Главная / Классному руководителю / Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»


С переменами в жизни связаны и изменения, происходящие в школе. Сегодня усилия общества направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих в растущей и развивающейся личности. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития.

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» была разработана в соответствии с задачами по проектированию и реализации внеурочной деятельности, определенными ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), формируемых в том числе в ходе внеурочной деятельности.

В основе программы лежит методика американского психолога Дж. Андерсена «На пути к совершенству». В соответствии с задачами используются различные методы:

- имитационные и ролевые игры;

- самовыражение в рисунках;

- психогимнастика;

техники и приемы саморегуляции и др.

Организация адекватной жизненной ситуации в процессе воспитания жизнедеятельности обучающихся превращает школу из школы учебы, оторванной от реальности, в «школу жизни», которая обеспечивает детям естественную социализацию, делает их не пассивными объектами педагогических воздействий, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Имитационное моделирование жизненных ситуаций предполагает предоставление воспитаннику максимума свободы для индивидуального развития, для утверждения в повседневной реальности ценностей достойной жизни. Понимание специфики имитационного моделирования жизненных ситуаций возникло из исследований В.И. Загвинского («Имитационная технология обучения»), Г.П. Щедровицкого («Деятельностно-практические игры»), Ж.С. Хайдарова («Проблемно-модельное обучение»).

Отработка жизненных навыков проходит в три этапа:

- получение информации о содержании того или иного навыка;

- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. К сожалению, развитию эмоциональной сферы младших школьников не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции на переходном этапе «от дошкольника – к школьнику» возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее надо развивать. Тем более, что современная технологизация жизни, в которой участвует и ребенок, способствует «обесчувствованию». Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, развивает коммуникативную культуру и способность к социальной адаптации. Поэтому программа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется актуальной и важной. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он будет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Данная программа может быть рекомендована педагогам, педагогам групп продленного дня, классным руководителям, педагогам-психологам в начальной школе.

Занимаясь систематическим развитием эмоциональной сферы ребенка в рамках внеурочной деятельности, мы формируем личностные характеристики, отраженные в «портрете выпускника начальной школы».

Задачи, решаемые в ходе реализации программы:

  • формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков;

  • развитие социальных эмоций, предупреждение и снижение тревожности;

  • обучение анализу своих внутренних состояний;

  • развитие образного мышления;

  • формирование навыков саморегуляции;

  • обучение умению самостоятельно решать проблемы, находить выход из критической и конфликтной ситуации.

Общие рекомендации по проведению занятий

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж. Дети «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приёмы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми. Каждая тема отрабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приёмов.

Для проведения занятий по этой программе ведущим используются :

  • мягкая игрушка;

  • магнитофон;

  • аудиокассеты с музыкой для релаксации.

Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации с родителями детей. Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в помещении, в котором участники могут свободно передвигаться. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут. Оптимальная периодичность занятий по программе – 1 раз в неделю.

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться сделать ошибку.

Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы учащихся. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретённых навыков.


Результативность программы

«Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»


Для диагностики результативности во 2В классе гимназии № 27 города Кургана в 2011 г. обучающимся были предложены анкеты «Отчего я становлюсь счастливым» и «Отчего тебе становится грустно». Результаты анкетирования сведены в таблицы 1 и 2.


Таблица 1 «Отчего я становлюсь счастливым»


Причины, события

Количество ответов в %

Внеклассные мероприятия (праздники, соревнования и пр.)

Успехи в учебе

Каникулы, поездки, активный отдых

Встреча с одноклассниками, с учителем, любимые уроки

Гости

Телевизор

Идет снег

Играть с котенком


67

59

48

41

22

7

4

4



Таблица 2 «Отчего тебе становится грустно»



Причины, события

Количество ответов в %

Промахи в учебе

Болезнь (своя или близких)

Проблемы с поведением

Наказание

Что-то не получается

Нет причин для грусти, все хорошо

Сидеть с младшим братом

Долго учить уроки

Один дома

Рано просыпаться

44

24

20

12

12

12

4

4

4

4


Результаты подтверждают значимость процесса общения в классе, необходимость обучения конструктивному общению и навыкам саморегуляции:

  • Совместные праздники делают счастливыми 67% ребят.

  • Встреча с одноклассниками и учителем радостна для 41% детей.

  • Неумение себя вести тревожит, является проблемой, которую выделяют для себя 20% учащихся.


Для диагностики обучающимся была предложена анкета «Веселые картинки», которую они заполняли в начале 2-го класса(октябрь 2011 г.) и 3-го класса(ноябрь 2012 г.). Результаты анкетирования сведены в таблицу 3.

