Главная / Русский язык и литература / Программа индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19

Программа индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»



Утверждено:

Приказ № __ от «___» _____ 20__ г.





Индивидуальная рабочая программа

по письму и развитию речи

Бубновой Ирины (диагноз F 71.19 -

умеренная умственная отсталость

со значительными нарушениями поведения)




Учитель Пицунова Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 20 лет.




Согласовано на педагогическом совете

Протокол № __ от «__» ________ 20___ г.






Победа-2014

Пояснительная записка.


Актуальность.

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

На сегодняшний день почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано и создается для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально.

Согласно заключению ЦПМПк Бубновой Ирине, 02.08.2000 года рождения, рекомендовано обучение по индивидуальной программе с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка с диагнозом F 71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения).

Данная индивидуальная программа обучения разработана на основе:

1. Индивидуального учебного плана Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» для обучающихся по индивидуальной адаптированной образовательной программе на 2013-2014 учебный год.

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.

3. Учебника «Букварь,1 класс», под редакцией А. К. Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.: Просвещение, 2009.

Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать ребёнок.

Основной задачей обучения письму ребёнка с умеренной умственной отсталостью, как и всего процесса обучения в школе VIII вида, является задача его социальной адаптации, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание данной индивидуальной программы максимально связывается с жизненным опытом ребёнка. Задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей.

Обучение письму ребёнка с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от него усвоения и применения даже самых элементарных правил. Необходимость писать что-либо в настоящей или будущей жизни для детей с умеренной умственной отсталостью очень ограничена, что совпадает с их малой способностью овладеть самостоятельным письмом. Поэтому умение письменно выражать свои мысли или потребности социального и жизненного значения не имеет.

Урок письма имеет большое коррекционное значение: это развитие и коррекция мелкой моторики, координации и точности движений рук, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Известно, что через развитие руки стимулируется общее развитие ребенка, развитие мышления и внимания.

Условия реализации программы:

1. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов).

2. Внедрение в практику работы личностно-ориентированного и индивидуального подходов.

3. Использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции ребёнка с отклонениями в развитии.

4. Творческое отношение к образовательному процессу.

Практическая значимость.

Данная программа помогает осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции ребёнка с диагнозом F 71.19 (умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения).

Методы и приемы, используемые в обучении:
- совместные действия педагога и ребёнка;
- выполнение действий по подражанию и образцу;
- работа по шаблонам и трафарету;
- работа по словесной инструкции через применение игровых приемов.

Отслеживание результатов обучения.

Безотметочная система обучения, исключающая практику дублирования классов (года обучения). Отслеживается динамика в развитии (продвижении) учебных умений и навыков в виде словесной характеристики, индивидуальной карты медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося, воспитанника. Итоги подводятся в конце каждой четверти.

Основные разделы программы и примерное содержание.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, ы, н.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, т.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук)

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: п, т, к, в, з, и.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Устная речь.

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо— плохо, близко— далеко и др.).

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.

Основные требования к знаниям и умениям обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

- различать звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу;

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

На реализацию индивидуальной образовательной программы по письму (первый год обучения) по учебному плану выделено 3 часа в неделю. Всего за учебный год 75 часов.

В связи с особенностями психофизического развития ребёнка и его индивидуальными возможностями материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Количество часов на изучение конкретных тем условно. В ходе выполнения индивидуальной образовательной программы может возникнуть необходимость корректировки её содержания.

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

1.

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1



2.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1



3.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1



4.

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1



5.

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1



6.

Буква «А». Знакомство со строчной и прописной буквой «а».

1



7.

Буква «У». Знакомство со строчной и прописной буквой «у».

1



8.

Слова «ау» и «уа». Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв.

1



9.

Буква «М». Упражнения в её написании.

1



10.

Слоги ам-ма, ум- му . Звукобуквенный анализ и письмо данных слогов.

1



11.

Буква «О». Знакомство со строчной и прописной буквой «о».

1



12.

