Программа факультативного курса «Развитие речи» для учащихся 3-4 классов
Пояснительная записка
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект. В рамках данного элективного курса представлена развернутая система подобных занятий.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная- умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Цель программы - всестороннее развитие речи младших школьников.
Назначение программы состоит в повышении качества работы по развитию и совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера.
Задачи курса:
формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
обогащение словарного запаса детей;
развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Используя творческий потенциал учеников, развивать у детей креативные способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирование культуры речевого поведения.
Выбор направления курса обусловлен тем, что комплексных программ недостаточно.
Содержание курса призвано обеспечить:
развитие речевого творчества,
формирование у школьников положительного отношения к изучению русского языка,
развитие у школьников воображения, мышления, умения делать выводы,
пробуждение познавательной активности,
умение ясно выражать свои мысли,
формирование нравственных ценностей,
Формирование умений и навыков в программе «Русское слово» осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи:
связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал;
взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;
связь работы с изучением родного языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика родного языка);
межпредметная связь (природоведение, чтение, труд и др.);
Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:
по образцу;
по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);
творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку, дополнение текста, сокращение текста.
В программе представлены следующие виды работ и упражнений.
Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.
Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.
Изложение по вопросам, по плану.
Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение- описание.
Диалоги по различным темам.
Составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.
При проведении факультативов учитель использует цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.
Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.
Задачи программы - помочь в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи. В программе содержатся методические рекомендации по проведению основных занятий по развитию устной и письменной речи, так и упражнений подготовительного и итогового характера.
Тематика курса по развитию речи «Русское слово» 3 класс.
Учебный курс по развитию речи включает в себя четыре темы. Программой предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю).
1.Речь
Речь устная и письменная. Дыхание в процессе речи. Выразительная речь.
2.Слово
Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: явное и скрытое сравнения. Синонимы, антонимы. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразования. Умение конструировать образное выражение при составлении и редактировании текста.
3. Предложение и словосочетание
Порядок слов в предложении. Умение редактировать предложение :исправлять неудачный порядок слов, заменять неуместно употребляемые слова и т.д. Умение распространить предложение подходящими эпитетами, составить аналогичное предложение по структуре.
4.Текст
Текст. Типы текстов: рассуждение, описание. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи
3 класс
Лето прошло
Устная и письменная речь. Выразительность речи.
2.
1.Письменная речь
2. « Ярко солнце светит, в воздухе тепло»
(Воспоминание о лете)
Рассказы детей о наблюдениях в природе летом, сочинение на тему «Интересное событие летом».
3.
Слово и его значение. Деление текста на предложения.
В здоровом теле - здоровый дух
Отгадывание загадок, выделение основных признаков предметов, описание овоща. Сочинение-сказка про овощи «Спор овощей»
4.
Опорные слова в тексте.
В тридевятом царстве…
Деление текста на предложения .Лексическое значение слова
5.
Конструирование образных выражений при составлении и редактировании текста.
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора!
Экскурсия на природу «Краски осеннего леса», сочинение по наблюдениям
6.
Определение лексического значения слова по словарю, контексту, на основе словообразования.
Улетают с песней недопетой…
Изложение по готовому плану «Путешественница»
7.
1.Опорные слова в тексте.
2. Как звери к зиме готовятся?
Сочинение по вопросам и опорным словам
8.
1.Порядок слов в предложении. Редактирование текста. Олицетворение.
2. Осенью семь погод на дворе
Сочинение- описание «Хмурый день» с использованием выразительных средств художественной литературы
9.
1.Порядок слов в предложении. Точность речи. Антонимы.
2. Осенняя пора! Очей очарование…
Самостоятельное описание ясного осеннего дня по аналогии (антонимы)
10.
Текст. Изложение с языковым разбором текста
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла - и пропала.
Изложение «Снежинка»
Наблюдение за снежинками
11.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование
Первый легкий снежок веселит и бодрит.
Сочинение по картине «Чудесный денек» (Игры детей на воздухе)
12.
Тема и основная мысль текста.
Сказки из портфеля.
Знакомство с этимологическим словарем. Составление сказки об учебных вещах
13.
1. Культура общения.
2.Дерево держится корнями, а человек –
друзьями.
Культура общения. Правила поведения в школе
14.
