Главная / География / программа и календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл

программа и календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл

Название документа Приложение к РП 5 класс.doc

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» 5 класс


урока



Раздел и тема урока



Элементы содержания

Требования к уровню подготовки выпускников

(составляющие качества образования: предметно-информационная – знает, деятельностно – коммуникативная – умеет,

ценностно – ориентационная – применяет, объясняет)



Измерители



Домашнее задание


Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (4 часа + 1 час Стартовая К/р № 1)

1.

Введение. Науки о природе.

Творческая работа №1 «Науки о природе»

Комплекс наук о природе. Смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы. На примере физического тела – Земля раскрыть значение некоторых естественных наук.

Знать: смысловое содержание терминов: природа, окружающая среда, тела, явления природы; объекты изучения естественных наук.

-Р/т № 1 (стр. 4 в Р/т

-Вопр. 1, 2, 3, (Проверь знания- ПЗ)

1. Учебник стр. 6-14

2. Р/т № 4

3. Вопр. 1 (П)

Уметь: логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

-Р/т № 2,3

-П/р № 19 (КИПР)*

-Вопр. 2 (Подумайте- П)

-Тв/р «Науки о природе»

Объяснять: значение естественных наук в познавании природы.

-Вопр. 4 (ПЗ)

2.

Методы изучения природы. Наблюдение.


Различные способы познания природы – наблюдение, опыт (эксперимент), измерение. Наблюдение – один из способов изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности.

Знать: основные методы изучения природы. Роль наблюдений при изучении природы.

-Р/т № 1, 4 (6)

-Вопр. 1, 2 (ПЗ)

1. Учебник стр.15-16.

2. Привести примеры наблюдений.

Уметь: выполнять несложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.

Деем. опыты.

Использовать наблюдение, как один из методов изучения природы в практической деятельности.

Вопр. 1 (П)


Эксперимент, измерение – методы познания природы. Тв/р №2 «Методы изучения природы».


Методы познания природы – эксперимент и измерение. Значение и использование человеком.

Знать: суть таких способов изучения природы, как эксперимент и измерение.

-Р/т № 2,4

-Вопр. 3, 4, (ПЗ)


1. Учебник стр.16-20

2. Р\т № 3

3. Провести и описать эксперимент и измерение.

Уметь: выполнять несложные практические работы и фиксировать их результаты в тетрадях; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Демонстрационные опыты (магнит, марганец).

-Вопр. 2, 4 (П)

-Тв/р «Методы изучения природы».

Использовать приобретенные знания и практические умения на практике.


2

Оборудование для научных исследований. Практическая работа №1 «Оборудование для научных исследований».

Значение и многообразие лабораторного оборудования: увеличительные приборы (лупы, микроскопы), измерительные приборы (весы, термометр, линейка, часы), лабораторное оборудование ( спиртовка, штатив, пробирки, колбы).

Знать: увеличительное, измерительное и лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности человека.

-Р/т № 5

-Вопр. 3 (П)

-Вопр. 5 (ПЗ)

1. Учебник стр.18-19.

2. Р/т № 6.

3. Вопр. 5 (П)

Уметь: пользоваться лупой, световым микроскопом; работать со спиртовкой, весами, штативами и другим оборудованием.

Практическая работа №1 «Оборудование для научных исследований».

Использовать приобретенные знания и практические умения на практике.

Вопросы учителя.

3

Великие естествоиспытатели

Великие естествоиспытатели




4

Стартовая К/р № 1.

Основы курса «Окружающий мир. 4 класс».




Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (13 часов + 1 час К/р №2 « Планеты Солнечной системы» + К/р №3 «Вселенная»)

5.

Что такое Вселенная. Представления древних людей о Вселенной.


Понятие «Вселенная». Представления древних людей о строении Вселенной. Взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Знать: современное определение Вселенной; системы мира по Аристотелю и Птолемею.

Р/т № 1 (12)

Вопр. 1, 2, 3 (ПЗ)

1. Учебник стр. 24-26.

2. Приготовить сообщение об Аристотеле, Птолемее.

3. Р/т № 5

Уметь: самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, используя материал учебника.

Р/т № 2, 3



Сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Р/т № 4

6.

Мини-семинар «Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею».

Тв/р №3 «Как древние люди представляли себе Вселенную».


Взгляды древнегреческих ученых на строение Вселенной (Аристотель, Птолемей). Черты сходства и отличия системы мира по Аристотелю и Птолемею.

Знать: какой вклад в науку внесли Аристотель и К.Птолемей.

Вопр. 4,4 (ПЗ)

1. Учебник стр. 27-28.


Уметь: составлять рассказы, небольшие рефераты, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Сообщения учащихся.

Сравнивать модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, находить черты сходства и отличия.

Вопр. 1 (П)

Тв/р №3 «Как древние люди представляли себе Вселенную».

7.

Н.Коперник и его модель Вселенной.

Тв/р № 4 « От Коперника до наших дней».

Географические открытия, доказавшие шарообразность Земли. Н.Коперник – ученый, изменивший представление о Земле как центре мира.

Знать: особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н.Коперником.


1. Учебник стр. 29-30.

Уметь: работать с материалом учебника, составлять схемы, рисунки.

Тв/р № 4 « От Коперника до наших дней».

Сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Вопр. 1 (ПЗ)

8.

Дж. Бруно и Г.Галилей.

Дж.Бруно, его роль в распространении и развитии учения Н.Коперника. история жизни Г.Галилея.

Знать: заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучении Вселенной, внесенный Г.Галилеем; современные представления о строении Вселенной.

