною на песок

Он щупальца тянул и извивался,

Присосками на камни наползал

И раздувался, выпучив глаза…

(Осьминог)

3. Важна, степенна, холодна

А сквозь неё вода видна.

Лишь тронь – дрожит!

Возьмёшь – скользит !

Куда волна – туда она.( Медуза)

  1. Глазастая, зубастая

Хвостом виляет

В океане промышляет.

( Акула)


Подведение итогов. Награждение грамотами.





Кроссворд «Морские обитатели».




  1. Пять морских ежей схватила

Я в подводной глубине

И спокойно проглотив их

Ярче вспыхнула на дне.



  1. В порыве гнева штормовой бросок

Его швырнул с волною на песок

Он щупальца тянул и извивался,

Присосками на камни наползал

И раздувался, выпучив глаза…



3. Важна, степенна, холодна

А сквозь неё вода видна.

Лишь тронь – дрожит!

Возьмёшь – скользит !

Куда волна – туда она.



4. Глазастая, зубастая

Хвостом виляет

В океане промышляет.





Викторина ко дню кошек « Мой ласковый и нежный зверь».


Сегодня мы будем говорить о кошках. У кого дома живет кошка? А любите ли вы своих питомцев? Заботитесь о них? Хочу у вас спросить: а хорошо ли вы знаете повадки и характер своего любимца? Можете определить чего кошка хочет или просит у вас, какое у неё настроение? Сейчас мы проверим:

«Знаете ли вы кошачий язык».

  1. Кошка ласково мурлычит. Что это означает? ( у неё хорошее настроение.)

  2. Кошка мяукает. Что это значит? ( она либо приветствует вас, либо что то просит.)

  3. Кошка трётся об ноги – что это значит? ( она говорит вам « спасибо» или что то выпрашивает.)


Знаете ли вы, что кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и в разных странах к ней относились по- разному. В древности человек охотился на диких кошек, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное.

Родиной домашней кошки является Африка. В Древнем Египте кошку считали священным животным. Если кто то преднамеренно убивал хотя бы одну кошку, ему ждала смертная казнь. А если кошка умирала своей смертью, её оплакивали и осыпали дарами в виде высушенных мышей.

К кошкам всегда относились по- разному : одни народы любили и боготворили их, другие – считали помощниками нечистой силы. Всё это, конечно, выдумки. Кошка – обыкновенное ласковое домашнее животное, но с необыкновенными качествами. О некоторых из них вы расскажете сами.

1. Что вы можете сказать про кошачий слух?

Отв.: У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет где прячется добыча.

2. Хорошо ли кошки видят?

Отв.: У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины: у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета.

3. Зачем кошке усы?

Отв.: Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств являются усы. Благодаря им кошка ощущает малейшие колебания воздуха и ожжет уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.

4. Зачем кошки умываются ?

Отв.: кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то может остаться голодной.

5.Почему кошки мурлычут?

Отв.: Ученые выяснили, что различное мурлыканье отражает настроение кошки. Взрослые кошки чаще мурлычут, когда у них хорошее настроение.


А теперь мы проверим такие же ли вы ловкие, как наши любимцы. Как известно, кошки любят рыбу, но чтобы её добыть нужно постараться.

Конкурс « Кот – рыболов»

Трое участников по очереди ловят рыбу удочкой с магнитом. Даётся время. Музыка. Побеждает тот, кто выловил больше рыбок.


А теперь мы проверим сможете ли вы скопировать кошку.

Мне нужны два человека для сценки. Герои сценки Кошка и Мальчик.

Сценка «Кошка».

Мальчик: Говорит мне тихо кошка…

Кошка: Пожалей меня немножко!

Мальчик:

Не пойму я кошку эту.

Я ей тычу в рот конфету.

Я под самый кошкин нос

Лучший свой значок поднёс.

Я обнял её за шею –

Вот как я тебя жалею!

Ну чего ты хочешь, кошка?

Говорит она…


Кошка: Немножко,

Хоть немножко пожалей –

Отпусти меня скорей!

