Главная / Начальные классы / Программа факультативного курса "Развитие речи" для учащихся 3-4 классов

Программа факультативного курса "Развитие речи" для учащихся 3-4 классов

Программа факультативного курса «Развитие речи» для учащихся 3-4 классов



Пояснительная записка

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект. В рамках данного элективного курса представлена развернутая система подобных занятий.

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - умение работать со всеми видами информации;

  • автономизационная- умения саморазвития;

  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Цель программы - всестороннее развитие речи младших школьников.

Назначение программы состоит в повышении качества работы по развитию и совершенствованию устной, письменной речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера.

Задачи курса:

  • развитие связной устной и письменной речи;

  • совершенствование грамматического строя речи;

  • формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;

  • обогащение словарного запаса детей;

  • развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.

Используя творческий потенциал учеников, развивать у детей креативные способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирование культуры речевого поведения.

Выбор направления курса обусловлен тем, что комплексных программ недостаточно.

Содержание курса призвано обеспечить:

  • развитие речевого творчества,

  • формирование у школьников положительного отношения к изучению русского языка,

  • развитие у школьников воображения, мышления, умения делать выводы,

  • пробуждение познавательной активности,

  • умение ясно выражать свои мысли,

  • формирование нравственных ценностей,

Формирование умений и навыков в программе «Русское слово» осуществляется благодаря системе работы по развитию связной речи:

  • связь работы с житейским опытом (пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, подумал, почувствовал;

  • взаимосвязь в работе устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной речи;

  • связь работы с изучением родного языка (фонетика, лексика, морфемика, грамматика и стилистика родного языка);

  • межпредметная связь (природоведение, чтение, труд и др.);

Важнейшим средством развития речи в данной программе служит система упражнений. Огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний показана на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Они различаются по степени сложности заданий и уровню познавательной активности:

  • по образцу;

  • по заданным элементам текста (опорные слова, начало сюжета, план);

  • творческие – сочинения, словарное и графическое иллюстрирование, задание на переработку, дополнение текста, сокращение текста.

В программе представлены следующие виды работ и упражнений.

  • Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.

  • Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.

  • Изложение по вопросам, по плану.

  • Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение- описание.

  • Диалоги по различным темам.

  • Составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.

При проведении факультативов учитель использует цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.

Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов. Этот курс обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Задачи программы - помочь в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи. В программе содержатся методические рекомендации по проведению основных занятий по развитию устной и письменной речи, так и упражнений подготовительного и итогового характера.

Тематика курса по развитию речи «Русское слово» 3 класс.

Учебный курс по развитию речи включает в себя четыре темы. Программой предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю).

1.Речь

Речь устная и письменная. Дыхание в процессе речи. Выразительная речь.

2.Слово

Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: явное и скрытое сравнения. Синонимы, антонимы. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразования. Умение конструировать образное выражение при составлении и редактировании текста.

3. Предложение и словосочетание

Порядок слов в предложении. Умение редактировать предложение :исправлять неудачный порядок слов, заменять неуместно употребляемые слова и т.д. Умение распространить предложение подходящими эпитетами, составить аналогичное предложение по структуре.

4.Текст

Текст. Типы текстов: рассуждение, описание. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Календарно-тематическое планирование уроков развития речи

3 класс


№ урока

Тема урока

содержание

1.

  1. Речь. Устная и письменная речь. Дыхание в речи. Выразительность речи.

  2. Лето прошло

Устная и письменная речь. Выразительность речи.

2.

1.Письменная речь

2. « Ярко солнце светит, в воздухе тепло»

(Воспоминание о лете)


Рассказы детей о наблюдениях в природе летом, сочинение на тему «Интересное событие летом».

3.

  1. Слово и его значение. Деление текста на предложения.

  2. В здоровом теле - здоровый дух

Отгадывание загадок, выделение основных признаков предметов, описание овоща. Сочинение-сказка про овощи «Спор овощей»

4.

  1. Опорные слова в тексте.

  2. В тридевятом царстве…

Деление текста на предложения .Лексическое значение слова

5.


  1. Конструирование образных выражений при составлении и редактировании текста.

  2. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора!

Экскурсия на природу «Краски осеннего леса», сочинение по наблюдениям

6.

  1. Определение лексического значения слова по словарю, контексту, на основе словообразования.

Улетают с песней недопетой…

Изложение по готовому плану «Путешественница»

7.

1.Опорные слова в тексте.

2. Как звери к зиме готовятся?

Сочинение по вопросам и опорным словам

8.

1.Порядок слов в предложении. Редактирование текста. Олицетворение.

2. Осенью семь погод на дворе

Сочинение- описание «Хмурый день» с использованием выразительных средств художественной литературы

9.

1.Порядок слов в предложении. Точность речи. Антонимы.

