Программа
факультативного курса «Химия в задачах и
упражнениях»
8класс
Пояснительная
записка
Современный стандарт
содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения
учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение
умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
культуры.
Решение задач –
признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко
сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач
предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять
контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их
самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать
целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных
целей.
Цель
курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания
образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и
подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные
задачи:
- обеспечение
школьников основной и главной теоретической информацией;
- отработать навыки
решения простейших задач;
- начать формировать
связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
- подготовить
необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
Содержание факультативного курса
«Химия в задачах и упражнениях» с соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а
также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на
который следует обратить внимание для успешного изучения далее
(кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные
способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема
содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество
различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа,
сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно
– следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать
свою точку зрения.
Вниманию учащимся
предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от
учащихся активной познавательной деятельности.
Данный курс
предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по
предмету.
Продолжительность
курса 35 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу
в неделю. Календарно-тематическое
планирование составлена с учётом годового календарного учебного графика на
2013 - 2014 учебный год, с учетом праздничных дней (02.05, 09.05) -33 часа
Ожидаемый
результат:
- Успешное
обучение в последующих классах;
- Знание
основных законов и понятий химии и их оценивание;
- Умение
проводить простейшие расчёты;
- Умение
ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые
уравнения, объяснять свои действия;
- Успешная
самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного
курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:
- Минимальный -
решение простейших задач по алгоритму.
- Достаточный –
решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых
используются известные алгоритмы.
- Творческий –
выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого
потенциала личности.
Содержание
программы
I.
Введение (1 ч)
Основные этапы в
развитии химии. Атомно-молекулярное учение.
II.
Валентность. Химические формулы
веществ(5 ч)
Химические знаки
элементов. Валентность. Индексы. Правила составления химических формул сложных
веществ. Массовая доля элемента в сложном веществе.
Практическая
работа №1 Составление химических формул веществ
Практическая
работа №2 Определение массовой доли элемента в
сложном веществе
III.
Количество вещества (8ч)
Моль. Молярная
масса вещества. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава.
Газовые законы. Закон Авогадро. Молярный объем газа
Практическая
работа №3 Решение задач
Практическая
работа №4 Решение задач
Практическая
работа №5 Решение задач
Практическая
работа №6 Решение комбинированных задач
IV.Химические
реакции. Уравнения химических реакций (2ч)
Химические
реакции. Основные типы химических реакций. Составление уравнений химических
реакций
Практическая
работа №7 Составление уравнений химических реакций
V.
Растворы (8ч)
Растворы.
Численное выражение состава растворов. Массовая доля растворенного вещества.
Молярная концентрация. Нормальность раствора. Растворимость веществ в воде.
Классификация веществ по растворимости в воде. Кристаллизация. Тепловые явления
при растворении. Кристаллогидраты
Практическая
работа №8 Решение задач
Практическая
работа №9 Решение задач
Практическая
работа №10 Решение задач
VI.
Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД (7ч)
Важнейшие классы
неорганических соединений. Оксиды. Названия оксидов. Классификация оксидов.
Способы получения и химические свойства оксидов. Кислоты. Названия кислот.
Способы получения и химические свойства кислот. Основания. Названия оснований.
Способы получения и химические свойства оснований. Соли. Названия солей.
Классификация солей. Способы получения и химические свойства солей.
Практическая
работа №11 Решение комбинированных задач
Практическая
работа №12 Решение экспериментальных задач
Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате
изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
ü базовые
понятия: валентность, индексы, массовая доля элемента, моль, молярная масса,
молярный объем, химическая реакция, растворы, массовая доля растворенного
вещества, молярность, нормальность, кристаллизация, кристаллогидраты, оксиды,
кислоты, основания, соли;
ü основные
этапы в истории химии;
ü атомно-молекулярное
учение;
ü основные
законы химии;
ü основные
типы химических реакций;
ü классификацию
веществ по растворимости в воде;
ü названия,
способы получения и химические свойства основных классов неорганических
соединений;
уметь:
ü составлять
химические формулы веществ;
ü определять
массовую долю элемента в сложном веществе;
ü определять
количество вещества, зная молярную массу вещества или молярный объем газа;
ü определять
типы химических реакций;
ü определять
массовую долю растворенного вещества в растворе;
ü определять
молярную концентрацию раствора;
ü определять
нормальность раствора;
ü называть
оксиды, кислоты, основания, соли;
ü устанавливать
генетическую связь между оксидами, кислотами, основаниями, солями;
ü решать
комбинированные задачи;
ü выдвигать
гипотезы, описывать результаты наблюдений;
ü принимать
правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;
ü выполнять
творческую работу – проект (отчет, презентацию).
Литература
для учителя:
1. Адамович
Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи
по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов
В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и
проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8
класс”.
5. Кузменко Н.Е.,
Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.;
Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г.
“Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П.
“Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
Литература
для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и
упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С.
“Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко
Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.
4. Савинкина Е.В.
Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Суровцева
Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
6. Хомченко И.Г.
“Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.
Структура
курса
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1.
|
Введение
|
1
|
2.
|
Валентность.
Химические формулы веществ
|
5
|
3.
|
Количество
вещества
|
8
|
4.
|
Химические
реакции. Уравнения химических реакций
|
2
|
5.
|
Растворы
|
8
|
6.
|
Основные
классы неорганических соединений в свете ТЭД
|
8
|
7.
|
Итоговое
занятие
|
3
|
Всего:
|
35
|
Календарно-тематическое
планирование
№
|
По
плану
|
По
факту
|
Тема
занятия
|
Вид
деятельности
|
Форма
контроля
|
Тема
1. Введение (1 час)
|
1.
|
|
|
Основные этапы в истории химии
|
лекция
|
|
Тема
2. Валентность. Химические формулы веществ (5 часов)
|
2.
|
|
|
Химическая формула вещества
|
лекция с элементами беседы
|
защита реферата
|
3.
|
|
|
Правила составление химических формул
веществ
|
беседа
|
|
4.
|
|
|
Практическая работа№1
«Составление химических формул веществ»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
5.
|
|
|
Практическая работа№2
«Определение массовой доли элемента в сложном веществе»Массовая доля элемента
в сложном веществе
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
6.
|
|
|
Массовая доля элемента в сложном
веществе
|
беседа
|
|
Тема
3. Количество вещества (8
часов)
|
7.
|
|
|
Количество вещества
|
лекция с элементами беседы
|
|
8.
|
|
|
Практическая работа№3
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
9.
|
|
|
Основные законы химии
|
лекция
|
|
10.
|
|
|
Мольный объем газа. Закон Авогадро
|
лекция
|
защита реферата
|
11.
|
|
|
Практическая работа№4
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
12.
|
|
|
Относительная плотность газа
|
лекция
|
|
13.
|
|
|
Практическая работа№5
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
14.
|
|
|
Практическая
работа№6 «Решение комбинированных задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
Тема
4. Химические реакции. Уравнения химических реакций(2 часа)
|
15.
|
|
|
Химические реакции. Основные типы
химических реакций
|
лекция
|
|
16.
|
|
|
Практическая работа№7
«Составление уравнений химических реакций»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
Тема
5. Растворы (8 часов)
|
17.
|
|
|
Растворимость. Растворы
|
беседа
|
защита реферата
|
18.
|
|
|
Способы выражения состава раствора.
Массовая доля вещества в растворе
|
беседа
|
защита реферата
|
19.
|
|
|
Способы выражения состава раствора.
Молярность
|
беседа
|
|
20.
|
|
|
Способы выражения состава раствора.
Нормальность
|
беседа
|
|
21.
|
|
|
Практическая работа№8
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
22.
|
|
|
Кристаллогидраты
|
лекция с элементами беседы
|
защита реферата
|
23.
|
|
|
Практическая работа№9
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
24.
|
|
|
Практическая работа№10
«Решение задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
Тема
6. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД
(8
часов)
|
25.
|
|
|
Основные классы неорганических
соединений. Оксиды
|
лекция с элементами беседы
|
|
26.
|
|
|
Основные классы неорганических
соединений. Кислоты
|
беседа
|
|
27.
|
|
|
Основные классы неорганических
соединений. Основания
|
беседа
|
|
28.
|
|
|
Основные классы неорганических
соединений. Соли
|
беседа
|
|
29.
|
|
|
Генетическая связь между основными
классами неорганических соединений
|
беседа
|
|
30
|
|
|
Решение комбинированных задач
|
|
|
31.
|
|
|
Практическая работа№11
«Решение комбинированных задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
32.
|
|
|
Практическая работа№12
«Решение экспериментальных задач»
|
практическая работа
|
защита практической работы
|
33
|
|
|
Защита проектов
|
|
|
34
|
|
|
Защита проектов
|
|
|
35.
|
|
|
Итоговое занятие
|
|
|
Критерии
достижений учащихся
Темы рефератов:
1.Основные этапы в истории химии
2.Атомно-молекулярное учение
3.Основные законы химии. Закон сохранения
массы
4. Основные законы химии. Закон
постоянства состава
5.Основные законы химии. Газовые законы
6.Растворимость веществ в воде
7.Тепловые явления в растворах при растворении
Темы проектов:
1.Основные типы химических реакций
2.Растворы. Численное выражение става
растворов
3.Генетическая связь между основными
классами неорганических соединений
Практические работы:
Практическая
работа №1 Составление химических формул веществ
Практическая
работа №2 Определение массовой доли элемента в
сложном веществе
Практическая
работа №3 Решение задач
Практическая
работа №4 Решение задач
Практическая
работа №5 Решение задач
Практическая
работа №6 Решение комбинированных задач
Практическая
работа №7 Составление уравнений химических реакций
Практическая
работа №8 Решение задач
Практическая
работа №9 Решение задач
Практическая
работа №10 Решение задач
Практическая
работа №11 Решение комбинированных задач
Практическая
работа №12 Решение экспериментальных задач
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.