Главная / Русский язык и литература / Программа факультативного курса для уч-ся 8 класса

Программа факультативного курса для уч-ся 8 класса



Борисова Н.Н.



Программа


факультативного курса по литературе «Вокруг тебя - мир…» для учащихся

8 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа элективного курса по литературе «Вокруг тебя - мир…» для учащихся 8 класса основана на учебно - методическом комплекте, разработанном Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста.

Данная программа дополняет учебники основного курса литературы.; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с реализацией воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи). В основе программы лежит проблемно-тематический принцип структурирования.

Художественные и публицистические произведения, рассматриваемые в программе элективного курса отличаются гуманистической направленностью.

Правовая информация вводится дозированно и адаптированно. От учащихся не требуется безупречного знания правовых тонкостей и употребления сложных правовых терминов и понятий. Данный курс носит пропедевтический характер и призван создать лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права..

Вводимые понятия: «ответственность», «средства», «методы», «культурные ценности», «гражданство» и другие.

Основу содержания элективного курса « Вокруг тебя - мир…» составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Учащиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку на основе отечественной литературы и лучших образцов мировой литературы. Программа предусматривает расширение читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, на развитие гуманитарной культуры школьников. Их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности и толерантности.

Элективный курс снабжен учебным пособием Книгой для чтения «Вокруг тебя- мир…»для уч-ся 8 класса (Издательство Международный Комитет Красного Креста, российское общество Красного Креста, М., 2002)















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ



  • Понимать литературоведческие, этические и правовые компоненты;

  • Понимать лексическое значение употребляемых терминов, понятий;

  • Уметь адаптировать правовой текст;

  • Уметь проводить комплексный анализ текста;



  • Формировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • Совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • Владеть монологической выразительной речью;

  • Самостоятельно выполнять различные задания творческого характера.





УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Кол-во часов

1

В пределах допустимого

3

2

О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

2

3

Какой ценой?

9

4

Р.Шекли «Абсолютное оружие»

3

5

Р.Брэдбери « Улыбка»

3

6

И.Бунин. Лирические стихотворения

2

7

Каждый выбирает…

4

8

Ф.Искандер «Возмездие»

2

9

Творческая мастерская

6


34 часа

ИТОГО:








КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во

часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование

Дата план

Дата факт

1-3



















4-5







6















7-9















10-12







13-15







16-18













19-20







21-23










24





25-26







27







28-31








32-33









34






В пределах допустимого (уроки дискуссионного характера)


















О.Генри «Обращение Джимми Валентайна». Жанр новеллы. Художественное своеобразие. Идея произведения.




Творческая мастерская















Какой ценой? ( уроки-дискуссии)















Человек и его поступки








Человек в ответе за мир на Земле








Р.Шекли «Абсолютное оружие». Проблематика. Основные образы.













Творческая мастерская








Р.Брэдбери «Улыбка». Тема Идея Художественное своеобразие









Творческая мастерская





И.Бунин «Люблю цветные стекла окон…», «У птицы есть гнездо…» Человек и окружающий мир.







Творческая мастерская







Каждый выбирает… Человек на войне. М.Шолохов «Судьба человека» образ Андрея Соколова. Нравственные ценности. Величие подвига русского солдата.





Ф.Искандер «Возмездие» Тема, идея. Авторская позиция









Творческая мастерская. «Круглый стол»

3



















2







1















3















3








3








3














2








3










1





2









1







4









2










1

Показать на конкретных примерах, что стремление к цели связано с выбором средств, используемых для её достижения. В экстремальной ситуации принятие такого решения представляет особую сложность. Совершенствовать навыки исследовательской работы; обогащение словарного запаса, развитие навыков аргументации.


Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определенных средств на пути достижения цели.



Продолжить формирование навыков владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности личности. Знакомство с фрагментами из мемуаров Д.Покровского «Очерки Москвы»



Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за выбор средств и способов достижения цели.

В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным


Совершенствовать навыки аргументации собственного мнения, обогащение словарного запаса, развитие навыка устного публичного выступления


Ввести понятия: «военный объект», «гражданский объект», «культурные ценности», «ограничение, средство».