Да, ребята, кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что то потребуется – она сама придет к вам.

С давних пор кошка стала настоящим другом человека. Писатель Эрнест Хемингуэй имел больше 30 кошек, у Марка Твена их было 10, а один датский художник долгие годы рисовал только кошек. В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили зарплату в виде вкусного обеда. А знаменитый клоун Юрий Куклачев создал театр кошек. Эти умные и хитрые животные стали героями многих литературных произведений и мультфильмов.


Викторина « Кошки – это кошки!

  1. Какое художественное произведение о кошках может послужить рекламой страхования жилищ от пожара? ( « Кошкин дом» С. Маршака)

  2. Какую черту характера подметил Р. Киплинг в кошках? ( « Кошка, гуляющая сама по себе». Независимость.)

  3. Герой какого произведения стал зятем короля благодаря помощи кота? (« Кот в сапогах» Ш. Перро)

  4. Какой кот внёс большой вклад в фермерство в нашей стране? ( Кот Матроскин)

  5. Что должно произойти, согласно народной примете, если кошка умывается? ( должны прийти гости.)

  6. Какой кот постоянно носил чёрные очки? ( Кот Базилио.)

  7. В какой стране кошка является священным животным? ( В Египте.)

  8. Как называется минерал, поделочный камень, представляющий зелёную разновидность кварца? ( Кошачий глаз)


А теперь у нас творческий конкурс.

Конкурс « Художественный»

Я приглашаю сюда пятерых участников. Участники выстраиваются в ряд, очередному участнику завязываются глаза. Участник с завязанными глазами рисует то, что говорит ведущий и так по очереди делает каждый.

1й – рисует голову и уши кошки, но без мордочки. 2й – туловище кошки. 3й – рисует лапы, 4й – мордочку. 5й – добавляет к нарисованной картинке хвост.

Игровая программа ко дню птиц «Пернатые друзья».


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы посвятим нашу встречу птицам. Ведь птицы отмечают свой праздник 1 апреля.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они обитают и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Безусловно, птицы играют важную роль в жизни человека. Они уничтожают вредных насекомых, т.е. спасают наш урожай. Помогают обновлению леса. А хищные птицы, добывая в первую очередь больных и неполноценных животных, предотвращают распространение заболеваний и содействуют естественному отбору. А ещё птичье пение благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение.

Вот вы и узнали немного о птицах и их качествах. А теперь давайте поиграем в викторину «Пернатые друзья». Разделитесь на 2 команды и придумайте название своей команде, согласно нашей теме.

Сейчас я проверю вас на знание птиц. Каждой команде я буду задавать вопросы по очереди.

Первый вопрос команде «…».

Вопросы.

  1. Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»?

( Ворон)

Второй вопрос следующей команде. И т.д.

  1. Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. ( Иволга)

  2. Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушка)

  3. У каких птиц все пальцы между собой соединены перепонками? ( У водоплавающих: гуся, утки, баклана, пеликана и др.)

  4. Назовите любимое лакомство аистов. ( Лягушки)

  5. Кто является крылатым будильником? ( Петух)

Молодцы! На вопросы ответили верно. Значит, птиц вы знаете. А теперь мы узнаем, что вы знаете о жизни птиц.


Конкурс « Веришь – не веришь»

Я буду зачитывать вам факты из жизни птиц, а вы отвечайте: правда - это или нет.

( По очереди каждой команде.)

  1. Первая весенняя птица – скворец. Верно? ( Нет. Грач.)

  2. У сов, единственных из птиц, имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. ( Да.)

  3. Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. ( Нет. Питается мошками.)

  4. Весной пингвины могут взлетать на высоту до 2х метров. (Вообще не летают.)

  5. На юге Америки живет птица хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. ( Такой птицы не существует.)

  6. Клесты выводят птенцов зимой. ( Да.)

  7. Птичка оляпка может бегать по дну реки в поисках пищи. ( Да.)

  8. Вовремя ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой. (Нет.)

  9. У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. ( Да.)

