Главная / Русский язык и литература / Программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии и пунктуации"

Программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии и пунктуации"

Российская Федерация

Иркутская область

Шелеховский район, село Баклаши

Структурное подразделение МБОУ ШР «Шелеховский лицей» -

средняя общеобразовательная школа с. Баклаши имени А.П.Белобородова







АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА



«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»,

7 - 9 КЛАССЫ








Автор: Кузьмина Ольга Валерьевна,


учитель русского языка и литературы

первой категории Структурного подразделения

МБОУ Шелеховского района

«Шелеховский лицей»

СОШ села Баклаши имени А. П. Белобородова















2014

Российская Федерация

Иркутская область Шелеховский район, село Баклаши

Структурное подразделение МБОУ ШР «Шелеховский лицей» -

средняя общеобразовательная школа с. Баклаши имени А.П.Белобородова

666021, Иркутская область Шелеховский район, село Баклаши,ул. Ангарская , №104

тел. (39550) 74469

факс (39550) 74477

Е-mail: school-13@inbox.ru



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа факультативного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку базового

уровня (2004) в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык. 5-9 классы» М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, -«Просвещение», 2010г.

Особенностью предлагаемого курса является усиление практической направленности в процессе обучения, что позволяет развивать критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой и повышать уровень качества знаний, умений учащихся по русскому языку. Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать: изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  • способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

  • способствовать развитию метапредметных умений и навыков;

  • обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.


Использованная литература

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. 2-е изд. М., 1994.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Речь, язык и секреты пунктуации. М., 1995.

  3. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское слово.

  4. Сараева А.Н. Как проверить «непроверяемое» слово: Занимательный словарь – помощник для школьников и учителей. М.: Грамотей, 2004.


Факультатив «Секреты орфографии и пунктуации» предназначен для обучающихся 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 102 часа (по 34 часа в каждом классе). Программа состоит из трёх частей: «Орфография», «Пунктуация простого предложения» и «Пунктуация сложного предложения», которые являются самостоятельными, и могут использоваться отдельно или комплексно.

Данный факультатив позволит обучающимся восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к олимпиадам, к успешному написанию контрольных работ и прохождению государственной итоговой аттестации. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической и пунктуационной зоркости, формированию орфографической и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

  • коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Н. М. Шанского. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении  тематического материала.

Формы, виды занятий.

Факультативный курс "Секреты орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

     Методы  обучения.

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый, исследовательский;

  • словесно-наглядный, практический;

  • самостоятельная работа учащихся с информацией.

Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер.

    Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять условия выбора орфограммы, знаков препинания;

  • применять алгоритм при выборе написания;

  • производить орфографический и пунктуационный анализ;

  • разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

  • проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

  • определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д.);

  • выполнять корректуру текста;

  • проводить наблюдение над текстами разных стилей, в которых встречаются те или иные синтаксические конструкции (уточняющие, вводные и т. д.);

  • составлять устные и письменные высказывания на лингвистическую тему.

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:


  1. текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);

  2. тематический (промежуточный) контроль;

  3. обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования в формате ГИА.

Авторская программа рассчитана на 102 часа. Факультативный курс в 7 классе на 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе – 34 часа.



II.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

7 класс

Тема 1. Фонетика (2 часа)

Общее правило русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Слабые позиции и орфографические ошибки. Способы орфографических проверок. Достоинство русской орфографии: она основана на фонемном принципе, который в наибольшей степени соответствует русской звуковой системе и ее рациональной письменной передаче.

Письмо и произношение. Коротко об истории русского письма.

Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями.

Фонетический разбор слова.

Тема 2. Правописание приставок (3 часа)

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.

Тема 3. Правописание гласных в корне слов (4 часа)

Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц.

Чередование гласных о-а, е-и.

Орфографический анализ текста.

Тема 4. Правописание согласных в корне слов (1час)

Сомнительная согласная; непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Орфографический анализ текста.

Тема 5. Употребление ь и ъ (3 часа)

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление ь в числительных.

-тся и –ться в глаголах.

Разделительный ь и ъ.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный).

Орфографический анализ текста.

Тема 6. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий (5 часов)

Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных. Разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам (приставка, зависимое слово) и по смысловому значению (наличие или утрата глагольности).

Правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов (златотканый, свежезамороженный).

Разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий.

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.

Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Тема 7. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов (4 часа)

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Орфографический анализ текста.

Тема 8. Дефисное написание слов (3 часа)

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Правописание наречий и предлогов.

Дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 9. Правописание сложных слов (2 часа)

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Отличие сложного слова от свободного сочетания слов.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Тема 10. Правописание предлогов, союзов, частиц (5 часа)

Правописание производных предлогов.

Правописание производных предлогов ввиду, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в заключение, в отличие от, несмотря на.

Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи( идти навстречу, на встречу с друзьями, навстречу солнцу).

Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, отличие их от омонимичных сочетаний слов.

Частицы не и ни, их различение на письме.

Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стилях речи.

Тема 11. Заключение (2часа)

Итоговый контрольный тест.