Р/т № 4, 5

Вопр. 2,3,4 (ПЗ)

1. Учебник стр.30-33.

2. Р/т № 2, 6

Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекая из него нужную информацию; совершать логические операции – сравнивать, анализировать, делать выводы.

Р/т № 1 (14), 3

Вопр. 1 (П)

Формулировать выводы о взглядах Н.Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея по поводу строения Вселенной.

Пр/р № 1 (КИПР)


9.

Соседи Солнца.Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.

Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Их особенности: удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники.

Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.

Р/т № 2

Вопр. 1, 2, 3, 4, 5, 7

1. Учебник стр. 34-38.

2. Р/т № 3, 5

3. Вопр. 6 (ПЗ)

Уметь: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.


Р/т № 1 (16), 4


Решать проблемные вопросы по данной теме.

Р/т № 6

Вопр. 1-3 (П)

10.

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета – Плутон. Тв/р №5 «Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон».


Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их характеристика (удаленность от Солнца, диаметр, наличие и состав атмосферы, спутники). Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы.

Знать: характеристику планет-гигантов и маленького Плутона. Их особенности.

Р/т № 3, 5

Вопр. 2-7 (ПЗ)

1. Учебник стр. 39-42.

2. Р/т № 6

3. Подготовка к проверочной работе.

4. Приготовить макет «Солнечная система» из подручных материалов.

Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.

Р/т № 1 (19), 4

Вопр. 1-3 (П)

Тв/р №5 «Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон».

Находить планеты-гиганты на схеме или модели Солнечной системы с их последующей характеристикой.

Р/т № 2

Вопр. 1, 8 (ПЗ)

11.

К/р № 2 «Планеты Солнечной системы»

См. уроки № 6-11.

Пр/р № 2 (КИПР)


11.

Спутники планет.

Небесные тела – спутники планет. Луна – естественный спутник Земли. Изучение Луны, ее характеристики.

Знать: спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы.


1. Учебник стр. 36.

Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Дополнительный материал.

Решать проблемные вопросы по данной теме.


12.

Небесные тела. Астероиды. Кометы.

Составные части Солнечной системы – астероиды, кометы. Их формы, размеры, происхождение. Движение комет относительно Солнца. Строение кометы.

Знать: небесные тела Солнечной системы – астероиды и кометы, их характеристики.

Р/т № 1 (21), 4

Вопр. 1, 2 (ПЗ)

1. Учебник стр. 43-45.

2. Р/т № 6

Уметь: извлекать из текста нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради в виде схем, рисунков.

Р/т № 2, 3

Вопр. 3 (ПЗ)

Объяснять особенности происхождения небесных тел – астероидов и комет.

Вопр. 4 (ПЗ)

13.

Метеоры, метеориты – небесные тела.

Тв/р №6 «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».


Мелкие тела и космическая пыль в межпланетном пространстве. Метеоры, метеориты. Особенности их происхождения.

Знать: происхождение космических тел – метеоров и метеоритов.

Вопр. 5 (ПЗ)

1. Учебник стр. 45-47.

2. Вопр. 2 (П)

Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки в тетради.

Р/т № 5

Тв/р №6 «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».

Объяснять черты сходства и отличия небесных тел – метеоров, метеоритов, астероидов, комет.


Вопр. 1 (П)

14.

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Особенности звезд, их разнообразие. Звезда карлик – Солнце, как центр Солнечной системы. Значение солнечного света и тепла для жизни на Земле.

Знать: что такое звезда; размеры и природу Солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Р/т № 1 (23)

Вопр. 1,2 (ПЗ)

1. Учебник стр. 48-49.

Уметь: работать с различными источниками информации, схемами, рисунками.

Р/т № 2

Находить верные ответы на проблемные вопросы по теме.

Пр/р № 3 (КИПР)

15.

Многообразие звезд.

Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре. Сверхгиганты, гиганты и карлики.

Знать: то, что звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики.

Вопр. 3 (ПЗ)

1. Учебник стр. 48-49.

2. Вопр. 1 (П)

Уметь: работать с учебником, составлять схемы, рисунки.

Р/т № 3

Характеризовать расположение звезд относительно Земли.


16-

17.

Созвездия.

Тв/р № 7 «Мир звезд».


Звездное небо. Участки звездного неба – созвездия. Их многообразие, самые известные созвездия. Ориентация по звездам, определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Знать: названия некоторых созвездий, особенности ориентации.

Р/т № 4, 5

Вопр. 4 (ПЗ)

1. Учебник стр. 50.

2. Р/т № 6

3. Приготовить макет созвездия и придумать ему название.


Уметь: находить на звездном небе созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.

Тв/р № 7 «Мир звезд».


Ориентироваться по Полярной звезде Малой Медведицы. Применять знания на практике. Решать проблемные вопросы по теме.


18.

Обобщающий урок по теме «Вселенная».

Систематизация и обобщение представлений учащихся о строении Вселенной; Солнечной системы; о звездном небе и созвездиях; о галактиках.

Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика.

Р/т № 1 (25), 2

1. Учебник стр. 24-52. Подготовка к К/р.

Уметь: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, находить нужную информацию.

Р/т № 3, 4, 5

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

Вопросы учителя.

18.

К/р № 3 «Вселенная».

См. уроки № 6 – 20.

К/р № 1(КИПР)


Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 15 часов + К/р №4 «Суша планеты», + К/р №5 «Гидросфера, атмосфера»)


19-

20

Гипотезы возникновения планеты Земля.

Основные гипотезы возникновения Земли. Ученые, внесшие вклад в разработку проблемы возникновения Земли: Ж.Бюффон, И.Кант, П.Лаплас, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт. Современные представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Знать: различные гипотезы возникновения Земли; ученых, внесших вклад в решение этой проблемы.

