г. Павлодар
КГУ
Специальная общеобразовательная школа интернат №1
для
детей с нарушением слуха
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Собраться
вместе – это начало
Держаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это
успех
Генри Форд
Введение
Человек
утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а
может подкрадываться постепенно, долгие годы.
С потерей
слуха ещё не всё потеряно в жизни. Хотя компенсация глухоты - сложная
проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как
развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские
качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к
социальным проблемам.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на земле – это роскошь
человеческого общения» Общение со всеми окружающими являет собой образец
истинной социальной адаптации и интеграции. Это высшая форма реабилитации, в
которой в равной степени заинтересованы неслышащие, семья и общество.
Первое социальное окружение глухого или слабослышащего ребенка — это семья.
Очень важно, как члены семьи реагируют на проблемы малыша.
При формировании личности ребёнка с нарушением слуха, значимость семьи
существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько
адекватным будет взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Медицинское заключение о поражении слуха ребёнка, о необходимости его
специального обучения все слышащие родители воспринимают тяжело, иногда с
отчаянием. Однако затем они ведут себя различно: у одних опускаются руки,
другие продолжают надеяться на чудо, обращаются к разным специалистам, теряя
время, упуская возможность быстрее овладеть навыками общения с ребёнком, а
значит, как можно раньше выполнить важнейшее условие его полноценного развития.
При столкновении с горем, почти у всех родителей нарушаются нормальные
взаимоотношения с окружающими, иногда прерываются все связи с друзьями и
знакомыми, меняется стиль жизни семьи, часто в семье создаётся атмосфера
нервозности, нередко кончающаяся разводом.
Задача образовательного учреждения –
актуализировать чувство сопричастности неслышащего ребенка с семьей, родом,
родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения
в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Так что же такое воспитание? В чем его суть? И почему сейчас так много об этом
говорят? Работая, педагогами все чаще и чаще приходится сталкиваться с
родителями, которые считают, что главное в этой жизни они сделали, это дали
жизнь ребенку. А воспитанием пусть занимается школа. Это ее прямая обязанность.
Мы с этим в корне не согласны. Роль семьи очень велика.
Воспитание возникло с появлением человечества, и оно
всегда будет существовать, пока существует человечество. Это обусловлено самой
природой и социальными причинами. Родители заботятся о том, чтобы их дети
успешно овладевали знаниями и опытом, были подготовлены к труду и общественной
жизни. Таким образом, старшее поколение готовит себе замену. И какой будет эта
замена, зависит, прежде всего, от семьи. Семья – это как отдельный социум, где
ребенок с детства учится как вести себя, что можно делать, что нельзя. Учатся
культуре речи, приобщаются к своим традициям, почитаемых в семье. Весь основной
багаж воспитания неслышащий ребенок получает именно в семье. И если семья
неблагополучная, то этот ребенок, как правило, будет с проблемами в воспитании.
Это не говорит о том, что он будет совершать плохие поступки. Нет, просто этому
ребенку будет тяжелее понять себя, найти свое место в жизни. К сожалению, очень
часто встречаются родители, которые вроде и любят своих детей, но вся любовь и
забота укладываются в два пункта:
1.Что бы был всегда сытым.
2.Что бы дома было «не хуже, чем у людей».
Очень часто родители негодуют на свое чадо:
-Что ему еще надо? Ведь все есть! Посмотри, как живут
твои друзья?
Что же надо этим детям, у которых все есть? Наверное, родительской любви,
понимания, или просто разговора по душам. Кроме материальных благ есть еще и
духовные ценности, о которых в последнее время, почему-то часто забывают.
Родители считают, что это не для таких «маленьких людей» как они. Поэтому и
перестали ходить вместе с детьми в театры, на выставки, в музеи, на
общественные мероприятия, мотивируя это своей занятостью, усталостью. А потом
оказывается, что родители совсем не знают своего ребенка. Он вырос чужим. И
здесь начинается самое интересное. Кто виноват? Конечно школа! Школа не
воспитала! Он в школе стал таким! А ведь именно школа, пытается восполнить
пробелы семейного воспитания. Это посещение музеев, кинотеатров. Организуются
благотворительные акции и посещение домов престарелых, детских домов.
Воспитатели в ущерб своим семьям выезжают с детьми на природу, посещают
спортивные мероприятия. Каждый педагог стремиться дать своим воспитанникам
только хорошее, и гордится, когда из неблагополучного ребенка вырастает сильный
и цельный человек. А если случается, что подросток оступился, то воспитатель
зачастую корит себя. Значит, что-то он не додал, что-то упустил. Очень важно
чтобы у наших детей все сложилось. Ведь от этого зависит вся их жизнь. И только
совместная работа семьи и школы даст положительный результат. Хорошие дети –
это наше будущее. И ради этого стоит жить.
Нами предлагается программа родительского клуба
«Семейные ценности».
Целью
клуба является активизация сотрудничества между педагогами школы и
семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития неслышащих
детей.
Она
ориентирована на решение следующих задач
·
повышение
педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания
ребенка с нарушением слуха в семье и в школе;
·
обмен
позитивным опытом семейного воспитания;
·
инициирование
и реализация новых форм организации воспитательной работы.
