Главная / Русский язык и литература / Программа факультативного курса "История мировой культуры"

Программа факультативного курса "История мировой культуры"

Российская Федерация

Департамент образования администрации г. Томска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. Томска



«Утверждаю» «Рассмотрено» «Принято»

Директор ВСОШ №4 на заседании МО на педсовете

___________Никонов И.А. _______________ _______________

«___»_______2013 г. «___»_______2013 г. «___»_______2013 г.
















ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС:

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»











Класс: 9а, 9б

Учитель: Щетинин Р.Б.

Количество часов: 1 полугодие – 17 часа

2 полугодие – 19 часов

Всего – 36 часов










Томск 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы


Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Программа факультатива основывается на историко-культурологических и философских аспектах развития мировой культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Факультативные занятия должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой для себя и окружающих людей.

Факультативные занятия призваны обеспечить приобщение учеников к лучшим образцам мировой культуры в процессе их исторического развития от античности до наших дней, привести к философскому осмыслению существующих в обществе культурных и морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле.

Анализ реальности, представленной в лучших образцах мировой культуры, способствует формированию аналитического склада мышления, что немаловажно для социализации ученика.

Занятия рассчитаны на осуждённых, учащихся в 6 – 12 классах.


Цели и задачи


Курс «История мировой культуры» составлен в рамках работы муниципальной инновационной площадки по теме «Специфика содержания учебного процесса по литературе, русскому и английскому языкам в вечерней школе пенитенциарной системы».

Целью инновационной площадки является повышение активизации познавательной деятельности, общей грамотности, компетенции и культуры речи обучающихся вечерней школы пенитенциарной системы, которые бы отвечали требованиям Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» путём совершенствование содержания образовательного процесса.

Цель факультативного курса – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса.

Отсюда вытекают следующие задачи курса:

- расширить кругозор обучающихся путем приобщения к лучшим образцам мировой культуры;

- дать представление о гуманистических идеалах и ценностях, вырабатывавшихся на протяжении многих лет в обществе;

- развить эмоциональное и аналитическое восприятие различных произведений искусства, творческое воображение и общую культуру поведения учащихся;

- привить учащимся базовые умения, связанные с воссоздающим воображением и творческой деятельностью;

- привести к пониманию роли искусства в жизни человека, убедить в том, что оно непосредственно связано с современностью и содержит ответы на многие жизненно важные вопросы;

- способствовать приобщению к общечеловеческой системе культурных ценностей, формированию устойчивой морально-нравственной личности и отказу от криминальной субкультуры.

Курс ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.



Основные навыки и умения:


Ориентация в различных видах искусства, умение оперировать специфическими понятиями, анализировать и синтезировать различные культурологические категории, выработка определенного отношения к мировому искусству и через него способностей правильной ориентации в жизни и в дальнейшей практической деятельности.

На занятиях рекомендуется использование фрагментов учебных и художественных фильмов, музыки, репродукций шедевров мировой живописи, скульптуры и архитектуры.

Содержание программы рассчитано на 36 часов с учетом 1 часа в неделю.


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Всего уроков – 36 часов.

Из них – I полугодие – 17 часов;

- II полугодие – 19 часов.


Вводный урок (1 час)

Общее понятие культуры. Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.

Динамика культуры, историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии.

Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи. Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.


Культура Древнего Египта (1 час)

Открытие древнеегипетской цивилизации учеными ХIХ в. Загадка иероглифов. Зооморфные божества – покровители древних египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.


Античное искусство – колыбель мировой культуры (1 час)

Основные представления об античной цивилизации. Специфика древнегреческой и древнеримской культуры. Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры.


Античная мифология (3 часа)

Понятие об античной мифологии. Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Развитие цивилизации на острове Крит. Лабиринт. Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Нравственная составляющая в поступках античных героев. Троянский цикл мифов.


Культура Древней Греции (4 часа)

Эпопеи Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Героический эпос «Илиада», идеал героизма в поэме. Археологические раскопки Г. Шлимана. «Одиссея» – сказочно-бытовой эпос античности. Странствия Одиссея – фантазия и мечты о неизведанном.

Античная трагедия. Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре.

Античная комедия. Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.


Культура Древнего Рима (3 часа)

Особенности и историческое значение римской культуры. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Рим: история возникновения города и его возвышение. Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.


Художественная культура стран Востока (3 часа)

Культура и искусство Индии. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» – идеал древних и современных индийцев. «Правда-добро-красота» – магическая формула индийской культуры.

Художественная культура Китая. Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись. Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней.

Художественная культура Японии. Синтоизм и искусство Древней Японии. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.


Культура Средневековья (11 часов)

Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры. Роль христианского религиозного сознания в создании картины мира средневекового человека.

Художественные представления в ранний период европейской культуры. Мифология и эпические поэмы Северной Европы («Песнь о Нибелунгах», «Эдда младшая», «Эдда старшая», «Беовульф»).

Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Христианство. Новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины мира. Библия и художественная культура. Роль монастырей в развитии профессионального искусства.

Религиозное и светское искусство Средневековья. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде», легенды о короле Артуре).

Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.


Художественная культура эпохи Возрождения (6 часов)

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Предшественники Возрождения Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация возрожденческой культуры: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий ренессанс. Особенности гуманизма эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (Сандро Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (Пико Делла Мирандола). Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи: «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Монна Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты. Идеал красоты в живописи Рафаэля – «Cикстинская мадонна». Фрески Рафаэля в Ватикане. «Афинская школа» как воплощение ренессансных представлений об античности. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. «Давид» – воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи (Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл «Cотворения Адама». Завершение строительства Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело. Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции и его связь с последующим развитием европейской живописи. Романтическая живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи (Тициан).

