Главная / География / Программа факультатива по географии для 6 класса "Природа Архангельской области"

Программа факультатива по географии для 6 класса "Природа Архангельской области"


Рабочая программа факультативного учебного предмета

«Природа Архангельской области»

для 6 класса









Составитель: Александрова Светлана Николаевна,

учитель географии МБОУ СОШ № 35



























Оглавление.

Пояснительная записка……………………………………………………………………………

3

Содержание программы…………………………………………………………………………..

4

Тематическое планирование……………………………………………………………………..

5

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………….......

6







































Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 6 классов.

Цель курса: дать знания по проблемам общей и региональной экологии; 
показать влияние человека на природу Архангельской области и основные направления охраны природы своего края.

Задачи курса: - формировать представление о взаимоотношениях современных людей и природы;

- формировать умения и навыки исследовательской деятельности детей;

- воспитывать умение видеть красоту природы своего края, бережно относиться к окружающему миру живой и неживой природы.

Методической основой программы является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на занятии, так и вне школы. Творческие работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.


Актуальность программы курса обусловлена её экологической и практической значимостью. Учащиеся более полно изучат природные компоненты своего края и существующие между ними взаимосвязи. Такие знания и умения окажут важное значение при организации исследовательской и проектной деятельности, и станут основой для реализации исследовательских проектов в основной и школе.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении.

Программа курса рассчитана на 34 часа.



















Содержание программы


Глава 1. Введение (3 часа)


Знакомство с физической и климатической картами региона. Определение географического положения области. Характерные особенности природы и климата, графики среднегодовых температур и количества осадков.



Глава 2. Разнообразие природы Архангельской области (15 часов)

Наблюдение за многообразием растений леса. Познакомиться с жизненными формами растений в лесу. Показать, что растения можно встретить всюду, но в разных средах обитания растут разные растения. Рассмотреть какие этажи растений существуют в нашем крае. Познакомить с характерными для деревьев частями, с внутренним строением дерева. Показать значимость листьев для растений. Подвести детей к понятию о почве как важном компоненте природы для роста и развития растений. Показать видовое разнообразие птиц нашей области, необходимость их защиты и заботы в зимний период. Научиться изготавливать кормушки. Познакомиться с образцами различных типов кормушек.

Глава 3. Заповедники и охраняемые территории нашей области (7 часов)

Познакомить с заповедниками и охраняемыми территориями Архангельской области. Изучить видовой состав представителей флоры и фауны заповедников и заказников. Познакомиться с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Глава 4. Наша Родина - Архангельская область (7 часов)

Особенности географии Архангельской области и история ее заселения. Расширение знаний об истории своей области, крупнейшие города и поселения на ее территории. Обеспеченность природными ресурсами и полезными ископаемыми, проблемы и перспективы их освоения. Реки и озера нашей области, особенности их формирования и характер течения, биологический состав водных объектов. Особенности природы Белого моря. Главные экологические проблемы области, пути их предотвращения.

Глава 5. Подведение итогов (2 часа)

Обобщение знаний, изученных при рассмотрении тем факультативного курса, подведение итогов. Подготовка и проведение научно-познавательной игры «Природа – это мы!»













Тематическое планирование

п/п

Наименование тем ЭУП

Кол-во часов

Введение. (3 часа)

1

Введение.

1

2

Архангельская область на карте России.

1

3

Особенности природы и климата.

1

Разнообразие природы Архангельской области (15 часов)

4

Где растут растения.

1

5

Что такое дерево. Этажи леса.

1

6

«Что за чудо этот лес!» - экскурсия

1

7

Составление гербария из собранного материала.

1

8

Значение листьев для растений и их виды.

1

9

Конкурс рисунков «Мое любимое дерево».

1

10

Для чего растениям нужна почва.

1

11

Животный мир Архангельской области.

1

12

Театрализованное представление «На лесной поляне»

1

13

Птицы моего края.

1

14

Жизнь птиц зимой – экскурсия.

1

15

Конкурс «Лучшая кормушка».

1

16

Подкормка птиц (практическое занятие).

1

17

Конкурс «Рассказ о любимой птице»

1

18

Праздник «Птичий калейдоскоп».

1

Заповедники и охраняемые территории нашей области (7 часов)

19

Что такое заповедник и их значение.

1

20

Пинежский природный заповедник.

1

21

Кенозерский национальный парк.

1

22

Водлозерский национальный парк.

1

23

Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник.

1

24

Музей деревянного зодчества «Малые карелы» - экскурсия.

2

Наша Родина - Архангельская область (7 часов)

25

История заселения и освоения территории.

1

26

Наши районы и города.

1

27

Экологические проблемы Архангельской области.

1

28

Викторина «Моя малая Родина»

1

29

Дары подземных кладовых.

1

30

Реки и озера.

1

31

Природа Белого моря.

1

Подведение итогов (2 часа)

32

«Природа – это мы!» - игра

1

33

Заключительное занятие.

1


Итого:

34





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате работы по программе

учащиеся должны знать:

- основные растения изучаемых природных сообществ своей местности;

- представителей животного мира нашей области;

- видовой состав флоры и фауны заповедных территорий Архангельской области;

- основные экологические проблемы нашей местности.

учащиеся должны уметь:

- использовать навыки культурного поведения в природе;

- соблюдать меры предосторожности;

- делать выводы по результатам наблюдений;

- рационально использовать природные ресурсы.

























Программа факультатива по географии для 6 класса "Природа Архангельской области"
  • География
Описание:

Данный курс предназначен для учащихся 6 классов.

Цель курса: дать знания по проблемам общей и региональной экологии; 
показать влияние человека на природу Архангельской области и  основные направления охраны природы своего края.
Задачи курса: - формировать представление о взаимоотношениях современных людей и природы;

- формировать умения и навыки исследовательской деятельности детей;

- воспитывать умение видеть красоту природы своего края, бережно относиться к окружающему миру живой и неживой природы.

      Методической основой программы является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

    Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на занятии, так и вне школы. Творческие работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

 

Актуальность программы курса обусловлена её экологической и практической значимостью. Учащиеся более полно изучат природные компоненты своего края и существующие между ними взаимосвязи. Такие знания и умения  окажут важное значение при  организации исследовательской и проектной деятельности, и станут основой для реализации исследовательских проектов в основной и школе.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

 

 

Автор Александрова Светлана Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 1924
Номер материала 2177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