Настоящее пособие – попытка поделиться опытом работы коллектива педагогов, плод
совместной деятельности семьи и школы. Воспитательная система школы - интерната
пронизывает обе неразрывно связанные части - учебную и внеклассную
деятельность.
Семейный
клуб создается не только, как консультативный орган, но и как орган,
объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников,
родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением
и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий
развития неслышащих детей.
8
-10 классы
Цель: создать
условия, для развития и укрепления нравственного и культурного потенциала
учащихся и их родителей; сплочение родительского коллектива и ребят
для того, чтобы каждый из них мог почувствовать радость общения, единство и
взаимопонимание.
Задачи:
Ø
Формирование
коллектива родителей – единомышленников;
Ø
Привлечение
родителей к участию в управлении и организации образовательного и
воспитательного процессов;
Ø Организация
психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему
родительского всеобуча;
Ø Воспитание у
участников образовательного процесса отношения к семье как к базовой ценности
общества;
Ø
Формирование у родителей
понимания важности и значимости организации и проведения семейного досуга и
совместного творчества, как средство профилактики асоциального поведения детей;
Ø
Вовлекать
отцов в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность,
направленную на повышение их авторитета;
Ø
Оказание
психологической поддержки в создании собственных семейных и социально –
средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем
взаимоотношений с ребенком, особенно для учащихся и семей, находящихся в
социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
Ø
Профилактика
правонарушений и преступлений, укрепление дисциплины среди учащихся.
Формы и
методы работы:
Ø
творческие
вечера;
Ø
праздники;
Ø
диалоги;
Ø
родительские
беседы;
Ø
лектории;
Ø
тематические
классные часы;
Ø
семейные
консультации;
Ø
викторины.
8 класс -
«Ответственность в семье»
9класс -
«Семья и воспитание толерантности»
10 класс -
«Культура семейных отношений»
8 класс «Ответственность в семье»
|
Тема
заседания
|
Форма
проведения
|
Срок
проведения
|
Индивидуально
психолгические особенности неслышащих детей
«Насколько
мы ответственные? »
|
Диагностика
Анкетирование
|
сентябрь
|
«Права
ребёнка»
|
Классный
час (презентация)
|
октябрь
|
«Полезные
и бесполезные правила моего ребёнка»
|
Практикум
|
ноябрь
|
«Семья –
это то, что рядом с тобою всегда»
|
Классный
час
|
декабрь
|
«Много
ли в семье обязанностей у её членов?»
|
Беседа
|
январь
|
«Предотвращение
конфликтов в семье»
|
Родительский
практикум
|
февраль
|
«Толагай»
|
Спортивный
семейный праздник
|
март
|
«Семья
глазами ребёнка»
|
Выставка
рисунков, сочинений
|
апрель
|
«Загляните в
семейный альбом»
|
Нравственный
урок памяти
|
май
|
9класс «Семья и воспитание толерантности»
|
Тема
заседания
|
Форма
проведения
|
Срок
проведения
|
Индивидуально
психолгические особенности неслышащих детей
«Насколько
мы терпимы друг к другу? »
|
Диагностика
Анкетирование
|
сентябрь
|
Звездный
час
«Мы и
наши родители»
|
Игровая программа
|
октябрь
|
«Мы
говорим на языке детей»
|
Лекторий
- практикум
|
ноябрь
|
«Семейная
идиллия – совместные усилия»
|
Классный
час - праздник
|
декабрь
|
«Друзья
детей – друзья дома или враги»
|
Час
общения
|
январь
|
«Папа,
мама, я – здоровая семья»
|
Урок здоровья
|
февраль
|
«Роль
семьи в процессе социализации и социальной адаптации детей с нарушением
слуха»
|
Круглый
стол
|
март
|
«Мы –
читающая семья»
|
Литературная
гостиная
|
апрель
|
«Наши
именинники»
|
Праздник
(зона отдыха « Жемчужина»)
|
май
|
10 класс «Культура семейных отношений»
|
Тема
заседания
|
Форма
проведения
|
Срок
проведения
|
Индивидуально
психолгические особенности неслышащих детей
«Культура
семейных отношений»
|
Диагностика
Анкетирование
|
сентябрь
|
«Положительные
эмоции и их значение в жизни»
|
Практикум
|
октябрь
|
«Культура
чувств – это…»
|
Беседа -
размышление
|
ноябрь
|
«Моя
семья – моё богатство»
|
Классный
час
|
декабрь
|
«Семья в
моей жизни»
|
Творческий
вечер
|
январь
|
«Нас
ждут впереди экзамены»
|
День
открытых дверей
|
февраль
|
«Моя
мама»
|
Классный
час - праздник
|
март
|
«Мы
выбираем, нас выбирают» (профориентация)
|
Классный
час
|
апрель
|
15 мая
Международный день семьи «Родители и дети. Объяснение в любви»
|
Праздник
|
май
|
Ожидаемый результат:
·
Приобщение
детей к ценностям семейной культуры, на основе формирования духовности и
нравственности;
·
Овладение
учащимися культурой семейных отношений;
·
Повышение
педагогической культуры родителей;
·
Повышение
активности участия родителей в управлении и организации образовательного и
воспитательного процессов;
·
Повышение
степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного
руководителя;
·
Отсутствие
конфликтных ситуаций;
·
Устойчивость
в поведении детей;
·
Сокращение
числа неблагополучных семей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.