Таблица 3. «Веселые картинки»


Вопросы и варианты ответов

Количество ответов в %

2кл

3кл


Когда я думаю об одноклассниках, то мысли у меня:

  • Приятные, веселые

  • Разные

  • Гневные

  • Печальные


Чаще всего у меня с ними отношения такие:

  • Дружеские

  • Каждый сам по себе

  • Мы в ссоре


Большинство наших ребят такие:

  • Веселые

  • Разные

  • Печальные, грустные

  • Крикливые, шумные, агрессивные





59

18

11

12




69

20

11



40

10

8

42



71

22

3

4




88

8

4



48

34

-

18


Результаты свидетельствуют о том, что:

  • Ребята к началу второго класса с одноклассниками общаться хотят (отношения дружеские у многих одноклассников, мысли о них в основном приятные),

  • Но общаться не умеют (половина ребят - крикливые и агрессивные).

Следовательно, необходимость обучения детей общению и сотрудничеству, развитие коммуникативных навыков являлось актуальной задачей.

Картина изменилась через год. В третьем классе количество желающих общаться с одноклассниками увеличилось (отношения дружеские у большинства одноклассников, мысли о них приятные).


Занятия по программе позволяют говорить об их доступности и эффективности для учащихся начальной школы. Они помогают педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.


Занятия, обладая развивающим характером

  • Значительно расширяют кругозор учащихся.

  • Способствуют активизации мыслительной деятельности гимназистов.

  • Обучают навыкам самоанализа и самостоятельного принятия решений.

  • Способствуют развитию эмоционального восприятия окружающего мира.

  • Развивают коммуникативные способности детей.

  • Формируют положительную самооценку.


Учащимся был задан вопрос:

Чему тебя научили занятия по программе?


Ответы представлены в приложении 2.

Количественный анализ ответов учащихся показал, что

22 из 24 учащихся выразили желание, чтобы занятия по программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся» продолжались.































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Вачков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной» науке. М. 1996.


  1. Бидерман Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. - М.: Республика, 1996.


  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления: Методическое руководство: Часть 1,2. – СПб.: ИМАТОН, 1997.


  1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога М: Просвещение,1991


  1. Кристонсен Т. История о маленьком паровозике// Цвета радуги,№3, 1997.


  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «ГЕНЕЗИС» 1999.


  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными детьми. М.: ГЕНЕЗИС, 2000.


  1. Пахомова О.Н., Темчин М.З. Шаг за шагом: Психология: Драка с разных точек зрения М: Открытый мир, 1995.


  1. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 1995.

  2. , № 5-6, стр. 8-9, 1998.Слободяник Н.Г. Как добиться удачи.// Школьный психолог, № 17-18, стр

  3. Слободяник Н.Г. Настроение, похожее на салют.//Школьный психолог

  4. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб., 1994г.


  1. Философский энциклопедический словарь./ Под ред. Аверинцева С.С. и др. – 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.


  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: Тома 1,2,3,4. М.: Генезис, 1998.


  1. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: - М.: Генезис, 1998.











































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ п/п


Темы занятий



Количество часов

1.

Вводное занятие. Психология. РАДУГА.


1

2.

Три настроения. Занятие первое.


1

3.

Три настроения. Занятие второе.


1

4.

Эмоциональные ощущения.


1

5.

Любование хризантемой.


1

6.

Как делать выбор.


1

7.

Удача.


1

8.

Поверь в себя (Паровозик).


1

9.

Камушек в ботинке. Занятие первое.


1

10.

Камушек в ботинке. Занятие второе «Ябеда».


1

11.

Твоя доброта. Занятие первое.


1

12.

Твоя доброта. Занятие второе.


1

13.

Если друг оказался вдруг …


1

14.

Что я чувствую.


1

15.

Мое зеркало.


1

16.

Слезами горю не поможешь.


1

17.

Тайм – аут.


1

18.

Какой у меня характер.


1

19.

Какой характер у других.


1

20.

Подведение итогов. Анкетирование.


1


ИТОГО: 20 часов

Приложение 2


Кайгородцева Карина:

«Программа научила меня быть более уважительной. После каждого урока я приходила домой, как человек, испытавший много трудностей и преподавший себе урок на всю оставшуюся жизнь. Я рада, что мне

не придется идти по тоненькой ниточке, попадать в неудобные ситуации. Теперь я знаю, как не попасть в трудную ситуацию, что нужно уважать людей, верить в себя.»

