Главная / Директору-завучу / Программа инновационной деятельности школы

Программа инновационной деятельности школы



Администрация Чебаркульского муниципального района

Управление образования Администрации

Чебаркульского муниципального района


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бишкильская средняя общеобразовательная школа»








Инновационный проект и программа




Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания, воспитания и функционирования

органов самоуправления






















п. Бишкиль

2014 год

Программа реализации инновационного проекта и программы


1. Исходные теоретические положения.


Происходящие процессы в обществе, обострившие проблемы национального экстремизма, оказывающие негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности, обусловили актуальность воспитания гражданственности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Быть гражданином – значит проявлять любовь не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны, формирование совокупности общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам - является одной из важнейших задач образования и ведущей целью всей воспитательной системы школы.

Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:

1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика.

2. Приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, села, школы.

3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народов, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях - ещё одна задача воспитания гражданина.

4. Формирование общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.).

5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения, лидерских качеств.

6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде - составная задача общей системы воспитания гражданина. Трудолюбие как качество личности обусловливает социально-личностно-нравственное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности.

7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо - ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье - самая главная ценность для человека, но и «твоим здоровьем Родина сильна».

8. Воспитание патриотизма, любви к своей Родине. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение.

Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости.

Свои гражданские качества проявляют учащиеся и при самоуправлении. Именно в условиях самоуправления формируется ответственность ребенка за порученное дело, лидерские качества, умение планировать, работать командой.

Наличие активной гражданской позиции, лидерских качеств личности – неотъемлемое требование нашего времени к современной молодежи. Именно в школьную пору закладываются основы мировоззрения, формируется характер человека, определяются духовные ценности на всю жизнь. Поэтому именно школа должна быть тем инструментом, который формирует качества подрастающего поколения.

2. Темой нашего инновационного проекта и программы является «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления»

Цель инновационного проекта и программы:

Теоретическое обоснование и разработка организационно-управленческих механизмов создания образовательной среды, направленной на формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления через создание на базе МОУ «Бишкильская СОШ» инновационной площадки.

Задачи инновационного проекта и программы:

1. Выявить условия и разработать концептуальные представления об инновационной площадке как механизме внедрения в деятельность школы модели формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления.
2. Разработать и апробировать в деятельности школы организационно – управленческие механизмы создания инновационной площадки.
3. Оценить эффективность практики внедрения в деятельность школы модели формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления через создание инновационной площадки.
4. Обобщить результаты инновационной деятельности и подготовить их к тиражированию в деятельность учреждений общего среднего образования по созданию образовательной среды, направленной на формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления.

3. Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта и программы, обоснование его значимости для развития системы образования в районе:

Требования, предъявляемые сегодня к выпускникам школы, очень высоки. Как граждане Российской Федерации, они должны иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности; обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, уважать религию и религиозные чувства окружающих людей, бережно относиться к историческому и духовному наследию, уважать права и свободы других людей, исполнять Конституцию РФ, федеральные и региональные законы

Гражданскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, мобильные, конструктивные, ответственные за свою судьбу и судьбу страны. Необходимо создавать условия для формирования личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности в условиях растущей интеллектуализации производства, перехода к экономике, основанной на высоких технологиях.

Условия эти возможно смоделировать в образовательной среде, которая в отличии от среды естественной поддается регулированию субъектов. Решая проблему гражданского воспитания, важно объединить и сосредоточить усилия преподавателей, общественности и самих учащихся на формировании ценностного отношения к происходящим явлениям общественной жизни в стране, регионе, родном поселке. Цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданское воспитание в современных условиях можно представить на трёх уровнях.

Первый - теоретический, который определяется социальным заказом общества, потребностями личности; он включает в себя концепции и идеи, положенные в основу современного курса общественных наук.

Второй - содержательный, включающий учебные пособия и программы, разработанные на основе методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса.

Третий - когнитивный, включающий практическую работу школьника по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности в социуме.

Когнитивный компонент можно представить в двух аспектах: знания и умения. Это знание основ социальных наук: экономики, права, политологии, социологии и др.; культурных и исторических достижений народов России, механизмов защиты прав человека на всех уровнях; умение получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников, критически мыслить, выявлять социальные проблемы, формулировать обоснованное мнение по существу общественных проблем и явлений, отстаивать своё мнение и вести дискуссию.

Для того чтобы учащийся овладел вышеперечисленными умениями, необходима определённая подготовка и в процессе обучения, и особое построение воспитательной системы в школе, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса, и возможность учащихся использовать полученные компетенции в реальной жизни через участие в органах самоуправления.

Инновационная площадка на базе МОУ «Бишкильская СОШ» позволит изучить имеющиеся возможности и разработать программу формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся и в процессе преподавания учебных предметов, причем не только социально-гуманитарного цикла, и в процессе воспитания, и в процессе функционирования органов самоуправления. При успешной реализации данного проекта, его результаты могут быть использованы и другими образовательными организациями района, так как проблема воспитания гражданственности, патриотизма и формирования лидерских качеств у современной молодежи актуальна повсеместно.

Перечень научных учебно-методических разработок по теме инновационного проекта и программы


Теоретико-методологическую основу проекта составляют философские, психологические и педагогические концепции и подходы в образовании: субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова -Славская, А.В. Брушлинский, C.JI. Рубинштейн); теоретические выводы педагогов XX в. о преобразующей роли участия личности в самоуправлении как источника самостоятельности и гражданского становления (П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий); концепция развития ученического самоуправления (М.И. Рожков); концепция педагогического стимулирования (З.И. Равкин, Л.Ю. Гордин, A.JI. Уманский и др.); основные положения педагогической аксиологии (Б.С. Алишев, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.); концепция гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, JI.A. Волович, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, Л.П. Тихонова, С.Т. Шацкий и др.); теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, B.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков Т.М. Трегубова и др.); системно-ролевая теория воспитания личности и системно-функциональная теория педагогической деятельности (Н.М. Таланчук, В.Н. Корчагин); теория педагогического проектирования (B.C. Леднев, М.И. Махмутов, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, Г.Н. Сериков); современные исследования в области педагогического мониторинга (В.П. Беспалько, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова); современные концепции компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Р.Х. Гильмеева, В.А. Кальней, Дж. Равен, C.Е. Шишов и др).





Литература:

  1. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М.: МАСШС, 1997.

  2. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. – 2001, № 8. 0 с. 151-159.

  3. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

  4. Нечаев М.П. «Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения», Москва, 2010

  5. Рожков МИ. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002

  6. Севрюкова А.А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося, ЧИППКРО, 2009

  7. Скребцова Т.П., Гревцева Г.Я. «Модель школьного самоуправления», Челябинск, 2003

  8. Скребцова Т.П. «Модель воспитания гражданской ответственности», методические рекомендации, Челябинск, 2004.

  9. Степанов П.В. «Развитие школы как воспитательной системы», Москва 2009

  10. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Ию Соколовой. – М.: Педагогическое общество России. 1999.