Р/т № 1 (28)

Пр/р № 4 (КИПР)


1. Учебник стр.54-59.

2. Р/т № 5

3. Вопр. 1-4 (П)

Уметь: логически мыслить, работать с рисунками, схемами учебника, используя их при решении небольших проблем.

Р/т № 2, 3

Объяснять суть различных взглядов ученых на проблему происхождения Солнечной системы и Земли как ее планеты.

Р/т № 4

Вопр. 1-6 (ПЗ)


21.

Что у Земли внутри.Внутреннее строение Земли.

Тв/р № 8 «Что у Земли внутри?»


Общие понятия о внутреннем строении Земли (ядро, мантия, земная кора). Ее состав, температура, движение плит и вызываемые ими изменения в земной коре.

Знать: внутреннее строение Земли, ее внешние оболочки, особенности земной коры, связанные с литосферными плитами.

Р/т № 1 (30), 2

Вопр. 1,2 (ПЗ)

1. Учебник стр. 60.

2. Изготовить макет из подручного материала «Внутреннее строение Земли».

Уметь: формулировать выводы, логически мыслить, решать проблемные вопросы; изготавливать из различных материалов наглядные пособия.

Вопр. 3,4 (ПЗ)

Тв/р № 8 «Что у Земли внутри?»


Объяснять причины явлений, происходящих в земной коре.


22.

Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.

Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие от минералов.

Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов.

Р/т № 3, 4

Вопр. 5-7 (ПЗ)

1. Учебник стр.60-63.

2. Р/т № 6

Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради.


Объяснять особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

Вопросы учителя.

23.

Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. (продолжение)

Горные породы. Их свойства и происхождение. Отличие от минералов. Полезные ископаемые нашей местности.

Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов. Суть термина «полезные ископаемые».

Пр/р № 5 (КИПР)


1. Учебник стр. 60-63.

2. Р/т № 5

Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать результаты в тетради.


Объяснять использование полезных ископаемых, добываемых в нашей местности.

Вопросы учителя.

24

Землетрясения.

Тв/р №9 «Землетрясения».


Землетрясение как грозное природное явления. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли. Сейсмо-благополучие нашей территории.

Знать: места и причины возникновения землетрясений. Сила, эпицентр, очаг землетрясения. Сейсмические зоны Земли.

Р/т № 1 (35), 2

Вопр. 2 (ПЗ)

Тв/р №9 «Землетрясения».

1. Учебник стр. 72, 76-77.

2. Приготовить сообщение о землетрясениях из дополнительных источников информации.

3. Вопр. 1 (П)

Уметь: показывать на физической карте мира, России сейсмически активные территории.

Вопросы учителя.

Объяснять причины возникновения землетрясений.

Вопр. 1 (ПЗ)

25.

Вулканы.

Тв/р № 10 «Строение вулкана».

Вулкан, его строение. Причины извержений вулканов. Разнообразие вулканов: конические, щитовые. Зоны активной вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов.

Знать: строение и разнообразие вулканов.

Р/т № 3, 4

Вопр. 3, 6 (ПЗ)

1. Учебник стр.

2. Р\т № 5

3. Приготовить макет «Строение вулкана» из подручных материалов.


Уметь: показывать на физической карте мира, России зоны активной вулканической деятельности; изготавливать из различных материалов наглядные пособия, работать с дополнительной литературой.

Вопр. 2 (П)

Тв/р № 10 «Строение вулкана».

Объяснять причины вулканической деятельности.

Пр/р № 6 (КИПР)

Вопр. 4, 5 (ПЗ)

26.

Суша планеты.

Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Евразия, Австралия, Антарктида.

Знать: общую характеристику материков (Евразия, Австралия, Антарктида). Суть понятий «материки» и «части света».

Р/т № 1 (37)

Вопр. 1, 2, 3 (ПЗ)

1. Учебник стр.78-84.

2. Найти удивительные и интересные факты о материках.

3. Работа с контурной картой.

Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря и т.д.).

Р/т № 2

Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова.

Вопросы учителя.

27.

Суша планеты. (продолжение)

Тв/р № 11 «Суша».


Суша планеты – материки и острова. Части света. Характеристика материков – Африка, Северная и Южная Америки.

Знать: общую характеристику материков (Африка, Северная и Южная Америки).

Вопросы учителя.

1. Учебник стр. 78-84.

2. Р/т № 4

3. Найти удивительные и интересные факты о материках.

Уметь: работать с контурной картой, наносить основные географические объекты материков (реки, озера, равнины, горы, моря и т.д.).

Р/т № 3

Вопр. 4-9 (ПЗ)

Тв/р № 11 «Суша».

Ориентироваться на физической карте мира, находить основные географические объекты на материках, острова.

Вопр. 1-4 (П)

27.

К/р №4 «Суша планеты»

См. уроки № 22-29.

Пр/р № 7 (КИПР)


28.

Воздушная одежда Земли.Атмосфера Земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Облака. Воздух – смесь газов. Состав воздуха, его влияние на здоровье человека. Экологическая обстановка в нашем районе. Ветер. Сила и скорость ветра.

Знать: состав воздуха, типы облаков; границы атмосферы, слои атмосферы. Ветер, его характеристики.

Р/т № 1 (39)

Вопр. 1,2,3,4 (ПЗ)

1. Учебник стр.85.

2. Вопр. 5 (ПЗ)

Уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации, преобразовывать текст в схему, таблицу или рисунок.

Р/т № 2

Объяснять закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.


29-

30

Погода. Климат.

