Главная / История / Программа факультативного курса "Историческое краеведение"

Программа факультативного курса "Историческое краеведение"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4


Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор школы

предметов гуманитарного цикла

------------------------------------------ ------------------------------- -------------------------

Протокол № 1 от ____________г.












Программа

факультативного курса

« Историческое краеведение»









Разработала: Цой Т.И.
учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория








Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 102 часа., в 7,8 и 9 классах по 34 часа.

В 7 классе рассматривается история края с древнейших времен до конца 18 века, в 8 классе – события 19 века, в 9 классе – 20-начала 21 века

Программа направлена на создание целостной картины хозяйственного, политического, культурного развития Новгородчины, вклада новгородских земель в становление и развитие Древнерусского государства, Удельной Руси, России.

Курс призван содействовать расширению кругозора учащихся, привитию интереса к истории, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого проводятся:

-уроки исторического анализа,

-уроки работы с историческими источниками,

-уроки развития речи ( отрабатывается умение монологической речи),

-историческое чтение,

-уроки закрепления и проверки знаний,

-уроки промежуточного и итогового обобщения и др.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, привития интереса к предмету используются:

-словарное лото,

-хронологическое лото,

-словарная дуэль,

-угадай слово («Поле чудес»)

-конкурсы на лучший короткий рассказ,

-заочные путешествия,

-разгадывание и составление кроссвордов,

-викторины,

-экскурсии,

-презентации,

-разработки проектов и др.

В результате изучения краеведческого материала учащиеся должны:

- показывать по исторической карте изменения территории Новгородской земли,

- называть основные черты экономического и социального развития края,

- излагать основные события политической истории края, их причины и последствия,

- описывать крупнейшие социальные движения в крае,

- называть основные достижения культуры края, характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры,

- видеть взаимосвязь экономического, социального, политического, культурного развития края с развитием страны,

- давать оценку места Новгородчины в истории страны.






7 класс – 34 часа

Введение – 1 час.

История Новгородчины – составная часть истории России. Исторические источники.

Основные периоды истории Новгородского края.

Наш край в древности – 6 часов.

1.Археологические памятники. Типы археологических памятников (городища, поселения, курганы, сопки, жальники, писанины, петроглифы).

Исторические памятники (монументы, обелиски, триумфальные арки, братские захоронения, могилы выдающихся людей).

2.Археологическое исследование Новгорода. Первые археологические работы 19 века.

Е.Болховитинов. Исследование Новгорода в 20 веке. А.В.Арциховский, В.Л.Янин.

Культурный слой Новгорода.

3.Археологи в Боровичском крае. Н.К.Рерих, Н.Н.Гурина, М.Д.Зимина, С.Н.Орлов. Боровичские краеведы Г.И.Ивановский, Б.В.и К.В.Гарновские, С.Н.Поршняков.

4.Каменный век в нашем крае. Мезолитическая стоянка на берегу р.Вельгии. Неолитические стоянки. Мастерская по изготовлению каменных орудий труда у села Егла.

5.Славяне в нашем крае. Мирное соседство славянских и угро-финских племен. Славяне на берегах Мсты во второй половине 1 тысячелетия. Славянское поселение на берегу оз. Крюково. Хозяйственная и общественная жизнь славян.

6.Образование государства у восточных славян. Призвание варягов: легенда или реальность?

Новгородское княжество - 9 часов.

1.Гипотезы о возникновении Новгорода. Географическое положение Новгородской земли. Освоение Севера новгородцами. Ушкуйники. Новгород в составе Киевской Руси.

2. Органы власти и управления в древнем Новгороде. Вече. Совет господ. Слабая княжеская власть.

3. Ремесло Древнего Новгорода. Гончарное, кузнечное, ювелирное, кожевенное, деревообрабатывающее и другие производства.

4. Новгород – торговый центр. «Путь из варяг в греки». Торговый путь по р. Волге. Ярославово дворище – центр новгородской торговли.

5. Крещение Новгорода. Новгородцы – язычники. «Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня – огнем».