Банникова Анна:

«Наши занятия меня научили чувствовать не только свою боль (душевную), но и боль других. На этом уроке я писала, говорила более открыто, не как на других уроках. Меня научили взвешивать свои действия. На этих уроках я говорила о том, что мне мешало двигаться дальше. Теперь я могу найти выход из любой ситуации.»


Докин Максим:

«После занятий я стал как следует за собой следить. Это отразилось на том, что когда у меня что-то случалось, я вспоминал правило или смешные истории. У меня сразу поднималось настроение. Благодаря правилу «Подумай

о хорошем, и будет хорошо!» у меня сразу становилось легче на душе. Когда меня кто-то обидит, я вспомню правило и сразу все прощаю. Но иногда это правило не срабатывает, и я вспоминаю другое…».


Беличева Анна:

«Эта программа научила меня быть с очень хорошим характером, быть всегда доброй и отзывчивой. А еще научила верить и добиваться чего-то. Не надо хвастаться, а надо быть щедрой и трудолюбивой. Всегда нужно уступать твоим друзьям. На этой программе мы узнали о кружке доброты. Мы учились оценивать себя, учились говорить правильно и подробно Я очень хочу, чтобы эта программа продолжалась. Подумай о хорошем, и будет хорошо!»



Воинков Вячеслав:

«Программа научила задумываться о своих поступках. У меня всегда поднималось настроение, когда я вспоминал эти уроки Все правила, которые мы учили на тех уроках, действовали! Благодаря им я многое понял. Я хочу, чтобы программа продолжалась до одиннадцатого класса».


Огаркова Яна:

«.. Из урока про Паровозик я поняла, что нужно стремиться не бросать начатое дело. А поняла я это из-за того, что мы говорили вот такие слова: «Я все сумею! Я все смогу!»


Ведерников Вадим:

«Программа научила меня тому, что надо сначала подумать, а потом делать…»


Петухова Анна:

«… Еще мне понравился тот урок, когда мы описывали большую белую хризантему. Хризантема стояла в вазе на столе и как будто кивала своей белой, большой, пышной головой, говоря: «Я красивая белая хризантема. Опишите меня такой, какой видите». Мы взяли листочки и начали писать. Потом она как будто промолвила: «А теперь нарисуйте меня». Мы взяли в руки ручки и карандаши и начали рисовать…»


Фроленко Маргарита:

«…Когда мы работали с деревом характера, дисциплина в классе стала лучше».


Леденева Кристина:

«Программа меня научила лучше относиться к людям, к друзьям. Я стала уверенней при выборе. Я вспоминаю все правила с большим удовольствием. Особенно мне запомнился урок, на котором мы говорили о камушке в ботинке, то есть делились проблемами. После этого стало легче».


Кизеров Евгений:

«…Игра «Камушек в ботинке» мне тоже очень запомнилась. Каждый из нашего класса рассказывал о своей проблеме, и мы решали, как помочь этому. Сколько правил мы выучили! Некоторые мне очень хорошо запомнились, например: «Подумай о хорошем, и будет хорошо!», «Что мы миру дали, он возвращает нам назад». Мне очень понравилась эта программа!»



































Приложение 3

Занятие 9


Тема: «Камушек в ботинке».


Цель: учить детей взаимодействовать в команде путем переложения одного из правил

«Проблемы – на передний план».


Методическое оснащение: игрушка, сюжетная история.


1. Вводная беседа:

  • какие правила помогают нам в жизни?

  • Когда, в каких случаях вы их используете?


  1. Знакомство с игрой «Камушек в ботинке», (дети рассаживаются кругом).

Однажды в ботинок нашему герою попал камушек.

Можете рассказать мне, что происходит при этом? (Представьте, что это происходит с вами).

Сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Возможно, что вы забудете о неприятном камушке и ляжете спать, а утром наденете ботинок, забыв вытащить камушек. Но через некоторое время ноге становится больно. В конце концов, маленький камушек воспринимается уже, как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете оттуда камень. На ноге уже не ранка, а рана, и маленькая проблема стала большой.


  1. Вывод: когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала

это воспринимается, как маленький камушек в ботинке. Если вовремя

вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если нет, то

могут возникнуть проблемы. Значит, о проблемах следует говорить сразу.

Если вы скажите: «У меня камушек в ботинке», то мы будем знать, что вам

что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Хорошо подумайте, нет ли чего- то такого, что мешало бы вам.


  1. Игра. «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что …». Ребята поочередно рассказывают о том, что их беспокоит.

- Расскажите, что еще вас удручает?


  1. Обсуждение «отдельных камушков».

