Разработка учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича ГУ
«Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района Акмолинской области.
Программа «История моего
края»
17
часов для учащихся 10 класса
Пояснительная записка
Одним из путей
глубокого изучения истории является изучение истории своего края, семьи через
них возможно более глубокого усвоения и понимание исторических событий, фактов
происходивших и происходящих в стране. Данный курс актуален в целях реализации поручений Президента
Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация
Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда» рекомендуется введение курсов по выбору «Краеведение»
, на усмотрение школы по учебным
программам, утвержденным приказом Министра образования и науки РК № 115
от 3 апреля 2013 года.
Для
этого необходимо развивать школьное краеведение. Краеведение, как народное
знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов
мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её
природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных
документах передавали последующему поколению.
Чтобы
эти знания не остались невостребованными и были сохранены для следующих
поколений необходимо изучение курса «История моего края». При изучении данного
курса у учащихся формируется чувство казахстанского патриотизма, чувство
сопричастности отдельно взятого человека к важным, переломным, тяжёлым,
героическим периодам нашей истории, а значит влиять на активную гражданскую
позицию подрастающего поколения.
Методические рекомендации.
Программа
курса «История моего края» предназначен для учащихся школ общественно –гуманитарного
направления в объеме 17 часов.
Цель
курса: через историю своей семьи, села, города, края расширить и закрепить
знания по истории и формировать убежденность об их неразрывной связи.
Задача:
-расширение и закрепление знаний по
истории;
-развитие интереса к
истории;
-научить пользоваться различными дополнительными историческими
источниками;
-научить систематизировать полученные знания по истории
края; -развивать казахстанский патриотизм.
Требования
к уровню
подготовки.
Учащиеся должны знать: -историю
страны и их влияние на развитие
края;
-события, происходившие в крае; -административно
–территориальные
изменения;
-какие археологические памятники находятся в крае; -историю
своей семьи,
родословную;
-историю производственных предприятий региона.
Учащиеся должны уметь: -осознано
подбирать необходимую информацию и
систематизировать; -выполнять творческие работы:
рефераты, сочинения, доклады;
-аргументировано и самостоятельно определять своё отношение к происходившим
событиям в свете исторического
процесса;
--анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого о современности края, на
основе разностороннего изучения источников и применения теоретических
знаний;
-давать оценку историческим событиям в крае и стране, обосновывать своё мнение,
участвовать в исторических дискуссиях; -составлять конспекты, тезисы;
В
зависимости от имеющегося краеведческого материала некоторые темы могут
исключаться из-за отсутствия или скудности исторических данных, возможно
прохождение этих тем обзорно. По другим темам, имеющим более полную
информацию, количество часов можно увеличивать, но, в общем, желательно,
придерживаться данной схемы.
Занятия
могут проводиться в кабинете истории, информатики, географии, литературы,
школьном музее, музеях населенного пункта, предприятия, организации и т.д.
Учащиеся
не пассивные объекты усвоения новых знаний, а активные участники процесса
познания. Поэтому в начале изучения курса учащимся дается задание по мере
изучения тем собирать информацию и подготовить реферат о истории своей семьи с
включением по возможности данных за более ранние периоды истории. Кроме
итогового реферата даются тематические рефераты, доклады, сообщения. Материал к
ним собирается из местных СМИ, из архивных документов, мемуаров, музейных
экспонатов, опросов очевидцев событий, воспоминаний старожилов, фотографий.
Примерный список рефератов, докладов:
1. Археологические памятники
края.
2. Моя родословная и история
государства. 3.
Кочевые маршруты и хозяйственное использование края. 4.
Переселенческая политика и населенные пункты края. 5.
Архитектурные
памятники.
6. Моя семья в годы гражданского противостояния
(1919 -1920 ) 7. Сравнительный анализ
хозяйственной деятельности в годы НЭПа и перестройки 1986
года.
8. История
предприятия.
9. Коллективизация в истории моей семьи.
10.Реабилитирован
посмертно.
11.Мои близкие, (земляки) на фронтах
ВОВ. 12.
Мои близкие
–первоцелинники. 13.
Система образования в нашем
крае. 14.
Развитие и функционирование объектов культуры. 15.Декаборьские
события в истории моей семьи.
История моего края
№
|
Тема
|
Кол-во ча сов
|
Виды
деятельности учителя
|
Виды
деятельности учащихся
|
1
|
Введение.