Продолжить разговор с учащимися о возможности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора; дать общие представления о научной фантастике.

Анализ эпизодов из повести Л.Буссенара Капитан Сорви- голова». Развивать умение работать с информативным текстом, обогащение словарного запаса.

Значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения в ситуации вооруженного конфликта





Развивать умение по созданию собственного текста-рассуждения



Отношение человека к окружающему миру. Композиция лирического стихотворения; языковые средства выразительности



Комплексный анализ текста; развитие творческих способностей уч-ся




Анализ фрагментов рассказа М.Шолохова «Судьба человека»; продолжить работу над формированием умения работать с информативным текстом.


Совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей






Правила ведения дискуссии, защиты и представления проектов, презентаций, рефератов.

Уметь осознавать ответственность за возможные последствия своего выбора. Уметь систематизировать материал по обсуждаемой теме.












Знать особенности новеллы; уметь анализировать эпизод; выразительно читать отрывки из текста

Уметь систематизировать материал по обсуждаемой теме, писать сочинение-миниатюру.










Уметь работать с СМИ; уметь анализировать публицистический текст, создавать собственный текст на основе прочитанного.








Уметь анализировать художественное произведение, систематизировать материал, использовать Интернет-ресурсы

Уметь систематизировать материал по обсуждаемой теме. уметь вести дискуссию



Знать особенности научно-фантастических произведений; уметь анализировать научно-фантастические рассказы






Уметь анализировать художественное произведение, систематизировать материал; вести диалог


Уметь составлять план к характеристике литературного героя; систематизировать рабочие материалы для составления характеристики


Уметь аргументировано излагать свое мнение


Уметь анализировать лирическое стихотворение; уметь сопоставлять близкие по темам произведения.



Уметь проводить лексико- стилистич.

анализ текста





Уметь объяснить роль эпизода; систематизировать материал; Уметь обобщать, делать выводы, уметь связно излагать свои мысли; вести дискуссию.

Уметь составлять план к характеристике литературного героя; систематизировать рабочие материалы для составления характеристики


Уметь защищать проект ил представлять презентацию, реферат





М/медийные ресурсы


















Книга для чтения, дидактические карточки




Рабочие записи















СМИ; рабочие записи














Презентация








СМИ, работа в библиотеке с картотекой по составлению списка литературы



Учебное пособие













Рабочие материалы







Иллюстративный материал










Алгоритм написания сочинения- рассуждения


Учебное пособие; словарь

литературоведч.

Терминов






Рабочие тетради, тексты произведений ( по выбору уч-ся) по единой теме


Учебное пособие, тексты художественных произведений (индивидуальные задания)




Рабочие материалы









Презентация










Литература



  • Художественная литература в соответствии с заявленными произведениями в программе элективного курса;

  • Вокруг тебя- мир…: Методические рекомендации.8 класс /К.Сухарев- Дериваз, В. Ю. Выборонова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова- М.: ООО «Гендальф», 2002;

  • Большой толковый словарь русского языка- СПб., 2000;

  • Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н.Михельской -М., 1996;

  • Литературный энциклопедический словарь.-М.,2001;

  • Русские писатели. Х1Х век. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н.Николаева.- М., 1996;

  • Русские писатели. ХХ век. Библиографический словарь. В 2-х частях. Под редакцией Н.Николаева.- М., 1996;


Программа факультативного курса для уч-ся 8 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

     Программа факультативного курса по литературе «Вокруг тебя - мир…» для учащихся 8 класса основана на  учебно - методическом комплекте, разработанном Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста.

    Данная программа  дополняет учебники основного курса литературы.; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с реализацией воспитательных задач. Программа факультативного курса по литературе «Вокруг тебя - мир…» для учащихся 8 класса основана на  учебно - методическом комплекте, разработанном Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста и Российским обществом Красного Креста.

  Данная программа  дополняет учебники основного курса литературы.; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с реализацией воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера и частных целей, способствующих литературному  образованию учащихся                  

Художественные и публицистические произведения, рассматриваемые в программе факультативного  курса отличаются гуманистической направленностью.

  

 

Автор Борисова Надежда Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 49513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