Тв/р № 12 «Воздушная одежда Земли».

Практическая работа №6 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Погода, ее признаки. Изменение погоды в течение суток, по временам года. Климат, его характеристики. Особенности погоды и климата нашей местности.

Знать: содержание понятий «погода», «климат», их характеристики.

Р/т № 1 (39)

Вопр. 6,7 (ПЗ)

1. Учебник стр.86-87.

2. Вопр. 1,3 (П)

Уметь: логически мыслить, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию из других источников.

Р/т № 3

Тв/р № 12 «Воздушная одежда Земли».

Объяснять влияние погоды и климата нашей территории на жизнь растений, животных, самочувствие и здоровье человека.

Вопр. 2 (П)

31.

Ураганы. Смерчи.

Ветер, как одна из составляющих погоды. Причины движения воздушных масс.

Знать: причины и результаты действия ураганов и смерчей.

Вопр. 4 (П)

1. Учебник стр. 88-89.

2. Р/т № 6

3. Вопр. 5 (П)

Уметь: извлекать информацию из различных источников, логически мыслить, оформлять результаты в форме таблиц, схем.

Р/т № 5, 4

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

Пр/р № 8 (КИПР)


32.

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники.

Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы.

Р/т № 1 (41), 3

Вопр. 1, 3 (ПЗ)

1. Учебник стр.91-96.

Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы.

Вопр. 2 (ПЗ)

Решать проблемные вопросы, используя полученные знания.

Вопр. 1-4 (П)

33.

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. (продолжение)

Тв/р № 13 «Вода на Земле».


Гидросфера - водная оболочка Земли. Свойства воды. Значение воды в природе. Составные части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяные пары в атмосфере, подземные воды, ледники. Круговорот воды в природе.

Знать: содержание понятия «гидросфера». Составные части гидросферы. Суть круговорота воды в природе.

Вопр. 4 – 7 (ПЗ)

1. Учебник стр. 91-96.

2. Вопр. 5 (П)

3. Написать мини-сочинение «Путешествие капли воды».

Уметь: ориентироваться по физическим картам мира и России; выполнять несложные практические работы.

Р/т № 5

Вопр. 6 (П)

Тв/р № 13 «Вода на Земле».

Объяснять сущность круговорота воды в природе.

Р/т № 2

34.

Воды суши.

Пресная вода, ее использование. Основные источники пресной воды в природе: ледники, айсберги, подземные воды, реки, озера, болота. Гидроресурсы нашей территории. Их охрана.

Знать: источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды. Основные источники пресной воды нашего района.

Р/т № 4

1. Учебник стр.93-96.

2. Работа с контурной картой.

Уметь: абстрагировать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Пр/р № 10 (КИПР)


Рассуждать о мерах по охране водных ресурсов нашего района.

Р/т № 6

35.

Неповторимая планета.Уникальность планеты Земля.

(подготовка к К\р)

См. уроки № 31 – 36.



1. Р/т «Неповторимая планета» (стр. 43)

2. Учебник стр. 97-100.

36

Вещества и явления в окружающем мире.




37

Многообразие явлений природы. Практическая работа «Исследование 1-2 физических явлений»




38.

К/р №5 «Гидросфера, атмосфера»

См. уроки № 31 – 37.

К/р № 2 (КИПР)

Р/т стр. 46 «Итоговая работа по разделу»


Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (15 часов + К/р №6 «Жизнь на Земле»)

39.

Развитие жизни на Земле.

Тв/р № 14 « Как развивалась жизнь на Земле».


История развития жизни на Земле. Древние водные растения и животные, выход растений и животных на сушу. Возникновение и господство на Земле цветковых растений, млекопитающих, птиц.

Знать: историю развития жизни на Земле; значение воды; древние водные растения и животные.

Р/т № 1 (50)

1. Учебник стр.102-103.

2. Приготовить сообщение о динозаврах.

Уметь: преобразовывать текст в таблицу, работать с дополнительной литературой, рисунками и текстом учебника.

Вопр. 1, 2 (П)

Тв/р № 14 « Как развивалась жизнь на Земле».

Применять знания при обсуждении условий и причин происхождения земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Вопр. 1-4 (ПЗ)

40.

Животные прошлого. Динозавры.

Историческое развитие растений и животных. Переход от водного образа жизни к наземному с постепенным усложнением. Динозавры.

Знать: историческое развитие растений и животных на Земле с постепенным усложнением.

Вопросы учителя.

1. Учебник стр.104-106.

2. Р/т № 5

3. Выполнить творческую работу «Животные прошлого» (нарисовать, слепить, изготовить из подручного материала животных).

Уметь: выполнять несложные творческие задания; работать с дополнительной литературой; преобразовывать текст в таблицу, схему.

Р/т № 2, 3, 4

Пр/р № 11 (КИПР)


Доказывать усложнение растений и животных в процессе развития, применяя знания о палеонтологии.

Вопр. 5 (ПЗ)

41.

Живые клетки.

Тв/р № 15 «Живые клетки».


Клетка – структурная единица живых организмов. История открытия. Увеличительные приборы и их роль в изучении клеточного строения живых организмов. Главные части клетки – оболочка, цитоплазма, ядро. Разнообразие и жизнедеятельность (питание, дыхание, рост, размножение).

Знать: главные части клетки, основные процессы жизнедеятельности.

Р/т № 1 (52)

Вопр. 1,3,4,5 (ПЗ)

1. Учебник стр.107, 112.

2. Приготовить из подручного материала макет «Строение клеток»

Уметь: выполнять практические задания; схематические рисунки, таблицы.