Актуальность изучения истории села и края. Законодательство РК в сфере охраны
историко-культурного наследия.
|
1
|
Лекция.
Распределение рефератов, докладов, сообщений (проектная технология)
|
Конспект
|
2
|
Геологическая
и археологическая история края.
|
1
|
лекция
|
Конспект.
Работа с картой.
|
3
|
Археологические
памятники края (села, района, области)
|
1
|
Экскурсия на
местности
|
Наблюдение,
зарисовки. Работа с топограф. картами
|
4
|
История края в
эпоху бронзы
|
1
|
Экскурсия в
музей
|
Составление
таблицы
|
5
|
История края в
эпоху железа
|
1
|
лекция
|
Конспект
|
6
|
История края в
эпоху средневековья. Политическое положение. Экономика. Культура.
Родословная.
|
1
|
Организация
деятельности учащихся
|
Составление
генеалогического дерева, сообщения учащихся.
|
7
|
Наш край в
период казахско –джунгарс- ких воин. Знамени- тые земляки –батыры.
|
1
|
Организация
деятельности учащихся
|
Работа с
дополнительными источниками.
|
8
|
Наш край в
эпоху присоединения в состав Российской империи
|
1
|
Лекция,
организация дискуссии
|
Конспект,
участие в дискуссии.
|
9
|
История
возникновения моего населенного пункта. Экономика. Административно
–территориальное устройство.
|
1
|
Экскурсия в
музей
|
Запись данных,
составление схем.
|
10
|
Наше село и
край в период I мировой войны и гражданского противостояния
|
1
|
Организация
деятельности учащихся
|
Сообщения
учащихся.
|
11
|
Наше село и
край в период «великого перелома» 20 –х годов ХХ века
|
1
|
Организация
дебатов
|
Подготовка,
участие в дебатах
|
12
|
Наше село и
край в годы Великой Отечественной войны. Великая отечественная война в
истории моей семьи.
|
1
|
Организация
встречи с ветеранами войны и труда
|
Сбор
информации о данных событиях среди жителей села и в архиве
|
13
|
Сталинские
репрессии 30 -50-х гг. в наше крае и в истории моей семьи
|
1
|
Лекция,
организа- ция деятельности учащихся
|
Историческое
сочинение
|
14
|
Целинная
эпопея в наше селе, городе крае.
|
1
|
Встреча с
первоцелинника- ми
|
Сообщения
учащихся, дискуссия
|
15
|
Наш край в
период обретения Независимости.
|
1
|
Организация
деятельности учащихся
|
Сбор
информации, сообщения учащихся.
|
16
17
|
Итоговое
занятие
|
2
|
Организация
деятельности учащихся. Подведение итогов.
|
Защита
проектов.
|
Примерный список рекомендуемой литературы:
1.
Конституция
Республики Казахстан.
2.
Закон РК
«Об охране и использовании историко –культурного наследия» 1992г. с
дополнениями 2004года.
3.
История
Казахстана. С древнейших времен до наших дней в 4-х томах. – «Атамура», Алматы,
1996 -2000гг.
4.
Древнейшие
страницы истории человечества. В.А.Ранов. Москва. «Просвящение» 1988г.
5.
Бектасов
Ш.Т. «Археологические памятники Акмолинской области. История археологического
изучения Кокшетауского края». Архивные материалы.
6.
Справки
по истории Акмолинской области.
7.
Акмола.
Энциклопедия. А. «Атамура» 1995г.
8.
Алтын
Арка. АКмолинская обл. Кокшетау, «Казинпресс» . 2002 г.
9.
К.К.
Абуев. Кокшетау. Исторические очерки. К., 1997г.
10.
Г.
Ксенджик. Кокчетавский уезд вт. Пол ХIХ –нач ХХв.
Из опыта работы краеведов кокчетавской обл.
г.Кокчетав, 1961г.
11.
Северо
–казахстанская область: Страницы летописи родного края. А. «Казахстан». 1993
12.
Историко
–географический сборник «Яблоновка – прошлое и настоящее»
13.
Материалы
СМИ.
14.
Анализ
хозяйственной деятельности совхоза «Заураловский».
15.
Архивные
материалы.
В
зависимости от возможности и местных условий учитель сам подбирает необходимый
материал, литературу, архивные и музейные данные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.