Главная / История / Программа историко-краеведческого кружка"Память" для 8 класса.

Программа историко-краеведческого кружка"Память" для 8 класса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кыкерская средняя общеобразовательная школа

















Программа историко-краеведческого кружка "Память"

для 8 класса.



Автор: учитель истории

Коновалова Н.К.















2013г.

Пояснительная записка

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев – вот основные направления краеведческой деятельности.
Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье. С. О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: « Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш, и на душу». В этом главный смысл слов Пушкина о «любви к отеческим гробам и к родному пепелищу»: в них краелюбие.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история – история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса.







Цель программы : развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка.
2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Принципы построения программы:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности.
Центральной идей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается на знания учащихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, литературы, музыки, экологии, ИЗО). Однако работа в кружке может быть организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в периодах между занятиями. В рамках кружка осуществляется индивидуальная работа со школьниками.
Для успешной реализации программы необходимо:
- систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;
- тщательный отбор учебного материала;
- заинтересованность педагога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
- достижения кружковцев на районных и областных научно-практических конференциях;
- работа поисковых отрядов по заданию совета кружка;
- накопление материалов по истории села, района, края;
- интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с членами кружка;
- методики сочинений;
- наблюдения, тестирования, анкетирования;
- метода самооценки.






























































Программа.
Тема 1. (2 часа)
«Страницы истории».
Название нашей страны, символы страны. Историческая роль страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Край как составная часть нашей Родины.
Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ. Флаг и герб Забайкальского края»
Творческая работа: «Каким я вижу герб с.Кыкер»
Тема 2.(2 часа)
«Наука историография»
Наука историография. Роль историографии в изучении исторического процесса.
Практическая работа:
«Роль научно-популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе».
Тема 3 (2 часа)
Древнейшие люди нашего края и их занятия.
Откуда мы знаем о жизни древних людей. О чем говорят археологические раскопки на территории Забайкалья и Прибайкалья. Береги памятники истории и культуры.
Самостоятельная работа « Поселение Студеное: прочитанные страницы древней летописи»»
Тема 4 (4 часа)
«Край, слезам и скорби посвященный»
Забайкалье и история его присоединения к Росийскому государству. Развитие Забайкальского края в составе России. Нерчинская каторга. Политические невольники.
Самостоятельная работа: « Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников»
Практическая работа: Работа с документами – «Дело№» (дело репрессированного Мальцева Е.А.)
Тема 5 (6 часов)
«Чита – столица Забайкалья»
История возникновения города Читы. Архитектурные памятники города. Чита современная.
Экскурсия в Краеведческий музей им.Кузнецова

Экскурсия по памятным местам г.Читы
Практическая работа: оформление фотоальбома «Горжусь, что я твой сын»

Тема 6 (2 часа).
«Быт и обычаи населения моего края».
Различные группы населения Забайкальского края. Быт, обычаи, традиции населения нашего края, села.
Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции моего народа».
Творческая работа: выставка поделок
Тема 7( 2 часа)
«Отчизны верные сыны».
Наши земляки - участники афганской войны.
Наши земляки - участники контртеррористических операций в Чеченской республике.

Самостоятельная работа: « Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые».
Тема 8 (6 часов)
«Мой край в годы Великой Отечественной войны».
Жители Тунгокоченского района – участники Великой отечественной войны. Детство, опаленное войной ( о тружениках тыла). Работа с книгой Памяти Тунгокоченского района.
Проект: «Знаем, гордимся!»
Самостоятельная работа: интервью тружеников тыла.
Практическая работа: оформление и составление текста поздравительной открытки.
Тема 9( 4 часа)
«Отзовись, фотография».
История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда.
Выпускники, которыми гордится наша школа.
Практическая работа: знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями.
Тема 10(1час).
«Я- гражданин».
Мой край, село сегодня. Органы власти и управления, общественные организации края, района, села. Есть ли будущее у нашего края, села?
Самостоятельная работа: работа с материалами местной периодической печати.
Тема 11.(4 часа)
«Моя малая Родина».
Туристический поход: за чистую окружающую среду.

Выставка рисунков: Деревенька моя.

Программа историко-краеведческого кружка"Память" для 8 класса.
  • История
Описание:

Центральной идей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается на знания учащихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, литературы, музыки, экологии, ИЗО). Однако работа в кружке может быть организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в периодах между занятиями. В рамках кружка осуществляется индивидуальная работа со школьниками.
Для успешной реализации программы необходимо:
- систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;
- тщательный отбор учебного материала;
- заинтересованность педагога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
- достижения кружковцев на районных и областных научно-практических конференциях;
- работа поисковых отрядов по заданию совета кружка;
- накопление материалов по истории села, района, края;
- интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с членами кружка;
- методики сочинений;
- наблюдения, тестирования, анкетирования;
- метода самооценки.

Автор Коновалова Нина Кирилловна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 631
Номер материала 13558
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