Р/т № 2, 3

Вопр. 6 (ПЗ)

Тв/р № 15 «Живые клетки».

Формулировать вывод по теме о клеточном строении всех живых организмов.

Вопр. 2 (ПЗ)


42.

Разнообразие клеток.

Пр/р № 2 «Строение растительной клетки».

Строение микроскопа. Правила пользования микроскопом. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Знать: разновидность клеток, их строение и жизнедеятельность, строение микроскопа и правила работы с ним.

Р/т № 4

Вопр. 1-3 (П)

1. Учебник стр.108-112.

2. Р/т № 5, 6

3. Приготовить из подручного материала макет «Многообразие клеток»

Уметь: пользоваться микроскопом, соблюдая правила ТБ.

Пр/р № 2 «Строение растительной клетки».

Формулировать вывод о клетке как единице строения и жизнедеятельности организма.

Пр/р № 12 (КИПР)


43.

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Разнообразие живых организмов на Земле. Их распространение. Царства живой природы: Бактерии, Вирусы, Грибы, Растения, Животные. Их роль в природе.

Знать: царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Характерные особенности организации жизнедеятельности одноклеточных.

Р/т № 1 (54)

Пр/р № 13 (КИПР)

Вопр. 1 (ПЗ)

1. Учебник стр. 113-114.

2. Р/т № 3

Уметь: работать с микроскопом, выполнять несложные практические задания, работать с дополнительной литературой.


Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

Р/т № 2, 4

Вопр. 2,3 (ПЗ)

44.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Многоклеточные грибы и растения. Отличия грибов от растений. Грибы съедобные и ядовитые. Многообразие растений и их роль в природе и жизни человека. Грибы и растения нашей местности. Их охрана. Правила сбора грибов.

Знать: особенности организации грибов, как представителей отдельного царства; многообразие растений и их роль.

Вопр. 4 (ПЗ)

1. Учебник стр.114 -117.

2. Найти интересные факты о некоторых живых организмах.


Уметь: работать с дополнительной литературой, сравнивать, обобщать, анализировать.

Р/т № 6

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Проблемные вопросы учителя.

45.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Тв/р № 16 «Разнообразие живого».


Разнообразие и распространение животных. Многообразие и отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных. Их многообразие и распространение на нашей территории, охрана.

Знать: позвоночные и беспозвоночные животные, их многообразие и отличительные черты.

Р/т № 5

Вопр. 5 (ПЗ)

1. Учебник стр.115-117.

2. Вопр. 1 (П)

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем, таблиц.

Р/т № 7

Тв/р № 16 «Разнообразие живого».

Характеризовать связь животных с растениями и другими организмами. Обосновывать роль животных в круговороте веществ в природе.

Пр/р № 14 (КИПР)

46.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Многообразие сред обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная. Их роль в жизни организмов. Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность организмов к обитанию в данной среде.

Знать: многообразие сред обитания организмов: (наземно-воздушная, водная, почвенная). Особенности обитания растений и животных в наземно-воздушной среде.

Вопр. 1 (ПЗ)

1. Учебник стр.118-119, 120, 122.

2. Найти удивительные факты о самых быстрых и самых медленных животных, обитающих в наземно-воздушной среде.

Уметь: самостоятельно изучать новый материал, оформлять конспект в тетради с сопроводительными схемами, рисунками, таблицами.

Р/т № 1 (58), 2

Объяснять особенности организации растений и животных, связанные с обитанием в наземно-воздушной среде.

Вопр. 2 (ПЗ)

47.

Водная среда обитания.

Отличие условий обитания живых организмов в водной среде от наземно-воздушной. Особенности строения и приспособленности животных и растений к обитанию в водной среде.

Знать: отличительные особенности водной среды от других сред. Распространение растений в водной среде, причины такого распространения.

Р/т № 2

Вопр. 2 (П)

1. Учебник стр.119, 121, 122.

2. Найти удивительные факты о самых быстрых и самых медленных животных, обитающих в водной среде.

Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков.

Вопр. 3 (ПЗ)

Раскрывать особенности строения и жизнедеятельности живых организмов, обеспечивающих их обитание в водной среде.

Р/т № 5

48.

Приспособленность организмов к жизни в почве.

Почва – среда обитания бактерий, грибов, растений, животных. Особенности почвы, как среды обитания Приспособленность растений и животных к обитанию в почве.

Знать: особенности почвы, как среды обитания для живых организмов.

Р/т № 2

Вопр. 1 (П)

1. Учебник стр.

2. Р/т № 4, 6

3. Нарисовать или вылепить из пластилина несуществующее животное, которое могло бы обитать во всех средах

Уметь: работать с учебником, извлекая необходимую информацию, оформлять ее в виде схем, таблиц, рисунков.

Р/т № 3

Пр/р № 15 (КИПР)


Раскрывать особенности строения и жизнедеятельности живых организмов, обеспечивающих их обитание в почвенной среде.

Р/т № 4

49.

Жизнь на разных материках.

Особенности растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Свердловской области, Тугулымского района.

Знать: особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Антарктиды. Редкие и исчезающие растения и животные мира, Свердловской области и нашей территории.

Р/т № 3

Вопр. 1,3,6 (ПЗ)

1. Учебник стр.123-128.

2. Р/т № 5

Уметь: работать с текстом учебника, преобразовывая его в таблицу.

Р/т № 2

Соблюдать меры по охране редких и исчезающих видов растений и животных нашей местности.

Вопросы учителя.

50.

Жизнь на разных материках.

(продолжение)

Тв/р № 17 «Жизнь на разных материках».


Особенности растительного и животного мира материков: Северной и Южной Америки, Австралии.

