Главная / Начальные классы / Программа классных часов для учащихся 8 – 9 классов «Сбереги себя для себя»

Программа классных часов для учащихся 8 – 9 классов «Сбереги себя для себя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата

г. Агрыз Республики Татарстан













Программа классных часов для учащихся 8 – 9 классов

«Сбереги себя для себя»












Составила: Кузнецова Л. К.

учитель 1 квалификационной категории













Агрыз 2014 г.


Пояснительная записка

Народная мудрость гласит: «Если хочешь быть счастливым всю жизнь, будь здоров!» Поэтому тема сохранения здоровья – главного богатства нашей жизни – актуальна во все времена.

«9 класс – это своеобразный рубеж, который является для многих ребят последней возможностью школьного воспитательного «напутствия в жизнь». В этом возрасте важно сформировать и закрепить установку на жизнь как процесс созидания». (Кон И. С. «Психология старшеклассника». Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2002 г., с. 23).

Нужно помочь школьникам сформировать правильное отношение к собственному репродуктивному здоровью. Оказать помощь мальчикам и девочкам в социализации своей половой индивидуальности как будущего семьянина, жены и мужа, матери и отца. Для этого необходимо объединение родителей, учителей, психологов и врачей.

Цель курса

Сформировать у учащихся потребность в сохранении собственного здоровья, заложить основы правильного отношения к семье и браку и будущему родительству.

Задачи

  • Помочь осознать, что главная ценность жизни – есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

  • Оказать помощь мальчикам и девочкам в социализации своей половой индивидуальности как будущего семьянина и родителя;

  • Привитие гигиенических навыков;

  • Обучение навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний;

  • Профилактика ЗППП, ранних абортов, суицида.



Ожидаемые результаты

Установка на здоровый образ жизни; владение знаниями о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; принятие ценности семьи, брака, рождения и воспитания детей, понимание ответственности и трудностей, связанных с этим; владение навыками профилактики заболеваний и доврачебной помощи; знание нравственных и психологических основ взаимоотношений; реализация познавательных интересов.








Тематическое планирование

Содержание разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1.

Береги здоровье смолоду

1

Беседа/ видеозал

Раздел 2. Школа репродуктивного здоровья (10 ч.)

2-3

Репродуктивное здоровье юноши /девушки

2

Встреча в кабинете врача

4-5

Мальчик с девочкой дружил

  • Встретились двое…


1

Разговор при свечах


  • Всё вокруг вдруг стало серым

1

Консультация психолога

6-7

Думай о будущем

  • профилактика ЗППП

1

Видеозал


  • ВИЧ/СПИД, вирусный гепатит В, С

1

Семинар

8-9

Крик не родившегося ребёнка (профилактика ранних абортов)

2

Внеклассное мероприятие

10.

У вас будет ребёнок

1

Беседа/ видеозал

11.

Я + Я =

1

Деловая игра

Раздел 3. В записную книжку молодых родителей (4 ч.)

12.

Человек родился (уход за новорожденными детьми)

1

практикум

13-15.

Детские болезни

3

Подготовка и защита проектов

Раздел 5. Ещё раз про ЗОЖ (2 ч.)

16.

Здоровые родители – здоровые дети

1

Мини-исследование

17.

Я войду в этот большой мир

1

Компьютерная презентация





Содержание классных часов

Раздел 1. Введение

Тема 1. Береги здоровье смолоду

  • Проблема: здоровье, как и честь, необходимо беречь смолоду;

  • Просмотр и обсуждение видеосюжетов «Дымок от сигареты»,

«На дне твоего стакана», «Роковой шаг»;

  • Заполнение таблицы «Факторы, укрепляющие / разрушающие здоровье»;

  • Анкета «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

  • Составление памятки «Если хочешь быть здоров».



Раздел 2. Школа репродуктивного здоровья.

Тема 2-3. Репродуктивное здоровье юноши / девушки

  • Встреча в кабинете врача. Занятия проводятся по группам (мальчики и девочки) в здании поликлиники;

  • Консультация подросткового врача, врача - гинеколога (уролога), инфекциониста, психотерапевта;

  • Домашнее задание: эссе «Мое здоровье в моих руках».


Тема 4-5. Мальчик с девочкой дружил

Занятие 1. Встретились двое… ( Разговор при свечах.)