  11. Хочу быть лидером! Выпуск 2. – Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2003.

  12. Цикл методических журналов «Деятельность классного руководителя»:

«Гражданская культура школьника: классные часы и родительские собрания»/авт.сост. Волкова Л.М., Минск, 2011

«Идейно-нравственное воспитание»/сост. Минич О.А., Минск, 2005

«Воспитательный процесс»/сост.Климкович Е.А., Минск, 2007

«Инновационные формы внеклассной работы/сост. Вербицкий О.В. и др, Минск,2010.


Размещено на






Проблемно-ориентированный анализ деятельности образовательной организации


Воспитательная система школы включает в себя воспитательную программу «Школа – территория формирования образа жизни, достойного Человека».

Воспитательная программа включает в себя подпрограммы:

  1. Мы – Россияне.

  2. Школа – территория здоровья.

  3. Стать человеком.

  4. Семья и школа.

  5. Милосердие.

  6. Природа – открытая книга.

  7. Профилактические программы «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе», «Предупреждение насилия в школе», «Программа профилактики курения в школе», «Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков».

  8. Работа с проблемными детьми.

  9. Программа развития школьного ученического самоуправления.

Реализуются направления:

  1. Ученик – патриот и гражданин

  2. Ученик и его нравственность

  3. Ученик и его интеллектуальные возможности

  4. Ученик и его здоровье

  5. Ученик и его семья.

  6. Общение и досуг ученика

Как видно из перечня вышеперечисленных программ, подпрограмм, направлений воспитательной системы школы, все они связаны единой целью и реализуют ту или иную задачу воспитания гражданственности, которые реализуются через формирование гражданской и нравственной направленности личности, активной жизненной позиции; воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны; формирование уважительного отношения к народам и представителям других национальностей, к своей национальной культуре, языку, традициям, обычаям.

Эти задачи успешно выполняются, через ежегодное проведение коллективно-творческих дел «Мы - россияне», «Мозаика народов Южного Урала», на которых учащимися представляются творческие «защиты» различных народов нашего региона; фольклорные праздники. На протяжении нескольких лет в школе функционирует кружок башкирского языка, которым руководит Гарипова Н.З.. Занятия этого кружка посещают ребята не только из башкирских семей. Члены кружка являются участниками ежегодного конкурса чтецов им. М. Джалиля. В начале ноября по всем возрастным группам проходят праздники, посвященные Дню народного единства. Традиционными являются в школе праздники Проводов зимы.

Формированию гражданственности и патриотизма, сохранению исторической памяти способствуют мероприятия, посвященные Дню Победы. В течение всего года школой организуется тимуровская вахта над участниками войны и тружениками тыла, классы активно занимаются сбором материала для школьного музея об этих людях, оказывают посильную помощь. Результатом стало существенное пополнение экспозиций музея, использование собранного материала на классных часах, воспитательных мероприятиях. Жители поселка благодарили наших ребят за помощь, память и уважение.

К 65-летию Победы школа вышла с инициативой благоустройства поселкового памятника павшим воинам-односельчанам. Это был коллективный труд: сельская администрация организовала работы по укладке плит и ограждению территории памятника, родители и сотрудники школы – подвоз земли, ребята проводили подготовительные работы по благоустройству, посадку деревьев, цветов. 23 апреля 2010 г. состоялась закладка сквера Победы на территории памятника, в которой принимали участие и ребята, и ветераны, и администрация, силами учащихся был подготовлен и проведен концерт-чествование ветеранов.

В настоящее время уход за памятником в п. Бишкиль -- святая круглогодичная обязанность школы. Субботники накануне 9 мая—традиция школы.

Ежегодно в январе-феврале в школе проходит месячник гражданско-патриотического воспитания. Среди массы мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и гражданственности хочется выделить встречи с ветеранами войны и труда, участниками боевых действий в Афганистане. Это живая история, живая память. Рассказы этих людей воспринимаются ребятами очень живо, затем обсуждаются ими и, хочется надеяться, оставляют добрый след в их душах. Очень активно ребята участвуют в Зарницах и Зарничках.

Патриотическое воспитание реализуется и во время подготовки и проведения митингов 22 июня, которые проводятся в поселке, практически, силами школы.

В гражданственном воспитании учащихся нашей школы большая роль принадлежит школьному музею, которым руководит Тихомирова Т.А. Собран богатейший материал по истории поселка, о жизни знаменитых односельчан – писателя и поэта, члена Союза писателей Кожевникова В.И., Героя России Угрюмова Г.А.. С 2005 года в школе существует мемориал, посвященный выпускникам школы, отдавшим жизни при выполнении священного долга защиты Родины, у которого проводятся классные часы, подготовленные лекторской группой музейного актива, организуются Вахты Памяти. В 2013-2014 учебном году школа начинает совместно с Общественной организацией «Память сердца» сбор материалов о детях зон оккупации, блокадного Ленинграда. Этот проект должен помочь в создании Книги Памяти.

Большое внимание уделяется воспитанию трудолюбия. Труд –не за деньги, а на благо общества, школы –это и ежедневное дежурство по классу, школе, и экологические субботники, и работа трудового подросткового отряда летом. Трудовой подростковый отряд «Факел» активно трудится и на пришкольном участке, и в строительной бригаде, и в педагогическом отряде в пришкольном лагере дневного пребывания, и в населенных пунктах Бишкильского сельского поселения. Так, летом 2013 года группа учащихся школы в течение всех летних каникул работала на благоустройстве п. Ключи: убирали мусор, заросли бурьяна и кустарника на улицах, раскрасили в яркие цвета детскую игровую площадку. С 2009 года Трудовой подростковый отряд «Факел» принимает участие в районном конкурсе социально-экономических проектов и занимает призовые места: 2009 год—2 место, 2010 год – 3 место, в 2011 году—1 место, в 2012 году –1 место, в 2013 году—1 место. В 2012 году социально-экономический Проект отряда «Кусочек сердца отдавать кому-то» участвовал в областном конкурсе Проектов и занял 2 место. Участники проекта и руководитель Бабанова С.В. были награждены денежными премиями и Дипломом.

Для приобщения личности к общечеловеческим ценностям, усвоения социальных норм через участие в общественной жизни школы, создания условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений видов деятельности, для формирования активной жизненной позиции, развития творчества и инициативы, лидерских и организаторских качеств в школе создана детская общественная организация - СМиД (Союз мальчишек и девчонок), в которую входят учащиеся 5-11 классов.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это-- возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Только ученическое самоуправление может дать ребенку самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

В Уставе МОУ «Бишкильская СОШ» Чебаркульского района Челябинской области, принятом и утвержденном в 2007 году прописано:

« п.6.7. В Учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации».

В школе приняты локальные акты, нормативно обосновывающие наличие и функционирование органа ученического самоуправления – «Союза мальчишек и девчонок» (СМиД), а также процесса выборов и полномочий Президента СМиД: «Положение об органе ученического самоуправления – Детской организации СМиД», «Положение о полномочиях президента детской организации СМиД МОУ «Бишкильская СОШ».

