Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Кыкерская
средняя общеобразовательная школа
Программа
историко-краеведческого кружка "Память"
для 8
класса.
Автор:
учитель истории
Коновалова
Н.К.
2013г.
Пояснительная
записка
Создание
данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в
систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно
снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее
культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего
человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого
начинается его судьба. Изучение родного края, национальных, этнокультурных
традиций и обычаев – вот основные направления краеведческой деятельности.
Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных
задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации
дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся
любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье. С. О. Шмидт следующим
образом раскрывает это положение: « Краеведение возбуждает интерес и
воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и
на разум наш, и на душу». В этом главный смысл слов Пушкина о «любви к
отеческим гробам и к родному пепелищу»: в них краелюбие.
Благодаря
краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история –
история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего
народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из
поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие,
честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства,
дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия,
чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и
благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных
норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников
школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе,
крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и
культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач
нашего времени.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса.
Цель программы : развитие
социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей
чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу
Отечества и свое будущее.
Задачи:
1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого
ребенка.
2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием
воспитательного потенциала краеведения.
3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных
отношений.
4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Принципы построения программы:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы
самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки;
- принцип самовыражения участников
образовательного процесса;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности
информации;
- принцип системности.
Центральной идей программы является идея гуманизма и сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в
которой учишься. Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается
на знания учащихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, литературы,
музыки, экологии, ИЗО). Однако работа в кружке может быть организована таким
образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и
в периодах между занятиями. В рамках кружка осуществляется индивидуальная
работа со школьниками.
Для успешной реализации программы необходимо:
- систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего
учебного года;
- тщательный отбор учебного материала;
- заинтересованность педагога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников.
Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь
учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных
понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и
в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края,
своей семьи.
Результаты реализации можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
- достижения кружковцев на районных и областных научно-практических
конференциях;
- работа поисковых отрядов по заданию совета кружка;
- накопление материалов по истории села, района, края;
- интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.
Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных
изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с членами кружка;
- методики сочинений;
- наблюдения, тестирования, анкетирования;
- метода самооценки.
Программа.
Тема 1. (2 часа)
«Страницы
истории».
Название нашей страны, символы страны. Историческая роль страны. Моя страна в
прошлом и настоящем. Край как составная часть нашей Родины.
Самостоятельная
работа:
«Государственные символы РФ. Флаг и герб Забайкальского края»
Творческая работа: «Каким я вижу герб с.Кыкер»
Тема 2.(2 часа)
«Наука
историография»
Наука
историография. Роль историографии в изучении исторического процесса.
Практическая
работа:
«Роль научно-популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской
работе».
Тема 3 (2 часа)
Древнейшие
люди нашего края и их занятия.
Откуда мы знаем о жизни древних людей. О чем говорят археологические раскопки
на территории Забайкалья и Прибайкалья. Береги памятники истории и культуры.
Самостоятельная
работа
« Поселение Студеное: прочитанные страницы древней летописи»»
Тема 4 (4 часа)
«Край,
слезам и скорби посвященный»
Забайкалье
и история его присоединения к Росийскому государству. Развитие Забайкальского края
в составе России. Нерчинская каторга. Политические невольники.
Самостоятельная работа: « Родословная моей семьи или рассказ о
судьбе одного из родственников»
Практическая работа: Работа с документами – «Дело№» (дело
репрессированного Мальцева Е.А.)
Тема 5 (6 часов)
«Чита
– столица Забайкалья»
История
возникновения города Читы. Архитектурные памятники города. Чита современная.
Экскурсия в
Краеведческий музей им.Кузнецова
Экскурсия по
памятным местам г.Читы
Практическая работа: оформление фотоальбома «Горжусь, что я твой
сын»
Тема 6 (2 часа).
«Быт
и обычаи населения моего края».
Различные группы населения Забайкальского края. Быт, обычаи, традиции населения
нашего края, села.
Самостоятельная
работа:
«Быт, обычаи, традиции моего народа».
Творческая работа: выставка поделок
Тема 7( 2 часа)
«Отчизны
верные сыны».
Наши
земляки - участники афганской войны.
Наши земляки - участники контртеррористических операций в Чеченской республике.
Самостоятельная работа: « Поиск информации о людях, принимавших
участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые».
Тема 8 (6 часов)
«Мой
край в годы Великой Отечественной войны».
Жители Тунгокоченского района – участники Великой отечественной войны. Детство,
опаленное войной ( о тружениках тыла). Работа с книгой Памяти Тунгокоченского
района.
Проект: «Знаем, гордимся!»
Самостоятельная работа: интервью тружеников тыла.
Практическая работа: оформление и составление текста поздравительной
открытки.
Тема 9( 4 часа)
«Отзовись, фотография».
История нашей школы. Традиции нашей школы. Ветераны педагогического труда.
Выпускники, которыми гордится наша школа.
Практическая работа: знакомство с тетрадями выпускников,
дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями.
Тема 10(1час).
«Я- гражданин».
Мой край, село сегодня. Органы власти и управления, общественные организации
края, района, села. Есть ли будущее у нашего края, села?
Самостоятельная работа: работа с материалами местной
периодической печати.
Тема 11.(4 часа)
«Моя малая Родина».
Туристический поход: за чистую окружающую среду.
Выставка рисунков:
Деревенька
моя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.