Главная / Русский язык и литература / Программа факультатива "Русский язык в теории и практике"

Программа факультатива "Русский язык в теории и практике"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Иркутской области

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I и II видов г.Черемхово





Авторская педагогическая разработка

(адаптационная)

«Русский язык в теории и практике»

(программа факультатива

для слабослышащих учащихся 5 класса

II отделения)





Автор разработки:

Лушникова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ОГСКОУ «Школа-интернат

г.Черемхово»



















г.Черемхово, 2013г.

Пояснительная записка

На факультативный курс «Основы грамматики» выделен 1 час в неделю из часов школьного компонента регионального учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида (I вариант).

Программа составлена на основе программы по предмету «Формирование грамматического строя речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделение), Москва «Просвещение», 2006 года; учебника «Русский язык» для 4 класса, автор Т.Г.Рамзаева. М.: Дрофа, 2007.

Эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы: компенсации недостатков устной и письменной речи слабослышащих детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации. Факультативные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроке, содействуют развитию речи детей, совершенствует навык лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают интерес к предмету. На этих занятиях развиваются: зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мышление и память.

Программа факультатива поможет расширить знания детей о русском языке, сформировать потребности в речи. На занятиях, учащиеся одновременно овладевают фонетикой, лексикой, грамматикой, орфографией языка.

Программа факультатива предназначена для учащихся 5 класса (II отделение), рассчитана на 34 часа.

Целью факультатива «Русский язык в теории и практике» является углубление знаний по отдельным разделам грамматики русского языка; развитие устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и формирование школьника как личности

Задачами факультатива является:

  • систематизировать и обобщить полученные знания;

  • заинтересовать учащихся предметом;

  • совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся;

  • обогащение лексики;

  • исправление произношения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Должны знать:

  • гласные и согласные звуки;

  • синонимы, антонимы, омонимы;

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

  • главные и второстепенные члены предложения;

  • состав слова – приставку, корень, суффикс, окончание;

  • грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения;

  • виды словарей.

Должны уметь:

  • производить фонетический разбор слов;

  • давать характеристику звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости;

  • определять прямое и переносное значение слов;

  • разбирать слова по составу;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • разбирать предложение по членам;

  • писать слова с непроизносимыми согласными, подбирать проверочные слова;

  • различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;

  • различать грамматические признаки имени прилагательного;

  • различать времена глагола;

  • различать возвратные и притяжательные местоимения;

  • пользоваться словарями.


Содержание программы

5 класс (34 часа)

  1. Звуки и буквы (3 часа). Звуки согласные и гласные. Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки. Упражнения по фонетическому разбору слов.

  2. Слово (3 часа) Антонимы. Омонимы. Синонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Выполнение практических упражнений по теме «Слово».

  3. Словосочетание. Предложение. (4 часа) Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого предложения.

  4. Состав слова (3 часа) Значение значимых частей слова. Приставка и предлог. Разбор слов по составу.

  5. Разделительные ъ и ь знаки (2 часа) Функции ь и ъ знаков. Упражнения на различение ь и ъ знаков.

  6. Непроизносимые согласные (2 часа) Слова с непроизносимыми согласными. Подбор проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными.

  7. Имя существительное (4 часа) Ознакомление с группами существительных по значению. Происхождение имён собственных. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Морфологический разбор существительного.

  8. Имя прилагательное (3 часа) Имя прилагательное как часть речи. Его значение, вопросы. Прилагательные полные и краткие. Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в сочетании с существительными.

  9. Глагол (4 часа) Общее грамматическое значение глагола. Вид глагола. Времена глагола. Определение лица, числа, вида и времени глагола.

  10. Местоимение (3 часа) Личные и возвратное местоимения. Притяжательные местоимения. Нахождение местоимений в тексте.

  11. Работа со словарями (3 часа) Где хранятся слова? Какие бывают словари? Как найти слово в словаре? Нахождение лексического значения слова в словаре.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

урока

Содержание

Часы

Звуки и буквы


1

Звуки согласные и гласные.

1

2

Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки.

1

3

Упражнения по фонетическому разбору слов

1

Слово


4

Антонимы. Омонимы. Синонимы.

1

5

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

1

6

Выполнение практических упражнений по теме «Слово».

1


Словосочетание. Предложение.


7

Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

8

Виды предложений по цели высказывания, по интонации.

1

9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10

Синтаксический разбор простого предложения.

1


Состав слова


11

Значение значимых частей слова

1

12

Пристава и предлог

1

13

Разбор слов по составу

1


Разделительные ъ и ь знаки


14

Функции ь и ъ знаков

1

15

Упражнения на различение ь и ъ знаков

1


Непроизносимые согласные


16

Слова с непроизносимыми согласными

1

17

Подбор проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными.

1



Имя существительное


18

Ознакомление с группами существительных по значению

1

19

Происхождение имён собственных.

1

20

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1

21

Морфологический разбор существительного

1


Имя прилагательное


22

Имя прилагательное как часть речи. Его значение, вопросы

1

23

Прилагательные полные и краткие.

1

24

Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в сочетании с существительными

1


Глагол


25

Общее грамматическое значение глагола

1

26

Вид глагола

1

27

Времена глагола

1

28

Определение лица, числа, вида и времени глагола

1


Местоимение


29

Личные и возвратное местоимения

1

30

Притяжательные местоимения

1

31

Нахождение местоимений в тексте.

1


Работа со словарями


32

Где хранятся слова?

1

33

Какие бывают словари? Как найти слово в словаре?

1

34

Нахождение лексического значения слова в словаре

1








































Литература

  1. Г.И. Блинов Методика изучения пунктуации в школе. – М.: Просвещение,

2000.

  1. Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим «Уроки русского языка в 5 классе». – М. «Просвещение», 1991.

  2. Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая «Секреты орфографии»: Книга

для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1991.

  1. А.В. Дудников Трудные вопросы грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2007.

  2. М.М. Разумовская Методика обучения орфографии. – М.: Дрофа, 2005.

  3. В.В. Трошин «Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на

уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях» - Волгоград: Учитель, 2007.

  1. А.К. Федоров «Трудные вопросы синтаксиса». – М.: Просвещение, 2002.



Программа факультатива "Русский язык в теории и практике"
  • Русский язык и литература
Описание:

Программа составлена на основе программы по предмету «Формирование грамматического строя речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделение), Москва «Просвещение», 2006 года; учебника «Русский язык» для 4 класса, автор  Т.Г.Рамзаева. М.: Дрофа, 2007.

Эта программа способствует решению основной задачи коррекционной школы: компенсации недостатков устной и письменной речи слабослышащих детей с целью обеспечения максимально возможного уровня социальной адаптации. Факультативные занятия способствуют  более прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроке, содействуют развитию речи детей, совершенствует навык лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают интерес к предмету. 

Автор Лушникова Ирина Николаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 8662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