  • Любовь с первого взгляда. Любовь и влюбленность. Взаимоотношение полов;

  • Музыкально-литературная композиция. (Используются стихи Блока, Щипачева, Цветаевой и др.);

  • Вывод: «Любить – это, прежде всего, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого человека счастье» (Сухомлинский);

  • Конверт откровений: «Каким я вижу своего друга / подругу».


Занятие 2. Всё вокруг вдруг стало серым

Консультация школьного психолога.

  • Дискуссия. «Любовь – прекрасная страна» или «обманная страна»?

  • Анкета «Если ты влюбился»;

  • Решение ситуативных задач;

  • Памятка «Когда у тебя беда…»

Тема 6-7. Думай о будущем

Занятие 1. Профилактика ЗППП

  • Просмотр анимационного кино «Женщина в автомобиле»;

  • Беседа по содержанию;

  • Работа с печатными и электронными источниками;

  • Тезисы темы «Заболевания, передающиеся половым путем». План: вид заболевания, симптомы, последствия, профилактика;

  • Домашнее задание: « Совет самому себе».



Занятие 2. ВИЧ/СПИД, вирусный гепатит (семинар)

  • Сообщения учащихся;

  • Дополнения медицинского работника школы о статистических данных по региону и мерах профилактики;

  • Дополнения к тезисам предыдущего занятия;

  • Тестирование «Да - нет»;

  • Вывод по теме.



Тема 8-9 Крик не родившегося ребенка

Внеклассное мероприятие по профилактике ранних абортов

  • Научно-познавательная, литературная, музыкальная композиция;

  • Выступления врача-гинеколога о статистике и последствиях ранних абортов;

  • Демонстрация репродукций картин известных художников на тему «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках»;

  • Чествование многодетных матерей учащихся данных классов;

  • Интервью, «Каково ваше отношение к теме нашего разговора?»;

  • Вывод: За жизнь будущего ребенка отвечают двое;

  • Компьютерная презентация видеороликов и детских фотографий учащихся «Эх, хорошо на свете жить!»



Тема 10. «Я + Я = »

Деловая игра – конкурс импровизированных семейных пар

  • . Выбор экспертов;

  • «Создание семейных пар» из числа конкурсантов;

  • Конкурсная программа;

  • Подведение итогов;

  • ЗАГС информирует (выступление специалиста);

  • Домашнее задание: анкета «Нравственная готовность к браку»;


Тема 11. У вас будет ребенок.

  • Беременность (физиология, сроки, поведение, подготовка к родам);

  • Просмотр видеосюжета «У вас будет ребёнок»;

  • Тестирование «Факторы, отрицательно влияющие на здоровье будущего ребенка»;

  • Обсуждение результатов тестирования: ребёнок должен родиться здоровым;

  • Памятка «Чтобы мой ребенок родился здоровым».



Раздел 3. В записную книжку молодых родителей

Тема 12. Человек родился

  • Занятие – практикум «Уход за новорожденными детьми» (проводят детский врач и медицинская сестра из детской консультации);

  • Полезные советы (тезисы по ходу беседы).



Тема 13-15. Детские болезни

  • Формирование микрогрупп по подготовке проектов;

  • Тематический план работы:

  1. Вирусные заболевания;

  2. Заболевания органов дыхания;

  3. Заболевания органов пищеварения;

  4. Заболевания органов зрения и слуха;

  5. Инородное тело;

  6. Аллергия.

  • Отбор печатных изданий и ресурсов Интернет;

  • Работа над проектами. Обмен информацией;

  • Защита проектов.

Раздел 4. Ещё раз про ЗОЖ

Тема 16. Здоровые родители - здоровые дети

  • Наследственность и генетические заболевания (решение задач по генетике);

  • Экология большого города и здоровье человека (мини-исследование);

  • Здоровые родители – здоровые дети (обобщающая беседа);

  • Домашнее задание: подготовка компьютерной презентации.



Тема 17. Я войду в этот большой мир

  • О молодёжной политике в Республике Татарстан (интервью ведущего специалиста Отдела по делам молодёжи и спорту в Агрызском районе);

  • « Мой выбор» - итоговые компьютерные презентации учеников по материалам всего курса.



Список использованной литературы

  1. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. «Наркомания: дорога в бездну» - М.: «Просвещение» 2010 г.

  2. Бойко А. «Здоровье на 5+» - М.: «Российская газета», 2008 г.

  3. Бунин К. В. «Инфекционные болезни» - М.: «Медицина», 2009г.

  4. Выходцева И.О. «Безмолвный крик», Биология в школе, 2001 г., № 2

  5. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя» - М.: 2011 г.

