Главная / Начальные классы / Программа факультативного курса "Основы литературного творчества"

Программа факультативного курса "Основы литературного творчества"


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


«Основы литературного творчества»


Начальное общее образование

Срок реализации программы: 2 года


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов



Составитель: Куйдан Галина Васильевна,

учитель начальных классов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Программа «Основы литературного чтения» включает в себя работу по развитию речи, риторике, литературному чтению, русскому языку, культуре речи и строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» предметной линии учебников системы «Перспектива», издательство «Просвещение», Москва, 2011 год, с использованием Интернет-ресурсов.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и литературе, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.

Факультатив по литературному творчеству ставит следующие задачи:

Обучающие:

  • Развитие интереса к языку как учебному предмету.

  • Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

  • Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

Воспитывающие:

  • Воспитание любви к русскому языку.

  • Формирование усидчивости, внимания, выдержки и терпения, готовности к волевым действиям, настойчивости.

  • Воспитание культуры обращения с книгой.

Развивающие:

  • Расширение и углубление программного материала, кругозора детей.

  • Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

  • Развивать умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

Грамматические задания направлены на достижение конкретных дидактических целей:

  • Совершенствование навыков правописания.

  • Развитие речевого и фонематического слуха.

  • Пополнение лексического запаса.

Данная программа является базовой и ставит своей задачей заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что связано со знакомством с элементарными литературоведческими понятиями.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывания, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания, действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Особенности программы «Основы литературного творчества».

Грамматические задания для самостоятельной работы лучше рекомендовать тем ученикам, которым интересно их выполнять. Остальные могут выполнять их фронтально, при этом каждый ученик должен предложить свое решение и обосновать его.

Организация факультативных занятий основывается на следующих принципах:

  • добровольности участия;

  • научности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • доступности;

  • связи теории с практикой;

  • индивидуального подхода.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с применением занимательных игр;

  • игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;

  • орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • урок - викторина;

  • беседа.

В процессе знакомства с литературными произведениями необходимо дать понять детям, что литература это не просто чтение, а искусство, т.е. литература должна восприниматься как способ художественного восприятия мира. На этом этапе необходимо решать две задачи: исследовательскую (учить детей различать) и эмоционально-эстетическую (способствовать организации переживания, учить чувствовать). Главный приём, на котором организованно исследовательское восприятие ребенка,- это сравнение. Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приёмы, школьник открывает для себя особенности литературного, т.е. художественного текста, специфику родов и направлений литературы, выразительность литературных приёмов.

На доступном возрасту литературном материале необходимо показать ребенку, что каждый элемент формы литературного произведения (от жанра и сюжета до любого художественного приёма) содержателен. Необходимо ориентировать учащихся на то, что проза направлена на пробуждение мысли, а поэзия - на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений, готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так сказка, басня, рассказ, пьеса - по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики.

Каждый литературный приём содержателен. Учащиеся постигают особенности сравнения, олицетворения. Детям предлагается придумать собственные сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приёмов.

Содержательность сюжета обнаруживается при работе с народной сказкой – с её разными вариантами. Кроме этого, эта содержательность осваивается и практически (как и содержательность литературных приёмов): детям самим неоднократно предлагается изменить ход событий, придумать другую развязку.

В работе с авторской поэзией постепенно постигается содержательность рифмы, ритма, размера самих по себе, независимо от тематики стихов.

Основная, ведущая идея курса литературного творчества состоит в том, что окружающий нас мир наделён тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Формирование исследовательских умений ведется разными средствами и способами, необходимо обратить внимание детей на особенности художественного слова и научного.

Поскольку важнейшей задачей литературного развития ребёнка является задача формирования навыков устного и письменного высказывания по поводу литературного произведения, необходимо стараться сделать из младшего школьника соавтора, сотворца. Необходимо воспитать в ребёнке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Уникальное средство воспитания духовности – детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, возможность поделится впечатлениями, переживаниями.

Этапы этой работы:

  1. Создание особой творческой атмосферы не только на уроке, но и во внеурочное время.

  2. Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

  3. Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т.д. Большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами.

  4. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

  5. Обогащения опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

  6. Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями.

  7. Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.

  8. Знакомство с построением стиха. На этом этапе также стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передавать в стихах своё настроение, свои представления об окружающем мире.

  9. Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Необходимо формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках размышлять над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту.

Родители должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под своё, должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который необходим в данном случае», – писал В.А.Сухомлинский.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпического чтения

3-4 класс

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи:

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесного ударения:

в) работа над интонацией (темпов, ритмов, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными словами оттенками, с разным подтекстом (с осуждением, похвалой, одобрением).

II. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

Формирование у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и предметного мира, созданного им: развитие потребности в нравственно-этической отзывчивости на красоту окружающего мира.

3 класс

Развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам. Накопление опыта живых впечатлений от общения с окружающим миром.

4 класс

Формировать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах. Формировать умение различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; размышлять над причинами, вызывающими подобное состояние; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

III. Развитие воображения, фантазии, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

3-4 классы

Рассматривание и описание сходных и различных предметов; проведение конкурсов и соревнований на лучшее сравнение: игра типа: «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, весёлую, грустную, печальную. Коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

Во всех классах рассказывание – импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям; стимулирование активности при их обсуждении.

IV. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

3 класс

Проведение игры «найди меткое слово», активизирующей деятельность учащихся в поисках подходящего слова для характеристики, описание предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

4 класс

Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему (устно и письменно).

V. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

3 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаются на них, и передавать своё настроение в рисунках, в совместном осуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

4 класс

Формирование потребности обсудить прочитанное и услышанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения от работы с книгой. Развивать умения формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Во всех классах приобщение детей к миру поэзии; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

VI. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

3 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности. Придумывание своего варианта развития сюжета сказок и известных рассказов, переработка их по предложенному варианту. Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-этическая оценка изображения героев, их построения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

4 класс

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность. Развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок, развивать у них творческое, образное видение предмета, которое способствует накоплению образных обобщений. Письменные отзывы о прочитанных телевизионных передачах, фильмах, аннотации к прочитанным книгам. Сочинение собственных стихов, рассказов, сказок. Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в манере какого-либо писателя (с помощью учителя).

Во всех классах коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

VII. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Формирование умений различать и узнавать такие виды литературных и фольклорных произведений, как сказка и рассказ; стихотворение и басня; загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка. Наблюдение над ритмичностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классах вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

3-4 классы

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического, обычно различаются сказки о животных, волшебные и бытовые);

былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (это героико-патетическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

басня – краткий рассказ в стихах или в прозе, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или конце басни даются нравоучения, выводы;

рассказ – небольшое прозаическое, художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя;

стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли героя.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слова

4

3

1

Текст

5

3

2

Выразительные средства русского языка

9

2

7

Сочинение. Рассказ. Аннотация

7

1

6

Стихосложение

2

1

1

Сказка. Её особенности

3

2

1

Литературный практикум

4

-

4

ИТОГО:

34

12

22


4 класс

Наименование разделов, тем

К-во часов

В том числе на:

уроки

Лаб.-прак. занятия

Лексическое значение слов

3

3

-

Текст

6

3

3

Выразительные средства русского языка

6

3

3

Сочинение. Объявление. Рассказ

9

1

8

Басня, былина, сказка

5

3

2

Стихосложение

1

-

1

Литературный практикум

4

-

4

ИТОГО:

34

13

21


















СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  • Количество часов за год

3 класс – 34 часов

4 класс – 34 часов

  • Количество практических и лабораторных работ

3 класс – 22 часа

4 класс – 21 час

3 класс


Название раздела, темы

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием

(Теория)

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием (Практика)

Лексическое значение слова

№ 1, 2, 3

№ 4

Текст

№ 5, 6, 11

№ 12, 13

Выразительные средства русского языка

№ 7, 8

№ 9, 10, 14, 15, 16, 29, 30

Сочинение. Рассказ. Аннотация

№ 19, 21

№ 17, 18, 20, 22, 23

Стихосложение

№ 24

№ 25

Сказка. Её особенности

№ 26, 27

№ 28

Литературный практикум

-

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

13 часов

21 часа



4 класс

Название раздела, темы

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием

(Теория)

Номера учебных занятий в соответствии с тематич. планированием (Практика)

Лексическое значение слов

№ 1, 2, 3

-

Текст

№ 4, 5, 8

№ 9, 10, 11

Выразительные средства русского языка

№ 6, 7, 15, 31

№ 23, 30

Сочинение. Объявление. Рассказ

№ 18, 19

№ 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21,

Басня, былина, сказка

№ 24, 25, 27

№ 28, 29

Стихосложение

-

№ 26

Литературный практикум

-

№ 32, 33, 34,35

ИТОГО:

15 часов

19 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Основы литературного творчества» в 3 классе

Дата

Тема занятий


Лексическое значение слов и словосочетаний.