10.Оперение птиц, живущих в клетках становится ярче. ( Нет. Наоборот.)

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Кроссворд.

  1. Длинным клювом тонким

Схватил лягушонка.

Капнет с клюва капля

Кто же это ?....

( Цапля)

  1. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

( Дятел)

  1. Эта птичка,

Птичка – невеличка

Желтенький жилетик,

Синенький беретик.

( Синица)

  1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

( Скворец)

  1. Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло.

( Сова)

Молодцы! Отгадали кроссворд. Птицы всегда населяли нашу Землю, находились рядом с человеком. Поэтому люди стали приглядываться к птицам и знали особенности той или иной птички и сложили про них пословицы. Я сейчас раздам каждой команде карточки с пословицами про птиц. Ваша задача: вписать пропущенные названия птиц.

Пословицы.

  1. Слово не воробей , вылетит – не поймаешь.

  2. Всяк кулик своё болото хвалит.

  3. Гусь свинье не товарищ.

  4. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  5. Старого воробья на мякине не проведешь.

  6. Синичка не величка, а птичка.


Молодцы, ребята, знаете пословицы про птиц.

А теперь конкурс «Подскажи словечко»

Игрок из одной команды достает загадку и читает её команде – сопернице, те отгадывают. И наоборот, по очереди.


  1. Лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

« здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись : « …….»

( Дятел )

  1. И в лесу, заметьте, люди

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа.

Очень уж суровы

Филины и …..

( Совы)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …..

( Снегири)

  1. Трещала с самого утра:

« пор-р- ра! Пор-р-ра!»

А что – пора ?

Такая с ней морока,

Когда трещит ….

( Сорока)

  1. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка - ……

( Воробей)

  1. Листья медленно с крон облетают

И мороз приударил в ночи

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой ….

( Грачи)


А теперь задание на смекалку.

«Весёлые превращения»

Здесь нужно подумать. Слушайте внимательно, можете записывать.

  1. Карманника сложи с местоименьем –

Получишь птицу с черным опереньем.

Ответ: Вор + она = Ворона


  1. Я по России протекаю,

Я всем известна. Но когда

Ко мне приставишь букву с краю,

Я птицей становлюсь тогда.

Ответ: Волга -> Иволга



  1. Первое – на земле валяется,

Второе – в Волгу вливается.

А целым птица называется.

Ответ: Сор + Ока = Сорока


  1. Полон зёрен – книзу гнётся

Буквы поменяй местами –

Эта птица в небе вьётся.

Ответ: Колос -> Сокол


  1. О нём вы вспомните тогда,

Когда вам надо полечиться.

Но поменяйте «В» на «Г» -

И слово в птицу превратится.

Ответ: Врач -> Грач


  1. Хоть мала я, но взгляни

Весь мир я отражаю.

А «К» на «Ц» перемени –

И по болоту зашагаю.

Ответ: Капля -> Цапля


  1. Если вы мне вместо «А»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

Ответ: Лебеда -> Лебедь


  1. Бредёт тот зверь едва- едва

И кричит: « Устал! И- а!»

Букву «С» на «Р» сменил

Быстрой птицей в небо взмыл.

Ответ: Осёл -> Орёл


И последнее художественное задание.

«Весёлые картинки»

Вам нужно нарисовать птичку с закрытыми глазами по очереди. Сначала рисует одна команда, затем другая. Чья птичка выйдет лучше, та команда за каждого участника получает бал. От каждой команды по 8 человек. Сначала 1- му игроку завязываем глаза и он рисует, первую деталь птицы. Затем 2- му – вторую деталь и так далее. Также с другой командой.

1 команда: 2 команда:

1. Туловище 1. Туловище

2. Голова 2. Хвост

3. Хвост 3. Лапки

4. Лапки 4. Голова

5. Клюв 5. Клюв

6. Глаз 6. Глаз

7. Хохолок 7. Крыло

8. Крыло 8. Хохолок


Подсчет очков. Вручение командам грамот.