2. Осенняя пора! Очей очарование…

Самостоятельное описание ясного осеннего дня по аналогии (антонимы)

10.

  1. Текст. Изложение с языковым разбором текста

  2. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла - и пропала.

Изложение «Снежинка»

Наблюдение за снежинками

11.

  1. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование

  2. Первый легкий снежок веселит и бодрит.

Сочинение по картине «Чудесный денек» (Игры детей на воздухе)

12.

  1. Тема и основная мысль текста.

  2. Сказки из портфеля.

Знакомство с этимологическим словарем. Составление сказки об учебных вещах

13.

1. Культура общения.

2.Дерево держится корнями, а человек –

друзьями.

Культура общения. Правила поведения в школе

14.

1.Редактирование текста

2. Взбесилась ведьма злая…


Наблюдение за пургой. Толкование слов: буря, метель, вьюга. Редактирование текста

15.

1. Изобразительные средства языка. Олицетворение.

2. Зима не лето, а в шубу одета.

Составление сказки о Морозе (олицетворение)


16.

1.Составление рассказа по заданной теме

2. Пробуждение дня

Обмен впечатлениями о встрече солнца.

17.

1.Сжатое изложение.

2. Про братьев наших меньших

Сжатое изложение. Как относиться к животным?

18.


1. Выразительные средства языка.

2. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной…

Работа над выразительными средствами языка при описании зимнего леса. Сочинение «Зимой в лесу»

19.

1. Опорные слова в тексте

2. Мы любим дни морозные.

Составление рассказа по

опорным словам

20.

1. Лексическое значение слова

2. Народный календарь.

Работа над звуковым и лексическим значением слова

21.

1. Связь между предложениями в тексте

2. Третий месяц у ворот-это к солнцу поворот

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

22.

1. Творческое редактирование текста

2. Мы дарим вам подснежники…

Слово о маме

23.

1. Сочинение сказки

2. С книгой жить -век не тужить

Беседа о бережном отношении к книге.

Составить обращение книги к ребятам

24.

1. Диалог.

2. Учение с увлечением

Составить сказку «О чем шепчут книги?»

Составить диалог двух книг.

25.

1.Крылатые выражения.

2. Страна- вообразилия - чудесная страна

Развитие воображения детей. Составление рассказа

«Если б я был волшебником»

26.

1. Многозначные слова.

2.Слезы зимы

Беседа о признаках весны.

Составление сказки о сосульке

27.

1. Фонетические загадки

2. Игры со словами

Игра с буквами

28.

1. Цитатный план

2. Весна в окно стучится…

Приметы весны. Признаки пробуждения природы. Работа с художественными

произведениями. Цитатный план.

29.

1. Сочинение- описание

2. Пробуждение весны

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

30.

1. Лексическое значение слова

2. Весна, весна! Здесь в каждом звуке…

Народный календарь Югорского края

31.

1. Работа с текстом. Изобразительные средства языка

2. Звуки весны

Загадки природы

32.

1. Типы текста. Редактирование текста

2. Скоро лето

Узнай больше о растениях и животных

33.

1. Справочники. Дополнительная литература

2. Итоговое занятие

Летние задания. Работа с энциклопедическим словарем.



Программа курса по развитию речи « Русское слово»

4 класс

1. Речь. Выразительность речи.

Выразительная речь. Интонация: сила, тембр, темп, мелодика речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения( логические паузы, ударение). Умение выразительно читать текст без предварительной подготовки.


2. Слово.

Прямое и переносное значение слов, умение выделять слова в переносном значении в тексте. Изобразительные средства языка. Явные и скрытые сравнения. Вежливые слова. Умение определить лексическое значение слова по словарю, в контексте. Умение сконструировать образные выражения по образцу, использовать слова с переносным значением при составлении и редактировании текста описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определенных программой 3 класса.


3. Словосочетание и предложение

Порядок слов в предложении. Умение редактировать предложение: исправлять неудачный порядок слов, заменяя неуместно употребляемые слова и т.д. Умение распространить предложение эпитетами, выразительными словами со значением действия. Умение составить предложение, аналогичное данному по теме, структуре.


4. Текст

Типы текстов: рассуждение-объяснение, рассуждение- доказательство, сравнительное описание. Стилистика текста: деловой и художественный стиль. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливая деформированный текст.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Стихотворный текст. Сочинение считалок, потешек, загадок. Диалог. Реплика диалога. Умение выделять диалог в тексте. Выразительное чтение диалога. Умение составить диалог по аналогии с данным. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.



Календарно-тематическое планирование уроков развития речи

4 класс


№ урока

Тема урока

Содержание

Выразительное чтение. Интонация.

Родина большая и малая.


Понятие интонации: паузы, сила голоса, ударение, темп, тембр, мелодика речи

2.

Дикция. Скороговорки.

Дом, в котором я живу

Сочинение скороговорок.

3.