Прямое и переносное значение слов.


Многозначность слов. Смысл слов в предложении.


Игры: «Волшебное превращение вещей», «Найти меткое слово».


Текст. Внутритекстовые связи слов.


Текст. Структурные части текста.


Выразительные средства русского языка.


Образные слова и выражения в нашей речи.


Учимся писать, редактировать (контрольная работа).


Учимся слушать.


Текст. Тема. Микротема.


Сочинение-миниатюра.


Сочинение по серии картинок.


Учимся писать правильно.


Сочинение по картине.


Говори, пиши точно (контрольная работа).


Сочинение-повествование.


Аннотация произведения.


Рассказ. Его особенности.


Составление рассказа по данному началу.


Сочинение-письмо. Его особенности.


Замена в тексте лица рассказчика.


Говори, пиши точно (контрольная работа).


Особенности стихосложения.


Звукопись, звукоподражание.


Сказка. Композиция. Сюжет.


Как сочинить сказку.


Учимся слушать.


Техника речи. Практикум.


Учимся писать, редактировать.


Сочинение по личному опыту, по наблюдениям.


Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).


Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

34


Работа в детском литературном журнале.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Основы литературного творчества» в 4 классе

Дата

Тема занятий


Лексическое значение слов и словосочетаний.


Прямое и переносное значение слов.


Многозначность слов. Смысл слова в предложении.


Текст. Внутритекстовые связи слов.


Текст. Виды текста.


Выразительные средства русского языка.


Образные слова и выражения в нашей речи.


Текст. Тема. Микротема.


Учимся писать, редактировать (контрольная работа).


Учимся слушать.


Свободный диктант.


Сочинение-описание.


Говори, пиши точно.


Сочинение-рассуждение.


Богатство языка и речи.


Сочинение-повествование (контрольная работа).


Учимся писать, редактировать.


Объявление. Его особенности.


Рассказ. Его особенности.


Составление рассказа по данному началу.


Составление рассказа по данному концу.


Замена в тексте лица рассказчика.


Говори, пиши точно (контрольная работа).


Басня. Её особенности.


Былина. Её особенности.


Стихотворение. Его особенности. Звукопись.


Сказка. Её особенности.


Как правильно сочинить сказку.


Учимся слушать.


Техника речи. Практикум.


Богатство языка и речи.


Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).


Работа в детском литературном журнале (контрольная работа).

34


Работа в детском литературном журнале.








ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА


Общеучебные умения и навыки

Учебно-организационные умения:

  1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель.

  2. Готовить рабочее место в соответствии с заданием.

  3. Планировать ход выполнения задания.

  4. Рационально выполнять задание.

  5. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

Учебно-коммуникативные умения:

  1. Высказываться устно в виде:

    • пересказа;

    • рассказа;

    • рецензии ответа товарища.

  1. Участвовать в учебном диалоге.

  2. Включаться в коллективное обсуждение проблемы.

Учебно-информационные умения:

  1. Работать с учебником:

    • понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);

    • находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

    • пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника.

  1. Усваивать информацию со слов учителя.

  2. Усваивать информацию с помощью технических средств.


3 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

  • об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

  • о функциональных особенностях фольклорных жанров;

  • о правилах литературного произношения слов; словесного ударения;

  • о средствах художественной выразительности;

  • об особенностях художественных образов, созданных разными видами искусства;

  • об особенностях таких жанров художественных произведений, как сказка, басня, былина, рассказ, стихотворение;

  • о тексте лексическом значении слова, теме произведения, сюжете, композиции;

Учащиеся должны уметь:

  • различать малые жанры фольклора;

  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

  • эмоционально воспринимать произведение;

  • сравнивать свое и авторское отношение к герою, событиям;

  • узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение, звукопись);

  • пользоваться выразительными средствами русского языка;

  • сравнивать состояние природы в разное время года, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам;

  • коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок;

  • составлять небольшие по объему сочинения, рассказы с заданной структурой, сочинение-миниатюра;

  • сочинять устные и краткие письменные отзывы о прочитанном, увиденном, услышанном.

4 класс

Учащиеся должны иметь общее представление:

  • о способах выражения авторского отношения в разных видах литературы;

  • об особенностях таких литературных жанров, как сказка, повесть, былина, роман, рассказ, стихотворение, басня;

  • о правилах литературного произношения слов, словесного ударения;

  • о средствах художественной выразительности;

  • об особенностях художественных образов, созданных разными видами искусства;

  • о тексте, теме, лексике слова, фразеологизмах, композиции, сюжете;

  • о приёмах устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемах рассуждения и повествования на заданную тему.