Северное Возрождение. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Изменение статуса художника в обществе. Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг и появление первых печатных книг – революция в культуре Европы. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского – великий памятник немецкого гуманизма.

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники Уильяма Шекспира (К. Мерло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия – трагедии Шекспира.

Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.


Барокко (1 час)

Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь Св. Петра в Риме, скульптура Лоренцо Бернини). «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции.

Барокко в северных странах Европы. Питер Рубенс, ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.

Монументально-героическое музыкальное искусство Георга Фридриха Генделя. Оратории и оперы в его творчестве. Философское и религиозное содержание музыки Иоганна Себастьяна Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавирная музыка. Роль наследия И. Баха в развитии музыкальной культуры.


Культура эпохи Классицизма и Просвещения (1 час)

Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов. Франция – родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Никола Буало. Теория жанров. Классицистская трагедия: Пьер Корнель, Жан Расин.

Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Просвещение. Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Руссо. Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм. Становление романа (Даниэль Дефо, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг). Творчество Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера (Веймарская школа в литературе).


Романтизм в различных видах художественного творчества (1 час)

Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма – Д. Байрон, П.Б. Шелли, Г. Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд (литература); Э. Делакруа, У. Блейк, У. Тернер (живопись); Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Д. Верди (музыка).

Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Развитие идей «музыкальности» в других видах искусства. Теория синтеза искусств. Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства. Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме. Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра.

Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве – импрессионизм, экспрессионизм.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

9а, 9б


I полугодие

1.

08.09

Вводный урок.

2.

15.09

Культура Древнего Египта.

3.

22.09

Античное искусство – колыбель мировой культуры

4.

29.09

Понятие об античной мифологии. Пантеон олимпийских богов. Миф о Прометее. Комментированный просмотр мультфильма «Прометей».

5.

06.10

Герои Древней Греции (Тесей, Персей, Геракл). Комментированный просмотр мультфильмов «Аргонавты» и «Тесей».

6.

13.10

Троянский цикл мифов.

7.

20.10

Героический эпос «Илиада». Археологические раскопки Г. Шлимана.

8.

27.10

«Одиссея» – сказочно-бытовой эпос античности.

9.

3.11

Античная трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

10.

10.11

Древняя аттическая комедия и ее фольклорно-обрядовые истоки. Творчество Аристофана.

11.

17.11

Особенности и историческое значение римской культуры.

12.

24.11

Рим: история возникновения города и его возвышение.

13.

01.12

Римская литература (Цицерон, Вергилий, Гораций).

14.

08.12

Культура и искусство Индии.

15.

15.12

Художественная культура Китая.

16.

22.12

Художественная культура Японии.

17.

29.12

Раннеевропейская художественная культура.

II полугодие

1.

12.01

Мифология и эпические поэмы Северной Европы.

2.

19.01

«Песнь о Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».

3.

26.01

«Песнь о Нибелунгах» как средневековая германская эпическая поэма. Комментированный просмотр фрагментов фильма режиссёра Ули Эделя «Кольцо нибелунгов».

4.

2.02

Эдда как основное произведение германо-скандинавской мифологии. Старшая Эдда.

5.

9.02

Младшая Эдда.

6.

16.02

«Беовульф» – англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр одноимённого фильма режиссёра Роберта Земекиса.

7.

1.03

«Беовульф» – англосаксонская эпическая поэма. Комментированный просмотр одноимённого фильма режиссёра Роберта Земекиса.

8.

15.03

Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде»).

9.

22.03

Британские легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур» режиссёра Джона Бурмена.

10.

5.04

Британские легенды о короле Артуре. Комментированный просмотр фильма «Эскалибур» режиссёра Джона Бурмена.

11.

12.04

Художественная культура эпохи Возрождения.

12.

19.04

Возрождение в Италии. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан Вечелио.

13.

26.04

Микеланджело Буонарроти как один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Комментированный просмотр фильма «Агония и экстаз» режиссёра Кэрола Рида.

14.

3.05

Северное Возрождение в Германии. Творчество братьев Ван Эйк, Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего.

15.

10.05

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Роль У. Шекспира в мировой художественной культуре. Комментированный просмотр фильма «Гамлет» режиссёра Григория Козинцева.

16.

17.05

Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара.

17.

24.05

Барокко в северных странах Европы. Творчество Питера Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта.

18.

31.05

Культура эпохи Классицизма и Просвещения.

19.


Романтизм в различных видах художественного творчества.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Античность и Византия. – М., 1975.

  2. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994.

  3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.

  4. Взаимодействие культур Востока и Запада. – М., 1990.

  5. Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. – СПб., 1997.

  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

  7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М., 1996.

  8. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания японской эстетики. Дзенбуддизм, даосизм, конфуцианство. – М., 1979.

  9. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. – М., 1974.

  10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.

  11. Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования. Культурная практика. – М., 1977.

  12. Древние цивилизации. – М., 1989.

  13. Дюби Ж. Европа в Средние века. – М., 1995.

  14. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. – М., 1993.

  15. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

  16. Культура Древнего Египта. – М., 1976.

  17. Культура Древней Индии. – М., 1973.

  18. Культура Древнего Рима. – М., 1985. – Т. 1-2.

  19. Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1982.

  20. Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986.

  21. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. – М., 1980; Т. 2. – М., 1982.

Программа факультативного курса "История мировой культуры"
  • Русский язык и литература
Описание:

Программа факультатива основывается на историко-культурологических и философских аспектах развития мировой культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Факультативные занятия должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой для себя и окружающих людей.

Факультативные занятия призваны обеспечить приобщение учеников к лучшим образцам мировой культуры в процессе их исторического развития от античности до наших дней, привести к философскому осмыслению существующих в обществе культурных и морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле. 

Автор Щетинин Роман Борисович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 421
Номер материала 30149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