Цель ученического самоуправления: способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена школьного коллектива демократическую культуру, гражданственность, умение действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, государства, формированию у каждого из учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

Задачи ученического самоуправления:

1. предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школой;

2. развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

3. развитие творческого потенциала каждого учащегося с учетом его возможностей.

4. создание условия для осознания учащимися своей индивидуальности, самовыражения, саморазвития, а также для освоения демократических и гражданских ценностей.

Основные направления деятельности:

-- создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления:

-- формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся, отношения строятся на взаимном уважении.

-- предоставление учащимся права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

-- формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.

Структура ученических органов самоуправления

Ученическое самоуправление составляют общешкольные органы самоуправление - президент, министерства, избираемые на год.

Главным координирующим органом УС является команда президента – Совет Министров. Она выполняет организационные, информационно-пропагандистские, представительские функции. В пределах этих функций команда президента уполномочена:

- представлять коллектив учащихся в общественных организациях;

- координировать деятельность классных коллективов;

- принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и других мероприятий.

Президент и команда президента координирует работу министерств (образования, культуры и досуга, шефских дел, дисциплины и порядка, трудовых дел, СМИ). Министерства возглавляют министры, выбранные из числа старшеклассников. Министры организуют работу в министерствах и отвечают за ее качественное и своевременное выполнение.

Министерство образования

Цели: обеспечивать соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы; способствовать сознательному отношению школьников к учебной деятельности; решать вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему олимпиад, предметных недель).

Функции: учет успеваемости, посещаемости; организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам, конкурсов, классных часов; связь с руководителями методобъединений, разработка совместных дел; организация и проведение Дня самоуправления.

Свою работу министерство осуществляет через следующие формы деятельности: предметные недели; проверку дневников (выставление отметки за ведение дневника); оформление «Экранов успеваемости», организацию Дней дублера (дней самоуправления)

Министерство культуры и досуга

Цели: создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД; развития художественно-эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся.

Функции: организация тематических вечеров, концертов, праздников, конкурсов; выпуски рукописных журналов, газет; помощь в оформлении актового зала и проведение мероприятий; помощь в проведении дискотек.

Форма деятельности: КТД; праздники, конкурсы, турниры


Министерство физкультуры и спорта

Цели: способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся; создание условий для формирования здорового образа жизни.

Функции: пропаганда здорового образа жизни; организация внеурочной спортивной работы; участие в спортивных мероприятиях; контроль за посещаемостью уроков физкультуры.

Форма деятельности: турниры, спортивные соревнования; дни здоровья, Турслеты, Зарницы и Зарнички

Министерство дисциплины, порядка

Функции: работа с нарушителями дисциплины и порядка; организация, контроль и оценка дежурства по школе, на дискотеках;

Министерство трудовых дел

Функции: организация, контроль и оценка дежурства, организация работы по благоустройству территории школы; работа на пришкольном участке и летнем трудовом лагере; организация уборки территории школы во время экологических субботников.

Деятельность осуществляется в следующей форме: составление графиков дежурства; оценивание дежурства; рейды по школе; трудовой десант, работа педотряда, стройотряда, трудовой полеводческой бригады.

Министерство шефских дел

Функции: работа с учащимися 1-4-х классов, организация и проведение КТД для малышей; посильная помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам;

участие в акциях помощи малообеспеченным семьям.

Форма деятельности: работа волонтеров; благотворительные акции; сотрудничество с д/с№ 16, организация динамических перемен в начальной школе, работа педотряда в лагере.

Министерство СМИ или пресс-центр

Цели: создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.

Функции: сбор, обработка, оформление информационного материала, выпуск газет, листовок, поздравительных открыток;

Форма деятельности: выпуск газет «Школьные вести»; проведение социологических опросов, их освещение.

За каждым министерством закреплены педагоги-кураторы, которые могут научить управлять и организовывать: министерство образования курирует заместитель директора по УВР, министерство культуры и досуга – педагог-организатор, министерство труда – учитель технологии, министерство дисциплины и порядка работает в тесном контакте с директором школы, министерство физкультуры и спорта курирует руководитель физвоспитания, министерство шефских дел -- заместитель директора по ВР, пресс-центр – руководитель кружка «Журналистика».

Стать президентом может старшеклассник, отвечающий требованиям Положения, представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу и набравший большинство голосов на выборах.

Основой организации самоуправления в школе служит организация самоуправления в классе. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся. Общее классное собрание в начале учебного года выбирает старосту класса, который руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. На общем собрании выбирается также актив класса – помощник старосты, ответственные за учебу, организацию досуга, спорт, дежурство, трудовые дела, шефство над ветеранами и младшими школьниками, редколлегия. Таким образом, каждый ученик в школе имеет поручение и возможность проявить себя и на уровне класса, и на общешкольном уровне.

С 2010 года выборы Президента организации состоялись дважды. Одновременно с оформлением органов самоуправления проходило активное усвоение учащимися сущности избирательного процесса, так как избирательная кампания в школе была проведена по-настоящему: с выдвижением кандидатов, со встречами с избирателями, написанием предвыборных программ, с назначением избирательной комиссии, печатанием бюллетеней, видеороликов, проведением агитбригад и настоящим голосованием, подсчетом голосов и инаугурацией Президента

Был избран актив школы: министр образования, культуры, спорта, труда, печати, общественного порядка, которые напрямую руководят и контролируют деятельность классных коллективов по данным направлениям через классные активы.

Организация СМиД активно принимает участие в слетах детских и молодежных общественных объединений Чебаркульского муниципального района, награждена Грамотой МУ « Управление культуры, молодежной политики и спорта» Чебаркульского муниципального района. Ребята из СМиД принимают активное участие в волонтерском движении, наиболее активным из них были вручены Личные книжки волонтера. В феврале 2013 года представители организации во главе с руководителем Бабановой С.В. приняли участие в областном слете актива детских общественных объединений и органов ученического самоуправления «Лидер и команда», где представили презентацию СМиД, прошли учебу и получили Свидетельство участника, подписанное заместителем министра образования и науки Челябинской области И.Г. Скалуновой.

В 2012-2013 учебном году члены организации СМиД стали участниками областного проекта «Моё будущее—в моих руках», стали дипломантами проекта, а вице-президент СМиД Короткова Евгения—победителем проекта, которую наградили поездкой в ВДЦ «Океан».

Формированию гражданственности и лидерских качеств учащихся способствует и участие в районном конкурсе «Ученик года», В 2014 году ученица 9 класса Елсукова Наталья заняла 2 место и была поощрена поездкой в РЦД «Орленок».