Знать: особенности растительного и животного мира Северной и Южной Америки, Австралии.

Р/т № 1 (61)

Вопр. 2,4, 5 (ПЗ)

1. Учебник стр. 123-128.

2. Р/т № 4

Уметь: работать с текстом и рисунками учебника, преобразовывая его в таблицу.

Р/т № 2

Вопр. 1 (П)

Тв/р № 17 «Жизнь на разных материках».

Объяснять связь между основными понятиями, терминами темы, решать проблемные вопросы.

Пр/р № 16 (КИПР)

Вопр. 2 (П)

51.

Природные зоны Земли.

Тв/р № 18 «Природные зоны Земли».


Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни. Их климатические особенности, растительный и животный мир.

Знать: природные зоны Земли и их расположение на планете; особенности растительного и животного мира в них.

Р/т № 2, 3

Вопр. 1, 3-7 (ПЗ)

1. Учебник стр. 129-134.

2. Р/т № 4,5

3. Вопр. 2,3 (П)

Уметь: показывать на физической карте основные природные зоны Земли, оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Р/т № 1

Тв/р № 18 «Природные зоны Земли».


Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов на Земле.

Пр/р № 17 (КИПР)

Вопр. 2 (ПЗ)

Вопр. 1 (П)

52.

Жизнь в морях и океанах.

Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество поверхностного слоя, обитатели толщи воды.

Знать: сообщества морских организмов - поверхностного слоя, обитателей толщи воды.

Р/т № 1 (67)

Вопр. 1,3 (ПЗ)

1. Учебник стр.135 – 138.

2. Р/т № 4

3. Изобразить композицию «Жизнь в морях и океанах».


Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Р/т № 2

Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Вопр. 2 (ПЗ)

53.

Жизнь в морях и океанах.

(продолжение)

Тв/р № 19 «Жизнь в морях и океанах».


Разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов: сообщество морских глубин; коралловые рифы, их обитатели.

Знать: сообщества организмов - морских глубин; коралловых рифов, их обитателей.

Р/т № 3

Вопр. 4,5 (ПЗ)

1. Учебник стр.

2. Р/т № 1 (69) – 6

3. Вопр. 1-3 (П)

Уметь: оформлять результаты сравнения, анализа в виде таблиц, рисунков, схем.

Р/т № 2

Вопр. № 4 (П)

Тв/р № 19 «Жизнь в морях и океанах».

Рассуждать о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Пр/р № 18 (КИПР)


54.

К/р №6 «Жизнь на Земле»

См. уроки № 39 – 53.

К/р № 3 (КИПР)



Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ ( 11 часов + 1 час К/р №7 «Итоговая работа за курс «Природоведение. 5 класс»)

55.

Происхождение человека. Его предки.

Место и роль человека в природе, особенности его строения и жизнедеятельности. Человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла). Древесные обезьяны, австралопитеки.

Знать: предков человека, среду их обитания и образ жизни.

Р/т № 1 (72), 4

Вопр. 1-6 (ПЗ)

1. Учебник стр.142-144.

2. Вопр. 1-3 (П)

Уметь: работать с различными источниками информации (коллекции, муляжи, рисунки, схемы); проявлять творчество и логически мыслить.

Р/т № 2

Творчески подходить к решению проблемных вопросов.

Вопр. 4 (П)

56.

Первые люди.

Тв/р № 20 « Как человек появился на Земле».


Первые люди. Человек умелый, среда его обитания и образ жизни. Человек прямоходящий: его особенности. Человек разумный (неандертальцы, кроманьонцы и современные люди).

Знать: представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни.

Р/т № 4

1. Учебник стр.145-148.

2. Р/т № 6

3. Нарисовать картину из жизни первобытных людей.

Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную из разных источников.

Р/т № 3

Пр/р № 20 (КИПР)

Рассматривать особенности усложнения организации (строение, поведение) первых людей в процессе исторического развития.

Р/т № 5

Тв/р № 20 « Как человек появился на Земле».

57.

История географических открытий. Открытие Америки.

Первые и современные географические карты, их отличия. Роль географических открытий в формировании представлений о поверхности Земли. Открытие Америки (Х.Колумб).

Знать: отличия первых и современных карт; историю открытия Америки.

Р/т № 1 (76)

Вопр. 1, 2 (ПЗ)

1. Учебник стр. 149-150.

2. Р/т № 4

Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов.

Р/т № 2

Вопр. 1 (П)

Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

Дополнительная литература.

58.

Открытие Австралии и Антарктиды.

Тв/р № 21 «Как человек открывал Землю».


Первооткрыватели Австралии. Открытие Антарктиды. Роль русских мореплавателей в открытии шестого материка Земли.

Знать: первооткрывателей Австралии, Антарктиды.

Вопр. 3,4 (ПЗ)

1. Учебник стр.150-151.

2. Приготовить сообщение об одном из путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн.

Уметь: пользоваться картой, показывая основные пути первооткрывателей материков и других географических объектов.

Р/т № 2

Тв/р № 21 «Как человек открывал Землю».

Характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

Дополнительная литература.

59.

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Имена путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн и др. Их заслуги.

Знать: основных первооткрывателей, путешественников: Васко да Гама, А.Никитин, Марко Поло, Ф.Магеллан, Р.Амундсен, В.Беринг, Н.Пржевальский, И.Ф.Крузенштерн.

Р/т № 3

1. Учебник стр. 152-153.

2. Составить таблицу по материалу учебника.

Уметь: составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Сообщения учащихся.

Применять полученные знания при решении проблемных вопросов, подходя к их решению творчески.