Ребята, детская библиотека приготовила для вас выставку художественных произведений о птицах. Об их повадках, характерных особенностях и интересных случаях из жизни птиц. Приходите в библиотеку и читайте интересные книги. До свидания.









Экологическая игра «Тайны и загадки природы.»


Мы – земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли уникальна. И мы должны её беречь. Почему охрана окружающей среды стала одной из главных задач нашего времени? В эпоху научно – технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные и растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Её название происходит от греческих слов «эко» - жилище, местоприбывание и «логос» - наука. Т.е. наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания. Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между организмами на Земле, о том какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней. Тем более, что наша природа удивительно красива и многогранна. Природа хранит много тайн и загадок. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами откроется жизнь, таинственная и необычайная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир. И сегодня мы с вами узнаем некоторые загадки природы. Для начала мы поиграем в викторину «Тайны и загадки природы».

  1. Это насекомое хранит удивительную тайну: находясь в Подмосковье, оно способно почувствовать землетрясение в Японии. Что это за насекомое?

А.) муравей Б.) паук

В.) кузнечик

2. Кто самый большой и самый маленький из млекопитающих?

А.) слон и мышь – малютка

Б.) кит и летучая мышь - бабочка

В.) жираф и бурозубка

Комментарий: Кит весит 160 тонн, его длина около 33-х метров. Летучая мышь – бабочка весит 2 грамма, а её рост составляет 2,5 см.

  1. Какой окрас у только что родившихся щенков далматинца?

А.) черный Б.) белый

В.) такой же как у взрослого далматинца.

4. Есть ли на свете шестиногие львы?

А.) есть – среди насекомых

Б.) почему бы и нет

В.) есть только четвероногие

Комментарий: Среди насекомых два «льва» - муравьиный лев и тлёвый лев.

  1. Плод банан созревает на …

А.) банановом дереве

Б.) банановом кустарнике

В.) стволах многолетней травы

6. Почему морскую свинку называют именно так?

А.) потому что она любит купаться

Б.) потому что она живёт около моря

В.) потому что она была завезена в Европу из за моря

Комментарий: Этот грызун был завезён в Европу в 17 веке из Южной Америки. Отсюда пошло название – «заморская свинка». Со временем приставка отпала и получилось «морская свинка».

  1. Самым распространённым овощем на земле считается …

А.) лук Б.) огурец

В.) картофель

8. Может ли кукушка куковать с открытым клювом?

А.) сколько угодно

Б.) может, но плохо

В.) только с закрытым

9. Каких птиц на свете больше всего?

А.) отряда воробьиных

Б.) вороновых

В.) куриных

Комментарий: На одного человека в мире приходится по 1 курице. На втором месте, после куриных по численности – птицы отряда воробьиных.

10. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются в остатках своей добычи. Как можно объяснить их поведение?

А.) это способствует перевариванию пищи

Б.)способ отдохнуть после обеда

В.) способ маскировки собственного запаха, что важно на охоте

11. Когда раки линяют?

А.) когда захочется

Б.) не линяют вообще

В.) когда им становится тесно в панцире

Комментарий: Линяют раки, когда панцирь становится тесен. Это происходит в конце осени.

  1. Зачем зайцу большие уши?

А.) чтобы лучше слышать

Б.) чтобы не перегреться

В.) для торможения на поворотах

Комментарий: Заяц «потеет» ушами. Сидит заяц в летний зной под кустом и ему совсем не жарко: лишнее тепло уходит через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов.

  1. Одинаковые ли у жирафов рисунки на шкуре?

А.) все разные

Б.) у всех жирафов совершенно одинаковые рисунки

В.) на голове и на шее – одинаковые

Комментарий: Во всей Африке не найдёшь двух совершенно одинаковых жирафов. Ученые утверждают, что узор на шее жирафа также не повторим, как отпечатки пальцев у человека.

  1. Умываются ли насекомые?

А.) никогда

Б.) не все и лишь изредка

В.) многие и довольно тщательно

Комментарий: Муха, погуляв по отбросам «умывается» - так крутит голову, что того и гляди голова оторвётся. Очень тщательно умываются и расчесывают свои шубки пчёлы.