  6. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки» - М.: «Медицина», 2009 г.

  7. Квакин М. «Книга только для юношей» - М.: ТЕРРА, 2010 г.

  8. Кон И. С. «Психология старшеклассника». Пособие для учителя. М.: «Просвещение»,2002 г.

  9. Малахов Б. Б. «Половое воспитание подростка». Пособие для учителя. Л.: «Знание», 1981 г.

  10. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть»- М.: «Педагогическое общество России», 2009 г.

  11. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана» - М.: «Педагогическое общество России», 2009 г.

  12. Петров В. В. «Современная энциклопедия для мальчиков»- Мн.: «Литература», 2011 г.

  13. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях» - Челябинск «Урал книга», 2004г.

  14. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - М.: «Просвещение», 2012 г.

  15. Хрусталева Е. «Книга только для девушек» - М.: ТЕРРА, 2010 г.

  16. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни»- М.: «Педагогическое общество России», 2011 г.

  17. Ресурсы Интернет





Приложение № 1 (к занятию № 1)

Тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

1. Если утром вам надо встать пораньше, вы:

  1. Заводите будильник?

  2. Доверяете внутреннему голосу?

  3. Полагаетесь на случай?

2. Проснувшись утром, вы:

  1. Сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела?

  2. Встаете, не спеша делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия?

  3. Увидев, что у вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом?

3. Из чего состоит ваш обычный завтрак:

  1. Из кофе или чая с бутербродами?

  2. Из мясного блюда и кофе или чая?

  3. Вы вообще не завтракаете, дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять?

4. Какой вариант распорядка учебного дня вы бы предпочли?

  1. Необходимость точного прихода в школу в одно и то же время?

  2. 2. Приход в диапазоне ± 30 минут?

  3. Гибкий график?

5. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

  1. Успеть поесть в столовой?

  2. Поесть не торопясь и еще спокойно выпить чаю?

  3. Поесть не торопясь и еще немного отдохнуть?

6. Сколь часто в суете учебного дня у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с одноклассниками:

  1. Каждый день?

  2. Иногда?

  3. Редко?

7. Если в школе вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, как вы пытаетесь разрешить ее:

  1. Долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию?

  2. Флегматичным отстранением от споров?

  3. Ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров?

8. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания учебного дня:

  1. Не более чем на 20 минут?

  2. До 1 часа?

  3. Более 1 часа?

9. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время:

  1. встречам с, друзьями, общественной работе?

  2. Хобби?

  3. Домашним делам?

10. Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей:

  1. Возможность встряхнуться и отвлечься от забот?

  2. Потерю времени и денег?

  3. Неизбежное зло?

11. Когда вы ложитесь спать:

  1. Всегда примерно в одно и то же время?

  2. По настроению?

  3. По окончании всех дел?

  1. По два-три дня, когда у Вас накапливается много, домашних дел?

12. Какое место занимает спорт в вашей жизни:

  1. Ограничиваетесь ролью болельщика?

  2. Делаете зарядку на свежем воздухе?

  3. Находите повседневную школьную и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной?

13. За последние 14 дней вы хотя бы раз:

  1. Танцевали?

  2. Занимались физическим трудом или спортом?

  3. Прошли пешком не менее 4 км?

14. Как вы проводите летние каникулы:

  1. Пассивно отдыхаете?

  2. Физически трудитесь, например, в саду?

  3. Гуляете и занимаетесь спортом?

15. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:

  1. Любой ценой стремитесь достичь своего?

  2. Надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды?

  3. Намекаете окружающим на вашу истинную ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы?

Ответы на тест "Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?"

В таблице приведено количество набранных вами очков, в зависимости от ваших ответов. Просуммируйте их и узнайте, насколько правильно вы умеете вести свой ЗОЖ.

1.

a - 30

b - 20

c - 0

2.

a - 10

b - 30

c - 0

3.

a - 20

b - 30

c - 0

4.

a - 0

b - 30

c - 20

5.

a - 0

b - 10

c - 30

6.

a - 30

b - 20

c - 0

7.

a - 0

b - 0

c - 30

8.

a - 30

b - 10

c - 0

9.

a - 10

b - 20

c - 30

10.

a - 30

b - 0

c - 0

11.

a - 30

b - 0

c - 0

12.

a - 20

b - 30

c - 0

13.

a - 0

b - 30

c - 0

14.

a - 30

b - 30

c - 30

15.

a - 0

b - 20

c - 80

16.

a - 0

b - 30

c - 10

400 - 480 очков: вы набрали почти максимальную сумму очков и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность - напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280 - 400 очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша служебная деятельность и семейная жизнь и впредь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы для повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями нашего организма.

