Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрограмма факультативного курса:"Азбука здоровья" 5 класс

Программа факультативного курса:"Азбука здоровья" 5 класс

Скачать материал

Программа факультативного курса «Азбука здоровья»

 

             I.      Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Планета Здоровья».

 

         II.                  Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

-         сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-         формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-         обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-         научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-         добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 

         III.                  Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

-       Научности: в основе программы содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

-                     Доступности: программа определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

-       Системности; программа определяет  взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

-                     Обеспечение мотивации.

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

 

Основные виды деятельности учащихся:

-     навыки дискуссионного общения;

-     игра;

-     работа в группах.

 

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

 

      IV.                  Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 34 часа.

 

         V.                  Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

-       выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

-       осуществлять активную оздоровительную деятельность;

-       формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

-       факторы, влияющие на здоровье человека;

-       причины некоторых заболеваний;

-       причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

-       виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

-       о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

-       основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

 

 

 

 

 

VI.Календарно-тематическое планирование и содержание программы

34 часа

№ п/п

Дата

Содержание темы

 

 

1

 

 

Понятие о здоровье и факторах его нарушающих

2

 

 

Общие понятия о профилактике болезней. ЗОЖ.

3

 

 

Основные компоненты режима дня. Обязательность их выполнения. Организация учебного труда.

4

 

 

Биоритмы в жизни человека. Работоспособность, утомление и отдых.

5

 

 

Пр.р. – Составление индивидуального режима в соответствии с возрастными особенностями

6

 

 

Вопросы анатомии, физиологии. Общие сведения о строении и функционировании опорно-двигательной системы.

7

 

 

Возрастные особенности скелета и мышц. Пропорции тела.

8

 

 

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

9

 

 

Пр.р. – Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

10

 

 

Питательные вещества и их роль. Общие понятия о питании и пищеварительной системе.

11

 

 

Полезные и вредные традиции в питании. Способы хранения пищевых продуктов.

12

 

 

Гигиена полости рта. Режим питания.

13

 

 

Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Первая помощь при отравлении.

14

 

 

Органы дыхания и их гигиена. Заболевания дыхательной системы. Профилактика.

15

 

 

Курение и здоровье.

16

 

 

Кровь и её значение в организме.

Пр.р. – Определение частоты пульса.

17

 

 

Кожа и её роль в защите организма от воздействий внешней среды. Гигиена.

18

 

 

Основные нарушения зрения и их профилактика.

19

 

 

Обобщение материала по темам: «Вопросы анатомии и физиологии»

20

 

 

Психическое здоровье. Понятие об эмоциях. Умение владеть собой.

21

 

 

Членство в семье. Здоровье в семье. Традиции.

22

 

 

Взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями.

23

 

 

Отношение к себе. Отрицательные и положительные эмоции.

24

 

 

Экологическое здоровье. Окружающая среда и здоровье человека.

25

 

 

Причины загрязнения воздуха. Погода и здоровье человека.

26

 

 

Наркомания. Предупреждение.

27

 

 

Народная медицина и лекарственные растения.

28

 

 

Алкоголь и здоровье.

29

 

 

Стресс и его воздействие на организм.

30

 

 

Духовно-нравственное здоровье.

31

 

 

Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул.

32

 

 

Обобщение: «Экология здоровья».

33

 

 

Обобщение: «Психическое здоровье».

34

 

 

Заключительное занятие по курсу.

   VII.Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Азбука здоровья» необходимы следующие  принадлежности:

·        спортивный инвентарь;

·        компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

·        набор ЦОР по валеологии.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

 

VIII.      Литература

1.     Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2.     Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3.     Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4.     Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5.     Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6.     Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа факультативного курса:"Азбука здоровья" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

 

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука Здоровья».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 663 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 422
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щурова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щурова Елена Николаевна
    Щурова Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11657
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 21 региона

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе