МБОУ «СОШ №11» г. Калуги
ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КАЛУЖАНИН»
ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ДЛЯ
РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ГОРОДСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ,
с профильной направленностью (краеведческая)
Составитель: учитель начальных классов
Фокина Наталья Анатольевна
2014
Пояснительная записка
Программа «Юный калужанин»
создана для организации полноценного отдыха детей в возрасте 7 – 11 лет в
летнем оздоровительном лагере «Муравейник» с дневным пребыванием детей, с
краеведческой направленностью.
Каждый ребёнок должен понимать, что
он гражданин своей страны. У каждого человека есть большая и малая Родина.
Любовь к Отечеству начинается с любви к родному краю, в котором ты родился и
вырос.
Родина - это все, что его окружает, все, чем он живет:
его родной город, дом и школа, родные, близкие люди и друзья, природа ,
духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Восприятие
окружающего мира, малой родины, начинается с впечатлений, полученных от встреч
с природой во время прогулок в парке и сквере, походов в лес, на речку, экскурсий
по интересным местам своего края, с рассказов о народных традициях, обычаях
людей, живущих в этом крае, с изучения истории своей Родины.
Мы живем в красивом городе
Калуге, богатом наследием старины, где много интересных достопримечательностей
прошлого и настоящего. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не
знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с
отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение
корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие
на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания. С
этого начинается патриотическое и духовно-нравственное воспитание и развитие
личности ребёнка.
Реализация данной программы
поможет больше узнать о родном городе: о природе, о прошлом и настоящем,
познакомиться с интересными местами, народными обычаями и традициями,
ремеслами; достижениями народных умельцев.
Калуга – город космонавтики,
родина великого учёного К. Э. Циолковского. Соприкосновение с таким наследием
не может не вызвать у маленького калужанина чувства гордости за свою малую
Родину.
Лагерная смена даёт большие возможности для
воспитания юного патриота своей Родины.
Программа
строится по следующим направлениям:
1)
краеведческое,
2)
спортивно-оздоровительное,
3)
нравственно- эстетическое,
4)
экологическое.
Вся деятельность в рамках данных направлений также имеют краеведческую
направленность.
Программа краткосрочная, рассчитана
на 19 дней лагерной смены. Каждый день пребывания в лагере имеет своё название
и направленность проводимых мероприятий (День защиты природы, День творчества,
День памяти, День театра, и т. д.)
Цели и задачи
Целями
данной Программы являются:
- создание
благоприятных условий и комфортной обстановки для полноценного отдыха детей в
летний период, их оздоровления, развития личностного потенциала для
расширения знаний об истории, достопримечательностях и природе родного края;
- воспитание
гражданина и патриота своей Родины.
Задачи:
- формирование положительных
нравственно-эстетических качеств личности,
- воспитание любви и бережного отношения к природе родного края,
- развитие познавательного интереса к изучению родного края
Актуальность Программы и
ценностные ориентиры
Наш дом
– Вселенная. Мы жители планеты Земля. На нашей планете есть великая и
прекрасная страна, наша Родина – Россия. У каждого человека есть своя малая
родина. Это наш красивый древний город Калуга.
Знать
свой родной край просто обязан каждый человек. Лето
даёт широкую возможность для получения новых и расширения имеющихся знаний по
краеведению, воспитания патриотических, нравственно-эстетических качеств
личности младших школьников. Летний лагерь даёт хорошую возможность для
развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и
нравственным ценностям, развития и удовлетворения индивидуальных интересов,
способностей детей путём организации экскурсий, развлечений, познавательных
игр, восстановления здоровья.
Организация краеведческой смены
летнего лагеря логично дополняет учебно - воспитательную работу
образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в
данном направлении.
Рассматривая различные формы
организации смены, мы остановились на краеведческих мероприятиях.
Путешествуя по родным тропам, ребята
знакомятся с историей школы, города, с его выдающимися людьми, с историей,
культурой и традициями области. Продолжительность смены 14 дней, то есть 2 недели.