160 - 280 очков: вы "середнячок". Если вы будете и дальше жить в таком же режиме, а точнее сказать в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные гигиенические навыки и служебные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечнососудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста - врача гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, пока не поздно вернуть здоровье.






Приложение 2 (занятие5)



Анкета «Если ты влюбился»

  1. В каком возрасте человек имеет право влюбиться?

  2. Какого человека ты сможешь полюбить?

  3. Должны ли окружающие люди знать, что тебе нравится какой-то человек?

  4. Нужно ли рассказывать посторонним людям о своей любви?

  5. Нужно ли говорить об этом родителям?

  6. Что делать, если тебе человек нравится, а ты ему нет?

  7. Нужно ли добиваться ответного чувства?

  8. Каким образом можно добиться ответного чувства?

  9. Как должен относиться к тебе человек, которого ты любишь?

  10. Если тебе говорят, что человек, которого ты любишь, не достоин тебя, как ты поступишь?

  11. Это плохо, если любовь безответна?

  12. Что нужно сделать, чтобы любовь не стала препятствием в жизни?

  13. Есть ли, по твоему мнению, лекарство от любви?





Правила поведения девушек в случае сексуальных домогательств



  1. Подумай хорошо, принимая предложение о сексуальных отношениях.

  2. Помни, что за ранними сексуальными отношениями стоят болезни, нежелательная беременность, СПИД.

  3. Подумай, что красивые слова и обещания, сказанные молодым человеком, могут остаться только словами и обещаниями.

  4. Подумай, что эта ошибка может стать непоправимой.

  5. Постарайся познакомить своих родителей с молодым человеком. Твои родители опытнее, они смогут помочь тебе во многом разобраться.

  6. Люби и жалей своё тело, не раздаривай его.

  7. Учись быть независимой, отстаивай своё право быть любимой и желанной.

  8. Поделись со своею мамой теми сомнениями, которые тебя одолевают.

  9. Поверь! Родители не хотят тебе «плохого».

  10. Не позволяй давить на себя. Не соглашайся на сексуальные отношения под нажимом, не позволяй себя шантажировать.

  11. Если тебя человек шантажирует, о любви не может быть и речи.

  12. Не думай, что вступая в сексуальные отношения, ты привяжешь молодого человека к себе. Чаще всего этим поступком «любовь» заканчивается.

  13. Вступая в интимные отношения, помни, что ты не одна во вселенной, у тебя есть родные и близкие, которые в тебя верят и за тебя переживают

  14. Подумай, что будет с ними, если с тобой что-то случится.







Приложение 3 (тема 5)



Рекомендации: что ты можешь сделать, когда чувствуешь отчаяние и беспомощность.

  1. Поговори с кем-нибудь. Доверься взрослому доброжелательному человеку, готовому тебя выслушать и сохранить твою тайну. Это может быть мама, учитель, психолог, работник «телефона доверия».

  2. Напиши письмо. Если нет никого, с кем ты мог бы поделиться своей бедой или не хочешь этого делать, напиши письмо о своих огорчениях и переживаниях. Это может быть страничка твоего личного дневника.

  3. Сделай себе подарок. Для этого не обязательно что-то покупать, просто погуляй, сходи в кино, почитай. Главное, в это время ты будешь заниматься только самим собой.

  4. Помоги кому-либо. Сделай кому-то приятное, это поможет взглянуть на твою проблему другими глазами.

  5. Почувствуй под ногами почву. Осознай и почувствуй разницу твоего положения по сравнению с утопающим. У тебя есть опора, вот и иди смело вперёд.

  6. Закричи. Сильный крик поможет облегчить стресс. Найди безлюдное место, досчитай до трёх кричи.

  7. Раствори свои заботы во сне. Просто поспи. Народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее». Спящий мозг направит твои мысли к конструктивному решению и оптимистическому отношению к жизни.

  8. Нет худа без добра. Попробуй найти положительные моменты в твоём положении. Да хорошие, а не плохие, плохие и так видны. Кто знает, что может произойти дальше. Нет худа без добра!







Ситуация 1. Ваш друг влюбился в девочку из другого класса. Она очень красивая, хорошо танцует, модно одевается. Друзья посоветовали ему выпить «для храбрости» и подойти познакомиться на дискотеке.