Воспитательные задачи реализуются и в процессе преподавания различных предметов ставятся, но они разобщены, не представляют собой единую систему. Кроме того, считается, что на уроках математики, физики, химии, физвоспитания и др. нет возможности работать над формированием гражданственности и лидерских качеств учащихся. Это является заблуждением. Для того, чтобы создать комплексный подход к реализации инновационного проекта формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления необходимо научное консультирование по диагностике и разработке условий реализации поставленной задачи. Для этого между МОУ «Бишкильская СОШ» и ЧГПУ, факультетом «Социального образования» заключены сетевой договор и договор о сотрудничестве. Научным консультантом в реализации инновационной деятельности школы является декан факультета «Социального образования» ЧГПУ Скребцова Татьяна Петровна.

Таким образом, деятельность по формированию гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания и функционирования органов самоуправления в школе имеет место. Но необходимо объединить усилия и классных руководителей, и руководителей дополнительного образования, и учителей-предметников, и общественности и создать единую образовательную систему, направленную на формирование и развитие этих качеств у учащихся в процессе и воспитания, и преподавания и функционирования органов самоуправления.








Концепция развития МОУ «Бишкильская СОШ» с учетом роли инновационной деятельности в процессе развития данной организации


Актуальность.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.

Гражданственность как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.

Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий между:

- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;

- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.

Данные противоречия актуализируют проблему воспитания гражданственности человека. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом, организация гражданского воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.

Проект формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания и функционирования органов самоуправления призван систематизировать и углубить всю деятельность школы и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с выполнением данной задачи.

Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению.

Гражданственность, патриотизм и наличие лидерских качеств личности являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.

Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.

Патриотизм - это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также в признании самобытности и ценности других человеческих сообществ. Патриотизм - это многоаспектное явление, по-разному проявляющееся на различных уровнях и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.

Лидерство - это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.Лидерские качества -- компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”, вести за собой, быть ответственным за порученное дело..

Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.

Воспитание лидерских качеств, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей - качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. Ценности определяют успех и развитие ребенка. Особое значение в развитии лидерства, нравственности, гражданственности и патриотизма имеют высшие ценности, интегрирующие взгляды, позиции, интересы личности, общества, государства и воплощающие достижения и богатства отечественной культуры, величие нашей истории и самой России. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с гражданственностью и патриотизмом, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социально-политические, профессионально-трудовые.

Гражданское воспитание детей и молодежи, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения. Стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему конкретных действий, “вложения душевных сил”, “создания радости для других”, говоря словами В.А. Сухомлинского.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.

Таким образом, концепция проекта МОУ «Бишкильская СОШ» определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.

Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно-нравственным и патриотическим традициям, чувство гордости за свою страну, область, район, родной поселок.

Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

Общая цель образования достигается посредством интеграции в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей, а также решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

-- Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;

-- Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга школьников во внеучебное время;

-- Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

-- Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;

-- Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

-- Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, поселка.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

-- положительная динамика возрастания уровня нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;

-- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;

-- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;

-- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;

-- увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;

-- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.

Социальное партнерство.

Для реализации проекта и программы необходимо научное консультирование участников инновационной деятельности, повышение квалификации педагогов, осознание ими задач и способов реализации проекта. Для этого между МОУ «Бишкильская СОШ» и Челябинским педагогическим университетом заключен сетевой договор, а так же договор о сотрудничестве и совместной деятельности в реализации проекта заключен и с факультетом Социального образования. Научным консультантом проекта является декан факультета Скребцова Татьяна Петровна.


Профориентационная работа

Сотрудничество с ЧГПУ, в некоторой степени, решает задачу профориентационной работы с учащимися. Совместная деятельность актива школы с представителями ЧГПУ, проведение занятий «Школы лидера», экскурсий в университет и т.п. способствуют формированию интереса к педагогической деятельности, могут способствовать профессиональному выбору выпускников школы и даже решению проблемы дефицита педагогических кадров в родной школе.


Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:

-- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).

-- Творческие отчеты предметных методических объединений и МО классных руководителей о работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию (издание материалов).

--Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.

Оценка эффективности реализации проекта предполагает создание специальной системы отслеживания результатов на основе применения систем социальной, социологической, психолого-педагогической диагностики с использованием методов математической статистики, педагогической интерпретации результатов, коррекции на их основе как самого инновационного проекта, так и процесса его реализации.

С целью возможности трансляции результатов эксперимента предполагается информационно-аналитическое сопровождение:

-- Проведение семинаров по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся;

-- Публикация материалов по указанной проблематике;

-- Размещение информации на школьном сайте

Объект исследования – процесс формирование гражданской позиции и лидерских качеств учащихся школы.

Предмет исследования – отечественные духовно-нравственные и патриотические традиции как средства развития гражданских качеств учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования исходит из теоретических посылок, что возможности активного участия школьников в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности намного возрастут благодаря формированию и развитию у них таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, готовность к преодолению трудностей.


Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта и программы в массовую практику.


Исходя из предположения, что инновационная программа МОУ «Бишкильская СОШ», будет успешно апробирована и реализована на уровне образовательной организации, предлагаем распространить опыт на уровне образовательных организаций Чебаркульского муниципального района. Так как инновационный проект охватывает все сферы деятельности образовательной организации, то мы считаем, что использовать методический, практический, дидактический опыт, образовательными организациями возможно с разнообразными подходами и в различных условиях деятельности образовательных организаций. Предлагаем использовать разноуровневый подход к внедрению инновационных разработок проекта.

Первый уровень – использование инновационной программы: «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания предметов социально-гуманитарного цикла и функционирования органов ученического самоуправления» полностью в том виде в котором она представлена МОУ «Бишкильская СОШ» без каких либо изменений, с использованием эмпирических данных , полученных в ходе апробации проекта.

Второй уровень – использование образовательными организациями отдельных блоков инновационной программы, исходя из существующих условий образовательной организации, и при помощи этих блоков устраняя недостатки и пробелы в деятельности. Например, это могут быть блоки работы с родительской общественностью, общественными организациями, организация школьного самоуправления и др.

Третий уровень – использование образовательной организацией отдельных методик и методических приёмов в своей работе.

Таким образом, мы предлагаем посредством дробления инновационной программы на разные уровни использования расширить круг организаций, применяющих современные образовательные технологии и тем самым перейти к повышению качества образования.

Следующим предложением по внедрению и распространению опыта является использование средств коммуникации с целью увеличения информационного пространства и соответственно количества пользователей инновационной программы. Предлагаем публиковать результаты работы по выбранному направлению поэтапно, с целью привлечения внимания и знакомства с результатами инновации педагогической общественности на школьном сайте. Так же у большинства педагогов есть свои мини-сайты, на которых предлагается знакомить коллег с результатами своей личной деятельности в рамках инновационного проекта.

Расширить целевую аудиторию предполагается и за счет использования технического потенциала Челябинского педагогического университета, посредством написания статей, научных, методических разработок, касающихся тематики инновационного проекта, и дальнейшего их опубликования в сборниках или других печатных изданиях. По окончании инновационного проекта предполагается выпуск отдельной брошюры с изложением результатов работы и рекомендациями по внедрению опыта в деятельность других образовательных организаций.