Пр/р № 21 (КИПР)

60.

Как человек изменил Землю.

Тв/р № 22 «Как человек изменил Землю».


Использование природы человеком на ранних этапах его истории. Развитие земледелия, приручение животных. Основные экологические проблемы (загрязнение воздуха, воды, почвы, исчезновение живых организмов). Основные экологические проблемы Свердловской области и нашей территории.

Знать: последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.

Р/т № 2

Вопр. 1-3 (ПЗ)

1. Учебник стр.155-157., 159.

2. Р/т № 3

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Р/т № 1 (79)

Вопр. 6 (ПЗ)

Тв/р № 22 «Как человек изменил Землю».

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем.

Вопр. 1 (П)

61.

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект.

Основные источники загрязнения окружающей среды. Причины кислотных дождей, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и его влияние на изменение климата.

Знать: естественные и вызванные хозяйственной деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.


Вопр. 4,5 (ПЗ)

1. Учебник стр.

2. Р/т № 5

3. Вопр. 4 (П)

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Р/т № 4

Вопр. 3 (П)

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

Вопр. 2 (П)

62.

Жизнь под угрозой. Тв/р № 23 «Жизнь под угрозой».


Биологическое разнообразие. Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений и животных. Прямое и косвенное влияние. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Экологическая обстановка нашей территории.

Знать: понятие «биологическое разнообразие»; последствия влияния деятельности человека на живые организмы.

Р/т № 1 (82)

Вопр. 1-4 (ПЗ)

Тв/р № 23 «Жизнь под угрозой».

1. Учебник стр.160-162.

2. Р/т № 5, 6

3. Вопр. 1 (П)

Уметь: приводить конкретные примеры негативного влияния деятельности человека (прямого и косвенного).

Р/т № 2, 3, 4

Вопр. 2(П)

Применять полученные знания при решении проблемных вопросов.

Пр/р № 22 (КИПР)


63.

Меры сохранения жизни на Земле. Опустынивание.

Негативное влияние деятельности человека на среду обитания организмов: вырубка лесов, загрязнения водоемов нефтепродуктами. Основные меры сохранения биоразнообразия и среды их обитания. Экологическая обстановка нашей территории. Сущность понятия «опустынивание».

Знать: основные меры сохранения биоразнообразия и природных сообществ, в т.ч. нашей территории. Редкие и исчезающие виды живых организмов.

Р/т № 1 (84)

Вопр. 1-4 (ПЗ)

1. Учебник стр.163-165.

2. Р/т № 4

3. Вопр. 1,2 (П)

Уметь: составлять рассказы, логически мыслить, используя дополнительную литературу.

Р/т № 2, 3

Предлагать свои возможные варианты решения экологических проблем нашей местности.

Вопросы учителя.

64.

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

См. уроки № 55 – 63.



Р/т № 1 (85), 4,5, 6

Вопр. 1-5 (ПЗ)

1. Учебник стр. 166-173.

2. Р/т № 2,3, 7

3. Вопр. 1-4 (П).

65-

66.

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в Кировской области»




67.

Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые растения и животные. Практическая работа №10 «Измерение своего роста и массы тела»



68

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №11 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»



69

К/р №7 «Итоговая работа за курс «Природоведение. 5 класс».

*Р/т № 1 (88) – 6

*Итоговая К/р по курсу (КИПР)



70

Итоговый урок. Летние задания.

ИТОГО: 70





Примечание: * - проверочная работа из методического пособия Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.


38


Название документа РП 5 класс.doc


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Созимский

Верхнекамского района Кировской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС





Составитель: Симоненко В.Н.

учитель биологии

I квалификационной категории














п. Созимский

2011


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного зам.директора по УВР Директор школы:______

методического объединения «____» __________2011г /Е.И.Конькова/

ЕС естественно-математ. наук «___» __________2011г

«____» ___________2011г.






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.

Изучение биологии на ступени основного общего образования начинается с курса природоведения и направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения над биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

  • Развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции.


Изучение природоведения в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека.

  2. Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Курс «Природоведение» и РП построены с учетом введения в практику новых педагогических технологий с опорой на личностно-ориентированный подход в обучении.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе РП «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

РП ориентирована на использование учебника:

Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2008. – 174 с.

Данный учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по природоведению, рекомендован МО и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Он входит в учебно-методический комплект Н.И.Сонина. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.

Единый учебно-методический комплект с учебником составляет:

Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя/ Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с.

Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тестами с печатной основой:

Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.

Пособие включает тестовые задания для контроля и оценки подготовки по курсу природоведения. Тестовые задания представлены различными формами: на выбор правильного ответа из четырех предложенных, с выбором нескольких ответов, на установление соответствия позиций из двух перечней и другими. Предлагаемые варианты заданий можно использовать целиком или выборочно, как для поэтапного контроля каждого урока, так и для проверки знаний по изучаемым темам курса.

Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.

Данные тесты помогут учащимся при подготовке к урокам. С их помощью можно самостоятельно оценить, насколько усвоен материал.

С успехом может использоваться учащимися и тетрадь для оценки качества знаний по природоведению не только в процессе изучения программы, но и при самообразовании, формируя способность самооценки.

Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 93 с.

Тетрадь включает различные виды заданий, вопросы со свободным ответом для проверки и оценки качества знаний о природе и обществе в соответствии с темами курса «Природоведение».

Для развития у учащихся основных мыслительных операций, развития творческих способностей можно использовать дополнительные тетради с дидактическим материалом по курсу:

Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.

Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.

Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику природоведения для 5 класса./ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.

