Главная / Начальные классы / программа факультатива по литературному чтению (2, 3 классы)

программа факультатива по литературному чтению (2, 3 классы)

МОУ Мининская Основная общеобразовательная школа











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«В мире книг»



Составил: Глебова Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов.


























2014-2015 уч. год

  1. Пояснительная записка

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

  1. Общая характеристика факультатива.

Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Главные цели факультатива:

создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре-

гулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Факультатив рассчитан на учащихся 2 - 3класса, содержит 34 часа (1 час в неделю).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

различать виды и типы книг;

составлять отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

работать с детскими газетами и журналами



  1. Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке»

Знакомство с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2.

Русские народные сказки

Знакомство с жанром русской народной сказки и признаками этого жанра.

3

Сказки А. С. Пушкина

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина – сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка.

4

Сказки русских писателей

Знакомство с литературными сказками классической русской литературы 9-20 веков, творчеством русских писателей – сказочников, находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных.

5

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского

Знакомство с учебными книгами для детей, созданными К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым.

6

Стихи русских поэтов об осени

Знакомство со стихами об осени А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина и других русских поэтов, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации.

7

Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

Знакомство с природоведческими рассказами и сказками, творчеством писателей-анималистов.

8

«Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов.

Знакомство с творчеством поэтов-обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов, учить искать в значении слова новый смысл, алогизм, придумывать новые слова.

9

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

Знакомство с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, учить отличать сатирические произведения от юмористических.

10

Сказки и стихи К. Чуковского

Знакомство с краткой биографией и творчеством К. И. Чуковского, развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении, развивать ассоциативное мышление.

11

Рассказы и сказки Н. Носова

Знакомство с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок.

12

Стихи русских поэтов о зиме.

Знакомство с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в этих стихах эпитеты, сравнения, олицетворения. Учить определять настроение в стихотворение и учитывать это при выразительном чтении.

13

Современные детские журналы

Знакомство с историей появления детских журналов в России. С современными детскими журналами, их структурой.

14

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники

Знакомство с различными видами энциклопедических изданий, учить искать в них необходимую информацию.

15

Комиксы

Знакомство с современным графически-повествовательным жанром – комиксом, учить составлению комиксов.

16

Все- все-все Алана Милна

Знакомство с творчеством, биографией Милна. Учить объяснять переносное значение слов и словосочетаний, учить определять черты характера по репликам героев.

17

Творчество Э. Успенского.

Знакомство с творчеством Э. Успенского, особенностями его сказок, литературными персонажами, учить определять тему произведения.

18

Творчество Г. Остера

Знакомство с творчеством Г. Остера, особенностями его произведений. Обратить внимание на словотворчество писателя.

19

Рассказы В. Драгунского

Знакомством с творчеством В.Драгунского, его биографией. Учить определять тему, выразительному чтению по ролям.

20

Твои защитники

Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы, познакомить с произведениями о войне, рассказать о том, как в мирное время солдаты защищают нас от беды.

21

Богатырские сказки. Былины.

Знакомство с жанром «былина», рассказать об истории возникновения былин и богатырских сказок, выявить признаки былины, богатырской сказки.

22

Мама – главное слово.

Знакомить со стихами и рассказами о маме.

23

Сказки – разных народов.

Знакомство с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов.

24

Зарубежный фольклор

Знакомство с малыми фольклорными жанрами зарубежного фольклора в переводах С. Маршака, К. Чуковского, Г. Кружкова, показать сходные черты в произведениях зарубежного и русского фольклора.

25

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро

Знакомство с творчеством и биографией Ш. Перро, учить находить главную мысль сказки.

26

Сказки Г. Х. Андерсена

Знакоство с творчеством и биографией Андерсена, учить находить главную мысль сказки, формулировать её.

27

Сказки братьев Гримм

Знакомство со сказками братьев Гримм, учить ставить вопросы по содержанию сказки, определять главную мысль сказки.

28

Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Знакомство с биографией и творчеством Д. Р. Толкиена, учить составлять характеристику героя.

29

Д. Родари. «Приключения Чипполино»

Знакомство с биографией и творчеством Д. Родари, учить составлению характеристики героев.

30

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

Знакомство с биографией и творчеством А. Линдгрен, с её сказочной повестью «Малыш и Карлсон», учить составлению рассказа о герое.

31

Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра Умники и Умницы».

Вспомнить и закрепить знания о прочитанных литературных сказках, сказочных героях, писателях-сказочниках.

32

Стихи о весне

Знакомство со стихами русских поэтов о весне, учить находить в стихах сравнения, олицетворения.

33

Сочинение «Моя любимая книга»

Обобщение знаний детей о прочитанных книгах, о детских писателях, подготовить к творческой работе, учить прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, формировать умение аннотировать прочитанные книги.

34

Обобщающий урок. Читательская конференция.

Знакомство с понятие «Конференция», правила общения, спора, учить формулировать и доказывать свою мысль, развивать коммуникативно-речевые навыки –умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определённую тему.


программа факультатива по литературному чтению (2, 3 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению " В мире книг" составлена для учащихся 2-3 классов.

 

 В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

 

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Автор Глебова Наталья Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3653
Номер материала 48284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