Ситуация 2. Твой друг пригласил тебя на вечеринку, где парней участвует гораздо больше, чем девушек.



Ситуация 3. Твой парень просит тебя об интимной близости, при этом уверяет: «Все девочки через это проходят», «Если ты меня любишь, то согласишься», «Если не согласишься, я найду себе другую».





Приложение 4 (тема 10)

Конкурс импровизированных семейных пар

«Взрослая жизнь. Какая она?»

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Выбор экспертов (жюри) из числа самых серьёзных и авторитетных учащихся – это «бабушки» и «дедушки». Председатель жюри – приглашённый на встречу ведущий специалист ЗАГСа.

  3. Создание «семейных пар», по желанию участников (они могут выбрать себе шуточную фамилию).

  4. Презентация «молодожёнов» - визитная карточка каждой пары:

    • «Наша история знакомства»;

    • «Наш быт»;

    • «Наши увлечения»;

    • «Планы на будущее».

5. Конкурсная программа:

  • «Хозрасчёт» (задаются вопросы о стоимости товаров, о пропорциях при приготовлении кулинарных блюд и т. д.);

  • «Хозяюшка» (проводится конкурс на знание полезных советов по организации быта и приготовления пищи);

  • Решение ситуативных задач («Утро», «Срочная командировка», «Ссора», «Маленькие детки – маленькие бедки», «Взрослые дети – большие проблемы»);

  • Конкурс «мужей» (сервировка стола для «романтического» ужина);

  • Конкурс «жён» («Встреча гостей»);

6. Чаепитие.

7. Подведение итогов.



Приложение 5 (тема 11)

Тест «Факторы, отрицательно влияющие на здоровье ребёнка»

(выбери правильный ответ и отметь его знаком «+»)



  1. Неправильное питание матери;

  2. Стрессовые ситуации;

  3. Употребление алкоголя, лекарственных и наркотических средств;

  4. Отсутствие общения с малышом;

  5. Гиподинамия;

  6. Санитарное состояние помещений:

  7. Курящая мать;

  8. Активный образ жизни, прогулки на свежем воздухе;

  9. Избыточная физическая нагрузка;

  10. Проживание в районе завышенной радиации;

  11. Антисанитарное состояние помещений;

  12. Сильный шум, громкая музыка;

  13. Употребление в пищу фруктов и овощей;

  14. Употребление в пищу фруктов и овощей, содержащих нитраты;

  15. Электра - магнитные излучения;

  16. Проживание в промышленной зоне;

  17. Любовь и уважение между супругами;

  18. Чрезмерная физическая нагрузка.



Приложение 6 (тема 7)

Тест «Ситуации, при которых возможно / невозможно заражение ВИЧ-инфекцией» (ответь «да» или «нет» и распредели в 2 столбика)



  1. Обед в кафе;

  2. Поездка в общественном транспорте;

  3. Татуировка у неизвестного мастера;

  4. Пользование одной зубной щёткой;

  5. Пользование чужими бритвенными принадлежностями;

  6. Плавание в бассейне;

  7. Переливание крови;

  8. Половой контакт без средств индивидуальной защиты;

  9. Безопасный секс;

  10. Глубокий поцелуй;

  11. Пользование чужими ножницами для маникюра;

  12. Поцелуй в щёчку;

  13. От матери плоду;

  14. Лечение зубов;

  15. Использование одноразового шприца в среде наркоманов;

  16. Совместное чтение книги;

  17. Посещение тату - салона.










Программа классных часов для учащихся 8 – 9 классов «Сбереги себя для себя»
  • Начальные классы
Описание:
Данная программа призвана сформировать у учащихся умение вести здоровый образ жизни, что является признаком высокой культуры человека; способствовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи; содействовать ответственному отношению к отцовству и материнству. Материалы курса направлены на расширение кругозора учащихся, повышение уровня изучения биологии человека, ознакомление с различными формами познавательной и коммуникативной деятельности. В основу положены принципы нравственности, духовности, человеколюбия, сотрудничества, общения на равных. Программа курса частично апробирована классным руководителем 9 класса, нашла положительный отклик у учащихся и их родителей. Место курса в образовательном процессе Данная программа может быть представлена как отдельный элективный курс для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, может использоваться как программа классных часов для старшеклассников. Курс рассчитан на 17 часов.
Автор Кузнецова Людмила Куприяновна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 786
Номер материала 8807
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