Данные пособия содержат задания различного уровня сложности по всем темам курса, дают достаточно объективную оценку знаний учащихся. Способствуют развитию логического и творческого мышления учащихся.

Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.

Контрольные и проверочные работы включают различные тестовые задания: на выбор правильного ответа, из четырех предложенных, с выбором нескольких ответов, на установление соответствия позиции из двух перечней; заполнение таблицы по материалу пройденной темы, задания с рисунками и схемами, ребусы и кроссворды, диктанты, а также итоговые контрольные работы по вариантам.

Реализация национально - регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу «Природоведение. 5 кл.» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы), развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение по курсу «Природоведение» в объеме 2 часа в неделю, итого рассчитана на 70 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(курс «Природоведение» 5 класс)

(70 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3 часа + 1 час К\р №1 (стартовая))

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Творческие работы:

Науки о природе.

Методы изучения природы.

Практические работы:

Оборудование для научных исследований. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдения и опытов.

Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (13 часов + К/р №2 « Планеты Солнечной системы»)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-17 веков и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Д.Бруно и Г.Галилея в развитии о пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Творческие работы:

Как древние люди представляли себе Вселенную.

От Коперника до наших дней.

Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Практическая работа. Ориентирование по звездам, определение сторон горизонта по полярной звезде, ориентирование на местности определение сторон горизонта при помощи компаса и местных признаков.

Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 18 часов в т.ч К/р №3 «Суша планеты», К/р №4 «Гидросфера, её части»)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы возникновения Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире. И их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Творческие работы:

Что у Земли внутри?

Землетрясения.

Строение вулкана.

Суша.

Воздушная одежда Земли.

Вода на Земле.

Раздел 4: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ( 14 часов + К/р № 5 «Клеточное строение организмов. Разнообразие живого», К/р № 6 «Среды обитания организмов. Растения и животные разных материков»).

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Творческие работы:

Как развивалась жизнь на Земле.

Живые клетки.

Разнообразие живого.

Жизнь на разных материках.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Практические работы:

Строение растительной клетки.

Раздел 5: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (17 часов в т.ч. К/р № 7 «Человек на Земле» + К/р № 8 «Итоговая за курс «Природоведение. 5 класс»)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки., Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Творческие работы:

Как человек появился на Земле.

Как человек открывал Землю.

Как человек изменил Землю.

Жизнь под угрозой.













КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Природоведение. 5 класс»


2011-2012 учебный год

п/п

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Творческие и практические работы

Сроки (число)

1.

ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ


4

1

3


2.

ВСЕЛЕННАЯ

14

2

5


3.

ЗЕМЛЯ


20

2

6


4.

ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ


15

1

7


5.

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

17

1

4



ИТОГО:

70


7

25




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

По завершению изучения курса природоведения в 5 классе учащиеся должны знать/ понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важные природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять и приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособление растений к различным способам распространения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельной подготовке устных сообщений (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических и лабораторных работ.

Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Печатные издания:

  1. Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.

2. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2006. – 174 с.

3. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя/ Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с.

4. Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.

5. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.

6. Тесты по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 62 с.

7. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс. /С.Д.Дикарев – М.: Интеллект-Центр, 2001 – 80 с.

8. Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 93 с.

9. Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.

10. Дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова 5 класс «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.

11. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику природоведения для 5 класса./ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 63 с.

12. Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5-й класс»/ Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 94 с.

13. Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина 5, 7 классы «Биологические лабиринты». М.: Дрофа, 2001.

  1. Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина 5, 7 классы «Биологические карты». М.: Дрофа, 2001.

  2. Биология в таблицах и схемах. Ботаника, зоология, анатомия, общая биология. / авт. - сост. А.И.Никишов, Р.А.Петросова. – М.: Илекса, 2002. – 104 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007. – 128 с. Сухова Т.С.

  4. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). – Волгоград: «Учитель», 2003.

  5. Красная книга Кировской области.

  6. Красная книга России.

  7. Подписка журнала «Биология в школе» за 5 лет.

  8. Подписка газеты «1 сентября. Биология» за 3 года.

  9. Моя первая энциклопедия / пер. с англ. В.А.Жукова – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  10. Энциклопедия. Мир животных. Неизвестные и удивительные факты /пер. с англ. Н.С. Ляпковой – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

  11. Энциклопедия. Живой мир./пер. с англ. Г.И.Рожковой – М,: «РОСМЭН», 1997.

  12. Энциклопедия. Жизнь животных. Т 1-7. М.: Просвещение, 1985.

  13. Большая энциклопедия животных./под ред. Е.М.Акимовой – М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.

  14. Энциклопедия. Вопрос и ответ. Живая природа, организм человека. – М.: Омега, 2007.


Информационно – коммуникационные средства:



  1. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.

  2. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Жизнедеятельность животных. Просвещение – Медиа, 2005.

  3. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Растительный мир. Просвещение – Медиа, 2005.

  4. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Взаимное влияние живых организмов. Просвещение – Медиа, 2005.

  5. CD Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. Просвещение – Медиа, 2005.

  6. CD Биология. Зоология беспозвоночных. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение – Медиа, 2006.

  7. CD Основы общей биологии. 1С: Школа. ЗАО «1С», 2007.

  8. CD Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8. «Интерактивная линия», 2004.

  9. CD Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7. «Интерактивная линия», 2004.

  10. CD Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение –Медиа, 2001.

  11. CD 1C Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. ООО «Дрофа», 2005.

  12. CD Биология. 1 С: Репетитор. «1 С», 2000.








программа и календарно-тематическое планирование по природоведению 5 кл
  • География
Описание:

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина // Сборник нормативных документов. Природоведение / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 46 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

 

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 771
Номер материала 51889
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