Предлагаем использовать муниципальные и региональные печатные издания, с целью знакомства широкой общественности с тематикой работы, с ходом развития инновационной программы и результатами на различных этапах внедрения. Это важно, поскольку мы заинтересованы к привлечению и участию в инновационной работе не только узкого круга специалистов и педагогов, но и представителей различных сфер общества.

Одной из форм знакомства с инновационной программой «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания предметов социально-гуманитарного цикла и функционирования органов ученического самоуправления» разработанной и апробированной Бишкильской школой, является участие в научных конференциях, проводимых ЧИППКРО, ЧГПУ и др. с докладами по тематике проекта, и опубликование статей в сборниках. Значение представительства и участия в подобных мероприятиях велико, так как позволяет довести до сообщества специалистов результаты инновационной деятельности, получить консультации и рекомендации научных работников.


Состав участников инновационного проекта и программы, распределение обязанностей между ними.

Представляя инновационный проект мы исходим из того факта, что в центре инновационной деятельности находится образовательная организация, она является опорной точкой развития образовательной инновационной среды. С точки зрения выделения субъектов инновационного проекта, программы мы можем выделить следующих представителей:

1. Учредитель в лице Администрации Чебаркульского муниципального района (признание МОУ «Бишкильская СОШ» инновацтонной площадкой, издание Постановления…)

2. Управление образования администрации Чебаркульского муниципального района

3. Координационный совет по инновационной деятельности образовательных организаций Чебаркульского муниципального района (Принятие решений об отборе организаций-соискателей для признания их инновационными площадками по результатам рассмотрения представленных ими заявлений и пакетов документов; подготовка предложений о корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок; вынесение решений о прекращении, продлении деятельности инновационной площадки; информирование общественности о реализации инновационными площадками инновационных проектов и программ; рассмотрение ежегодного отчета о реализации инновационного проекта и программы инновационными площадками; подготовка аналитических материалов об эффективности функционирования инновационной площадки, обобщение и пропаганда эффективного опыта управленческой и педагогической деятельности, возникшего в ходе инновационной деятельности.)

4. Администрация образовательной организации (подготовка документов о признании образовательной организации инновационной площадкой, разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности, разработка проекта и программы инновационной деятельности, регулирование финансовой, правовой и управленческой деятельности, материально-техническое обеспечение проекта, диагностика и контроль инновационной деятельности, анализ и корректировка программы, информирование о ходе инновационной деятельности, налаживание контактов с социальными партнерами, стимулирование инновационной деятельности)

5. Педагогический коллектив (основной исполнитель инновационного проекта и программы, разрабатывает и проводит основные мероприятия, участвует в мониторинге, анализирует свою деятельность, повышает квалификацию)

6. Коллектив обучающихся (объект инновационной деятельности, участвует в мероприятиях, обучается, воспитывается, участвует во входной, промежуточной и итоговой диагностике).

7. Родители обучающихся (принимают участие в соуправлении школой, способствуют реализации задач воспитательной системы школы, оказывают добровольную спонсорскую помощь)

8.Социальные партнеры в лице Бишкильской поселковой администрации, Дома культуры, общественных организаций «Боевое братство», «Память сердца», Профсоюзной организации работников образования (оказывают помощь в реализации мероприятий инновационной деятельности, вносят предложения по совершенствованию деятельности)

Каждый из перечисленных субъектов выполняет свои специфические функции, в рамках определенной нами темы инновационного проекта, и функции, определенные нормативно- правовыми актами различного уровня.

Развивая тему инновационного проекта, мы рассматриваем образовательную организацию, как открытую систему общественного взаимодействия. С одной стороны образовательная организация, с другой – гражданские, общественные институты, образовательные организации высшего, среднего профессионального образования, научные институты и предприятия. Однако, вектор приложения усилий всех многочисленных структур направлен на формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе образовательной деятельности. Реализуя основную тематику инновационного процесса, все участники в конечном счете добиваются одного – воспитание полноценного гражданина России, обладающего высокими моральными качествами, имеющего определенные способности к развитию, готового интегрироваться в современное общество и участвовать в жизни страны.

Решение поставленной задачи не возможно без участия научных кадров, в частности, методическое сопровождение инновационного проекта консультационную помощь и сопровождение способен оказать ЧГПУ и факультет социального образования. В качестве перспективного направления, с точки зрения сотрудничества, возможно привлечение предприятий и организаций различной формы собственности, выпускников школы.






Предварительные расчеты по научно-педагогическому, учебно-методическому, организационному, правовому, финансово-экономическому, кадровому, материально-техническому обеспечению инновационного проекта и программы.


Научно-педагогическое обеспечение инновационного проекта и программы.

Для полноценной и эффективной реализации проекта необходимо научное консультирование и помощь в создании диагностического материала, повышение психологического образования педагогов, обучение актива школьного самоуправления, научно-педагогический лекторий для родителей. Для реализации этих задач предусмотрено сотрудничество с Челябинским педагогическим университетом, с факультетом Социального образования, научное консультирование декана факультета Социального образования кандидата педагогических наук, доцента Скребцовой Т.П.


Учебно-методическое обеспечение инновационного проекта и программы.

Достижение задач инновационной деятельности зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого у учащихся складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности.

На формирование содержания обучения влияет большое число факторов . Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС), и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.

Все учебные дисциплины основных образовательных программ должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК); в преподавании всех дисциплин является обязательным использование инновационных методов в образовательном процессе. Поэтому от построения содержания обучения зависят образованность учащихся: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем больше достигаются поставленные цели.

Для достижения цели – создания качественного учебно-программного материала требуется много усилий преподавателя-предметника, большой временной ресурс, проведение научной работы и просто самообразование.

Важное место в методической работе отводится вопросам комплексного методического обеспечения государственных образовательных стандартов , которые предусматривают разработку учебно-методических комплексов, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий. Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса.

Кроме того необходимо разработать

- методические рекомендации по работе с детьми и родителями;

- рекомендации и литература, необходимые для разработки индивидуальных образовательных программ;

- подпрограммы и проекты, направленные на реализацию основных направлений деятельности в рамках проекта


Организационное обеспечение инновационного проекта и программы.


Организационное обеспечение подразумевает


1.Определение перечня функций управления проектом


2.Распределекние функций управления между организаторами проекта


3. Проведение инструктирования и обучения должностных лиц.


4.Внесение изменений в структуру управления.


5.Организация работы лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта (распределение поручений, заданий, контроль исполнения).


6. Организация текущей работы (подготовка заседаний, организация исполнения решений).


Правовое обеспечение инновационного проекта и программы.


Для реализации инновационного проекта необходимо привести в соответствие с требованиями нормативно-правовую базу.

1. Разработать и принять локальные акты: Положение об экспериментальной работе;

2. Внести изменения и дополнения в действующие локальные акты: Положение о стимулирующих выплатах работникам школы, Должностные инструкции.


Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта и программы.


Материально-технические ресурсы:

- оборудованный кабинет для работы информационного центра

- компьютерная и множительная техника.

