Главная / Начальные классы / Программа факультатива "Зёрнышки" по духовно-нравственному воспитанию детей(начальные классы).

Программа факультатива "Зёрнышки" по духовно-нравственному воспитанию детей(начальные классы).


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Ямник






Программа факультатива

«Зёрнышки».

hello_html_4f3569c2.jpg




Автор-составитель: Столярова Любовь

Константиновна,

учитель начальных классов




д. Ямник

Содержание.

  1. Пояснительная записка. 3

  2. Содержание программы. 8

  3. Учебно-тематический план. 9

  4. Используемая литература. 16































Пояснительная записка


Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Духовно-нравственное воспитание личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях оно приобретает особое значение, так как сейчас, все чаще можно встретить жестокость и насилие. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте, со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека, в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях.

Духовность и нравственность – два понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.

Рабочая программа факультатива «Зёрнышки» является пропедевтическим звеном изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», основных содержательных модулей: «Основы православной культуры», «Основы светской этики». Данный факультатив можно использовать во внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов. За основу программы факультатива взята Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Данилюк А.Я.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создать условия для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников; способствовать формированию мировоззрения с развитым моральным чувством, с совестью, с личностной позицией, основанной на любви к ближнему, к Отечеству, на идеалах Добра и Справедливости.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживать чувствам других людей.

  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства; учиться овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

  4. Учить слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения. Все произведения «Зёрнышек» пронизаны добротой и теплом, они закладывают основы добродетелей, это забытое литературное наследие начала 20 века; в основе большинства историй - взяты реальные примеры из жизни. А ведь следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Программа факультатива « Зёрнышки» предназначена для работы с детьми от 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Программа включает в себя 67 занятий по 35-40 минут, которые проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы 2 года.

Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием.

Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру – через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

В данный период происходит формирование духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, духовно- нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Наше общество нуждается в образованных и нравственных людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проанализировав все выпуски «Зёрнышек», я сравнила их с уроками по основам православной культуры и основам светской этики и пришла к выводу, что большинство тем совпадают. Таким образом, введение факультатива «Зёрнышки» в учебный план начальной школы создаст благоприятную пропедевтическую базу и подготовит детей к изучению нового курса ОРКСЭ.

Методы реализации программы:

1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).

2.Словесный (чтение литературных произведений из серии «Зёрнышки», фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).

3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

- индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;

- проведение праздников и мероприятий;

- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

- экскурсии;

- организация выставок;

- участие в конкурсе «Православный листок».

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- выставки, конкурсы;

- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

- совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

- усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

- потребность к сопереживанию;

- воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

- приобщение к опыту православной культуры;

- деятельное отношение к труду;

- ответственность за свои дела и поступки.

Жизнь сложна и каждый день может предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявят в будущем себя наши ученики. Всем ли хватит мужества совершить добро?

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно, в любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет, твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, годы живешь ты не зря!














Содержание программы:


1 год обучения (33часа):

-милосердие и сострадание (8ч);

-защита Отечества(1ч);

-подвиг(2ч);

-молитва, храм, икона(5ч);

-добро и зло(4ч);

-заповеди(8ч);

-отношение к труду(1ч);

-дружба(1ч);

-совесть и раскаяние(2ч);

-бережное отношение ко всему живому(1ч).


2 год обучения (34 часа):

-заповеди(6ч);

-совесть и раскаяние(4ч);

-милосердие и сострадание(5ч);

-молитва, храм, (4ч);

-добро и зло, (3ч);

-дружба(3ч);

-православное учение о человеке(1ч);

-чудо в жизни христианина(2ч);

-жизнь человека - высшая нравственная ценность(1ч);

-золотое правило этики(1ч);

-подвиг, защита Отечества(2ч);

-Пасха(2ч).








.


Учебно- тематический план.

1 год обучения.

Зёрнышки

добрые истории для малых ребят (№ выпусков)


№ занятия



Тематическое планирование



Стр.





Ценности;


№ урока по основам православной культуры и основам светской этики(ОСЭ)

Выпуск1

1

История, подаренная Ангелом.

4-7

Сострадание и желание помочь.

12


2

Вернулся.

8-11

Защита Отечества.

28


3

Старый лапоть.

12-15

Милосердие.

12


4

Сестра.

Ксения Петербургская, святая блаженная.

16-17

18-19

Подвиг.

Лики святых. Молитва, икона.

19

4,15


5

Святая тень

20-21

Добро.

21


6

Дедушка.

Железо и золото.

22

23

Отношение к близким.

Отношение к труду

11

29


7

Спор деревьев.

Лиса и тетерев

24

25

Особенности морали.

4(ОСЭ)


8

Старый лесник.

Хромой.

26

27

Любовь к ближнему.

Подвиг.

11

19


9

Врун.

28-31

Заповеди.

11

Выпуск 2







10

Доброе братство милее богатства.

Не убей..


3

4-6

Дружба.

Заповеди.

14(ОСЭ)

11


11

Путешествие капельки.

7-8

Красота божьего мира.

3


12

Спасение лётчика.