Слоги ом-мо. Звукобуквенный анализ слогов. Их написание.

1



13-14.

Упражнения в написании изученных слогов.

2



15.

Буква «X». Упражнения в её написании.

1



16-17.

Письмо слогов и слов с буквой «х».

2



18.

Буква «С». Упражнения в её написании.

1



19.

Слоги и слова с буквой «С».

1



20-21.

Обратные слоги ас-ос-ус. Составление слогов и написание их.


2



22-23.

Повторение гласных звуков и букв. Письмо слов.

2



24.

Буква «Н». Слоги прямые и обратные.

1



25.

Слова со звуком и буквой «Н».

1



26.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами.

1



27.

Буква «ы». Слоги и слова с буквой «ы».

1



28-29.

Написание слогов, слов с буквой «ы».

2



30.

Буква «Л». Обратные и прямые слоги с буквой «л».

1



31.

Написание слов с буквой «Л».

1



32.

Предложения из слов с буквой «л».

1



33.

Составление и письмо слов, состоящих из одного закрытого слога.

1



34-35.

Буква «В». Слоги с буквой «в». Написание слов.

2



36-39.

Упражнения в написании слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Предложения с этими словами.

4



40.

Звук и буква «И». Слоги с буквой «и».

1



41.

Составление и письмо слов с буквой «и». Запись предложений.

1



42.

Буква «и» как отдельное слово. Письмо предложений со словом «и».

1



43.

Буква «Ш». Слоги прямые и обратные.

1



44-45.

Слова со звуком и буквой «Ш».

2



46.

Написание слов после звукобуквенного анализа.

1



47.

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с буквами «С-Ш». Упражнения в написании этих слов.

1



48-50.

Слог «ши». Составление и написание слов со слогом «ши».

3



51-52.

Упражнения в написании слов и предложений.

2



53.

Буква «П». Слоги с буквой «п».

1



54.

Слоги и слова с буквой «п».

1



55.

Слова, состоящие из слогов с буквой «п».

1



56.

Написание слов и предложений.

1



57-58.

Упражнения на написание изученных букв, слогов.

2



59.

Буква «Т». Упражнения в её написании.

1



60.

Слоги и слова с буквой «т».

1



61-62.

Написание слов и предложений с буквой «т».

2



63-64.

Упражнения в написании букв, слогов, слов с изученными буквами.

2



65.

Буква «К». Слоги с буквой «к».

1



66.

Составление и запись слов с буквой «к».

1



67.

Запись предложений из слов с буквой «к».

1



68.

Буква «З». Слоги и слова с согласной буквой «з».

1



69.

Буква «З» в твёрдом и мягком вариантах.

1



70.

Сравнительный звукобуквенный анализ слов с буквами «С-З». Упражнения в написании этих слов.

1



71.

Написание предложений из слов с буквой «з».

1



72-73.

Списывание слогов, слов, предложений с доски.

2



74-75.

Письмо слогов, слов под диктовку.

2




Список литературы:

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999.

  2. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995.

  3. Букварь,1 класс, под редакцией А. К. Аксёновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, - М.: Просвещение, 2009.

  4. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005.

  5. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

  6. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996.

  7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы, под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007.

  8. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1999.

  9. Раскраска: весёлые прописи. Для дошкольного и младшего школьного возраста. –Издательство «Розовый слон», 2009.

  10. Соколова Е.И. Весёлые прописи для малышей.- М.: ОАО «Молодая гвардия», 2006.



Программа индивидуального обучения ребёнка с диагнозом F 71.19
  • Русский язык и литература
Описание:

Ребенок-инвалид может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении их образовательного маршрута.

На сегодняшний день почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано и создается для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Однако практика показала: то, что создано для детей с диагнозом F 70, использовать для обучения детей с диагнозом F 71 (умеренная умственная отсталость) очень сложно, неэффективно, а то и просто нереально.

Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать ребёнок.

Автор Пицунова Наталья Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5456
Номер материала 19426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