Слово и его значение. Работа с толковыми словарями.

Моя родословная. Откуда мы родом?

Знакомство с разными видами словарей, справочников

4.

Прямое и переносное значения слова.

Мой город.

Многозначность слов, понятие о прямом и переносном значении на примере художественных произведений. Мини-сочинение с использованием новых понятий

5.

Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение.

Природа и мы. Лесная прогулка.


Рассказы, наблюдения детей после экскурсии. Обмен впечатлениями.

6.

Сочинение загадок.

Мои друзья- животные.

Наблюдение за тем, что такое загадка. Описание предмета с помощью изобразительных средств языка. Самостоятельное составление загадок о животных

7.

Культура общения. Слова благодарности.

Правила хорошего тона

Правила поведения в магазине, в гостях

8.

Изложение с языковым разбором текста

Наш край.

Изложение повествовательного характера с элементами описания по коллективно составленному плану

9.

Редактирование описательного текста

Прощание с осенью

Распространить текст, используя изобразительные средства языка.

10.

Сочинение- описание по готовому плану

Вот неслышно и зима приходит…

Продолжить рассказ по плану. «Проснулся утром, подбежал к окну и ахнул….»

11.

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте. Пути их устранения.

Семья = 7 Я

Редактирование текста. Деформированный текст

12.

Работа над выразительными средствами языка (эпитеты, олицетворение).

Портрет родного человека

Сочинение сказки

13.

Типы текста: рассуждение – обьяснение.

Школа и твои одноклассники

Произведения Е. Чарушина, Н. Сладкова. Почемучки. Сочинение текста « Почему надо быть внимательным на уроках»

14.

Типы текста: рассуждение- доказательство

Руки бабушки

Произведения В. Бианки

Мини-сочинение о бабушке

15.

Сравнительное описание

Новый год спешит в наш дом. Праздник Белого месяца «Сагаалган»

Работа по плану:

1.Основная мысль

2. Сходства

3. Различия

4. Вывод

16.

Деформированный текст

Мороз и солнце… День чудесный.

Народный календарь Баргузинского района

Редактирование текста

17.

Стилистика текста. Деловой и художественный текст.

Культура общения. Поведение в школе.

Беседа об отношении к окружающим. Составить правила взаимопонимания между людьми

18.

Тема текста. Заглавие. Основная мысль.

Учусь рассуждать. Найду ответ в книге.

Составить текст по теме

« Солнышко согрело лес и землю»

19.

Структура текста. Понятие о микротеме.

Тема широкая и узкая (микротемы), смысловые части текста

20.

Изложение по коллективно составленному плану.

Служить - значит защищать

1.Структурный анализ текста

2.Языковой анализ текста

3.Опорные слова

4. План

5.Редактирование

21.

План текста. Виды планов.

Мои мечты

Сочинение « Мои мечты»

22.

Картинный и мимический план

Взбесилась ведьма злая и ,снегу захватя,

Пустила, убегая, в прекрасное дитя

Составление картинного и мимического плана

23.

Цитатный план.

Народный календарь Баргузинского района

Умение составлять цитатный план

Лексическое значение слов

24.

Сочинение по серии картинок

Улыбки родных людей

Рассматривание и описание сюжетных картинок и составление плана

Самостоятельная работа

25.

Стихотворный текст

Слово о маме мы говорим

Особенности стихотворения:

1. Рифма

2. Выражение чувств

3.Краткость, точность

Сочинение стихотворения

26.

Сочинение считалок, потешек.

Заглянем в истоки литературы


Художественные особенности считалок:

1. Маленькие веселые рассказы в стихах

2. Звукоподражание

27.

Сочинение загадок

Книга - твой друг и помощник

Особенности: прямое и переносное значение слова, краткость, рифма

Сочинение загадок

28.

Диалог.

Как давать советы.

Реплика диалога. Умение выделять диалог в тексте. Выразительное чтение диалога.

Умение составлять диалог по аналогии с данным.

29.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

Порадуйся! Весна пришла.

Учить оценивать качество творческой работы, отыскивая речевые ошибки и недочеты, исправляя их.

30.

Сочинение- повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных картинок.

День Победы - праздник радости и скорби.

Сочинение-рассуждение

31.

Текст- повествование

Цена хлеба

Понятия: завязка, развитие действия, развязка

Самостоятельное составление плана

Сочинение « Каков вкус хлеба»

32.

Сочинение- повествование по началу текста.

Звенит звонок.

Самостоятельное сочинение

« Школьный год позади»

33.

Итоговое занятие

Народный календарь

Работа с дополнительной литературой по краеведению


Программа факультативного курса "Развитие речи" для учащихся 3-4 классов
  • Начальные классы
Описание:

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект. В рамках данного элективного курса представлена развернутая система подобных занятий.

 

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Автор Обласова Наталья Даниловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1279
Номер материала 51709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