8 класс

Тема 1. Речевой этикет в письменном общении (2 часа)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.

Тема 2. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (4 часа)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Разделы русской пунктуации.

Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.

Тема 3. Употребление тире в простом предложении (4 часа)

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.

Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры).

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.

Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения (5 часов)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные неоднородные определения.

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Тема 3. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (9 часов)

Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Предложения с уточняющими обособленными членами.

Предложения со сравнительным оборотом.

Пунктуационный разбор текста. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением обособленных членов предложения.

Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения (5 часов)

Обращения.

Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.

Вводные слова, словосочетания и предложения и вставные конструкции.

Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Слова – предложения да, нет. Междометия.

Тема 5. Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)

Прямая и косвенная речь.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Тема 6. Заключение (2 часа)

Итоговый контрольный тест.



9 класс

Тема 1. Сложное предложение (3 часа)

Виды сложных предложений по типу связи предикативных конструкций в составе сложного предложения. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

Тема 2. Сложносочинённое предложение (6 часов)

Сочинительные союзы как средство выражения синтаксических отношений в сложносочиненных предложениях.

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Тема 3. Сложноподчиненное предложение (10 часов)

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении. Соотносительные слова в главном предложении.

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Тема 4. Бессоюзное сложное предложение (5 часов)

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Открытые и закрытые бессоюзные предложения.

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Тема 5. Сложное предложение с разными видами связи (3 часа)

Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при сочетании союзов.

Пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

Тема 6. Знаки препинания в связном тексте (5 часов)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Тема 7. Заключение (2 часа)

Итоговый контрольный тест.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс



урока

К-во часов

Тема урока

Вид деятельности

(элементы содер-жания, контроль)

Навыки и умения.

УУД

1

1

Фонетика. Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Слабые и сильные позиции согласных и гласных фонем.

Работа на учебном тренажере.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

2

1

Способы орфографических проверок (приведение слабой позиции к сильной). Удобные проверки.

Работа на учебном тренажере, работа со словарями.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

3

1

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

Работа в группах.


Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества.

4

1

Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания.

Работа со справочной литературой.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова.

5

1

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

6

1

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; ы и и после приставок, о и е после шипящих в корне, ы и и после ц.

Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).


7

1

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).

Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

8

1

Чередование гласных о-а, е-и.


Работа на учебном тренажере.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

9

1

Практическое занятие. Орфографический анализ текста.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

10

1

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

11

1

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление ь в числительных.


Работа на учебном тренажере.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

12

1

-тся и –ться в глаголах.

Разделительный ь и ъ.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные.

Составление алгоритмов, схем, таблиц.




Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

13

1

Практическое занятие. Орфографический анализ текста.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

14

1

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций). Составление алгоритмов, схем, таблиц.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

15

1

Разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам и по смысловому значению.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций). Составление алгоритмов, схем, таблиц.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

16

1

Правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов

Разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий.

Составление алгоритмов, схем, таблиц.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

17

1

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

18

1

Практическое занятие. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Индивидуальная работа.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

19

1

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.


Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

20

1

Правописание личных окончаний глаголов.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

21

1

Тренировочный тест

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

22

1

Анализ теста

Консультации по решению отдельных заданий


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО.

23

1

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

24

1

Правописание наречий и предлогов.


Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

25

1

Дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Лекция учителя.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

26

1

Правописание сложных слов.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

27

1

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Самостоятельная работа со справочной литературой. Индивидуальная работа.


Формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

28

1

Правописание производных предлогов.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

29

1

Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

30

1

Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, отличие их от омонимичных сочетаний слов.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

31

1

Частицы не и ни, их различение на письме.


Составление  алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

32

1

Практическое занятие. Анализ текста. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стилях речи.

Индивидуальная работа.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

33

1

Итоговый контрольный тест.

Индивидуальная работа.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

34

1

Анализ теста. 

Консультации по решению отдельных заданий


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО



8 класс



урока

К-во часов

Тема урока

Вид деятельности

(элементы содер-жания, контроль)

Навыки и умения.

УУД

1

1

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Лекция учителя.

Слушать и слышать учителя; применять методы информационного поиска

2

1

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.

Работа с толковым словарем.


Применять методы информационного поиска. Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

3

1

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.


Работа в группах. Работа со справочной литературой.


Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества.

4

1

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

.

Работа в группах.

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

5

1

Разделы русской пунктуации.


Работа в группах. Работа со справочной литературой.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

6

1

Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.

Лекция учителя.

Составление схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

7

1

Тире между подлежащим и сказуемым.


Лекция учителя.

Составление алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

8

1

Тире в неполном предложении.


Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

9

1

Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры).

Анализ текстов.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

10

1

Практическое занятие. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.  

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

11

1

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.


Работа на учебном тренажере.

Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

12

1

Однородные и неоднородные определения.


Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

13

1

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.

Анализ текстов.


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

14

1

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Анализ текстов.




Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

15

1

Тренировочный тест

Индивидуальная работа


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

16


1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

17


1

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

18


1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

Лекция учителя.

Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

19


1

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

20


1

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

Лекция учителя.