Учащиеся должны уметь:

  • различать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

  • различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;

  • находить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

  • сравнивать свое и авторское отношение к герою, событию;

  • эмоционально воспринимать произведение;

  • пользоваться выразительными средствами русского языка;

  • различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях; видеть отношение человека к окружающему миру; давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций;

  • коллективно или индивидуально создавать свой вариант развития сюжета известных сказок; перерабатывать сюжет сказки по предложенному варианту;

  • составлять письменные отзывы о прочитанных книгах, составлять объявления, написать письмо;

  • использовать метафоры при составлении загадок;

  • писать сочинения-описания, сочинения-повествования на заданную и свободную тему; составлять рассказы, выдерживая структуру произведения;

  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания структур и речевого оформления;

  • получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к изучению языка;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями;

  • находить ответы на вопросы в тексте;

  • делать выводы в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;



Контроль уровня обученности учащихся 3-4 классов

При изучении данного факультативного курса «Основы литературного творчества» можно выделить три уровня обученности учащихся на конец года.

При оценивании ответов, работы на уроках во внимание принимаются следующие категории:

  1. Полнота и правильность ответа.

  2. Степень осознанности освоения излагаемых знаний.

  3. Последовательность изложения и культура речи.

1 уровень (высокий).

Учащиеся дают полный и правильный ответ, обнаруживают осознанное усвоение программного материала, подтверждают ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяют знания при проведении анализа слов и предложений, верно находят в тексте изученные категории, объясняют употребление слов, отвечают связно, последовательно, без недочётов или допускают не более одной неточности в речи.

Учащиеся понимают содержание прочитанного материала, умеют его рецензировать.

Учащиеся правильно ставят ударения в словах, соблюдают при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения.

Учащиеся умеют правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту.

2 уровень (средний).

Ученики в целом обнаруживают понимание излагаемого материала, но отвечают неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняются самостоятельно подтвердить материал примерами. Допускают ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляют только с помощью учителя, излагают материал несвязно, недостаточно последовательно, допускают неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Учащиеся пересказывают текст, нарушая его последовательность, допускают речевые ошибки и исправляет их неточности с помощью учителя.

3 уровень (низкий).

Учащиеся обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускают ошибки в формулировке определений, в анализе слов и предложений, не могут исправить их даже с помощью наводящих вопросов, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Учащиеся слабо разбираются в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя. Не воспроизводят содержание текста или другого материала.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  5. Журналы «Начальная школа» №10 1990, №8 1994, №9 2002, №5,8,10 2003, №4,6 2004, №5 1990, №2,5 1995.

  6. Изучение результативности обучения в начальных классах. /Система Л.В.Занкова./ М.В.Зверева. М., 2000 г.

  7. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Н.В.Нечаева, М. 1996 г.

  8. Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика. А.Э.Симаковский. Ярославль, 1997 г.

  9. Литература 2,3,4 класса /1-4/. Н.А.Чуракова. Методические рекомендации. М., 2001 г.

  10. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. Издательский дом «Дрофа», М., 2001 г.

  11. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  12. Русский язык в начальных классах. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. О.В.Кубасова. Под ред. М.С.Соловейчик. М., «Линка-пресс», 1995 г.

  13. Сочинения для учащихся1-3, 1-4 классов. Н.Г.Кувашова. Волгоград, издательство «Учитель», 2000 г.

  14. Уроки развития связной речи в начальной школе. Г.С.Щеголева. С-Петербург, Издательство «Специальная литература», 1998 г.


http://www.budurada.ru/?show_aux_page=37

http://zanimatika.narod.ru/Book3.htm

http://fedoseevaln.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-16

http://www.razumniki.ru/anagramma.html

http://www.potehechas.ru/crossword/filword.shtml

http://www.scancross.ru/detscansfoto.html


Программа факультативного курса "Основы литературного творчества"
  • Начальные классы
Описание:

 

Если ученик в школе не научится ничего

творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

            Творческих людей отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

            Программа «Основы литературного чтения» включает в себя работу по развитию речи, риторике, литературному чтению, русскому языку, культуре речи и строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и литературе, показать учащимся, что и занимательные игры могут помочь увлекательно учить русский язык.

Данная программа является базовой и ставит своей задачей заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что связано со знакомством с элементарными литературоведческими понятиями.

 

 

Автор Куйдан Галина Васильевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 418
Номер материала 6431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