1.Редактирование текста
2. Взбесилась ведьма злая…
Наблюдение за пургой. Толкование слов: буря, метель, вьюга. Редактирование текста
15.
1. Изобразительные средства языка. Олицетворение.
2. Зима не лето, а в шубу одета.
Составление сказки о Морозе (олицетворение)
16.
1.Составление рассказа по заданной теме
2. Пробуждение дня
Обмен впечатлениями о встрече солнца.
17.
1.Сжатое изложение.
2. Про братьев наших меньших
Сжатое изложение. Как относиться к животным?
18.
1. Выразительные средства языка.
2. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной…
Работа над выразительными средствами языка при описании зимнего леса. Сочинение «Зимой в лесу»
19.
1. Опорные слова в тексте
2. Мы любим дни морозные.
Составление рассказа по
опорным словам
20.
1. Лексическое значение слова
2. Народный календарь.
Работа над звуковым и лексическим значением слова
21.
1. Связь между предложениями в тексте
2. Третий месяц у ворот-это к солнцу поворот
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
22.
1. Творческое редактирование текста
2. Мы дарим вам подснежники…
Слово о маме
23.
1. Сочинение сказки
2. С книгой жить -век не тужить
Беседа о бережном отношении к книге.
Составить обращение книги к ребятам
24.
1. Диалог.
2. Учение с увлечением
Составить сказку «О чем шепчут книги?»
Составить диалог двух книг.
25.
1.Крылатые выражения.
2. Страна- вообразилия - чудесная страна
Развитие воображения детей. Составление рассказа
«Если б я был волшебником»
26.
1. Многозначные слова.
2.Слезы зимы
Беседа о признаках весны.
Составление сказки о сосульке
27.
1. Фонетические загадки
2. Игры со словами
Игра с буквами
28.
1. Цитатный план
2. Весна в окно стучится…
Приметы весны. Признаки пробуждения природы. Работа с художественными
произведениями. Цитатный план.
29.
1. Сочинение- описание
2. Пробуждение весны
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
30.
1. Лексическое значение слова
2. Весна, весна! Здесь в каждом звуке…
Народный календарь Югорского края
31.
1. Работа с текстом. Изобразительные средства языка
2. Звуки весны
Загадки природы
32.
1. Типы текста. Редактирование текста
2. Скоро лето
Узнай больше о растениях и животных
33.
1. Справочники. Дополнительная литература
2. Итоговое занятие
Летние задания. Работа с энциклопедическим словарем.
Программа курса по развитию речи « Русское слово»
4 класс
1. Речь. Выразительность речи.
Выразительная речь. Интонация: сила, тембр, темп, мелодика речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения( логические паузы, ударение). Умение выразительно читать текст без предварительной подготовки.
2. Слово.
Прямое и переносное значение слов, умение выделять слова в переносном значении в тексте. Изобразительные средства языка. Явные и скрытые сравнения. Вежливые слова. Умение определить лексическое значение слова по словарю, в контексте. Умение сконструировать образные выражения по образцу, использовать слова с переносным значением при составлении и редактировании текста описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определенных программой 3 класса.
3. Словосочетание и предложение
Порядок слов в предложении. Умение редактировать предложение: исправлять неудачный порядок слов, заменяя неуместно употребляемые слова и т.д. Умение распространить предложение эпитетами, выразительными словами со значением действия. Умение составить предложение, аналогичное данному по теме, структуре.
4. Текст
Типы текстов: рассуждение-объяснение, рассуждение- доказательство, сравнительное описание. Стилистика текста: деловой и художественный стиль. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливая деформированный текст.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Стихотворный текст. Сочинение считалок, потешек, загадок. Диалог. Реплика диалога. Умение выделять диалог в тексте. Выразительное чтение диалога. Умение составить диалог по аналогии с данным. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи
4 класс
Тема урока
Содержание
-
Выразительное чтение. Интонация.
Родина большая и малая.
Понятие интонации: паузы, сила голоса, ударение, темп, тембр, мелодика речи
2.
Дикция. Скороговорки.
Дом, в котором я живу
Сочинение скороговорок.
3.
Слово и его значение. Работа с толковыми словарями.
Моя родословная. Откуда мы родом?
Знакомство с разными видами словарей, справочников
4.
Прямое и переносное значения слова.
Мой город.
Многозначность слов, понятие о прямом и переносном значении на примере художественных произведений. Мини-сочинение с использованием новых понятий
5.
Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение.
Природа и мы. Лесная прогулка.
Рассказы, наблюдения детей после экскурсии. Обмен впечатлениями.
6.
Сочинение загадок.
Мои друзья- животные.
Наблюдение за тем, что такое загадка. Описание предмета с помощью изобразительных средств языка. Самостоятельное составление загадок о животных
7.
Культура общения. Слова благодарности.
Правила хорошего тона
Правила поведения в магазине, в гостях
8.
Изложение с языковым разбором текста
Наш край.
Изложение повествовательного характера с элементами описания по коллективно составленному плану
9.
Редактирование описательного текста
Прощание с осенью
Распространить текст, используя изобразительные средства языка.
10.
Сочинение- описание по готовому плану
Вот неслышно и зима приходит…
Продолжить рассказ по плану. «Проснулся утром, подбежал к окну и ахнул….»
11.
Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте. Пути их устранения.
Семья = 7 Я
Редактирование текста. Деформированный текст
12.
Работа над выразительными средствами языка (эпитеты, олицетворение).
Портрет родного человека
Сочинение сказки
13.
Типы текста: рассуждение – обьяснение.
Школа и твои одноклассники
Произведения Е. Чарушина, Н. Сладкова. Почемучки. Сочинение текста « Почему надо быть внимательным на уроках»
14.
Типы текста: рассуждение- доказательство
Руки бабушки
Произведения В. Бианки
Мини-сочинение о бабушке
15.
Сравнительное описание
Новый год спешит в наш дом. Праздник Белого месяца «Сагаалган»
Работа по плану:
1.Основная мысль
2. Сходства
3. Различия
4. Вывод
16.
Деформированный текст
Мороз и солнце… День чудесный.
Народный календарь Баргузинского района
Редактирование текста
17.
Стилистика текста. Деловой и художественный текст.
Культура общения. Поведение в школе.
Беседа об отношении к окружающим. Составить правила взаимопонимания между людьми
18.
Тема текста. Заглавие. Основная мысль.
Учусь рассуждать. Найду ответ в книге.
Составить текст по теме
« Солнышко согрело лес и землю»
19.
Структура текста. Понятие о микротеме.
Тема широкая и узкая (микротемы), смысловые части текста
20.
Изложение по коллективно составленному плану.
Служить - значит защищать
1.Структурный анализ текста
2.Языковой анализ текста
3.Опорные слова
4. План
5.Редактирование
21.
План текста. Виды планов.
Мои мечты
Сочинение « Мои мечты»
22.
Картинный и мимический план
Взбесилась ведьма злая и ,снегу захватя,
Пустила, убегая, в прекрасное дитя
Составление картинного и мимического плана
23.
Цитатный план.
Народный календарь Баргузинского района
Умение составлять цитатный план
Лексическое значение слов
24.
Сочинение по серии картинок
Улыбки родных людей
Рассматривание и описание сюжетных картинок и составление плана
Самостоятельная работа
25.
Стихотворный текст
Слово о маме мы говорим
Особенности стихотворения:
1. Рифма
2. Выражение чувств
3.Краткость, точность
Сочинение стихотворения
26.
Сочинение считалок, потешек.
Заглянем в истоки литературы
Художественные особенности считалок:
1. Маленькие веселые рассказы в стихах
2. Звукоподражание
27.
Сочинение загадок
Книга - твой друг и помощник
Особенности: прямое и переносное значение слова, краткость, рифма
Сочинение загадок
28.
Диалог.
Как давать советы.
Реплика диалога. Умение выделять диалог в тексте. Выразительное чтение диалога.
Умение составлять диалог по аналогии с данным.
29.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Порадуйся! Весна пришла.
Учить оценивать качество творческой работы, отыскивая речевые ошибки и недочеты, исправляя их.
30.
Сочинение- повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных картинок.
День Победы - праздник радости и скорби.
Сочинение-рассуждение
31.
Текст- повествование
Цена хлеба
Понятия: завязка, развитие действия, развязка
Самостоятельное составление плана
Сочинение « Каков вкус хлеба»
32.
Сочинение- повествование по началу текста.
Звенит звонок.
Самостоятельное сочинение
« Школьный год позади»
33.
Итоговое занятие
Народный календарь
Работа с дополнительной литературой по краеведению
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.