Проект сметы расходов

п/п

Направление финансирования

1.




Изготовление анкет, опросных листов, других диагностических материалов


4000

2.

Изготовление буклетов для обучающихся и родителей.

3000

3.

Публикации в СМИ, публикации материалов по обмену опытом

5000

4.


Организация обучающих семинаров для педагогов и школьников.

30000

5.


Подвоз учащихся и социальных партнеров (ЧГПУ)

10000

6.

Оплата консультантов из ЧГПУ

50000

Итого


98000


Кадровое обеспечение инновационного проекта и программы.


В школе работает 26 педагогов

Характеристика работников образования по стажу работы:

-до 2лет - 2 7,6%

-от 2до5 лет- 1 3,8%

-от 5 до10 лет- 1 3,8%

-от 10 до 20 лет- 7 26,9%

-свыше 20 лет- 15 57,6%


Характеристика работников образования по квалификационной категории:

-высшая- 11 42,3%

-первая- 5 19,2%

-вторая- 3 11,5%

-без категории- 6 23%

Характеристика работников образования по возрастному признаку:

-менее22 лет - 0%

-22-27 лет - 3 11,5%

-28-45лет - 7 26,9%

-46-55 лет- 11 42,3%

-более55 лет-5 19,2%

Образование

Высшее -- 23

средне-специальное -- 3

Классное руководство осуществляют 19 педагогов. Имеется социальный педагог, руководитель научной и инновационной деятельности, педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

В целях реализации проекта необходимо осуществить

- переподготовку педагогов и классных руководителей по теме инновационного проекта

- курсы повышения квалификации по воспитательным технологиям

- привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта.


Источники финансирования.

Основным источником финансирования инновационного проекта и программы является самофинансирование организации и привлечение добровольной спонсорской помощи.









СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Декан кафедры социального Директор

образования ЧГПУ МОУ «Бишкильская СОШ»

___________ Т.П. Скребцова ____________ А.В. Бабанов

«____» _________ 2014г. «_____» ________ 2014 г.


Этапы реализации инновационного проекта

«Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления»
МОУ «Бишкильская СОШ» на четыре года

(с августа 2014г. по май 2018 г.).



Этап

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Подготовительный (сентябрь - май 2014-15гг.)

•              Проблемно-ориентированный анализ работы учреждения образования, диагностика потенциальных возможностей и условий для инновационной деятельности, принятие педколлективом идеи необходимых и целенаправленных изменений в функционировании и развитии учреждения;

•              осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, осознание и обсуждение инновационной идеи на всех уровнях;

•              формирование коллектива участников инновационной деятельности;

•              разработка инновационного проекта и формирование пакета документов для получения статуса инновационной площадки;

•              работа творческой группы по разработке системы повышения квалификации педагогов, участников инновационного проекта;

•              организационно-разъяснительная работа с педагогами, учащимися и их родителями об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме;

•              организация взаимодействия с консультантом инновационного проекта и другими его участниками.

•              Осознание всеми участниками своей роли и ответственности за ход и результат инновационной деятельности;

•              погружение педагогов в теорию и практику инновации


Повышение инновационной компетентности участников проекта


Получение школой статуса инновационной площадки

Проектировочно-диагностический

(сентябрь-декабрь

2015- г.)


•               Разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность коллектива учреждения образования (комплексно-целевой программы и календарного плана);

•         издание приказа по инновационной деятельности в школе и определение функциональных обязанностей членов инновационной группы;

•         определение задач деятельности и ожидаемого результата;

•         определение критериев и показателей эффективности инновационной работы школы и участников проекта;

•         определение направлений исследований педагогов по теме проекта;

•         создание благоприятных условий для успешной реализации инновационного проекта;

•         развитие информационно-исследовательской культуры педагогов средствами повышения квалификации и самообразования;

•         входная диагностика уровня воспитанности учащихся;

•         диагностика учащихся с целью выявления потенциальных лидеров;

• входная диагностика готовности и мотивации всех участников проекта к инновационной деятельности;

•              диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности; ЧГПУ

•              определение форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности; ЧГПУ

• анализ и оформление полученных

результатов диагностики.

•              Наличие систематизирующих диагностических данных для организации дифференцированной работы с участниками проекта.

•              наличие чёткой стратегии и тактики реализации проекта;

•              наличие комплексно-целевой программы реализации инновационного проекта;

•              наличие скорректированного подхода к разработке рабочих программ, планов воспитательной работы.












Организационно-практический

(январь2016 г.-

июнь2017г.)

• Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности;

•         систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов;

•         организация педагогического процесса по модели инновации;

•         включение в образовательный процесс родителей учащихся и общественности; (ЧГПУ)

•         исследование наиболее эффективных приемов и механизмов инновационной деятельности, организация обмена опытом;

•         проведение рефлексивных оперативок и коррекционно-инструктивных совещаний;

•         организация систематической учебы педагогических кадров; (ЧГПУ)

•              организация и методическое сопровождение самообразования участников проекта по инновационной деятельности и по механизмам ее организации; (ЧГПУ)

•              сотрудничество с консультантом проекта; (ЧГПУ)

•              сотрудничество с факультетом социального образования; (ЧГПУ)

•              создание банка данных методических разработок;

•             организация постоянно действующего семинара по теме инновационного проекта;

•              организация методических практикумов по теме инновационного проекта; (ЧГПУ)

•              тематические заседания педагогического совета, научно-методического совета, инновационной группы по теме инновации;

•              мониторинг результатов образовательного процесса по направлениям: учебная деятельность, личностное развитие учащихся, профессиональное самоопределение учащихся, социализация учащихся, удовлетворённость результатами инновационной деятельности всех участников образовательного процесса.

•              формирование гражданской ответственности уч-ся, повышение воспитанности, развитие лидерских качеств личности;

•     позитивная динамика индивидуально-личностных изменений педагогов и учащихся.

  • Активное

участие в образовательном процессе родителей, общественности, социальных партнеров

  • Развитие

самоуправления учащихся, повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников

  • Сформирован

ность Я – концепции, социальная зрелость учащихся

  • Минимизаци

я негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка

  • Совершенств

ование системы повышения квалификации кадров

  • Повышение

рейтинга школы


Заключительно - обобщающий:

(сентябрь-декабрь

2017 г.)

  • Мониторинговые исследования всех

участников проекта

•              Анализ полученных результатов, выявление соответствия результатов целям инновационной деятельности;

•              анализ инновационного опыта;

•              составление отчетов участниками инновационной деятельности и общего отчета по учреждению образования;

•              описание опыта и оформление материалов;

•              презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе;

•              конференция по итогам инновационной деятельности;

•              презентация положительного педагогического опыта по внедрению инновационной модели на районных семинарах;

•              авторские публикации в периодической печати и методических изданиях; (ЧГПУ)

•              обработка эмпирических данных, описание результатов реализации проекта.

•              Соответствие результатов целям проекта;

•              соответствие критериям и показателям эффективности инновационной деятельности по внедрению инновационной модели;

•              готовность педколлектива к внедрению инновации.

Внедренческий

(январь-май 2018 г.)

• Перенос опыта в практику работы всех учителей учреждения образования;

- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий участниками инновационной группы;

- подготовка методических рекомендаций по теме проекта;

- работа консультационного пункта по теме инновации;

- семинары-практикумы по вопросам формирования гражданственности и лидерских качеств личности в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления .

•              перенос опыта в практику работы других учебных заведений района через презентацию опыта работы педагогического коллектива на районных семинарах;

•              презентация ЦОРов;

•             Представление инновационного опыта;

•             Консультирование педагогов других учебных заведений по теме инновации





































СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Декан кафедры социального Директор

образования ЧГПУ МОУ «Бишкильская СОШ»

___________ Т.П. Скребцова ____________ А.В. Бабанов

«____» _________ 2014г. «_____» ________ 2014 г.


Календарный план

реализации инновационного проекта и программы

«Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления»
на 2014-2018 годы.

Содержание и формы работы

Ответственные

Сроки исполнения

Результаты

Формы представления результатов

Подготовительный (июнь 2014- май -15гг.)


  1. Составление заявки и оформление

инновационного проекта.  

Научный руководитель,
администрация УО

июнь 2014г.

Создание пакета документов


Представление пакета документов в координационный совет

  1. Проблемно-ориентированный анализ работы учреждения образования

Администрация

Июнь 2014

3. Определение целей и задач деятельности, ожидаемых результатов в учебном процессе и во внеклассной деятельности (установочный семинар).

Научный руководитель,
администрация УО

июнь 2014

4. Формирование творческой группы для разработки основных характеристик проекта

Администрация УО

июнь 2014

 Наличие творческой группы


5. Формирование нормативно-правовой базы реализации проекта.

Научный руководитель,
администрация УО

Сентябрь 2014

 Создание локальных актов

Пакет нормативно-правовых документов

6. Разработка, экспертиза, согласование программы реализации инновационного проекта

Научный руководитель,
администрация УО

Июль-август 2014

 Проект

Представление проекта в координационный совет

7. Проведение педагогического совета по обсуждению идеи и принятию инновационного проекта.

Администрация УО

август 2014

 Протокол педсовета

Презентация

8. Модульные курсы с участниками инновационного проекта (предметниками, кл. руководителями, педагогами доп. образования, руководителями самоуправления).

Научный руководитель

Октябрь-декабрь 2014

 Повышение инновационной компетентности

Подтверждающие документы

9. Обеспечение учебно-методическими материалами

Научный руководитель,
администрация УО, ЧГПУ

В течение года

 Создание методического банка данных

ЦОРы

10. Изучение опыта реализации инновационной темы другими ОО.

Администрация УО,

Январь-май 2015

Повышение инновационной компетентности педагогов

презентации

11 организационно-разъяснительная работа с педагогами, учащимися и их родителями об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме;


Администрация УО

Январь-май 2015

Повышение инновационной компетентности участников проекта

Протоколы педсоветов, собраний учащихся, родительских собраний



Этап проектировочно-диагностический (сентябрь–декабрь 2015 г)

1. Определение основных направлений исследований, форм мониторинга, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, возможных рисков и путей их преодоления

Директор УО

август-сентябрь
2015

Анкеты, опросные листы.

 Обработка данных

2. Разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновации

Администрация УО

сентябрь-ноябрь 2015

Индивидуальные задания

 Портфолио

3. Определение базы реализации инновационного проекта (классы, предметы, семьи, педагоги)

Научный руководитель,
администрация УО

сентябрь-октябрь 2015

Внесение изменений и дополнений в должностные обязанности

 Папка «Должностные инструкции»

 

4. Утверждение функциональных обязанностей участников проекта

Научный руководитель,
администрация УО

сентябрь-октябрь 2015

5. Организация проведения теоретических семинаров под руководством сотрудников кафедры социального образования ЧГПУ по теме проекта

Администрация УО

сентябрь-октябрь 2015

Материалы семинара, презентации. Повышение инновационной компетентности участников проекта

 Пополнение банка методических разработок инновационной деятельности

6. Организация мониторинговых исследований (стартовые показатели):
- изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин;

- изучение уровня воспитанности учащихся;

- выявление учащихся, обладающих лидерскими качествами;

- изучение готовности педагогов к работе с органами самоуправления;

- диагностика потенциальных возможностей системы доп. образования школы формирования гражданственности и лидерских качеств учащихся;

- определение степени готовности социума к сотрудничеству со школой в рамках инновационного проекта

Администрация УО

Ноябрь 2015

Определение степени готовности и уровня компетентности участников инновационного проекта

 Таблицы, графики, презентация.

7 Составление аналитических отчётов участников инновационного проекта по проведенным диагностическим исследованиям


Директор УО,

Кафедра соц. образования ЧГПУ

декабрь

Определение степени готовности педагогов к участию в проекте, определение уровня воспитанности уч-ся

 Отчеты, графики, таблицы, анализ

8. Разработка модели выпускника основной и средней школы


Педагоги, психологи

декабрь

Модель выпускника

 



Организационно-практический этап (январь 2016– июнь 2017г.)

  1. Разработка рабочих программ по учебным

предметам с учетом выполнения воспитательных задач формирования гражданина и лидера.

предметники

Январь--август 2016

Рабочие программы

Согласование и утверждение программ

2. Обогащение содержания образования за счет усиления патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин

Администрация УО

январь 2016

Разработка учебно-воспитательной программы школы на новый учебный год

Учебно-воспитательная программа деятельности школы

3.Реализация воспитательного потенциала урока, содержания образовательных программ, обеспечение воспитания в процессе образования

Предметники, администрация

Сентябрь2016-май 2017

Включение предметников в инновационную деятельность

Открытые уроки, мастер-классы

4Разработка курсов или программ дополнительного образования по выбранной теме

Руководители доп.образования, зам.директора по ВР

Январь—август 2016

Создание единой воспитательной системы, направленной на реализацию задач инновационной деятельности

Рабочие программы курсов под.образования

5Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность)

Классные руководители, предметники, руководители доп.образования, зам.директора по ВР

Сентябрь2016—май 2017

Использование инновационных пед.технологий в образовательной деятельности

Презентации, ЦОРы






3. Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.

Директор УО

постоянно

Проведение традиционных мероприятий

Пополнение методической копилки, освещение на сайте школы и СМИ

4 . Включение в воспитательный процесс поисковой и краеведческой работы и туристической деятельности

Администрация УО

по мере необходимости

Участие в туристических походах, слетах, пополнение школьного музея идр.

Проекты, отчеты, экспонаты

5. Работа над присвоением школе имени Героя России Германа Угрюмова

Администрация

Январь—август 2016

Присвоение школе имени.

Пакет документов.