Учитель фиксирует все проблемы, волнующие детей, и выделяет основные, особо значимые на данный момент.


На доске оформляется схема «Камушек в ботинке».



Занятие 10 – пример работы с конкретной проблемой.























Занятие 13


Тема : « Я – нужен»

Цели: повышение самооценки обучающихся; осознание собственной значимости и необходимости в жизни других людей.

Методическое оснащение: карточки с надписью профессий, необходимых в школе; история «Повесть о настоящем … цвете» Аркадьева Г.; бланки для окончания повести (по количеству учеников).


Ход занятия


1. Разминка. Учащимся предлагается вспомнить, какие учебные вещи необходимы школьнику (тетрадь, ручка, карандаш и т.д.)

-Учебные вещи, конечно, важны. Но школа не могла бы существовать без многих людей, которые необходимы ученику.


2. Работа в группах. Учитель детей объединяет в группы. Каждая группа получает карточку с названием профессии (учитель, повар, директор, уборщица, охранник, т.д.) Представители каждой группы пантомимой показывают - оживляют свои слова, а остальные – угадывают, без кого не возможен учебный процесс.


3. Упражнение « Я – нужен».

Учащимся предлагается закончить предложения:

- Дома я нужен…

-В классе мне нужен…

-В классе я нужен…


4. История персонажа. Сегодня он принес новую историю про своего друга.

Повесть о настоящем … цвете

Давным-давно, в сказочной стране Акварелии жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пурпурные дворцы разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Сотканный древним Художником – творцом мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося жителям наслаждение.

Тюбики краски целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник – творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и красивым, а самое главное – нужным. «Я нужен, чтобы изобразить свежие розы и развевающиеся флаги», - говорил Красный. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», - отвечал Зеленый. «Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное, солнечную теплоту», - вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно - голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно – голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых удаленных уголках Акварелии.

Так было и на этот раз. Заслушавшись спором красок, Бледно- голубой забыл обо всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и больно падал. Но, наконец, преследователи отстали и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу здесь, пока турнир не закончится», - решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику. Сон застал малыша именно за этим занятием.

Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял что-то не так: праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали что-то непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и остановил пробегавший тюбик, спросив в чем дело? Оказалось, что ночью Черный цвет, решив помешать выиграть остальным, окрасил собой все кисти, и Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-голубой тюбик бросился на центральную площадь. На площади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение, никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш Бледно-голубой принял очень смелое решение…


- Что в этот критический момент можно сделать для спасения страны Акварелии от мрака?

Придумайте и допишите свой вариант истории. Если бы вы были Бледно-голубым тюбиком, что бы вы сделали?

- Кто хочет прочитать свой вариант окончания повести?


А история закончилась так:

И тогда малыш принял очень смелое решение – он сорвал свою крышку и выплеснул свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, сто силы покидают его, но все равно он продолжал окрашивать кисти в свой бледно-голубой цвет, пока не потерял сознание.

В этот момент рука Художника коснулась толстой кисти, и он сделал первый мазок. Краски замерли в ожидании. Казалось вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм, - произнес Художник–творец, - замечательный цвет. Он – то мне и был нужен – река выйдет превосходно!»

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он, что победил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Художника от мрака… Знал он лишь одно, что в следующий раз он гордо скажет: «Я – нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»


5. Вывод: Каждый человек кому-то нужен. Каждый человек – ценность! Мы нужны друг другу!































Программа «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся»
  • Классному руководителю
Описание:

С переменами в жизни связаны и изменения, происходящие в школе.  Сегодня усилия общества направлены на  создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих в растущей и развивающейся личности.  Школа ставит человека лицом к  ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития.

Руководствуясь ведущей идеей опыта, я разработала программу «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся». Эта программа была разработана в соответствии с задачами по проектированию и реализации внеурочной деятельности, определенными ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые известны нам как «портрет выпускника начальной школы». 

В рамках разработанной программы мною ведется курс по развитию эмоциональной сферы ребенка, что в значительной степени обогащает чувственную сферу, развивает коммуникативную культуру и способность к социальной адаптации. Это во многом обеспечивает реализацию задач ФГОС второго поколения.

 Изучив психолого-педагогические теории, в основе которых лежит имитационное моделирование жизненных ситуаций. Поняла, что  технология интерактивного взаимодействия, которая предполагает предоставление воспитаннику максимума свободы для индивидуального развития – это то, что надо. В результате и родилась программа, о которой идет речь.

 

Автор клыгина светлана геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 469
Номер материала 37393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