9-10

Лики святых.

4,15


13

Ворона и рак.

Архиерей и разбойник.

11

12-13


Совесть и раскаяние.


10


14

Правда и кривда.

В бурю.

14-15

16-17

Заповеди.

Молитва.

11

4


15

Как слёзы раскаяния спасли разбойника.

Мать.

18-19


20-21

Раскаяние.


Заповеди.

4, 10


11


16

Чёрные вороны.

Недовольное деревце.

24-25

26

Добро и зло.

Бережное отношение ко всему живому.

5,6(ОСЭ)



17

Лошадь и жаба.

27

Стыд.

21(ОСЭ)


18

Ангелы хранители.



Зимним вечером.

28-29



30-31

Заповеди.

Православие о Божием суде.


Сострадание.

11

23


12

Выпуск 3







19

Верный друг.

Милостыня.

3

4-6

Отношение к животным.

Милосердие.

26

12


20

Гусь и журавль.

Христос.

7

8-9

Не зазнавайся.

Воплощение.


3,7



21

Зимняя ночь.


Добрый товарищ.

10-11


12-13

Православная молитва, храм.


Жизнь человека- высшая нравственная ценность.

4,14


29(ОСЭ)


22

Лев Андрокла.

Солнце и месяц.

14-15

16-17

Преданность животных.

Человек и бог в православии.

26

3


23

Находчивый судья.

Воробей.

18

19-21

Совесть.

Сострадание.

23(ОСЭ)

12


24

Верность.

Хлопотливая птичка.

22-23

24

Заповеди.

Отношение ко всему живому.

11

26


25

Слепая лошадь.

Разорённое гнездо.

25-27

28-31

Совесть и раскаяние.

Милосердие; жизнь человека

10,12

12, 29(ОСЭ)

Выпуск 4







26

Ангел хранитель.


Сердце.

3-5


6

Чудо в жизни христианина.


Добро.

22


21


27

Скупость.


Не осуждай.

7


8-11

Милосердие. Золотое правило этики.

Заповеди.

12,13


11


28

Евангелие.

Беспечальная смерть.

12

13

Библия и Евангелие.

Не осуждайте…

5

11


29

Чудесные очки.


Христос с тобой.

14-15


16-17

Чудо в жизни христианина.

Христос и его крест.

22


7


30

Богатство.

Чёрная точка.

18

19

Добро; труд.

Заповеди.

21,29

11


31

Следы.


Сила веры.

20


21-23

Чудо в жизни христианина.

Православная молитва.

22


4


32

Месть.

На воре шапка горит.

24-25

26-27

Раскаяние.

Заповеди.


10

11


33

Письмо.

Голубая лесенка.

28

29-31

Молитва.

Чудо в жизни христианина.

4

22

2 год обучения.


Выпуск 5







1

Сорная трава.


Великодушная дочь.

Ведь это моя маленькая сестра!


3-5


6-8

9


Совесть и раскаяние; добро


Заповеди.


Доброжелательное отношение к младшим.


10,21


11


11



2

Материнская любовь.


Наследство.

Жаление.

10


11-13

14-15


Отношение к близким.


Совесть и раскаяние.

Сострадание.

11


10

12



3

Молитва дитяти.

Брат и сестра.

Любовь к людям прогоняет скуку.



16-17

18-19

20-22


Православная молитва.

Чудо в жизни христианина

Добро.


4

22

21,5(ОСЭ)



4

Вечная красота.

Христос и дети.

Тайна.


23

24

25


Красота души.

Человек и бог в православии.

Умение уступать.


6

3,7

21


5

Внучка.

Турчанка.

26

27-31

Милосердие, раскаяние.

Уважительное отношение к родителям.

12, 10

11


Выпуск 6







6

Незабудка.

Мать и дочь её Анночка.

3-4

5

Библейские сюжеты.

Сострадание.

5,22

12


7

Утренние лучи.

Иван да Марья.


О терпении.


6-7

8-11


12


Красота Божьего мира.

Жизнь человека- высшая нравственная ценность.

Православное учение о человеке.


3

29(ОСЭ)


9




8

Лев и мышь.

Козочкина верность.

Сиротка Маня.

13

14-15

16-17

Добро.

Совесть и раскаяние.

Храм, икона. Чудо в жизни христианина.

5(ОСЭ)

10

14,15,22


9

Волк и белка.

Цена человека в очах Божиих.

Зёрнышко.


18

19-21

22-23


Зачем творить добро?

Совесть и раскаяние.

Отношение к природе.


21

10

26



10

Вечер в субботу.

Кнут.

Терпение и труд всё перетрут.

24

26-27

28-31

Молитва, Пасха.

Раскаяние, заповеди.

Христианин в труде.

4,8

10,11

29

Выпуск7







11

Четыре желания.

Бабочка и пчела.

Верный друг.


3-4

5

6-8


Красота Божьего мира.

Труд.

Добро.


26

29

21, 5(ОСЭ)


12

Хвастливая муха.

Как на руке мальчика спорили пальчики.

Пётр и солдат-новобранец.

9

10


11

Совесть.

Добро.


Защита Отечества.