6. Новгород – культурный цент Руси. Архитектура древнего Новгорода. Новгородский Кремль – Детинец. Софийский собор. Юрьев монастырь. Георгиевский собор.

7. Устное народное творчество. Былина о Садко. Письменность Новгородцев. Берестяные грамоты.

8. Александр Невский – князь Новгородский. Победа Александра Ярославича над шведами и немцами.

9. Борьба новгородцев с монголо-татарским нашествием.

Обобщение – 1 час.


Новгород в составе централизованного государства – 15 часов.

1. Поход Дмитрия Ивановича на Новгород. Поход Ивана 3 на Новгород, присоединение Новгорода к Москве. Падение Новгородской феодальной республики. Разгром Новгорода опричниками.

2. Из истории г. Боровичи. Происхождение названия города. Погосты по берегам Мсты. Превращение погостов в Рядки. Занятия боровичан.

3. Наш край в годы польско-шведской интервенции в начале 17 века.

4. Хозяйственное развитие в 17 веке. Положение крестьян. Восстание 1650 года в Новгороде.

5. Культура новгородского края в 16-17 вв. И.Т.Посошков – экономист, писатель, изобретатель, предприниматель.

6. Наш край во времена Северной войны. Первое посещение Новгорода Петром 1 – «Великое посольство». Укрепление Новгорода.

7. Боровичи во времена Петра 1. Роль р.Мсты.

8. М.И.Сердюков – выдающийся русский гидротехник первой половины 18 века.

9. Развитие промышленности и торговли в 18 веке.

10. Боровичи в 18 веке – купеческо-мещанский город.

11. Предания и факты о пребывании Екатерины2 в Боровичском крае.

12-13. Города Новгородской губернии : Валдай, Крестцы, Старая Русса.

14-15. Их имена связаны с нашим краем : А.В.Суворов, Г.Р.Державин, Н.А.Львов, А.Н.Радищев.

Экскурсия в краеведческий музей – 1 час

Итоговое обобщение – 1 час.


8 класс – 34 часа.

1.Введение – 2 часа.

1. Новгородская губерния в конце 18 века.

2. Исторические источники, характеризующие развитие Новгородской губернии в 19 веке (архивные материалы, результаты переписи населения и другие статистические данные, труды крупнейших русских историков, музейные экспонаты и т.д.)

Наш край в первой половине 19 века – 11 часов.

1. Социально-экономическое развитие Новгородской губернии в начале 19 века. Территория губернии, особенности развития сельского хозяйства, промышленности, торговли, путей сообщения.

2. Отечественная война 1812 года. Вклад новгородцев в освобождение России. Новгородское ополчение. Судьба памятника новгородскому ополчению.

3. Новгород и декабристы. Роль Новгорода в формировании взглядов декабристов. Декабристы Муравьевы. Александр Луцкий - декабрист из Боровичей.

4. Новгород в декабристской литературе (А.Одоевский, В.Раевский, А.Бестужев-Марлинский, В.Кюхельбекер, К.Рылеев)

5. Новгородские военные поселения, восстание 1831 года. Цель создания военных поселений, условия жизни военных поселян Новгородской губернии. Восстание поселян Старой Руссы.

6. Выступления крестьян Новгородской губернии в 30-50-е годы 19 века. Причины недовольства крестьян, формы борьбы крестьян, размах и результаты выступлений.

7. Наши земляки – участники Крымской войны. Герой обороны Севастополя контр-адмирал Н.Е.Рябинин.

8. Культура России первой половины 19 века. Новгородская тема в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, пребывание их на новгородской земле.

9. А.И.Герцен в Новгороде.

10. Просвещение. Типы учебных заведений, состав учащихся, программы обучения.

11. Город Боровичи в первой половине 19 века.

Наш край во второй половине 19 века – 19 часов

1. Революционная ситуация на рубеже 50-60-х годов 19 века и отмена крепостного права. Тяжелые последствия Крымской войны. Нещадная эксплуатация крестьян, выступления крестьян. Реакция на реформу 1861 года.

2. Крестьянское движение после падения крепостного права.

