Главная / Русский язык и литература / Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса " Секреты орфографии"

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса " Секреты орфографии"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

зам. директора по УВР

директор школы

Протокол №___

______

______

от ______2014г

от _________ 2014 г

от ___________ 2014 г










Программа факультативного курса

по русскому языку для 7 класса

« Секреты орфографии »









Составила: Даянова Н.В.,

учитель русского языка и литературы









Нижневартовск, 2014

Пояснительная записка


Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. В первую очередь расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Учащиеся начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове является работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- находить в словах изученные орфограммы,

- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Содержание тем учебного курса:

-Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.

-Правописание корней с чередующимися гласными.

-Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.

-Правописание ъ и ь.

-Правописание приставок.

-Удвоенные согласные.

-Орфограммы в окончаниях слов.

-Орфограммы в суффиксах.














Литература

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.

  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –

  3. СПб, 2000.

  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

  5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

  6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.

  8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

  9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.

  10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

  11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

  12. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  13. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

  14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  15. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

  16. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.

  17. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.

  18. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.






















Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата проведения

Содержание занятия

Возникновение письменности.

5.09

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

12.09

Орфография - раздел науки о языке. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Основные принципы русской орфографии.

Тайна фонемы.

19.09

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение сильной и слабой позиций в слове.

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

26.09

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

5




Коварные словарные слова.

3.10

Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

6

Орфографический словарь – наш главный помощник.

10.10

Работа со словарем.

7

Проверь себя. Тест №1.

17.10

Работа с тестом

8

Опасные согласные.

24.10

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

9

Звонкие и глухие согласные

31.10

Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.

10





11

Разделительный Ъ



Разделительный Ь

14.10





21.10

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

12





13

Слитно, раздельно, через дефис

28.10





11.11




Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.


14



15

Не с разными частями речи

18.11



25.11

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО - со словами.

16



17

Н и НН в суффиксах прилагательных,

причастий

Н в кратких причастиях

2.12



9.12

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных.



Одна буква Н в кратких причастиях.

Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е).

18

Способы образования сложных слов.

16.12

Способы образования сложных слов.

19

Решение орфографических задач.

23.12

Работа по карточкам

20

Проверь себя. Тест №2.

30.12

Работа с тестом

21

История образования и написания числительных

13.01

Беседа. Выполнение упражнений

22

Правописание местоимений

20.01

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

23

Орфографические головоломки.

27.01

Работа по карточкам

24

Классификация приставок

3.02

Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок.

25

Приставки ПРЕ - и ПРИ-

10.02

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

26







27

Правописание корней с чередующимися гласными

17.02







24.02

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-,

-плов -, -мок-).

28

Проверь себя. Тест №3.

3.03

Работа с тестом

29

Правописание личных окончаний глагола

10.03

Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

30

Правописание падежных окончаний существительных

17.03

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.

31

Правописание суффиксов самостоятельных частей речи.

24.03

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.



32

Комплексный анализ текста

7.04

Работа с текстом.

33

34

Значение орфографии в русском языке

14.04

21.04

Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА.












Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса " Секреты орфографии"
  • Русский язык и литература
Описание:

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.

 

Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. 

Автор Даянова Наталья Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2768
Номер материала 34125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