23(ОСЭ)

5(ОСЭ)


28


13

Голодная птичка.


Истинное благочестие.

Дети! В школу собирайтесь!


12-13


14-16

17


Бережное отношение ко всему живому.

Милосердие и сострадание; добро


Молитва, труд.


26

12,21


4,29



14

Святое место.

Благодарность соловья.


Мужество христианки.

18

19-23


24

Уважение к Отечеству.

Милосердие. Чудо в жизни христианина.

Вера в единого Бога.

30

12,22


18


15

Бумажный петушок.

Страшное место в селе.

Николай 1 за гробом бедняка.


25

26-27

28-29


Милосердие, добро.

Православие о Божием суде.

Милосердие и сострадание.


12,21

23

12



16

За что мальчик был отличён.

Сказание о чуде.

Молись и трудись.


30

31

3


Добро.

Пасха.

Молитва, труд.


21

8

4,29


Выпуск 8







17

Завещание пчёлки.

Царь и избушка мужика.

Полевой цветок и гвоздика.

4-5

6-7

8

Отношение к труду.

Нравственный поступок.

Дружба.

29

19(ОСЭ)

14(ОСЭ)


18

Славные друзья в древности.

О почитании родителей.

Послушная гора.


9-11

12-13

14-15


Дружба.

Заповеди.

Чудо в жизни христианина.

14(ОСЭ)

11

22



19

Свеча перед иконой.

Воротись, не туда пошёл!

Самая достойная.

16-17

18

19


Молитва, храм, икона.

Заповеди.

Отношение к родителям.

4,14,15

11

11


20

Гвоздичка и крапива.

Спасительная сила Благовеста.

Молитва Божией Матери.

20

21-23

24-25


Добро и зло.

Совесть и раскаяние.

Молитва.



5-6(ОСЭ)

10

4



21

Первый урок Закона Божия.

Великий милостивец.

26-28

29

Христос и его крест.

Проповедь Христа. Милосердие.

7

6,12

Выпуск 9







22

Русское христолюбивое воинство.

Купец Иголкин.

3-4

5-6

Подвиг. Защита Отечества.

Подвиг.

19,28

19


23

Суворов на часах.

Набожность Суворова.

7-8

9-10

Защита отечества.

Православный христианин.

28

4,12,28


24

Подвиг Севастополя.

Первая сестра милосердия.

11-13

14-16

Подвиг.

Милосердие и сострадание.

19

12,19


25

Матрос Кошка.

Георгиевский крест.

Михаил Дмитриевич Скобелев.


17-18

19-20

21-24


Защита Отечества.


История в лицах

28


19, 28



26

Два героя мученика за веру, царя и отечество.

Подвиг рядового Архипа Осипова на Кавказе.

Многолетие.

25-27


28-29


30-31

Подвиг.




Любовь и уважение к Отечеству.

19




30

Выпуск 10







27

Закон жизни.


Что можно сделать добротой и лаской.

3-5


6

Милосердие и сострадание. Добро.

Добро и зло.

12,21


5-6(ОСЭ)


28

Обидное слово.

Яма.

7

8-11

Золотое правило этики.

Заповеди.

13

11


29

Преданность другу.

В дороге.

12-13

14-15

Дружба.

Уважение к старшим.

14(ОСЭ)

11


30

Про жёлтые груши и красные уши.

Испугался насмешек.

16-17

18

Стыд, вина и извинения.

Отношение к младшим.

21(ОСЭ)

12


31

Какое счастье!

Нищий.

19

20-21

Зачем творить добро?

Милосердие.

21

12


32

Никому не скажем!

Конфеты.

22-23

24-25

Дружба.

Совесть и раскаяние.

14(ОСЭ)

10


33

Золотое колечко.


26


Золотое правило этики.

13


34

Как хорошо, что моя подруга- человек одарённый!

27

Заповеди.

11





















Используемая литература:


1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Изд-во «Просвещение, 2010.-24с.


2.Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования..-М.:Просвещение,2012.-32с.


3.Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят. 10 выпусков. -Рязань: «Зёрна- Слово», 2011.-32с.


4.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.4-5классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.-95с.


5.Протоиерей Павел Великанов. Школа веры. Центр информационных технологий Московской духовной академии, 2012.-271с.


Программа факультатива "Зёрнышки" по духовно-нравственному воспитанию детей(начальные классы).
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа факультатива "Зёрнышки" является пропедевтическим звеном изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", основных содержательных модулей: "Основы православной культуры", "Основы светской этики".Данный факультатив можно использовать во внеурочной деятельности в 1-3 классах.За основу программы факультатива взята Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Данилюка А.Я.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысление своего поведения. Все произведения "Зёрнышек" пронизаны добротой и теплом, они закладывают основы добродетелей, это забытое литературное наследие начала 20 века; в основе большинства произведений-реальные примеры из жизни.

Программа данного факультатива предназначена для работы с детьми 7-10 лет.Программа факультатива "Зёрнышки" включает в себя 67 занятий по 35-40 минут, которые проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 2года.

Автор Столярова Любовь Константиновна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 735
Номер материала 55566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