3. Революционные кружки конца 50 – начала 60-х гг.19 века

4. Празднование 1000-летия России. Памятник 1000-летия России в Новгороде.

5-6. Буржуазные реформы 60-70-х гг. 19 века. Роль земств в организации жизни губернии. Судебная реформа. Военная программа.

7-8. Экономическое развитие края во второй половине 19 века. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Пути сообщения. Николаевская железная дорога.

9-10. Революционное движение в 70-начале 80-х гг. И.Мышкин, С.А.Лешерн, П.В.Засодимский, В.Д.Дубровин, А.В.Тырков, П.Ф.Якубович.

11. Культура Новгородского края во второй половине 19 века. Народное образование. Развитие музейного дела. Театр.

12. Н.Н.Миклухо-Маклай.

13. Д.И.Менделеев, А.С.Попов, Н.М.Пржевальский, М.В.Певцов.

14. А.К.Лядов

15. Н.А.Некрасов и Новгородский край.

16. Промышленное развитие Боровичей и Боровичского уезда во второй половине 19 века.

17. Кустарные промыслы в Боровичском уезде.

18. Развитие огнеупорной промышленности в Боровичах.

19. Промышленные предприятия по переработке с\х продукции.

Экскурсия в краеведческий музей – 1 час.

Итоговое обобщение – вклад новгородцев в дела российские – 1 час.


9 класс – 34 часа

В век бурных перемен – 5 часов

1. Экономическое и политическое развитие губернии в начале 20 века. События первой русской революции на Новгородчине.

2. Участие новгородцев в Первой мировой войне. События Февраля и Октября 1917 года.

3. На фронтах Гражданской войны.

4. НЭП на Новгородчине. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

5. Массовые репрессии. Экскурсия к памятному знаку «Жертвам репрессий»

Наш край в годы Великой Отечественной войны – 9 часов.

1. Начало Великой Отечественной войны. Бои за Новгород.

2. 2-я ударная – правда и вымысел. Экскурсия в музей поискового отряда «Звезда»

3. На Валдайских высотах

4. В Демянском котле.

5. Герои Волховского фронта.

6. Пламя партизанской войны.

7. Подвиг тружеников тыла.

8. Боровичане на фронтах Великой Отечественной войны.

9. Боровичи – город-госпиталь.

Новгородская область во второй половине 20 – начале 21 века – 14 часов

1. Учреждение Новгородской области – 1944 год.

2. Восстановление хозяйства области.

3. Новые отрасли промышленности на территории края – химическая, радиоэлектроника.

4. Преобразования 60-80-х гг. в сельском хозяйстве.

5. Перестройка в СССР, переход к рыночным отношениям. Кризис 90-х гг. Спад в в экономике и социальной сфере.

6. Изменения органов власти в области.

7. «Белые пятна» в истории края. Книга Памяти.

8. Экскурсия в музей «Колючая память ГУЛАГа»

9. История учреждений образования на территории края.

10. Евдоким Русаков – член Союза Писателей.

11. Новгородцы в «горячих точках».

12. Участие в митинге и возложении цветов к Вечному огню и на могилу выпускника школы, погибшего в Афганистане.

13. Связи Новгородского края с различными странами мира.

14. Боровичи на карте мира. Города-побратимы.

Разработка и защита проектов «Новгородская земля туристическая» - 6 часов.

Программа факультативного курса "Историческое краеведение"
  • История
Описание:

Программа факультативного курса рассчитана на 102 часа для учащихся 7,8,9 классов (по 34 часа в год), посвящена истории Новгородской земли с древнейших времен до наших дней.

Цель программы-расширение кругозора учащихся, привитие интереса к истории родного края, активизация познавательной деятельности учащихся. Программа способствует созданию целостной картины хозяйственного,политического,культурного развития Новгородчины и Боровичского края в контексте истории страны в различные исторические эпохи, что имеет большое воспитательное значение.

В процессе реализации программы у учащихся формируются специальные и универсальные учебные действия, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

Автор Цой Татьяна Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 44519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