5 Планирование и проведение классными руководителями системы классных часов, внеклассных мероприятий в рамках программы гражданского и патриотического воспитания

Администрация УО

март-май 2016

Повышение уровня воспитанности учащихся

Мониторинговые исследования

6Организация и проведение школьного конкурса на лучшую постановку гражданско-патриотического воспитания в классе

Зам.директора по ВР, актив СМиД, классные руководители

Сентябрь2016-май 2017

Систематизация воспитательной работы, стимулирование

Оформление стенда

6. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях: «Я –гражданин России», Отечество и др.

Научный руководитель,
администрация УО

постоянно

Повышение активности участников проекта

Наличие документов об участии

7. Осуществление проектов, проведение акций, КТД с привлечением всех участников проекта (учителей, родителей, учащихся), освещение их с помощью школьных СМИ

Администрация, актив СМиД, педагоги

постоянно

Повышение уровня воспитанности, активизация деятельности всех участников проекта

Отчеты,

8. Развитие системы ученического самоуправления (обучение педагогов-кураторов). Тренинги

Научный руководитель, ЧГПУ

Январь—май 2016

Повышение компетентности

свидетельства

Включение школьников в работу органов ученического самоуправления, детских общественных организаций, формирующих гражданскую ответственность, правовую грамотность, чувство долга и навык коллективной деятельности

Актив СМиД, зам.директора по ВР, классные руководители

постоянно

Увеличение охвата учащихся общественной работой

Мониторинговые исследования

9. Проведение занятий «Школа лидера»

ЧГПУ

систематически

Повышение заинтересованности, ответственности, методической грамотности актива школы

Презентации, разработки занятий, видео. Применение на практике полученных знаний

10. Создание инновационного банка интегрированных уроков, курсов, классных часов, методических рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию лидерских качеств

Администрация, педагоги

По мере накопления

Банк данных

ЦОРы

11. Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, выпуск школьной газеты «Школьные вести», популярзация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта).

Администрация УО

в течение года

Буклеты, школьная печать, школьный сайт

12. Налаживание связей между инициативными группами школы и группами социального партнёрства

Администрация

в течение этапа

Вовлечение в инновационную деятельность сельской администрации, работников ДК, общественных организаций, родителей

Проведение совместных мероприятий, видеоотчет

Повышение правовой грамотности учащихся, воспитание законопослушных граждан путем сотрудничества с прокуратурой, ОВД, ПДН

Зам.директора по ВР, социальный педагог

постоянно

Снижение и отсутствие количества правонарушений среди несовершеннолетних

Отчеты, мониторинговые исследования

13. Совершенствование воспитательной системы школы в соответствии с темой инновационного проекта

Все участники проекта


В течение всего этапа

Разработка программ и подпрограмм

Воспитательная система

13. Психолого-педагогические консультации для родителей учащихся

Педагоги, психолог, ЧГПУ

в течение года

Повышение психологической и педагогической грамотности родителей

Презентация

14.Проведение совместных мероприятий для учащихся и родителей: презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, конкурсов.

Педагоги, психолог, ЧГПУ

в течение года

Повышение уровня воспитанности, совершенствование работы семьи-школы-общественности

Видео, фотоотчет

 



Этап заключительно-обобщающий (сентябрь-декабрь 2017 г)

1. Выходной контроль обученности, воспитанности, здоровья учащихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельностью.

Администрация УО,
психолог, педагоги-участники проекта

сентябрь 2017

 Выявление результатов инновационной деятельности

Отчетная документация

2. Анализ полученных результатов деятельности по всем тематическим линиям и во всех структурных подразделениях проекта. Составление отчётов всеми участниками проекта.

Администрация УО,
психолог, педагоги-участники проекта

октябрь -ноябрь 2017

 Подготовка отчетов

Отчетная документация

3 Выявление соответствия результатов целям, задачам инновационного проекта



Администрация УО,
психолог, педагоги-участники проекта. ЧГПУ

Ноябрь-декабрь 2017

 Подготовка отчетных материалов

Отчетная документация

4. Методическое оформление результатов, подготовка их к объективации и к экспертизе

Н/Руководитель, педагоги-участники проекта

Декабрь 2017

 Обобщение результатов деятельности Оформление документов

Презентация результатов

5.. Выявление направлений и путей дальнейшей инновационной деятельности

Администрация УО,
психолог, научный руководитель

Декабрь 2017

 Определение направлений дальнейшей деятельности

Аналитическая справка



Этап внедренческий (январь-май 2018 г)

 

1. Систематизация методического сопровождения процесса формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе преподавания, воспитания и функционирования органов самоуправления в учреждениях общего среднего образования

Научный руководитель,
администрация УО,
педагоги-участники проекта

Январь—май 2018

 Методические материалы

Брошюры, ЦОРы

2. Разработка методических рекомендаций по внедрению воспитательной системы в учреждения общего среднего образования.

Научный руководитель,
администрация УО,
педагоги-участники проекта

Январь—май 2018

 Методические рекомендации

ЦОРы, брошюры

3. Обобщение и публикация материалов из опыта работы

Научный руководитель,
администрация УО,
педагоги-участники проекта

Январь—май 2018

 Публикации, размещение в интернете

4. Перенесение опыта в практику работы коллектива школы, других учреждений

Научный руководитель,
администрация УО,
педагоги-участники проекта

январь-май 2018 г

 Обобщение опыта работы

Выступления, консультирование

5.Подготовка информации о поощрении наиболее активных участников инновационной деятельности

Директор УО

май 2018 г

 Поощрение наиболее активных участников проекта

Аналитическая справка

 




Программа инновационной деятельности школы
  • Директору-завучу
Описание:

Темой нашего инновационного проекта и программы является  «Формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления»

Цель инновационного проекта и программы:

Теоретическое обоснование и разработка организационно-управленческих механизмов создания образовательной среды, направленной на формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления через создание на базе МОУ «Бишкильская СОШ» инновационной площадки.

Задачи инновационного проекта и программы:

1.  Выявить условия и разработать концептуальные представления об инновационной площадке как механизме внедрения в деятельность школы модели формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления.
2. Разработать и апробировать в деятельности школы организационно – управленческие механизмы создания  инновационной площадки.
3. Оценить эффективность практики внедрения в деятельность школы модели формирования и развития гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления через создание инновационной площадки.
4. Обобщить результаты инновационной деятельности и подготовить их к тиражированию в деятельность учреждений общего среднего образования по созданию  образовательной среды, направленной на формирование и развитие гражданственности и лидерских качеств учащихся в процессе воспитания, преподавания, функционирования органов самоуправления.

3. Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта и программы, обоснование его значимости для развития системы образования в районе:

Требования, предъявляемые сегодня к выпускникам школы, очень высоки. Как граждане Российской Федерации,  они должны  иметь представление  о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности; обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой,  уважать религию и религиозные чувства окружающих людей, бережно относиться к историческому и духовному наследию, уважать права и свободы других людей, исполнять Конституцию РФ, федеральные и региональные законы

Автор Бабанова Светлана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2977
Номер материала 28534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