Каждой неделе соответствует своя тропа ( «Мои земляки», «Моя малая Родина»),
каждому дню – свой привал. Дела, соответствующие каждому привалу, усложняются
от недели к неделе.
Программа «Родными тропами» разработана для учащихся 10-18 лет.
Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.
Содержание Программы
Краеведческие
мероприятия
Цель: воспитание любви к Родине, гражданственности и патриотизма,
расширение знаний о природе, истории и культуре своего края.
Основные формы и
методы работы: экскурсии, викторины, конкурсы, проектная деятельность,
творческая мастерская.
Экскурсии:
«Калуга – колыбель космонавтики» (по достопримечательностям города), посещение
Краеведческого музея, Художественного музея, планетария.
Познавательные
викторины, конкурсы, КВН, деловые игры: викторина «Что? Где? Когда?», «Хочу всё
знать!», конкурс загадок, рисунков.
Проект «Что в
лесу растёт? Кто в лесу живёт?», «Калуга – родина Циолковского».
Лекция «Наш дом
– Вселенная».
Познавательные
прогулки в рощу, в Парк Циолковского.
Выпуск отрядных
стенгазет.
Экологические
меропрятия
Цель:
формирование и развитие стремления осознанного стремления беречь природу
родного края.
Экскурсия в
Эколого-биологический центр.
Викторина «Земля
–наш общий дом».
Конкурс
плакатов, стенгазет по охране природы.
Нравственно-
эстетические мероприятия
Цель:
формирование положительных нравственных качеств личности,
формирование и развитие художественно-эстетического вкуса,
развитие творческих способностей.
Беседы о
Правилах поведения в лагере, «20 шагов навстречу».
День Памяти:
библиотечное занятие «Дети в годы великой Отечественной войны», выставка книг
военной тематики, линейка и возложение цветов к памятнику в сквере Ветеранов,
встреча с ветеранами войны.
Концерты
детского творчества, конкурс «Дерзайте! Вы талантливы».
Занятия по
интересам в кружках дополнительного образования.
Посещение
городской библиотеки: тематические занятия.
Спортивно-оздоровительные
мероприятия
Цель: укрепление
здоровья детей,
развитие интереса к физкультуре и спорту,
формирование стремления к здоровому образу жизни,
профилактика вредных привычек.
Ежедневная
утренняя зарядка. Спортивные игры, соревнования.
Лекция врача «В
здоровом теле здоровый дух», «О вреде курения».
Беседы о
безопасном поведении на улице, на водоёме, о пожарной безопасности.
Практическое
занятие «Поговорим о правильном питании».
Механизм
реализации Программы
Этапы реализации
программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Деятельностью
этого этапа является:
·
проведение совещаний при директоре по
подготовке школы к летнему лагерю;
·
проведение родительского собрания с целью
комплектации лагеря;
·
издание приказа по школе о проведении летней
смены профильного лагеря;
·
разработка программы деятельности профильного
лагеря;
·
подготовка методического материала для
работников профильного лагеря;
·
составление необходимой документации для
деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции
т.д.)
II этап. Организационный – 29-30
Он включает в себя:
подготовка помещений для
работы лагеря;
проведение инструктажей с
работниками лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
·
реализация основной идеи смены;
·
вовлечение детей в различные виды коллективно-
творческих дел;
·
работа по программе.
Направление
|
Мероприятия
|
Форма проведения
|
Внутри-школьное
|
Внешкольное
|
Краеведческое
|
Экскурсия по городу.
|
экскурсия
|
|
+
|
Мастер-класс в Краеведческом музее.
|
Экскурсия, творческая мастерская.
|
|
+
|
Знакомство с Художественным музеем
|
Экскурсия, мастер-класс.
|
|
+
|
Прогулка в Парке Циолковского
|
Экскурсия, прогулка, игра
|
|
+
|
Посещение планетария
|
Экскурсия, лекция.
|
|
+
|
Прогулка в роще
|
Прогулка, деловая игра, беседа.
|
|
+
|
Проект «Кто в лесу живёт? Что в лесу
растёт?»
|
Проектная деятельность
|
+
|
|
Викторина «Хочу всё знать!»
|
Викторина.
|
+
|
|
«Калуга-колыбель космонавтики»
(ДЦ «Галактика»)
|
Занятия в кружках: практическая и
проектная деятельность.
|
|
+
|
|
Выпуск отрядных стенгазет «Калуга
космическая»
|
Групповая практическая деятельность
|
+
|
|
Конкурс рисунков
«Моя малая родина»
|
Конкурс, практическая деятельность
|
+
|
|
«Наш дом-Вселенная»
|
Лекция экскурсовода Музея космонавтики
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление
|
Мероприятия
|
Формы проведения
|
Внутри-школьные
|
Внешкольные
|
Экологическое
|
Посещение эколого-биологического центра.
|
экскурсия
|
|
+
|
Викторина «Земля-наш общий дом»
|
викторина
|
+
|
|
Выпуск отрядных стенгазет «Береги
природу!»
|
групповое творчество: выпуск газеты
|
+
|
|
Конкурс плакатов
|
конкурс
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Направление
|
Мероприятия
|
Формы проведения
|
Внутри-школьные
|
Внешкольные
|
|
Нравственно-эстетическое
|
Посещение Художественного музея.
Тематическое занятие.
|
Экскурсия, мастер-класс
|
|
+
|
|
День Памяти
«Никто не забыт и ничто не забыто»
|
Библиотечный урок, линейка, участие в
митинге, встреча с ветеранами
|
+
|
+
|
|
«20 шагов навстречу»
|
Беседа с элементами дискуссии
|
+
|
|
|
|
Конкурс «Дерзайте! Вы талантливы!»
|
конкурс
|
+
|
|
|
Концерты детского творчества
|
концерт
|
+
|
|
Правила поведения в лагере
|
беседа
|
+
|
|
Посещение городской библиотеки
|
Тематические занятия
|
|
+
|
Рисунки на асфальте «Мир глазами детей»
|
конкурс
|
+
|
|
резерв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление
|
Мероприятия
|
|
|
|
Спортивно-оздоровительное
|
Утренняя зарядка
|
|
+
|
|
|
«Весёлые старты», эстафета, спортивные
игры
|
Соревнование, игра
|
+
|
|
|
Встреча с врачом
мед. Центра: беседа о здоровом образе
жизни, о врндных привычках
|
Беседа, презентация
|
+
|
|
|
«Поговорим о правильном питании»
|
Практическое занятие
|
+
|
|
IV
этап. Заключительный (Аналитический) – 30 июня
·
Подведение итогов реализации программы
·
Анализ реализации программы,
·
«Круглый стол» ( Итоги, диагностика).
Предполагаемые
ожидаемые результаты
1.
Появится осознанный интерес и стремление
продолжить изучать природу и историю родного края.
2.
Появится желание беречь природу.
3. Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным
ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), будет
пропагандировать бережное отношение к природе края.
4.Дети будут понимать необходимость
для сохранения своего здоровья заниматься спортом и вести здоровый образ
жизни.
5. Дети станут более доброжелательными
к людям, научаться высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.
Приложение
Приложение 1.
Пример плана
работы на день
3
июня
День космических знаний
10:15-12:00. Экскурсия в планетарий.
12:00-12:40. Прогулка в парке им.
Циолковского.
13:45-14:00. Инструктаж по ТБ.
14:00-14:30. Конкурс рисунков на асфальте «Наша
планета Земля» (1 отряд). Викторина о космосе (3, 2 отряд).
Конкурс «Мы ищем таланты».
Приложение 2.
Распорядок дня.
РЕЖИМ
РАБОТЫ
лагеря
8:30
– приход детей
8:35
– 8:45 – линейка
8:45
– 9:00 – зарядка
9:10
– 9:30 – завтрак
9:40
– 13:00 – работа по плану
13:15
– 13:45 – обед
13:45
– 14:30 – Работа по плану.
Прогулка,
занятия по интересам
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.