Составление алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

21


1

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

22


1

Практическое занятие. Пунктуационный разбор текста. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением обособленных членов предложения.

Индивидуальная работа.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

23


1

Тренировочный тест.

Индивидуальная работа.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

24

1

Анализ теста.

Консультации по решению отдельных заданий


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО.

25


1

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

26


1

Вводные слова и вводные конструкции. Пунктуация при вводных предложениях

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

27

1

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

28

1

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

29

1

Практическое занятие. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

30

1

Прямая и косвенная речь.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

31

1

Оформление на письме прямой речи и диалога.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

32

1

Разные способы оформления на письме цитат.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

33

1

Итоговый контрольный тест.

Индивидуальная работа


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

34

1

Анализ теста

Консультации по решению отдельных заданий


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способ-ствовать продуктивной кооперации.



9 класс



урока

К-во часов

Тема урока

Вид деятельности

(элементы содер-жания, контроль)

Навыки и умения.

УУД

1

1

Виды сложных предложений по типу связи предикативных конструкций в составе сложного предложения. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Лекция учителя. Работа в группах. Работа со справочной литературой.


Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества.

2

1

Союзные и бессоюзные сложные предложения.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

3

1

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

4

1

Сочинительные союзы как средство выражения синтаксических отношений в сложносочиненных предложениях.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

5

1

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

Индивидуальная работа с «рассыпавшимися» текстами стихотворений.


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

6

1

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Консультации по решению отдельных заданий.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

7

1

Практическое занятие. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекциию

8

1

Тренировочный тест.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

9

1

Анализ теста.

Консультации по решению отдельных заданий


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО.

10

1

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении. Соотносительные слова в главном предложении.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

11

1

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

12

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Лекция учителя.

Составление схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

13

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Консультации по решению отдельных заданий.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

14

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Консультации по решению отдельных заданий.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

15

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Лекция учителя.

Составление схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

16

1

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Консультации по решению отдельных заданий.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

17

1

Практическое занятие. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

18

1

Тренировочный тест.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

19

1

Анализ теста.

Консультации по решению отдельных заданий.


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО.

20

1

Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.


Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

21

1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

22

1

Открытые и закрытые бессоюзные предложения.


Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

23

1

Практическое занятие. Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

24

1

Тренировочный тест.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

25

1

Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

Лекция учителя.

Составление  алгоритмов, схем, таблиц.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

26

1

Сложное предложение с разными видами связи. Как можно найти его в тексте? Расстановка знаков препинания на стыке союзов. 

Консультации по решению отдельных заданий.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

27

1

Практическое занятие. Пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.


Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

28

1

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.

Лекция учителя. Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

29

1

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

Работа в группах. Редактирование текста.

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества.

30

1

Авторские знаки.

Лекция учителя. Текстоведческий анализ текста.


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

31

1

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Лекция учителя. Работа с мультимедийным приложением (анализ тематических презентаций).


Добывать недостаю-щую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

32

1

Практическое занятие. Текстоведческий анализ.

Индивидуальная работа.


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции.

33

1

Контрольный итоговый тест.

Индивидуальная работа


Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодо-лению препятствий и самокоррекции

34

1

Анализ теста

Консультации по решению отдельных заданий


Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе РНО



ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

  1. Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

  2. Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

  3. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2011.

  4. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2010.

  5. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

  6. Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

  7. Селезнева Е. В. Тесты по русскому языку. К учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс». — М., «Экзамен», 2013.

  8. Селезнева Е. В. Тесты по русскому языку. К учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс». — М., «Экзамен», 2013.

  9. Селезнева Е. В. Тесты по русскому языку. К учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс». — М., «Экзамен», 2013.

  10. Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2012. — М., 2012.

Словари

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  2. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

  3. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

  4. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.

  5. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)

  6. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

  7. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Для учителя

  1. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000

  2. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

  3. Еремина Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. Санкт-Петербург, 2008.

  4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  5. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.

  6. Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V—IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск : Аверсэв, 2005.

  7. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2010.

  8. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2011.

  9. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2010.

  10. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2009.

  11. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2010.

  12. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

  13. Пирогова Л. И. Русский язык. Орфография и пунктуация в упражнениях. — М., 2013.

  14. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.

  15. Сергеева Е. В., Колгурина Н. И. Трудные случаи разбора сложного предложения. — Санкт-Петербург, 2012.

Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы):


http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»

http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»

http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт  «Словесник»

http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР

http://www.gramota.ru/ Грамота.ру

http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка»




Программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии и пунктуации"
  • Русский язык и литература
Описание:

Факультатив «Секреты орфографии и пунктуации» предназначен для обучающихся 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 102 часа (по 34 часа в каждом классе).  Программа состоит из трёх частей: «Орфография», «Пунктуация простого предложения» и «Пунктуация сложного предложения», которые являются самостоятельными, и могут использоваться отдельно или комплексно.

Особенностью предлагаемого курса является усиление практической направленности в процессе обучения, что позволяет развивать критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой и повышать уровень качества знаний, умений учащихся по русскому языку.

Автор Кузьмина Ольга Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1396
Номер материала 32133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