МОУ Мининская Основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«В
мире книг»
Составил: Глебова
Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов.
2014-2015 уч. год
1. Пояснительная
записка
В Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной
деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство
и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного
плана.
Еще совсем недавно
ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит
иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и
привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где
господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к
чтению.
Проблема
формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует
каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую)
роль в образовании и развитии личности ребенка.
Для
современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к
собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что
происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового
поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых.
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но
заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как
учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве,
остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга
должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не
состояться!
2. Общая
характеристика факультатива.
Факультатив
«В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации
дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Главные цели факультатива:
—
создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса
к чтению книг;
—
расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных
классов;
—
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре-
гулятивных
учебных умений.
Преемственность
факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к
классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми
универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными,
регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные
игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг,
проекты, уроки-спектакли и т. д.
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний,
полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной
читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается
практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и
электронными изданиями.
3. Описание
места учебного предмета в учебном плане
Факультатив
рассчитан на учащихся 2 - 3класса, содержит 34 часа (1 час в неделю).
4. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В
результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования:
—
осознавать значимость чтения для личного развития;
—
формировать потребность в систематическом чтении;
—
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
—
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
—
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
—
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
—
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
—
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
—
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
—
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
—
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
—
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
—
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
—
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
—
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и
аргументировать свою точку зрения;
—
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою
этическую позицию;
—
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
—
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
—
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома
и т. д.
Универсальные учебные действия:
—
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и
видам;
—
различать виды и типы книг;
—
составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
—
знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
—
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
—
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
—
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
—
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки,
электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
—
работать с детскими газетами и журналами
5. Тематическое
планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
1.
|
Малые
фольклорные жанры. «На ярмарке»
|
Знакомство
с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками,
считалками, загадками и т.д.
|
2.
|
Русские
народные сказки
|
Знакомство
с жанром русской народной сказки и признаками этого жанра.
|
3
|
Сказки
А. С. Пушкина
|
Знакомство
с творчеством А. С. Пушкина – сказочника, его биографией, понятием
«авторская» (литературная) сказка.
|
4
|
Сказки
русских писателей
|
Знакомство
с литературными сказками классической русской литературы 9-20 веков,
творчеством русских писателей – сказочников, находить главную мысль в сказке,
находить признаки народных сказок в литературных.
|
5
|
Рассказы,
сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского
|
Знакомство
с учебными книгами для детей, созданными К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым.
|
6
|
Стихи
русских поэтов об осени
|
Знакомство
со стихами об осени А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К.
Бальмонта, С. Есенина и других русских поэтов, раскрыть прелесть и образность
художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации.
|
7
|
Рассказы
о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина
|
Знакомство
с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей-анималистов.
|
8
|
«Всё
наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других
поэтов.
|
Знакомство
с творчеством поэтов-обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов,
учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова.
|
9
|
Стихи
о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.
|
Знакомство
с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, учить
отличать сатирические произведения от юмористических.
|
10
|
Сказки
и стихи К. Чуковского
|
Знакомство
с краткой биографией и творчеством К. И. Чуковского, развивать умение читать
выразительно, менять ритм и темп при чтении, развивать ассоциативное
мышление.
|
11
|
Рассказы
и сказки Н. Носова
|
Знакомство
с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок.
|
12
|
Стихи
русских поэтов о зиме.
|
Знакомство
с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в этих стихах эпитеты,
сравнения, олицетворения. Учить определять настроение в стихотворение и
учитывать это при выразительном чтении.
|
13
|
Современные
детские журналы
|
Знакомство
с историей появления детских журналов в России. С современными детскими
журналами, их структурой.
|
14
|
«Что?
Где? Когда?»: энциклопедии и справочники
|
Знакомство
с различными видами энциклопедических изданий, учить искать в них необходимую
информацию.
|
15
|
Комиксы
|
Знакомство
с современным графически-повествовательным жанром – комиксом, учить
составлению комиксов.
|
16
|
Все-
все-все Алана Милна
|
Знакомство
с творчеством, биографией Милна. Учить объяснять переносное значение слов и
словосочетаний, учить определять черты характера по репликам героев.
|
17
|
Творчество
Э. Успенского.
|
Знакомство
с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными
персонажами, учить определять тему произведения.
|
18
|
Творчество
Г. Остера
|
Знакомство
с творчеством Г. Остера, особенностями его произведений. Обратить внимание на
словотворчество писателя.
|
19
|
Рассказы
В. Драгунского
|
Знакомством
с творчеством В.Драгунского, его биографией. Учить определять тему,
выразительному чтению по ролям.
|
20
|
Твои
защитники
|
Знакомство
с событиями Великой Отечественной войны, рассказать о подвиге наших соотечественников
в эти годы, познакомить с произведениями о войне, рассказать о том, как в
мирное время солдаты защищают нас от беды.
|
21
|
Богатырские
сказки. Былины.
|
Знакомство
с жанром «былина», рассказать об истории возникновения былин и богатырских
сказок, выявить признаки былины, богатырской сказки.
|
22
|
Мама
– главное слово.
|
Знакомить
со стихами и рассказами о маме.
|
23
|
Сказки
– разных народов.
|
Знакомство
с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями
разных народов.
|
24
|
Зарубежный
фольклор
|
Знакомство
с малыми фольклорными жанрами зарубежного фольклора в переводах С. Маршака,
К. Чуковского, Г. Кружкова, показать сходные черты в произведениях
зарубежного и русского фольклора.
|
25
|
Литературные
сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро
|
Знакомство
с творчеством и биографией Ш. Перро, учить находить главную мысль сказки.
|
26
|
Сказки
Г. Х. Андерсена
|
Знакоство
с творчеством и биографией Андерсена, учить находить главную мысль сказки,
формулировать её.
|
27
|
Сказки
братьев Гримм
|
Знакомство
со сказками братьев Гримм, учить ставить вопросы по содержанию сказки,
определять главную мысль сказки.
|
28
|
Д.
Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».
|
Знакомство
с биографией и творчеством Д. Р. Толкиена, учить составлять характеристику
героя.
|
29
|
Д.
Родари. «Приключения Чипполино»
|
Знакомство
с биографией и творчеством Д. Родари, учить составлению характеристики
героев.
|
30
|
А.
Линдгрен. «Малыш и Карлсон»
|
Знакомство
с биографией и творчеством А. Линдгрен, с её сказочной повестью «Малыш и
Карлсон», учить составлению рассказа о герое.
|
31
|
Обобщающий
урок по литературным сказкам. Игра Умники и Умницы».
|
Вспомнить
и закрепить знания о прочитанных литературных сказках, сказочных героях,
писателях-сказочниках.
|
32
|
Стихи
о весне
|
Знакомство
со стихами русских поэтов о весне, учить находить в стихах сравнения,
олицетворения.
|
33
|
Сочинение
«Моя любимая книга»
|
Обобщение
знаний детей о прочитанных книгах, о детских писателях, подготовить к
творческой работе, учить прорабатывать структуру сочинения, продумывать
композицию, формировать умение аннотировать прочитанные книги.
|
34
|
Обобщающий
урок. Читательская конференция.
|
Знакомство
с понятие «Конференция», правила общения, спора, учить формулировать и
доказывать свою мысль, развивать коммуникативно-речевые навыки –умение
слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определённую тему.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.