Программа
факультативного курса «Азбука здоровья»
I.
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема
достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI
веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников
вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия
является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их
сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное
увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная
среда порождает факторы риска
нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют
проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы
влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и
гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в
вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического
воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в
вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного
медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей
здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация
образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые
перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических
функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья
учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные
профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что
большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной
практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении
и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев
здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на
здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления
здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению
специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для
сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как
помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив
энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы
«Планета Здоровья».
II.
Цель
и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в
период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться
творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы,
законами бытия.
Задачи:
-
сформировать
у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-
формировать
у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни,
физического воспитания;
-
обеспечить
физическое и психическое саморазвитие;
-
научить
использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
добиться
потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
III.
Особенности
программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности: в основе программы содержится анализ
статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-
Доступности:
программа определяет содержание курса в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.
- Системности; программа определяет взаимосвязь и целостность
содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность
курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного
отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и
организацию досуга.
-
Обеспечение
мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей
взрослой жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- игра;
- работа в группах.
Организация учебных занятий предполагает, что любое
занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его
собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые
обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором
вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная
нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
IV.
Место курса в
учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа.
V.
Ожидаемые
результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны
уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические
требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в
течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную
деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания
первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем
воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания
организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья
человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного
развития человека;
- основные формы физических занятий и виды
физических упражнений.
VI.Календарно-тематическое
планирование и содержание программы
34 часа
№ п/п
|
Дата
|
Содержание темы
|
|
|
1
|
|
|
Понятие о здоровье и факторах его нарушающих
|
2
|
|
|
Общие понятия о профилактике болезней. ЗОЖ.
|
3
|
|
|
Основные компоненты режима дня. Обязательность их выполнения.
Организация учебного труда.
|
4
|
|
|
Биоритмы в жизни человека. Работоспособность, утомление и отдых.
|
5
|
|
|
Пр.р. – Составление индивидуального режима в соответствии с
возрастными особенностями
|
6
|
|
|
Вопросы анатомии, физиологии. Общие сведения о строении и
функционировании опорно-двигательной системы.
|
7
|
|
|
Возрастные особенности скелета и мышц. Пропорции тела.
|
8
|
|
|
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
|
9
|
|
|
Пр.р. – Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной
осанки.
|
10
|
|
|
Питательные вещества и их роль. Общие понятия о питании и
пищеварительной системе.
|
11
|
|
|
Полезные и вредные традиции в питании. Способы хранения пищевых
продуктов.
|
12
|
|
|
Гигиена полости рта. Режим питания.
|
13
|
|
|
Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Первая помощь при
отравлении.
|
14
|
|
|
Органы дыхания и их гигиена. Заболевания дыхательной системы.
Профилактика.
|
15
|
|
|
Курение и здоровье.
|
16
|
|
|
Кровь и её значение в организме.
Пр.р. – Определение частоты пульса.
|
17
|
|
|
Кожа и её роль в защите организма от воздействий внешней среды.
Гигиена.
|
18
|
|
|
Основные нарушения зрения и их профилактика.
|
19
|
|
|
Обобщение материала по темам: «Вопросы анатомии и физиологии»
|
20
|
|
|
Психическое здоровье. Понятие об эмоциях. Умение владеть собой.
|
21
|
|
|
Членство в семье. Здоровье в семье. Традиции.
|
22
|
|
|
Взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями.
|
23
|
|
|
Отношение к себе. Отрицательные и положительные эмоции.
|
24
|
|
|
Экологическое здоровье. Окружающая среда и здоровье человека.
|
25
|
|
|
Причины загрязнения воздуха. Погода и здоровье человека.
|
26
|
|
|
Наркомания. Предупреждение.
|
27
|
|
|
Народная медицина и лекарственные растения.
|
28
|
|
|
Алкоголь и здоровье.
|
29
|
|
|
Стресс и его воздействие на организм.
|
30
|
|
|
Духовно-нравственное здоровье.
|
31
|
|
|
Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул.
|
32
|
|
|
Обобщение: «Экология здоровья».
|
33
|
|
|
Обобщение: «Психическое здоровье».
|
34
|
|
|
Заключительное занятие по курсу.
|
VII.Оборудование
и кадровое обеспечение
программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Азбука
здоровья» необходимы следующие принадлежности:
·
спортивный инвентарь;
·
компьютер, принтер,
сканер, мультмедиапроектор;
·
набор ЦОР по валеологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель
биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий
достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
VIII.
Литература
1.
Аранская О.С. Игра как
средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко
Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной
профилактики.-2003.
3. Борисюк О.Л. Валеологическое
образование.-2002.
4.
Валеологизация
образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.-
Новокузнецк, 1999.
5.
Герасименко Н. П. Помоги
сам себе.-2001.
6.
Маюров А.Н. Уроки культуры
здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя.
М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных
учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл.
М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.-
СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб.,
1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной
работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики
наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе-
М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл
бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы
безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога
родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М.,
1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский,
А.М. Чайковский – М., 1980
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.