  1. Сколько лет «живёт» жемчуг (т. е. переливается, не мутнеет), вынутый из воды?

А.) до 100 лет Б.) до 500 лет

В.) более 500 лет

Комментарий: обычно жемчуг хранится в первоначальном виде до 300 лет. В условиях очень бережного хранения в музеях, он может сохраняться до 600 лет.


А теперь я предлагаю вам разгадать Кроссворд.



  1. Страус.

  2. Слепой подземный житель.

  3. Цветок – гадалка.

  4. Лёгкие Земли.

  5. Источник жизни на Земле.

  6. Амурское полосатое животное.

  7. Дрожащее дерево.

  8. Пресмыкающееся.

Получилось слово «экология». Ребята, давайте вспомним что такое экология. Экология – греческое слово. «Эко» - жилище, «логос» - наука. Т. е. наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания.

Конкурс «Правда ли что?..»

  1. Крокодилы могут взбираться на деревья?

(Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.)

  1. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? ( Правда. Гадюка, обитающая в Центр. Америке, способна прыгать до метра, нападая на свою жертву.)

  2. Стрижи даже спят на лету? ( Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются ближе к земле.)

  3. Зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? ( Правда. Зелёный картофель содержит большое количество сильных ядов - соланинов, которые особенно вредны для детей. Эти яды не разрушаются даже при варке и тушении.)

  4. Голубые розы растут только в Китае? ( Нет. Голубых роз в природе не существует.)

  5. На зебрах водятся полосатые блохи? ( Нет. Блохи на зебрах не маскируются.)

  6. Бабочки живут всего один день? ( Нет. Многие из них живут много месяцев, перезимовывая или улетая в далёкие тёплые края.)

Не секрет, что гуляя, например, по парку мы часто оставляем после себя мусор. Это бывает даже тогда, когда урны находятся совсем рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тому достаётся очко. Итак, игра в « Мусоробол» начинается!


Игра «Мусоробол».

Игроки должны клочком бумаги попасть в урну. За точное попадание игрок получает одно очко.

После игры. Несмотря на то, что конкурс был шуточным и простым, я думаю, вы кое- чему научились. И теперь, проходя по парку или улице, вы уже не будете где попало бросать мусор. И, может быть, будете бережнее относиться к природе.


А теперь я предлагаю вам разгадать ребусы. За каждый отгаданный ребус команда получает по 5 баллов.

Ребусы.

  1. волк 2. сорока 3. аист 4. заяц 5. лиса 6. уточка 7. стриж 8. цапля.

Молодцы ребята. А на какую тему ребусы как вы думаете? Правильно, на тему природы.

Жизнь человека просто немыслима без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит люди должны сделать всё, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных. И наша общая задача – сберечь планету. На этом наша встреча подошла к концу. До свиданья!


7


Программа клуба «Родничок» 5 класс
  • Биология
Описание:

         Программа клуба

«Родничок»

В современных условиях экологическому образованию предстоит сыграть важную роль - сформировать новую личность, умеющую жить в гармонии с природой, обществом и собой, человека, обладающего экологическим мышлением,  экологической нравственностью. Важнейшее место в системе экологического образования и воспитания детей принадлежит школе, учителям, способным к организации систематического процесса формирования экологической культуры учащихся, их ответственного отношения к окружающему миру.

 В школе создаются  условия для реального воплощения идей экологического образования и воспитания учащихся. Осуществляют поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии экологического образования и воспитания учащихся.

Цели и задачи клуба

 

1.    Расширить и углубить усвоения основных  положений, программ по биологии, географии, экологии.

2.    Повысить уровень теоретической и практической подготовки детей в области экологии.

 

3.    Совершенствовать практические и умения и навыки исследовательской и природоохранной деятельности, полученные на уроках и во внеклассных мероприятиях.

Автор Волочий Елена Владимировна
Дата добавления 01.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 740
Номер материала 55386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